Пьеса эпохи барокко 6 буквы. Эпоха барокко


Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века.

К отличительным чертам данного стиля относятся напыщенность, торжественность и парадность. Причем барокко охватывает не только художественное творчество, литературу и живопись, но и образ мышления человека, его существования, а также в какой-то мере и науку.

Произведения данного времени экспрессивны и выразительны, им присуща изощренность форм, создание иллюзорного пространства, а также причудливая игра тени и света.

Эпоха барокко дала жизнь науке. Именно в это время начинают свое развитие биология, анатомия, физика и химия, другие дисциплины. Ранее их изучение жестоко каралось служителями церкви.

Войны, эпидемии различных болезней, таких как чума и оспа, различные привели к тому, что человек чувствовал себя незащищенным и растерянным. Его будущее было неопределенным. Все больше и больше умы охватывали различные суеверия и страхи. В это же время церковь раскалывается на два религиозных лагеря - протестантов и католиков, что также порождает немало склок и баталий.

Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым.

Эпоха барокко также характеризуется активной колонизацией - образовываются английские поселения в Старом и Новом Свете.

Архитектура того времени богата колоннадами, изобилием различных украшений на фасадах и в интерьере. Также преобладают многоярусные купола сложной, многоуровневой структуры. К наиболее известным архитекторам того времени относятся Микеланджело Буонарроти, Карло Мадерна, Николай Султанов.

В живописи этой эпохи преобладают религиозные и мифологические мотивы, а также парадные портреты. Довольно часто на картинах изображалась Мадонна, окруженная ангелами. Наиболее эпохи барокко - Микеланджело Меризи, Иасенто Риго, Питер Пауль Рубенс.

Именно в это время зарождаются такие как опера, фуга. Музыка становится более экспрессивной. Композиторы эпохи барокко - Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Джованни Габриели. Как видно, много выдающихся личностей творило в то время.

Эпоха барокко - одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир.

Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия.

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Для литературы барокко характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы , где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии. Принципы барокко преломились в творчестве П. Кальдерона, Т. Тассо, Агриппы д"Обинье, а также М. В. Ломоносова и Симеона Полоцкого.

В музыкальном театре - интенсивное развитие оперы и балета , а собственно в музыке - расцвет более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии и тенденции к обособлению различных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Выдающимися представителями музыкального барокко были Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди , А. Чести, Д. Букстехуде и Р. Кайзер .

Барокко – иезуитская драматургия . В течение XVI и XVII веков исполнялись школьные пьесы, которые в основном создавались в рамках иезуитского ордена. Для сельских жителей и городской публики предназначалась чешская народная драматургия.

В то время возникли некоторые сохранившиеся барочные замковые театры (Чешский Крумлов, Кромнержиж, Кукс, Литомышль и другие).

Барочные пьесы были составной частью репертуара первых открытых для широкой публики театров (Театр Шпорка в Праге, основан в 1701 году; Театр в Котцих, основан в 1738 году). Континентальная Европа XVI-XVII вв. строила театры принципиально гомофонного типа с одноуровневой сценой, мыслимой в гармоничном единстве со зрительным залом. Именно гомофонная идея, отчетливо сформулированная членами Флорентийской камераты, вызвала к жизни оперу , оттеснившую многоголосную, исполняемую ансамблем певцов, мадригальную комедию . Барочно-ориентированный театр «единства» отвергал: вращающиеся трехгранные призмы – декорации позволяли стремительно переносить действие с места на место, меняя фон. Той же цели служили быстро развивающиеся средства театральной машинерии. Перемещения в ад и рай стали весьма популярны при «технической поддержке» хитроумных подъемников и люков, но ни «ад», ни «рай» не имеют в барочном театре своей постоянной фактурной проекции, собственного семантически закрепленного уровня, какие имели место в средневековой мистерии, ибо ничего раз и навсегда данного, устойчивого и неизменного в мире барокко нет.


Драматургия классицизма.

В первой половине 17 в. в борьбе с трагикомедией возникает высший жанр классицистич. драматургии - трагедия .

Сюжеты : истории из античности. Герои: герои, короли, военачальники. В основе: конфликт чувства и долга, она обязательно соблюдает благопристойность, носит риторический характер. Действие соответствует правилу трех единств: места, времени и действия . Действие в классицист. пьесе - деление на 5 актов, занимает не более 24 ч. Декорации в театре XVII в. были во многом условными, действие полагалось протекающим в одном и том же месте, как правило, в вестибюле или портике королевского дворца, где с равной естественностью могли появляться его обитатели, сановники гос-ва, вестники, необходимые для развития действия. Третье требование - единства действия - не носит специфически классицистич. характера; это общее и обязательное условие для хорошей пьесы вообще ; без единства действия зрителю трудно досмотреть пьесу до конца. Корнель и Расин сумели сблизить античных писателей и франц. публику, только в их трагедиях греч. и рим. сюжеты наполнились живым содержанием и волновали театральные залы.

П. Корнель (1606-1684) - создатель нового типа героич. трагедии, родился в Руане, в семье чиновника. Получил прекрасное юридич. образование, но адвокатской практикой почти не занимался. «Сид», «Гораций», «Медея» и др пьесы. Первым образцом высокого классицистического искусства многие историки театра называют пьесу Корнеля «Сид» (1637).

РАСИН (1639-1699), расцвет таланта кот. пришелся на более поздний период, писал свои произведения преимущественно для театра «Бургундский отель». Пьесы: «Федра», «Андромаха», Хотел превратить свой театр в школу нравов . Тема трагедий : истории, заимствованные из греч. мифов, рим. летописей или из ветхого завета, сюжеты объединяло внутреннее морал. содержание . Психологию своих героев разнообразил чертами, нарушающими их абсолютную идеальность или абсолютную порочность. Хотел уверить себя и других в жизненной правдивости своего ис-ва. Для Буало Расин был идеальным поэтом именно потому, что стихии, бушующие в его поэзии, были укрощены разумом. Трагедии интеллект. и по форме и по существу, они лучше всего выражают собой своеобразие классицизма.

Мольер (1622-1673) – талантливый комедиограф, актер, театральный деятель, вошедший в историю мирового театра как реформатор сценического комедийного искусства. Долгое время он работал в парижском театре «Пале-Рояль». Пьесы: «Смешные жеманницы», 1660; «Ученые женщины», 1672; «Мещанин во дворянстве» 1670; «Мнимый больной» 1673.

Поэты-классицисты не ставили перед собою реальной программы действий, они ограничивались лишь общей критикой дурной морали и общим восхвалением героических действий. Именно абстрактность и незрелость политической идеологии давали возможность классицистам Корнелю, Расину и Мольеру , оставаясь гуманистами, быть королевскими поэтами.

Театральное творчество называлось искусством декламации . Два основных положения «Поэтики» Буало - принцип интеллектуальности творчества и облагороженной натуры - были вполне применимы и к сценическому искусству. Актер классицист. стиля обязан был по преимуществу декламировать, страстно и самозабвенно читать стихи, совершенно не заботясь о создании иллюзии истинных переживаний героя . Классицисты призывали подражать природе, но тут же они замечали, что моделью должна служить не всякая природа, a прекрасная природа. Болезненные и нескладные люди трагическими актерами стать не могли. Декорации были лишь живописным фоном в спектакле. Главнейшим принципом системы классицистской игры было подражание идеальным образцам .

Музыкальный театр XVII в.

АНГЛИЯ. Ренессанс+ средневек. традиции многоголосия+ расцвет искусства мадригалистов в XVI веке + подъем школы верджинелистов на рубеже XVI-XVII веков. В XVII столетии англ. музыка испытала на себе большой перелом, связанный сначала с пуритан. движением , а затем с реставрацией Стюартов . Выдвинулась фигура гениального музыканта - Генри Пёрселла. Создал значительное количество музыкальных произведений, в том числе около 50 работ для музыкального театра, из которых наиболее значительной является опера «Дидона и Эней ».

ИСПАНИЯ. Музыкально-поэтич. формы, театрализуясь, превращались в небольшие спектакли + развитые театр. представления включали в себя бытовую музыку - вильянсикос, испан. танцы . Начало этому было положено еще на рубеже XV и XVI в. Хуаном дель Энсиной в его эклогах и репрезентасьонес. В XVI в. за ним последовалипоэт Лукас Фернандес и драматургХиль Висенте . Фернандес еще в 1510-х годах положил на музыку свои "Диалоги для пения " в виде небольших сценок с мелодиями популярных вильянсикос и с элементами музыкальной декламации под инструментальное сопровождение.

Лопе де Вега и Кальдерон не только вернули музыке ее место в светских представлениях, но и всемерно углубили ее значение. В XVII ст. наряду с крупными образцами драматургии, включавшими музыкальные номера, развивались малые музыкально- театр. жанры, театрал. песни и возникла сарсуэла - новый, развитой и синтетический музыкальнотеатральный жанр . К типу сарсуэлы относится спектакль по пьесе Лопе де Вега "Лес без любви".

Об участии музыки в пьесах Кальдерона (1600-1681) можно судить полнее. Многие из них по существу являются сарсуэлами ("Фалернский сад" (1629) "Празднеством сарсуэлы" с музыкой Хосе Пейро). Создал немало сарсуэл различного содержания - комедийных, мифолог., историко-географ. К числу сарсуэл - пьесу "Пурпур розы" (о Венере и Адонисе), эклогу "Эхо и Нарцисс", "Мост в Монтибле" (из времен Карла Великого) и целый ряд других произведений. Участие музыки в драмат. спектаклях утверждается в XVII в. как черта нац. испан. театра.

К сер. XVII в. участие музыки в спектаклях настолько расширилось, что к некоторым драмат. постановкам привлекались все музыканты Королевской капеллы. Вошло в обычай открывать спектакль вокальным квартетом иногда с сопровождением арфы и виуэлы. Традиц. стали муз. номера в прологе, например нар. песня - сегидилья , муз. интермедии в антрактах, балеты в финалах или фарсах, заключавших спектакль .

ИТАЛИЯ. Жанры: придворный балет, либо музыкально-хореограф. представление с инструмент. вступлением; комедия, комедия-сказка; танцевальное празднество [при дворе], праздник с завтраком, театр. празднество; интермедия; маскерата, комич. маскерата; турнир, сражение на лошадях; триумф; вечернее или ночное карнавал. празднество. Дворцовые танцевальные спектакли этого времени сильно походили друг на друга и имели общие структурные закономерности. Большинство начиналось музык. номерами в виде восхваления монарха (либо иного "хозяина"); в центре празднества было театр. действо, исполнявшееся професс. танцовщиками и певцами. Многие постановки были сделаны в стиле балетов "театрально-аллегор. типа" с участием хора, основанных на традиции придворной интермедии 2ой пол. XVI века. Сюжет : чаще мифолог., сочетался со сценич. и хореограф. движением. Музыка: разделялась на вокальную (сольную и хоровую) и инструментально-танцев. Структура и жанровая окраска спектакля: могла видоизменяться в зависимости от места постановки и своего предназначения. Театрализованные представления устраивались по случаю бракосочетания либо других торжеств.событий (рождение ребенка, коронация, выздоровление вице-короля, прием гостей). Важен был факт украшения праздника, театр. роскоши, развлечения гостей, и лишь создатели спектакля могли задумываться о рождении жанров ис-ва ради самого искусства.