Духовный мир катерины в драме гроза. Сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н


Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.

“...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме Катерины всегда было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Катерина в религии “поэт”. Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Но религиозность даже как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не мог)”.

Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего “греха”.

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

1. Катерина - луч света в тёмном царстве.
2. Беззаботное детство и лёгкая юность Катерины
3. Замужество за Тихоном, или личный Ад Катерины
4. Борис как спаситель для Катерины
5. Смерть Катерины как освобождение от земных мук и унижений
____________________
Характер Катерины веет на нас

Новой жизнью, которая

Открывается нам в самой

Ее гибели.

Н. А. Добролюбов.

Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве», и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Она должна была делать все напоказ, соблюдая старые обряды.

Катерина- «русский сильный характер», для которого, правда и чувство долга превыше всего.

Детство и юность Катерины прошли беззаботно. Как она сама говорит: …"жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле". Маменька в ней души не чаяла, наряжала ее, как куклу, работать не принуждала. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую- нибудь работу, так проходил весь день.

С детства Катя была очень смелой, решительной, горячей девушкой. Если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, она становилась упрямой и непокорной. Это подтверждает случай с лодкой. Когда Катерине было шесть лет, она обиделась на родителей, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. И нашли ее только утром верст за десять.

Отданная замуж за Тихона, она очутилась в злой среде бессердечности и глупого рабского преклонения перед могуществом старых. Кабанова пытается внушить Катерине свои законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз. Так воспитан ее сын. Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо.

Но Катя пытается отстаивать свое право на уважения, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Тихон не дает ей этой любви, а потребность в этом влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он нее похож на других жителей города Калинова, и воображает, что он единственный человек, который решится увезти ее из «темного царства» в сказочный мир. Героиня ищет объяснения своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания.

Самая главная черта ее характера - это честность. Честность перед собой, мужем и другими людьми. Она не может врать, таиться.

Самая большая ценность - свобода души. Живя в родительском доме, она ни о чем не тужила, точно птичка на воле, но, попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере назойливой опеки, унижения, подозрительности и лжи. Не желание принять мораль «темного царства», способность сохранить чистоту своей души - свидетельство силы характера героини. Она сама о себе говорит: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

С таким характером не могла Катя после измены Тихону оставаться в его доме. Ей трудно находится там, где ее не понимают. Перед смертью говорит: «Что домой, что в могилу - все равно… В могиле лучше…"Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. Грустно такое освобождение, но чего, же делать, когда другого выхода нет.

Героиня погибает, отстаивая свою независимость. Умирая, она спасает свою душу и приобретает желанную свободу.

Душевная драма Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказал мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление жить достойно.

“...Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на этот вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.

В доме Катерины всегда было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый грех. Но Катерина в религии “поэт”. Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Но религиозность даже как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не мог)”.

Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего “греха”.

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерть ее потрясла даже таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был действительно “страшным вызовом самодурной силе”. Значит, в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Александр Николаевич Островский не зря считается одним из столпов русской литературы. Драматург, который стал одним из основоположников русского театра, стал одним из родоначальников отечественной драмы. «Бедная невеста», «Бедность не порок», «Доходное место» - определили его как одного из лучших драматургов своей эпохи. Отдельно в этом списке шедевров стоит «Гроза». Произведение, которое Станиславский считал одним из шедевров русского театра.

Катерина, как ключевой персонаж пьесы, находится в конфликте между собственными желаниями и обществом. Независимая личность, которая не хочет идти, опираясь на устоявшиеся ценности, а сама выбирать свой путь. Она оказывается в ситуации, когда предстоит выбор - либо подчиниться, либо расстаться с жизнью. Она должна выйти замуж за Тихона (бессильного, безвольного и морально немощного сына своей матери).

Она его искренне любит и жалеет, но в то же время понимает, что жить так просто невозможно. Ей хочется любви, полноценной семьи, а не гнета патриархальной свекрови. Ключевой фразой, которая проходит и в других произведениях, стала «От чего же люди не летают как птицы?». Стремление стать кем-то большим, чем просто девушка, отданная замуж, приводит Катерину к моральной измене.

Роман с Борисом изначально помогает ей стать выше общества, но потом морально уничтожить себя. Измена мужу не правильно, но у Островского она в некотором виде обосновывается деспотией свекрови и безвольностью мужа. Понимание того, что Катерина пошла против устоев, за которые она, будучи христианкой, держалась, приводит ее на обрыв. Моральное давление, невозможность разделить себя между традицией и душевным порывом привели к трагедии. Эпизод с признанием Тихону, считается критиками одним из лучших драматических моментов для своего времени.

Виновата ли Катерина в своей гибели? Александр Николаевич Островский оставляет нам ответить на этот вопрос. Моральная трагедия героини только указывает на застоявшийся строй, который своей неподвижностью подминает под себя всех на пути, и, возможно, можно прийти к выводу, что обстоятельства толкнули несчастную девушку на этот поступок. Однако нельзя сказать, что у нее не было другого выхода - скорее, просто бороться и искать другие варианты решения проблемы было не в ее характере. А сама пьеса получила множество экранизаций (первая в 1933 году под режиссурой Владимира Петрова).

Образ Екатерины стал одним из самых знаменательных в русской литературе. Мятущаяся женщина, которая не может, но хочет выбрать между долгом и свободой, стала основой для многих персонажей. Это сложный образ, который близок многим женщинам, и вызывает у читателей понимание и сочувствие.

Душевная драма Катерины была и остается центральной частью пьесы А. Островского «Гроза». Классическое произведение, входящее в школьную программу, не утратило своей актуальности и сегодня. Рассмотрим основные элементы той душевной драмы Катерины, которая и является самым главным в пьесе.

Основное содержание пьесы «Гроза»

Душевная драма Катерины - центральная трагедия пьесы. Само произведение рассказывает о жизни людей, которые представляли старое купечество. Несчастная Катерина (душевная драма девушки заметна уже с самого начала произведения) находится в постоянном нервном напряжении от того, какой является ее жизнь. Выйдя замуж по воле родителей, молодая девушка вынуждена терпеть своего мужа, которой не может перечить матери, и свою свекровь, которая бесконечно унижает тихую и скромную Катерину.

В один прекрасный день девушка понимает, что совсем не любит своего мужа. Катерина осознает, что ее сердцем владеет совсем другой мужчина. Девушка решается на очень рискованную встречу, на которую ее уговаривает сестра мужа.

Узнав, что ее чувства взаимны, Катерина продолжает встречаться по ночам со своим возлюбленным. Спустя некоторое время прекрасная и добросердечная Катерина чувствует вину перед мужем за свой обман и неверность ему.

В скором времени роман на стороне открывается для общественности. Катерина раздавлена своими личными переживаниями. Кроме того, на девушку оказывают постоянное давление ее родственники и все знакомые, знающие совсем немногое о происходящем. Все окружающие люди не понимают душевной драмы Катерины, ее мук и сомнений. В конце концов, все это давление с разных сторон толкает молодую девушку на самоубийство - прыжок со скалы в воду.

Сердечные муки главной героини

Если говорить о душевной драме Катерины (сочинение о переживаниях девушки пишут все школьники), которая является центральным персонажем, то важно понимать, что самоубийство девушки не было проявлением слабости. Хотя многие готовы здесь поспорить. Несмотря на различные доводы, все-таки Островский описал душевную драму Катерины так, что суицид девушки - это некий вызов, брошенный Катей всему окружающему ее обществу.

Школьное сочинение

Говоря о душевной драме Катерины в сочинении школьника, то можно дать несколько советов, которые могут помочь работе стать лучше и дать наиболее развернутые ответы на поставленные вопросы.

Итак, сочинение следует начать с того, что произведение пользуется актуальностью и популярностью и сегодня. С момента написания пьесы о душевных муках Катерины, которая была обычной девушкой из хорошей семьи, произведение регулярно ставится в различных театрах всего мира. Творение А. Островского известно на весь мир, потому что затрагивает важные проблемы общественности.

Причина душевных переживаний и трагедии

Следующим шагом на пути к поставленной цели будет объяснение того, какое место занимает Катерина (душевная драма в «Грозе» является главной темой) в произведении. Важно сказать о том, что Катерина - лучик всего общества, которое окружает девушку. Она - единственное светлое, что осталось от всего человечества, которое помешалось на всем исключительно материальном. Девушка не могла найти свое место в мире из-за своего мировоззрения, в чем и заключалась главная душевная драма Катерины.

Моральные качества человека не имеют никакой ценности. Сочинение о душевной драме Катерине в "Грозе" обязательно должно содержать и этот аспект. Купечество само по себе представляло тот слой населения, который мог решить любую проблему деньгами. Это немаловажно, ведь не зря Островский выбрал именно этот период российской истории для событий своей пьесы.

Образ Катерины

Образ девушки в произведении - это центральный образ, вокруг которого разворачиваются все события. Катерина символизирует чистоту русской души, религиозность, честность и красоту. Все это способствовало развитию душевной драмы в Катерине. Сестра мужа девушки толкнула Катерину на встречу с ее возлюбленным, говоря о том, что можно, даже будучи замужней, делать все, что душе угодно, лишь бы об этом никто не знал. Долго мучаясь сомнениями, Катерина решается на встречу, говоря о том, что если она не постыдилась так поступать со своим мужем, то ей наплевать на то, что будут говорить люди. Несмотря на столь явное проявление душевной силы, девушка все-таки испытывает сильные муки из-за своего поступка: ей стыдно не только перед мужем, но и перед собой.

Причина самоубийства девушки

Главной героине не удалось справиться с душевными переживаниями относительно своего поступка. Живя исключительно по законам совести, Катерина ежеминутно упрекала себя в своей любви не к мужу, а к совершенно другому мужчине. Это сыграло немаловажную роль в принятии решения о самоубийстве. Катерина изменила не только своему мужу, но и самой себе, обрекая себя на долгие и томительные терзания и страдания. Кроме того, она не имела ни одного друга, которой смог бы поддержать девушку, и все общество узнало о тайных встречах девушки и ее возлюбленного. Окружающие люди осуждают это, не понимая, что Катерина лишь пыталась обрести свое счастье в этом мире. Кроме того, Катерина и до этого была очень одинокой, единственной подругой девушки была сестра ее мужа, которая знала о тайных вечерах влюбленных. Лишь она одна не осуждала бедную девушку, ничего не знающей о истинной любви и борющейся со своими желаниями.

Общий вывод по произведению

Катерина стала образцом тех человеческих качеств, которые перестали цениться в современном мире. Не найдя понимания среди своих знакомых и окружающих, девушка бросила вызов всему обществу, показывая, что законы совести куда важнее всех материальных благ. Положение в обществе не имеет такой ценности, какую имеют честность и доброта. Сама Катерина, душевная драма которой вызывает в любом читателе сочувствие и сострадание, никогда не желала никому зла, относилась к людям лояльно до тех пор, пока общественность не стала ее осуждать за попытку, наконец, стать счастливой.

Островскому удалось показать суть купеческого общества во всей красе, пережитки которого сохранились до сих пор. Именно с тех самых лет люди очень сильно подвержены влиянию общественного мнения, которое зачастую слишком предвзято и ошибочно. Катерина, ставшая главной героиней пьесы, лишь выступает в качестве жертвы, которая неспособна противостоять и сопротивляться такому давлению вокруг. Это объяснимо тем, что девушка не имеет никакой моральной и психологической поддержки. Девушка, несмотря на то что она - олицетворение света в произведении, совершенно одинока. Душевная драма Катерины в пьесе состоит в том, что она так и не сумела найти своего места в этом мире, где перестали цениться какие-либо моральные качества человека.