Верещагин художник картины. Литературно-исторические заметки юного техника


Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса

В 1860 году лучший выпускник Морского корпуса, которому прочили блестящую карьеру, подал прошение об отставке. Наперекор воле родителей и общественному мнению семнадцатилетний Василий Верещагин предпочел престижной морской службе тяжелый труд живописца. Но расставшись с армией, в своем творчестве он остался верен военной теме.


Мавзолей Тадж-Махал в Агре

Всю жизнь посвятил Василий Васильевич Верещагин изображению войны. Он первым из художников-баталистов увидел в ней не героическое действие, не триумф полководцев, а кровь, горе и величайшую трагедию. Всем своим творчеством Верещагин убеждал, что на войне «на каждый час славы приходится тридцать, сорок и, пожалуй, гораздо больше часов страданий и мучений всякого рода».

Всадник в Джайпуре.1880

Картины мастера заставляли зрителей плакать и ужасаться, проклинать кровавые бойни и их инициаторов. Каждая его выставка была событием. В конце XIX века он стал самым известным в Европе и Америке русским живописцем.


Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870

Богатый киргизский охотник с соколом. 1871


Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870

Калмыцкая молельня.1870

Мавзолей Тадж-Махал.1870

Священник парс(огнепоклонник).Бомбей.1870

Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874

Верблюд во дворе караван-сарая.1870

Монастырь Хемис в Ладаке.1875

Три главных божества в буддийском храме.1875

Два еврея.1884

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде.1870

Святое семейство.1884

В горах Алатау.1870

Жемчужная мечеть в Агре

Бания(торговец).Бомбей.1870

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре.1874

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874

Тамерлановы ворота.1871

Калмыцкий лама.1870


Старый Дели.1875

Повозка в Дели.1875

Тронный зал Великих моголов в Дели.1875


Базар

Араб на верблюде.1870

Дервиши в праздничных одеждах.1870


Ссора по дороге на базар.1873

Успех его был не случаен. Верещагин получил хорошее художественное образование: посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников, три года проучился в Академии художеств, оттачивал мастерство в Париже в Студии изящных искусств Ж. Жерома.

В Индии. Снега Гималаев

Из Парижа художник дважды в 1863-1865 гг. ездил на Кавказ. Результатом поездок стала серия кавказских рисунков, которую в 1867 году он выставил в Академии художеств.

Бухарский солдат.1873

Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. Этюд.1875

С 1867 года художник путешествует по Средней Азии. Его привлекают памятники древней культуры, обычаи и нравы коренных народов, их своеобразный быт. С началом войны против бухарского эмира Верещагин находится при русской армии, участвуя в качестве художника в Среднеазиатском походе.

Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром. 1869-1870

Он стремится запечатлеть на бумаге все особенности этой тяжелой и непривычной для русской армии войны. Но обстановка складывается так, что и ему приходится взять в руки оружие.

Лама так называемой «Красной секты» в полном облачении.1875

Произведенный в прапорщики Верещагин отличается во многих боях, за проявленный героизм награждается орденом святого Георгия 4 степени - самой почетной боевой наградой. Кстати, он единственный из известных русских художников награжден этим орденом.

Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд

Перекочевка киргизов.1870

Политики в опиумной лавочке.Ташкент.1870


Опиумоеды.1867

У дверей мечети.1873

Гималайский пони.1875

По окончании боевых действий переполненный впечатлениями Верещагин уезжает в Мюнхен и в течение трех лет пишет серию картин, получившую название «туркестанской». Показанные на выставке, картины потрясли зрителей и принесли художнику широкую известность. На полотнах «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Забытый солдат», «Победители» обыватели впервые увидели войну без прикрас.

Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде.1870

Двери Тимура(Тамерлана)1872

Продажа ребенка-невольника.1872

Особое, неизгладимое впечатление производила на всех картина «Апофеоз войны», завершающая серию. На переднем плане на фоне пустынного пейзажа с развалинами домов и сожженными деревьями пирамида человеческих черепов и воронья стая.

Афганец.1868

За основу сюжета художник взял исторический факт - такие страшные знаки оставлял на своем пути жестокий завоеватель Тамерлан. Туркестанская серия картин была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи, что явилось свидетельством несомненного успеха и признания художника.


Вид на Московский Кремль с Большого каменного моста

Мастерство Верещагина стали называть разящим. Для многих работы мастера были как вызов, как покушение на их право не задумываясь жертвовать чужими жизнями. Фельдмаршал Мольтке запретил немецким военнослужащим посещать его выставки, а кардинал Гангльбауэр провел в Вене крестный ход, чтобы «очистить» тех, кто видел «кощунственные» полотна.

Нижний базар в Нижнем Новгороде. Кремль. Церковь Иоанна Предтечи.

В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», - заявил о Верещагине Репин. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Александр II назвал его «нигилистом», и в «правой» прессе началась травля. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили - преследуют», «Забытый солдат». И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера.


Два факира.1876

Повозка богатых людей в Дели


Факиры.1876

Демонстративно отказавшись от предложенного Академией художеств звания профессора, Верещагин в 1874 году уезжает в Индию и на Тибет. Итогом этой поездки стала большая «Индийская серия картин».

Буддиский лама.1875

За свою жизнь художник создал еще несколько больших живописных серий. Но наибольший интерес представляют две - балканская и посвященная Отечественной войне 1812 года.

Проход Барскаун

В горах Алатау

Всадник-воин в Джайпуре.1881

Художник все хочет видеть своими глазами, прочувствовать - через какие нечеловеческие страдания проходят солдаты, добывая победу. В русско-турецкую войну он с войсками форсирует Дунай, с моряками выходит взрывать турецкий монитор, в отряде генерала Скобелева совершает зимний переход через Балканы, мерзнет в оледенелых траншеях на Шипке, участвует в штурме Плевны.

Мыс вблизи Севастополя.1897

Итальянская деревушка на берегу моря.

Троицын день.Село Коломенское.

Итогом пережитого и увиденного стала серия из 25 картин и 50 этюдов, в которые художник вложил частицу собственной жизни, боль души. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, - признавался он, - выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».


Церковь XVIIв. в Ярославле


Икона Николы с верховьев реки Пинеги. 1894

Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского.1888

Наполеон I в России .В Успенском соборе.1890

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, - писал он, - показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм...».

После грозы

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России.

Улица в Ростове

Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

На большой дороге. Отступление, бегство.1890

Всю жизнь художник много путешествует. В 1884 году он посещает Сирию и Палестину, пишет ряд картин на сюжеты «Нового завета». В 1890 году совершает поездки по северу России, Кавказу и Крыму. Дважды посещает Америку, где с успехом проходят его выставки. В 1901-1902 гг. совершает длительное морское путешествие, посещает Филиппинские острова и Кубу, в 1903 г. - Японию.

Шинтоистский храм в Никко.1904

Японка.1903

Всю жизнь Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, холод, болезни, раны и не бояться жертвовать своей кровью».

Браминский храм в Адельнуре.1876

В горах Алатау.

И даже в смерти он разделил судьбу своих героев. Погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года у Порт-Артура при взрыве натолкнувшегося на японскую мину броненосца «Петропавловск».

Торжествуют.1872

Представляют трофей.1872

Караван яков,нагруженных солью

Туркмен.1868

Нападают врасплох.1871


У крепостной стены. Пусть войдут.1871

Парламентеры - Сдавайся! - Убирайся к черту!

После неудачи.1868


Высматривают.1873

Два ястреба. Башибузуки.1878

После удачи.1868


Дай подойти.1895

Расстрелять.1890

Высота Шипка

Дорога военнопленных.1879

Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)1881

Скобелев под Шипкой

Перед атакой. Под Плевной.1881

Смертельно раненый.1873

Наполеон на Бородинских высотах.1897

Панихида

Забытый солдат.1880

Людоед.1880


В покоренной Москве.1898

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) - русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26) октября 1842 года в Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного предводителя дворянства. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей (1845-1878) и Александр (1850-1909), стали профессиональными военными; старший, Николай (1839-1907) - общественным деятелем.

Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы новопроизведённый мичман вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 год у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864-1865)

В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.

Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865-1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение.

В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды:

В начале 1869 года он при содействии Кауфмана организует в столице «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестане. После окончания выставки Верещагин снова едет в Туркестанский регион, но через Сибирь.

На этот раз художник совершил путешествие по Семиречью и Западному Китаю. Среди произведений Верещагина, посвящённых Семиречью и Киргизии - Богатый киргизский охотник с соколом, виды гор близ станицы Лепсинской, долины реки Чу, озера Иссык-Куль, снежных вершин Киргизского хребта, Нарына на Тянь-Шане. Пять этюдов Верещагин создал в горах близ Иссык-Куля, ярчайшее из них - «Проход Барскаун». Он делал зарисовки в Боомском ущелье, побывал на озере Алаколь, поднимался на высокие перевалы хребтов Алатау.

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шэньси ещё семь лет назад. Чуть позже дунганский мятеж охватил и Кульджинский край. На улицах Новой Кульджи (Хуэй-Юань-Чэн) и Чугучака лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара - Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

В художественном отношении впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году, дали ему материал для таких ярких картин, как «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох» и др., вошедших в состав громадной «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 годах и имевшей колоссальный успех в Европе и России.

В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен и начинает работать над картинами по восточным сюжетам. В это же время началась его совместная жизнь с первой супругой Елизаветой Фишер (из-за скептического отношения Верещагина к церковным обрядам они обвенчались лишь в 1883 году в Вологде).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной судьбой и деятельностью. Посмотришь на его картины, и кажется, будто побывал в увлекательном путешествии, узнал много нового и интересного. Так бывало и раньше на выставках Верещагина, на которых художник показывал не только картины, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, но и богатейшие коллекции одежды, оружия, предметов обихода и народного творчества. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Полы убраны туркестанскими коврами, вдоль стен расставлены предметы обихода, на стенах - оружие, а на картинах и этюдах представлена природа страны, ее люди, архитектура, сценки быта, в которых раскрываются обычаи и нравы, историческое прошлое и настоящее этого края.

В.В.Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, - в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Однако Академию он не закончил. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного, и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисовать"на свободе".

Впоследствии всю жизнь Верещагин следовал правилу - не сидеть на месте, а постоянно знакомиться с жизнью в разных уголках мира, искать новые темы и новые образы. Он побывал в Индии, ездил в Америку, на Кубу, Филиппины и Японию.

Огромный запас жизненных впечатлений послужил основой многогранного и всестороннего творчества Верещагина. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, а главное - стал гениальным мастером батальной живописи. В этом жанре живописи Верещагин произвел подлинный переворот. Созданные до него батальные картины создавались по заказу для украшения богатых гостиных и представляли собой эффектные сражения, прослявляшие полководцев и провозносившие войну как героическую эпопею.

Верещагин первый среди художников-баталистов показал, что война - это прежде всего страшные увечья, холод, голод, жестокое отчаяние и смерть. Художник показывал в своих произведениях безжалостную сущность войны, свидетелем которой он был сам. Ему не было равных в русском искусстве по силе изображения страшной правды войны и страстности, с которой он ее развенчивал.

Верещагин сделал батальную живопись не только реалистической, но и совершенно новой по содержанию. Он показывал главным героем войны не полководцев и генералов, а простых солдат, их быт, изображал часто не само сражение, а до или после боя.

Всю свою жизнь проведя в странствиях, простаивая по 12-14 часов за мольбертом, Верещагин так и умер с кистью в руке, делая этюды с натуры на месте боевых действий. Как только в 1904 году вспыхнула русско-японская война, шестидесятидвухлетний хдожник направился на Дальний Восток. Здесь он писал на броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине. Так, за работой, окончилась жизнь замечательного художника.

Красочная и романтическая сценка быта, которые наблюдал Верещагин в Туркестане, одновременно с другими, показывающими нищету и бесправие бедняков.

Величественное историческое прошлое не могло не заинтересовать Верещагина.

Большой интерес представляют обмундирование индийских воинов, роскошная ковровая накидка на лошади.

В картинах Верещагина оживало великое прошлое Индии: древние храмы, роскошные дворцы, величественные гробницы.

Очарованный прекрасным мавзолеем Тадж-Махал, сооруженным Великим Моголом Шах-Джеханом на могиле своей любимой жены, Верещагин создает удивительно красочное полотно. Волшебное по красоте сооружение гармонирует в картине с такой же прекрасной южной природой. "В Европе нет ничего, что может превзойти Тадж, -это место, дышащее торжественным спокойствием," _ писал Верещагин, полный восхищения.

Томтельного ожидания, напряженной настороженности полна сцена, предшествующая штурму. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами. Тишина царит в крепости, но тишина обманчивая, напряженная, готовая каждую минуту разразиться боем. Напряженность чувствуется в темной стене, в ярко освещенной группе солдат, в их неподвижно застывших позах, в их глазах, смотрящих в лицо смерти. Вся простота русского человека и величие его души, не показная, а истинная отвага раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, томительного бездействия, напряженного ожидания. Этот истинный скромный героизм и стойкость русского солдата составляют главное содержание картины. Не то, как люди воюют, а то, как они ведут себя на войне, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются.

Это страшный образ смерти, звучащей суровым осуждением войны и грозным предостережением.

В основе картины, изображающей груду человеческих черепов среди выжженной пустыни, лежит реальный исторический факт. "Тимур или Тамерлан, заливший кровью всю Азию и часть Европы и считающийся теперь великим святым у всех среднеазиатских магометан, везде сооружал подобные памятники своего величия."

Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов. Вот все, что осталось от людей, которые некогда жили здесь и были сражены, уничтожены войной. От города, расстилавшегося здесь, остались одни руины, зачахли от зноя без ухода человеческой руки деревья. Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу. Пусто и мертво там, где прошла война. И жуткая пирамида черепов - с черными провалами мертвых глазниц, с жутким оскалом ртов - под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны, несущей гибель, запустение, смерть.

Созданная в период кровопролитной франко-прусской войны, эта историческая картина стала созвучна настроениям своего бурного времени. Она напоминала людям о тех неисчислимых бедствиях, которые приносит с собой война. Верещагин сделал надпись к названию картины:"Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".

В основу картины легла сцена, увиденная Верещагиным на войне. Изображен двор самаркандской крепости. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Жизнь идет своим чередом, и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Еще минуту назад он так же, как и его товарищи, стоял с винтовкой наготове, а сейчас, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и отчаяния, бросился бежать. Его неуверенный бег, острый угловатый силуэт фигуры, наклон падающего тела, маленькая темная тень у ног убедительно показывают, что он осужден на смерть. Пройдет еще минута - другая, и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами.

И снова в цитадели все пойдет по-прежнему, опять на страже будут стоять осажденные в крепости, и, кто знает, может быть, снова меткая пуля врага нежданно сразит одного из них. Горькое раздумье о бессмысленности этих жертв и их неизбежности пронизывает картину.

Захват. закабаление и ограбление Индии вызвали у художника чувство глубокого возмущения, что и заставило его написать эту картину.

Перед нами зловещая картина казни - расстрел из пушек. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Душевное страдание и ужас обессилили его. Для этого старого человека, как и для всех других, стоящих в одном ряду с ним, страшна не физическая смерть, а надругательство над человеческим телом, которое будет разорвано пушечным снарядом. Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима.

С началом русско-турецкой войны Верещагин отправляется на места боевых действий. Он учавствовал во всех решающих сражениях, был при знаменитом штурме Плевны, совершил зимний переход через Балканы, учавствовал в бою под Шейново, решающем исход войны.

Много тысяч жизней было загублено царскими офицерами в этой войне. Сплошной лес крестов простирался на полях проигранных сражений. Грандиозной неудачей был штурм Плевны, не подготовленный командованием и совершенный лишь в честь дня рождения царя. Штурм этот стоил бесчисленных человеческих смертей, совершавшихся на глазах царя, который все это спокойно наблюдал с так называемой "закусочной"горы, где в это время пировал со своей свитой. "Не могу выразить тяжесть впечатления, - писал Верещагин, - это сплошные массы крестов...Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского..."

26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.

Русский живописец баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октябр я (14 октября по ст.ст.) 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье помещика.

Обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 году.

В 1858 году начал заниматься в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863 году оставил Академию (числился там до 1865 года) и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. В марте 1865 года молодой художник вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни.

Рисунки, написанные Верещагиным на Кавказе, были впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском "Всемирном путешественнике".

В 1865-1867 годах возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже. В 1866 году картины Верещагина были выставлены в Парижском Салоне.

В 1867 году Верещагин был определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене , где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.

Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название "Варвары". В нее входят картины "Апофеоз войны" (1871), "Нападают врасплох" (1871), "Окружили - преследуют..." (1872), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872). "Высматривают" (1873) и "У гробницы святого благодарят всевышнего" (1873).

Туркестанская серия была приобретена Павлом Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.

В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж Махал" (1874-1876).

Во время русско турецкой войны (1877-1878) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.

В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет". Два полотна - "Победители" и "Побежденные. Панихида" - навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются "Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой" и триптих "На Шипке все спокойно".

Впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает "Трилогия казней" - цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: "Распятие на кресте у римлян", "Подавление индийского восстания англичанами" и "Казнь заговорщиков в России".

В 1884 году Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории. Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.

В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900 году). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).

В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Последняя серия картин художника была посвящена испано американской войне 1898-1899 годов на Филиппинских островах и на Кубе. Как литератор, Верещагин известен своими воспоминаниями "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступал жарким защитником реализма в искусстве.

Верещагин погиб во время русско японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай).

Василий Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности "всех чинов и отличий в искусстве".

Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.

В родном городе художника, Череповце, существует дом музей Верещагина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Василий Верещагин - известный отечественный художник. Больше всего он прославился в жанре батальной живописи. Был также литератором.

Биография художника

Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства. Семья считалась достаточно большой. У Верещагина были три брата. Глава семейства всех их распределил в военное училище.

В результате двое стали профессиональными военными, а старший Николай - общественным деятелем.

9-летний Василий Верещагин поступил в морской кадетский корпус. Однако служба в армии его никогда не интересовала, он мечтал о творческой карьере. Как только закончил кадетский корпус, то отправился в академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился с 1860 по 1863 годы. После побывал на Кавказе, в Париже, повсюду повышая свое мастерство живописца.

В 1865 году Верещагин Василий Васильевич возвращается из Франции на Кавказ и начинает писать с натуры. Но официально свое обучение он завершает только в 1866 году, пройдя параллельно курсы в Петербурге и еще раз во Франции.

Художник в Туркестане

Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.

Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей. Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени. Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.

В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.

Путешествие по Семиречью

После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.

Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, "Богатый киргизский охотник с соколом", виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.

При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.

Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины "Апофеоз войны".

"Апофеоз войны"

Эта картина - самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Картины мастера и сегодня украшают стены многих художественных галерей и вернисажей. Но наверняка каждый знает только одну его работу - "Апофеоз войны".

Это полотно было написано маслом в 1871 году. На тот момент, когда он закончил работу, ему было 29 лет. Первоначально у картины было несколько другое название. Например, рассматривался вариант "Торжество Тамерлана". В итоге художник от него отказался, а один из отечественных банков в рекламе начала 90-х активно использовал образ грозного военноначальника, который прощается с каждым камнем, брошенным его солдатами перед тем, как отправиться в бой.

При этом картина не носит конкретного исторического контекста. Тамерлану посвящена старинная легенда. Якобы к нему обратились две женщины. Они жаловались на распутство и пьянство своих супругов. Тамерлан приказал каждому из 200 000 воинов отрубить голову нечестивцу и принести ему. В результате появились семь пирамид из голов. Согласитесь, чем-то напоминает знаменитую картину Верещагина.

Участие в военных операциях

Свои впечатления от участия в боевых действиях Верещагин неоднократно переносил на полотна, многие из которых стали знаменитыми. Первоначально, они были связаны с завоеванием Туркестана, а также путешествия туда в 1869 году. После этих поездок появились картины "Напали врасплох", "Пусть войдут", "Вошли", "Преследуют". Все они вошли в "Туркестанскую серию".

Работа над восточными сюжетами

В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.

В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.

Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.

В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.

Ранение

В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец "Шутка", который занимается установкой мин на Дунае.

Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.

В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.

В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.

С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце "Петропавловск". Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.

Личная жизнь

Верещагин был дважды женат. Впервые он связал себя узами брака в 1871 году. Его супругой стала Элизабет Мария Фишер, которая в России получила имя Елизавета Кондратьевна Верещагина. У них родилась дочь Клавдия.

Во второй раз Верещагин женился на Лидии Васильевне Андреевской, которая была на 23 года его младше. У них родились четверо детей. Три дочери и сын Василий.

Примечательно, что про свою самую известную картину "Апофеоз войны" Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение "мертвая природа" как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.

Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.

Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина "Въезд принца Уэльского в Джайпур", которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.

Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.