Серж танкян - обратная сторона. Серж танкян вне системы


В среду, 5 июля, на московской Арене ЦСКА в рамках фестиваля Park Live выступит американо-армянская метал-группа System Of A Down. Ее фронтмен приехал в Россию не только ради концерта - он направился на «Мосфильм», где идет работа над историческим фэнтези-боевиком «Легенда о Коловрате». Серж - автор музыки к этой картине. встретилась с Танкяном, чтобы расспросить его о работе над российским фильмом. О System Of A Down он предпочитает не говорить.

«Лента.ру»: В ваших предыдущих работах для кино - музыке к фильмам «1915» и «Последний житель» - вы использовали армянскую мелодику. И вот лента о русской истории, битве рязанцев с Батыем. Похоже, вам пришлось обратиться к русским музыкальным традициям, работая над «Коловратом»?

Танкян: У нас с продюсером картины Джаником Файзиевым была большая беседа о том, сколько этнических мотивов должно быть в этой моей работе. Он прежде всего хотел такой эпический оркестровый саундтрек, потому что это все-таки экшен. Я согласился, что это было бы круто. Элементы рока привнести было бы тоже неплохо, потому что в жестких сценах это самое то.

Но я также попытался почувствовать особенности русской народной традиции. Я слушал русскую народную музыку и раньше - не так много, но все же. А тут я начал изучать, искал в сети, на YouTube, стараясь найти старинные песни. Не для того, чтобы скопировать что-то, а для того, чтобы понять общий эмоциональный пейзаж, гармонии, переходы. Когда я сочинял, я держал в уме русскую историю. И каким-то образом эти вещи пришли ко мне: хор, народные инструменты. Но мой саундтрек сделан по-современному, не в ультратрадиционном ключе.

Слушали ли вы русских композиторов, таких как Римский-Корсаков, Чайковский, Свиридов?

Конечно, я слушал Шостаковича и многих других. Но я на это особо не полагался. Когда я начинаю работу с оркестром, я все делаю по-своему. Я двигался скорее от народных песен. Я очень хотел сделать кавер-версию песни Высоцкого для финальных титров, но что-то как-то не вышло. Он один из моих любимых артистов… он русский король-бард, понимаете? Но, на мой взгляд, что-то не клеилось, хотя я большой его фанат. В общем, благодаря этому фильму я начал слушать много русской музыки, а также монгольской и даже китайской. Мне нужно было как-то проникнуть в это ментальное пространство. Поэтому-то мне так нравится работать над музыкой к фильму. Каждая картина - возможность заглянуть в историю, а также изменить свою музыкальную динамику, найти что-то новое. Это позволяет мне расти как композитору.

А как вы вообще пришли к музыке для кино? У вас и так довольно многообразная жизнь: вы и симфонии пишете, и джаз играете, не говоря уже о System Of A Down.

Желание заниматься саундтреками одолевало долгие годы. У меня ушло много времени на то, чтобы стать достаточно опытным для этого дела. Это совершенно другой мир, нежели тот, что был в группе, где мы писали альбомы, ездили в тур и так далее. Тут ты должен до определенной степени погрузиться в мир классики. В 2009 году, когда я сделал симфонию Elect The Dead, и это была моя первая возможность переложить мои песни для оркестра. С тех пор я написал симфонию Orca, поездил по миру, сыграл две тысячи шоу с оркестром. И это постепенно настроило меня на кинематографический лад.

Последние семь-восемь лет мне хочется заниматься именно кино. Первый мой опыт, как вы упомянули, был «1915», затем - «Последний житель», а потом непосредственно перед тем, как приступить к «Яростному» (так в западном прокате будет называться «Легенда о Коловрате» - прим. «Ленты.ру» ), я написал музыку к ленте «Намерение разрушать». Это очень мощная документальная картина Джо Берлингера об отрицании геноцида армян. Ее премьера прошла в апреле на фестивале Трайбека.

За последние семь месяцев я работал над двумя фильмами и хочу, чтобы работы было гораздо больше. Я чувствую, что сейчас это мое главное направление как артиста. Это дает мне новые территории для исследования, новый материал для изучения, новую музыку.

Записывая темы для этого фильма, я работал с исполнителями на народных инструментах, мастерами горлового пения из Тувы, с живым оркестром, да и сам сыграл на множестве инструментов. Это куча всего: взаимодействие с людьми, игра, репетиции, сведение, монтаж. Я столько всего выучил нового!

Трейлер фильма «Легенда о Коловрате»

Что труднее - работать с таким огромным составом музыкантов или быть в рок-группе из четырех человек? С одной стороны, оркестр большой, но он играет то, что ему скажешь, а в System Of A Down небось приходится много спорить - у каждого свое мнение, каждый сам себе звезда?

Это совершенно различные стихии. В первом случае, как вы сказали, люди просто исполняют то, что ты написал, они реализуют то, что ты хочешь сказать как композитор. А второе - это сотрудничество. Это разные истории, и нельзя сказать, что одно дается труднее, а другое легче.

Как вы сами говорите, с 2009 года вас все больше и больше влечет к оркестровой форме. Знаете, некоторые люди недоумевают, зачем вам все эти оркестры и десятки инструментов, когда есть гитара, бас, ударные и электроника с ее почти безграничными возможностями.

Ну, если артисту нужно делать одно и то же в сотый раз на тех же инструментах, искусство было бы скукотищей.

Что вам наиболее важно в киномузыке?

Главное - то, что требует фильм. То, чего хочу именно я, в данном случае неважно. То есть важно, но до некоторой степени - твоя оригинальность ценна в той степени, в которой она идет на пользу фильму.

Мне нравится разнообразие этого занятия. Вот, например, предыдущий фильм - «Намерение разрушать» - он совершенно отличался от того, что я делаю сейчас. Там было множество современных технологий и живые инструменты: уд, дудук. То есть это была очень современная музыка и при этом с сильной традиционной армянской темой. «Легенда о Коловрате» - это эпическая оркестровка. А «Последний житель» - это такой скупой, минималистичный эмбиент плюс этника.

Лучшим для меня было бы иметь возможность переключаться с такого мощного звукоряда на камерное звучание - фортепиано и квартет, затем электроника, джаз, рок и так далее.

Для меня идеально быть разнообразным. То же самое с альбомами, которые я записываю: тут и тяжелый звук, и джаз, и фьюжн и прочее. По сути, я просто продолжаю делать то, что и так делал бы, - просто теперь делаю это для фильмов.

Вы политически активный человек. Ваша семья в свое время переселилась из Ливана в США. Думаю, проблема мигрантов - одна из самых актуальных мировых проблем - вам близка?

Это сложная тема. Прежде всего мы всегда должны искать корень, причину, побуждающую людей мигрировать. Война, игры милитаристов или что-то другое. Конечно, каков бы ни был ответ, мы вынуждены иметь дело с миграцией. Мы видели смертельные последствия того, что в страны попадают люди, которых недостаточно хорошо проверили. Но моя история как иммигранта (я живу в Штатах с 1975 года) - пример того, что иммигранты могут быть полезны стране, в которую они переселяются.

В целом я считаю миграцию хорошим явлением, а что касается частностей, то государство должно проверять и оценивать тех, кто въезжает. Нет ничего плохого в подобной оценке. Страна только выиграет, принимая людей, которые хотят жить в открытом обществе, которые хотят хорошее будущее для своих детей. Они принесут этой стране хорошие плоды. Но нужно набраться терпения, чтобы увидеть эти плоды - они не вырастут за одну ночь. И среди них всегда будут гнилые. В Европе говорят, что мигранты совершают преступления. Но коренные жители тоже совершают их. В Штатах, где не так много беженцев, большинство преступлений совершают коренные жители - как правило, тупые владельцы оружия. Это преступления на почве ненависти, расизма, страха или ментальной нестабильности.

Проблема с мигрантами сложная, но на нее надо смотреть здраво и не позволять себе впадать в радикализм. Потому что это как раз и является целью всех радикальных организаций - радикализировать открытое общество. И если проблема мигрантов подталкивает тебя к такому состоянию, значит, они добились своего.

Столичный спорткомплекс «Олимпийский» оказался забит под завязку – два танцпола и трибуны в общей сложности собрали около 20 тыс. зрителей. Народ на SOAD пришел подготовленный и активный, многие знали наизусть значительную часть песен. Сразу в нескольких точках танцпола поклонники почти сразу же организовали слэм – что-то вроде массового танца, популярного у фанатов панк-рока и хеви-метала, со столкновениями друг с другом.

Непосредственно перед сценой стояли несколько человек с государственными флагами Армении. Как уже писали «НИ», в Ереване стали собирать подписи за то, чтобы SOAD приехали на родину предков уже в ходе этого тура. Впрочем, группа хоть и армянская по национальности, в остальном к Армении имеет весьма косвенное отношение: два участника родом из Ливана, один – из Калифорнии, бывший барабанщик Андраник Хачатурян – из Тегерана, и лишь басист Шаво Одаджян родился в Ереване, но еще в детстве переехал с родителями в США.

SOAD сумели ворваться в хард-рок-обойму отнюдь не благодаря продюсерским интрижкам. Чтобы эмигрантской по сути группе добиться успеха в Америке, нужно быть на две головы выше остальных. Это и произошло с «Системой», как ее называют российские промоутеры. Записывая альбом за альбомом (всего на данный момент их в дискографии SOAD пять), к 2005 году группа набрала обороты, став популярной одновременно в Европе и США. Им достались призы от европейского MTV и «Грэмми». И за время творческого отпуска длиной в пять лет интерес к себе музыканты не растеряли. Отчасти благодаря своим сольным проектам: Серж Танкян стал, в частности, любимцем московской музыкальной богемы.

Впрочем, слово «любимцы» никак не подходило к горячим армянским парням во вторник. Они жгли по полной, умело переходя от панк-роковского бита к лирике и приятным мелодиям и обратно. Танцпартер просто ходил ходуном, когда SOAD зарядили песню Soldier Side. Вещицу с названием I-E-A-I-A-I-O пели всем залом, а некоторые зрители устроили нечто, что можно было бы назвать хард-хороводом: уже не хоровод, но еще не слэм.

Нельзя не отметить великолепную архитектуру света. Свет едва ли не полноценно заменял декорации, а упор на яркие фиолетово-оранжевые цвета вкупе с коврами, разложенными на сцене, придавали коллективу тот эстетический шарм, которого обычно не хватает группам, специализирующимся на металлической и альтернативной музыке. Особенно поразили световые декорации к песне Forest: так точно изобразить лес одним только светом – это надо очень постараться.

Во второй части концерта на большом экране возникла ладонь с захватывающим жестом. В этом был определенный смысл: со сцены действительно «накрывало» не только светом, но и звуком, и группа захватила «Олимпийский» полностью. Сочетание несочетаемого, доведенное до уровня исключительных ощущений музыкальной гармонии, и почти полное отсутствие рваного ритма при таком разнообразии – это и есть System of a Down. Немудрено, что билеты на шоу в Рио-де-Жанейро, которое состоится только осенью, уже полностью раскуплены. А в Бразилии знают толк в тяжелой музыке: оттуда как-никак Sepultura родом.

На Lonely Day «Олимпийский» озарился тысячью огней от зажигалок (настоящие фанаты живой музыки ни за что не променяют живой огонь на свет от мобильников). То же происходило и на Lost in Hollywood – еще одной красивой песне. Несколькими минутами ранее все дружно орали слова Chop Suey. Ну а завершился концерт SOAD их известной композицией Sugar. Московская публика синхронно с кумирами завывала: «У-у-у, шуга!!!»

Серж Танкян, конечно, не знает русского языка, но когда он кричит с армянским акцентом «Спасибо, Москва-а-а», это воспринимается куда круче, чем традиционные англоязычные здравицы в честь публики и России как страны пребывания. В чем-то, конечно, они для нас свои. Ну а талантливо сделанная музыка – она всегда в дефиците. Мысль, возможно, крамольная, но хард-рок и панк-рок – жанры, по большому счету, примитивные. Шаблонные, если хотите. Поэтому, если в этом сегменте появляется команда отличных мелодистов, это почти всегда прорыв. System of a Down к 2005 году стали безусловным прорывом. Теперь они вернулись. Скорее не ради искусства, а ради зрителя.

Пока ты спал, Танкян успел выпустить альбом Elect the dead symphony - пластинку, записанную с новозеландским оркестром, которой уже присвоили второе место в главном американском чарте классической (sic!) музыки. Еще бы - 70 музыкальных инструментов это не шутка!
В истории с этой пластинкой интересно то, что сам оркестр обратился к рок-музыканту с предложением поработать вместе. Танкян так проникся и воодушевился идеей, что решил записываться без своих коллег по музыкальному коллективу Flying cunts of chaos ("Летающие пелотки хаоса"). Часть партий Танкян написал сам, часть - в соавторстве с композитором Джоном Псатасом. Теперь Серж впахивает с этим эпическим произведением в туре, а свободное время коротает, работая над мюзиклом.

Московской публике, как всегда, повезло больше прочих - это уже третий визит Танкяна в столицу России, в то время как в Ереване певца живьем так и не видели.

Конечно, мы знали, что ты хочешь спросить у Танкяна - когда вновь соберется и даст жару System of a down. Но мы были не оригинальны и Серж нанес превентивный удар - еще при переговорах об интервью он сразу написал: "Все по-прежнему, пока никакого решения не принято". В остальном Танкян был более разговорчив и рассказал сайт о своих любимых местах в Армении, о том, кого он послал в жопу, и предсказал время, когда на планете исчезнут деньги.

Привет! С чем приезжаешь к нам в Москву на этот раз?

Будем играть песни с живого альбома Elect the Dead Symphony – там будут вещи, знакомые по Elect the Dead, моему первому сольнику, а также бонус-треки, которые раньше не издавались.

Ты выпустил книжку своих стихов. Играл в одной из крутейших американских групп. А ведь когда-то получал образование маркетолога, держал свою софтверную компанию. Получается, что за двумя зайцами не угнаться - либо карьера либо творческое самовыражение?

Думаю, что человек вполне может успеть попробовать множество разных профессий в своей жизни, если будет использовать предоставляющиеся возможности. И если, конечно, у него есть для этого интерес и способности. Мне кажется, одно другому не мешает, если только времени хватает. Когда возникает такая проблема, я останавливаюсь и трачу какое-то время на то, чтобы четко понять, что же мне на самом деле нужно.

Фирма Taylor выпустила серию гитар, названных твоим именем. Для тебя гитара - фетиш?

Обожаю музыкальные инструменты, стараюсь прикупить всяких разных новых, куда бы ни приехал. Когда они предложили мне сделать модель T5 – я ею, кстати, уже активно пользуюсь во ходе своего турне, - я был очень польщен. Их акустические гитары я люблю больше любых других – можете мне поверить, я испробовал их все.

Ты активно выступаешь не только как музыкант, но и как общественный деятель (вместе с гитаристом Rage against the machine Томом Морелло Танкян организовал некоммерческое политическое движение "Ось справедливости", активный борец за права животных, вегитарианец, подписал петицию против забоя скота - сайт). А если бы ты был не всемирно известным музыкантом, а простым парнем из Лос-Анджелеса - реально было бы бороться против системы?

Каждый может изменить этот мир, и прежде всего - мир вокруг себя. Нет никакой разницы, чем и как зарабатывать себе на жизнь. У нас у всех есть своя причина на то, чтобы быть тут, на этой планете. И все мы можем приложить усилия и добиться того, чтобы люди вокруг нас поменялись в лучшую сторону. А вместе с ними – и наша собственная жизнь.


Я скоро еду в Армению, сплавляться по горной реке - что посоветуешь посмотреть? Какие у тебя там любимые места?

О, круто. Очень советую Гарни и Гегхарт. Первое – это дохристианский храм, второе – одна из самых красивых ранних церквей в Армении. Еще сильно рекомендую озеро Севан, а еще стоит сгонять в Карабах, если, конечно, будет время. Зелень в Карабахе такая великолепная, что временами напоминает мне Новую Зеландию.

На что потратишь последние деньги - на гитары, на женщин или на алкоголь?

Надеюсь, когда в кармане у меня окажется последний доллар, деньги уже не будут нужны. Еда, одежда, домашний кров и любовь - вот все, что нам нужно.

Тебе в августе стукнет 43 года - кризис среднего возраста уже пережил? Как это было, расскажи.

Не думаю. Я дам тебе знать, когда - и если - он наступит:)

Я тут недавно предлагал одному ученому сделать с ним интервью для одного мужского журнала - так он мне отказал, сославшись на то, что такой формат издания для него неприемлем. Вот скажи, каким должен быть журнал, чтобы ты читал его и хорошо к нему относился?

Ого! Думаю, он не очень жаловал этот журнал. Ну, если вкратце, то хорошая журналистика - это интересное интервью, из которого редакция не пытается сделать такой легкий поверхностный текстик. Я читал в Playboy и Rolling Stone несколько потрясающих заметок с глубоким политическим анализом. Хотя не могу сказать, что я очень люблю эти журналы.

Ты бы дал интервью какому-нибудь журналу или телеканалу, который придерживается республиканских взглядов?

Меня приглашал Билл О"Рейли (телеведущий на канале FoxNews, который принадлежит медиамагнату Руперту Мердоку, активно поддерживающему республиканцев и Джорджа Буша – сайт) на свое шоу несколько лет назад, когда я выпустил свой сольник. Я передал им через своего пресс-агента, что они могут идти в жопу. Не стану я тратить свое время на то, чтобы иметь дело с людьми, которые занимаются исключительно распространением негатива и апатии в этой пост-дарвинистской капиталистической Мекке.

Я читал, что у тебя есть идеи, как проводить виртуальные живые концерты. Расскажи об этом поподробнее.

Ну смотри, думаю мы уже живем в эпоху, когда технологии вполне позволяют нам устраивать интерактивные живые выступления. Я бы хотел иметь возможность делать это сам и привлекать для этого других музыкантов. Получится такой прокачанный вариант голографического изображения. Если начать использовать это как альтернативу живым концертам, то вклад, который мы внесем в сохранение окружающей среды, будет ошеломляющим. Такая технология уже используется для Telepresence - это такие телеконференции - и в некоторых телешоу.

Кинотеатры захвачены 3D - оборудуют специальные залы, снимают фильмы в трехмерном формате. Тебе какой-нибудь из них понравился? Что ты вообще по поводу всех этих технологий думаешь?

Да нет ничего нового в этой технологии, за исключением камеры, которую Кэмерон использовал при съемках своего фильма. "Аватар" я, кстати, видел, и он мне очень понравился.

Когда тебе последний раз было по-настоящему страшно?

Когда открыл это письмо и увидел, на какое количество вопросов мне нужно ответить:(

ИНТЕРВЬЮ: Александр Цыганков

Дверь открывает стройный молодой человек с умными глазами, в джинсах и кедах. «Здравствуйте, - протягивает он руку, - как же я рад, что наконец буду выступать в России».

Серж Танкян, каков он в обычной жизни, мало похож на Сержа Танкяна - музыканта. В сценическом образе лидера группы System of a Down есть что-то неисправимо шутовское - опереточные усы и белый цилиндр, аффектированная мимика, кажется, что он изображает злодея из немого кино. В жизни же его можно принять за студента-старшекурсника - он выглядит гораздо моложе своих лет, он чист и свеж, будто только что из библиотеки, и несмотря на то, что до концерта во французском городе Бурже остается ровно полчаса, на столе только минералка.

Почему-то кажется, что в гримерке группы System of a Down обстановка была несколько более… скажем так, живой - но группы System of a Down уже нет: самая странная и парадоксальная хеви-металлическая группа последних лет, четыре американских армянина, игравших невероятно изобретательную, захватывающую дух, как на американских горках, музыку, разошлись, не объявив о распаде, и друг о друге предпочитают не говорить. Танкян первым выпустил сольный альбом «Elect the Dead», возможно, чуть более прямолинейный в смысле музыки - хотя страсть, странность и запрятанные в гитарное мясо армянские мелодии остались при нем. И это еще что: Танкян рассказывает, что для следующей пластинки репетирует сейчас с джазовым оркестром, а попутно пишет музыку к спектаклю по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей», а попутно сочиняет музыку для кино, а попутно…

Танкян, конечно, странный музыкант. Рок-звезда с ярко выраженной политической позицией - это для западного мира скорее нормально, но рок-звезда, которая собственно занимается политикой, вот тут не очень понятно, как у Танкяна на это хватает времени. Меж тем с 2002 года у него на паях с Томом Морелло из Rage Against the Machine существует организация Axis of Justice: они устраивают концерты в помощь бездомным, собирают одежду для жертв стихийных бедствий, пишут петиции за международное признание турецкого геноцида армян, ведут радиошоу, в котором разговаривают о кризисе капитализма с . Да и сам альбом «Elect the Dead» - это такой развернутый политический манифест. Я представляю, как это все выглядело бы, живи Танкян не в Лос-Анджелесе, а в Москве - и тут Танкян прерывает рассказ про Axis of Justice и говорит: «Вот возьмем Путина. Это же очень умный человек, он действительно консолидировал страну. Ельцина нигде серьезно не воспринимали, он позволял олигархам растаскивать Россию на кусочки - а Путин собрал распадающееся государство, сделал страну сильной. Уважаю. Но все это хорошо до той поры, пока ты не отбираешь у людей свободу слова и собраний. Нация в конечном счете - это совокупность независимых, свободных людей».

«Нация» - еще одно ключевое слово: Танкян прекрасно понимает, откуда он родом, и сознательно подчеркивает свою армянскость. Сам он родился в Бейруте, но все его бабушки и дедушки - из тех армянских районов, что находятся на территории Турции. Танкян рассказывает, что уже дважды бывал в Ереване и даже дружит с тамошним бардом Рубеном Ахвердяном - даже дико, что лидер группы System of a Down употребляет в речи выражение «советская бардовская традиция». Я рассказываю Танкяну, в какой ажитации находится армянская диаспора перед его концертом, - в конце концов, это единственный человек, который появлялся на обложке журнала New Musical Express и журнала «Ереван» - и что в одном из его клипов разглядели флаг Армянской ССР, и…

«Не было такого, - говорит Танкян. - Я, конечно, уважаю флаги, но с ними связано множество зла. Флаги - это национализм, войны, этнические чистки. Когда происходит стихийное бедствие - оно смотрит, какой над страной флаг? Когда летят перелетные птицы - они, что, на флаг ориентируются? Все в природе говорит нам: границ не существует, национальные государства придуманы людьми, флаги - это бессмыслица. Это одно из человеческих изобретений - такое же, как время. И оно отомрет тогда, когда цивилизация исчезнет».

Танкяну определенно пора на сцену, но меня как раз разобрало любопытство - а когда, собственно, цивилизация исчезнет? Сколько времени осталось до того, когда времени больше не будет? Концерт-то успеем посмотреть? «Да, в общем, все уже, - вздыхает Танкян. - Время пришло. Вот посмотрите - два графика: население планеты растет с той же скоростью, с какой истощаются природные ресурсы. Эти графики направлены в разные стороны, невозможно свести их в одну точку. Не существует научно обоснованного способа поддерживать существование этой цивилизации хоть сколько-то долгий срок. Мы живем в конце времен. Это научный факт».

Из биографии: Серж родился в Ливане 21 августа 1967 г. и провёл там детство. В возрасте 8 лет вместе с родителями и младшим братом Севагом он переехал в Лос-Анджелес, где начал заниматься музыкой в армянской школе «Rose & Alex Pilibosl», одновременно изучая маркетинг. В Лос-Анджелесе он примкнул к большому арм... Читать полностью


На пресс-конференции по поводу своего приезда в Москву Серж Танкян был не по-звездному приветлив и общителен. Опоздав всего на пару минут, он вошел в зал, где его ждали журналисты, улыбаясь и здороваясь со всеми. Начал с того, что поблагодарил всех собравшихся, хотя, конечно, все собравшиеся и сами были рады безмерно.

Серж Танкян , лидер одной из самых мощных метал-групп современности System Of a Down, записал сольную пластинку “Elect The Dead” и отправился в тур в ее поддержку. В рамках этого тура музыкант и приехал в Россию.

Общаться с Сержем Танкян ом – пусть даже так, в рамках пресс-конференции – одно удовольствие. Как человека разносторонних интересов и занятий его спрашивали о политике, конце света, России и, конечно же, музыке.

Как вы относитесь к тому, что президентом Америки впервые может стать афроамериканец?

Серж Танкян : Сейчас выборы в США - это более волнительно, чем многие годы до этого. Я собираюсь голосовать за Обаму, я надеюсь, что он сможет изменить ситуацию, которую создала нацистская администрация Буша. Но мне кажется, что самое важное – это люди. Не столь существенно, кто именно станет президентом. Главное, чтобы этот человек отражал взгляды и идеи своего народа. Вот в чем заключается демократия.

На альбоме “Elect The Dead” много политических манифестов. Однако в интервью вы не раз говорили, что мы живем в конце времен. Так зачем же в конце времен такая ожесточенная борьба?

Серж Танкян : Я думаю, цивилизация развивается не по циклическому пути, а линейно, отрезками времени. Мы живем в конце времен. Наша цивилизация зародилась очень давно, в Месопотамии. Ресурсы, которые у нас есть, постепенно истощаются, и мы можем оказаться в ситуации нехватки банальных продуктов питания. Так что очень вероятно, что мы приближаемся к некой границе, к концу. Но это не означает конец человечества.

Как вы относитесь к электронной, танцевальной музыке? Можете ли вы представить адаптпцию своей музыки на танцполы мира?

Серж Танкян : Ну, этот явление существует уже давно. Но, знаете, для меня жанр музыки не так уж и важен. Качество – вот что имеет занчение. Если это что-то значимое, что-то красивое, что-то, что двигает тебя вперед – не важно, рок это, поп или электроника. Что касается моей музыки, то я записывал и записываю различные ремиксы и работаю в разных направлениях. У меня есть песни, записанные в жанрах рок, и электроника, и эксперименты с классикой и фортепианной музыкой. Я не хочу зацикливаться на одном жанре. Конечно, мне ближе то направление, в котором я работаю, но мне нравится экспериментировать.

Как вы, будучи известным общественным деятелем, оцениваете Россию, ее место на мировой арене?

Серж Танкян : Я, конечно, не могу приехать в вашу страну и давать какие-то оценки – я ведь всего лишь гость. Я бывал во многих странах, и я думаю, что важны не страны, а взаимодействие друг с другом. Сейчас в России происходит некое восстановление, и это хорошо. Вообще в мире наблюдается некий дисбаланс: есть мощная держава США, и никого, чтобы противостоять ей. Быть может, это удастся России. Но, опять же, я не верю в нации и границы, я верю в то, что мы должны идти навстречу друг другу. Важно не привязываться к отдельной стране, а стать единым целым – и в том, что касается экономики, и в политике. Зло, которое происходит в мире, не основано на нациях и странах. Это классовая проблема в реальности. Воюем по религиозным, международным причинам или из-за нарушения прав человека. Очень важно, чтобы было адекватное общество и в США, и в России, и во всем мире. Важно, чтобы люди, общаясь, находили компромиссы. Существует совсем немного людей, которые управляют остальными 99%. В этом и вся проблема.

Воссоединится ли группа System Of A Down, будете ли вы работать вместе – возможно, в будущем?

Серж Танкян : Два года назад мы сделали официальное заявление о распаде. С тех пор ничего не изменилось. Участники группы работают в сольных проектах и всем довольны. Если появятся какие-то идеи насчет совместной работы, то все об этом узнают. Обычно в таких случаях мы шутим: оставьте нам ваш телефон, мы позвоним вам, когда решим воссоединиться.

Известно, что помимо творчества, вы вместе с Томом Морелло основали организацию «Ось справедливости». Каковы основные цели этой организации, за что боретесь и чего придерживаетесь?

Серж Танкян : «Ось справедливости» мы организовали в 2002 году. Она работает в двух направлениях. Во-первых, как общественная организация. Мы проводим различные благотворительные концерты, помогаем бедным, собираем деньги на различные нужны. Второе направление – политическое. С нами сотрудничает множество известных людей. Мы занимаемся продвижением идей помощи нуждающимся, защиты окружающей среды - в общем, поле для деятельности широко.

Расскажите о работе с таким известным гитаристами как Buckethead. С кем еще планируете сотрудничать?

Серж Танкян : Естественно, я работаю с известными музыкантами. И мне это очень нравится. Это переход в режим других жанров и общение - конечно, интересно. Я продюсировал на своем лейбле несколько отличных групп. В прошлом году сотрудничал с Wyclef. В данный момент мы тесно работаем с джазовыми артистами и, что очень важно, над новой оперой «Прометей», поставленной по греческому мифу. Я также прослушиваю некоторых оперных певцов, которые в дальнейшем будут работать с нами.

С кем еще будет сотрудничать Серж Танкян , и какие еще идеи появятся в его голове – увидим, ведь творческих сил у него, хочется верить, хватит еще надолго.

Перевод Александра Панферова

Фото Екатерина Заборянская