Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова. Ковер-самолет


Виктор Васнецов.Ковер-самолет.
1880. Холст, масло. 165 x 297. Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

«Ковер-самолет» — самая первая сказочная картина Васнецова, написаннная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.

Эту картину заказал Васнецову Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, который способствовал единению талантливых людей в творческий художественный союз, получившего название Абрамцевского кружка. Будучи председателем правления строящейся Донецкой железной дороги, он заказал художнику три полотна, которые должны были украсить помещение кабинета правления картинами, служащими как бы сказочными иллюстрациями к пробуждению новой железной дороги богатого Донецкого края. Одной из тем картин стал «Ковер-самолет» — сказочно быстрое средство передвижения.

«Путем расспросов и разговоров разузнав, о чем я мечтаю, — рассказывал впоследствии художник, — Савва Иванович предложил мне, якобы для стен правления будущей дороги, просто написать то, что мне хотелось». Правление не согласилось иметь у себя картины, посчитав их неуместными для служебного помещения, и тогда Мамонтов два полотна купил сам — «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства», а его брат приобрел «Битву скифов со славянами».

«Ковер-самолет» был показан на VIII выставке передвижников, вызвав бурю журнально-газетных и зрительских споров. Никто из ведущих передвижников не выслушивал столь полярных, зачастую исходящих из одного и того же круга, мнений в отношении своих работ. Нельзя сказать, чтобы Виктор Михайлович был равнодушен и к популярности, и к критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи».

Позднее Васнецов вновь обращается к этому сюжету при работе над своей «Поэмой семи сказок». Здесь изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др.) Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга.

В «Поэмой семи сказок» входят семь картин: Спящая царевна, Баба Яга, Царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, Царевна-Несмеяна, Сивка Бурка, Ковер-самолет. Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.

Ковры-самолёты известны в литературе почти с библейских времён. Хотя идея преобладала в литературе Ближнего Востока, популярность сказок «Тысячи и одной ночи» перенесла её в западную цивилизацию. В разных вариантах ковер-самолет встречается и в русских сказках.

русская сказка

История создания картины «Ковер-самолет» весьма интересна и курьезна. Известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе как о художнике Виктору Васнецову, нарисовать картины на тему полёта и волшебного перемещения. Так появился ряд полотен под названием «Ковер-самолет». Савва Иванович планировал разместить эти произведения искусства в кабинете председателя Донецкой каменноугольной железной дороги. Но у председателя было свое мнение по поводу картин: он счел, что полотна со сказочными сюжетами не вписываются в рабочую атмосферу кабинетов. Вот так и вышло, что картины пополнили личную коллекцию Саввы Ивановича Мамонтова.

На полотне мы видим гордого Ивана-Царевича, который победоносно возвращается с очередного задания самодура-царя. Ему велено раздобыть Жар-птицу, что герой с честью и сделал. Как и подобает русским героям, Иван-Царевич одет в национальный праздничный костюм. Он гордо и уверенно стоит на ковре-самолете, держа золотую клетку с Жар-птицей в левой руке.

Ощущение полета художник показывает зрителю развевающимся ковром, который подобен огромным крыльям волшебной птицы. Как в противовес Виктор Васнецов добавляет в нижней левый угол картины живых птиц. Глядя на картину, мы ощущаем полет конечно же ещё благодаря пейзажу, который мы видим в перспективе под ковром. Всё окутано туманом и вечерней дымкой: извилистая река, деревья и опушки. В речной глади отражаются последние лучи заката, а на небе, между птицами и ковром, через облака скромно выглядывает месяц.

Васнецову несомненно удалось передать давнюю, сказочную мечту человечества о полете. Несмотря на то, что это полотно молодого тогда ещё художника, в ней уже видна кисть мастера и профессионала.

Год написания картины: 1880.

Размеры картины: 165 х 297 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка»

Описание картины Виктора Васнецова «Богатыри»

Описание картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

«Ковер-самолет» - знаменитая картина Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), написанная в 1880 году, холст, масло, 165 х 297. В настоящее время картина находится в Нижегородском государственном художественном музее. Известно, что это вторая картина Васнецова, в которой он обратился к сказкам и мифам. Первой картиной была «Витязь на распутье». Впоследствии художник создал немало картин, которые изображают различные сцены из сказок, мифов и легенд, и все они по-своему прекрасны и наполнены особым поэтическим языком художника.

Виктор Васнецов. Ковер-самолет

История создания «Ковра-самолета» началась с того, что известный промышленник и меценат того времени Савва Иванович Мамонтов заказал Васнецову картину на данную тематику, которая была необходима для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги. Вместе они решили, что картина должна выражать некое свободное и лёгкое движение и при этом должна обращаться к историческим корням, выражать древние традиции и культуру. Поле написания, правление железной дороги не согласилось украсить кабинет картиной настолько сказочной тематики, и её тут же приобрёл сам Савва Мамонтов.

Предания, легенды или мифологические сказания о ковре-самолёте пришли в русскую культуру с Ближнего Востока, однако так сильно полюбились на Руси, что быстро вошли во многие народные сказки. На картине мы видим летящий ковёр, на котором уверенно стоит герой сказки - Иван Царевич. В руках у него большая клетка, в которой находится Жар-Птица.

По своему настроению картина очень спокойная и размеренная. В предрассветных сумерках можно увидеть бескрайние русские просторы. Немного унылые краски пейзажа, которые, вместе с совами, являются символом опасных мест, где Ивану пришлось бы туго, не будь у него летающего ковра, подаренного Бабой-Ягой, ещё больше подчёркивают яркость и цветастость центрального сюжета картины.

Розовые оттенки, которыми украсило небо восходящее Солнце, символически указывают на победу героя сказки, который преодолел все трудности, смог спастись от погони и выполнил поручение - поймал Жар-птицу, которая повадилась воровать яблоки в царском саду.

Виктор Михайлович Васнецо́в (3 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

В.Васнецов приступил к работе над сказочной картине сразу же, после окончания работы над известной картиной его «После побоища Игоря Святославича с половцами». Художнику заказал эту картину Савва Иванович Мамонтов, промышленник и меценат, который объединял русских художников и талантливых людей в союз, известный под названием Абрамцевский кружок. Именно он заказал Васнецову три полотна для того, чтобы украсить кабинет правления Донецкой железной дороги, где он был председателем. Тема «ковер-самолет» была выбрана не случайно и служила сказочной иллюстрацией к развитию новой железной дороги Донецкого края. Ведь ковер-самолет, это прежде всего, средство передвижения. Написанные картины впоследствии посчитали неуместными для служебного заведения, после чего С.И.Мамонтов приобрел у автора две из них - «три царевны подземного царства» и «ковер-самолет». Третью картину «Битва скифов со славянами» купил его брат.

В своей картине художник высказывает давнюю мечту русского народа о свободном полете. Как бы из детства в чудесном полете Васнецов изобразил парящий как птица, ковер-самолет. На нем изображен нарядно одетый герой-победитель, который гордо держит клетку с жар-птицей, излучающий неземной свет. О блестящих способностях начинающего художника говорят яркие тона картины. Перед зрителями Васнецов предстал, как великолепный мастер тонкого пейзажа-настроения. Лирические чувства навевают отражающиеся в реке прибрежные кусты, легкий свет месяца и туман. Выставленная впервые автором картина «ковер-самолет», вызвала бурю зрительских и журнально-газетных споров. Навряд ли еще кто-то из передвижников выслушивал столь разные мнения в отношении своих работ. Конечно, Виктор Михайлович не был абсолютно равнодушен и к критике и к популярности. Но внутренняя сила, которая была присуща автору, как бы возвышала его и над хулой и над хвалой. Автора картины не случайно называли настоящим богатырем в русской живописи. Позже Васнецов еще раз обратится к этому сюжету, работая над «поэмой из семи сказок».

С библейских времен ковры-самолеты встречаются в литературе, хотя корни исходят из литературы Ближнего Востока. В Западную цивилизацию этот сюжет попал после популярных сказок «Тысяча и одна ночь». В русских сказках «ковер-самолет» встречается в разных вариантах.


Идея создания данного полотна была предложена художнику меценатом Саввой Мамонтовым, на то время являвшийся председателем правления железной дороги, только начинающей строиться. Он заказывает для кабинета правления три картины, в числе которых и «Ковер-самолет». 1880 г. По задумке Саввы, сказочное средство передвижения должно было стать символом прогресса, доступности быстрого и проходимого транспорта. Но, этому не было суждено сбыться.

Картина Васнецова «Ковер-самолет» - это одна из первых работ автора, в которых обыгрывается сказочная тематика. Она была исполнена автором в 1880 году, и была написана специально для известного мецената

Отчасти, Савва сам виноват. Попросив художника нарисовать этот летающий ковер, он не указал никаких деталей, дав творцу полную свободу действий и простор для воплощения фантазий. Когда Васнецов принес готовую работу, практически все члены правления железной дороги поддали ее жесткой критике. В итоге, было решено отказаться от украшения кабинета картинами, а полотно выкупил сам Мамонтов, чтобы поместить его в личную коллекцию.

Чуть позже Васнецов решается отдать картину на суд общественности и выставляет на восьмой выставке передвижников. Реакция публики оказалась неоднозначной: одни восторгались работой, а другие – осуждали ее. Тем не менее, о художнике заговорили, как никогда раньше. тем более это первая картина художника, написанная на сказочную тематику. Она отображает веру в светлое будущее нашего народа. При взгляде на полотно чувствуется любовь художника к народному творчеству. Более того он точно понимает мудрое содержание былин.

Сам чудо ковер внешне напоминает огромную птицу с выгнутой головой и широко раскрытыми крыльями. Видно, что Иван-царевич мчится через безграничные равнины с реками и полями. Он возвращается из долгого путешествия в тридесятое царство. Там ему удалось взять в плен волшебную жар-птицу.

Если окунуться в мир сказок, можно вспомнить, что Иван также на таком же чудо самолете сотканном из материи добирался до подземелья. По сути, это воплощение прекрасных человеческих мечтаний о счастье. Иван-царевич, который стоит в центре чудо-авиа-ковра, олицетворяет собой стремление ко всему лучшему, желание творить и побеждать. Васнецову пришлась по вкусу именно это сказка, ведь именно в ней в немного наивной форме отображается идея преодоления бескрайних воздушных просторов.

Рассматривая картину, можно легко узнать социальные мотивы, присущие большинству работ того времени. Но в отличие от остальных, картина Васнецова «Ковер-самолет» передает эти мотивы необычайно ярко и понятно. Ее можно назвать одновременно и простой, и гениальной. Пожалуй, именно такое сочетание и стало причиной разногласия критиков.

Что же видит зритель, глядя на картину? При первом взгляде, в глаза бросаются три вещи: сам ковер, Жар-птица, и Иван-богатырь, которому принадлежит все это волшебство. При взгляде на картину заметно, что ковер плавно и неторопливо плывет по воздуху. Он парит над просторами родины, величаво возносится над лесами и густым туманом. Широкие края-крылья разгоняют испуганных сов.

Благодаря этому произведению можно оценить, насколько широка и необъятна страна. Сам этот летающий ковер, обладающий волшебной силой движения, разбросал свои концы по диагонали. Его силуэт очень похож на птицу. Ковер, парящий в воздухе, движимый неведомой силой, впечатляюще красиво сочетается с эпическим пейзажем.

Жар-птица – единственный полноценный источник света на картине. Даже луна, видная на заднем плане, не может с ней сравниться. Ковер пестрит диковинными узорами, некоторые из которых до боли напоминают магические руны – возможно, именно благодаря им ковер может летать. Сам Иван является олицетворением мужества. Он не боится упасть, и уверенно смотрит вдаль – в свое будущее. Богатырь готов встретиться с новыми испытаниями, уготованными судьбой, не смотря на трудности жизненного бытия.

Васнецову удалось мастерски проиллюстрировать отрывок из народной сказки. Он изображает волшебство используя живописные приемы, стараясь приблизится к сказочному образу наших героев. В целом картина выглядит убедительно, этому способствует отсутствие излишней фанатичности при изображении персонажей и деталей.

Художник смог заставить зрителя поверить в весомость и материальностьэтого сказочного сюжета. Его быстрое и уверенное перемещение по воздуху можно заметить хотя бы по спокойной зеркальной глади реки, которая неторопливо течет далеко внизу. Также этот образ дополняется вечерним небом, по которому медленно плывут облака.

На картине есть контраст: это легкий молодой месяц, который виднеется в левой части полотна. В центральной части находится яркое пятно, которое сразу привлекает к себе внимание. Это клетка, в которой сидит чудесная жар-птица. Такой образ демонстрирует счастье от обладания светом.

Что же символизирует картина Васнецова «Ковер-самолет»? Желание. Желание, присущее каждому человеку. Стремление взлететь над обыденной серостью, вопреки всем тяготам и невзгодам покинуть этот серый мир и найти свою сказку.

Сейчас картину в оригинале можно увидеть в Нижегородском художественном музее, ее размер – 165*297 сантиметров.