Как живут цыганские бароны (фото). Странные люди


Огромный цыганский табор отгородили стеной. Люди боятся даже ходить мимо. Здесь свои порядки и законы. Город в городе, государство в государстве.

Это самое грязное место Украины. И можно ли называть его Украиной?

Я не мог пропустить такое увлекательное место и пошёл знакомиться с украинско-венгерскими цыганами.

Чем ближе к табору, тем больше похоже на Зону отчуждения. Люди словно бегут отсюда. Некоторые дома стоят заброшенными.

2 Про асфальтовые дороги здесь, кажется, ещё не слышали. А это цыганская школа.

3 Закарпатский город Берегово - совершенно уникальный. Мало того, что здесь большинство жителей - этнические венгры с венгерскими паспортами, так для живущих здесь цыган возле табора открыли специальную школу. С одной стороны это украинская общеобразовательная школа, с другой, здесь изучают венгерский и ромский языки.

Когда я заглянул в школу, уроков не было, из-за гриппа объявили карантин. Но директор, милая женщина по имени Агнес всё показала.

4 Школа, конечно, специфическая. Даже восемь классов заканчивает в лучшем случае треть тех, кто когда-то пришёл в первый. Причины бывают самые разные, но чаще всего нежелание самих учеников или позиция их родителей.

5 Поэтому, классы очень маленькие.

6 До недавнего времени здесь не делали выпускные фотографии. Цыганские семьи были категорически против, особенно родители жёстко запрещали. Но потом традиция прижилась, и теперь к мероприятию подходят очень ответственно. Для многих это первая, а то и единственная в жизни фотография.

7 А на вид - классы как классы.

8 Школьная столовая.

9 Детское творчество. На башнях замка украинский и венгерский флаги, внутри церковь. А на соседнем рисунке уже ромская кибитка. Если спросить цыгана о национальной принадлежности, как вы думаете, какой будет ответ?

10 Если они даже на уроках ИЗО Тараса Шевченко рисуют с характерной цыганской внешностью.

11 Сразу за школой начинается Седьмой район, так в Берегово называют место компактного обитания цыган.

12 Ещё есть шанс повернуть назад. Страшно ли мне? Нет. Во-первых, в этот раз нас пятеро, собралась целая делегация в составе моих друзей из Львова, блогера из Мукачево и даже местного ЖЖиста pan_baklazhan . К тому же, после прогулки в цыганском районе я отчего-то поверил, что ничего со мной не случится.

13 Этот белый забор не просто отделяет табор от остального Берегово. Он разделяет два времени, две цивилизации, два мира.

14 Вы и сами видите. Картинка сильно отличается от любого места в “обычной” Украине (или России). Это главная улица. И здесь хоть как-то можно пройти.

15 Тогда как боковые проходимы только в болотных сапогах.

16 В отличие от весёлых цыган Болгарии, украино-венгерские сородичи дружелюбием не отличались. Лишь завидев чужаков, они тут же отворачивались, не давая себя снимать.

17 Табор галдел, как будто на него напали. Женщины верещали, мужики ухали, некоторые хватались за мобильники и начинали куда-то звонить. От входа мы прошли метров сто. Закончилось тем, что нам очень настойчиво указали на выход.

Что делать в таком случае? Уходить ни с чем не хотелось. Самый верный способ - заручиться поддержкой барона. Но как его найти? Тут и паренёк подвернулся. Согласился отвести.

Нас завели в здание медсанчасти, расположенный неподалёку от входа в табор. В комнате были три мужчины, похожие по типажу и манерам на чеченцев из первой серии фильма “Брат”: те, которые крышевали рынок. Говорил, как я понял, барон. Он рассказал о тяжестях цыганской доли, и что ходят-снимают, пишут потом всякое, что они детей на органы рожают и собак едят. А мы же не корейцы .

Рассказал цыганскому авторитету, что в Корее я был, и собак там тоже почти не едят, ну и пообещал, что глупости писать не стану. Ведь мне не впервой, бывал я и , в и ещё кое-где . Не знаю почему, но барон мне поверил. И разрешил погулять по табору и поснимать цыган. И выдал своего племянника в помощники, да в качестве охраны.

18 Победоносно вернулись в табор. Теперь никто не мог выгнать, барон разрешил!

19 А это, кажется, сама дочка барона. Больше здесь некому так одеваться, и бесстрашно рассекать по лужам.

20 Жители табора выглядят настолько колоритно, что ни в какие индии ездить не надо. Впрочем, не стоит забывать, откуда в Европе появились цыгане.

21 Считается, что все они один народ, и здесь, и в Болгарии, и в Бессарабии. Но украинские цыгане отличаются от болгарских так же, как сами украинцы от болгар. И внешне, и по характеру.

22 Неизменен только стиль жизни.

23 Тоже подумали, что здесь слегка грязновато? Да здесь настолько всё п***ц засрано, что я мечтал только о противогазе.

24 Вот вы смотрите картинки и не знаете, с чем приходится сталкиваться в путешествиях. Гулять по кучам мусора не очень приятно. Но зато интересно. Так что не жалуюсь.

25 Дома собраны из того, что нашлось на помойке. Целых стёкол нет, утеплили, как смогли. А зимой здесь бывает снег и минус десять легко.

26 Тогда жижа хотя бы замерзает, и по улицам можно ходить.

27 Что цыгане нигде не работают, это миф. В Берегово их можно встретить, как правило, подметающими улицы или вывозящими мусор.

28 А дети - везде дети.

29 Многие из них как раз ходят в ту школу, про которую я показывал. Пока маленькие - ходят. Подрастают и понимают, что “им это не надо”. Родители солидарны.

30 Всего два поколения поголовной прилежной учёбы в течение десяти лет, и этот район было бы не узнать. С другой стороны, цыгане бы просто перестали существовать, как класс.

31 Это, например, типичное жилище в таборе. Здесь может жить как один человек, так и вся семья.

32 Снаружи домик выглядит так.

33 Нужно ли их жалеть, что так живут?

34 Думаю, они даже по-своему счастливы.

35 Быть цыганом - настоящая свобода. В том же, кстати, смысле, в котором воспринимают её большинство сограждан. Не какие-то надуманные правила и ограничения, а лихая, разудалая свобода делать то, что хочется, плевав на всех.

36 В России такого не бывает?

37 Мажорный парень.

38 Разрешили бы играть своим детям с этими ребятами?

39 В таборе есть магазин.На первый взгляд он кажется совершенно пустым.

40 А потом понимаешь: магазин устроен с другой, городской стороны. Цыгане могут покупать товары со стороны своего, особого прилавка, не подходя вплотную. Так, на всякий случай.

41 Цыгане перестали путешествовать. Кибитки поменяли на дома, но оседлыми так и не стали. Индия в Европе.

Томные романсы и пляски с медведями на потеху публике, отсутствие нормального жилья и даже начального образования, шикарные дворцы и масштабные фестивали - весь блеск и вся нищета повседневной жизни самого известного кочевого народа в нашем рассказе.

Цыгане - это явление воистину глобальное, интернациональное. Они живут на каждом континенте, где-то вбирая культуру местного населения, но всегда сохраняя свою. Непонятные широким слоям населения, что часто относится к цыганам предосудительно, они продолжают кочевать по миру со своим «цыганским духом», будто сами по себе. И эта проблема социализации в современном, сжимающемся под действием глобализации мире у них определяется тем же, чем и у израильских бедуинов . Цыгане не признают государственные границы, а государства не признают тех, кто не признает их границы.

Фото: borda, deviantart

И уж кому, как не нам, обитателям территорий бывших Российской Империи и Советского Союза, замечать метаморфозы, произошедшие с цыганским народом. Ещё столетие назад без цыган с их маленькими оркестрами и танцевальными труппами невозможно было представить ни одно более-менее крупное застолье, артисты цыганского рода отличали своим присутствием хороший кабак от плохого, на каждой ярмарке были они с обязательным дрессированным медведем. Сегодня же российские цыгане ассоциируются у большей части населения с полунищенским существованием в незаконно занятых хлипких хибарах, преступной деятельностью и прочими не слишком приятными вещами. Произошла эта трансформация, понятное дело, не сама по себе - ассимиляция и перевод на оседлый образ жизни цыган были важными пунктами социальной программы советской власти, чему сами цыгане зачастую не были рады. Во многих таборах запрещалось получение даже начального образования (это, в общем-то, считается в цыганской среде правилом хорошего тона), плоды чего в виде массовой необразованности российские цыгане пожинают до сих пор (не без исключений, конечно, например, сэрвы считаются одной из наиболее образованных цыганских этногрупп в мире).

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

И случай с Советской Россией отнюдь не уникален - цыгане в Европе всегда делили звание гонимого народа с евреями. Вместе с ними они оказались и в числе народов, ставшими жертвами Холокоста. В более демократичной форме это продолжается и сегодня (массовые выселения цыган с территории Франции в 2010 году, например). Так что же заставляет цыганский народ веками под чудовищным давлением жить так, как жили их предки, заниматься привычными (пусть зачастую и предосудительными с точки зрения закона) делами, сопротивляться совершенству современного мира до последнего? Ответ прост - романипэ. Это неписаная философия цыган, бытовая эзотерика (не религия, по вероисповеданию большинство цыган - христиане, немного - мусульмане), свод законов, передающийся из уст в уста, из поколения в поколение. То, что принято назвать «цыганским духом» - образ жизни, выбранные профессии, культурные традиции.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Но под давлением современного мира и нашей реальности, не терпящей альтернатив от свободолюбивых людей, «цыганскому духу» остаётся всё меньше и меньше свободного пространства. Например, большая часть цыган, которых издревле принято считать исключительно кочевым народом, давно перешла на оседлый образ жизни. Многие таборы расселились по свободным домам в деревнях и на окраинах городов, пережив уже несколько поколений оседлости. Цыганский дом - небольшая хижина, часто, покосившаяся от старости, преимущественно одноэтажная. Последний факт связан с тем, что женское тело ниже пояса у цыган считается чем-то сакрально грязным, а, следовательно, им нельзя находиться этажом ниже того, по которому ходит дама. Хотя, не без исключений, например, жители цыганского гетто Столипиново в болгарском Пловдиве давно от этого правила отказались, иначе они просто не могли бы жить в престарелых пятиэтажных «хрущёвках». Из дизайнерских особенностей дома - обязательное наличие большого зала (часто в ущерб жилому пространству), в котором цыганская семья принимает гостей и проводит массовые праздники. У тех цыган, что по заветам предков продолжают вести кочевой образ жизни, роль зала выполняет свежий воздух. Вместить всех гостей в дома на колёсах, в наше время заменивших цыганам кибитки, понятное дело, представляется задачей невыполнимой.

Фото: Joakim Eskildsen

Фото: Joakim Eskildsen

Как и всем народам мира, цыганам не чуждо социальное расслоение - разница между благосостоянием простых людей и так называемых цыганских баронов может достигать невероятных размеров. Дома же баронов, глав таборов, в руки к которым зачастую стекаются незаконные финансовые потоки, могли бы остро контрастировать с покосившимися хибарами и замызганными грязью жилыми прицепами, если бы располагались среди них. Но, как правило, бароны ставят свои поражающие роскошью (и, часто бывает, полным безвкусием) особняки в весьма фешенебельных районах. Величина прибылей некоторых из цыганских лидеров иногда обусловлена тем, что приворовывать в цыганском обществе не считается чем-то зазорным. По одной из легенд, табор, проходивший мимо распятия Христа, прихватил с собой один из гвоздей - в следствии Бог разрешил народу немного присваивать чужое.

Фото: gdtlive.com

Но не воровством лошадей и попрошайничеством единым живут цыгане. Своих доходы многие из них предпочитают извлекать честным трудом. Не трудом на фабриках, который у этого народа считается «нецыганской» профессией, за которую могут даже изгнать из этнического общества, но талантами первоклассных артистов. Цыгане могут навсегда осесть на одном месте, они могут перестать разговаривать на родном языке, но при этом собственную культуру цыгане не забывают никогда. И даже гадания, с которыми у нас часто ассоциируются цыгане, воспринимаются в их среде как эзотерическое артистическое искусство. Но куда большего успеха цыганский народ добился в музыке и танцах. В России они до сих пор распевают романсы и отплясывают цыганочку, в Испании играют и танцуют фламенко не хуже самих испанцев, но со своим колоритом, в Турции исполняют свой особенный танец живота, в котором не прочь показать своё мастерство и цыганские мужчины. Всё это культурное разнообразие сегодня уже сложнее встретить на улице (тем более, в приличной концентрации, которая осталась если только на Балканах), зато буйным цветом оно расцветает на фестивалях цыганской культуры - майском «Кхаморо» в Праге, осеннем «Романи Яг» в Монреале, сентябрьском «Амала» в Киеве. И каждый день - в любом месте, где сегодня живут цыгане, ведь их образ жизни, «цыганский дух», романипэ - это и есть настоящее искусство.

Фото: Angelita70, panoramio

Как правильно воровать, кто нравится цыганским девушкам, как цыгане борются с наркоманами и почему у современных цыган нет денег? Поговорил с самим цыганским бароном Артуром Михайловичем Черарем. Первое, что сделал барон – передал визитку, которая с трудом вмещала все его титулы:

Цыганский барон всея Молдовы;
Общественно-политический деятель Республики Молдова и стран СНГ;
Всемирный комиссар по цыганским судам Крис-Романи от Euro International Romani Union;
Президент международного благотворительного фонда "Культура, развитие и возрождение нации" имени барона Мирчи Чераря;
Почётный президент коалиции цыганских неправительственных организаций Республики Молдова;
Министр иностранных дел и министр масс-медиа цыганских организаций Молдовы:
И прочая, и прочая.

Артур Черарь – сын знаменитого цыганского барона Мирчи Чераря, который вместе со своим братом Валентином ещё в советские времена сделал состояние на пошиве нижнего белья под маркой "Черарь". Мирча и Валентин Черари были одними из первых, если не первыми миллионерами в СССР. По слухам, у Мирчи даже был личный самолёт, а у его овчарки были золотые зубы. Но слухов вокруг него ходило так много, что ничего нельзя утверждать наверняка.

Шикарные дома на Цыганской горке в Сороках начали вырастать с середины-конца 80-х, как раз в период расцвета кооперативного бизнеса Черарей. В 1998 году барон Мирча Черарь умер, и его наследником стал Артур. Он уверяет, что его кандидатура была утверждена на полноценных выборах, за него отдали свои голоса 98% цыганских избирателей. Королём он пока не стал.

Барону сейчас 55 лет, родился он в 1960 году в Сороках. После школы учился в местном ПТУ и совхоз-техникуме, получал образование товароведа и инженера. Затем, по его собственным словам, учился в МГИМО. Ни одно из учебных заведений он так и не окончил, зато некогда работал в знаменитом цыганском театре "Ромэн". У барона есть сын Артур, его будущий наследник, и две дочери.

Пообщаться с цыганским бароном очень просто. У вас должно быть к нему дело, способное принести деньги. Ну а что вы хотели – это же легендарный цыганский барон!

Приезжаю в Сороки и ищу дом Артура. Первая же цыганка показывает направление, маленький цыганенок настаивает, что без его помощи мы дом не найдем, и требует посадить его в машину. Дом находится через 50 метров по этой же дороге.

Трехэтажный кирпичный дом в центре Сорок. Встречает гостей Артур с супругой. «Хорошая у меня жена, но жаль, что только одна!» – сразу шутит барон. Дом не достроен и, видимо, достроен не будет никогда. Деньги у цыган закончились...

Всё у нас есть, одного только нет.
- Чего же?
- Денег!


Моему роду, роду баронов, больше тысячи лет. Мне один сказал недавно: "Вы знаете, господин барон, у вас есть имя". Всё! Мой отец был признанный барон – считаю, что он был королём, царём, императором! Это же великая Империя была. Со всех концов Советского Союза приезжали к нему: и за деньгами, и за советом, и за тем, чтобы рассудить, и за тем, чтобы попросить помощи. Все приезжали к Мирче Черарю.

С 65-го года он начал... Мне 5 лет тогда было, и я с детства ходил на все сходки, на все разборки. И, честно говоря, я не сожалею о том, что всю свою сознательную жизнь был правой рукой этого человека. Он достоин уважения: красавец был, умница, образование – 5 классов. Прошёл голод в 46-м году.

Дедушка до Берлина дошёл, взял Берлин, вернулся обратно. Старшая сестра отца Алуна вытаскивала воду из колодца, увидела его, крикнула "Папа!", у неё случился разрыв сердца, и до вечера она умерла. Вот тебе трагедия: от радости – разрыв сердца!


Во дворе стоят две "Чайки" и еще какой-то автохлам. Барон мечтательно рассказывает, что "Чайки" он обязательно восстановит, и сразу хвастается, что одна из машин принадлежала Андропову.


Если бы не грёбаные таможни, сохранился бы Союз, мы бы многим утёрли нос. Я не скрою: мы первыми миллионерами были официально, когда открылось кооперативное движение в бывшем Союзе. У нас работала фирма, мы являлись спонсорами всех передач, в том числе передачи "Петало Романо" ("Цыганская Подкова")...

Многие машины в Сороках на российских номерах.


Цыгане в Сороках есть, но большинство уезжает. Строят дома в Подмосковье, в Серпухове, имеют двойные гражданства. Дома здесь оставили, не продают, но некоторые уже хотят продавать. Говорят: "Какая мне перспектива? Я лучше возьму себе там земельный участок где-нибудь в Подмосковье – в Серпухове, в Чехове, в Пушкино. Мне главное место. Я построю там себе гостиницу, и каждый день ко мне будут узбеки, таджики приезжать".

«О! У тебя Брайтлинг!» – Артур за два метра безошибочно определяет марку часов и просит посмотреть. Садимся за стол. Супруга приносит домашнее вино, сало, лук и редис.


В Румынии скользкие цыгане, в том числе и король румынских цыган. Якобы он король... А кто его выбирал? Он приехал сюда первый раз ещё когда, Царствие Небесное, его папа был жив-здоров, 3-4 года тому назад. Когда мой папа был признанным бароном Советского Союза, лучшим другом Леонида Ильича Брежнева, я был единственный цыган в Советском Союзе, первый, который учился в МГИМО московском... А кто он такой? Я смотрю на него и думаю: и ты пришёл меня назначать? Да мне не нужно твоё назначение... Это не то, что от гордости. Просто: кто ты есть такой, что ты сделал для народа и вообще – что ты сделал?

Потом мне сказали: его отец работал с ментами. Он залаживал ментов, ихнее "секуритате" там... И вот на таком поприще они поднялись. Дальше что? Другое дело, когда ты, как мой отец, был спонсором, помогал и бедным, и дуракам. У себя забирал, последнее отдавал – лишь бы было хорошо и было мирно. Может быть, он не был прав. Но он говорил: "Ты тоже прав. На – иди делай, чтобы было хорошо, чтобы был мир. Нас и так мало".

Молдавский способ наливать вино. Крышка не до конца откручивается, и вино льется медленно.


Я вхожу в число людей, которые за то, чтобы мы сохранили свою республику и ни к кому не присоединялись. И мы за восточное партнёрство, за бывший Советский Союз, мы за Таможенный союз. Запад – это же проходимцы. Да, может быть, у них всё красиво, но это не то, что мы прожили, что мы знаем и что мы видели. У них вся жизнь в кредитах, и они хотят, чтобы мы тоже от кредитов зависимы были.

Раньше было так: делай всё что хочешь. Не имел тот, кто не работал. Да и тот имел! Пускай меня Господь простит, и вы извините, но я всегда говорю: милее, добрее, иногда глупее, сильнее и богаче, чем русский народ, нет никого на свете. Не то что вы сегодня пришли ко мне в гости. Я им сказал всем – румыноязычным и всем остальным – что возле жопы русского можно прожить ещё 8000 лет.




Сейчас сделан официальный запрос о моём официальном статусе цыганского короля СНГ и дальнего зарубежья. Здесь пройдёт официальная инаугурация – не где-нибудь в Москве, в Киеве или в Минске, а именно в Молдове. Когда ещё Молдова будет иметь такую честь, чтобы все королевские дворы мира приехали сюда на эту инаугурацию? В том числе и Елизавета, королева Англии.

А что мне Кишинёв? Он вообще ничего не даёт, он забирает у нас. У меня тут люди живут, трудятся, мне нужно создавать рабочие места.



Дом очень бедный, особенно по цыганским меркам. Спят барон с баронессой прямо в гостиной...


Мы, цыгане, тоже крадём. Но не крадём так, как они, по-глупому. Если ты умница, вот ты украл, да? 100 тысяч, 200 тысяч, миллион долларов. Возьми, раскрути его, заработай на нём. И скажи: Господи, прости, пожалуйста, я хочу вернуть то, что я украл, обратно, и плюс ещё сверху... Закинь ему под крыльцо, чтобы он утром открыл дверь и нашёл там... Вот тогда у тебя благословение будет, божье благословение!

Сейчас очень плохое положение у цыган во всём мире. Нас немножко аффектировала эта ситуация финансовая. Пока был Союз и лет 10 после Союза, у нас нормально было. Но сейчас обнищали. И если мы пройдёмся сегодня с вами по Сорокам, то увидите, что на самом деле людей нету дома, они все в разъездах. Кто по России... Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан – везде. Вот именно молдавские цыгане.



Некоторые СМИ пишут, что доход семьи Черарей может составлять 20-40 млн евро в год. Непохоже на правду.

Действительно, наш народ талантлив во всём. Торговля – они умеют, хорошие психологи. Люди-то зарабатывают. Часть цыган занималась этим издревле, они молодцы. А вот часть начала хернёй заниматься.



Я что, для себя всё это делаю? Я ничего с собой в могилу не заберу. Ни этот дом, который я хочу поднять ещё на 10 этажей вверх... Сделать офис, сделать тронный зал... Плюс ещё я хочу открыть Международный институт баронства. Я провёл общее собрание и сказал: "Давайте мы откроем тут не цыганский университет, а международный университетский центр с факультетом цыганологии". И все дали своё согласие. Ко мне приезжали с Сорбонны, с Парижа, и сказали: "Чем нужно будет, мы вам поможем".



Помимо "факультета цыганологии", Артур мечтает открыть в Молдове цыганскую газету и телевидение.

Артур в молодости


Сороки для всех цыган бывшего Советского Союза – это как Мекка для всех мусульман мира, культурно-исторический центр. Некоторым не нравится, что, мол, мы не крутые по воровству. Нет, мы трудяги, мы кузнецы, брат. Мы – самый древний ВПК мира, мы обковали оружием всех королей, царей, фараона – всех-всех. Даже дамасская сталь, булат. Надо говорить "бутлат". "Бут" – это "много", много слоёв лат. "Лат" – и у вас, у русских осталось. Мы же древние арийцы, и у нас санскрит.

На фото отец и дядя


С Украины большинство цыган уехало в Белоруссию и в Россию. У всех же родственники там. Пооставляли дома и "утекли". Что, идти воевать? С кем воевать? Против братьев, против сестёр, против детей? Что мы, изверги? Мы же ещё не забыли, что нам сделали эти... Ты меня спроси, почему мы не очень с румынами. Потому что они хуже, чем немцы были. Они сделали еврейские и цыганские гетто. Холокост. Мы не забыли ещё.

Дом не достроен, денег нет...

На втором этаже тоже все скромно...

Сюда приводят гостей

Главное сокровище барона – коллекция фарфоровых статуэток...


Иногда идёшь к цыгану в дом – у него для мыши нету кусочка хлеба сгрызть. Но золотая цепь есть и золотые зубы. Он себе формирует статус. Но я себе формирую статус из друзей. Хотя я знаю, что 50% из них – враги. Я всегда говорил: "Не хвалите меня, потому что я знаю, сколько во мне весу. Вы, наоборот, меня критикуйте, дабы я стал более совершенным".



Цыганские свадьбы длятся три-четыре дня. Раньше, при Советском Союзе, неделю. Все Сороки – начальник милиции, весь горисполком – все у нас на свадьбе. Ты думаешь, у нас свадьба была? У нас концерт был, а не свадьба, спектакль! Сейчас не меньше, чем 300-400 евриков надо положить на стол. Но что сегодня 300-400 евриков? Зато ты гульнул на тысячу! Музыка очень дорогая у нас. Как девушка выбирает себе жениха? Чем цыган-наркоман, лучше русский. А ещё лучше еврей.


Всем гостям Артур играет на баяне и фортепьяно. Играет и поет отлично! В числе других его талантов – знание нескольких языков. Сам он говорит, что знает 15, включая, например, идиш и фарси.


Я не скрою. У нас были времена, когда варили на дом чернушку, ширялись-пырялись, много пацанов умерло от передоза. Остались матери, жёны, дети, слёзы, понимаешь... Мы навели порядок. Ментов в сторону – и заходили туда. Пиздюлей по полной. Обливали бензином и говорили: "То, что ты пиздюлей получил – получил за то, что так и так. У нас дети растут, у нас внуки растут, правнуки есть, а ты хочешь заработать на слезах – лёгкие деньги, большие. Хорошо, да? Тебе-то хорошо, а людям-то...".

Мы заходили в дома, бомбили всё и говорили: одна спичка – и ты сейчас сгоришь вместе со своими членами семьи и своим домом, а мы скажем, что так и было. И выбирай себе: или ты прекращаешь, уходишь из нашего города и там иди живи среди чужих, а не среди цыган. И оттуда тебя прогонят, потому что хвостик идёт позади тебя, хвост уже есть. А на нём написано, что ты конченый. Всё: ты убийца. В России и на Украине, и в той же Прибалтике – везде преобладает эта ширка-пырка.

На Украине было, что и сами цыгане подсаживались – и дети, и молодёжь. Это люди, полностью потерявшие чувство достоинства. Человечность – всё потеряли. Поэтому мы вынуждены были...


Во дворе разруха...

Мы идем по разбитым дорогам на самый верх Цыганской горки...

За рекой уже Украина, Винницкая область. Людей на другой берег возит паром. Артур мечтательно рассказывает, что хочет построить здесь мост как в Сан-Франциско и сделать его платным, а на вырученные деньги отстроить Сороки.

Люди на улицах его узнают, но какого-то особого трепета перед бароном не испытывают. В какой-то момент ко мне пристает цыганский мальчишка и начинает клянчить вино, еду и деньги. Артур пытается отогнать его от машины, но мальчишка не слушается. Артур нервничает и повышает голос, но мальчишка только смеется и продолжает тянуть руки к сумке.

Вид на Сороки, Цыганскую горку...

Империя начала разрушаться после смерти отца Артура... Последним громким событием, которое потрясло Сороки, были его похороны. Перед тем, как Мирча Черарь был похоронен, его тело 40 дней держали в доме, чтобы с ним успели попрощаться все желающие цыгане мира. Для этого барона пришлось забальзамировать и ежедневно обкладывать постель, где он лежал, тонной льда. Возле дома играл ансамбль "Лэутарий", а посетителям показывали эпизоды из жизни барона.

За это время из Италии привезли гроб за $14 тысяч, а фамильный склеп выложили индийской плиткой и провели туда электричество. Помимо самого гроба, в склеп поставили телевизор, компьютер, принтер, факс, ружьё, бутылку виски и даже набор бритвенных принадлежностей "Жилетт". Ходят слухи, что туда загнали ешё и любимую "Волгу" барона, но Артур Черарь говорит, что это глупости.

Сегодня почти все дома заброшены или не достроены. В Сороках никого не осталось, а о былом богатстве барону напоминают только статьи в советских газетах, которые рассказывали читателям про овчарок с золотыми зубами и личном самолете.

Настроение сейчас - отл:)

В России цыгане появились триста лет назад. Первые таборы пришли со стороны Польши и практически сразу получили российское подданство. Сенатским указом 1733 года им разрешили «жить и торговать лошадьми», а также дозволили приписываться к любому сословию. Так, кроме цыган-крестьян появились цыгане-мещане и купцы, а XIX век ознаменовался и многочисленными браками между русскими дворянами и солистками цыганских хоров.

Положение цыган в Российской империи можно назвать даже привилегированным. К примеру, любой «беспачпортный бродяга» подлежал отправке по этапу по закону о бродяжничестве - только не цыган. Закон, конечно, не переписывали, просто решили, что он не про вольные таборы писан.

Вплоть до революции основными занятиями русских цыган были мена и перепродажа лошадей, но пришла новая власть, которая считала торговлю крайне подозрительным занятием. Однако цыганские активисты выдвинули тезис о «народе в лохмотьях». Это на время смягчило сердца большевиков, именно тогда на волне умиления был организован театр «Ромэн». Но идиллия длилась недолго. Вскоре начались расстрелы, облавы и массовые высылки в Сибирь.

Несмотря на все страдания во время Великой Отечественной войны цыгане добровольно уходили в партизанские отряды и сражались в рядах Красной Армии, в том числе и в артиллерийских, танковых, летных войсках. Многие из них были удостоены боевых наград. Так что у фронтовика Будулая из знаменитого кинофильма Александра Бланка немало реальных прототипов.

Около четверти советских цыган погибло во время геноцида. Потери были бы больше, если бы не помощь славянского населения. Цыган предупреждали о появлении карателей и прятали с риском для жизни. Объяснялось это в том числе и тем, что цыгане приносили местным крестьянам ощутимую пользу: одни снабжали мужиков дешевой кустарной продукцией, другие подряжались вскапывать огороды, возить дрова и торф.

После войны попыток навязать цыганам оседлый образ жизни не предпринималось до 1956 года, когда был издан указ, поставивший бродяжничество под запрет.

В начале 1990-х годов жизнь цыган вновь изменилась. Они стали первыми «челноками» во время перестройки. Ныне, увы, многие семьи погрязли в криминальном бизнесе - наркоторговле. Но по-прежнему существует и цыганская интеллигенция, артисты и музыканты; многие цыгане работают на производстве и в строительстве.

По официальным данным, численность российских цыган - 183 тысячи человек. Но словом «цыгане» обозначается множество разных этнических групп, из которых в России представлено более двадцати; мы описали некоторые из них.

Руска рома

Занятия: Торговля лошадьми, гадание, музыка.
История: Пришли в Россию в начале XVIII века. Уже в XIX веке русские цыгане были не только кочевниками, но и артистами, купцами и крестьянами. Ныне большинство имеет хорошее образование и владеет различными профессиями Особенности: Cамая многочисленная группа. Русско-цыганский диалект - язык межгруппового общения. Очень гостеприимны; легко идут на контакт с представителями других национальностей.

Занятия: Мена лошадей, кузнечное дело, гадание, музыка (исполняют песни русских цыган).
История: Украинские цыгане. Пришли с румынских земель, проживают на Украине с начала XVII века, значительное их число осело в России (Ростов, Воронеж, Самара).
Особенности: Одна из самых образованных этногрупп. Многие известные цыганские артисты России (Сличенко, династия Эрденко) - сэрвы.

Занятия: Музыка и ремесла (изготовление кирпича, плетение корзин).
История: Несколько столетий жили оседло, подверглись сильной ассимиляции. В границах СССР появились в середине XX века после присоединения Закарпатья. В советские годы работали на заводах и в сельском хозяйстве. После 1990 года многие лишились работы и стали выезжать в Россию.
Особенности: Говорят по-венгерски. По вероисповеданию католики и протестанты.

Занятия: Торговля, кузнечное дело, гадание.
История: Перекочевав на Крымский полуостров, приняли ислам, в диалекте появилось много заимствований из языка крымских татар. Голод 1930-х годов вынудил часть крымов переместиться в Закавказье, на Украину и в Россию.
Особенности: Считаются лучшими танцорами. Консервативны. Прочие цыгане предпочитают не иметь с ними конфликтов.

Кишиневцы

Занятия: Торговля, гадание.
История: После отмены крепостного права перекочевали из Молдавии на Украину и в Россию. До революции происходил процесс формирования купечества. До указа 1956 года имели криминальные заработки, но с переходом на оседлость занялись легальным бизнесом.
Особенности: Сохраняют свой диалект, в котором много молдавских слов, чтут старинные обычаи. Зажиточны, строят просторные красивые дома - образцы «цыганского вкуса».

Занятия: Торговля лошадьми, гадание.
История: Первые таборы перебрались в Россию из Венгрии в 70-х годах XIX века. Не выдержали конкуренции с русскими цыганами - торговцами лошадьми, лучше знавшими рынок, и долгое время жили на заработки женщин-гадалок.
Особенности: Cейчас завершается переход от католичества к православию. Имеют среди цыган репутацию богатых и несколько заносчивых людей.

Лингурары

Занятия: Изготовление деревянных ложек, корыт и прочей утвари.
История: Часть лингураров перекочевала в Молдавию из балканских стран в середине XX века.
Особенности: Православные христиане. Цыганский язык лингурарами утрачен - говорят по-молдавски. Подвержены ассимиляции. Женщин, продающих ложки, можно встретить и сейчас, в том числе за пределами Молдавии.

Котляры (кэлдэрары)

Занятия: Лужение посуды, изготовление котлов, гадание, перепродажа металла.
История: Румынского происхождения, православные. Переселились в Россию в конце XIX - начале XX века, живут большими замкнутыми общинами.
Особенности: Имеют богатый фольклор, соблюдают строгий свод нравственных норм, основанный на понятии «осквернения» - пэкэлимос. Женщины продолжают заниматься гаданием.

Занятия: Кузнечное дело и гадание.
История: Предки проживали в придунайском княжестве Валахия уже в XVII веке. Наиболее многочисленны на Украине и в южных областях России.
Особенности: Женщины до сих пор носят национальные костюмы. Сохраняют свой диалект цыганского языка. Большинство занимается мелкой торговлей и малоквалифицированным трудом. До сих пор изготавливают тяпки, подковы, цепи и т. п.

Люли (мугат)

Занятия: Ремесла, мена скота, музыка, гадание.
История: Прямые потомки выходцев из Индии, осели в Средней Азии, не дойдя до Византии. Многое в обычаях и в одежде заимствовали у коренного населения (хотя, например, паранджу среднеазиатские цыганки никогда не носили).
Особенности: Мусульмане. Родные языки - таджикский и узбекский. После 1992 года вынуждены были выбираться на заработки в Россию и на Украину. Мужчины нанимались на сельхозработы и стройки, но зачастую единственным источником доходов становился сбор подаяния.

Занятия: В прошлом - выступления с дрессированными медведями.
История: Молдавские цыгане, православные. В XIX веке главным ремеслом мужчин стало кузнечное дело; женщины в советское время нанимались на сельхозработы в колхозы и совхозы.
Особенности: Продолжают жить и работать в Молдавии, редко выезжая за ее пределы; несколько семей до сих пор выступают с медведями.

Это фото, с давних времен популярное в интернете, наверно видел каждый. Обычно его прикрепляли к рассказам о новых русских и по убеждению большинства это обычный фотошоп. Так вот, открою тайну Это не фотошоп и не новые русские. Это цыгане. Конечно не простые цыгане. Это так называемые бароны.

Многие из нас встречают цыган лишь в виде неприметно одетых гадалок, стремящихся выбить из прохожишь какое-то количество денег. Однако, люди эти живут совсем иначе, и зачастую отдельно от остальных людей. Они зарабатывают много денег и это факт. Основные капиталы сосредоточены в руках баронов, которые вкладывают средства в недвижимость. Конечно, для себя любимых.

Цыгане-миллионеры ведут вызывающе роскошный образ жизни. О доходах цыганских баронов до сих пор ничего не известно. В прессу просачиваются лишь слухи. А они такие. Король румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.

Общий доход короля и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

В нищей Молдавии цыганский барон Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан барона Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).

Как и большинство остальной элиты Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского короля Румынии Флориана Чиоаба ушло 55 кг золота). Из их сверхдоходов быдлу перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела.

Нищих это не раздражает, напротив, большинство из них мечтает, что когда-то тоже сможет стать поставить себе золотой унитаз и иметь право первой ночи.

Два года назад мировые СМИ обошла серия снимков итальянского фотографа Карло Джанферро. Он с 2004 фотографировал интерьеры богатых цыганских домов в Румынии, Болгарии и Молдавии.

В начале 2000-х он попал в центр европейского скандала, когда суд запретил ему выдавать замуж свою 12-летнюю дочь за 15-летнего жениха. Чиоаба бомбардировал гневными требованиями даже Страсбургский суд, но тот остался непреклонен: дочь должна дожидаться 16-летия. В прошлом году румынские власти разрешили Флориану Чиоаба основать местный цыганский суд, где по его законам будут рассматриваться административные дела его подданных.

В могилу барона, которая похожа на комнату, вместе с покойником укладывают кучу вещей, чтобы он наслаждался ими и в загробной жизни. Как признавался сам цыганский барон Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину Волгу.

А теперь просто фото:

Флориан Чиоба не будствует

Это дома цыган-миллионеров в окрестностях румынских городов Тимишоару и Бузеску (фотограф Найджел Дикинсон)

Типичные представители цыганской «элиты» Восточной Европы (на золото с их тела можно было кормить в течение года сотни простых цыган)

На похоронах цыганской «элиты» в могилу вместе с покойником принято укладывать и часть полезных вещей, которые могут ему пригодиться в загробной жизни. К примеру, как признавался сам цыганский «барон» Молдавии Черарь, в могилу его отца положили даже машину «Волгу».

Похороны цыганской знати

Еще представители цыганской «элиты»

А так выглядят дома баронов изнутри