Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством. Структура постановки вопросов


Жизнь и искусство находятся в тесной связи. Искусство помогает видеть действительность, в свою очередь наблюдения жизни помогают понять произведения искусства. Вот почему в воспитании эстетических чувств у детей наши педагоги широко используют и природные богатства, и произведения искусства.

Стремясь научить детей видеть прекрасное в природе, мы усиливаем их впечатления поэтическими образами литературы, живописи, музыки, скульптуры и других видов искусства.

В течение года воспитатели отмечают каждое необычное явление в природе. Вместе с детьми находят причинную связь этих явлений, отмечают их красоту, учат присматриваться к окружающему.

Наша задача состоит не только в том, чтобы научить ребенка воспринимать красивое, видеть его, чувствовать и понимать, но главным образом в том, чтобы эстетические впечатления вызывали желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным посильным участием в создании этого прекрасного, чтобы чувство прекрасного могло оказать действенное влияние на поведение ребенка, воспитать в нем бережное отношение к природе.

Живописное природное окружение нашего города дает богатейший материал для формирования эстетических эмоций ребенка, воспитания его вкуса и наблюдательности, расширения опыта и знаний. Эти впечатления отражаются в различных видах: в игре, рисовании, драматизации.

Поэтому педагоги с чувством большой ответственности относятся к выбору художественных произведений и продумывают методику ознакомления с ними, чтобы предмет искусства доставлял эстетическое переживание, радость, удовольствие.

Большое значение воспитатели придают знакомству с предметами быта, так как с ними дети ежедневно встречаются дома, в дошкольном учреждении. Благодаря тому, что мы систематически направляем внимание на красоту окружающих нас предметов, ребята учатся бережно относиться к вещам.

Чтобы закрепить накопленные впечатления от целого ряда художественных предметов, мы объединяем их и устраиваем в студии изобразительной деятельности выставки скульптур, художественных предметов быта, хохломских изделий, фарфора и др. Таким выставкам придаем большое значение. Дети приучаются замечать красоту предметов, разглядывать их, сравнивать между собой по форме, цвету, узору. Таким образом развивается внимание и умение выбирать наиболее интересное и красивое.

Знакомство с произведениями искусства оказало большое влияние на изобразительную деятельность детей. Поднялась их общая культура: они стали более внимательны друг к другу, а чувства - тоньше.

При изображении предметов ребята правильно передают их общую форму и мелкие детали, многие характерные особенности.

Выбирая темы для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, мы стараемся это делать так, чтобы детям было интересно, весело, чтобы занятия не были оторваны от жизни детей, от полученных ими впечатлений, от их переживаний, опираемся на ранее приобретенные умения и знания, учитываем возможности малышей.

Эстетические качества у детей мы воспитываем средствами музыки.

Она, воздействуя на человека, заставляет волноваться, переживать, восхищаться, грустить. С особой силой, глубиной музыка влияет на ребенка в силу его особой эмоциональности, что позволяет развивать музыкальную восприимчивость и привлекать к практической деятельности: пению, музыкально-ритмическим движениям.

Используя песенный материал, педагоги воспитывают любовь к своей стране, родной природе, организованность, теплое отношение друг к другу, к людям других стран и национальностей.

Многое зависит от отношения самого педагога к данному произведению, от его преподнесения. Яркий, образный, эмоциональный показ песни музыкальным руководителем во многом влияет на последующее успешное исполнение ее детьми.

Обучение детей навыкам правильного пения, слушания музыки и движениям под музыку проводится при организации любых режимных моментов. Совместное планирование работы педагога и музыкального руководителя способствует широкому использованию музыки в повседневной жизни. Большое внимание мы уделяем сочетанию словесного пояснения с непосредственным исполнением. Мы знаем, что слово помогает ребенку осознать содержание, а музыка, воздействуя на чувства, в свою очередь вызывает определенные мысли.

Уметь увлечь слушателей, вызвать ответные переживания - это искусство, которым уже способны в известной мере овладеть дети дошкольного возраста.

Чтение литературных произведений развивает и обогащает ум, делает его более восприимчивым к красоте, помогает глубже познавать действительность, эмоционально развивает человека. Поэтому большое внимание в своей работе уделяем художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Мы стремимся сделать жизнь детей полной, интересной, содержательной. Этому во многом способствуют сказки, рассказы, стихи, которые дети слушают или заучивают наизусть, выразительно читают.

Яркие художественные образы, эмоционально воздействующие на ребенка, помогающие понять окружающее, воспитывающие вкус к художественному слову, играют неоценимую роль в эстетическом воспитании.

Большое значение в эстетическом воспитании имеет окружающая ребенка обстановка. Поэтому наш коллектив старается создать уют не только внутри помещений, но и на территории Центра.

Первое, чему коллектив уделяет внимание, - это постоянные чистота и порядок. Групповые и спальные комнаты нашего дошкольного учреждения оформлены в современном стиле. Мы стремимся, чтобы в помещениях нашего Центра преобладали светлые, спокойные тона, способствующие психоэмоциональному благополучию детей.

Важным направлением мы считаем воспитание культуры поведения. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность, жизнерадостность.

В содержании культуры поведения дошкольников выделяем следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществляя формирование этих навыков, мы добиваемся, чтобы ребята кушали с удовольствием, аппетитом и опрятно. Большую помощь в этом нам оказывает специально оборудованное помещение для приема пищи - столовая. Веселый поваренок, расположенный на стене столовой, дает возможность ребятам оценить вкусовые качества пищи и сделать определенные выводы поварам. Столовая помогает нам не только прививать детям культуру еды, но воспитывает у них и навыки культурного поведения в общественных местах.

Воспитывая у детей привычку следить за своим внешним видом, проводя беседы с родителями об удобной, простой одежде, мы не меньше требований предъявляем к внешнему виду педагогов и всего обслуживающего персонала.

Таким образом, эстетическое воспитание в нашем дошкольном учреждении мы осуществляем под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Как важно с ранних лет знакомить ребенка с искусством. Это позволяет формировать эстетические чувства, положительные эмоции, развивает у ребенка стремление к красоте и идеалу.

При знакомстве детей с произведением искусства желательно оставлять, например, картины на стене в течение продолжительного времени, чтобы ребенок мог самостоятельно общаться с ними, делиться впечатлениями с родителями, сверстниками. Это позволяет детям расширить свое общение. По возможности при рассматривании картин вместе с детьми использовать специально подобранную к ним музыку. Знакомя детей с произведениями искусства, следует учитывать возраст, своевременность, готовность ребенка к восприятию, информационную нагрузку. В этом продукте заложена идея, требующая эстетического восприятия.

В старшем дошкольном возрасте дети в своем поведении стремятся подражать взрослым, сверстникам; это стремление относится к тем, кого они любят, в ком они видят идеал. А идеалами их могут стать персонажи из кино и мультфильмов. Поэтому так важно знакомить детей с поэзией, музыкой, живописью, литературными произведениями, способствующими развитию у ребенка стремления к красоте, идеалу, формированию положительных эмоций.

Искусство формирует эстетические чувства, их воспитание выстраивается в определенной взаимосвязи, в системе эстетической теории. Центральной категорией в этой системе является категория прекрасного, которая также воспринимается как синоним эстетического, так как эстетика есть не что иное, как учение о прекрасном. Понятие прекрасного близко к понятию красоты, но если красота рассматривает и оценивает внешние формы и проявления предмета, то понятие прекрасного гораздо шире. Оно охватывает не только внешние формы, но и их внутреннее содержание, раскрывая сущность предметов и явлений, определяя закономерности связей. Понятие прекрасного является для ребенка достаточно сложным, и в этой категории он чисто интуитивно определяет, что ложно, а что истинно.

В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту человека, предмета, порой в оценке красивого ориентируются на взрослых или на сверстников. Ребенок в своем воображении видит истинный образ предмета, и порой уже поломанного игрушечного зайчика он преданно любит; и взрослым не удается убедить его в том, что новая игрушка красивее и лучше. Для ребенка красива та, которой он подарил свои мысли, чувства, любовь. Такая эстетическая категория, как трагическое, хорошо воспринимается ребенком в сказках, при чтении которых он активно сопереживает главному герою. С этой категорией он знакомится в спектаклях, при прослушивании музыкальных произведений, в живописи. Эта категория отражает самые глубины внутреннего мира маленького человека, затрагивая потаенные духовные струнки в его душе, поднимая вопросы нравственных ценностей.

Еще одна из основных эстетических категорий, с которой ребенок знакомится в дошкольном возрасте, – это комическое. Всё, что нелепо, неуместно в каких-то определенных ситуациях, вызывает у ребенка смех. Всё, что связанно с цирком, народными шутками, с инсценировкой детских кукольных спектаклей, знакомит ребенка с этой категорией эстетического. Чем раньше осуществится знакомство ребенка с искусством, тем благодатнее это скажется на развитии личности ребенка. Взрослым необходимо знать, что искусство и жизнь человека неразделимы. Зная прекрасное, надо и в жизни сеять зерна этого прекрасного; зная истину, нужно ориентироваться на эту истину каждое мгновение своей жизни и ребенка учить тому

Инструкция

Восприятие прекрасного будет эффективным, если ребенок будет выступать в этом процессе и в роли зрителя, и в роли творца. К примеру, рассматривая репродукции картин, попробуйте потом нарисовать вместе что-нибудь красивое. Изучив и рассмотрев скульптуру, слепите что-то похожее из соленого теста или из пластилина. Прослушав классическую музыку, напойте ее мотив с ребенком. Не выбрасывайте маленькие «шедевры» своего ребенка, можно даже устроить в детской комнате выставку самых удачных его творений.

Знакомство ребенка с живописью должно начинаться с изучения картин известных художников. Лучше выбирать те, сюжет которых вы можете объяснить доступно - рассказать ребенку что и почему изобразил художник. Расскажите ребенку, какие цвета преобладают на картине, спросите какие чувства вызывает она у него. Можно предложить ребенку пофантазировать - чем мог бы продолжиться сюжет картины. Занятие по изучению одной репродукции должно занимать не более 15 минут, можно устраивать 2-3 подобных занятия в неделю. Некоторые картины можно изучать повторно, на каждом занятии ребенок будет открывать для себя что-то новое в конкретном произведении искусства.

Знакомить ребенка с классической музыкой можно при непосредственном ее прослушивании. Музыка композиторов действует успокаивающе, заставляет душу испытать различные чувства. Описывайте то, что вы слышите, словами, а потом, когда ребенок подрастет, он тоже будет описывать те чувства, которые вызывает в нем та или иная музыкальная композиция. Повторите несколько раз фамилию композитора, музыку которого вы слушаете, чтобы ребенок запомнил ее. Можно рассказать вкратце биографию композитора, уделяя особое внимание каким-либо значительным событиям в его жизни. Классическую музыку можно включать каждый вечер, чтобы ребенок вместе с вами приобщался к прекрасному.

Гуляя в парке, рассматривайте памятники. Знаменитые скульптуры вы можете посмотреть с ребенком в книгах или музеях. Расскажите ребенку, из чего и каким образом делаются скульптуры и памятники, кому они посвящены.

Ходите вместе с ребенком в музеи, обязательно высказывайте вслух свое восхищение картинами, рассказывайте все, что знаете о них -
все это развивает и пробуждает тягу к прекрасному. Обязательно посещайте театры. Для детей есть театры юного зрителя - там показывают добрые и забавные сказки, которые очень нравятся детям. Если ребенок привыкнет к атмосфере театра, он будет продолжать ходить туда во взрослом возрасте.

Люди, которые много и с интересом читают, отличаются хорошо развитым воображение и богатым словарным запасом. Познакомьте малыша с книгой как можно раньше. Чтение поможет развить у крохи интеллектуальные и творческие способности.

Инструкция

Не стоит сразу ребенку сонеты Шекспира или Кафку в подлиннике. Начните с веселых детских книжек–малышек. Читайте крохе детские стихи и песенки, делайте это весело и с выражением. Отлично подойдут стихи Агнии Барто и Ирины Токмаковой.

Выбирайте книги с яркими и крупными иллюстрациями, ведь дети очень любят рассматривать картинки. Купите несколько развивающих книжек в мягком оформлении и со звуковым сопровождением. Например, от прикосновения корова – мычит, кошка - мяукает, курочка - кудахчет. В продаже также есть специальные книжки, с которыми можно . Обязательно обратите внимание на качество материала, из которого изготовлена . Изделие должно быть безопасным для малыша, прочным и желательно моющимся.

Когда ребенок подрастет, познакомьте его со сказками. Выбирайте и поучительные, в которых за хорошие дела героев награждают, а злодеи терпят поражение. Начните с народных сказок, а затем постепенно переходите к мировой литературе.

Газета для родителей

Выпуск №1

«Знакомим детей с искусством»

Редакторы газеты:

Реутова С. Ю.

Юшкова Е. А.

В номере:

Как познакомить ребёнка с миром искусства – 2 стр.

Формы и методы ознакомления детей с искусством – 3 стр.

Влияние цветовой гаммы на развитие ребёнка – 4 стр.

Воспитываем детей с музыкой – 5 стр.

Знакомство с художниками – 6 стр.

Сокровищница имён – 7 - 8стр.

Советы для родителей – 9 стр.

Игры– 10 стр.

2-ая младшая группа

«УЛЫБКА»

Приобщать малыша к музыкальному искусству можно практически с пелёнок.

В периоды бодрствования включайте приятную негромкую музыку на 15-20 минут. Посещение концертов лучше начинать с трехлетнего возраста, посещая детские конкурсы и концерты с участием детей.

Любовь к театру тоже возникает не на пустом месте.

Начните ходить с ребёнком на детские спектакли уже с 3-4 лет. Это могут быть и кукольные и обычные представления. Но тематика их должна быть обязательно детской! Возьмите себе за правило всегда сопровождать ребёнка на спектакли и не бойтесь шёпотом объяснять ему непонятные моменты. Он обязательно должен хорошо понимать всё, что происходит на сцене, иначе с каждым разом в нём будет накапливаться раздражение, вызванное непониманием. А это приведёт к обратному результату

Начинать знакомить ребёнка с миром искусства можно уже с 3 лет.

Читая сказки , обязательно обращайте его внимание на иллюстрации. Желательно покупать детские книги с красочными и понятными изображениями героев. Тогда посещение картинных галерей будет вызывать у малыша интерес уже в пятилетнем возрасте.

Первыми серьёзными экспозициями должны стать для него выставки кукол, нарядов, детского творчества и народных промыслов. Их тематика и сами экспонаты наиболее просты для восприятия малыша. При посещении не пользуйтесь услугами экскурсовода, потому что его объяснения рассчитаны на более взрослую аудиторию и вряд ли смогут его заинтересовать. Постарайтесь просто и понятно объяснить всё, что необходимо, сами, отвечая на вопросы ребёнка. И как только вы почувствуете отсутствие внимания, не раздумывая покиньте зал, чтобы посещение выставки не оставило неприятных воспоминаний.

Иногда экспозиции будут увлекать ребёнка, а иногда разочаровывать. Но пусть это вас не волнует: настоящий ценитель прекрасного тоже имеет свой вкус, своё мнение и своё право на выбор.

Как познакомить ребёнка с миром искусства

    Экспериментирование с изобразительным материалом. («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?»), использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином).

    Игровые приёмы, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчает определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

    Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (интересные фотографии, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы), а так же «проектирование» с их помощью среды.

    Настольно – печатные игры для развития умения различать, сравнивать узоры, формы (игры «Узоры Дымки», «Народное творчество»).

    Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта. В уголках творчества необходимо расположить «Сенсорные наборы» (коллекция картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры), модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, наборы образных интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

Формы и методы

ознакомления детей с искусством

Цвет – это неповторимый декор окружающего мира. Когда ребёнок рождается, именно восприятие цвета помогает ему пройти первые, самые важные ступеньки развития.

В младенческом возрасте дети видят только чёрно-белую цветовую гамму. Но уже к полутора месяцам палитра расширяется, и они различают красный и жёлтый. В этот период их притягивают яркие предметы, поэтому родителям следует выбирать красочные игрушки и одежду.

Считается, что цветовые предпочтения детей зависят от половой принадлежности. Девочки предпочитают более светлые тона, а мальчики – более тёмные. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос полноценной и творческой личностью – не стоит ограничивать детей, особенно в раннем возрасте, так называемым половым выбором цвета. Интерьер, окружающий малыша, одежда и игрушки должны быть разнообразной цветовой гаммы.

По тому, какой цвет ребёнок чаще всего выбирает в рисунках, вы можете определить его эмоциональное состояние. Уверенные в себе дети выбирают яркие краски, рисуют жирными линиями. Поломанный из-за нажима грифель « предупреждает » об излишней агрессивности. Нерешительный ребёнок предпочитает более бледные краски со слабо выделенными линиями. Если на рисунке присутствует многообразие ярких красок – он в хорошем настроении. Серые и тёмные тона – свидетельствуют о плохом настроении. Очевидное преобладание красного цвета – гнев, а оранжевого и жёлтого – радость.

Доказано, что цветовое окружение способно корректировать эмоциональное состояние детей. Голубой цвет поможет успокоить гиперактивного ребёнка, снизит влияние стресса и уменьшит головную боль.

Апатичного, вялого, с плохим аппетитом ребёнка, « взбодрят » красный , жёлтый и оранжевый . Эти же цвета и их оттенки прогонят « ночные кошмары ». Зелёный – способствует усидчивости и « поможет » выучить уроки.

Умело пользуйтесь цветовой гаммой. И тогда не только внешний, но и внутренний мир вашего ребёнка будет всегда окрашен яркими красками.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос творческой личностью. Как этого достичь? Творчество – родом из детства. Оно берёт начало в эмоциональном опыте и детских впечатлениях, полученных от восприятия цветовых образов.

Влияние цветовой гаммы

на развитие ребёнка

Находясь еще в животике у мамы, малютка слышит все внешние звуки: голоса людей, звуки животных. В перинатальный период мамам рекомендуют петь колыбельные, спокойные детские песенки, включать классическую музыку. С рождением крохи и до 2 лет предлагайте малышу погремушки с разным звучанием, музыкальные игрушки.

С 2 и до 3 лет осваивайте первые инструменты: барабан, бубен, ложки, металлофон. Например, на барабане можно отбить барабанную дробь (ладошками), на бубне – воспроизведите простые мелодии ("В траве сидел кузнечик") Важно, чтобы малыш подпевал разным песенкам, дабы развивать артикуляционный аппарат.

С 4 лет можно больше времени уделять слушанию музыки. Это способствует умственному развитию. В игровой форме познакомьтесь со словами «мажор» и «минор». Сделайте их героями, где один веселый, а второй грустный. Знакомьте с новыми инструментами: фортепиано, клавесин, труба.

Уже с 5 лет переходите от слушания к воспроизведению. Попробуйте организовать оркестр. Для этого задействуйте 2-3 детей, возьмите барабаны, маракасы и сделайте (вместе с детьми) еще несколько инструментов из подручных материалов. К примеру, пластиковые бутылки с крупой, ложки, счеты.

Музыкальное воспитание ребенка важно для его полноценного развития. Музыка сопровождает малыша всю жизнь: от колыбельной мамы до самостоятельного освоения инструмента. Правда, многие родители придают музыкальному развитию ребенка второстепенное значение. Но психологи давно доказали, что занятия музыкой развивают детское мышление, способствуют концентрации внимания, тренируют фантазию, помогают усидчивости и так далее.

Очевидно, что музыка для детей очень важна. Но как же происходит музыкальное образование детей? Все начинается с маминых песенок, потом появляются музыкальные игрушки, мультики, фильмы, игры, а повзрослев, ребенок осваивает настоящий инструмент. Интернет магазин музыкальных игрушек поможет в выборе игрушечных гитар, пианино, а музыкальная школа постарается сделать из вашего малыша настоящего мастера звуков! Главное, привить желание с детства

Воспитываем детей

с музыкой

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать « лишнюю », т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как

на картине

(т.е. повторить

композицию).

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма.

Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, « Сказки о художниках » изд-ва « Белый город » .

Знако Знакомство с художниками

Только бесценная правда действительности позволяет нам поверить и принять самый волшебный сказочный мир. Но есть детские книги, в которых эта самая правда имеет ещё большую ценность - это книги о животных . Именно из них дети черпают знания о настоящем мире, получают первый опыт общения с природой.

Русские народные сказки, такие как «Репка», «Волк и козлята», «Три медведя», потешки, ладушки связывают только с рисунками Юрия Алексеевича Васнецова .

Не перестаёт восхищать фантазия художника. Когда смотрим на иллюстрации Васнецова, кажется, что через окошко страницы видим только одну пядь Вселенной, и хочется срочно уменьшиться и поселиться в сказке "Лис и мышонок"В. Бианки навсегда.

Иллюстрации к детским книгам - тема очень широкая и очень интересная. И она нуждается не только в восхищении: книжные иллюстрации учат воспринимать прекрасное, по-своему воспитывают, влияют на способности к творчеству - то есть они работают.

Сокровищница имён

Конечно же, это далеко не все художники- иллюстраторы, о которых нужно было рассказать. Мы ни слова не сказали о Е. М. Рачеве, В. М. Конашевиче, Л. В. Владимирском, Г. В. Калиновском и многих других замечательных художниках.

"Животные нашей страны" с рисунками Натальи Никитичны, "Тюпа, Томка и Сорока", проиллюстрированная Евгением Чарушиным, "Медведь-рыбак"с иллюстрациями Никиты Чарушина.

Наши первые книги о природе, настоящие энциклопедии о животных - книги Евгения Ивановича и Никиты Евгеньевича Чарушиных, Натальи Никитичны Чарушиной-Капустиной. Издательство Акварель потихоньку выпускает замечательную серию "Чарушинскиезверята".

Тонкие книги небольшого формата. Рассказы Евгения Чарушина обладают особым очарованием. Эти добрые и мудрые истории проникнуты настоящей любовью к родному краю и бережным отношением к братьям нашим меньшим. Каждый зверь и каждая птица здесь отличаются собственным характером и живут в согласии с природой и с человеком.

Сокровищница имён

Уважаемые родители!

В заключении нам хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Мы надеемся, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь наши размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаем, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

Игра «Волшебный пейзаж»

Ребёнку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удалённостью.

Игра «Собери пейзаж»

Ребёнку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определённого сезона. Ребёнок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную позицию.

Игра «Цветные корзиночки»

Детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребёнок тянет любую карточку, но положить он её должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет, который он выбрал.

Игра «Кони расписные»

Ребёнку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Знакомим детей с искусством. Художник и его картина.

ИСК У ССТВО - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Назовите виды искусств. Их пять (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.)

В соответствии с требованиями программы «Детство», педагоги должны расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Что даёт изобразительное искусство детям?
Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

В нашей консультации мы более подробно остановимся на знакомстве детей с произведениями художников, как работать в группе в этом направлении, опираясь на наглядный материал имеющийся в распоряжении детского сада.

    Живопись.

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

В свою очередь живопись имеет свои жанры: натюрморт, пейзаж, портрет.

С натюрмортом детей знакомят со 2 младшей группы; пейзажем – со средней; портретом – в старшей, со второй половины учебного года.

Знакомство с натюрмортом

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость.

Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенности восприятия натюрморта детьми 3-7 лет

Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста.

Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.

Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для детей разных возрастных групп.

Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. На картине может быть изображена и разнообразная и предметы быта.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.

При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.

Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты однопорядковые. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера.

Особенности восприятия пейзажной живописи детьми 4 – 7 лет.

Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени, совокупность её чувств и переживаний.
Младшие дошкольники впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. При знакомстве детей с пейзажной живописью необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам. В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей будет опережать художественное восприятие картин.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с живописным пейзажем, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.
Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, учатся видеть и понимать её красоту. Старшие дошкольники учатся не только понимать замысел произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений. В дальнейшем необходимо продолжить работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширить представление о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д.). На следующем этапе дети знакомятся с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской. Дети узнают о художниках-пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведений искусства в жизни общества, каждого человека, в дальнейшем используя полученные знания и ощущения в своём изобразительном творчестве.

Особенности восприятия портрета детьми 5 – 7 лет.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Дети 5 лет проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна. Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

Дети 6-7 лет проявляют также активный положительный интерес к портретной живописи. Эмоционально откликаются на художественный образ, выражая собственные чувства и отношения к нему. Видят не только содержание, но и некоторые средства выразительности портрета. Понимают связь экспрессивных свойств позы с выражением лица, жестами человека (добрый, серьёзный, злой), дают общую нравственную оценку. На основе существенных признаков определяют социальное положение изображаемого. Обращают внимание на одежду. Окружающую среду, детали, предметы труда и быта, но они не являются существенными признаками в оценке портрета, а привлекаются как дополнения в характеристике образа. Человеку даётся нравственно-эстетическая оценка, она более развёрнута и доказательна

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, воспитатель интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

1.Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

2. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

3. Для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

4. Детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

5. Для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том.что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

О чём картина?

Почему думаете так, расскажите?

Как бы вы назвали картину?

Почему именно так?

Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

Как он изобразил это в картине?

Какое настроение вызывает картина?

Отчего возникает такое настроение?

Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

Что понравилось на картине?

Почему она понравилась?

Чем она понравилась?

Третий этап

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника.но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками.на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Требования к отбору картин

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

* колористическое решение (цветовой контраст)

* композиционное решение

* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Книжная графика для детей отличается от взрослой особым характером оформления – наглядностью, стройностью, занимательностью.

Надо всегда помнить, что книга – это произведение искусства, подлинник, созданный рукой художника-мастера и вобравший в себя труд многих людей- писателя, редакторов, печатников. Относиться к книге следует бережно и с уважением и воспитывать это в детях с самого раннего возраста.

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

Младший дошкольный возраст (2-3года)

Основным видом деятельности детей 2-3 лет является игра с предметами. Учитывая это, взрослый предлагает ребенку книжку-раскладушку, книжку-ширму. Они вместе читают текст, рассматривают картинки, а потом включают ее в свою игру: строят из нее домик, заборчик, прячась за него и выглядывая.

При рассматривании иллюстраций в книге большую роль играют вопросы взрослого: «Кто это?», «Какой он?». Если ответ на первый вопрос не вызывает у ребенка затруднений, то ответ на второй вопрос требует определенного описания как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или мохнатый) так и эмоционального состояния героя (веселый, забавный, грустный, хитрый, мокрый, голосистый и т.д.).

Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи (в том числе и собственными чувствами), делать несложные выводы, усиливая его эмоциональное отношение к изображаемому.

При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых действий: «Погладить зайчика», «покормить цыплят», «прокричать как петушок», «промяукать как котенок». Спросить его: «Как мычит коровка?», «Как лает собачка?» и отвечая на поставленный вопрос, ребенок принимает позу, передавая состояние героя книжки.

Младший дошкольный возраст (3-4года)

Дети этого возраста очень любознательны: они хорошо знают основные цвета, формы, геометрические фигуры, активный словарь их резко возрастает, мышление из наглядно-действенного переходит в наглядно-образное, дети быстро развиваются, задают вопросы.

Задача педагога на этом этапе - привлечь внимание малышей к книжке, заинтересовать рисунками-иллюстрациями, вызвать желание внимательно их рассматривать – «читать» рисунки, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи с ними.

При рассматривании рисунков в книге взрослый читает ребенку текст и помогает соотносить его с определенной картинкой, обращает внимание на некоторые средства художественной выразительности – форму (круглый), позу, жест (лежит, бежит, идет, несет, машет), фактуру поверхности (пушистый, лохматый), цвет, положение в пространстве, подражает голосам животных, движениям зверей и птиц.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

В средней группе педагог продолжает развивать у детей интерес к книге и книжной иллюстрации, формировать радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

Педагог подводит детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам. Продолжается работа по внимательному рассматриванию иллюстраций, умению видеть и узнавать заключенные в ней образы. Также обращается внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики.

В этом возрасте дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героя, сезонных и суточных изменений в природе. Ребенку необходимо показать: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняет его, рассказать о роли иллюстрации в книге и что рисует иллюстрацию художник иллюстратор.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагоги проводили целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой, то к шести годам у детей будет сформирован устойчивый интерес к данной теме и будет выработано желание постоянно общаться с книгой, изучать ее, пытаться самостоятельно читать. Педагоги должны поддерживать этот интерес, сопереживать героям, соотносить их чувства с чувствами ребенка, переносить их на свой маленький жизненный опыт, учить сравнивать похожие ситуации и думать: а как бы я поступил, а чтобы я сделал? Всем этим дети делятся со взрослыми и сверстниками.

Шестилетним детям знакомы такие средства выразительности книжной графики как рисунок и цвет . Педагог знакомит их с выразительностью формы – контура, силуэта, созданных с помощью линий, штрихов, пятен, точек и передающих характер образа (его позы, движения, жесты) и колорита (цвета, цветосочетания), которые помогают понять ребенку настроение героя, его эмоциональное состояние, о времени суток, сезоне, погоде, географическом положении местности.

Дети продолжают знакомиться с разными типами макетов книг: книга-образ, книга-альбом, книга-театр, книга-тетрадь и можно обратить их внимание на индивидуальную творческую манеру того или иного художника в иллюстрировании определенных жанров литературных произведений (например, Е.Рачев, Н.Кочергин, Т.Юфа – «сказочники», Ю.Васнецов – иллюстратор народного фольклора, Е.Чарушин, М.Митурич – книги о животных и природе).

Педагог должен способствовать тому, чтобы накопленные детьми знания выливались в детские суждения, размышления, отношения ко всему увиденному и услышанному и использовались в их собственном творчестве.

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке "Петушок, петушок, золотой гребешок!" (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:

Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)

Вот петушок - золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает)

Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)

Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).

Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.

Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком, а при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей картины произведения и учета всех характеристик героя.

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

Детей дошкольного возраста надо знакомить с произведениями живописи. «Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты (ритм), и эмоциональное переживание, и «мыслительное действование», которое имеет особенно большое значение в дошкольном возрасте».