Семейство курагиных. Где живут Курагины


Василий Курагин

Имя Василий в переводе с греческого языка «царь», фамилия Курагин переводится на русский язык как экономный, задумчивый, бессодержательный. Василий Курагин - отец Элен, Анатоля и Ипполита, также он является дальним родственником графа Безухова. Возраст детей Василия колеблется от 20 до 30 лет.

Внешность: В салоне Шерер Василий Курагин был в придворном, шитом мундире, в чулках, в башмаках и звездах, лицо его было в светлом выражении, он был с надушенной и сияющей лысиной, когда он улыбался, в его улыбке было что-то неожиданно грубое и неприятное.

Василий Курагин был князем, говорил он «на том изысканном французском языке всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы». Светское общество считает Курагина уважаемым человеком, его окружают женщины, которые восторгаются им. Курагин рассыпает светские любезности, а сам подсмеивается над всеми. На самом деле он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих целей. Он циничен и корыстен, во всем ищет выгоду, главное в его жизни - деньги. Его отношение к окружающим снисходительное, алчность - основная черта характера князя Василия.

Элен Васильевна Курагина (Безухова)

Ее имя переводится с французского языка, как « светлая, избранная». Васильевна - царская, Курагина - экономная. Ее отец - Василий Курагин, братья Ипполит и Анатоль, муж - Пьер Безухов.

Часто упоминается ее «однообразная, неизменяющаяся улыбка и античная красота тела. В салон Шерер она входит «шумя своею белою бальною полой, убранною плющом и мохом и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, как бы любезно представляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины. Элен была так хороша, как будто ей совестно было за свою красоту»

Графиня Элен была замужем за Пьером, но не любила его, а вступила в брак только ради собственного обогащения. В Вильно она сблизилась с одним влиятельным вельможей, за которого хотела выйти замуж. Опять - таки она его не любила, а хотела выйти замуж из-за денег и статуса. Ради этого она предала святое - веру.

Так же, как и ее отец, она корыстна и цинична, в свете она умеет быль молчаливо - достойной, производя впечатление умной женщины. Элен - душа общества, ею восхищаются и хвалят, но при этом она одна из самых глупых женщин в мире, так о ней говорит Толстой.

Анатоль Васильевич Курагин

Имя Анатоль переводится как «рассвет, восход, восток». Отчество переводится как «царский», а фамилия «экономичный». Он женат на польской девушке и скрывает это.

Анатоль красив, чрезвычайно хорош собой. Он высокий красавец с добродушным и «победительным видом», «прекрасным большим глазами и русыми волосами».

Основными чертами Анатоля была наглость, глупость, самоуверенность и спокойствие, когда он с кем-либо разговаривал, в речи не употреблял красивых выражений, речь его была проста. Относится к женщинам с презрением, привык нравиться и не испытывать ни к кому серьезных чувств.

Ипполит Васильевич Курагин

Его имя переводится как «распрягающий коней», отчество означает «царский», а Курагин - «экономный».

«Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой- красавицей, но, несмотря на это он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной улыбкой». У брата лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».

Ипполит Курагин - был князем, главное, что в нем можно отметить это его необычайная глупость, и самоуверенность. Отец называет сына «покойным дураком», а Толстой говорит о нем, что тот глуп, но не приносит никому вреда. Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником.

Вывод: Отношения в семье фальшивы и лицемерны, все члены этой семьи живут ради своего удовольствия и удовлетворения, для этой семьи характерно бездушие и самовлюбленность, презрение к людям, отсутствие чести и совести, стыда и бездетность.

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Семья Курагиных – это, скорее, формальность, группа духовно не близких людей, соединенных вместе хищническими инстинктами. Для Толстого род, дом и дети - это жизнь, счастье и смысл жизни. Но семья Курагиных – полная противоположность идеалу автора, ведь они пустые, эгоистичные и самовлюбленные.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Все дети Курагиных умеют только брать от жизни все, что только можно, и ни одного из них Толстой не посчитал достойным продолжить свой род.

Автор использует прием антитезы при создании семьи Курагиных. Они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Они лживы, эгоистичны и спокойны. Позор сватовства все они переносят легко. Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их “выдержка”: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – от равнодушия ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь, “который высоко носит красивую голову”. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Как точно определит Толстой эту напыщенность и важность лица и фигуры при отсутствии ума (“он вообще мало думал”) у детей князя Василя! Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит из его уст обвинение, как выстрел: “Где вы, там разврат и зло”.

Они чужды толстовской этике. Мы знаем, что дети – счастье, смысл жизни, сама жизнь. Но Курагины – эгоисты, они замкнуты только на себе. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: “Я не дура, чтобы рожать детей”, – говорит Элен. Позорно, как и жила, закончит на страницах романа свою жизнь Элен.

Все в семье Курагиных противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искрение слова: “душенька”, “дружок”, “голубчик”, “мой друг”. Василь Курагин тоже называет дочь “милое дитя мое”. Но это неискренне, а потому и уродливо. Сам Толстой скажет: “Нет красоты там, где нет правды”.

В своем романе “Война и мир” Толстой показал нам семью идеальную (Болконские) и семью лишь формальную (Курагины). И толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”. Каждый должен стремиться к этому. Ведь счастье – в семье.

Семья-основа человеческого общества.Писатель выражает в Курагиных всю ту безнравственность,что господствовала в дворянских семьях в те времена.

Курагины – эгоистичные,лицемерные,корыстные люди.Они готовы идти на любые преступления ради богатства и славы.Все их действия совершаются для достижения своих личных целей.Они разрушают жизни других людей и пользуются ими,как хотят.Наташа Ростова,Ипполит,Пьер Безухов – все те люди,что страдали из-за “злобной семейки,”.Самих членов Курагиных связывают не любовь,теплота и забота,а чисто солидарные отношения.

Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

Роман Л. Толстого «Война и мир» - это и национальная эпопея о подвиге русского народа в войне с Наполеоном, и дворянская «семейная хроника». Толстой был крупнейшим мастером реалистического изображения семьи, семейных и родственных отношений. Он умел, как никто другой, уловить в характерах людей, казалось бы, самых различных, черты семейного сходства, показать бесконечное разнообразие того домашнего «духа», который царит в разных семьях.
Писатель раскрыл перед читателем сферу народной жизни, народной психологии и в связи с этим показал два противоположных круга дворянства. С одной стороны, это далекая от народа чиновная аристократия, примером которой является семья Курагиных. С другой стороны, это дворяне, которые по духу более или менее близки народу, как семья Болконских.
Наблюдая семью Болконских, мы видим, как много общего между членами этой семьи. И Андрей, и Марья во многом похожи на своего отца. И вместе с тем все они различны. Дети, каждый по-своему, живут иными, чем отец, интересами, стремлениями. Они люди иной эпохи. А внук Николенька нащупывает под ногами еще более новую почву – декабризм. Все они в этом движении и развитии остаются верными основному закону жизни своей семьи – горячей и самоотверженной любви к родине.
Старый князь Николай Андреевич Болконский – это одни из лучших дворян прошлой эпохи, герой потемкинского и суворовского времени, мыслящий человек, рационалист и атеист, горячий патриот. Но он дитя своего времени, которое отошло в прошлое. Поэтому в нем много взбалмошности, а главное, он весь соткан из противоречий: свободомыслия и властности, высокомерного аристократизма и какого-то капризного демократизма. Старик Болконский горячо любит своих детей, но в то же время отравляет жизнь княжны Марьи нелепыми уроками математики, унижает ее, безоговорочно распределяет всю ее жизнь по часам, разрушает счастье князя Андрея и Наташи. Старый князь невыносим, тяжел, но можно не сомневаться, если Андрей Болконский дожил до старости, он стал бы таким же деятельным, мудрым, нетерпимым и деспотичным стариком, как его отец.
Андрей Болконский истинный сын своего отца. Ему также присущи сила воли, твердость характера, верность своему слову и истинный патриотизм. Его высокомерие распространялось только на великосветскую знать, которую он считал лживой и фальшивой. С простыми же людьми Андрей не чопорен и не высокомерен. Чувство любви к родине было его личным чувством, а не принятой обязанностью. Защита родины – цель его жизни. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их – таковы стремления Андрея Болконского. Жизненные стремления Болконского найдут свое продолжение в его сыне.
Робкая, скромная, преданная княжна Марья унаследовала от своего отца душевную чуткость, нежность, но вместе с тем решительность и силу духа. Она всей душой стремилась к любви и счастью, но пока был жив отец, для княжны Марьи не могло быть личной жизни. Однако, понимая отцовскую любовь, она не осуждала деспотизм ее проявления. Вовсе не задумываясь об общественных вопросах, она всегда безошибочно чувствовала, каково отношение ее отца и брата к родине. Княжна Марья целиком разделяла их патриотизм и гордилась ими обоими.
Семья Курагиных, с ее лживостью, фальшью, хищническими инстинктами, - полная противоположность Болконским. Курагины расчетливы, всегда и везде ищут личных выгод и в погоне за ними готовы на все. Князь Василий Курагин озабочен только тем, чтобы пристроить одного своего сына, Ипполита («спокойного дурака»), первым секретарем посольства в вене, а другого, Анатоля («беспокойного дурака»), женить на богатой наследнице. Анатоль и Ипполит совершенно глупы, но оба самоуверенны, в «свете» чувствуют себя, как в родной стихии, и никто в этой среде не замечает их глупости. Их абсолютно не волнует судьба России, но они очень заинтересованы в получении чинов и наград.
Элен также глупа и бездушна. Ум и душевность не нужны ей. Она инстинктивно заменяет их великосветским тактом и с его помощью достигает богатства и блеска в придворных кругах.
Курагины бесконечно далеки от интересов народа. Блеск внешней роскоши прикрывает их безликость и душевную пустоту, и было бы напрасно искать в них следов человеческой простоты, душевности и искренности.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения. В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получено в детстве, не в том ли семейном укладе, из которого усвоены понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается «мысль семейная».

Перед нами проходят жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких... Остановлюсь на двух из них.

В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода, отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале. Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности».

У князя прекрасные дети: Андрей и Марья. Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли. Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым. Правда, это не делает Андрея счастливым: он женат, но жену не любит. А дочь - отцовская боль. Всем хороша, но некрасива. Была бы красива - ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и его деньги.

Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая «болконская» гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству. Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия. К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, и он отправляется на войну в поисках «своего Тулона», т. е. славы. Раненный при Аустерлице, Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья. Но этого счастья ему не дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью «болконскую» гордость и отвлеченность высоких стремлений. Драмой оборачивается и встреча с Наташей. Отец против нового брака сына. В глубине души этому противится и княжна Марья. По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына.

Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд Ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность. Князь не понимает Наташу. Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечения Курагиным, в котором есть и его вина.

Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он «понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье» и впервые осознал жестокость своего разрыва с нею. Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить. Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь, так и не узнав семейного счастья, умирает сам Андрей.

Дикарка от природы, княжна Марья вынуждена жить затворницей в Лысых Горах и не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Казалось бы, смерть старого князя освобождает Марью, но одновременно в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Сказывается воспитание старого князя-дочь выросла сильной и активной женщиной.

Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея. Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обретает семейное счастье, лишь став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только «нравственное добро детей».

Семейство Курагиных - не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности. Князь Василий Курагин -почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное. Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, обычно Василий Курагин не обдумывал своих планов, как все подлые люди, он не обременял себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимали только личные интересы.

Для князя Василия семья - это только взаимоподдержка и солидарность, круговая порука. Его сын Ипполит - дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен. Бросив все дела, князь опекает и направляет «непутевого» Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме. А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Пришлось опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. Теперь дочь - графиня Безухова. Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет - не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата.

У Элен с Пьером не складывается семья. Но это не волнует Элен. Она лжет мужу, разъезжается с ним, но, поняв в определенный момент, что в глазах света лучше иметь мужа, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, - так ей удобнее. Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание.

Но придет время, и она при живом муже будет выбирать одного-из двух претендентов на свою руку. А развод с мужем она затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России. К тому же она совершит предательство - перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь.

Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль - беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: «А я числюсь», не зная даже точно, где числится. Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью. Строгое предупреждение отца («Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей») и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с безнравственным человеком.

Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа. Поэтическая Наташа и глупый Анатоль - казалось бы, что общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка. Это эгоист, который думает только о сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, ощущая полную безнаказанность. В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее «все можно» сводит ее с Анатолем. Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.

Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты - внешней и внутренней, Толстой убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, - княжну Марью и Наташу.