Тематический проект «Морское путешествие. "путешествие по морю" старшая группа


Ребята! Этот объект, состоящий из воды, большинство из вас видели и даже купались в нем.

Отгадайте загадку.

И звездною ночью и солнечным днем

Лазурные волны гуляют на нем.

И пенистый бьется о берег прибой,

Он камешки точит бессонной волной. (Море.)

♦ Расскажите, были ли вы на море? Как оно называлось? Где находилось? Как оно выглядело?

Море — часть океана, большое водное пространство.

♦ Пробовали ли вы на вкус морскую воду? Какова она?

Верно! Горько-соленая. Ни пить такую воду, ни пользоваться ею в технических целях нельзя.

В одном литре морской воды содержится 35 г поваренной соли. Именно она придает воде соленый вкус, делает ее непригодной для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве.

Давайте подумаем, откуда в морской воде берется соль. С поверхности суши в окружающие ее моря и океаны сбегают сотни больших и малых рек. Они пробегают многие тысячи километров и растворяют соли, содержащиеся в окружающих горных породах, песке, глине, кварце, граните. Растворенные соли реки и приносят в моря и океаны.

Есть и другая версия. Первые моря, появившиеся на Земле, были кислыми. Вода в них разрушала базальты, граниты и другие кристаллические породы земной коры и извлекала из них щелочные элементы — натрий, магний, калий, кальций и другие. Происходила химическая реакция, при которой щелочные элементы входили в соединение с хлором, фтором, бромом и нейтрализовали раствор. Со временем эти процессы прекратились, поскольку атмосфера очищалась от вулканических дымов, и вода становилась менее кислой. По некоторым данным около 500 млн лет назад вода в морях и океанах приобрела окончательный солевой состав.

До сих пор этот процесс продолжается. Дожди размывают имеющиеся на поверхности Земли соли, и вместе с водой они попадают в моря и океаны. Вода снова конденсируется в пар, а далее в дожди, но соли остаются в океанах.

♦ Как выглядит море?

Оно огромное, бескрайнее, морская вода голубая или голубовато-зеленая.

♦ Каким может быть море?

То спокойным, тихим, по нему пробегают небольшие волны и словно языками лижут берег. Моряки тогда говорят, что на море штиль.

Но бывает море и другим! Грозным, когда морская гладь превращается в бушующую стихию. Это шторм. Волны идут одна за другой. Издали они напоминают водяные валы. У берега волны рассыпаются, а их высокие гребни превращаются в белую кружевную пену. Бушующие волны бьются о скалы.

В начале беседы мы отметили, что море — часть океана. Когда первый космонавт земли Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал ее «голубой планетой».

♦ Как вы думаете, почему?

Потому что большую часть Земли покрывает вода. Вода образует водную оболочку нашей планеты — гидросферу. Это слово происходит сразу от двух греческих слов: «гидро» означает вода, а «сфера» — шар. Гидросфера включает воду во всех трех состояниях: жидком, твердом (снег, лед) и газообразном (пар).

Вода занимает три четверти поверхности Земли. Чтобы представить себе, что означает три четверти, нарисуем круг (можно поставить на лист бумаги стакан и обвести его донышко). Возьмем линейку и разделим круг на четыре равные части: вот так!

Три части раскрасим фломастером голубого цвета, а оставшуюся — коричневым. Три части, окрашенные в голубой цвет, — вода, одна часть коричневого цвета — суша. Значит, можно сказать, что вода занимает в три раза больше места на Земле, чем суша!

Вода, омывающая сушу, образует Мировой океан. В Мировом океане содержится 96% воды нашей планеты. Мировой океан — един! Но материки разделяют его на отдельные океаны.

♦ Сколько же океанов на Земле?

Оказывается, их четыре. Самый большой по площади — Тихий океан. Его назвали так потому, что когда первые мореплаватели пересекали воды океана, стояла тихая безветренная погода, ни штормы, ни бури не вздымали бескрайнюю водную гладь. Впоследствии этот океан получил еще одно название — Великий. Ведь он самый большой из всех океанов Земли!

Самый маленький океан — Северный Ледовитый. Назвали его так потому, что он находится рядом с Северным полюсом Земли, и большую часть года его воды скованы льдом. Северный Ледовитый океан — царство холода и тьмы! Полгода его окутывает глубокая темнота, ведь именно полгода в этих широтах длится полярная ночь.

Есть на Земле еще два океана — Индийский и Атлантический.

Части океанов, которые сильно вдаются в сушу, называются морями. На Земле около 90 морей. Крупнейшие из них — Филиппинское, Аравийское, Коралловое.

Океаны и моря — самые большие хранилища воды на Земле. Все они составляют один огромный водоем — вода все время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря.

Послушайте стихотворение.

Четыре великана

Четыре великана

Шумят и бьют волной —

Четыре океана,

Полные водой.

Вот Великий океан —

Океан безбрежный.

То кипит в нем ураган,

То он Тихий, нежный.

А вот это знаменитый

Океан наш Ледовитый.

Холоден, суров на вид,

Льдом и снегом он покрыт.

Есть еще два океана,

Два могучих великана.

Вот Индийский океан

Омывает много стран.

А это Атлантический,

Красивый фантастически!

В нашей стране много морей — Черное, Азовское, Аральское, Каспийское, Балтийское, а также моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию с севера: Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Отгадайте загадки.

Красит он планету

Цветом голубым,

Его мы называем

Океаном... (Мировым).

Оболочка водная Земли,

Плавают по ней большие корабли. (Мировой океан.)

♦ Каких морских обитателей вы знаете?

Это рыбы, киты, дельфины, осьминоги, кораллы, крабы, морские звезды, креветки. Море кишит огромным количеством живых существ — от микроскопического планктона до гигантских акул и китов. Ученые полагают, что жизнь на Земле зародилась именно в океанических водах.

Ответьте на вопросы

1. Что такое море?

2. Опишите штиль, штормовое море.

3. Расскажите о Мировом океане. Как он образуется?

4. Назовите океаны, которые вы знаете.

5. Какие моря есть в России?

6. Кто обитает в морях?

7. Какая в море вода? Почему?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по коммуникативному развитию «Путешествуем по морю»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

Создавать положительный эмоциональный фон.

Материалы:

Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблоны птиц.

Ход занятия.

Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:

Вот мы встали дружно в круг,

Чтоб отправиться нам в путь.

Будем говорить красиво, громко и неторопливо,

Что вокруг мы видеть будем,

Всё запомнить мы должны.

Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие. А на чём же можно путешествовать? (на корабле). А кто бывает на корабле капитаном? Да, капитаном бывает тот человек у которого много опыта, знаний. Как вы думаете, ая могу быть вашим капитаном? А почему?. (ответы детей) И так я буду вашим капитаном. Поплыли.

Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)

Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)

"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты».

Звучит музыка(шум морского прибоя)

Психогимнастика « Дельфины»

Дельфины кувыркаются

И по волнам катаются

На спинках, на животиках,

Плывут как пароходики.

Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны). Смотрите, впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.

Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.

Игровое упражнение "Скажи наоборот".

Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, назад-вперед, верх-низ.

Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

Игра "Назови одним словом"

Дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)

Лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)

Волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)

Курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)

Стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)

Акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)

Шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)

Воспитатель: Изобразите их. (дети изображают данных животных)

Молодцы! А сейчас поиграем в игру со звуками. Произносим скороговорки поочередно.

Ма- ма -ма - все я сделаю сама.

Мо-мо -мо - тебе письмо.

Мы-мы-мы - ждем зимы.

Мы-мы-мы - дождались зимы.

Ом-ом-ом - строим дом.

Ми-ми-ми - меня за руку возьми.

Мо-мо-мо - мы идем в кино.

Му-му-му - тетрадку я возьму.

Ем-ем-ем - я всю кашу съем.

Ми-ми-ми - меня с собой возьми.

Ом-ом-ом - у дома гном.

Ом-ом-ом - я с ним не знаком.

Ям-ям-ям - отдай друзьям.

Юм-юм-юм - где изюм.

Ма-ма-ма - дома я сама.

Ма-ма-ма - буду строить я дома.

Ом-ом-ом - гулять идем.

Ом-ом-ом - это снежный ком.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - не шуми

Игра « Один, много»

Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука - много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.

Игровое упражнение "Закончи предложение".

Осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)

С дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)

Лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)

Змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)

Воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .

Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои бинокли (кулачки, впереди нас остров, поплыли к нему.)

Физкультминутка

На кораблике своём (крутят руками штурвал)

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна,(смотрят вдаль в «бинокль»)

Не нужна нам тишина.(топают ногами)

Много умненьких ребят (повороты вправо и влево)

Всем помочь они хотят. (хлопают в ладоши)

Игра « Выдели слова со звуком «М»

А. Борякаев

«Мам, когда пойдем на море?
Ты меня не слышишь что ли?
Дома скучно так и жарко,
А тебе меня не жалко.
Я поела суп и кашу,
Покормила Муську нашу.
Мне надует папа круг,
Я возьму с собой подруг.
И в купальник я одета.»
«Подожди, дружок, до лета.
Вот растает снег и лед,
За зимой весна пройдет,
И тогда скорей на море.»
«Это значит, завтра, что ли?»

А вот ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.

«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так, чтобы она не грустила».

Ребята, смотрите, что я здесь нашла: листы, карандаши. Я придумала как мы можем развеселить птицу, мы раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей.

Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке,и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья? (весной) А какие приметы весны вы знаете?

Снег тает весной;

Прилетают из тёплых краёв птицы весной;

Ночь становится короче, а день длиннее весной;

Солнышко греет сильнее и светит ярче весной;

На деревьях появляются листики весной;

Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.

Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они снова нам дают задание:

Игровое упражнение "Сложные слова".

Листья падают – листопад, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит- лесоруб.

Воспитатель читает стихотворение.

Н. Белостоцкая

Море, утренней волной,

Принесёт на берег свой

И оставит для детей

Уйму нужных им вещей:

Камни гладкие, как мыло

(Ими море волны мыло);

Тину, словно прядь волос

С гребешка стряхнул утёс;

И принцесс морских игрушки –

Настоящие ракушки.

Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов: «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.

Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу.

Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?

Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

А какое самым лёгким?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями

Традиционно в конце июля в детском саду проводится День Нептуна. К этому празднику можно приурочить тематическую неделю, направленную на изучение морских обитателей. В старшей группе дети узнают о разнообразии животного и растительного мира морей, экспериментируют с солёной водой, получают информацию о работе океанологов и создают проекты по защите окружающей среды. Описание экспериментов, рассказы, стихи и загадки о морских обитателях, речевые игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Морские обитатели».

Социально-коммуникативное развитие

Продолжается работа по формированию правил столового этикета через беседы и сюжетно-ролевые игры, дети говорят о своей малой родине, закрепляют знания о , что способствует социально-коммуникативному развитию детей.

Познавательное развитие

В области познавательного развития запланированы просмотры презентаций по теме, внесение рабочей тетради «Морские обитатели», игры на закрепление знаний цифр первого десятка и т.д. Дети собирают коллекцию ракушек и узнают о том, как и кто изучает подводный мир.

Речевое развитие

Для речевого развития взрослый подбирает игры, направленные на формирование умения составлять предложения, находить заданный звук в слове. Старшие дошкольники пересказывают народные сказки и вспоминают произведения литературы, в которых встречаются обитатели моря.

Художественно-эстетическое развитие

Расширяя представления детей о маскировке животных, воспитатель вовлекает их в изготовление игры «Кто умеет прятаться». Для украшения группы дети изготавливают модуль «Красивые рыбы» и рисуют по мокрому цветному песку. Всё это позволяет решать задачи художественно-эстетического развития дошкольников.

Физическое развитие

Педагог знакомит детей с чувашской народной игрой «Хищник в море», в которой происходит закрепление знаний о морских обитателях, вносит атрибуты к игре «Поймай рыбку». Беседа о пользе морского воздуха так же способствует физическому развитию детей старшей группы.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ воспитателя о Чёрном море. Рассматривание Чёрного моря на карте. Цель: выяснить, что в некоторых местах граница России проходит по Чёрному морю. Просмотр презентации «Морские рыбы». Цель: выяснить, как рыбы приспособились жить в воде. Игра «Размытое письмо». Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений. Разрезные картинки по теме «Морские рыбы», настольные игры «Найди такую же рыбку», «Кто спрятался в рисунке». Цель: развивать внимание и наблюдательность. Физминутка «Морское путешествие». Цель: познакомить с игрой, разучить слова.
Про-гулка С.р.игра «Ресторан». Цель: закрепить правила столового этикета через игру. Внесение рабочей тетради «Морские обитатели». Цель: привлечь внимание детей к теме недели. Игра «Бросаемся слогами». Цель: вспомнить правила игры. Игра «Перевёртыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер. Народная игра «Краски». Цель: формировать умение прыгать на одной ноге, приземляясь на носок и полусогнутую ногу.
ОД
2 п.д. Игра «Угадай, какой знак?». Цели: развивать умение детей различать дорожные знаки, закреплять знания о правилах дорожного движения. Эксперимент «Окраска морской воды». Цель: выяснить, почему солёная вода не окрашивается. Чтение рассказов из серии «Расскажите детям о морских обитателях» И.Ф.Заянчковского. Цель: развивать интерес к чтению. Оригами + рисование фломастерами «Морские рыбы». Цель: привлечь детей к изготовлению модуля для группы. Рассказ воспитателя о том, чем полезен морской воздух. Цель: расширять знания детей о лечебных силах природы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Изготовление атрибутов к игре «Искатели» (карты подводного мира, журнал наблюдений и т.д.) Цель: привлечь детей к созданию игрового оборудования. Настольная игра «Умные крышки». Цель: закрепить знания цифр первого десятка. Домашняя заготовка «Рассказ о морской рыбе». Цель: способствовать развитию связной речи, умение чётко излагать свои мысли. Музыкальная дидактическая игра «Прохлопай ритмический рисунок». Цель: развивать музыкальный слух и внимание. Игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием. Цель: поощрять самостоятельность в выборе атрибутов.
Про-гулка Труд на огороде, наблюдение за произрастанием овощей . Цель: зафиксировать результаты в дневнике наблюдений. Рассказ воспитателя о медузах. Цель: познакомить детей с разнообразием морского мира. Составление описательных рассказов о морских обитателях. Цель: активизировать речь, обогащать речь эпитетами и сравнениями. Разные виды театра. Цель: развивать театральное мастерство и речь. П.и. «Медведь и пчёлы». Цель: формировать умение запрыгивать на возвышенность. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений.
ОД

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель:

Итоговое мероприятие:

Дата: 26.10.2015

День недели

Режим

Взаимодействие

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

УТРО:

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа на тему: «Моря бывают разные»

Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.

Дидактическая игра по развитию речи «Расскажи

сказку» Цель: Развитие речи

детей, умения составлять

рассказ по картинке (Катя К., Тигран).

Труд в уголке природы

Рыхление почвы у растений

Цель: Формирование умения самостоятельно ухаживать за комнатными растениями. Воспитание экологической культуры.

Внести пейзажные картины о воде (репродукции Айвазовского); карту России; познавательно-справочная литература: энциклопедии, иллюстрированные альбомы о морях.

Предложить родителям вместе с детьми сходить к морю и понаблюдать за ним.

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Ознакомление с окружающим) Тема: «Песня колокольчика». Цель: Познакомить с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руст и в других странах. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве и их свойствах.Дыбина стр.45

ОО»Художественно-эстетическое развитие» (Рисование )Тема: «Автобус с флажками едет по улице». Учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей. деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе. закреплять умение рисовать карандашами.

ОО»Художественно-эстетическое развитие»(Музыка) по плану муз. руководителя.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за природными явлениями

Цель: Продолжать закрепление знаний детей об окружающем мире, временах года, погоде и природных явлениях.

Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Развитие движений с подгруппой детей. Игровое упражнение «Добеги до флажка». Цель: совершенствовать технику бега.

Подвижная игра «Караси и щука» Цель: Совершенствовать основные движения – бег, прыжки. Развивать внимание и ловкость.

Игры с выносным материалом. Строительная игра «Строим канал». Цель: способствовать умению согласовать свои действия с действиями партнеров игры.

Работа перед сном

С. Сахаров «Морские сказки».

Вечер:

Прослушивание аудиозаписи «Шум моря».

Д/игра «Морское царство» -

Совершенствовать знания детей о подводном мире. Учить играть, соблюдая запрещающие и разрешающие правила.

Д/упражнение «Посчитай рыбок» - закрепить у детей порядковый счет (Рубен, Витя).

Работа с Палочками Кюизенера «Выложи по схеме» - развивать мелкую моторику.

Просмотр мультфильма «Подводная братва».

Сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели».

Настольные игры: «Собери картинку» (морские обитатели).

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры: «Мы - капельки», «Живой лабиринт».

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 27.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа на тему: «Всё о ракушках» поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Д/игра «Четвертый лишний» - закрепить знания детей о морских обитателях.

Д/упражнение «Найди звук А» - закрепить умение определять место звука А в слове (в начале, середине, конце) – Алина, Аня.

«Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше (Катя З., Рома)

Наблюдение в уголке природы «Какое растение нуждается в поливе?» Цель:

Формировать умение, устанавливать причины следственной связи между состоянием растения и условиями окружающей среды (листья высохли – недостаточно воды).

Внести энциклопедию «Живые организмы морей»; коллекцию ракушек для рассматривания.

Настольные игры по выбору детей, шнуровки.

Раскраски «Подводный мир».

Подготовить с детьми стенгазету «Любимое Черное море».

НОД

ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) Тема: «Образование числа 9». Цель: Учить считать в пределах 9 ; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов. выраженных соседними числами 8 и 9 . Закрепить представление о геометрических фигурах, развивать умение находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.. продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка) «Олешек» Учить создавать изображение по мотивам дымковской игрушки. Учить создавать фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение «Нахождение осенних примет». Цель: Развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).

Разучивание скороговорки «В озере - карп, а в море - краб» (Паша, Диана)

Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу.

С/р игра «Путешествие на подводной лодке». Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать воображение, выразительность речи детей.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа С. Воронина «Добрая раковина».

Вечер:

«Как сделать морскую воду» -

Выкладывание из счетных палочек «Рыбка» - развивать фантазию (Давид, Даша, Танай)

Проблемная ситуация «Что делать, чтобы вода в море была чистой?»

Игра с конструктором типа LEGO «Батискаф –подводная исследовательская станция» - развивать навыки работы с конструктором.

ПРОГУЛКА:

Подвижная игра «Кати в цель», «Догони мяч». Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа. Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 28.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа «Город у моря». Цель:

закрепить знание о нашем городе,

Уточнить и расширить знания о тружениках моря, о выполняемой работе судов, воспитывать у детей любовь к своему городу.

Вырезывание изображений рыб по шаблону. Закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру (Элина, Эмиль).

КГН за столом. Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные».

Разучить с детьми загадки об обитателях морей.

НОД

ОО «Речевое развитие» (Развитие речи ) Тема: Чтение стихов о поздней осени; Д/У «Заверши предложение». Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) По плану муз. руководителя

ОО «Физическое развитие» по плану физ.инструктора (« половина дня)

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за дождем. Расширять представления о предметах и явлениях природы, взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы через умение определять характер дождя – мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.

Развитие движений с подгруппой детей. Игровое упражнение «Мячики». Цель: совершенствовать пряжки с продвижением вперед.

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Цель: закреплять названия объектов природы (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы).

Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье

Игра малой подвижности

«Ручеек».

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение Г. Косова «Азбука подводного мира».

Вечер:

Проведение экспериментально-исследовательской деятельности:

«Соль – это кристаллы» - Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения.

Д/и « Найди пару» -упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух (Катя З., Игорь)

Просмотр мультфильма «Подводная братва» (продолжение).

Д/и «Кто живёт в подводном царстве? ». Цель: учить детей подбирать соответствующие картинки.

Предложить детям пластилин, природный материал (листики, елочные иголки, ракушки, перышки)для изготовления рыбок.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за природой после дождя. Подвести к понимаю того, что влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя. Обратить внимание на то, что взрослые не бояться дождя, они надевают плащи, укрываются зонтиками. Человек давно научился прикрываться от непогоды.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 29.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа «Наше Черное море» - познакомить детей с версиями возникновения названия «Черное море»;

продолжать формировать представления об обитателях Черного моря.

Просмотр презентации «Обитатели Черного моря»

Д/упражнение «Заштрихуй рыбок» - упражнять детей в умении штриховать в разных направлениях (Саша, Сережа).

«Сколько нас?»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов (Элина, Паша).

Д/и «Загадай, мы отгадаем». Цель: продолжать учить детей описывать по опорной таблице морских обитателей.

Слушание песни «Я люблю свой город Сочи».

Фотографии детей «Мы на море».

Выставка поделок из ракушек принесенными детьми.

Энциклопедии для рассматривания и чтения.

Посетить с детьми Сочинский океанариум, дельфинарий.

НОД

ОО "Познавательное развитие" (Экология) Тема: « Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме». Цель: Дать детям представление о том.что лес – это среда обитания диких животных. белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей от лета до зимы. Дыбина стр 129.

ОО Художественно – эстетическое развитие (Рисование) «Знакомство с искусством – рассматривание дымковской игрушки». Цель: Познакомить детей с одним из видов народно – прикладного искусства –дымковской глиняной игрушкой. Учить выделять элементы росписи, колорит, мотивы и композицию узора на изделии. Швайко стр. 46

ПРОГУЛКА:

Экскурсия к морю - расширить представления детей о море, о разных состояниях моря.

Проблемная ситуация «Что будет, если…»

Д/игра «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Д/упражнение «Кто где?» Цель: закрепить умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади (Денис, Радмир)

Трудовая деятельность – сбор морских камней (плоских) для изо. деятельности.

Удмурдская подвижная игра «Водяной»

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Игры с выносным оборудованием.

П/игра «Волшебная скакалка» Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать внимание, координацию движений.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворения Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Вечер:

Просмотр мультимедийной презентации «Кораллы животные или растения?»

Д/и «Что общее? ». Цель: Учить детей находить сходства в представителях фауны, развивать внимание, речь.

Игра «Построй по схеме»
Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы (Эдгар, Артем)

Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли».

Просмотр мультфильма «В поисках Немо».

Оформление альбома с фотографиями детей «Наше любимое Черное море».

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры: «Черное и белое». Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.

«Зайцы и собаки». Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Море. Морские обитатели»

Группа: старшая

Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях. Пополнение словарного запаса детей, за счет новых слов.

Итоговое мероприятие: выставка работ детей «Подводные жители Черного моря», «День Черного моря».

Дата: 30.10.2015

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие

с родителям (социальными партнерами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

УТРО:

социально-коммуникативное познавательное речевое художественно-эстетическое физическое развитие

Утренняя гимнастика (комплекс октябрь №)

Беседа «Знаешь ли ты морских обитателей?» - выявить у детей знания о подводном мире.

Д/игра « Птицы, звери, рыбы» - развивать мышление, речь, быстроту реакции; формировать умение точно выполнять правила игры.

Д/упражнение «Обведи по точкам и раскрась» (Ангелина, Рома)

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу (Игорь, Витя).

Рассказы детей о Черном море, составленными совместно с родителями, с использованием фотографий.

Игра «Где мы только не бывали, что мы только не видали» - развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

Игра – лото «Путешествие под водой» .

Трафареты морских обитателей, карандаши.

Схемы выкладывания морских обитателей из геометрических фигур.

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира».

НОД

ОО " Речевое развитие" (Художественная литература) Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой « Хаврошечка», помочь запомнить начальную фразу и концовку сказки.Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

ОО «Физическое развитие» - по плану руководителя.

ОО « Художественно -эстетическое» (Конструирование и ручной труд) Тема: «Самолеты» (строительный материал). Цель: Расширять представление детей о различных летательных аппаратах.их назначении.4 развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании из геометрических фигур по предложенной схеме и придумыванию своих моделей.

ПРОГУЛКА:

Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Разучить с детьми физ. минутку «Море»

Развитие движений.

Цель: отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с захлестом (Дима, Вероника).

Подвижные игры

«Мы - веселые ребята», «Затейники».

Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

Самостоятельная деятельность детей – учить играть самостоятельно, договариваться между собой, распределять роли.

Работа перед сном

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

Вечер:

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь.

Дид. игра «Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова (Диана, Аня)

Просмотр мультфильма «В поисках Немо» (продолжение)

Д/игра «Воздух, земля, вода».

Предложить материал для изготовления панно «Подводный мир» - клей, ножницы, цветная бумага, схема – оригами «Рыбка».

ПРОГУЛКА:

Подвижные игры: «Кто быстрее?». Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.

«Ручеек». Цель: закреплять умение двигаться парами.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.


Елена Мараховская

Программное содержание:

Формировать познавательный интерес к морским обитателям.

Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира.

Расширить словарный запас детей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: иллюстрации с морскими животными, синяя ткань, бумага, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Направо вода и налево вода,

Плывут здесь суда и туда и сюда,

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

Правильно, это море. Я хочу предложить вам совершить увлекательное морское путешествие. А отправляемся мы на великолепном корабле. Я буду капитаном, а вы мои помощники. Ну что готовы? Тогда в путь. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесём, сразу окажемся в морском царстве.

Под музыку звуки моря. Встаем в круг, беремся за руки, все вместе произносим слова.

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете? Ребята, посмотрите мимо нас проплывает какое-то морское животное. Кто это, угадайте?

Эта рыба ловко скачет,

Ловит обруч, ловит мячик.

Есть вопрос у нас один:

Как зовут её? (дельфин)

Воспитатель: Дельфины – не рыбы, а млекопитающие, живущие в воде. Они дышат воздухом и кормят детенышей своим молоком. Дельфины никогда не бросают друг друга в беде. Если они слышат звуки с берега, похожие на дельфиний крик о помощи – они выбрасываются на сушу, при этом погибая. Известно также много случаев, когда дельфины помогали человеку, выталкивая его наверх из воды и направляя в сторону берега.

Воспитатель : Ой, ребята, а это кто приближается к нашему кораблю?

Чёрный хвост мелькнул в воде.

Осторожно быть беде!

В море чуть не затянула

Нас зубастая … (акула)

Воспитатель: Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости.

Воспитатель: Ребята, давайте причалим к острову и немного отдохнём.

Игра «Море волнуется…»

Пока объясняются правила игры, дети водят руками по воде, делая волны.

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура, на месте замри!»

После фразы «Морская фигура на месте замри!» дети выполняют любую знакомую им фигуру (например, «звезда», «медуза» и т. д.)

Воспитатель:

Продолжаем путешествие, достанем бинокли и внимательно посмотрим, кто это плывёт?

Вдруг со дна гора всплыла,

Вверх корабль подняла.

Это в море так шалит,

Великан веселый. (кит)

Это самое крупное морское животное на планете. Тело стройное, сильно вытянутое. Окраска тела темно-серая с голубоватым оттенком, на голове несколько темнее, на боках и брюхе светлее. Кит занесен в Красную книгу России.

Воспитатель: Давайте оденем акваланги и погрузимся в глубины подводного царства. Ребята, а это что за странное животное?

Ты со мной уже знаком,

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я (осьминог).

У каждого из них 8 длинных щупалец, они очень гибкие. На каждой нижней части щупальца располагаются присоски. У осьминогов очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая. Обычная пища осьминогов это крабы, рыбы и другие морские животные, которых он захватывает присосками. Вы наблюдаете за их движениями. Они передвигаются очень быстро. Путешествуя по морю, осьминог осторожно и поочередно передвигает свои щупальца – ноги.

Воспитатель: В нашем подводном мире случилось настоящее бедствие: шторм на море, набежала большая волна. Нам нужно срочно подняться на корабль.

(Берём большой кусок ткани синего цвета, взялись за край и делаем волны. Вначале сильные волны. А потом всё тише и тише.)

Шторм успокоился. Путешествие наше подошло к концу. Пора нам возвращаться домой.

Воспитатель: Как прекрасен подводный мир! Вам понравилось наше путешествие? А чем понравилось? Каких морских обитателей мы встретили? А давайте, нарисуем подводный мир.

Самостоятельная деятельность детей.

Публикации по теме:

Море – это особая тема, которую можно обсуждать с каждым, и звучать она будет всегда по - разному. Кто и как понимает море? Это очень внутреннее.

Конспект «Почему в море вода солёная» (вторая младшая группа) Цель: Воспитание познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать.

Итоговое занятие в старшей группе «Капля за каплей будет море» Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание.

Конспект открытого нетрадиционного занятия по художественно – творческой деятельности детей на тему: Тема: "Море волнуется раз, море волнуется.

Все мы, дорогие коллеги, очень любим свою работу. Но, тем не менее, очередной отпуск встречаем с радостью. И как, всё-таки, здорово, что.