Необыкновенные музыкальные способности. Гениальный музыкант — Антон Рубинштейн Что такое сумасшествие


Любая наука о человеке так или иначе сталкивается с вечной дискуссией - что важнее в развитии личности: природные качества или воспитание? Сторонники обоих мнений склонны сводить этот спор к однозначным ответам, но, к счастью, недавние исследования показали, что дело обстоит немного иначе. Оказывается, нам вполне по силам самим влиять на то, кем мы станем. T&P перевели отрывок из новой книги известного бизнес-тренера Майлза Дауни «Гений в каждом из нас» об истории возникновения этих точек зрения, секретах гения Моцарта и о том, как гены человека реагируют на его внешнее окружение.

Фрэнсис Гальтон (1822–1911) - английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик.

Споры о приоритете одного над другим, взаимосвязях и взаимовлияниях природы и воспитания друг на друга начались в середине XIX века с работ Фрэнсиса Гальтона. В упрощенном виде природа - это все врожденные качества личности, ее генетическое наследие, а воспитание - это внешние элементы, социальные и культурные, влияющие на то, каким станет человек: как к нему относятся родители, чему и как его учат в школе и университете, с чем он сталкивается в жизни и как складываются его отношения с окружающими.

Радикалы, стоящие на стороне природы и увлеченные биопсихологией, утверждают, например, что все особенности человеческого поведения, вплоть до мельчайших черт характера, есть не что иное, как результат эволюции. Ничего странного в этой точке зрения нет, особенно если учесть, что один из ее первых и самых ярых поборников, Фрэнсис Гальтон, был двоюродным братом Чарльза Дарвина. По другую же сторону баррикад стоят бихевиористы, убежденные в том, что все поступки человека определяются прежде всего его существованием в социальной среде. Один из наиболее ярких и известных сторонников этой идеи - английский педагог и философ Джон Локк (1632–1704). Изучая личность с самого ее рождения, он пришел к выводу, что сознание ребенка в утробе матери - это tabula rasa, то есть чистый лист, нечто девственное и нетронутое, со временем заполняемое опытом. Эта мысль прямо противоположна той идее, что некоторое знание заложено в нас с рождения - причем самой природой.

Бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству до сих пор остаются главными движущими силами менеджмента

Идея приоритета природы господствовала в обществе вплоть до середины XX века. Чтобы понять почему, достаточно представить себе культурную и социальную атмосферу той эпохи. Идея, что человек сам способен влиять на то, кем он станет в будущем, была слишком революционной, чтобы ее приняли с легкостью. Люди должны были знать свое место в обществе, иначе работяги отказались бы трудиться в полях и на заводах, солдаты - умирать на поле боя, слуги - уважать богатых и власть имущих. Даже во второй половине столетия бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству оставались - и остаются до сих пор - главными движущими силами менеджмента. Мало кто всерьез заботится о создании у сотрудников внутренней мотивации и предоставлении им возможностей для роста.

Правило десяти лет

Настоящий прорыв, наметивший выход из тупика, произошел с появлением работы шведского психолога Андерса Эрикссона и его коллег, озаглавленной как «Роль осознанной практики в достижении выдающихся результатов». В основу исследования лег опыт, полученный ученым в работе над проектом американского университета Карнеги - Меллон, посвященным изучению особенностей памяти. С помощью Уильяма Чейза и некоего анонимного рядового студента Эрикссон провел эксперимент по значительному развитию запоминательных навыков. Результаты показали, что при правильном выборе методики и достаточной интенсивности занятий подопытный способен запомнить и воспроизвести по памяти вплоть до 80 чисел. Биологические характеристики были никак не связаны с этой способностью. Это открытие стало для Эрикссона началом долгого - длиной в 30 лет - пути по продвижению концепции таланта и убеждению в ней многочисленных сомневающихся.

Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься

Позже - в 1991 году, уже в Университете штата Флорида - он провел, пожалуй, самое известное свое исследование. Экспериментальную группу составили студенты скрипичного отделения Берлинской музыкальной академии. Вместе с двумя коллегами Эрикссон попытался определить, какие факторы становятся причинами наивысших достижений в искусстве. Вот в чем заключался эксперимент. Студентов разделили на три группы в соответствии с их квалификацией. В первую группу вошли лучшие из лучших - скрипачи, которым прочили уникальную сольную карьеру и всемирное признание. Во вторую - студенты, чьи способности позволяли им рассчитывать на места в самых известных оркестрах. В третью - потенциальные преподаватели-практики. После долгих и содержательных интервью исследователи нашли то, что искали: оказалось, что самые экстраординарные таланты к своему 20-летию имели за плечами более десяти лет игровой практики - в среднем около 10 тысяч часов упражнений и репетиций. Все без исключения. Вторая группа могла похвастаться 8 тысячами часов, третья - только 4 тысячами (опять же в среднем). Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься.

Подобные исследования предпринимались впоследствии еще не раз: экспериментальные группы составлялись из представителей самых разных сфер человеческой деятельности. Но результаты были неизменны. Благодаря работе Эрикссона в обиход психологов надежно вошло правило десяти лет, или правило 10 тысяч часов. Как сказал в своем интервью BBC британский легкоатлет Мохаммед Фарах, выигравший сразу две золотые медали на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (в том числе и за гонку на 10 тысяч метров), «секрет успеха - в упорном труде и целеустремленности».

Музыкальный гений

В качестве примера личности гениальной и одаренной (то есть такой, которая демонстрирует свой талант с самого раннего детства, становясь все более виртуозной без какой-либо специальной подготовки) очень любят приводить Моцарта. Он не вставал из-за пианино, когда ему было три года, написал свое первое произведение в пять лет и отправился в тур по Европе, когда ему было шесть.

Но смотрите, сколько всего интересного можно узнать, взглянув на его биографию чуть пристальнее. Возьмем для начала его старшую сестру Марию Анну, великолепно игравшую на клавесине благодаря постоянным занятиям с отцом. То есть Моцарт с самого раннего детства слышал музыку и видел людей, беспрестанно практикующихся за музыкальным инструментом. Неудивительно, что однажды он начал повторять за сестрой. Отец Вольфганга Амадея, Леопольд, был видным музыкантом, композитором и преподавателем, причем преподавателем весьма прогрессивным: его методы здорово напоминают метод Судзуки (так кажется не только мне, но и всем, кто интересуется вопросами воспитания). Он занялся музыкальным образованием сына в ту же минуту, как увидел его интерес, и посвятил ему бо́льшую часть своей жизни - с потрясающим результатом. Ничего удивительного, впрочем, в этом результате нет: с таким заделом Моцарту попросту не оставалось ничего иного, кроме как стать гением. И еще одна вещь: некоторые критики утверждают, что ранние произведения Моцарта не так уж и хороши по сравнению с более зрелыми, которые он начал писать с 17 лет, чуть больше чем через десять лет после дебюта.

Чемпион по пинг-понгу

Похожую историю рассказывает Мэттью Сид в своем бестселлере «Прыжок». Он стал лучшим в Британии игроком в пинг-понг в 1995 году, когда ему было 24. История эта примечательна как минимум двумя моментами: тысячами часов тренировок и большим везением. Мэттью рассказывает, что, когда ему было восемь лет (семья жила тогда в Рединге), родители купили стол для пинг-понга и поставили его в гараже. Сами они в эту игру никогда не играли, поэтому ни о какой семейной традиции говорить не приходится. Просто у них был очень большой гараж - по сравнению с соседями, по крайней мере. Первым напарником Мэттью стал его старший брат Эндрю. Они так увлеклись игрой, что не отходили от стола часами, испытывая друг друга, тренируя свои умения и придумывая новые приемы. Все эти факторы, сойдясь в одно время в одном месте, и дали Мэттью возможность тренироваться.

«Даже не отдавая себе в том отчет, мы проводили за столом тысячи и тысячи бесконечно счастливых часов», - пишет он. Удача же пришла в виде учителя местной школы мистера Чартерса, ответственного за внеклассную работу и в том числе - невероятно, но факт - за настольный теннис. А еще он был одним из лучших, если не самым лучшим, английским тренером и в этом качестве заведовал местным пинг-понг-клубом, куда и позвал братьев Сид - играть и тренироваться после школы, по праздникам и выходным. Ребятам повезло родиться на земле, богатой талантами, поэтому тренироваться им довелось не только с местными чемпионами, но и с чемпионами страны и даже мира. Эндрю удалось завоевать три национальных юниорских титула. Мэттью же судьба приготовила кое-что особенное. Случилось так, что именно в это самое время легендарный Чень Синьхуа - пожалуй, лучший игрок в истории пинг-понга - женился на женщине из Йоркшира и переехал в эти края. Он уже было закончил карьеру, но, увидев Мэттью, согласился его тренировать. После этой встречи юноша долгие годы оставался номером один в Англии, трижды становился чемпионом Содружества и дважды - олимпийским чемпионом. По его собственному признанию, родись он просто на другой улице, ничего этого бы не произошло. Нас, впрочем, интересует не столько удача, сколько долгие годы упорных тренировок - как основной компонент будущего успеха.

Гены и среда

Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что в противостоянии природы и воспитания не все так просто. Первой тучкой, затмившей восходящее солнце сторонников воспитания, стали сомнения в справедливости правила десяти лет. Оказалось, что кому-то достаточно 4 тысяч часов, а кому-то не хватало и 22 тысяч. Таких примеров набиралось все больше и больше, и в конце концов исключения начали опровергать правило. Выяснилось, что, если взять двух человек, один из которых имеет явные способности к тому или иному роду деятельности, а другой - нет, и обучать их по одной и той же программе, первый будет прогрессировать значительно быстрее второго. Значит, дело не только в практике.

Дальше все запутывается еще больше - вплоть до того, что, на первый взгляд, некоторые тезисы даже противоречат друг другу. Стефан Хольм - шведский атлет, прыгун в высоту - потратил долгие годы на изнурительные тренировки, желая довести свою технику до совершенства. Несмотря на крупное для выбранного вида спорта телосложение, Стефан - яркий пример правила десяти лет: в 2004 году он стал золотым призером Олимпийских игр. Значит, именно воспитание является ключом к успеху? Так, да не так. Чем, скажем, объяснить феномен Дональда Томаса, игрока баскетбольной команды Линденвудского университета, который, не имея ни должной экипировки, ни сколь-нибудь значительной подготовки, легко преодолел планку в 2 метра 21 сантиметр, причем совершенно неожиданно для самого себя? В том же году его пригласили в сборную Багамских островов, а в 2007 году на чемпионате мира он опередил Стефана Хольма в битве за первое место. Секрет успеха Дональда заключался в аномальной длине ахилловых сухожилий, благодаря чему он прыгал словно на рессорах: сами связки толкали тело вверх. Его история - явный аргумент в пользу превосходства природы. Оба атлета были ярчайшими фигурами своего времени, достигшими вершины спортивного Олимпа. Но вот добирались они туда разными тропами.

Читая это, вы, должно быть, думаете, что эти две судьбы - наглядный пример старого как мир противостояния «природа или воспитание», даже в каком-то смысле его кульминация. Но все не совсем так. Союз «или» означает, что мы должны выбрать что-то одно, оставить оба варианта мы не имеем права. Те, кто верит в природу, считают гены своего рода проектом, по которому потом строится личность. Сторонники воспитания, напротив, отрицают существование какой бы то ни было генетической предрасположенности. Но ни те ни другие почему-то не учитывают тот факт, что гены сами по себе умеют реагировать на окружение.

Вот что пишут в одной из статей проекта Enabling Genius Лино Пасо Пампильон и Тамара Кутрин Мильян:

После окончания проекта «Геном человека» в 2003 году ученые поняли, что у человека около 20 500 генов (примерно столько же, сколько у мыши) и что геном - лишь небольшая составляющая эволюционирующей личности. Куда более важную роль играют вторичные, эпигенетические факторы. Эпигенетика связана с химическими изменениями, напрямую влияющими на последовательность ДНК. По сути она определяет, как реагируют гены на конкретное окружение. Исследователи часто сравнивают генетику с клавиатурой пианино: мелодия, которая получится в результате, зависит от того, на какие клавиши и как именно мы нажимаем. Кто-то услышит концерт Моцарта, кто-то - нестройные гаммы недавно начавшего учиться играть соседа.

Поток

Не могу закончить эту главу, не рассказав вам еще об одном аспекте высших достижений, который в настоящий момент исследуется крайне активно, - так называемом потоке. Поток - это особое состояние психики, отличающееся от фиксированной генетической установки тем, что его можно включать и выключать. Много лет назад моя жена Джо в качестве подарка на день рождения оплатила мне курсы по управлению планером. С летательными аппаратами я был немного знаком, потому что в детстве часто летал с отцом: он был лицензированным пилотом и состоял в небольшом любительском клубе, располагавшемся на задворках дублинского аэропорта. Впервые он поднялся в небо в 20 с небольшим: во время Второй мировой войны ему довелось пилотировать «Спитфайры» и «Харрикейны» - машины легендарные и во всех отношениях необыкновенные.

Однажды его сбили в небе над Нормандией, и он спасся лишь чудом, выбравшись из горящего самолета буквально в последний момент. Небо было у него в крови, и каждый полет он воспринимал как событие особенное и крайне важное. Думаю, это передалось по наследству, поэтому подарок Джо вызвал во мне целую бурю эмоций. Полеты на планерах сильно отличаются от полетов на самолетах - хотя бы тем, что в случае ошибки у пилота нет двигателя, с помощью которого эту ошибку можно было бы исправить. Чуть ослабите внимание - и вот аппарат уже отклонился от нужного курса и стремительно теряет высоту. Отвлечетесь сильнее - и без парашюта уже не обойтись. Инструктор учил меня на ходу - прямо во время учебных полетов, открывая рот только тогда, когда это было действительно нужно, ведь благодаря отцу опыт пилотирования у меня уже был. И тем не менее каждый раз, слыша голос инструктора, я отвлекался. И вот в один прекрасный день - мы как раз отрабатывали разворот и заход на посадку - он вдруг понял это и бросил фразу на середине: «Да, *** [блин], просто лети!» И я полетел. Он меня освободил. Полностью отдал мне контроль. Я был максимально сконцентрирован и при этом расслаблен, стал одним целым со своим планером. И входя в поворот, практически не потерял высоты. Это и есть состояние потока. Момент, когда гениальность достигает своего пика.

Термин «поток» был впервые предложен американским ученым Михаем Чиксентмихайи в книге «Поток: Психология оптимального переживания», вышедшей в 1990 году, когда он возглавлял кафедру психологии Чикагского университета. Вот как он описывает поток: «Быть полностью вовлеченным в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Все твое существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». Именно использование всех своих умений на пределе и делает состояние потока столь важным в деле достижения наивысших результатов».

Нам по силам влиять на то, кем мы станем. Каждый момент нашей жизни, каждый поступок в той или иной степени управляется сознанием - и поток здесь ни при чем, потому что включить этот режим может каждый. В «уравнении гениальности» как минимум три переменные: наше генетическое наследие, окружающая нас среда и состояние психики. Две из них мы вполне можем определять сами, так что оправдание вроде «Я такой, какой я есть» - не более чем пошлый софизм.

Клише о композиторе-затворнике, теряющем остатки разума над нотным манускриптом неоправданно и даже обидно для современных музыкантов. По словам Джеймса Роудса, популярного пианиста и композитора, между музыкой, творчеством и душевно-психическим равновесием есть явно пропорциональная связь, которая не вредит, а наоборот, поддерживает здоровье и настроение творческих людей.

Этюд о предрассудках

Сумасшедший композитор… ноту за нотой вытаскивает из себя музыку на манускрипт, сбросил 7 килограмм, пока сочинял свою последнюю оперу. Простуда уже давно переросла в бронхит, вечно страдает от кашля, недосыпания и недоедания. Бубнит что-то себе под нос, кричит на прохожих, рисует нотный стан на салфетках в кафе и ресторанах. Сидит за фортепиано один, продрогший, голодный и глядит на надпись на стене: «Необязательно быть сумасшедшим, чтобы сочинять музыку, но так легче»; надпись, которая написана его собственным почерком, его собственной кровью.

Это не просто предрассудок - это историческое и культурное клише, ставшее частью общественного восприятия всех артистов. Но оно настолько же ошибочно, насколько широко распространено.

Причина клише

Правда заключается в том, что связь между сумасшествием и креативностью, так же сильна и логична, как и причинно-следственная связь между знаком зодиака и интеллектом.

То, что общество решило связать безумие и творчество, очень легко объяснимо. Как еще мы, простые смертные, можем объяснить невероятную творческую силу таких гениев, как Моцарт или Бетховен. Конечно, нам проще объяснить это каким-то странным умственным расстройством или психологическим недугом. Мы не можем согласиться с тем, что оба эти человека были абсолютно обычными, иначе куда теряется магия? И что делать с вопросом: почему я не такой?

Что такое сумасшествие?

Творчество — крайне широкое понятие. Создание музыки становится для композиторов не просто работой, а страстью и любовью всей жизни, причиной их существования. Каждый из современных композиторов готов поклясться, что великие музыканты не были сумасшедшими.

Взволнованными? Да, конечно. Обозленными, обедневшими, страдающими алкоголизмом, обеспокоенными, нервными, страдающими от приступов депрессии и горя. Но эти черты совсем не являются определением сумасшествия. На самом деле, время от времени они могут охарактеризовать каждого из нас.

Из всех великих композиторов сегодня только Шуман оказался бы госпитализированным из-за своего биполярного расстройства. Кроме него ни один из музыкальных гениев не получил бы положительного диагноза какого-либо психологического расстройства.

Диагноз в психологии, вообще, штука очень интересная. Все мы немного сумасшедшие. Хороший (или плохой) психолог может поставить диагноз того или иного расстройства любому человеку. На самом деле мы очень мало знаем о том, как работает наше собственное сознание. Когда-то великий английский поэт-романтик Китс получил диагноз «психическое расстройство на основе поэзии». Хотелось бы думать, что с того времени мы достигли новых высот в психологии, но на самом деле изменилась мало.

Что такое творчество?

Во время творческого процесса музыканта совершенно не волнует его психологическое состояние. Однако стоит ему только задуматься о своем собственном здоровье, как творчество сразу становится абсолютно необходимым. В этом случае важно отметить, что все композиторы достигли своих высот не потому, а несмотря на то, что были беспокойными, нервными и неуравновешенными.

Креативность и творческая сила являются знаком психической стабильности, а никак не расстройства. Творчество спасает людей от рутины, депрессии, страхов и безысходности. Возможность высказаться, вылить бушующие эмоции в музыку, это то, что спасает композитора от сумасшествия.

Биографический пример

Конструктивная, спасительная энергия творчества может быть продемонстрирована на примере великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Автор величайших музыкальных произведений осиротел в возрасте 10 лет, потерял нескольких братьев и сестер, сталкивался с постоянным физическим и моральным насилием в школе, несколько лет провел рядом с ненавидевшим его родственником. Будучи подростком, он прошел сотни километров пешком, чтобы добраться до лучшей музыкальной школы. У него было 20 детей, 11 из которых умерли в раннем возрасте. Его любимая жена скоропостижно скончалась, когда композитор находился в коротком отъезде. Испытав на себе столько горя, любой человек сошел бы с ума, но Бах до конца своих дней оставался абсолютно рациональным, психически уравновешенным человеком. А все потому, что свои эмоции, все свои слезы и горести он выражал в музыке.

Он никогда, ни на день не прекращал работать. Без музыки, вполне вероятно, он сошел бы с ума. Ему не нужны были подбадривающие выводы современных исследований, доказывающих, что творчество положительно влияет как на социальное, так и на эмоциональное и интеллектуальное развитие. Ему не нужно было читать о том, что креативные люди обладают большим потенциалом. Он это просто знал… знал и ни на миг не прекращал работать.

Творчество в современном мире

Сегодня мы регулярно пытаемся найти решение своих проблем, оправдать их чем угодно, лишь бы нам позволили продолжать вести свой спокойный и размеренный образ жизни. Творчество не терпит размеренности, оно не признает рамок и стереотипов. Творчество живет и создает жизнь. Композиторам, художникам, скульпторам и писателям не нужно искать забвения в сериалах, социальных сетях и дорогих курортах. В их внутреннем мире живет и развивается целая вселенная.

Есть один секрет, который широкая публика не знает или предпочитает игнорировать: не нужно становиться композитором или художником, чтобы быть творческим человеком. Один из самых грустных мифов современности - миф о том, что только небольшая часть людей обладает креативностью. Как говорил Пикассо: все дети - величайшие живописцы, самая большая проблема нашего общества в том, что мы мешаем им оставаться художниками.

Каждый меломан хочет узнать больше о своих музыкальных кумирах. Давно прошли те времена, когда интересную и важную информацию добывали по крупицам, собирали газетные и журнальные вырезки о любимых музыкантах, давали друг другу их почитать и обменивались статьями. Сегодня, чтобы узнать новости, прочесть интервью с артистами или историю какой-либо группы, достаточно войти в интернет. Но для тех, кто интересуется всем, что связано с кумирами, этого мало. Книги о любимых исполнителях и композиторах - это ощутимые материальные вещи, которые дают возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к миру исполнителей.

Сегодня в магазинах легко можно найти множество книг, посвящённых музыке. Это биографии и автобиографии музыкантов, истории разных коллективов, книги по музыкальной теории и учебники для тех, кто сам хочет освоить музыкальный инструмент. Новые издания о музыке выходят регулярно. Каждый меломан найдёт в этом изобилии что-то для себя.

У каждой песни – своя история

Хотели бы вы побывать на репетиции своей любимой рок-группы? А узнать, как музыканты сочиняют свои хиты, и что стоит за каждой из их песен? Если ваш ответ «да», то серия «Истории за песнями » для вас!

В этой серии выходят книги о самых популярных и любимых почти всеми в мире исполнителях. Вы узнаете захватывающие истории рок-групп, авторы посвятят вас в тайны создания всех студийных альбомов и главных хитовых композиций, расскажут истории о событиях, которые повлияли на написание песен.

Каждая книга серии содержит огромное количество фотографий, иллюстрирующих творческий путь исполнителей и коллективов. Многие из этих снимков публикуются впервые.

Из новинок серии можно выделить книгу, посвящённую группе Radiohead . Писатель и музыковед Джеймс Дохини, написавший эту книгу, рассказывает в ней историю каждой песни этой прославленной группы.

Ранее вышли (и уже стали настоящими хитами) книги о таких коллективах, как U2, Metallica, Red Hot Chili Peppers, Abba и других командах, написавших песни, признанные современной классикой. Не обошли стороной и совсем уж легендарных «Битлов» и «Роллингов».

Музыкальные легенды и идолы

Ещё одна отличная серия для ценителей качественной музыки. В книгах серии вы найдёте отрывки из интервью с музыкантами, информацию об их личной жизни и взглядах. Особенно стоит отметить книги «Rammstein. Горящие сердца », «David Bowie: встречи и интервью », а также «Motorhead. На автопилоте ».


Для тех, кто любит наше

Мировая рок-сцена – это здорово, но что можно почитать о наших, отечественных рок-звёздах? Тем, кто предпочитает русскую живую музыку, можно рекомендовать книги серии «Легенды русского рока », в которой вышли уже одиннадцать изданий о разных музыкантах и коллективах.

В этих книгах вы найдёте рассказы об истории русского рока. История некоторых исполнителей растягивается на несколько десятилетий, но даже дебютные произведения этих музыкантов слушают и любят и сегодня. В этом, пожалуй, и заключается феномен русской рок-музыки: она актуальна во все времена.

Из новинок серии хочется отметить книгу «Павел Кашин. По волшебной реке » – честный и откровенный рассказ одного из самых популярных современных отечественных исполнителей и авторов. Павел Кашин остаётся в стороне от громких тусовок, но его песни знают и любят миллионы.

Другая группа – «Король и шут» – удостоилась целых двух книг, вышедших в серии «Легенды русского рока». Кроме того, в серии есть издания, посвящённые таким коллективам, как «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Секрет» и «Воскресение». Кстати, группа «Король и шут», уже упоминавшаяся выше, настолько популярна, что книги о ней продолжают выходить не только в этой серии. Недавно вышла «Старая книга» /book/korol-i-shut-staraya-kniga-833644/ – уникальный сборник черновиков, благодаря которому каждый поклонник группы может погрузиться в творческий процесс, узнать, как создавались песни, и прочитать множество стихов, которые так и не стали песнями.



Книги для ценителей симфонической музыки

Тем, кто хочет больше узнать о современных музыкантах и композиторах, уже ставших классиками, можно рекомендовать серию книг «Вечная музыка. Иллюстрированные биографии великих музыкантов ». Авторами работ, вышедших в этой серии, стали люди, которые лично знали Шостаковича, Рихтера, Прокофьева и других героев этих биографий.

Например, книга воспоминаний Сергея Рахманинова - это единственный подлинный мемуарный документ – рассказ композитора о себе. К сожалению, Рахманинов не оставил подробной автобиографии. Музыковед Оскар фон Риземан записал воспоминания гениального композитора - впервые эту книгу издали в 1934 году в Лондоне.

О другом музыканте – первом в СССР обладателе премии «Грэмми» Святославе Рихтере – рассказывается в книге «О Рихтере его словами». Сам Рихтер одобрил выход этой книги.

Книга Валентины Чемберджи «В доме музыка жила. Шостакович. Прокофьев. Рихтер» –это не мемуары, а скорее наброски к портретам музыкальных деятелей в драматическом контексте истории страны. На этих страницах – не только рассказы о Шостаковиче, Прокофьеве и Рихтере, но и о других, незаслуженно забытых, но достойных восхищения людях.


Другие книги о музыке

«Музыка моей жизни. Воспоминания маэстро » – это книга, которую написал Раймонд Паулс – отец латышской эстрады, песни которого знают и любят не только в Латвии, но и в России, а также по всему миру. Он заслужил множество наград, званий, стал лауреатом ряда премий. Но эти регалии почти никогда не упоминаются рядом с его именем. Для миллионов людей Раймонд Паулс остаётся обладателем одного «титула» – Маэстро.

«Голос. Музыкальная грамота для вокалистов » – издание, которое будет полезно всем, кто хочет сделать первые шаги в мир музыкальной теории. Несмотря на название, книга адресована не только вокалистам, но и самому широкому кругу читателей, желающих узнать больше о музыке.

«Погружение в музыку » – книга Михаила Казиника, также известная под названием «Тайны гениев-2».

В этой работе известный философ, искусствовед, режиссёр, драматург Михаил Казиник знакомит читателей с особенностями творчества известных композиторов, раскрывает секреты воздействия разных типов музыки на слушателя, обращается к вечным темам добра и зла, смерти и бессмертия, любви, страсти, одержимости. Узнайте тайны музыки, прочитав эту книгу!

«Музыка как шанс » – книга известного музыканта Владислава Колчина. Ему поставили диагноз «рассеянный склероз». Лечения от этого заболевания, от которого страдает множество людей во всём мире, не существует. Кроме, разве что, музыки… Это очень личная книга о музыке, наполненная массой автобиографических деталей.

Книга с простым названием «Музыка » вовсе не проста.
Это довольно-таки объёмное издание, на страницах которого представлен мир музыки во всем её многообразии стилей, направлений и жанров. Авторы сделали удачную попытку охватить этот мир наиболее полно.

Кто становится гением? Талантливый ребенок, который воспитывался в музыкальной среде, или работоспособный ученик, готовый к многочасовым занятиям? Этот спор редко обходится без упоминания известных музыкантов, которые еще с детства начали проявлять нетипичные для сверстников способности к искусству. Они на слух воспроизводили мелодии на музыкальных инструментах, когда только недавно научились говорить, исполняли собственные произведения на выпускных экзаменах в консерватории, выступали перед королевской семьей, пока сверстники только обучались нотной грамоте, подписывали контракты со студиями звукозаписи, не окончив даже школы. Анна Рыжкова рассказывает, каким было детство известных музыкантов-вундеркиндов.

Фредерик Шопен

Родители Шопена – Юстина и Николай – знали иностранные языки, были хорошо образованны и музыкально развиты. Они рано заметили восприимчивость сына к музыке: при звуках грустной мелодии, он начинал плакать, а когда мама исполняла для него веселые польские танцы, смеялся, танцевал и пробовал на слух подобрать песни на рояле.

Первым учителем для Шопена стала его старшая сестра, она занималась музыкой с паном Живным, который быстро заметил талант Фредерика и вскоре начал уделять мальчику больше внимания. Он записывал за начинающим композитором его простенькие пьесы и обучал его музыкальной технике. Шопен впервые продемонстрировал свое мастерство перед широкой публикой в восьмилетнем возрасте. Он выступил на концерте в пользу бедных в зале Радзивилловского дворца. Мальчик появился на сцене в бархатном костюмчике с кружевным воротником и сыграл технически трудный концерт чешского композитора Йировца. Шопен еще не понимал, что в его выступлении вызвало так много восхищенных отзывов, и когда обсуждал с мамой впечатления от первого концерта, сказал: «Больше всего всем понравился воротничок. Знаешь, мама, на него все смотрели!».

Свое первое серьезное произведение - полонез G moll - сочинил в шесть лет. «Автор этого Польского танца - юный артист, которому едва исполнилось восемь лет... Это подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет трудные произведения, но является к тому же автором нескольких танцев и вариаций, которыми знатоки музыки не перестают восхищаться», - писали тогда о Шопене критики в польской прессе.

Юного композитора часто приглашали выступать в домах аристократии. Он участвовал в концертах в Бельведерском дворце у великого польского князя Константина Павловича и даже подарил два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. Так Шопен попал в высшее общество, стал много гастролировать по европейским странам и сам вскоре занялся преподаванием музыкальных дисциплин.

Где послушать

Вольфганг Амадей Моцарт

Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным. Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке - это заслуга отца. Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.

Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице. Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга. «Смотрите, господин Шахтнер, - обратился отец к своему придворному музыканту, - как все здесь правильно и со смыслом!».

В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки -- семилетний мальчик». Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными. Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше - это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».

Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона. Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко). А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, - и был абсолютно прав.

Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.

Где послушать

На концерте «Моцарт – гений из Зальцбурга» в исполнении камерного оркестра «Инструментальная капелла». Концерт проходит в рамках проекта «Классика на высоте», и его название здесь приобретает буквальный смысл – музыку будут исполнять на высоте 220 метров, на 58-м этаже башни «Империя» в Москва-Сити.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев начал занятия музыкой под руководством мамы, Марии Григорьевны. Еще не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет он начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. Музыканту пришлось выучить ноты как раз для того, чтобы свои маленькие произведения не потерять.

В девять лет Прокофьев впервые услышал оперу Шарля Гуно «Фауст» и понял, что пришло время от маленьких пьес перейти к крупным формам. Он написал музыку для своей первой оперы в трех действиях («Великан»), к которой все сюжетные линии придумал самостоятельно.

Заметив талант Сергея к композиции, Мария Григорьевна привела сына к известному московскому музыканту Сергею Танееву, который порекомендовал для занятий пригласить выпускника консерватории композитора Рейнгольда Глиэра. Два лета подряд Глиэр провел с Сергеем в Сонцовке, готовя юного музыканта к поступлению в консерваторию. Тринадцатилетний Прокофьев приехал в Петербург на экзамен с большой папкой авторских произведений: две оперы, соната, симфония и много маленьких фортепианных пьес.

В консерватории Сергей стал самым младшим студентом. Юноше, который забавы ради подсчитывал точное количество ошибок в музыкальных задачах своих однокурсников, с трудом удавалось поладить со сверстниками. Понимали Прокофьева и не все преподаватели: в классах теории композиции его произведения казались слишком смелыми, а некоторые пьесы он даже не решался показать профессорам, предвидя их реакцию. «Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым», - вспоминал композитор свою подготовку к экзамену по исполнительскому мастерству.

Прокофьев вместо программного фортепианного концерта решил исполнить свой собственный Первый концерт. Он вручил комиссии ноты только что изданного произведения и сел за инструмент. С этого триумфального выступления (кроме диплома с отличием он получил премию имени Антона Рубинштейна - немецкий рояль) началась уже взрослая карьера пианиста и композитора Сергея Прокофьева.

Где послушать

Творчество композиторов конца XIX - начала XX века можно услышать на VIII Международном фестивале «Дорога в Рождество» . Музыку Рахманинова, Свиридова и Мусоргского проиллюстрируют песочной анимацией. Всю программу исполнит Государственный оркестр «Гусляры России» и органный дуэт «Бельканто», а текст пушкинской «Метели» (на концерте прозвучит музыка Свиридова к фильму по этому произведению) прочитает артист Петр Абрамов.

Йо Йо Ма

1955 (62 года)

Обладатель 17 премий «Грэмми» Йо Йо Ма родился в Париже, в китайской семье. Его мама была певицей, а папа дирижировал оркестром и сочинял музыку. Когда Ма исполнилось семь лет, вся семья перебралась в Нью-Йорк, где одаренный мальчик с выдающимися музыкальными способностями продолжил осваивать скрипку, альт и виолончель.

Музыкант-вундеркинд, который уже с пяти лет уверенно чувствовал себя на сцене в больших концертных залах, в семилетнем возрасте выступил для президента Джона Кеннеди. А спустя еще год Ма участвовал в концерте Леонарда Бернштайна, который на всю страну транслировали по телевизору. В 15 лет виолончелист окончил нью-йоркскую Trinity School и стал солистом гарвардского оркестра, который исполнял перформанс «Чайковский: Вариации Рококо». Затем он учился в музыкальной школе Juilliard School с Леонардом Розом, а в 1976 году получил степень бакалавра Гарварда.

Франк Робинсон

1938 (78 лет)

Франк Робинсон - музыкант-самоучка, который запомнился всем как артистичный малыш по прозвищу Chile Sugar, с легкостью исполняющий музыку со сложным джазовыми аккордами. Джазу мальчик обучился сам, пренебрегая классической техникой игры на фортепиано: Франк, например, стучал по клавишам кулаками и локтями, когда считал такой прием уместным.

В возрасте шести лет он дебютирует в конкурсе исполнителей буги-вуги, в восемь лет участвует в концерте в Белом Доме и снимается в фильме «No Leave, No Love». Двенадцатилетний Франк считался одним из самых популярных исполнителей в США, он подписывал контракты со студиями звукозаписи, ездил с концертами по Европе. А в 15 лет резко прервал музыкальную карьеру, окончил школу, поступил в университет и защитил диссертацию по психологии.

«Я так хотел просто пойти в школу. Я хотел получить образование, поэтому спросил папу, можно ли остановить всё это. Я действительно мечтал получить диплом о высшем образовании», - вспоминает Франк Робинсон.

Только в начале 2000-х годов Франк Робинсон снова вернулся на сцену - он давно отказался от публичности, выступает на разных площадках своего родного Детройта, и занимается музыкой в свое удовольствие.

Где послушать

Послушать джазовую музыку вместе с детьми можно на «Интерактивном джазовом шоу для самых маленьких» . Оркестр Classy Jazz объединили в своей программе «Муха Цокотуха и Бармалей» композиции периода «юности джаза», но серьезной обстановки от концерта ждать не стоит: детям разрешается свободно передвигаться по залу, танцевать и даже трогать музыкальные инструменты на сцене.

Цитаты о творчестве. Музыканты и певцы о творчестве

МУЗЫКАНТЫ И ПЕВЦЫ О ТВОРЧЕСТВЕ

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское "авось" и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник... Не помню кто сказал: "гений-это прилежание"...

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным - мстят.

Фёдор Иванович Шаляпин

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…

Фёдор Иванович Шаляпин

Интересно наблюдать, как творчество артиста зависит от роста или деградации его внутреннего "я"! Труд любого артиста не что иное, как погоня за истиной, простотой, подлинностью.

Музыкант - это не профессия, а национальность.

Музыка должна быть достаточно громкой, чтобы заглушать кашель зала, и достаточно тихой, чтобы не заглушать шквала аплодисментов.

Леонид Утёсов

То, что мы играем, и есть жизнь.

Я не должен вам ничего, кроме хорошей игры.

Быть творческим человеком - это больше, чем просто отличаться от других. Любой может быть странным, это легко. Сложно быть таким же простым и великим одновременно, как Бах. Делать вещи просто, невероятно просто - вот это творчество.

Чарльз Мингус (22 апреля 1922 — 5 января 1979), американский джазовый контрабасист и композитор

Я помешана на совершенствовании.

Шарль Азнавур

Я работал всю жизнь как зверь. До шестидесяти лет ни разу не был в отпуске.

Шарль Азнавур

На сцене всегда актуальна искренность. Французский шансонье одновременно мим, трагик и поэт. И ни одна из этих ипостасей не позволяет прятать личность за маску.

Шарль Азнавур

Если бы я знал, откуда приходят хорошие песни, я бы старался бывать там гораздо чаще.

Леонард Коэн

Творческие люди, если нет возможностей для самореализации, как известно, гибнут.

С музыкой всё намного проще. Бывает, что мелодия приходит мне в голову, когда я готовлю обед, тогда всё бросаю, иду за гитарой и сажусь играть прямо на кухне. Один раз я так целый диск записал...

Я верю, что музыка — это голос особого духа, задача которого собирать мечты мира, и который, проходя через сознание людей, способен уладить, пусть даже на короткое время, их раздоры, или потрясти души, разрушая социальные неудобства.

Адриано Челентано

Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает — не расстраивайтесь: восход солнца — это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время ещё спит.

Джон Леннон (9 октября 1940— 8 декабря 1980), — британский рок-музыкант, один из основателей и участник группы «The Beatles»

Когда мне было лет двенадцать, я часто думал о том, что я, наверное, гений, но этого никто не замечает. Я думал: «Я или гений, или сумасшедший. Который из них? Сумасшедшим я быть не могу, потому что не сижу в психушке. Значит, я гений». Я хочу сказать, что гениальность, видимо, одна из форм сумасшествия.

Джон Леннон

Я потерял самое главное для художника — свободу творчества, потому что позволил закабалить себя навязанным представлениям о том, каким должен быть художник.

Джон Леннон

Талант — это способность верить в успех. Полный бред, когда говорят, что я вдруг открыл в себе дарование. Я просто работал.

Джон Леннон

Важен не я, важны мои песни. Я всего лишь почтальон, доставляющий песни.

Когда я смотрю новости, я понимаю: миром правят те, кто никогда не слушает музыку.

Боб Дилан

Музыка меняется быстрее, чем успеваешь измениться ты.

Арета Франклин (род. 25 марта 1942), американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел

Политика и творчество-вещи несовместимые.

Пол Маккартни (род. 18 июня 1942), британский музыкант, певец, один из основателей группы The Beatles

Если я свободен, это только потому что я работаю.

Музыка — это моя религия.

Джими Хендрикс

Для того, чтобы открыть законы, принадлежащие к миру первичных образов, художник должен пробудиться к жизни, как человек: в нем должны быть развиты почти все его благородные чувства, немалая доля интеллекта, интуиции, и желания творить.

Законы Искусства берут свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитает Красота, материя может лишь указать границы, в пределах которых распространяется художественное вдохновение.

Делия Стейнберг Гусман

Если вы когда-то действительно писали музыку, вы будете продолжать это делать.

Джордж Харрисон (25 февраля1943 - 29 ноября 2001), английский рок-музыкант, певец и композитор

Вдохновение окружает тебя со всех сторон, и в повседневной жизни его больше всего.

Мик Джаггер (род. 26 июля 1943), английский рок-музыкант, вокалист группы The Rolling Stones

Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.

Мы просто играли то, что нам хотелось. Невозможно изобрести что-то искусственно. Это необходимо выносить, как ребёнка. Или вывести, как цветок. Что значит холодное умствование, когда у вас в руках живой инструмент, и он дышит, он плачет, хочет что-то рассказать всему миру?

Что хорошо в музыке: когда она бьёт тебя, ты не чувствуешь боли.

Талант может помочь при дебьюте, а потом только работа над совершенствованием своего мастерства.

Современная живопись - прямо как женщины: ей никогда не насладишься, если попробуешь её понять.

Фредди Меркьюри (5 сентября 1946 — 24 ноября 1991), британский певец, вокалист рок-группы Queen

Я не хочу стать какой-нибудь там звездой, я стану легендой.

Фредди Меркьюри

Я абсолютно холоден и ко всему равнодушен. Но в таком случае, спрашиваю я себя, откуда он — этот бурный источник творческой энергии? Не понимаю. Песни Дэвида Боуи не принадлежат мне — я лишь выпускаю их через себя в этот мир. Потом слушаю и поражаюсь: их автор, кто бы он ни был, по крайней мере, испытывал сильные чувства! Мне таковых познать не дано.

Дэвид Боуи

Основной метод прост: необходимо довести людей до такого состояния, когда они просто вынуждены на меня реагировать. Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла.

Дэвид Боуи

Самые большие шансы на успех у тех групп, в которых играют настоящие друзья-единомышленники, профессионализм - это дело наживное, важна объединяющая идея.

Музыка обладает исцеляющей силой. На несколько часов она может заставить тебя покинуть твое тело, чтобы ты мог, наконец, взглянуть на себя со стороны.

Элтон Джон

Я всегда был заинтересован только в художественной стороне жизни.