Дольменах на кавказе. Мегалитические сооружения Древнего Мира


Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты -- полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III--II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков -- племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура

Статья посвящена дольменам Западного Кавказа, которые рассматриваются не только как памятники древней материальной культуры, но и как значимые туристские объекты, ставшие настоящим брендом Олимпийского Сочи. Автором приводятся интересные сведения о мистической силе дольменов, проводятся сравнительные параллели с известными мегалитами зарубежья и раскрывается причина интереса людей к памятникам дольменной культуры.

Дольменная культура Западного Кавказа: география и наследие

По древним сказаниям горцев, одновременно с нартами - древними великанами - на Кавказе жили и крошечные люди, слабые и беспомощные, ездившие верхом на зайцах... Из жалости к этому малорослому народу нарты воздвигли им из громадных каменных плит непреступные крепости-дома, где в передней части были небольшие отверстия, в которые могли проникнуть только очень маленькие люди. Поэтому черкесы и назвали дольмены «испун», то есть дома для карликов .

Древние дольмены в жизни и эпосе горцев

Дольмены - это древнейшие культовые сооружения, название которых происходят от бретонских слов «taol» и «таеп», что означает «каменный стол». И действительно конструкция дольменов внешне напоминает стол, так как мощная ровная каменная плита лежит на нескольких опорах, стоящих на земляной поверхности. Дольмены относят к мегалитическим сооружениям или попросту к мегалитам - сооружениям из больших обтесанных камней, используемых в основном для гробниц. Древние мегалиты давно интересуют исследователей и просто обычных людей, но если первые глубоко и системно изучают мегалитическую культуру, то вторые рассматривают дольмены как живописную часть ландшафта, придавая им особые мистические свойства, используя в основном как объекты туристского показа.

Вместе с тем очень интересно и полезно проследить отношение людей к дольменам и ко всей дольменной культуре в рамках какой-либо одной территории.

Как известно, дольмены встречаются в самых разных уголках планеты: в Северной Африке, Европе, Южной Корее и других, но мы попытаемся исследовать некоторые грани проявления дольменной культуры на территории Западного Кавказа и в частности Большого Сочи.

Культура дольменов сложилась на территории современного города Сочи в среднебронзовую эпоху. К ней преимущественно относят дольмены - монументальные гробницы, соответствующие отложения в Большой Воронцовской пещере и отдельные объекты, разбросанные по разным районам Большого Сочи. Территория, которую

У входа в Большую Воронцовскую пещеру в Хостинском районе г. Сочи (фото автора)

ныне занимает прославленный российский курорт, всегда отличалась от других районов Причерноморья своей трудно- проходимостью вследствие сильной расчлененности рельефа. Скорее всего, по этой причине сочинские дольмены стали известны научному сообществу позднее, чем подобные сооружения в других регионах.

Одним из первых подробно описал и зарисовал сочинские дольмены Александр Миллер - известный русский исследователь Кавказа, этнограф и археолог. В 1907 г. он описал и зарисовал несколько дольменов в долине реки Аше и корытообразный монолит в Мамедовом ущелье на территории нынешнего Лазаревского района г. Сочи. Хотя ско-

Составной дольмен во дворе музея истории города Сочи (фото автора)

Корытообразный монолит «Целитель»

рее всего не он первым обнаружил этот памятник, так как и сейчас на нем отчетливо можно различить выбитое в камне изображение мальтийского креста со стоящей рядом датой - 1906 год.

Сегодня этот дольмен особенно известен и почитаем в этих краях, его называют «Целителем», приписывая особенную энергетику, способную наделить людей и животных редкой жизненной силой. Люди, живущие неподалеку, утверждают, что 19 мая 1986 г. ночью их разбудил сильный гул, хотя погода была ясной и безветренной. Утром обнаружилось, что три мощных дерева, выдернутые из земли как легкие травинки, лежали возле дольмена, а четвертое наполовину сожженное еще дымилось и имело причудливую форму. Эти деревья и сегодня лежат возле дольмена, усиливая необыкновенное впечатление, производимое этим загадочным мегалитом, формой напоминающего Египетскую пирамиду.

Местные жители даже замечают увеличение количества диких животных в этом месте и их вполне миролюбивого отношения к людям. Говорят, особенно полюбили дольмен зайцы, которые любят принимать на нем солнечные ванны. А может быть дело совсем не в солнечных ваннах, а в таинственных карликах, которые по преданию жили в дольменах и ездили на зайцах...? Тогда вполне можно предположить, что зайцы продолжают терпеливо ждать «своих хозяев».

Вообще в таланте и курортной изобретательности местным жителям Сочинского побережья не откажешь. Любой интересный объект или явление довольно быстро ложится в основу нового экскурсионного маршрута. Так, например, на дольмен «Целитель» сформировался эзотерический маршрут, где всем желающим предлагают ощутить на себе особенную омолаживающую энергию дольмена. Конечно обещания омоложения не более чем курортная реклама, но сила Кавказской природы действительно удивительна!

В этой связи следует отдать долг многочисленным исследователям дольмен- ной культуры Западного Кавказа, которые вот уже два столетия наблюдают за этими таинственными памятниками древней материальной культуры. Труд нескольких десятков ученых был обобщен и систематизирован в 1960 г. исследователем Л.И. Лавровым, который создал полный каталог дольменов. В нем насчитывалось 1139 дольменов, а также была предложена научная классификация дольменов Западного Кавказа, которая остается актуальной и в настоящее время.

Все многообразие существующих дольменов Лавров разделил на четыре группы:

  • 1. Группа обычных плиточных дольменов. Это самые распространенный тип мегалитов, конструктивно представляющий собой четырехугольный ящик, каждая сторона которого, а также дно и крыша представляет собой отдельную монолитную плиту.
  • 2. Группа составных дольменов. Это конструкции с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит.
  • 3. Группа корытообразных дольменов.
  • 4. Группа дольменов-монолитов.

В 1978 г. исследователь В.И. Мар- ковин обновил каталог дольменов, дополнив его до 2308 объектов. Благодаря кропотливой исследовательской работе эпоха дольменной культуры, расцвет которой приходится на первую половину II тысячелетия до нашей эры, стала более понятна и близка нам - современным людям.

Внимательно изучая особенности развития дольменной культуры, ученые обращают внимание на то, что на пике ее развития большое распространение получают плиточные строения трапециевидной формы с профилями четких пропорций. Такая конструкция придавала дольменам большую устойчивость, облегчала сборку стен и наводку перекрытий. Дольменные отверстия в этот период приобретают различные формы (круглые, в виде арки и пр.). Под плиточными дольменами появляются тщательно обработанные пяточные камни - своеобразный фундамент дольмена. Многие постройки прислонены к склонам и даже слегка впущены в них. Помимо плиточных дольменов в этот период создаются и корытообразные - их высекают в скалах, придавая им вид дольмена только с фасада. К концу периода расцвета доль- менной культуры появляются дольмены-монолиты. Такие изменения в конструкции этих культовых сооружений, по мнению ученых, происходят в связи с изменениями в погребальных обрядах. В поздние периоды культуры дольменов (середина II тысячелетия до н.э.) корытообразные дольмены дополняются камерами круглых очертаний и очертаниями в виде кувшина, а также отмечаются и ложнопортальные сооружения.

В целом дольменная культура разных регионов мира имеет много общего. В частности исследователи мегалитов Западного Кавказа отмечают их близкое сходство с плиточными дольменами Средиземноморья, а также памятниками-мегалитами Каталонии, Франции и Северной Африки. Однако археологическое наследие дольменной культуры в г. Сочи и Туапсинском районе так велико и разнообразно, что, несомненно, указывает на его временную продолжительность, а найденные и описанные дольмены представляют полный спектр всех известных конструкций этих образцов мегалитической эры.

Вообще территорию Сочинского курорта можно смело назвать «Мировой столицей дольменов», так как налицо три важнейших признака ее превосходства над другими регионами богатыми памятниками мегалитической культуры:

Во-первых - на территории Б. Сочи присутствуют все известные типы памятников дольменной культуры.

Во-вторых - некоторые из дольменов в архитектурном плане совершенно уникальны и не имеют аналогов в других регионах: дольмен-монолит, дольменообразные колодцеобразные гробницы (толосы), дольменные комплексы (Псынако-I).

В-третьих - такие конструктивные особенности, как окружение дольменов кольцом камней (кромлехом), наличие коридоров - дромосов, плиточные ложнопортальные сооружения, «обратные» дольмены и дольмены с двумя фасадами встречаются в районе Сочи в гораздо большем количестве, чем в других районах с развитой дольменной культурой.

Как уже упоминалось, район нынешнего г. Сочи в его слабо освоенных местах труднопроходим. Густой колхидский лес защищает многие укромные уголки курорта от современного варварства, но цивилизация неуклонно наступает и теснит заповедные природные территории, представленные в частности памятниками дольменной культуры. К сожалению, многие великолепные образцы мегалитических комплексов безвозвратно утрачены. В частности разбиты на щебенку и строительный камень, разорены дачниками и частными предпринимателями, выставляющими огромные камни-монолиты в виде украшений и альпийских горок в кафе или частных придомовых садах. Таких «эстетов» не смущает факт, что эти камни являются частью погребальных сооружений. Конечно, это происходит по причине невежества и какой-то языческой тяге поклонения силам природы, заключенной, по их представлениям, в огромных мегалитах.

Однако, так или иначе за последние несколько десятилетий были уничтожены: дольмены группы «Глинище I», разбиты дольмены группы «Солони- ки II», при прокладке лесовозной дороги был почти уничтожен торец боковой плиты дольмена группы «Нихетх I», на котором был изображен редкий зигзагообразный орнамент, а в 1997 г. при строительстве газотрассы в урочище Черноморка отвалом был засыпан уникальный плиточный дольмен и этот печальный список, к сожалению можно продолжить.

Вместе с тем на территории Сочи на текущий момент известно около двух сотен дольменов (189). Из них обследовано - 141, не обследовано - 48.

Если говорить о ведомственной принадлежности земель, на которых находятся памятники дольменной культуры, что тоже немаловажно для обеспечения их сохранности, то четверть из их числа находится на землях администрации города Сочи, а остальные на территории Сочинского национального парка. Территориально сочинские дольмены расположены как на горных склонах, так и в устьях горных рек. Наибольшая близость дольменов к морю отмечена в бассейне рек Аше и Псезупсе, а также ручья Годлик в Лазаревском районе, где расположен самый крупный и известный на побережье Волконский дольмен-монолит, ставший настоящим археологическим брендом Олимпийского курорта Сочи.


Волконский дольмен-монолит - туристский бренд Сочи-2014

В целом наиболее насыщен памятниками дольменной культуры именно Лазаревский район г. Сочи. Большое количество дольменов встречается на пути от Туапсе в сторону пос. Головинка к реке Шахе. За рекой Шахе в сторону центра Сочи дольменов отмечено мало и, как правило, они расположены в горных и труднодоступных местах. В самом Сочи дольменов нет, кроме дольмена, привезенного из Лазаревского на территорию музея истории города-курорта Сочи.

В Хостинском районе города обнаружен только один составной дольмен, так называемый «культовый камень с сидениями» рядом с пос. Кудепста. В Адлерском районе дольмены находятся главным образом в районе пос. Красная Поляна и Медовеевке. Есть еще одна интересная закономерность в расположении дольменов города Сочи - все они расположены в непосредственной близости от родников или ручьев, так как большая часть из них изготавливалась из песчаника, пласты которого формировались в непосредственной близости от водоемов.

  • Нарты - герои древних эпических сказаний многих кавказских народов.


В горах Кавказа, где-то между городами Геленджик, Туапсе, Новороссийск и Сочи, есть сотни мегалитических памятников, которые здесь называют дольменами. Возраст всех этих мегалитических дольменов датируется примерно 10 000 - 25 000 годами, а для чего они были предназначены, сегодня спорят и российские, и западные археологи.

Единой точки зрения по поводу дольменов на Кавказе нет - некоторые археологи считают, что возраст этих мегалитических сооружений на самом деле составляет от 4000 до 6000 лет. Во всем мире известны тысячи доисторических мегалитических памятников, однако те, которые находятся на территории бывшего Советского Союза (в том числе, на Кавказе) мало известны на Западе.


Дольмены в основном расположены на Западном Кавказе (в России и Абхазии) по обе стороны горного хребта, на территории примерно 12 000 квадратных километров. Кавказские дольмены представляют собой уникальный тип доисторической архитектуры - строения, созданные из идеально пригнанных циклопических каменных блоков. К примеру, встречаются камни в форме быквы «Г», которые использовались на на углах дольменов, или же камни в форме идеального круга.


Хотя подобные «осколки древней эпохи» вообще неизвестны в Западной Европе, эти русские мегалиты не менее значимы для науки, чем мегалиты, обнаруженные в Европе - и с точки зрения возраста, и с точки зрения качества архитектуры. А самым потрясающим является то, их происхождение до сих пор неизвестно. Ученые отмечают, что несмотря на разнообразие кавказских каменных сооружений, они демонстрируют потрясающее сходство с мегалитами из разных частей Европы и Азии (Пиренейский полуостров, Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Германия, Дания, Швеция, Израиль и Индия).


Был выдвинут ряд гипотез, чтобы объяснить подобное сходство, как и догадки о цели строительства мегалитов, но пока всё это остаётся тайной. На данный момент на Западном Кавказе известно о приблизительно 3000 таких мегалитических памятниках, но постоянно продолжают находить новые мегалиты. При этом, к сожалению, многие из кавказских монолитов находятся в крайне запущенном состоянии и будут полностью утрачены, если их не защитить от вандалов и естественного разрушения.


Большинство из мегалитов, дольменов и каменных лабиринтов, которые находят в горах Кавказа (но при этом они мало изучены), выглядят, как прямоугольные конструкции из каменных плит или вырезаны в скалах с круглыми отверстиями в качестве входа внутрь. Тем не менее, не все дольмены выглядят подобным образом. На самом деле, здесь можно встретить очень разнообразные примеры архитектуры: многоэтажные каменные строения, квадратные, трапециевидные, прямоугольные и круглые.


Что примечательно, во всех подобных строениях на фасадной части есть отверстие, ведущее внутрь. Чаще всего оно круглое, но изредка находят и квадратные. Также часто в дольменах находят каменные «пробки», которым закрывали входное отверстие. Иногда такие каменные пробки имеют фаллическую форму. Внутри дольмена чаще всего находится круглая площадка, на которую падал свет через круглое отверстие. Ученые считают, что на таких площадках, возможно, проводили какие-то ритуалы. Такая площадка была обнесена большими каменными стенами, иногда более метра высотой.


Именно в этой области археологи нашли керамику бронзового и железного века, которая помогла датировать эти захоронения, а также человеческие останки, бронзовые орудия труда и украшения из серебра, золота и полудрагоценных камней. Обычно репертуар украшений подобных могил не особо разнообразен. Чаще всего встречаются вырезанные на каменных блоках вертикальные и горизонтальные зигзаги, треугольники и концентрические круги.


Одним из самых интересных мегалитических комплексов является группа из трех дольменов, которая расположена на холме над рекой Жане на побережье Черного моря в Краснодарском крае недалеко от российского Геленджика. В этой области, пожалуй, самая большая концентрация всех типов мегалитических объектов, включая поселения и дольмены.

Фото: thelivingmoon.com
По материалам ewao.com

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы, оставленные представителями дольменной культуры среднего бронзового века . Распространены от Таманского полуострова (мыс Тузла) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчире в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).

Изучена лишь малая часть дольменов. Практически, все они не охраняются, страдают от вандалов , а также разрушаются по естественным причинам. Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 - второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики .

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта распространены и мелкие сооружения, собранные из случайных камней. Имеются также небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Известна даже наземная гробница с настоящим куполом, набранным мелкой плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Но всё же наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них, имеются в бассейне Средиземного моря. Наблюдается и временно́е состветствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживается в обратном порядке приблизительно так. Западный Кавказ и Западное Причерноморье - побережье Малой Азии - Сицилия и Северная Африка - Сардиния - Португалия. Это, конечно, только предварительная схема.

Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе - представители кеми-обинской культуры - строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.

Предназначение дольменов

Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Конечно, они должны были выполнять и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированный комплекс на реке Жане, а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и тот же комплекс на реке Жане. Они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров.

Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . В одной постройке могли сочетаться разные породы, например, известняк, жёлтый песчаник и красноватый железистый песчаник или жёлтый песчаник и его же, но с прослойками ракушечника и т. д. В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев.

Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена.

Архитектура дольменов

Конструкция

Редко, но бывает, что внутри камеры находят горизонтальные канавки - пазы для деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.

Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид - монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и один незавершённый монолиты.

Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата . Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика . Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней - кромлех , который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос - крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Бывало, что коридор образовывала аллея менгиров. Естественно, что в этих вариантах дворик находился от дольмена подальше. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.

Не все дольмены стоят открыто. Многие засыпались камнями по крышу или вообще оказывались внутри высокого кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен один случай, когда дольмен оказался не в завале из камней - каирне , а в пустом пространстве, то есть в толосе (Псынако I). Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.

После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.

Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее - грубо собранный из плитняка каменный ящик.

Орнаментация

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированными и даже рельефными орнаментами. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно был найден дольмен, чей фасад, украшен рельефными диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в некую рамку или изображение портала. Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. В другом варианте, зигзаг, наоборот, находится над прямой линией, чью роль играет шов в горизонтальной кладке. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения. Это сцены охоты на оленя и борьбы (или танца?) двух людей. Второй сюжет с дольмена в посёлке Джубга полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Что, конечно, чрезвычайно важно.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах не имеют прямого отношения к собственно дольменам. Хотя всё же некоторые параллели им можно найти в мегалитическом искусстве Европы.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

См. также

Примечания

Литература

  • Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979. - С. 45-57.
  • Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5. То же в doc. Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист.
  • Кондряков Н. В. Новые данные о дольменах Северного Причерноморья // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. - Екатеринбург, 1997.
  • Кондряков Н. В. Тайны сочинских дольменов. - 2002. - 67 с. 2-е изд. - Майкоп: Качество, 2010. -132 с. - ISBN 978 5 9703 0219 4
  • Кудин М. И. Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. - 2000. - № 7. То же в doc.
  • Кудин М. И. Дольмены и ритуал // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 4. То же в doc. Продолжение в doc: 2000. - Вып. 6. Обе части.
  • Кузнецов В. А. В верховьях Большого Зеленчука. - М.: Искусство, 1977. - (Дороги к прекрасному). - С. 88-106.
  • Лавров Л. И. Дольмены Северо-Западного Кавказа // Труды АбИЯЛИ. - Сухуми, 1960. - Т. 31.
  • Марковин В. И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. - 1997.
  • Марковин В. И. Дольменные постройки в бассейне реки Кяфар // СА, 1983. - № 2. - С. 90-109.
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с. 1
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. - М.: Наука, 1994. - Археология с древнейших времён до средневековья, в 20 т. - С. 226-253. - ISBN 5 02 009723 3
  • Марковин В. И. Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. - Краснодар: Кн. изд-во, 1985. - 112 с.
  • Резепкин А. Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры» // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). - Тула: Гриф и К, 2010.
  • Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 156-163.
  • Рысин М. Б. Датировка комплексов из Эшери // СА, 1990. - № 2 (с аналогичным названием и текстом также см.: КСИА, 1990. - Вып. 199).
  • Семёнов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - С. 370-378. - ISBN 978 5 91181 903 3
  • Тешев М. К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако I в Туапсинском районе // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 164-169.
  • Трифонов В. А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения // Дольмены - свидетели древних цивилизаций. - Краснодар, 2001.
  • Фелицын Е. Д. Западно-кавказские дольмены // Материалы по археологии Кавказа. М., 1904.

Список сокращений

  • АбИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми
  • ВАА - Вопросы археологии Адыгеи
  • КСИА - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР
  • СА - Советская археология
  • УрГУ - Уральский государственный университет

Ссылки

  • Гаврилов М. В. Мегалитические памятники Республики Адыгея как объекты всемирного культурного наследия и некоторые возможности их использования в сфере туризма
  • «Колихо. Тайна дольменов Кавказа.» Научно-популярный фильм
  • Марковин В. И. Дискуссионные проблемы в изучении дольменов Западного Кавказа

Дольмены - это гробницы эпохи среднего бронзового века, построенные носителями дольменной культуры и состоящие из мегалитов. На данный момент ученые расширяют временные рамки создания этих сооружений еще и на поздний бронзовый век, но доказательств этому мало, поскольку значительная часть дольменов уже разрушена.

Где и когда были построены дольмены?

География размещения дольменов определяется такими границами: от мыса Тузла (Таманский полуостров), горной части Адыгеи и Краснодарского края к абхазскому городу Очамчира на юге и долины реки Лабы на севере. Следы существования этих сооружений остались в Ставрополье и Железноводске.

Своеобразным «уголком» склепов дольменообразной формы есть Карачево-Черкессия (бассейн реки Кяфар).

Как правило, дольмены располагаются в 250-400 м над уровнем моря (наибольшая высота - 1 км.) на солнечной стороне хребтов, на вершине на ровной площадке или на речной террасе. Прослеживается ориентировка на астрономические объекты и вниз по солнечному склону.

Время сооружения величественных построек приблизительно определяется концом 3 - второй пол.2 тыс. до н. э. Эта датировка касается самых больших мегалитов (их сейчас насчитывается ≈3000, в т. ч. разрушенные). Тогда как в определении времени сооружения других построек такого типа (гробниц под курганами, Карачево-Черкессих склепов, мелкие дольмены, подземные части склепов в виде колодцев, наземные купола гробниц) есть определенные разногласия и проблемы.

Кто настроил дольменов на Кавказе?

Народы Западного Кавказа не являются первопроходцами в постройке каменных гробниц. Более древние параллели дольменной традиции можно проследить по всему миру. Приблизительная траектория распространения выглядит так: Португалия — Сардиния — Северная Африка и Сицилия — Иордания и Сирия — Малая Азия и Балканы — Западный Кавказ. Кроме того, практически все кавказские народности использовали камень при захоронениях.

Для чего они использовались?

Кроме прямого предназначения как мест захоронения есть неоспоримые доказательства использования этих сооружений в качестве семейных святилищ, а некоторых как общих объектов поклонения (курган Псынако I в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады и комплекс на реке Жане).

Особенности постройки

Основным материалом в процессе сооружения был камень из окрестностей (его кололи с помощью размокающих деревянных клиньев, более мягкий - каменными и даже бронзовыми инструментами). Также использовали подходящие плиты, как близлежащие, так и транспортированные с несколько километрового расстояния. В качестве соединителя каменных деталей служили различные песчаные породы. Шлифовали поверхности с помощью тёрочников из камня. Плиты для покрова транспортировали по наклонному насыпу позади дольмена.

Архитектурная специфика дольменов

В основном дольмены - это состоящие из плит домики, фасадные отверстия в которых закрываются пробками из камня.

В зависимости от особенностей конструкции выделяютнесколько типов дольменов (классификация Л. И. Лаврова): обычные (состоят из цельных плит),составные (имеют состоящие из мелких плит или камней стены), корытообразные (вырублены в огромном камне или скале и кришей-плитой или перевернутые вниз), монолиты (исполнены через вход в скале, Волконский дольмен). В данный перечень не включены открытые позже Новосвободненские гробницы.

Археолог А. Д. Резепкин предложил делить дольмены на:

  • прямоугольные,
  • подковообразные гробницы
  • и непосредственно дольмены.

Непосредственными предшественниками дольменов Кавказа являются каменные склепы майкопской культуры, у которых еще не было фундамента и толстых плит.

Практически каждый из монолитов имеет какие-то свои особенности конструкции, соответствующие времени и обычаям.

Плиточные постройки могут иметь прямоугольное, квадратное или трапециевидное исполнение, составные - округлое или полностью круглое. Перекривные плиты могут быть установлены прямо или под наклоном (часто выступая в виде козырька), соединяясь (или нет) желобком. Часто боковые плиты, выступая вперед, образуют портал, который может иметь свое перекрытие.

Имеется также множество отличий в конструкции пола, боковых плит и других элементов (например, подпорок).

Как правило, внизу имеется вход-отверстие разной формы. Его может и не быть (ложнопортальные дольмены), тогда отверстие размещается сзади или сбоку. На стенах могут попадаться остатки креплений для деревянной полки.

Нередко портал строения имеет форму террасы, но чаще всего - это мощеный дворик. Он может быть окружен достаточно высокими (до уровня самого дольмена) плитами. В некоторых случаях может присутствовать кромлех (врытые в землю камни вокруг постройки) или дромос (крытый коридор). Бывали факты, когда дольмены вообще засыпали по крышу камнями.

На порядок высшим уровнем мастерства отличаются Карачаево-Черкеские гробницы.

Оформление дольменов

Основные орнаменты дольменов - гравированные и выпуклые. Их сохранилось мало, очевидно, из-за эрозии. Там, где рисунки сохранились, они располагаются внутри и по портале. На передней плите изображали крест в круге, лабиринтообразный рисунок с отходящим зигзагом, вертикальные зигзаги или рисунок еще одного портала и выпуклости. Могут быть и другие геометрические рисунки, обозначающие реки, горы, солнце.

Внутренняя часть дольменов украшена горизонтальным зигзагом и прямой линией или полосой, иногда дополняется вертикальными зигзагами. А также множеством до конца не разгаданных орнаментов и сюжетных рисунков (оленьей охоты и поединка двух близнецов).

Поверхность дольменов в Карачаево-Черкесии почти полностью заполнена различной символикой и волнообразными бороздами.

Характерной особенностью орнаментации дольменов является отсутствие красочных рисунков на фасаде и в камере.