Финны народ. История финляндии


Финляндия - маленькая северная страна с неповторимым колоритом. Родина Санта-Клауса, край тысячи озер - такие ассоциации возникают при упоминании Финляндии. А также сауна, рыбалка, и особый финский юмор.

Однако мало кто знает, что "Финляндия" - совсем не финское слово. Как финны называют свою страну, если не Финляндия? Суоми - название государства. Разберемся, откуда оно пришло.

Немного истории. Образование государства

Почти семь веков Финляндия была под властью Швеции. Все это время Российская империя боролась за финские земли. Только в начале 19 века Финляндия отошла России, а независимость получила в 1917 году. Тем не менее (а может, именно поэтому), финны очень трепетно относятся к вопросу самоопределения и национальной принадлежности. Трепетно, но терпеливо, принимая факт многоязычного и многонационального общества. Шведский имеет статус второго государственного языка, а русский, хотя и не признан официально, изучается во многих школах и используется в повседневной жизни. Указатели, ценники в магазинах, объявления на русском языке - это норма, особенно на приграничных территориях.

Почему Суоми?

То, как финны называют свою страну, имеет несколько толкований. По одной из версий, название происходит от слова "suomaa" - болото, болотистая земля. По другой - от слова "suomu" - рыбья чешуя.

В современном русском языке также есть созвучное слово "саамы", название малочисленного народа, живущего в Лапландии, а также в северной части Норвегии. Саамы - кочевое племя оленеводов, которое сохранило и свой язык (в Норвегии он является вторым государственным), и традиции, и обычаи.

Если копнуть глубже, то корень слова "суоми" перекликается с прибалтийским "zeme", что означает просто "земля".

Финляндия vs Суоми. Что думают финны

Не существует четкого объяснения, откуда взялось слово Финляндия. Историки сходятся только в том, что оно корнями уходит к временам шведской власти. Скандинавское слово "finnland" дословно значит "красивая земля". Именно так еще в XII веке шведы называли часть территорий современной юго-западной Финляндии.

Сами финны со свойственной им невозмутимостью принимают оба названия. Любить свою страну - национальная черта. Причем любовь эта глубинная, не подверженная чувству ложного патриотизма. Какая у финнов страна? Родина для финнов - это тысячи озер, бескрайние леса, северное сияние и чувство собственного достоинства. Каким словом это все называется за пределами страны - вещь второстепенная.

Национальная идея - это не политический строй или территориальная целостность. Для финнов это, в первую очередь, тишина, покой и уважение к природе.

Как уже многие знают и слышали, с подачи ученых-западников многие народности уральской семьи, живущие на территории России, получили название «финны-угуры» и почетный титул «коренные обитатели». Название «финны» первоначально употреблялось германцами-скандинавами по отношению к своим соседям по Скандинавскому полуострову, не говорившим на германских языках.

Вряд ли уместно переносить это название на российские этносы мордвы, коми, мари, удмуртов, вепсов, которые никогда не территории Скандинавского полуострова и Финляндии не проживали, имеют далекую от финляндцев культуру, другую религию и весьма серьезно перемешались с другими чисто российскими этносами.

Ввиду того, что эта тема сильно замусорена либеральными пропагандистами, которые также делают ставку на финляндизацию уральских народностей России, я решил привести еще ряд исторических подробностей.

Обратимся к точно науке, к генетике

Длительную историю переселения народностей уральской семьи ученые прослеживают по распространению этногенетического маркера, то есть Y-хромосомной гаплогруппы N1c1 (ранее именовавшейся N3).

Предки уральцев происходят из Южной Сибири или даже территории современного Северного Китая (так что и название «уральцы» тоже весьма условное, но все же много лучшее, чем финны). Самыми чистыми носителями «финского маркера» N1c1 являются ныне тюркоязычные якуты. У них его распространенность доходит до 80% . Заметим, что у финнов Финляндии распространенность этого истинно финского маркера около 63%, у остальных уральских народностей гораздо меньше: у коми порядка 35%, у мордвы вообще 19%. Кстати, у латышей и литовцев уральские корни (42,1% и 43%) встречаются чаще, чем у коми и мордвы.

Но вернемся в Сибирь. На протяжении долгого времени тайга была основной зоной обитания уральских народностей, они шли вместе с тайгой на запад (а серьезное расширение зоны таежных лесов в западном направлении происходит во 2 тыс. до н.э. при переходе к холодному суббореальному периоду). Поток уральцев-мигрантов (охотников, рыбаков, собирателей) при этом «обтекал» с севера районы расселения индоевропейцев (относящихся к гаплогруппе R1a1, к праславянам — согласно терминологии известного этногенетика А.Клесова) или проникал в зону их обитания.

Индоевропейцы-праславяне проживали в степном, лесостепном пространстве, зоне широколиственных лесов, и, в основном, занимались скотоводством и земледелием. Контакты между уральцами и индоевропейцами-праславянами начались еще в южной Сибири в 3-2 тыс. до н.э. Можно тут упомянуть индоевропейские афанасьевскую культуру (распространенную вплоть до совр. территории Синьцзяна и Монголии) и андроновскую (Южн. Урал и Зап. Сибирь).

Контакты продолжились на восточноевропейской равнине, с индоевропейскими полтавкинской культурой на в регионе Волга-Кама-Урал, фатьяновско-балановской культурой, охватывающей регион верхней Волги, абашевской культурой на территории Среднего Повольжья, поздняковской культурой на Оке и Клязьме. На берегах Балтийского моря — с поздними носителями культуры шнуровой керамики. Не везде контакт происходил мирно, кое-где уральцы истребляли коренное праславянское население, забирали себе его звериные ловли и рыбные тони; трофейные женщины и дети расходились по свежеотстроенным «финским домикам» пришельцев. Соответственно антропологический тип уральцев по ходу этого «Дранг нах Вестен» менялся с монголоидного на смешанный лапоноидный, а затем и на европеоидный вплоть до нордического.

Расселение уральцев

На южном берегу Балтийского моря уральцы появились гораздо раньше, чем в Финляндии, и стали тут предками не только эстонцев и некоторых небольших племен типа ижоры и ливов, но и внесли вклад в формирование народов летто-литовской группы, включая пруссов.

На якобы-прародину, в Финляндию, переселение уральцев шло не очень активно вплоть до нашей эры. Здесь вначали появились предки лопарей, их-то германцы и прозывали финнами или квенами, и считали матерыми колдунами. Из Сибири лопари принесли умение уходить в транс, испив мухоморного сока, чем и поражали западных европейцев.

Плотное заселение Финляндии уральцами началось только на рубеже 8 и 9 веков нашей эры, когда с востока туда пришли племена ямь (емь) и сумь. Последние собственно и дали самоназвание финляндским финнам — суомалайсет . Скромно и без претензий.

Как я уже писал в прошлом посте, повсеместно на восточно-европейское равнине, где можно было заниматься земледелием и не страдать от регулярных вражеских нашествий, славянские переселенцы быстро росли в числе и уральцы просто растворялись в славянском потоке. Поэтому русских, несущих уральский маркер N1c1, сегодня совсем немного даже в московском регионе. Но, где климат мешал земледелию и преобладали экстенсивные лесные и рыбные промыслы, там процент носителей уральского маркера N1c1 среди русского населения оказывается много больше — до 20%, например, в районе бывшего расселения Заволоцкой Чуди , на северной Двине, к западу и востоку от нее. Здесь более всего и носителей живых уральских языков.

Древнерусское государство, а затем Полоцкое, Псковское, Новгородское княжества до 13 века контролировали широкий балтийский вход на «путь из варяг в греки», включая большую часть современной территории Финляндии, Эстонии, Латвии. С началом шведской, немецкой, литовской экспансии оформилась граница, но только не между русскими и финнами, а между русскими княжествами, с одной стороны, и Швецией, владениями немецких рыцарских орденов, Литвой, с другой стороны. Шведы с немцами крестили емь, сумь, эстов, ливов огнем и мечом, затем гнали их в бой, но это были всего лишь кнехты, полурабская пехота. Кстати, успехи шведской и немецкой экспансии, приведшие к закрытию для русских широкого выхода к Балтике, базировались на безбожном использовании пота и крови покоренных уральских (финских) племен.

Но, как таковые, финны не присутствовали в политике никак . В 17 веке, когда шведы захватили оба берега Финского залива, Карельский перешеек, течение Невы, то православные карелы и ижорцы уходили от завоевателей вместе с русским населением, а на их место приходили шведские, немецкие, даже голландские переселенцы, и финны-лютеране из Финляндии — эти стали этнической группой позднее известной как «ингерманландские финны».

Как великая Финляндия из истории поднялась

Финская проблема была порождена для России усилиями ее либеральной верхушки, в том числе и ученого сообщества. Александр I, «республиканец на троне», получив от шведов финляндское княжество, прилепляет к нему в 1811 году Выборгскую губернию (ранее Вотская пятина в Новгородском княжестве и Корельский уезд в Московской Руси). На смену русскому языку, русским законам здесь приходит шведский язык, шведские законы. Финляндия подкатилась под стены Петербурга. Прямо таки искусным сочетанием привилегий — низкими налогами, отменой воинской повинности, свободным доступом на огромный российский рынок и закрытостью для русских торговцев — Финляндия была превращена из нищей голодной задавленной повинностями шведской колонии в благополучный край.

А потом настал черед пробуждения финского языка и культуры — в чем, кстати, немало отличились финляндские шведы, сознательно и подсознательно желавшие реванша за поражение 1809 года. Финскую культуру и язык восстанавливали шведские ученые на российские деньги.

А там уже было недалеко и до идей «великой Финляндии», до Маннергейма, до финских
концлагерей на оккупированной советской территории, до блокады Ленинграда и финских бросков к Белому морю и Тихвину
(Если бы они удались, то сегодня бы никакой России гарантировано бы не было). Вот сегодня мы дожили до финляндизации мордвы и коми, которое происходит под шум либеральной кампании насчет «сталинских преступлений» против «демократической Финляндии». Наша политическая элита взирает на это равнодушно-олигофреническим оком и даже кладет веночки на могилку финляндского вурдалака Карла Густавовича.

Выход из положения один и очень простой. Принять на высоком уровне и разъяснить мировой общественности идею — на территории России никаких финнов нет, за ислючением туристов из Финляндии. Была научная ошибочка, но теперь ее поправили. Есть уральские этносы, являющиеся важной частью большой русской или российской нации — мы уже 1200 лет вместе, а если учесть времена праславянские, то 4 тысячи лет. (Точно также бретонцы — часть французской нации, а каталонцы — часть испанской нации.) И вопрос закрыт.

Финны

жители государства в Северной Европе, Финляндии. Однако сами они не называют свою страну так. Это чужое для них название германского происхождения. В финском языке нет даже самого звука "ф". Для них их страна - Суоми, а сами они - суома-лайсет (народ Суоми). Правда, и Финляндия, и Суоми означают в сущности одно и то же - "страна болот". Так издавна ее именовали и пришельцы, и коренные обитатели.

Финляндию любят называть страной гранита, озер и болот. Вода - один из важнейших элементов ландшафта. Причем основное место занимают озера. Это в полном смысле страна тысяч озер. Фактически их около 100 тысяч. Как правило, финляндские озера мелководные. Болота распространены гораздо больше, чем озера, и покрывают 30№ территории страны. Но Финляндия - это и огромное количество лесов. Они покрывают и поныне две трети ее территории. Лес - это самый большой дар, которым природа наградила Финляндию.

Как и соседние скандинавские народы, большинство финнов - блондины с волосами соломенного или русого цвета, со светло-синими или серыми глазами. Но по типу лица, по языку и особенно по психическому складу финны значительно отличаются от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи. Отличительная особенность финнов - это прежде всего упорная решимость осуществить во что бы то ни стало начатое дело, как бы трудно оно ни было, "умение делать хлеб из камня", как говорит финская пословица. Без этой черты, возможно, немыслимо было бы и само освоение Финляндии этим народом. Добросовестность, верность данному слову, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства и ответственности - вот другие национально своеобразные качества, сформировавшиеся и укоренившиеся в психологии финского народа.

По своему характеру финны являются деловитыми и энергичными людьми, стремящимися довести любое дело до конца, вникнув в самую суть любого вопроса. В борьбе с суровой природой они обжили северные леса, распахали и застроили труднодоступные земли, создали немалые материальные богатства. Работают финны без суеты и не спеша, однако выполняют свою работу только в рамках необходимого. Никогда не перерабатывают, не проявляют самостоятельной инициативы, действуют строго в соответствии с инструкциями. Исполнители при этом не стремятся брать на себя излишней ответственности. Все домашние и другие работы финны стараются выполнить в будние дни, оставляя воскресенье свободным для отдыха.

Другими важнейшими их национально-психологическими особенностями являются: бережливость, экономность, но не жадность; независимость с присущим им индивидуализмом, твердость в исполнении своих обязанностей; слабая степень эмоциональности, сдержанность, замкнутость и осторожность в поведении.

Особо выделяется самостоятельность финнов. Они считают, что мужчина должен самолично справляться с трудностями. Жаловаться - позор. С другой стороны, для них характерен ярко выраженный индивидуализм, стремление самолично решать различные проблемы. Беспокоить соседей избегают до такой степени, что всякое сотрудничество и взаимопомощь практически сведены на нет. Крестьянин может годами копить деньги для приобретения техники, хотя гораздо дешевле было бы ее арендовать. И это не столько стремление к владению частной собственностью и конкуренция, сколько желание быть независимым от других. Финн может помочь соседу, но только чтобы это было не в ущерб ему самому. Индивидуализм проявляется даже в угощениях, когда наливают вино себе, не заботясь о госте.

В Финляндии большое внимание уделяется семье. Крепкая семья здесь - залог успешной деятельности и карьеры. Взаимоотношения в семье строятся на демократических началах: муж и жена являются достаточно независимыми, в первую очередь в экономическом плане, имеют раздельные банковские счета. В семье по крайней мере внешне соблюдаются основные требования морали и приличий: семью стремятся сохранить, но в то же время мужчины свободно идут на установление интимных внебрачных связей. Финны очень любят своих детей, которых в семье бывает не меньше двух, носят с собой фотографии своей семьи.

В денежных вопросах финны уклоняются от любых рискованных предложений, не вкладывают деньги в сомнительные предприятия. Как таковая, страсть к наживе для них не характерна. В то же время практически для всех них свойственно стремление откладывать деньги "на черный день", делать отчисления в банк. В связи с этим они стремятся максимально сокращать расходы, например, связанные с приемом гостей. При ветствуя их у себя в доме, стол финны накрывают скромный, без изобилия блюд, характерных для русского хлебосольства. По этой же причине они дарят и чисто символические подарки, в число которых практически никогда не входят дорогостоящие вещи. Одежда финнов зимой и летом самая разнообразная, непритязательная, но в то же время удобная, легкая, аккуратная и опрятная.

Внешне финны выдержанные, терпеливые люди, старающиеся не проявлять своих эмоций. При возникновении конфликтных ситуаций решают их в узком кругу, "не вынося сор из избы". Посторонних не посвящают в, возникающие осложнения как в личной, так и в служебной жизни. Уклоняются характеризовать своих знакомых какому-либо третьему лицу. Обиду они держат в себе, хотя злопамятности как таковой нет. Их очень тяжело вывести из себя, и если такое случается, то это напоминает не буйность, а скорее ярость, особенно в случаях, когда финн чувствует свою правоту -"ты виноват, ты и отвечай".

Финны в общении достаточно демократичны. Неза висимо от возраста и занимаемого положения обращаются друг к другу в основном на "ты" и по имени. Демократизм проявляется и в том, что финн считает возможным высказаться о чем угодно, демонстрируя при этом свободу действий и взглядов. В общении они ценят аккуратность и точность. По их мнению, важнейшими достоинствами человека должны быть простота, спокойствие, дружелюбность, сдержанность и чувство юмора.

Финны обладают повышенным чувством национальной гордости, однако по отношению к представителям других этнических общностей для них не характерно внешнее выражение своего национального превосходства, разве что некоторого недоверия к представителям сверхдержав - американцам и русским. Встречается в их среде и иногда настороженное отношение к немцам и шведам, являющееся следствием предшествующего исторического опыта. Вместе с тем они с воодушевлением воспринимают людей, проявляющих искренний интерес к финской культуре, знающих финский язык.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "финны" в других словарях:

    Финны - Финны … Википедия

    финны - чухна Словарь русских синонимов. финны сущ., кол во синонимов: 1 чухна (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ФИННЫ - (самоназвание суомалайсет) нация, основное население Финляндии (4,65 млн. человек), общая численность 5,43 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации 47,1 тыс. человек (1989). Язык финский. Верующие протестанты (лютеране) … Большой Энциклопедический словарь

    ФИННЫ - ФИННЫ, финнов, ед. финн, финна, муж. 1. Народ угро финской группы, населяющий Карело Финскую ССР и Финляндию. 2. Общее название народностей финской ветви угро финнов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ФИННЫ - ФИННЫ, ов, ед. финн, а, муж. Народ, составляющий основное население Финляндии. | жен. финка, и. | прил. финский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ФИННЫ - (самоназвание суомалай сет), народ. В Российской Федерации 47,1 тыс. человек, проживающих в Карелии, Ленинградской области и др. Основное население Финляндии. Язык финский прибал тийско финской ветви финно угорской семьи языков. Верующие… … Русская история

    ФИННЫ - Народ, обитающий в северо западном крае Европейск. России и преимущественно в Финляндии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    ФИННЫ - ФИННЫ, см. Цистицеркоз. ФИСТУЛА, см. Свищ … Большая медицинская энциклопедия

    финны - ов; мн. Нация, основное население Финляндии; представители этой нации. ◁ Финн, а; м. Финка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Финский, ая, ое. Ф. эпос. Ф. язык. Ф. нож (короткий нож с толстым клинком, носимый в ножнах). Ф ие сани, санки (сани,… … Энциклопедический словарь

    ФИННЫ - в широком значении ряд урало алтайских народов. Они делились на четыре группы: а) финскую в тесном смысле (Финны, Эсты, Ливы, Корелы, Лопари); б) угорскую (Мадьяры, Остяки, Вогулы); в) волжскую (Мещеря, Меря, Мурома, Мордва, Черемисы, Чуваши) и… … Казачий словарь-справочник

Книги

  • Финны на службе в войсках СС в годы Второй мировой войны , В. Н. Барышников. В монографии на основе российских, финских и германских источников рассматриваются ключевые события, касающиеся отношений Финляндии с Германией в 1920-1930-е гг., а также периода т. н.…

Кристиан Карпелан,
лиценциат археологии и научный сотрудник Хельсинского университета.
Из кн. "Finnish Features", изд. Министерства иностранных дел, департамент Печати и Культуры. Оригинал: http://sydaby.eget.net/swe/jp_finns.htm
Перевёл с английского В. К.

Недавно цитогенетики произвели переворот своим "потрясающим" открытием относительно происхождения Финского и Саамского народов. Цитогенетика, однако, отнюдь не является новым инструментом для биоантропологических исследований. Уже в 1960-е и 70-е годы Финские исследователи сделали важное открытие, что лишь одна четверть генофонда Финнов имеет Сибирское происхождение, а три четверти - Европейское. Саамы, однако, имеют иной генофонд: смесь явно западных, а также восточных элементов. Если мы берём генетические связи между народами Европы, Саамы составят отдельную группу, а другие Уральские народы также имеют иной генетический состав.

Биоантрополгия: в поисках наших генетических корней

Люди наследуют генетический материал, содержащийся в митохондрии цитоплазмы яйцеклетки (митохондриальная ДНК), от матери, т. к. молекулы ДНК в сперме разрушаются после оплодотворения. Начиная с 1980-х годов, исследования митохондриальной ДНК позволили ученым установить биологические связи и происхождение человеческих популяций, прослеживая их материнское происхождение. Исследования ДНК подтверждают, что Homo sapiens появился в Африке около 150000 лет назад. Оттуда современный человек распространился дальше и осваивал новые территории, в конечном счете населив почти все континенты.

Другой факт, подтвержденный исследованиями ДНК, состоит в том, что между народами Европы, включая Финнов, имеется лишь незначительное генетическое различие. Исследования митохондриальной ДНК показали наличие "западного" компонента в генетическом облике Финнов. Тем временем, исследования ядра яйцеклетки показывают, что Финские гены отличаются до некоторой степени от других Европейцев. Это очевидное противоречие происходит от того факта, что генетические вариации, демонстрируемые митохондриальной ДНК, имеют намного более древнее происхождение - на десятки тысяч лет старше - чем у ядра яйцеклетки, чей генетический возраст составляет только несколько тысяч лет.

Саамская загадка

Исследования ДНК показывают, что генетические облики Саамов и Самодийцев (Samoyeds) существенно отличаются как друг от друга, так и от других Европейцев. В случае Самодийцев это не удивительно, так как они мигрировали в северо-восточную Европу из Сибири только в начале средневековья. Интересно, однако, что митохондриальная ДНК Саамов так сильно отличается от других Европейских народов. "Саамский мотив", обнаруженный исследователями - комбинация трех определенных генетических мутаций - имеется более чем у трети обследованных Саамов и только у шести других образцов, одного Финского и пяти Карельских. Это ставит вопрос, не жили ли предки современных Саамов в генетической изоляции на некоторой стадии своей эволюции.

Исследователи ДНК классифицируют Финнов как индоевропейцев, или носителей западного генофонда. Но поскольку "индоевропеец" - термин лингвистический, это вводит в заблуждение в более широком контексте биоантропологии. Исследователи ДНК работают в диапазоне времени в десятки тысяч лет, тогда как развитие индоевропейских языков, как и всех Европейских групп языков, ограничено гораздо более кратким промежутком времени. Исследователи ДНК, однако, утверждают, что Финно-Угорское население поглощало приток мигрирующих индоевропейских земледельческих общин ("индоевропейских" - и генетически, и по на языку). Пришельцы изменили первоначальный генетический облик Финно-Угорского населения, но приняли их язык. Только этим исследователи ДНК и объясняют происхождение Финнов. Саамы, однако, являются намного более древним населением, по мнению исследователей ДНК, и их происхождение ещё предстоит установить окончательно.

Филология: в поисках наших лингвистических корней

Язык - одна из определяющих характеристик этнической группы. В значительной степени, этническая идентичность Финнов и Саамов может быть определена на основе языков, на которых они говорят. Финны говорят на языке Уральского семейства, также, как и Саамы, Эстонцы, Марийцы, Остяки (Ostyaks), Самодийцы (Samoyeds) и различные другие этнические группы. За исключением Венгров, на языках Уральского семейства говорят исключительно народы, обитающие в лесной и тундровой полосе, простирающейся от Скандинавии до западной Сибирь. Все Уральские языки происходят от общего праязыка, но на протяжении столетий они образовали различные ответвления. Точное происхождение и географическая область Уральского праязыка, однако, остаются пунктом академических споров.

Первоначально считалось, что Уральский, или Финно-Угорский праязык возник в узкой области на востоке России. Лингвистическая дифференциация, как полагали, происходила по мере миграции прауральских народов различными путями. Согласно этой теории, наши давние Финские предки пришли на Финскую землю, постепенно мигрируя в западном направлении.

Когда истинность этой теории была поставлена под сомнение, возникли другие. Одна такая теория утверждает, что родина Уральского праязыка находится в континентальной Европе. Согласно этой теории, лингвистическая эволюция, давшая начало Саамскому языку, произошла тогда, когда Европейские поселения распространились до Фенноскандии. Наши давние Финские предки стали "индоевропеизированными Саамами" под влиянием - демографическим, культурным и лингвистическим - Прибалтийских и Германских народов.

"Теория контакта" предполагает, что праязыки сегодняшних языковых семейств образовались в результате конвергенции, вызванной близким контактами между носителями изначально различных языков: представление об общей лингвистической родине, таким образом, противоречит ей. Согласно недавнему варианту теории контакта, Уральский праязык образовался этим путём у народов, обитающих у краёв континентального ледника, простиравшегося от Атлантики до Урала, тогда как Индоевропейский сложился соответственно дальше к югу. Индоевропейские народы затем освоили искусство земледелия и постепенно начали распространяться по всей Европе. При этом индоевропейские языки начали не только вытеснять Уральские, но и существенно влиять на развитие еще не вытесненных.

Однако, многие лингвисты считают, что Уральские языки имеют так много общего в их основных структурах - грамматике и словаре - что эти подобия не могут быть убедительно объяснены взаимодействием несвязанных групп языков в такой широкой географической области. Напротив, мы должны предположить, что они имеют общее место происхождения, откуда они получили свои характерные особенности и откуда начали распространяться географически: поскольку область расширялась, носители других языков, оказавшиеся в её пределах, возможно, утратили свой первоначальный язык в пользу прауральского. То же самое относится и к индоевропейскому семейству языков.

Археология открывает возраст древних поселений

Данные археологии показывают, что Homo sapiens впервые обосновался в Европе между 40000 и 35000 гг. до н. э. Эти ранние поселенцы, возможно, имели общий генофонд. Генетические мутации типа "Саамского мотива" имели место в течение столетий, но не повторялись. Конечно, предки современных Саамов должны были жить в достаточной генетической изоляции, чтобы эта случайная мутация сохранилась.

Homo sapiens впервые попал в Европу во время относительного потепления в Ледниковом периоде. Между 20000 и 16000 гг. до н. э. резкое похолодание вынудило поселенцев отступить на юг. Центральная Европа обезлюдела, как и область рек Ока и Кама. После этого пика холода климат стал более умеренным, но со случайными резкими похолоданиями. Постепенно люди начали возвращаться в области, которые покинули несколько тысяч лет назад. Тем временем, ледяная шапка стремительно отступала к северу, открывая новую территорию для заселения. Ледниковый период подошёл к концу одновременно с резким изменением климата около 9500 г. до н. э. По оценкам, средняя годовая температура повысилась на целых семь градусов в течение нескольких десятилетий. То, что осталось от континентального ледника, исчезло за следующую тысячу лет.

За потеплением климата последовали радикальные изменения в окружающей среде. Тундра, прежде покрытая ледником, теперь стала лесом, и вместо дикого оленя, прежде бродившего по окраинам ледника, появился лось. Переход от Палеолита к Мезолиту около 8000 г. до н. э. был стадией, отмеченной усилиями человека приспособиться к изменениям в окружающей среде. Это был период, когда Уральские народы расселились в областях северной Европы, где мы находим их сегодня.

Скандинавия заселяется континентальными Европейцами

В течение Ледникового периода существенная доля мирового запаса воды была связана в континентальных ледниках. Поскольку уровень моря был намного ниже, чем сегодня, обширные участки земной поверхности, которые теперь находятся под водой, были когда-то населёнными прибрежными участками. Пример - район Северного моря между Англией и Данией: подводные находки показывают, что эта область была местом человеческих поселений в конце Ледникового периода.

Норвежские археологи полагают, что первыми поселенцами, покинувшие этот "Континент Северного моря", были общины морских рыболовов, которые быстро продвинулись по Норвежскому побережью к области Finnmark и полуострову Рыбачий не позднее 9000 г. до н. э. Многие археологи прежде полагали, что самые ранние поселенцы побережья Finnmark, представлявшие Komsa культуру, мигрировали туда из Финляндии, восточной Европы или Сибири. Однако, последние данные археологии не подтверждают эту теорию.

Пионеры, обосновавшиеся на побережьи Норвегии, постепенно продвинулись вглубь, к северной Швеции и, возможно, также достигли северных районов Финской Лапландии. Около 6000 г. до н. э. вторая волна мигрантов из Германии и Дании двинулась к северу через Швецию и, в конечном счете, также, достигла северной Лапландии. Норвежское побережье осталось населенным первоначальными поселенцами, но первоначальное население севера Скандинавия было смешением ("плавильным котлом", melting pot) двух различных народов. Означает ли тот факт, что "Саамский мотив" ограничивается специфической областью северной Скандинавии, что мутация произошла не до, а после того, как северная Скандинавия стала населенной?

Находки захоронений показали, что позднепалеолитические поселенцы центральной Европы и их мезолитические потомки на Скандинавском полуострове были Европеоидами, имевшими довольно крупные зубы - возможно, смешная деталь, но важный фактор для идентификации этих популяций. Хотя язык этих поселенцев едва ли будет когда-либо выяснен, я не вижу никаких оснований для теории, что какая-либо из этих групп говорила на Уральском праязыке.

Восточная Европа: "плавильный котёл"

Если мы теперь обратимся к ранним поселениям северо-восточной Европы, их история более сложна, чем у Скандинавии, ибо народы, обосновавшиеся там, по-видимому, пришли с нескольких различных направлений.

Палеолитические народы южной России первоначально населяли степи, но когда Ледниковый период подошёл к концу, восточные степи стали засушливыми и бесплодными. Центральная Россия тем временем обильно поросла лесами, давая более благоприятную среду для жизни, чем выжженные степи. Палеолитические поселения реки Дон, очевидно, опустели, когда их общины переселились в область рек Оки и Камы. Археологические находки в поздних палеолитических поселениях центральной России, однако, дают скорее косвенное, чем твердое доказательство этой теории.

В конце Ледникового периода восточные части южной России были малонаселенной пустошью, но на западе, в области реки Днепр, палеолитическая культура процветала. Оттуда жители мигрировали в лесной пояс центральной России. Когда поздние палеолитические народы Польши, Литвы и западной Белоруссии приспособились к лесной жизни, они также начали перемещение в центральную Россию. В начале Мезолита три народа различного происхождения конкурировали за средства к существованию в пределах одной и той же области центральной России.

Когда северные хвойные леса (или таёжный пояс) распространились к северу, эта смесь поселенцев пошла следом, в конечном счете достигнув широты 65 около 7000 г. до н. э. После этого они начали населять северные окраины Европы. На Северной Шапке Фенноскандии "граница" проходила между народами, мигрировавшими на север через Скандинавию и теми, кто мигрировал через Финляндию и Карелию. Российские археологи, в свою очередь, также не видят никакого свидетельства палеолитической или мезолитической миграции на запад из Сибири.

Два различных типа черепа, Европеоидный и Монголоидный, были обнаружены при раскопках мезолитических захоронений в северо-восточной Европе. Два типа черепа рассматривались как подтверждение теории, что ранняя группа поселенцев мигрировала в Европу из Сибири. "Сибирский" элемент, обнаруженный в Финских генах, как полагают, даёт дальнейшее обоснование этому утверждению, но эта теория представляется сомнительной из-за недостатка археологических подтверждений.

Согласно более современным теориям, два типа черепа, найденные в мезолитических захоронениях, не предполагают присутствия двух различных популяций, как считалось прежде, а скорее, указывает на высокую степень генетической изменчивости у одного и того же населения. В целом, народы северо-востока очень отличались от народов запада. Решающее различие находится в зубах.

Восточные Европейцы имеют мелкие зубы по сравнению с относительно крупными зубами Скандинавов, особенность, происходящая от старого генетического различия. Древние черепа сообщают нам, что ранние поселенцы восточной Европы были главным образом потомками древнего восточноевропейского населения, которое жило в длительной изоляции от Скандинавов. Возможно "Сибирский" элемент в Финских генах, на самом деле, восточноевропейский в происхождении?

Саамы также имеют сравнительно мелкие зубы, что считается свидетельством того, что они являются потомками мелкозубого мезолитического населения восточной Европы. Археологические и генетические данные, однако, не могут подтвердить эту теорию. Являются ли мелкие зубы Саамов результатом изоляции, или это - позднейшая генетическая черта? Если мы выберем последнюю альтернативу, мы должны, по-видимому, рассмотреть способствующую роль тех поселенцев, которые мигрировали в саамскую область из северных частей Финляндии и востока Карелии. Имеются археологические подтверждения такого северного перемещения в Бронзовом и раннем Железном веках.

Уральский праязык происходит из Восточной Европы?

Как тогда мы должны объяснить тот факт, что Финский язык принадлежит к Уральской группе языков? Я полагаю, что развитие современных языков Европы началось в палеолите на стадии адаптации к социально-экономическим изменениям, возникшим в конце Ледникового периода. Моя теория состоит в том, что Уральский праязык имеет корни в Восточной Европе, где после периода экспансии, последовавшей за Ледниковым периодом, он стал общим языком части восточноевропейского населения, в конечном счете вытесняя все другие языки, появлявшиеся в этой области.

Когда расселение пошло всерьез, между Балтийским морем и Уральскими горами возникли мезолитические культуры, в которых Уральский праязык начал распадаться на различные ответвления. По моему мнению, археологические свидетельства позднейших движений и волн влияния указывают на то, что лингвистическое развитие Уральских языков не следовало классической модели "генеалогического древа": термин "генеалогический куст", предложенный лингвистами, был бы более подходящей метафорой.

Ранние поселения севера Финляндии были основаны первоначальным населением из восточных Европейцев, мигрировавших на север вплоть до Полярного Круга. Ранний финский праязык - "дедушка" балтийско-финских и саамских языков - относится к периоду распространения культуры "Гребенчатой Керамики " по всей области около 4000 г. до н. э. Прасаамский и прафинский языки разошлись, когда культура "Боевого Топора" или "Шнуровой Керамики" проникла на юго-запад Финляндии около 3000 г. до н. э. Эта лингвистическая дифференциация длилась в течение Бронзового Века около 1500 г. до н. э., когда Скандинавы начали оказывать заметное влияние на область и её язык, что объясняет, в частности, появление прабалтийских и прагерманских заимствований.

Отсюда начал развитие прафинский язык и, далее, дифференциация балтийско-финских языков. Лингвистическая эволюция, приведшая к появлению прасаамского языка, происходила в восточных, северных и внутренних областях Финляндии, где Прибалтийское и Германское влияние было слабым, а восточноевропейское - сравнительно сильным. Как общепринятый разговорный язык и язык торговли, прасаамский язык распространился от Кольского полуострова до Jдmtland с началом миграций позднего Железного и Бронзового века.

Я считаю, таким образом, что народы, населяющие Norrland и полярную область, сменили свой первоначальный язык - какой бы он ни был - на прасаамский в Бронзовом веке. Современные Саамы, таким образом, происходят от иного генофонда и существенно иной культурной среды, чем первоначальные "прасаамы", которые позднее слились с остальной частью Финской народности. Наши давние Финские предки не меняли свой язык, но они изменили свою идентичность, поскольку они развились из охотников в земледельцев в период культуры "Шнуровой Керамики" и под влиянием Скандинавского Бронзового Века.

Каким представляется нам типичный финн? Жители приграничных городов, скорее всего, перечислят качества культурно недалеких туристов, жаждущих дешевого алкоголя и развлечений, что-то вроде: «пьяный на лыжах и с пивом в руках». Жители Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга имеют более достойные примеры, но и они, вероятнее всего вспомнят бытующие стереотипы про «горячих парней» – простодушие, медлительность, экономность, необщительность, обидчивость. Однако все вышеперечисленное описывает черты характера «отдельно взятого» финна или небольшой группы людей, но не имеет отношения к целому народу.

Финнов как нацию, отличают, прежде всего, особое отношение к себе, к окружающим и к своей стране. А основой финского национального менталитета стала их религия – лютеранство. И пусть 38 % финнов относят себя к неверующим, а 26 % посещают церковь из уважения к традиции, эта религия настолько удачно сплелась с национальными чертами финнов и историческими устоями общества, что все финские граждане без исключения невольно исповедуют лютеранские ценности.

Учение Мартина Лютера плодородным семенем упало на благодатную почву финского характера и вырастило удивительный, скромный и крепкий северный цветок – финский народ.

Всем известно, что в Финляндии своеобразная методика преподавания – чем не стандартнее задание, тем лучше. На одном из занятий финским студентам предложили забаву – поиграть в ассоциации и подумать, «а если бы финн был деревом или цветком, то каким?». Ребята подошли к задаче со всей финской основательностью, составив расширенный портрет «настоящего финского характера», которым впоследствии поделились в Интернете:

  • Если бы финн был деревом, то он был бы дубом.

Таким же твердо стоящим на своих «двоих» и уверенным в будущем.

  • Если бы финн был цветком, то был бы васильком: цветы скромные, но красивые, любимого финского цвета. А еще немного колючие, выживающие на сухой земле и среди скал.
  • Если бы финн был напитком, то он был бы… « мои однокурсники в унисон закричали – пивом! Это скорее стереотип, чем ассоциация: финны, и вправду, пьют много пива. Но у меня ассоциация с водкой. Горькой, тяжелой и угрюмой, которую выпьешь, и станет на момент весело и легко, а потом снова грустно».


«Пожалуй, финн был бы кофе, – улыбнулась моя финская подруга, с которой я поделилась этой игрой в ассоциации. – Кофе – такой же темный, как и наши осенне-зимние дни, горький, как история нашей страны, крепкий, как наш характер и бодрящий, как наш вкус к жизни. Может, поэтому финны пьют так много кофе?».

  • Если бы финн был животным, он был бы… «Сначала ребята предложили медведя или волка. Но потом решили, что он был бы, все же, слоном. За толстой шкурой и непроницаемостью скрывается ранимая впечатлительная сердцевина».
  • Если бы финн был книгой, то он был бы хорошим качественным детективом. Таким, когда кажется, что ты вроде все разгадал, и ответ лежит на поверхности, только в конце оказывается, что все далеко не так – чем глубже, тем удивительнее.
  • Если бы финн был машиной, он был бы тяжелым трактором. Финн, порой, как трактор, прет по прямой к своей цели. Путь может оказаться и неверным, но он с него не свернет.
  • Если бы финн был видом спорта, он был бы хоккеем и лыжами. В хоккее важна командная атмосфера и способность к объединению ради победы. А финны это умеют. На лыжах, наоборот, можно кататься в одиночку, не спеша, наслаждаясь мыслями и природой.

И так не только катаются, но и живут большинство финнов, незаметно для себя формируя замечательный народ, произошедший то ли от уральских племен (если судить по языку), то ли от про-германцев (если судить по генам), а может, и вовсе от племени со сверхспособностями, которое называлось чудь белоглазая (если верить древним сказаниям). Правда, если и достались финнам от своих далеких предков склонности к экстраспособностям, то они их хорошо прячут, в обычной жизни проявляя вполне человеческие «чудеса».


Финский народ отличает прежде всего:

  • Самостоятельность, независимость, честность

С детства финнов приучают к умению постоять за себя и рассчитывать только на собственные силы. Родители не кидаются помогать своему оступившемуся чаду, в коллективах нет взаимовыручки, а друзья не покрывают провинности друг друга. Финн «сам во всем виноват и сам все может исправить». А если нет, то общество создало широкую сеть организаций, оказывающих профессиональную помощь.

Поскольку финн предоставлен самому себе и Богу (если верит)и ни перед кем не отчитывается, даже перед Богом (согласно финской религии), тоу него нет желания лгать. «Самому себе солжешь на всю жизнь», – гласит финская поговорка.

Ну а если финн добился всего сам, он не нуждается в одобрении со стороны. Финны понимают, что и другие люди ничуть не хуже, если приложат усилия.

Все одинаково хороши – одна из основных идей лютеранства.

  • Равенство

Финны не наделяют людей ореолом «святости» или «греховности», не разделяют на «элиты» или «слуг». Даже священник – самый обычный человек, только более просвещенный в делах религии. Отсюда и равенство всех людей, невзирая на титулы, звания, служебное положение и популярность. Всем известно, что финский президент ездит на обычном велосипеде в обычный супермаркет и стоит в обычной очереди.


  • Скромность – еще одна национальная черта

Она сочетается с честностью и прямотой – будь самим собой, не притворяйся и не пускай пыль в глаза. Потому финны не стараютсявнешне приукрасить себя при помощи одежды и косметики.

Поскольку все равны, то и всякий труд равнозначен. Нет постыдной работы или элитной. Труд – самое главное в лютеранском учении. Стыдно не трудиться. А в Финляндии, «стране гранита и болот», чтобы вырастить что-то, требовались немалые усилия, от которых зависело, доживет ли семья до весны. Потому финны испокон века – трудолюбивый народ. Лютеранское мировоззрение дополнило народную истину тем, что позволительно быть богатым. Ибо труд должен быть награжден: «где честный труд, там и богатство», «воздастся каждому по делам его».

С другой стороны, финны работают без фанатизма, не выходя за границы необходимого. Они знают, что уставший человек – плохой работник, поэтому у финнов один из самых длительных отпусков – 40 дней в году, а работа в выходные дни или по вечерам оплачивается по двойному тарифу.

  • Упорство «сису»

Жизнь среди камней и болот выковала еще одну черту финского характера – решимость и упорство при завершении начатого, как бы трудно это ни было. «Умение делать хлеб из камня» – одна из главных черт финского народа.


  • Склонность к размышлениям, основательность, неспешность

Лютеранство – учение сознательно верующих людей, которые должны уметь думать. Основное в проповедях Лютера – это призыв к разумному, критическому отношению к вере. Каждый финн в юности проходит обряд конфирмации, обдуманно принимая или отказываясь от веры. К этому готовят с детства, приучая ответственно говорить «да» или «нет». А для того, чтобы подумать, требуется время. Потому финская медлительность на самом деле – умственный процесс принятия решения: «Лучше день обдумывать, чем неделю неправильно делать».

  • «Где мало слов, там вес они имеют». Шекспир

Финны болтливы, когда речь идет «ни о чем», и превращаются в глубоких мыслителей, если нужно ответить на вопросы личного характера: «Быка берут за рога, а человека ловят на слове», «пообещать – все равно, что сделать». Здесь не принято критиковать: знаешь, как исправить – исправь, нет – не говори пустого «надо бы».

  • Законопослушание

Лютеранство исповедует свободу выбора человека. Но, уважая чужую территорию, финны знают: «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Кроме того, финны прекрасно понимают, чтобы сохранить свой любимый край, необходимо соблюдение законов: «Где бессилен закон, там всесильно горе», «законы делаются, чтобы их соблюдали», – говорят в народе. Поэтому принятые государством высокие налоги, штрафы и прочие «строгости» финны не обсуждают, принимают как должное, в ответ на свою законопослушность требуя от государства поддержания и развития достижений финского народа: экологически чистой страны, где по расписанию ходит полупустой транспорт, во время производится уборка улиц и качественно строятся дороги. Финское государство не возражает, наоборот, отчитывается за каждый потраченный евро и успешно изыскивает средства на то, чтобы эффективно поддерживать малоимущих граждан. Впрочем, финны не требуют от государства отчетов, отношения строятся на равноправии и доверии.


Ведь государство – это те же финны, воспитанные на добросовестности, верности слову, честности, развитом чувстве собственного достоинства и ответственности.

  • Чувство собственного достоинства – это не просто черта финского характера, это одно из главных достояний страны

Финн, освоивший все 8 вышеперечисленных пунктов, справившийся самостоятельно (при небольшой поддержке государства и общества) со всеми жизненными сложностями и выросший в честного, ответственного, упорного, трудолюбивого, скромного и успешного человека, имеет полное право гордиться собой. Так же относится к себе и вся страна. Финляндия имеет трудную и горькую историю. Всего за 50 лет нищий, зависимый, разрушенный, «убогий» край превратился в процветающее, высокотехничное государство с высоким уровнем жизни, чистейшей экологией и «призовыми» местами в мировых рейтингах на лучшую страну.

Финнам, действительно, есть чем гордиться.

  • Патриотизм

Заслуженная гордость и сохранение традиций лежит в основе финского патриотизма, обладающего, в свою очередь, рядом особенностей.


Особенности финского патриотизма

Патриотизм для финнов не в том, чтобы защищать свою Родину и отдать за нее жизнь. Это долг финского гражданина. Что же такое патриотизм, попытались выразить студенты Бизнес колледжа Хельсинки (Suomen Liikemiesten Kauppaopisto), помогая своей сокурснице собрать материал для научной работы. У каждого финна имеются свои понятия, но все вместе они и составляют патриотизм финской нации.

«Для меня это любовь, привязанность к своей малой родине»

Финны любят свою страну не вообще. Они любят свой дом, двор, улицу, город. Причем любовь эта практична – они украшают свои жилища, обустраивают дворы, и не только свои. Финн чувствует себя в ответе за порядок, он – тот хозяин, который зимой расчистит общие дорожки, летом соберет мусор, раскиданный в лесу неосторожными иностранцами, весной выйдет со всеми соседями на «субботник». Финны любят жить в чистоте и знают: «чистоту не делают, а соблюдают». Они не критикуют государство, за то что «оно не убирает», они просто не мусорят. А если и мусорят, например, в День Первомая, то тут же организуют пункты по платному приему мусора от населения, и к утру город снова чист.

Финны очень любят и берегут природу, они не только носятся с фотоаппаратами, запечатлевая прекрасные моменты, и просиживают отпуск у воды, они ищут новые источники энергии, широко используют возможности переработки отходов и масштабно «вкладываются» в экологию.


«Патриотизм – это также соучастие и помощь людям, которые живут рядом с тобой»

Финны, при всей своей обособленности и невмешательстве в чужую жизнь, очень участливы, и готовы помочь там, где их забота действительно важна. 73 % финнов хотя бы раз (2013 год) занимались благотворительностью, а 54 % делает это регулярно. Отзывчивость и милосердие в обществе являются частью государственной политики.

В стране нет бездомных людей, животных, детских домов для сирот, а дома престарелых больше походят на дома отдыха для пожилых людей. Для инвалидов в стране создана обычная, полноценная жизнь. Кто-то из мудрецов сказал: «О величии духовного развития нации можно судить по тому, как она относится к животным, старикам и детям». В этом смысле финны – высоко духовная нация.

Патриотизм начинается со своей семьи

Финский малыш смотрит, как ведут себя родители, бабушка с дедушкой, и старается поступать так же. Но для того, чтобы малыш подражал старшим, он должен уважать их. Финны постарались правильно расставить приоритеты: семья – это самое главное, терпение и дружба – основа отношений в семье.Старшее поколение не вмешивается в жизнь младшего, а вся большая семья с радостью собирается вместе по праздникам и на отдыхе. Молодежь подражает старшим, иногда просто в силу традиции. Многие ли из нас ходят в церковь из уважения к своей бабушке и играют на пианино из уважения к маме? А финны ходят и играют.


«Патриотизм — это сохранение своей истории»

Чтобы уважать прошлое поколение, нужно знать за что. Финны хранят и уважают историю края и традиции народа. Здесь не зазорно петь в хоре, в почете ручной труд. В стране бессчетное множество разнообразных музеев и музейчиков. Финны могут создать колоссальный научный Центр «Эврика», рассказывающий о Финляндии, а могут воспеть и самую ординарную вещь – например, бензопилу и создать «Музей бензопилы»: вы узнаете столько интересного об этом прозаичном инструменте, что станете патриотом бензопилы. А есть еще музей булочек, музей цепей и наручников, и еще много всего, что помогает финну почувствовать свою особенность, найти то, чем можно по праву гордиться.

«Патриотизм – это забота о будущем поколении»

Финны с уважением относятся к подрастающему поколению: оно самое умное и самое талантливое. Они терпеливы ко всем вольностям молодежи, лишь направляют на путь истинный – учись, работай, постигай мир. Но не торопись, выбери то, что тебе действительно по душе, мы потерпим. Финская молодежь, уезжающая учиться за границу, на 98 % возвращается в родную страну. Не потому, что им плохо в чужом мире, а потому, что им очень уютно на своей Родине. «Моя страна дает мне все – образование, медицину, квартиру, материальное пособие, надежное будущее и уверенную старость».


«Патриоты готовы служить Отечеству, не прося ничего взамен»

Для финских юношей честь – служить в армии, а к работе в финской полиции или для военной карьеры юноши и девушки готовятся особенно, зарабатывая положительные характеристики и усиленно занимаясь спортом. Хотя работа и непростая, а зарплата – обычная, конкурс в такие учреждения очень высок.

И все же патриотизм не возникает в душах людей вдруг. Это кропотливый воспитательный процесс, сотканный из мелочей. Это финские флаги в дни праздников, которые вывешиваются во всех дворах и на всех частных домах.

Это «рождественские уроки» – 4 свечи, которые родители зажигают каждую неделю перед Рождеством, преподнося ребенку сказку-урок, например, любви к своей стране, гордости за свой народ.

Это День независимости – красивый, тихий, торжественный праздник, который всем хочется отмечать, наряжая дома в сине-белые цвета, потому что чествуют не «великое государство», а обычных людей, добившихся успехов и приглашенных во Дворец президента.

Это и обычные уроки в школе, которые могут быть заменены просмотром прямой трансляции хоккейного матча, или выступления на Евровидении – потому что очень важно посмотреть и порадоваться за успех страны всем вместе, а физика подождет.


Патриотизм проникает в финские души медленно, основательно, укореняясь в генах, передаваясь будущим малышам, которым никогда не придет в голову разрушить все, что с таким старанием создавали предки.

Финны – патриоты не только своей страны, но и своего народа и национальности.