А с островский биография. Александр николаевич островский - биография, информация, личная жизнь


Островский Александр Николаевич, русский писатель, непревзойденный мастер театральной драматургии, рожден 31 марта 1823 года в Москве. краткая, но содержательная. Драматург является основоположником русского национального репертуара. Свое творчество он делил на две составляющие: психологические драмы и остросатирические комедии. Персонажи Островского представляли все многослойное общество России 19-го века, начиная от богатых купцов, у которых жажда наживы была главной и единственной страстью в жизни, и заканчивая маленькими людьми: слугами, содержанками, нищими странниками.

Первая комедия

В сорок лет Островский Александр Николаевич, краткая биография которого содержит всего несколько страниц, был избран член-корреспондентом Академии Наук Петербурга. Это высокое звание никак не влияло на творчество драматурга, он науки не касался. Всю свою жизнь писатель посвятил русскому начиная с 1847 года Островский писал пьесы и комедии, которые пользовались неизменным успехом у столичной публики. Первая комедия "Семейная картина" была прочитана узкому кругу единомышленников и безоговорочно ими одобрена. Таким образом, биография Островского, краткая по сути, отмечает начало творчества писателя.

Вехи творчества

В 1849 году на театральной сцене была поставлена комедия "Свои люди - сочтемся" о банкротстве преуспевающего купца, с многочисленными коллизиями, предательством членов семьи, алчностью, проявлением низменных человеческих инстинктов и множеством других нелицеприятных событий. Затем были написаны пьесы: "Бедность не порок" и "Не в свои сани не садись", в которых драматург пытался представить русское общество не чуждым благородства, обладающим поэтическими устремлениями.

Журналистика

Кроме драматургии А. Н. Островский (биография краткая отражает не все перемены в его жизни) тяготел к журналистике, и в 1850 году он стал сотрудником "Москвитянина", известного журнала, основная масса читателей которого состояла из простых людей, земледельцев, мелких служащих и домохозяек. Александр Николаевич вознамерился раскрыть на страницах журнала жизнь патриархального купечества, однако редакционная коллегия издания не приветствовала критический подход писателя, начались споры, конфликты. В конце концов Островский покинул "Москвитянин".

"Гроза" - шедевр драматургии

Следующим изданием, в котором решил попытать счастья писатель, был петербургский журнал "Современник", которым руководил Н. А. Некрасов, искренне считавший Островского самым выдающимся драматургом современности. И в 1859 году увидел свет первый сборник сочинений Александра Николаевича. Биография Островского краткая, но все же в ней обозначены основные вехи творчества. Тогда же была написана "Гроза" - первое значительное произведение автора в жанре трагедии, беспрецедентное по силе повествования, раскрывающее конфликт между двумя женщинами: Катериной и ее свекровью Марфой Игнатьевной. Потрясающий драматизм "Грозы", медленное продвижение Катерины к самоубийству, ее попытки сделать выбор между любовью и традиционным укладом жизни заставляют театрального зрителя глубоко сопереживать и сочувствовать несчастной женщине.

Биография Островского краткая, но она содержит еще несколько страниц из жизни знаменитого драматурга, о которых мы поговорим в другой статье.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве в семье чиновника-юриста. Мать – родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.

Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835-1840 гг .) и на юридическом факультете Московского университета (1840-1843 гг .; не окончил). Служба в московских судах (1843-1851 гг .) многое дала Островскому как писателю. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847 г .). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературную известность Островскому принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название – «Банкрут»). Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые поставлена в 1861 году ), а автор, по личному распоряжению Николая І, отдан под надзор полиции.

В своих литературных дебютах Островский придерживался направления, котрое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное». Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. В комедии «Бедная невеста» (1851 ) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котром Островский особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850-1851 гг .; некоторое время он входил в т.н. «молодую редакцию» журнала, с ее членами он был связан тесной личной дружбой. Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной 1853 г . Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы Островского быстро завоевывают репертуар: в течении более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

С 1856 г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» - сближается с деятелями демократичной русской журналистики. В годы общественного подъема перед крестьянской реформой 1861 года вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов.

1855 г . – комедия «В чужом пиру похмелье».
1856 г . – комедия «Доходное место».
1858 г . – пьеса «Воспитанница».
1859 г . – драма «Гроза».
1863 г . – «Тяжелые дни».
1864 г . – «Шутники».
1865 г . – «Пучина».

В 60-х гг. Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. Создал цикл исторических пьес:

1861 г . – «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
1864 г . – «Воевода».
1866 г . – «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино».

Период творческого подъема Островский переживает с конца 60-х годов , когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматичнские сочинения Островского 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки». В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 ), «Горячее сердце» (1868 ), «Бешеные деньги» (1869 ), «Лес» (1870 ), «Волки и овцы» (1875 ) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, «европеизированных» купцов. Приемы психологической сатиры Островского в эту пору иногда родственны сатире М. Салтыкова-Щедрина. Представления Островского о счастье, смысле жизни, долге человекавоплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874 ) и – в форме поэтической утопии – в сказке «Снегурочка» (1873 ).

В последние годы своего творчества Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти:

1878 г . – «Бесприданница», «Последняя жертва».
1882 г . – «Таланты и поклонники».

47 оригинальных пьес Островского (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н.Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены.

Александр Николаевич Островский умер 2 (14) июня 1886 года в Щелыково, ныне Островского района Костромской области.

Ключевые слова: Александр Островский,подробная биография Александра Островского,критика,скачать биографию,скачать бесплатно,реферат,русская литература 19 века,драматурги 19 века

Александр Николаевич Островский. Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года - умер 2 (14) июня 1886 года. Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Его отец, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами. Дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.

Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве).

Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» - они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!» (первоначальное название - «Несостоятельный должник»), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова.

Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись» (написана в 1852 г. и поставлена впервые в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г).

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.


Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира - любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья и личная жизнь Александра Островского:

Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Л. Косицкой, но оба они имели семью.

Однако и став вдовой в 1862 г., Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние. Островскому же она писала: "Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого".

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Пьесы Александра Островского:

«Семейная картина» (1847)
«Свои люди - сочтёмся» (1849)
«Неожиданный случай» (1850)
«Утро молодого человека» (1850)
«Бедная невеста» (1851)
«Не в свои сани не садись» (1852)
«Бедность не порок» (1853)
«Не так живи, как хочется» (1854)
«В чужом пиру похмелье» (1856)
«Доходное место» (1856)
«Праздничный сон до обеда» (1857)
«Не сошлись характерами» (1858)
«Воспитанница» (1859)
«Гроза» (1859)
«Старый друг лучше новых двух» (1860)
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
«Тяжёлые дни» (1863)
«Грех да беда на кого не живёт» (1863)
«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
«Шутник» (1864)
«На бойком месте» (1865)
«Пучина» (1866)
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
«Тушино» (1866)
«Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
«Горячее сердце» (1869)
«Бешеные деньги» (1870)
«Лес» (1870)
«Не всё коту масленица» (1871)
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)
«Комик XVII столетия» (1873)
«Снегурочка» (1873)
«Поздняя любовь» (1874)
«Трудовой хлеб» (1874)
«Волки и овцы» (1875)
«Богатые невесты» (1876)
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877)
«Женитьба Белугина» (1877)
«Последняя жертва» (1878)
«Бесприданница» (1878)
«Добрый барин» (1879)
«Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
«Сердце не камень» (1880)
«Невольницы» (1881)
«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым
«Без вины виноватые» (1881-1883)
«Таланты и поклонники» (1882)
«Красавец мужчина» (1883)
«Не от мира сего» (1885)

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор 47 оригинальных пьес. Кроме того, он перевел более 20 литературных произведений: с латинского, итальянского, испанского, французского, английского.

Родился Александр Николаевич в Москве в семье чиновника-разночинца, жившего в Замоскворечье, на Малой Ордынке. Это был район, где издавна обосновалось купечество. Купеческие особняки с их глухими заборами, картины быта и своеобразных нравов купеческого мира с раннего детства запали в душу будущего драматурга.

Окончив гимназию, Островский по совету отца поступил в 1840 г. на юридический факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. В 1843 г. он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности.

Ни один драматург не показал дореволюционную жизнь с такой полнотой, как А. Н. Островский. Представители самых различных сословий, люди разных профессий, происхождения, воспитания проходят перед нами в художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и главным образом купцов – от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных – с удивительной широтой отражены А. Н. Островским.

Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые – над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы.

Произведения Островского способствовали развитию общественного самосознания. Их революционизирующее влияние прекрасно определил Добролюбов; он писал: «Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства». Недаром защитники существовавшего строя делали все от них зависящее, чтобы пьесы Островского не шли на сцене. Его первую одноактную «Картину семейного счастья» (1847) сразу же запретила театральная цензура, и появилась эта пьеса лишь через 8 лет. Первую большую четырехактную комедию «Свои люди – сочтемся» (1850) не допустил на сцену сам Николай I, наложив резолюцию: «Напрасно напечатано, играть же запретить во всяком случае». И пьесу, сильно переделанную по требованию цензуры, поставили лишь в 1861 г. Царь потребовал сведения об образе жизни и мыслей Островского и, получив доклад, приказал: «Иметь под присмотром». Секретная канцелярия московского генерал-губернатора завела «Дело о литераторе Островском», за ним установили негласный жандармский надзор. Явная «неблагонадежность» драматурга, служившего тогда в Московском коммерческом суде, настолько обеспокоила начальство, что Островского вынудили подать в отставку.

Не допущенная на сцену комедия «Свои люди – сочтемся» создала автору широкую известность. Нетрудно объяснить причины такого крупного успеха пьесы. Как живые встают перед нами лица самодура-хозяина Большова, его безответной, тупо покорной жены, дочки Липочки, исковерканной нелепым образованием, и плута-приказчика Подхалюзина. «Темное царство» – так охарактеризовал великий русский критик Н. А. Добролюбов эту затхлую, грубую жизнь, основанную на деспотизме, невежестве, обмане и произволе. Вместе с актерами Московского Малого театра Провом Садовским и великим Михаилом Щепкиным Островский читал комедию в самых различных кругах.

Огромный успех пьесы, принадлежавшей, по выражению Н. А. Добролюбова, «к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского» и покорявшей «правдой изображения и верным чутьем действительности», заставил насторожиться хранителей существующего строя. Чуть ли не каждая новая пьеса Островского запрещалась цензурой или не одобрялась к представлению театральным начальством.

Даже такую замечательную драму, как «Гроза» (1859), враждебно встретило реакционное дворянство и пресса. Зато представители демократического лагеря увидели в «Грозе» резкий протест против феодально-крепостнических порядков и в полной мере оценили ее. Художественная цельность образов, глубина идейного содержания и обличительная сила «Грозы» позволяют признать ее одним из совершеннейших произведений русской драматургии.

Велико значение Островского не только как драматурга, но и как создателя русского театра. «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, – писал Островскому И. А. Гончаров, – для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин , Грибоедов , Гоголь . Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». Творчество Островского составило в истории нашего театра целую эпоху. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра. Почти все пьесы Островского еще при жизни его были поставлены в этом театре. На них воспитывалось несколько поколений артистов, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль, в истории Малого театра, что он с гордостью называет себя Домом Островского.

Для исполнения новых ролей должна была появиться и появилась целая плеяда новых актеров, так же хорошо, как и Островский, знавших русскую жизнь. На пьесах Островского утвердилась и развилась национально-русская школа реалистического актерского мастерства. Начиная с Прова Садовского в Москве и Александра Мартынова в Петербурге, несколько поколений столичных и провинциальных актеров, вплоть до наших дней, выросли на исполнении ролей в пьесах Островского. «Верность действительности, жизненной правде» – так отзывался Добролюбов о произведениях Островского – стала одним из существенных признаков нашего национального сценического искусства.

Добролюбов указал еще одну особенность драматургии Островского – «меткость и верность народного языка». Недаром Горький называл Островского «чародеем языка». Каждый персонаж Островского говорит языком, типичным для его сословия, профессии, воспитания. И актер, создавая тот или иной образ, должен был уметь использовать нужную интонацию, произношение и другие речевые средства. Островский приучил актера слушать и слышать, как говорят люди в жизни.

Произведения великого русского драматурга воссоздают не только современную ему жизнь. Они изображают и годы польской интервенции начала XVII в. («Козьма Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), и легендарные времена древней Руси (весенняя сказка «Снегурочка»).

В предреволюционные годы буржуазные зрители постепенно стали утрачивать интерес к театру Островского, считая его отжившим. На советской сцене драматургия Островского возродилась с новой силой. Пьесы его идут и на зарубежных сценах.

Л. Н. Толстой в 1886 г. писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, несомненно – общенародным – в самом широком смысле писателем».

После Великой Октябрьской социалистической революции творчество А. Н. Островского стало общенародным.

Дата рождения: 12 апреля 1823 года
Дата смерти: 14 июня 1886 года
Место рождения: город Москва

Александр Николаевич Островский - известный русский драматург, Островский А.Н. - общественный деятель, родился 12 апреля 1823 года. Его отец был обычным судейским служащим в Москве и жил в Замоскворечье. Он был просвещенным человеком, окончил духовную семинарию Москвы и семинарию Костромы, но его карьера священника не пошла в гору и он работал судебным стряпчим, отвечая за коммерческие и имущественные дела.

Мать Александра происходила из бедной семьи, умерла, когда ему было всего 7 лет. В семье кроме Александра было еще трое детей. После смерти его матери его отец вновь женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, которая взяла на себя заботы о воспитании и образовании детей.

В 1835 Александр поступил в Московскую гимназию, а в 1840 году поступил на отделение юриспруденции в университете Москвы. Он тут же проявил огромный интерес не только к отечественной литературе, но и к театру.

Он был завсегдатаем театров Петровский и Малый. Его образование было прервано ссорой с учителем, после которой Александр ушел из университета по собственному желанию. Он устроился работать писцом в московский суд. Его деятельность касалась имущественных тяжб между детьми и родителями.

В 1845 он перешел в коммерческий суд, где продолжил работать в канцелярии. В течение длительного времени он собирал информацию для своей последующей литературной деятельности. Примерно в это же время он написал комедию "Свои люди - сочтемся!", которая была поставлена на сцене и сразу же получила успех.

Этот успех и стал импульсом для Островского посвятить себя драматургии и литературе. Его первой публикацией стали несколько сцен из комедии "Ожидание жениха" ("Несостоятельный должник"), появившиеся на страницах "Московского городского листа" в 1847. Эти сцены и стали основой для комедии "Свои люди - сочтемся!". Многие исследователи полагают, что его первые драматические творения были написаны в период с 43 по 47 годы девятнадцатого века, но черновики не сохранились, а в печать они не попали.

Комедия "Свои люди - сочтемся!" Была несомненным успехом. Общество и независимые критики отнеслись к ней с большой теплотой, но при этом оппозиционный характер и откровенная сатира стали причиной гонений со стороны властей. Эта пьеса была запрещена к постановке на сцене всех театров, а сам драматург был под надзором цензоров и полиции целых пять лет. Эта пьеса была переиздана в 1859, но после существенных переделок, включая совершенно другой финал.

Островский в 1850 вступил в кружок литераторов журнала "Москвитянин" и получил негласный титул "певец нетронутой фальшью цивилизации". В том же году Москвитянин и печатает первую редакцию комедии "Свои люди - сочтемся!" Примечательно, что черновик этого произведения носил имя "Банкрот". С 1853 года его пьесы ставят на самых разных театральных подмостках.

В 1856 году журнал "Современник" включает его в число своих постоянных авторов. Вместе со своими коллегами по журналу в том же году он отправился в этнографическую экспедицию, организованную Морским министерством. Основной задачей этой экспедиции было описание народов России, которые жили на берегах морей и рек европейской части России.

Сам Островский изучал быт верховьев Волги. В это время он написал обширную исследовательскую статью "Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода", в которой были отражены основные этнические черты жителей этих мест, их быт и труд. Драматург собрал огромное количество информации, которая стала потом важной частью его литературного творчества. В 1860 году увидела свет самая известная пьеса мастера "Гроза", о героине которой Добролюбов написал "Луч света в темном царстве". Эта пьеса была закончена еще в октябре 1859 года, но долго проходила цензорский надзор. Действие этой пьесы разворачивается на берегах Волги.

Островский был дважды женат. Первой его женой стала Агафья Ивановна, выходка из простого люда, история не сохранила ее фамилии. Островский прожил с ней в гражданском браке двадцать лет. К сожалению, дети от первого брака умерли, когда были детьми. Он женился второй раз на Марии Васильевне Бахметьевой через два года после смерти своей первой жены. Второй брак был официальным, с Бахметьевой он обвенчался. У него было шестеро детей от второго брака - четверо сыновей и две дочери.

14 июня 1886 Островский умер и был похоронен в селе Николо-Бережки. Несмотря на ранние гонения со стороны властей его влияние на развитие русского театра трудно переоценить. Его драматургический талант был по достоинству оценен еще при жизни. В 1863 году он получил Уваровскую премию, а также стал членом-корреспондентом Академии наук.

В 1865 году под руководством Островского был создан артистический кружок, который выпустил в свет немало талантливых актеров театра. В 1870 году он создал Общество русских драматических писателей, в котором сам же и председательствовал вплоть до своей кончины.

Важные вехи жизни Александра Островского:

Родился 12 апрелся 1823
- Начал обучение в московской гимназии в 1835
- Публикация сцен из комедии "Несостоятельный должник" в 1847
- Начал работать с журналом "Москвитянин" и опубликовал комедию "Свои люди - сочтемся!" в 1850
- Начал сотрудничество с журналом "Современник" и отправился в этнографическую экспедицию в 1856
- Публикация пьесы "Гроза" в 1860
- Европейское путешествие в 1862
- Получение Уваровской премии и членство в Петербургской академии наук в 1863
- Создание Артистического кружка в 1865
- Основание Общества русских драматических писателей в 1874
- Работа в комисии по пересмотру законов об императорских театрах в 1881-1884

Занимательные факты из биографии Александра Островского:

Театральная школа, основанная Островским, развивалась в дальнейшем под руководством Булгакова и Станиславского
- Его концептуальный взгляд на театральную постановку заключался в построении театра на различных условностях, использовании богатства русского языка, правильном использовании родной речи на сцене и глубоком анализе психологии героев
- Островский был глубоко убежден в том, что игра актеров является важнейшей частью театра, ведь пьесу можно и прочитать
- Некоторые актеры и руководители театров были против нововведений Островского, современник Островского актер М.С. Щепкин ушел с генеральной репетиции грозы, которая проходила под руководством драматурга.