Краткая биография римский-корсаково самое главное. Основные даты жизни и творчества н


«Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает»

В. Жуковский

В фондах библиотеки ФГУ РГМЦ собраны издания, которые являются жемчужинами мировой музыкально-критической и научной мысли.

Особую уникальность представляют музыкально-научные работы русских музыкальных деятелей конца XIX - начала XX века. Можно говорить о том, что рубеж XIX–XX веков – это время становления русской музыкальной критической мысли, которое имело продолжение в создании науки музыковедения в России.

Ценность этих изданий, которые хранятся в фондах библиотеки, заключается ещё и в том, что на сегодняшний день сохранилось мало работ освещающих развитие русской музыкально-критической и научной мысли на рубеже XIX-XX веков. Многие работы не переиздавались с момента первой публикации в силу различных обстоятельств, другие — воспроизводились с неточностями, сокращениями и нуждаются в научной переработке и сравнении с первоисточником.

Нужно отметить, что отечественная музыкальная наука того времени ставила перед собой новаторские задачи, решение которых приводит к появлению ряда оригинальных теоретических и исторических концепций, оказывающих заметное влияние на развитие не только российской, но и мировой музыкальной мысли. Это и высказывания выдающихся русских композиторов, и разработки отдельных музыкально-теоретических дисциплин, и работа по собиранию и изучению народного творчества, и исследования в области истории русской классической музыки. Также велись активные споры о дальнейшем пути развития классики, результатами которых становились многие научные работы. Большое внимание уделялось рецензированию концертов, написанию критических отзывов в газеты и журналы. Огромное значение для изучения эпохи, композиторского стиля и концертной жизни имеют эпистолярные издания – переписка композиторов и мемуары.

Одним из ярких представителей плеяды русских деятелей, который не нуждается в представлении с позиции отечественной музыкальной науки и музыкального образования XIX столетия, является Н.А. Римский-Корсаков.

Библиотека ФГУ РГМЦ хранит издания разных лет Н.А. Римского-Корсакова.

Например, уникальным экземпляром в фонде библиотеки является литографическое издание «Учебника гармонии» 1885 года. Про это издание Римский-Корсаков так пишет в своих мемуарах «Летописи моей музыкальной жизни»: «Сидя в Таицах, я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым и изданным литографским способом с помощью моего помощника по библиотеке капеллы певчего Г.В. Иваницкого, переписывавшего учебник литографскими чернилами» («Летопись моей музыкальной жизни» Глава XIX 1883–1886 гг.).

«Учебник гармонии» (литографическое издание 1884-1885) – первый учебник по гармонии в России (наряду с учебником Чайковского). В 1886 году был переработан в “Практический учебник гармонии”. Он неоднократно переиздавался вплоть до наших дней. В библиотеке присутствуют с 17-го по 19-е издания учебника.

Интересен момент возникновения замысла создания учебника: «Взяв на себя, после вышедшего из капеллы престарелого Гунке, класс гармонии, я крайне заинтересовался преподаванием этого предмета. Система Чайковского, учебника которого я держался при частных уроках, меня не удовлетворяла. Постоянно беседуя с Анатолием {Лядовым} об этом предмете, я познакомился с его системой и приёмами преподавания и задумал написать учебник гармонии по совершенно новой системе в смысле педагогических приёмов и последовательности изложения. В сущности, система Лядова выросла из системы его профессора Ю.И. Иогансена. Моя — из лядовской. В основу гармонии брались 4 гаммы: мажорная и минорная — натуральные, и мажорная и минорная — гармонические.<…>. До начала лета я лишь обдумывал, но не писал своего учебника и пробовал педагогические приёмы гармонии на учениках капеллы со значительным успехом» - Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» (Глава XVIII 1883 год).


Н.А. Римский-Корсаков. Учебник гармонии

В России этот учебник положил начало учению о гармонии. Появление этого учебника не было случайным, оно является закономерным этапом в развитии музыкальной науки в России. Так И. Рыжкин отмечает, что “потребность русской общественной действительности середины XIX века в систематической подготовке кадров музыкантов-профессионалов, привела к созданию первых русских консерваторий, что, в свою очередь, вызвало к жизни учебники гармонии Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского”.

Этот учебник в своё время получил большое распространение в России и значительную популярность за рубежом. Крупным научным достижением учебника оказалась теория родства (сродства) тональностей: "Близкими строями, или находящимися в 1-й степени сродства к данному строю, считаются 6 строев, которых тонические трезвучия заключаются в данном строе" (H.A. Pимский-Корсаков, Практический учебник гармонии). Это обобщение, по своему существу функциональное, оказало влияние на мировую музыкальную науку.

Интересным моментом этого учебника является то, что в нём не употребляется термин «тональность» - «И это в эпоху заката тональности!» - отмечает Ю. Холопов. В России термин "тональность" не был употребителен даже ещё в конце XIX века. "Тональность" заняла своё место после книги Танеева "Подвижной контрапункт строгого письма" (окончена в 1906 г.).

Римский-Корсаков писал: "Гармония и контрапункт, представляя великое множество сочетаний большого разнообразия и сложности, несомненно, имеют свои пределы, переступая которые мы попадаем в область дисгармонии и какофонии, в область случайностей, как одновременных, так и последовательных" (Н.А. Римский-Корсаков, О слуховых заблуждениях, Полн. собр. соч., т. II, М., 1963).


Н.А. Римский-Корсаков. Практический учебник гармонии (издание №18)

Музыкально-теоретические мысли Римского-Корсакова были тесно связаны с его педагогической деятельностью. Более чем за 30-летний стаж ( —) преподавания в Санкт-Петербургской консерватории на должности профессора кафедры теории композиции и инструментовки, Римский-Корсаков создал не только первые учебные программы и учебник по гармонии , но также и учебник по теории композиции, «Основы оркестровки», и написал ряд научных статей, не потерявших актуальности до наших дней.

Нужно также вспомнить, что Римский-Корсаков за годы работы в консерватории воспитал свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников — А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, M.M. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, H.Н. Черепнин, А.Т. Гречанинов, В.А. Золотарёв, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.Ф. Гнесин, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский и многие другие.

Автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876—1906, изданная в 1909) - ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. (в фонде библиотеке храниться второе издание 1910 года, СПб, исправленное и дополненное, под редакцией В.Н. Римского-Корсакова).

"Летопись моей музыкальной жизни" - выдающееся явление в мировой мемуарной музыкальной литературе и по своему содержанию, характеру, историческому значению занимает в ней особое место.


Н.А. Римский-Корсаков. Книги

В книге композитора рассказана история создания его сочинений, охарактеризованы современники и музыкальная жизнь почти за полувековой период. Мемуары написаны очень интересно, живо и с юмором. Например, так он описывал творческие встречи с Бородиным, который, как известно, совмещал деятельность химика и композитора: «Докончив работу, он уходил со мной к себе на квартиру, и мы принимались за музыкальные действия или беседы, среди которых он вскакивал, бегал снова в лабораторию, чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо, оглашая коридор какими-нибудь невероятными секвенциями из последовательностей нон или септим, затем возвращался, и мы продолжали начатую музыку или прерванный разговор» (Глава VI 1865-1866).

Заканчивается «Летопись…» такими словами: «С приезда в Петербург, быть может, осуществится давно желанная мною мысль писать дневник. Продлится ль долго он, кто знает?.. . «Летопись…» была завершена 22 августа 1906 года, т.е. за два года до кончины композитора.

Огромное значение для музыкальной науки имеют и другие работы Римского-Корсакова, которые находятся в фонде библиотеки, такие как «Музыкальные статьи и заметки», под редакцией H.H. Римской-Корсаковой, вступ. статья М.Ф. Гнесина, СПб, 1911; «Основы оркестровки», под редакцией М.О. Штейнберга, в котором дана классификация инструментов симфонического оркестра, подробно описаны устройства и аппликатура инструментов, а также их акустические особенности; Полное собрание сочинений, Литературные произведения и переписка, (M., 1955—70), где собраны все музыкально-критические статьи Римского-Корсакова.


Н.А. Римский-Корсаков. Книги

Завершу данный очерк словами Римского-Корсакова: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подробна, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит её интерес».

Публикацию подготовила музыковед Анна Маркова

Произведения Римского-Корсакова характеризуются изобразительностью, им присуща особая чистота лирики. Все они связаны со сказочным миром, с бытом народа, с природой России. Немаловажным является и представление в них восточных образов.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: детские годы

Будущий композитор родился в Тихвине в марте 1844 года. Его отец был выходцем из знатного дворянского рода. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при все его предки занимали важные посты в администрации или в армии. Музыкой Ника (так называли мальчика родные) начал заниматься с шести лет. Но скучные учителя не смогли привить ребенку любовь к предмету.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: отъезд в Петербург

В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в северную столицу и определил в морской корпус кадетом. Сбылась его детская мечта. Занимался мальчик с усердием, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра - все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело, чем очень был недоволен старший брат Николая. К тому же юноша в 1861 году вступил в балакиревский кружок. Римский-Корсаков был очень рад, что увлеченные музыкой люди приняли его как равного. В этот же период Николай переживает тяжелую утрату - смерть отца. Через год Римский-Корсаков отправился в плавание вокруг света. Во время путешествия он написал только одно Анданте для симфонии.

Римский-Корсаков. Биография: 1865-1882 годы

После возвращения на родину он с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет ее в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Эта «музыкальная картина» принесла ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много волнующих событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в консерватории, в этом же году Надежда Пургольд стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Члены кружка этого усердия не поняли.

Они предупреждали, что технически совершенные произведения окажутся на порядок ниже тех, что написаны душой. Так и произошло. Третья симфония, исполненная в 1876 году, была принята публикой и прессой довольно сдержанно. И вот, наконец, к композитору пришло долгожданное вдохновение: очень быстро он написал оперу «Майская ночь». Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом.

Римский-Корсаков. Биография: 1894-1902 годы

В этот период композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством». Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато не было конца овациям, когда в на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Краткая биография Римского-Корсакова: последние годы

Совмещение композиторской и педагогической деятельности не могло не сказаться на здоровье Николая Андреевича. Однако это не помешало ему написать свое самое новаторское произведение - оперу «Кащей Бессмертный». Далее было потрясение «кровавым воскресеньем» 1905 года. Студенты на сходке требовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. За ним, выражая таким образом протест, из консерватории ушли еще многие профессора. С тех пор мысль о написании такой оперы, в которой можно было бы изобличить царизм, не оставляла Римского-Корсакова. В 1906 году он начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера все-таки была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882).

Обращение к русскому музыкальному фольклору , так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь » (1879) и «Снегурочка » (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение.

Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями : «Сказка » (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио » (1887) и «Шехеразада » (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу » (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством » (1895), «Садко » (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога » и «Царская невеста » (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане » (1900), «Сервилия » (1901), «Пан воевода » (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже » (1904) и «Золотой петушок » (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике . В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством.

Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный » (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря » и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

Е. Гордеева

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова - явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории - от крестьянской реформы до периода между революциями. Одной из первых работ молодого музыканта была инструментовка только что оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского, последняя большая работа мастера, «Золотой петушок», относится к 1906–1907 годам: опера сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза» Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка» (1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского, два - от композиторского дебюта Прокофьева.

Таким образом, творчество Римского-Корсакова уже чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки - Даргомыжского и XX веком. Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя многое из опыта москвичей - Чайковского, Танеева, композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых художественных веяний, отечественных и зарубежных.

Всеобъемлющий, систематизирующий характер присущ любому направлению работы Римского-Корсакова - композитора, педагога, теоретика, дирижера, редактора. Его жизненная деятельность в целом - сложный мир, который хотелось бы назвать «космосом Римского-Корсакова». Цель же этой деятельности - собирание, фокусирование основных черт национального музыкального и, шире, художественного сознания, а в конечном итоге - воссоздание цельного образа русского миропонимания (конечно, в личностном, «корсаковском» его преломлении). Это собирание нерасторжимо связано с личностной, авторской эволюцией, так же как процесс обучения, воспитания - не только непосредственных учеников, но и всей музыкальной среды - с самообучением, самовоспитанием.

А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, говоря о постоянно обновляющемся многообразии разрешаемых Римским-Корсаковым задач, удачно охарактеризовал жизнь художника как «фугообразное сплетение нитей». Он же, размышляя о том, что заставляло гениального музыканта отдавать непомерно большую часть времени и сил «побочным» видам просветительского труда, указал на «отчетливое сознание своего долга перед русской музыкой и музыкантами». «Служение » - ключевое слово в жизни Римского-Корсакова, так же как «исповедь» - в жизни Мусоргского.

Считается, что русская музыка второй половины XIX века отчетливо тяготеет к усвоению современных ей достижений других искусств, в особенности литературы: отсюда предпочтение «словесных» жанров (от романса, песни до оперы, венца творческих устремлений всех композиторов поколения 1860-х), а в инструментальных - широкое развитие принципа программности. Однако ныне становится все более очевидным, что картина мира, созданная отечественной классической музыкой, совсем не тождественна таковым в литературе, живописи или архитектуре. Особенности роста русской композиторской школы связаны и со спецификой музыки как вида искусства и с особым положением музыки в отечественной культуре XX столетия, с ее особыми задачами в осмыслении жизни.

Историко-культурная ситуация в России предопределяла колоссальный разрыв между народом, который, по словам Глинки, «создает музыку», и теми, кто хотел ее «аранжировать». Разрыв был глубоко, трагически необратим, и последствия его сказываются до сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, многослойность совокупного слухового опыта русских людей содержала в себе неисчерпаемые возможности для движения и роста искусства. Быть может, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка - интонация есть самое органичное выявление индивидуально-человеческого и этнического, концентрированное выражение духовного опыта народа. «Многоукладность» национальной интонационной среды в России середины позапрошлого века - одна из предпосылок новаторства русской профессиональной музыкальной школы. Собирание в едином фокусе разнонаправленных тенденций - условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей западноевропейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники, - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. В этот период она окончательно выходит из-под власти прикладных функций и становится миросозерцанием в звуках.

Часто рассуждая о шестидесятничестве Мусоргского, Балакирева, Бородина, мы как бы забываем о принадлежности той же эпохе Римского-Корсакова. Между тем трудно найти художника, более верного самым высоким и чистым идеалам своего времени.

Знавшие Римского-Корсакова позднее - в 80-е, 90-е, 1900-е годы - не уставали удивляться тому, как жестко он прозаизировал себя и свой труд. Отсюда нередкие суждения о «сухости» его натуры, его «академизме», «рационализме» и т.д. На самом деле это типичное шестидесятничество в сочетании с характерным для русского художника избеганием излишней патетики применительно к собственной личности. Один из учеников Римского-Корсакова, М. Ф. Гнесин высказал мысль, что художник в постоянной борьбе с собой и с окружающими, со вкусами своей эпохи временами как бы ожесточался, становился в некоторых своих высказываниях уже и ниже себя. Это обязательно надо иметь в виду при истолковании высказываний композитора. Еще большего внимания заслуживает, по-видимому, замечание другого ученика Римского-Корсакова, А. В. Оссовского: строгость, придирчивость самоанализа, самоконтроля, неизменно сопровождавшие путь художника, были таковы, что человек меньшей одаренности просто не выдержал бы тех «ломок», тех экспериментов, которые он постоянно ставил на себе самом: автор «Псковитянки», как школьник, садится за задачи по гармонии, автор «Снегурочки» не пропускает ни одного представления вагнеровских опер, автор «Садко» пишет «Моцарта и Сальери», профессор-академист создает «Кащея» и т. д. И это тоже шло у Римского-Корсакова не только от натуры, но и от эпохи.

Общественная активность его всегда была очень высокой, а деятельность отличалась полным бескорыстием и безраздельной преданностью идее общественного долга. Но, в отличие от Мусоргского, Римский-Корсаков - не «народник» в специфическом, историческом значении этого термина. В проблеме народа он всегда, начиная с «Псковитянки» и поэмы «Садко», видел не столько историческое и социальное, сколько неделимое и вечное. По сравнению с документами Чайковского или Мусоргского в письмах Римского-Корсакова, в его «Летописи» немного признаний в любви к народу и к России, но как художнику ему было свойственно колоссальное чувство национального достоинства, и в мессианстве русского искусства, в частности музыки, он был уверен отнюдь не менее Мусоргского.

Всем кучкистам была свойственна такая черта шестидесятничества, как бесконечная пытливость к явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского-Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере на природе, понимаемой как единство стихии и человека, и на искусстве как высшем воплощении такого единства. Подобно Мусоргскому и Бородину, он неуклонно стремился к «позитивному», «положительному» знанию о мире. В своем стремлении самым тщательным образом проштудировать все области музыкальной науки он исходил из положения - в которое (как и Мусоргский) верил очень твердо, иногда до наивности, - что в искусстве существуют столь же объективные, универсальные, как в науке, законы (нормы) а не только вкусовые пристрастия.

В результате эстетико-теоретическая деятельность Римского-Корсакова обняла почти все области знания о музыке и сложилась в законченную систему. Ее компоненты: учение о гармонии, учение об инструментовке (оба в виде больших теоретических трудов), эстетика и форма (заметки 1890-х годов, критические статьи), фольклор (сборники обработок народных песен и примеры творческого осмысления народных мотивов в сочинениях), учение о ладе (большая теоретическая работа о старинных ладах была уничтожена автором, но сохранился краткий ее вариант, а также примеры трактовки старинных ладов в обработках церковных роспевов), полифония (соображения, высказанные в письмах, в разговорах с Ястребцевым и т.д., а также творческие примеры), музыкальное образование и организация музыкального быта (статьи, а главным образом просветительская и педагогическая деятельность). Во всех этих областях Римский-Корсаков высказал смелые идеи, новизна которых нередко затушевана строгой, лаконичной формой изложения.

«Создатель „Псковитянки“ и „Золотого петушка“ не был ретроградом. Он был новатором, но таким, которым стремился к классической завершенности и соразмерности музыкальных элементов» (Цуккерман В. А.). По Римскому-Корсакову, возможно любое новое в любой области при условиях генетической связи с прошлым, логичности, смысловой обусловленности, архитектонической организованности. Таково его учение о функциональности гармонии, в котором логические функции могут быть представлены созвучиями самых разных структур; таково его учение об инструментовке, открывающееся фразой: «В оркестре нет дурных звучностей». Необычайно прогрессивна предложенная им система музыкального образования, в которой модус обучения связан прежде всего с характером одаренности ученика и доступностью тех или иных способов живого музицирования.

Эпиграфом к своей книге об учителе М. Ф. Гнесин поставил фразу из письма Римского-Корсакова к матери: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай». Эта как бы случайная фраза юного кадета Морского корпуса замечательно характеризует позицию Римского-Корсакова - художника в будущем. Быть может, подходит к его личности и евангельская притча о двух посланных, один из которых сразу сказал «пойду» - и не пошел, а другой сначала сказал «не пойду» - и пошел (Матф., XXI, 28-31).

В самом деле, на протяжении творческого пути Римского-Корсакова замечается немало противоречий между «словами» и «делом». Например, никто так яростно не ругал кучкизм и его недостатки (достаточно вспомнить восклицание из письма к Крутикову: «О, русские композито ры - ударение Стасова, - своим необразованием обязанные самим себе!», целый ряд обидных высказываний в «Летописи» о Мусоргском, о Балакиреве и т. д.), - и никто не был столь последователен в отстаивании, защите основных эстетических принципов кучкизма и всех его творческих достижений: в 1907 году, за несколько месяцев до смерти, Римский-Корсаков называл себя «убежденнейшим кучкистом». Мало кто столь критично относился к «новым временам» вообще и к принципиально новым явлениям музыкальной культуры на рубеже веков и в начале XX столетия - и вместе с тем так глубоко и полно ответил духовным запросам новой эпохи («Кащей», «Китеж», «Золотой петушок» и другое в позднем творчестве композитора). Римский-Корсаков в 80-х - начале 90-х годов подчас очень жестко отзывался о Чайковском и его направлении - и он же постоянно учился у своего антипода: творчество Римского-Корсакова, его педагогическая деятельность, несомненно, являлись главным связующим звеном между петербургской и московской школами. Еще сокрушительнее корсаковская критика Вагнера и его оперной реформы, а между тем он среди русских музыкантов наиболее глубоко воспринял идеи Вагнера и творчески на них ответил. Наконец, никто из русских музыкантов с таким постоянством не подчеркивал на словах свой религиозный агностицизм, и мало кто сумел в творчестве создать столь глубокие образы народной веры.

Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. В главе из «Летописи», посвященной «Снегурочке», он формулировал свой творческий процесс следующим образом: «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества и природы и брал напетое ими и подсказанное в основу своего творчества». Внимание художника в наибольшей степени сосредоточивалось на великих явлениях космоса - небо, море, солнце, звезды и на великих явлениях в жизни людей - рождение, любовь, смерть. Этому соответствует вся эстетическая терминология Римского-Корсакова, в особенности его любимое слово - «созерцание ». Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания - «жизнь человеческого духа и природы, выраженная в их взаимных отношениях ». Вместе с единством человеческого духа и природы художник утверждает единство содержания всех видов искусства (в этом смысле его собственное творчество безусловно синкретично, хотя и на иных основаниях, нежели, например, творчество Мусоргского, тоже утверждавшего, что искусства разнятся между собой лишь в материале, но не в задачах и целях). Девизом ко всему творчеству Римского-Корсакова можно было бы поставить его собственные слова: «Представление прекрасного есть представление бесконечной сложности». При этом ему не был чужд и любимый термин раннего кучкизма - «художественная правда», он протестовал лишь против суженного, догматического его понимания.

Особенности эстетики Римского-Корсакова обусловили расхождение его творчества с общественными вкусами. По отношению к нему столь же правомерно говорить о непонятости, как и по отношению к Мусоргскому. Мусоргский больше, чем Римский-Корсаков, соответствовал своей эпохе по типу дарования, по направленности интересов (обобщенно говоря, история народа и психология личности), однако радикализм его решений оказывался не по плечу современникам. У Римского-Корсакова непонятость носила не столь острый, но не менее глубокий характер.

Жизнь его была как будто очень счастлива: прекрасная семья, отличное воспитание, увлекательное кругосветное путешествие, блестящий успех первых сочинений, необычайно удачно сложившаяся личная жизнь, возможность целиком посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее уважение и радость видеть рост вокруг себя талантливых учеников. Тем не менее, начиная со второй оперы и вплоть до конца 90-х годов, Римский-Корсаков постоянно сталкивался с непониманием и «своих» и «чужих». Кучкисты считали его композитором не оперным, не владеющим драматургией и вокальным письмом. Долго бытовало мнение об отсутствии у него самобытного мелодизма. За Римским-Корсаковым признавали мастерство, особенно в области оркестра, - но не более того. Это затянувшееся недоразумение было по сути основной причиной тяжелого кризиса, пережитого композитором в период после смерти Бородина и окончательного распада Могучей кучки как творческого направления. И только с конца 90-х годов искусство Римского-Корсакова становится все более созвучным эпохе и встречает признание и понимание в среде новой русской интеллигенции.

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Глинки - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-ти летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником - химиком и начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков , которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 - директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием - сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32).

Похороны Римского-Корсакова. Похоронная процессия на Вознесенском проспекте
В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по Мею, 1898).

Во время революционых событий 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы - дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Семья

  • Жена (с 30 июня 1872, Санкт-Петербург) - Надежда Николаевна Пургольд (1848-1919) - пианистка, композитор, музыковед.
  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873-1951) - зоолог-энтомолог, лесовод. Женат дважды:
  • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871-1953).
  • Наталья Михайловна (1900-1901).
  • Георгий Михайлович (1901-1965) - музыковед, композитор, акустик.
  • Вера Михайловна (1903-1973) - библиограф.
  • Елена Михайловна (1905-1992) - преподаватель иностранных языков.
  • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884-1929).
  • Игорь Михайлович (1911-1927).
  • Ольга Михайловна (1914-1987) - кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна (1875-1943) - певица. Замужем за Владимиром Петровичем Троицким (1876-около 1926).
  • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904-1989) - автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые».
  • Людмила Владимировна (?-1942).
  • Андрей Николаевич (1878-1940) - музыковед, редактор, доктор философии. Был женат на ученице отца, композиторе, критике и публицисте Юлии Лазаревне Вейсберг (1879-1942), погибшей вместе с сыном Всеволодом во время блокады.
  • Всеволод Андреевич (1915-1942) - филолог, переводчик.
  • Владимир Николаевич (1882-1970) - титулярный советник, альтист Мариинского театра. Женат на Ольге Артемьевне Гиляновой (1887-1956).
  • Андрей Владимирович (1910-2002) - физик-акустик, доктор физико-математических наук.
  • Татьяна Владимировна (1915-2006) - архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде - Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884-1971). Замужем за композитором, дирижёром и педагогом Максимилианом Осеевичем Штейнбергом (1883-1946).
  • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914-1987) - филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888-1893).
  • Святослав Николаевич (1889-1890).

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония №2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада
  • Испанское каприччио (англ. Capriccio Espagnol)
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Романсы

:
1. Звонче жаворонка пенье (Слова А. К. Толстого)
2. Не ветер, вея с высоты (Слова А. К. Толстого)
3. Свеж и душист твой роскошный венок (Слова А. Фета)
4. То было раннею весной (Слова А. К. Толстого)

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • сборники русских народных песен для голоса с фортепиано (40 и 100 песен)

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

О творчестве композитора

Музыковед Абрам Гозенпуд в 2002 году в интервью «Петербургскому театральному журналу» процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:

Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова , который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас - это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, - политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков . Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, - это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал».

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года - квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой - Миллионная улица, 6;
  • 1867 - 09.1871 года - доходный дом Аренс - 7-я линия Васильевского Острова, 4;
  • 09.1871 - 1872 - доходный дом Зарембы - Пантелеймоновская улица (ныне - улица Пестеля), 11, кв. 9;
  • 1872 - осень 1873 года - дом Морозовых - Шпалерная улица, 4;
  • осень 1873-1883 - доходный дом Кононова - Фурштатская улица, 33, кв. 9;
  • 1883-1889 - Владимирский проспект, 18, кв. 5;
  • 1889 - 19.09.1893 года - дом Капеллы - набережная реки Мойки, 20;
  • 19.09.1893 - 21.06.1908 года - дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой - Загородный проспект, 28, кв. 39.

Память

Памятник Н.А.Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

Памятники. Музеи. Учреждения

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области.
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Министерство культуры РФ. № 7810110000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Министерство культуры РФ. № 7810522000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Министерство культуры РФ. № 4710152000 // Сайт «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Проверено
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил

Топонимы

Россия

  • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Улица Римского-Корсакова в Москве.
  • Римского-Корсакова в посёлке Фрунзевец (Апрелевка, Наро-Фоминский район, Московская область).
  • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
  • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
  • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
  • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.

Украина

  • Улица Римского-Корсакова - улица в Донецке.
  • Улица Римского-Корсакова - улица в Сумах.

Казахстан

  • Улица Римского-Корсакова - улица в Алматы.

Другое

В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя - Римский-Корсаков .
Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.