Жизненный подвиг Соколова (О рассказе «Судьба человека»). Сочинение нравственный подвиг андрея соколова


Подвиг солдата в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов -- главный герой. Второй голос--голос автора, слушателя, случайного собеседника. Голос Андрея Соколова в рассказе -- это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.

Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом -- глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос--звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии. Все, что осталось в жизни Соколова -- воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой произведение М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Перед нами незабываемый образ рядового советского солдата - Андрея Соколова. Человека, все вытерпевшего, все преодолевшего... Велико шолоховское искусство портретной лепки: оно свежо, до предела сжато и выразительно. Из двух-трех фраз, оброненных автором как бы мимоходом, мы узнаем, что Соколов «высокий, сутуловатый», что рука у него «большая, черствая», а говорит он «приглушенным басом». И только после того, как рассказчик произнес первую фразу своего повествования: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше», - перед нами тотчас же возникает его портрет, нарисованный одной-двумя незабываемыми чертами.

Так же кратко и до физической ощутимости ярко вылеплен портрет второго персонажа рассказа - коменданта лагеря Мюллера.

А образ сердечной, умной жены Андрея Соколова, сироты Иринки, выросшей в детском доме. Своей преданностью, святой жертвенной любовью она напоминает прекрасные образы некрасовских русских женщин. И вновь так пластически зримо вылеплен он, и не только внешне, но и в сложнейших душевных движениях. Особенной силы достигает автор в сцене прощания на вокзале в первые дни войны.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и , и плен. Еще больше изумляет раскрытие образа Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «...И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова писатель раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. Творчество его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его . Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Заканчивая рассказ, М.Шолохов не поставил сюжетной точки. Писатель покидает своих героев в весеннем поле: бывший фронтовик и усыновленный им ребенок, связанные великой силой любви, идут путем-дорогой, а перед ними большая жизнь. И мы верим, что не пропадут эти люди, найдут они свое счастье...

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену... Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую войну был в Красной Армии... В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит... Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили... Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-" стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет... Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Какой же должна была быть душа Соколова, чтобы не сломиться после всех трагедий да еще усыновить Ванюшку! «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди?» - спрашивает в финале рассказа Шолохов.

За 60. Так хочется, чтобы поколение Ивана выдержало все невзгоды нынешнего времени. Такова уж судьба русского человека!

В рассказе М. А. Шолохова "Судьба человека" предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типичные черты национального русского характера. Андрей Соколов, скоромный труженик, отец семейства, жил и по-своему был счастлив. Но вдруг война.. . Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, на войне Андрей столкнулся с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. Бытие Андрея Соколова как бы опрокинулось, еще недавно такая счастливая жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. . Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". В рассказе Шолохова подвиг человека предстал в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Андрей соколов пережил все тяготы войны вдали от Родины. Его доля - бесчеловечные испытания фашистского плена. Не раз смерть смотрела ему в глаза. И вся суть рассказа в том, что каждый раз Андрей Соколов находил в себе мужество оставаться человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких людей и родного крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам на войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? " Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке.. . Нету и не дождусь! " После всего того, что он пережил, Андрей Соколов, казалось бы, мог счесть жизнь проклятием. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сироту и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. М. А. Шолохов всей логикой своего рассказа доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - человеческое и гражданское достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться. . Он добр, доверчив к людям, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже самые тяжелые перепитии войны не смогли их оборвать. Андрей Соколов М. Шолохова - это подлинно русский человек, лучший представитель великого народа

Ответить

а человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса. Первый принадлежит Андрею Соколову - главному герою, рассказывающему о своей жизни. Второй голос - голос автора, слушателя, случайного собеседника. Андрею Соколову нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен. Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать герою в плену. Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей узнает, что семья погибла, а на месте, где стоял родной дом, - глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова - бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын на фронте. Однако и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать. Авторский голос помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос - звонкий, чистый детский голосок. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши. И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, - он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, дух отваги и товарищества - все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

Ответить

Ответить

Королёва Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы 9 класс

Тема: Подвиг Андрея Соколова в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» СЛАЙД 1

Цель: показать героизм простого русского человека, пережившего все тяготы войны, но сумевшего сохранить тепло души.

Задачи:

Обучающие:

    совершенствовать навыки анализа литературного произведения;

    способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы с незнакомыми словами;

    совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа».

Развивающие:

    развивать толерантность;

    помочь ребятам обнаружить противоречие между законодательством и реальной жизнью;

    совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

    отрабатывать умение сравнительного анализа документов и художественного произведения;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

    показать детям ценность человеческой жизни;

    воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества, как честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову;

    прививать любовь к литературе и истории своей Родины;

    воспитывать уважительное отношение к мнению других.

Методические приемы: аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности: групповая и фронтальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Справочная правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа», раздаточный материал, рабочие тетради, учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители В.Я.Коровина, И.С.Збарский, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

    Слово учителя.


Одно из выдающихся произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1957 г. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет. Автор показывает трагедию нашего народа в годы войны, рассказывает о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека.

    Просмотр эпизода СЛАЙД 2

Слово учителя:


Ребята, обратите внимание, рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова». Как вы думаете, какую цель преследовал Шолохов?

Обратите внимание на особенности композиции. Это рассказ в рассказе с двумя повествователями. Как вы думаете, с какой целью Шолохов избирает такую структуру произведения?

Похож ли на исповедь рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

    Лексическая работа.

Исповедь – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающем грехи от имени церкви и Бога, церковное покояние. 2. Перен. Откровенное признание в чём-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах (книжн.).

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, - М., 2007)

    Основные вехи судьбы Андрея Соколова (через краткий пересказ текста) СЛАЙД 3
    Слово учителя:
    Давайте вспомним, что мы узнаем о жизни главного героя из его рассказа и заполним следующую таблицу.

Заполнение таблицы.

Пример заполнения таблицы.

Работа

Семья

Дом

Счастье

    Подвиг

    Плен

    Первый побег

    Второй побег

    Возвращение на фронт

    Потеря семьи

    Урюпинск

    Встреча с Ваней

    Усыновление

3. Беседа по вопросам.

    На какую деталь собеседник Андрея обращает внимание? СЛАЙД 4 (просмотр эпизода)

    О чем говорят глаза Андрея Соколова?

    Лексическая работа СЛАЙД 5

Как можно назвать поступки героя, которые вы вспомнили по сюжету?

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, М., 2007, 944 стр.)

    Работа с текстом. Чтение и просмотр эпизода (первый побег). СЛАЙД 6

    Беседа по вопросам.

    Как и за что наказан Андрей Соколов?

    Какие права человека нарушили фашисты?

    Слово учителя:

После второй мировой войны правительства стран мира, ужаснувшись зверству фашистов, приняли Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948г. те государства, которые подписались под Декларацией, в своих законодательных актах должны учитывать статьи Декларации.

Давайте вспомним, в каком Российском законодательном акте отражены права человека? (в каком основном законе государства).

Конституция РФ

ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

    Работа в группах со Справочной правовой системой «Консультант Плюс: Средняя школа» «Конституция РФ»
    Слово учителя:
    Итак, мы с вами сделали вывод о том, что немцы нарушили права человека. Давайте обратимся к Конституции РФ и определим, какие именно права нарушены.

    Право на жизнь (статья 20)

    Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22)

    Труд свободен (статья 37)

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41)

    В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17)

    Слово учителя:

Андрей Соколов жестоко наказан за побег. Но это его не остановило! И он совершает второй побег. СЛАЙД 7 Просмотр эпизода.

СЛАЙД 8 таблица

Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, - романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова

«Судьба человека».

Довоенное прошлое Андрея Соколова несет в себе черты, роднящие его со многими другими героями тех славных лет. Простой рабочий, труженик, Андрей Соколов находит счастье и в труде и в семейной жизни. Рассказывая с наивной простотой о своей жизни, Андрей не подозревает, что его столь обычная, на первый взгляд, жизнь может служить примером. Но ощущение счастья, ощущение того, что он живет «правильно», передается в истории Андрея. Рассказ о довоенной жизни героя нужен был автору для того, чтобы каждый читатель понял, что у советских людей есть многое, что стоит защищать. Мужество Соколова во время войны объясняется теми свойствами его характера, которые заложил в нем советский образ жизни. К войне Андрей относится как человек достаточно зрелый, не выставляющий напоказ свои патриотические чувства, а спокойно и мужественно выполняющий эту работу, к которой он привык еще в мирной жизни. Для него как будто не имеет значения, что теперь вокруг него не мирные поля Отчизны, а изрытые воронками поля сражений. Случай лишает Соколова свободы, он попадает в плен к фашистам. Но жизнь и поведение Андрея в плену служит лишь доказательством того, что советского человека невозможно победить, что силой своего духа и твердостью своих убеждений он превосходит любого врага. Своеобразный поединок завязывается между Соколовым и всесильным комендантом лагеря. Фашистам мало было добиться физического унижения советских людей, они хотели морального унижения противника, и как раз именно это им не удалось. Андрей Соколов высоко несет звание советского человека и даже в фашистском плену сохраняет

свое достоинство.

Воля к борьбе и горячее желание отомстить за тот ужас, который принесли фашисты родной земле, вернули Соколова в строй. В рядах Советской армии он продолжал борьбу, продолжил ее с частью.

И Соколов победил в этой войне. Победил ценою жизни многих его родных, ценою собственного сына, погибшего в Берлине в самый день Победы.

Война не ожесточила сердце Андрея. Шолохов хорошо показывает, что доброта так и осталась одним из главных качеств его характера. Таких людей, как Соколов, сломить невозможно. Поэтому финал рассказа можно считать оптимистическим: крепко шагает Андрей по родной земле!