Истории о шерлоке холмсе. Артур Конан Дойл и Шерлок Холмс: кто кого создал



Название: Весь Шерлок Холмс
Номер: Артур Конан Дойл
Год: 1892-1927 г.г.
Жанр: детектив
Формат: fb2 ,txt

Описание: Ше́рлок Холмс (англ. Sherlock Holmes) - литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлем. Его произведения, посвящённые приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного сыщика, считаются классикой детективного жанра. Прототипом Холмса считается доктор Джозеф Белл, сослуживец Конан Дойла, работавший в Эдинбургском королевском госпитале и славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.В общей сложности Шерлок Холмс появляется в 56 рассказах и 4 повестях Артура Конан Дойля. В большинстве случаев повествование ведётся от имени лучшего друга и спутника Холмса - доктора Ватсона.
Первое произведение о знаменитом детективе, повесть «Этюд в багровых тонах», написано Артуром Конан Дойлем в 1887 году. Последний сборник, «Архив Шерлока Холмса», опубликован в 1927 году.
Сам Конан Дойль считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным творениям писателя, тогда, как Конан Дойль считал себя, прежде всего, автором исторического романа. В конце концов, сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с профессором Мориарти («крёстным отцом» английской мафии, как сказали бы сейчас) у Рейхенбахского водопада.
Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены королевской семьи (по легенде, сама королева Виктория), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений.

Список

Приключения Шерлока Холмса
01 Скандал в Богемии.
02 Союз рыжих.
03 Установление личности.
04 Тайна Боскомской долины.
05 Пять зёрнышек апельсина.
06 Человек с рассечённой губой.
07 Голубой карбункул.
08 Пёстрая лента.
09 Палец инженера.
10 Знатный холостяк.
11 Берилловая диадема.
12 Медные буки.

Записки о Шерлоке Холмсе
01 Серебряный.
02 Жёлтое лицо.
03 Приключения клерка.
04 Глория Скотт.
05 Обряд дома Месгрейвов.
06 Рейгетские сквайры.
07 Горбун.
08 Постоянный пациент.
09 Случай с переводчиком.
10 Морской договор.
11 Последнее дело Холмса.

Возвращение Шерлока Холмса
01 Пустой дом.
02 Подрядчик из Норвуда.
03 Пляшущие человечки.
04 Одинокая велосипедистка.
05 Случай в интернате.
06 Чёрный Питер.
07 Конец Чарльза Огастеса Милвертона.
08 Шесть наполеонов.
09 Три студента.
10 Пенсне в золотой оправе.
11 Пропавший регбист.
12 Убийство в Эбби-Грейндж.
13 Второе пятно.

Его прощальный поклон
01 В сиреневой сторожке.
02 Картонная коробка.
03 Алое кольцо.
04 Чертежи Брюса Партингтона.
05 Шерлок Холмс при смерти.
06 Исчезновение леди Френсис Карфэкс.
07 Дьяволова нога.
08 Его прощальный поклон.

Архив Шерлока Холмса
01 Камень Мазарини.
02 Загадка Торского моста.
03 Человек на четвереньках.
04 Вампир в Суссексе.
05 Три Гарридеба.
06 Знатный клиент.
07 Происшествие на вилле ""три коньяка"".
08 Человек с белым лицом.
09 Львиная грива.
10 Москательщик на покое.
11 Дело необычной квартирантки.
12 Загадка поместья Шоскомб.

Знак четырёх.
Собака Баскервилей.
Долина ужаса.
История жилички под вуалью.
Происшествие в Вистерия-Лодж.
Смерть русского помещика.
Этюд в багровых тонах.

Скачать торрент

Пожалуй, немного найдется людей, которые не видели советский многосерийный фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с и в главных ролях. Знаменитый сыщик, которого однажды также сыграл , сошел с литературных строк знаменитого английского писателя и публициста – сэра Артура Конан Дойля.

Детство и юность

Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл родился 22 мая 1859 года в столице Шотландии – Эдинбурге. Этот живописный город богат как историей и культурным наследием, так и достопримечательностями. Поэтому можно предположить, что в детстве будущий врач и литератор наблюдал колонны центра пресвитерианства – Собора Святого Эгидия, а также наслаждался флорой и фауной Королевского ботанического сада с пальмовой оранжереей, сиреневым вереском и арборетумом (коллекция древесных пород).

Автор приключенческих рассказов о жизни Шерлока Холмса рос и воспитывался в католической уважаемой семье, его родители сделали неоспоримый вклад в достижения искусства и литературы. Дедушка Джон Дойл был ирландским художником, работал в жанре миниатюры и политической карикатуры. Происходил из династии процветающего торговца шелком и бархатом.

Отец писателя – Чарльз Олтемонт Дойл – пошел по стопам родителя и оставил акварельный след на полотнах викторианской эпохи. Чарльз старательно изображал на холстах готические сюжеты со сказочными персонажами, животными и волшебными феями. Помимо этого, Дойл-старший трудился иллюстратором (его картины украшали рукописи и ), а также архитектором: витражи в кафедральном соборе в Глазго выполнены по эскизам Чарльза.


31 июля 1855 года Чарльз сделал предложение руки и сердца 17-летней ирландке Мэри Джозефин Элизабет Фоули, которая в дальнейшем подарила возлюбленному семерых детей. К слову, миссис Фоули была женщиной образованной, запоем читала куртуазные романы и рассказывала детям захватывающие истории о бесстрашных рыцарях. Героический эпос в стиле трубадуров Прованса раз и навсегда оставил след в душе маленького Артура:

«Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идет у меня, я считаю, от матери», – вспоминал писатель в автобиографии.

Правда, вместо рыцарских книг Дойл чаще листал страницы Томаса Майн Рида, который будоражил умы читателей приключенческими романами. Мало кто знает, но Чарльз еле сводил концы с концами. Дело в том, что мужчина мечтал стать прославленным художником, чтобы в дальнейшем его имя ставили рядом с , и . Однако при жизни Дойл так и не удостоился признания и славы. Его картины не пользовались большим спросом, поэтому яркие холсты часто покрывались тонким слоем ветхой пыли, а денег, вырученных с небольших иллюстраций, не хватало, чтобы прокормить семью.


Чарльз нашел спасение в алкоголе: горячительные напитки помогали главе семейства отстраниться от суровой реальности бытия. Правда, спиртное только усугубило ситуацию в доме: с каждым годом, дабы позабыть неосуществленные амбиции, Дойл-отец выпивал все больше, чем и заработал презрительное отношение со стороны старших братьев. В конечном итоге безызвестный художник проводил дни в глубокой депрессии, а 10 октября 1893 года Чарльз умер.


Будущий писатель учился в начальной школе Годдера. Когда Артуру исполнилось 9 лет, благодаря денежным средствам именитых родственников Дойл продолжил обучение, на этот раз в закрытом иезуитском колледже Стонихерст, что в графстве Ланкашир. Нельзя сказать, что Артур пребывал в восторге от школьной скамьи. Он презирал классовое неравенство и религиозные предрассудки, а также ненавидел физические наказания: размахивающий ремнем преподаватель только отравлял существование юного писателя.

Мальчику нелегко давалась математика, он не любил алгебраические формулы и сложные примеры, которые наводили на Артура зеленую тоску. За нелюбовь к предмету, восхваляемому и , Дойл получал регулярные тумаки от сокурсников – братьев Мориарти. Единственной радостью для Артура был спорт: юноша с удовольствием играл в крикет.


Дойл часто писал матери письма, где в детальных подробностях описывал случившееся за день в его школьной жизни. Также юноша реализовывал потенциал рассказчика: чтобы послушать выдуманные приключенческие истории Артура, вокруг него собирались очереди из сверстников, которые «платили» оратору решенными задачками по геометрии и алгебре.

Литература

Дойл выбрал литературную деятельность неспроста: будучи шестилетним ребенком, Артур написал дебютный рассказ под названием «Путешественник и тигр». Правда, произведение получилось коротким и не заняло даже целой страницы, потому что тигр сразу же отужинал несчастным странником. Маленький мальчик действовал по принципу «краткость – сестра таланта», а став взрослым, Артур пояснил, что уже тогда был реалистом и не видел выхода из затруднительного положения.

Действительно, мастер пера не привык грешить приемом «Бога из машины» – когда главного героя, оказавшегося в ненужное время в ненужном месте, спасает внешний или ранее не действовавший в произведении фактор. То, что Дойл вместо писательского поприща первоначально выбрал благородную профессию медика, ни у кого не вызывает удивления, ведь подобных примеров множество, даже говаривал, что «медицина – моя законная жена, а литература – любовница».


Иллюстрация к книге Артура Конан Дойля "Затеряный мир"

Молодой человек предпочел белый медицинский халат перу и чернильнице благодаря влиянию некоего Брайана Ч. Уоллера, который арендовал комнату у миссис Фоули. Поэтому, наслушавшись врачебных рассказов, молодой человек без всяких раздумий подает документы в Эдинбургский университет. Став студентом, Дойл познакомился с другими будущими писателями – Джеймсом Барри и .

В свободное от лекционных материалов время Артур занимался любимым делом – корпел над книгами Брета Гарта и , чей «Золотой жук» оставил в сердце молодого человека неизгладимые впечатления. Вдохновленный романами и мистическими рассказами, писатель пробует свои силы на литературном поприще и создает повести «Тайна Сэсасской долины» и «Американская история».


В 1881 году Дойл получает диплом бакалавра и отправляется на медицинскую практику. Автору «Собаки Баскервилей» понадобилось около десяти лет, чтобы отказаться от профессии офтальмолога и окунуться с головой в многогранный мир литературных строк. В 1884 году под влиянием Артур Конан начинает работу над романом «Торговый дом Гердлстон» (напечатан в 1890), повествующем о криминально-бытовых проблемах английского общества. Фабула строится на ловких дельцах приверженцев преступного мира: они обводят вокруг пальца людей, которые мигом оказываются во власти нерадивых негоциантов.


В марте 1886 года сэр Конан Дойл трудится над «Этюдом в багровых тонах», работа над которым была закончена уже в апреле. Именно в этом произведении впервые перед читателями предстает известный лондонский сыщик Шерлок Холмс. Прототипом профессионального детектива стал реальный человек – Джозеф Белл, хирург, профессор университета в Эдинбурге, который умел вычислить с помощью логики как грубую ошибку, так и мимолетную ложь.


Джозеф был боготворим своим учеником, который старательно наблюдал за каждым движением мастера, придумавшим собственный дедуктивный метод. Оказывается, окурки, пепел, часы, покусанная собакой трость и грязь под ногтями могут сказать о человеке гораздо больше вещей, нежели его собственная биография.


Персонаж Шерлок Холмс – это своего рода ноу-хау на литературных просторах, поскольку автор детективных рассказов стремился сделать его обычным человеком, а не мистическим книжным героем, в котором концентрируются либо положительные, либо отрицательные качества. Шерлок, как и другие смертные, имеет дурные привычки: Холмс неаккуратен в обращении с вещами, постоянно курит крепкие сигары и папиросы (трубка – это выдумки иллюстраторов) и при полном отсутствии интересных преступлений употребляет кокаин внутривенно.


Повесть «Скандал в Богемии» стала началом знаменитого цикла «Приключения Шерлока Холмса», куда вошли 12 детективных рассказов о сыщике и его друге – докторе Ватсоне. Также Конан Дойл создал четыре полноценных романа, где, помимо «Этюда в багровых тонах», числятся «Собака Баскервилей», «Долина ужаса» и «Знак четырех». Благодаря популярным произведениям Дойл стал чуть ли не самым высокооплачиваемым писателем как на территории Англии, так и во всем мире.

Поговаривают, что в один момент Шерлок Холмс надоел создателю, поэтому Артур решил умертвить остроумного сыщика. Но после гибели выдуманного детектива Дойлю стали угрожать и предупредили, что его участь будет печальной, если писатель не воскресит понравившегося читателям героя. Артур не посмел ослушаться воли провокатора, поэтому продолжил работать над многочисленными рассказами.

Личная жизнь

Внешне Артур Конан Дойл, как и , создавал впечатление сильного и могучего человека, похожего на богатыря. Автор книг до старости занимался спортом и даже в преклонном возрасте мог дать фору молодым. По слухам, именно Дойл научил швейцарцев кататься на горных лыжах, организовывал автогонки и стал первым человеком, который оседлал мопед.


Личная жизнь сэра Артура Конан Дойля – кладезь информации, из которой можно составить целую книгу, похожую на нетривиальный роман. Например, он отправлялся в мореплавание на китобойном судне, где пребывал в должности корабельного врача. Писатель любовался необъятными просторами морских глубин, а также охотился на тюленей. Помимо этого, гений литературы служил на сухогрузах у берегов Западной Африки, где познакомился с бытом и традициями другого народа.


Во время Первой мировой войны Дойл временно приостановил литературную деятельность и попытался отправиться на фронт добровольцем, чтобы показать современникам пример отваги и мужества. Но писателю пришлось остудить пыл, так как его предложение отклонили. После этих событий Артур начал издавать публицистические статьи: в издании The Times чуть ли не каждый день появлялись рукописи литератора на военную тему.


Он собственноручно организовывал отряды волонтеров и пытался стать предводителем «рейдов возмездия». Мастер пера не мог оставаться бездейственным в это смутное время, потому что ежеминутно размышлял об ужасных пытках, которым подвергаются его соотечественники.


Что касается любовных отношений, то первая избранница мэтра Луиза Хокинс, подарившая ему двоих детей, скончалась от чахотки в 1906 году. Уже через год Артур делает предложение Джин Лекки – женщине, в которую был тайно влюблен с 1897 года. От второго брака в семье литератора родилось еще трое детей: Джин, Денис и Адриан (который стал биографом писателя).


Хотя Дойл позиционировал себя как реалист, он трепетно изучал оккультную литературу и проводил спиритические сеансы. Писатель надеялся, что духи умерших дадут ответы на интересующие его вопросы, в частности, Артура волновали размышления о том, существует ли жизнь после смерти.

Смерть

В последние годы жизни Дойля ничего не предвещало беды, сочинитель «Затерянного мира» был полон энергии и сил, в 1920-х годах писатель побывал чуть ли не на всех континентах мира. Но во время поездки в Скандинавию здоровье гения литературы ухудшилось, поэтому на протяжении всей весны он пробыл в постели в окружении родных и близких.

Как только Дойл почувствовал себя лучше, он отправился в столицу Великобритании, дабы осуществить свою последнюю попытку в жизни поговорить с министром внутренних дел и потребовать отмены законов, согласно которым правительство преследует последователей спиритуализма.


Сэр Артур Конан Дойл скончался у себя дома в Суссексе от сердечного приступа ранним утром 7 июля 1930 года. Первоначально могила творца располагалась возле его домика, но позже останки писателя перезахоронили в Нью-Форесте.

Библиография

Цикл о Шерлоке Холмсе

  • 1887 - Этюд в багровых тонах
  • 1890 - Знак четырёх
  • 18992 - Приключения Шерлока Холмса
  • 1893 - Записки о Шерлоке Холмсе
  • 1902 - Собака Баскервилей
  • 1904 - Возвращение Шерлока Холмса
  • 1915 - Долина ужаса
  • 1917 - Его прощальный поклон
  • 1927 - Архив Шерлока Холмса

Цикл о профессоре Челленджере

  • 1902 - Затерянный мир
  • 1913 - Отравленный пояс
  • 1926 - Страна тумана
  • 1928 - Когда Земля вскрикнула
  • 1929 - Дезинтеграционная машина

Другие произведения

  • 1884 - Сообщение Хебекука Джефсона
  • 1887 - Домашние дела дядюшки Джереми
  • 1889 - Тайна Клумбера
  • 1890 - Торговый дом Гердлстон
  • 1890 - Капитан «Полярной Звезды»
  • 1921 - Явление фей

Детектив, бесспорно, является одним из самых популярных и узнаваемых жанров литературы. Первое, что приходит на ум, когда слышишь это слово, - сыщик, сосредоточенно расследующий жестокое убийство или запутанную тайну. Сразу же вспоминаются имена известнейших следопытов: мисс Марпл, Алан Пинкертон, и, конечно, Шерлок Холмс. Его имя уже стало нарицательным для обозначения человека с удивительными дедуктивными способностями и развитым Записки о приключениях этого детектива уже давно стали классикой литературы, но мало кто знает, каким был автор Шерлока Холмса - сэр Артур Конан Дойль.

Детство и отрочество

Родился Артур Конан Дойль (фамилия иногда пишется как «Дойл» из-за разночтений с английского) 22 мая 1859 года в Эдинбурге, Шотландия, в семье художника и архитектора. Несмотря на то что отец мальчика часто выпивал, Артур получил неплохое начальное образование, а в девять лет был отправлен в отдалённую школу-интернат. К сожалению, об этом месте у писателя остались исключительно негативные воспоминания: отвратительное питание, невысокий уровень преподавания.

Но именно в этом неприятном месте будущий автор «Шерлока Холмса» открыл свой талант к писательству. Именно из-за этого Артур Конан Дойль стал популярен среди сверстников. К концу семилетней учёбы в школе он даже начал выпускать свой журнал и пробовать себя в стихосложении.

Начало

В 1876 Дойль стал студентом Эдинбурга. Учёба давалась ему легко, так что свободное время Артур посвящал литературе. Уже на третьем курсе он напечатал один из своих рассказов в шотландском журнале, в этом же году состоялась публикация его статьи по медицине во влиятельном периодическом издании. В 1881 получивший диплом врача автор Шерлока Холмса отправился в Западную Африку в качестве судового врача. До этого, кстати, он уже имел опыт дальнего плаванья: экспедиция в Арктику не прошла даром. Вернувшись из вояжа, Дойль стал работать врачом, через пару лет защитил докторскую по медицине.

Но за всеми заботами он не забывал и о творчестве. В 1886 Артур Конан Дойль стал известен как прозаический автор. «Приключения Шерлока Холмса» - первые рассказы о знаменитом детективе - появились в периодике.

Известность и... метания?

В 1889 году Дойль с женой и маленькой дочкой покидают Великобританию. Амбициозный доктор решает перебраться в Австрию, где он учился какое-то время, чтобы там перейти от общей терапии к офтальмологии, но через пару месяцев чета возвращается в Лондон. Артур на какое-то время открывает частный кабинет, пытаясь совмещать медицину и литературу, но в 1891-м полностью уходит во вселенную под названием «Шерлок Холмс». Автор захватывающих историй с каждым днём становился всё популярнее, он позволял себе требовать огромнейшие деньги за рассказы, и периодические журналы были готовы платить баснословные гонорары за возможность напечатать Дойля. В это же время Артур путешествует с семьёй по миру, пишет, преподаёт в различных университетах. В 1897, вернувшись в Соединённое Королевство, он пробует себя в роли драматурга - и мир получает театральную версию «Шерлока Холмса».

В декабре 1899-го начинается Англо-бурская война. Забросив серию рассказов «Шерлок Холмс», автор врачом-добровольцем направляется на фронт. Через три года Артур Конан Дойль получил приставку «сэр» и титул рыцаря за службу Короне в непростое время войны. Пережитое нашло отражение в книге «Великая Бурская война».

После

После войны Артур в очередной раз оставляет медицинскую практику, на этот раз ради политики. Правда, он не смог победить даже на местных выборах, поэтому очень скоро отказался от этой идеи. В 1906 году после смерти жены он сочетается браком во второй раз, и новый союз приносит ему не только детей, но и вдохновение для написания театральных версий некоторых рассказов из цикла «Шерлок Холмс»: автор произведения смог добиться постановки «Пёстрой ленты», а также «Бригадира Жерара» и «Родни Стоун» (в последнем случае название было изменено на «Дом Терперли»). В этот же период издаётся «Собака Баскервилей» - роман об одном из известнейших дел гениального детектива.

Но чувство внутреннего долга было непобедимо, поэтому неудивительно, что с сэр Артур Конан Дойль снова пополнил ряды добровольцев армии Великобритании.

Последние годы

Вернувшись с новой войны, автор «Шерлока Холмса» открывает для себя спиритизм. Необычное и, признаться, редкое учение настолько увлекло Дойля, что в 1922 году он в очередной раз покидает Британию и уезжает с семьёй в Соединённые штаты, где намеревается серьёзно заняться пропагандой спиритизма. Практически два года он провёл в разъездах, пытаясь заинтересовать как можно большее количество заокеанских людей эзотерическим учением, но в конце двадцатых годов Артур Конан Дойль возвращается в Европу. В 1929-м он отправляется в путешествие по в процессе которого пишет последнюю свою книгу, никак не связанную с уже успевшим надоесть ему Шерлоком Холмсом (его автор даже однажды пытался убить, но из-за давления со стороны общественности был вынужден воскресить персонажа).

Подражатели

Пройти мимо такого яркого и незаурядного образа, как Шерлок Холмс, практически невозможно, поэтому ещё при жизни его автора начали появляться писатели, высказывавшие своё видение этого необычного героя. Рассказы о судьбе детектива писал и сын Артура Конана Дойля, и Франклин Рузвельт - один из известнейших президентов США.

В девяностые годы двадцатого века на территории постсоветского пространства появилось огромное количество книг серии «Шерлок Холмс» других авторов (А. Шабурина, В. Петрина, М. Трушина и т. д.), намекавших, что новые рассказы были найдены в чемодане доктора Ватсона. Количество подражателей гению Дойля действительно огромно, и, наверное, в каждой версии историй о гениальнейшем из детективов есть что-то удивительно интригующее.

Не могу отнести себя к поклонникам детективного жанра. Меня никогда не привлекала основная идея жанра - не знать, кто преступник до самой последней страницы. Но к Шерлоку Холмсу испытываю самые нежные чувства. В деятельности знаменитого сыщика я вижу не расследования преступлений, а гимнастику для ума или даже игру.

Конан Дойл создал для своего персонажа целую индустрию развлечений: собственный дедуктивный метод, фантастическое внимание к деталям и глубокие узкоспециализированные исследования – табак, парфюм, яды, следы велосипедных покрышек, а также то, что сейчас называют, наверное, криминалистикой и судебной медициной.

Некоторые преступления в рассказах выглядят примитивно для современного читателя, а мистические составляющие автор объясняет просто новыми изобретениями (как воздушное ружье) или заморскими составляющими (как неизвестные в Европе яды, экзотические звери или варварские обряды). Однако многие схемы просто великолепно коварны и остроумны. Иногда, в тех местах, когда Холмс, по обыкновению, рассказывает этапы своих рассуждений, хочется хлопать в ладоши от восторга. Впрочем, автор явно не хотел, чтобы мы забывали, что Холмс – тоже человек, поэтому время от времени подбрасывал соперников посерьезнее или показывал, что даже всезнающий сыщик может опоздать.

Сама личность сыщика вылеплена детально и очень привлекательна. Шерлок местами мизантроп, но иногда проявляет поразительное участие к своим клиентам или даже к тем, кого поймал на преступлении. Мне кажется, многие современные персонажи являются отражениями Холмса.

Отдельное спасибо Конан Дойлу за блестящий образец дружбы. Прямо завидно, как эти двое нашли друг друга. Ведь сложно провести всю жизнь, как доктор Ватсон, рядом с таким эксцентричным гением и не устать выказывать своё восхищение.

Нельзя также забыть, что приключения Холмса неразрывно связаны с Лондоном: мрачные трущобы, бары, набережная Темзы, доки и опиумокурильни, кэбмены, полицейские и посыльные, а также банки, мастерские, клубы и изящные коттеджи приличных районов. Автору удалась и провинция: пасторальные пейзажи и поместья, а также потрясающая по мрачности округа Баскервиль-холла.

Что и говорить, Шерлок Холмс и доктор Ватсон покорили сердца многих читателей по всему миру. Столько лет мы продолжаем смотреть экранизации и всевозможные интерпретации. Всегда приятно снова вспомнить и прикоснуться к их истории.

Оценка: 10

За свою жизнь я прочел множество детективов: старинных и современных, простеньких и очень хитро закрученных. Но самыми любимыми произведениями в жанре детектива для меня по-прежнему остаются книги о Шерлоке Холмсе. Что же тому причиной? Во-первых, герои. Возможно, среди длинной череды сыщиков найдутся те, кто превосходит Холмса остротой ума, бесстрашием и хитроумными сыщицкими навыками. Но наверняка ни один из них не сравнится с Холмсом и его другом Ватсоном в благородстве, порядочности и надежности. Да, Холмс тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо. У него есть свои слабости и странности, он может ошибаться, но он никогда не сделает подлости. И сотню лет назад и в наше ненадежное и смутное время очень хочется верить, что где-то есть такой человек, к которому можно броситься за помощью в самой страшной беде, и который никогда в этой помощи не откажет. Вообще, книги о Холмсе очень богаты на ярких персонажей. Не только Холмс и Ватсон, не только милая миссис Хадсон и вездесущий Лейстрейд, но и совсем эпизодические персонажи вроде рыжего лавочника Уилсона, злобного доктора Ройлотта, чудаковатого Тадеуша Шолто или симпатичного доктора Мортимера запоминаются на всю жизнь.

Не могу не отметить удивительную атмосферу книг. Иной раз просто чувствуешь пресловутый лондонский туман или сырость гримпенской трясины. Эта атмосфера создается с помощью сотен мелочей, и именно благодаря книгам о Холмсе я представляю себе жизнь в викторианской Англии лучше, чем современную жизнь англичан.

В-третьих, книги просто отлично написаны. И тут я не могу не отдать должное не только самому Конан Дойлю, но и переводчикам, благодаря которым книги читаются на одном дыхании.

Еще одна положительная черта: истории о Холмсе удивительно разнообразны. Каждое расследование идет немного по-своему, мы сталкиваемся с совсем разными героями и ситуациями, а путь мысли Холмса причудлив и удивителен. «Знак четырех» совсем не похож на «Этюд в багровых тонах», а, например, «Собака Баскервилей» отличается от них обоих. Лишь в последних рассказах Конан Дойль начал немного повторяться, но и их я тоже прочел с удовольствием.

Замечу также, что истории о Холмсе имеют важное отличие от других детективов. как правило, даже хороший детектив интересно читать только в первый раз, а перечитывать, уже зная разгадку, совершенно не хочется. А вот «Шерлока Холмса» я читал уже раз шесть или семь и каждый раз находил в его книгах что-то новое.

Да, по нынешним временам истории о Холмсе иной раз кажутся простыми и несколько наивными, но, на мой взгляд, есть в этих повестях и рассказах что-то вневременное. Они для меня - некий символ стабильности и порядка, переживший свою эпоху и шагнувший в бессмертие

Оценка: 10

Сборник приключений Шерлока Холмса - цикл невероятно интересных произведений, в каждом из которых мы чуточку ближе знакомимся с самим знаменитым сыщиком, с его поразительным дедуктивным методом и, конечно же, раскрываем очередное загадочное преступление.

По манере написания, по стилю Конан Дойлю нет равных. В его рассказах всё четко и ясно, отсутствуют лишние отхождения от сюжета, которые присутствуют в «великолепных» детективах Дарьи Донцовой.

Конан Дойль -- один рассказ приблизительно 30-40 страниц. Причем всё дело раскрыто полностью не оставлены без внимания все мелочи. Произведения почти не связаны между собой. Основным связующим моментом является Доктор Ватсон (сначала он холост, потом у него появляется жена, потом он вдовец).

Донцова -- около 350 страниц мыльной оперы на тему жизни главного героя, его ссоры с друзьями, родственниками и т. п. Из этих 350 страниц, чистого детектива - от силы 100. По ходу чтения вы встретите кучу отсылок к предыдущим литературным опусам Донцовой, не прочитав которых, вы не узнаете полную историю главного героя (или героини).

Цикл произведений Конан Дойля о знаменитом на всю Европу сыщике Шерлоке Холмсе по праву занимает место среди лучших детективов. Бесспорно 10.

Оценка: 10

Оценка 10 . И только 10.

Как можно поставить более низкую оценку циклу имя главного героя которого давно стало нарицательным? (Хотя есть в этом и заслуга советского кинематографа) А.К. Доил основал (по-моему так а не иначе) в литературе совершенно новый жанр и имя ему детектив. В произведениях этого цикла он сразу задал очень высокую планку преодолеть которую ИМХО не смог НИКТО. А.Кристи, Ж.Семенон, Р.Стаут стоят МАКСИМУМ на одном уровне. Из советских авторов на эту высоту поднялись только братья Вайнеры, а из российских никто и близко не стоял.(Наверно глупо делить детектвщиков на советских и российских).

Классикой стал и дурачок (конечно только по Холмсовским меркам) сыщик, (Джепп у Кристи, Кремер у Стаута) который то и дело обращается за помощью к Великому (чуть не написал и ужасному), но в то же время жутко ему завидует, и повествование от лица ближайшего помошника (по совместиельсву донеренного лица, лучшего друга, правой руки и т.д), и противостояние частного сыска и официальной полиции. Которая то и дело остаётся с носом.

Первые два романа получились очень сильными. Особенно «Этюд в багровых тонах». Поразило всё: личность Холмса, его харизма, мощнейший интеллект.

Очень красочно описаны сцены знакомства Ватсона и Холмса. Просто какая-то встреча с чародеем, который легко угадает самые тайные твои мысли. Ну а сцена с Коперником - просто высшее матерство, шедевр писательской мысли. И как апафеоз (как пафосно всё звучит) монолог Холмса цитата:

«мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все онразложит в образцовом порядке.»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Что ни говори про мозг и инструмент это мощно! Честно говоря думаю (хотя это и не про меня) что можно забыть про что роман НО ЭТО не забудешь НИКОГДА. Кроме того в этом романе рассказаны не одна, а две захватывающие истории и нелинейность сюжета делает его ещё прекраснее.

P.S. Неужели Дарья Донцова действительно думает, что пишет детективы???:haha:

Оценка: 10

Полностью ознакомившись с циклом, соединив свои полузабытые детские эмоции с новыми взрослыми впечатлениями, я наверняка убедился, что недаром Шерлока Холмса называют самым известным детективом всех времен и народов. В чем же секрет его неугасающей популярности? Как сто лет назад первые читатели этих историй с нетерпением ждали свежего номера журнала, где будет опубликовано очередное расследование Холмса, так и теперь многие с удовольствием смотрят новые зарубежные сериалы и фильмы, снятые по мотивам приключений Холмса и Ватсона. Канонический цикл включает в себя четыре романа и пятьдесят шесть рассказов, разбитых на пять сборников, а счет всевозможных пародий и вольных продолжений давно перевалил за сотни и тысячи. В нашей стране огромное влияние на популяризацию образа Холмса оказала замечательная советская экранизация, образ, созданный талантом В. Ливанова получил высочайшее признание не только у нас, но и за рубежом, где и своих исполнителей этой роли хватало.

Конан Дойлу удалось попасть точно «в яблочко», найти золотое сечение гармонии, которая находит живой отклик в сердцах абсолютного большинства читателей, некоторые из которых вообще не интересуются детективным жанром. Богатство фантазии и изобретательность автора воплотились в потрясающем разнообразии предлагаемых вниманию читателя историй - здесь есть рассказы приключенческие и плутовские, психологические и псевдомистические, страшные и забавные - каждый читатель может найти среди этого пестрого разноцветья что-то свое. Не могу сказать наверняка, был ли сэр Артур первым, кто предложил схему «проницательный детектив и его верный, но недалекий помощник», но именно с его подачи она стала классической. Мало было предложить схему, заслуга автора еще и в том, что ему удалось создать живые, насыщенные образы главных героев. Почти каждая история добавляет новые штрихи к личностям Холмса и Ватсона, они меняются в процессе, порой предстают перед нами с неожиданной стороны и этим подкупают читателя.

Именно душевные, проработанные образы персонажей стали для автора необходимым подспорьем, позволявшим вытягивать даже не самые сильные детективные сюжеты, хотя надо признать, что большинство расследований Холмса прописаны на редкость интересно и изобретательно. Обратившись к аналогичным детективным циклам современных Конан Дойлу авторов, можно сказать, что они также хороши, но в том или ином элементе как правило не дотягивают. Очень похож на Холмса бостонский профессор ван Друзен по прозвищу Думающая машина, созданный воображением Ж. Фатрелла, но ему не хватает глубины и живости, противоречивости натуры Холмса. При этом расследования профессора достаточно интересны, а пейзажи Новой Англии не уступают по очарованию лондонским улочкам. Инспектор Скотланд-Ярда Аддингтон Пис, ставший персонажем детективных историй товарища Конан Дойла Б.Ф. Робинсона, очень напоминает Холмса, у него есть даже свой Ватсон - журналист Джеймс Филлипс, а иные его расследования по изобретательности и выдумке ничуть не хуже знаковых дел Холмса. Однако здесь бросается в глаза пренебрежение антуражем, да и сам образ Писа не так проработан, к тому же явно вторичен - скрипку заменили на флейту, доктора на журналиста.

Во время знакомства с практикой Шерлока Холмса мы словно проживаем вторую жизнь - от первого дела, посвященного расследованию мятежа на «Глории Скотт», которое Холмс вёл будучи студентом колледжа, еще не до конца сформировав и отточив свой дедуктивный метод, до «Его последнего поклона», где Великий Сыщик предстает в образе пожилого контрразведчика, разоблачающего германских агентов в преддверии Первой мировой. Автор заставляет нас сжиться со своими персонажами, мы становимся свидетелями первого знакомства Холмса и Ватсона, очевидцами смертельного поединка на краю Рейхенбахского водопада, вместе с Ватсоном стоим у изголовья кровати смертельно больного Холмса, умирающего от экзотической хвори в рассказе «Шерлок Холмс при смерти». Также мы по-дружески радуемся женитьбе доктора, который нашел свою любовь на страницах романа «Знак четырех», грустим, узнав о смерти его жены в «Пустом доме», но втайне испытываем надежду, что доктор вновь вернется на Бейкер-стрит и по первому зову Холмса будет отправляться со своим другом на место очередного преступления.

По законам жанра автор всегда предлагает в качестве решения даже самого запутанного дела рациональное научное объяснение, этот момент также во многих случаях интригует и заставляет читать очередную историю с громадным интересом. Какими бы невероятными ни были начальные условия задачи, мы всегда знаем, что автор найдет способ логично все разъяснить, но как он это сделает - в этом порой такая интрига, что забываешь обо всем. Взять хотя бы эталонную «Собаку Баскервилей», которая по атмосфере мрачности и таинственности не уступает лучшим готическим романам ужасов, даже Холмс в кульминации на какое-то время поверил в сверхъестественную природу собаки, как же мог читатель не поддаться на уловки автора? И таких историй не так уж мало - страшная смерть юной девушки и предшествовавший этому загадочный свист в «Пёстрой ленте», сумасшествие и смерть от неведомого ужаса в «Дьяволовой ноге», мать, пьющая кровь своего младенца в «Вампире из Суссекса» и загадочная погибель, вызванная страшными ожогами, на пустынном пляже в «Львиной гриве».

Нет, старина Холмс нисколько не постарел - как много поколений читателей выросло на этих историях, а сколько их еще будет? Для взрослых эти рассказы просто интересны, а для юных читателей еще и крайне поучительны, ведь Шерлок - не типичная полицейская ищейка, но свободная личность с собственным кодексом чести и понятием справедливости, он не связан косными рамками человеческих законов, но способен оправдать заведомого преступника при наличии определенных обстоятельств и покарать злодея, который по формальным правовым нормам мог бы уйти от ответа. Эти книги учат жить по совести, формируют свободную и независимую личность, развивают наблюдательность и внимательность к мелочам. Настоящая мужская дружба, искреннее товарищество и чувство локтя, способность к самопожертвованию и понятие чести - всё это заложено здесь, прочитанные в детстве, эти истории формируют правильное отношение к жизни, остаются с нами навсегда.

Оценка: 10

Шерлок Холмс наилучший детектив всех времен, его будут читать и через сотни лет. Им еще зачитывались наши родители, будут зачитываться и наши дети. Множество интересных историй, прекрасное повествование, незабываемые герои - все это находится в данной книге! После прочтения 50 страниц я не смог остановиться. В общем это настоящий шедевр классики!

Оценка: 10

Неувядающая и неподражаемая классика. Последнее стоит особо отметить. Ни одно из подражаний рассказам и повестям Дойла (а я собираю эти подражания) нельзя поставить в один ряд вместе с оригинальными историями. Ни одно. даже рассказы Адриана Дойла вторичны. Подражатели и продолжатели редко начинают свои опус с классической заставки Дойла - интеллектуальной разминки Холмса, обращающего внимание доктора на какие-то вещи, которые, буквально «бросаются в глаза», но их почти никто не видит. Вспомним про ступеньки, ведущие в квартиру!:) У них редко описывается расследование, которое Холмс ведет, изучая посредство лупы, микроскопа, химических реактивов, рулетки и др. вещей найденные им подозрительные предметы-улики. Почти на 100% подражатели вводят на роль полицейского сыщика-недотепы Лестрейда, хотя у Дойла упоминаются и другие работники Скотленд-Ярда. У подражателей нет почти ничего кроме преступления и расследования, нередко очень неубедительного. Нет Лондона с его туманами, кэбами, уличными мальчишками, газетами, клубами и ресторанами. Нет цитат из классиков, от римских до современников Дойла, которые Холмс время от времени приводит для повышения убедительности своих слов. Нет размышлений Уотсона, у подражателей он гораздо бледнее и поверхностей, нежели у Холмса. Подражатели - это наши современники, у многих из них - примитивный язык, которым они наделяют и самого Холмса. У них Холмс может вопить, кривиться, дергаться, орать, ухмыляться, ворчать, кричать, тогда как Дойл предпочитает спокойные глаголы «сказал», «воскликнул» (это про Уотсона), «произнес». Джентльмен не может и не должен вопить и орать.

Вернемся к Дойлу. В некоторых рассказах у него тоже нет никакого расследования. Например, в «Медных буках», «Приключениях клерка», «Желтом лице», «Одинокой велосипедистке», «Женщине под вуалью», «Пропавшем регбисте» Холмс, по сути, ничего не делает и не сделал, как детектив. Но его вмешательство, активность изменяет положение дел, направляет их в новую сторону, ведет к развязке. В «Человеке на четвереньках», «Установлении личности», «Горбуне», «Львиной гриве» есть тайна, но нет преступления. В «Вампире в Суссексе» есть только одна деталь, которая помогает Холмсу понять, что случилось. В «пяти апельсиновых зернышках» всё расследование ограничивается просмотром подшивки газет, в «Глория Скотт» - осмотром руки старика и выслушиванием его рассказа (или чтением письма), в «Человеке с рассеченной губой» - сидением с трубкой на целой куче подушек. В «Долине страха» нет, по сути, самого Холмса. Эта повесть разочаровала меня, и думаю, не только меня. К самым слабым рассказам я бы отнес «Камень Мазарини», в котором почему-то рассказ ведется не от имени Уотсона, а все герои говорят на каком-то чудовищном языке.

На самом деле, Холмс не так уже часто шныряет по месту преступления с лупой и рулеткой, конвертом и пинцетом. Еще большей редкостью является применение им силы или оружия. Зато он умело провоцирует подозреваемого в преступлении, заставляя его выйти из себя, сделать опрометчивый проступок. Любопытно, что Холмс, кажется, всего только один раз вышел из себя при разоблачении и задержании преступника («Три Гарридеба»). Он корректен и вежлив даже с теми, кто ужасен и отвратителен. У Холмса нет к ним ненависти и страсти наказать и «раздавить гадину», как у Жавера из «Отверженных» В. Гюго. Но он весьма редко рассуждает о социальной несправедливости, т.н. «социальные вопросы» его, вероятно, не интересуют.

Оценка: 10

Гениальнейшая серия произведений!!! Я не представляю, чтобы когда-нибудь Шерлок Холмс устарел. Не смотря на то, что детективами я не интересуюсь, но эту серию я прочла полностью за месяц, если не меньше. Конан Дойл - один из немногих авторов, способных создать непринуждённую юмористическую обстановку на фоне серьёзной и опасной ситуации. С первого рассказа не могла оторваться, не хотелось ни есть, ни спать. Теперь главная мечта - побывать в Лондоне.

Оценка: 10

Честно говоря, мне кажется, этот цикл перехваливают. За разговорами о том, что это классика, и что А. К. Дойл, собственно говоря - отец-основатель детектива (а и то и другое - безусловно, правда, хотя ещё до Шерлока Холмса существовали Дюпен Эдгара По и сыщик Кафф У. Коллинза - его прямые «предтечи»)... так вот, за этими хвалебными разговорами забывается одна очень простая вещь. Произведений, в которых мы видим ВЕСЬ ход рассуждений великого сыщика, ВСЮ логическую цепочку его мысли - очень мало; чаще мы наблюдаем одно-два звена этой цепочки - и конечный вывод; но как именно Холмс к такому выводу пришёл, не всегда ясно... «Дедуктивный метод» (который, как в итоге признал сам Конан Дойл, скорее на деле ИНдуктивный! :wink:) был показан в начале «Знака четырёх» - когда Холмс рассуждает о привычках своего друга, указующих на черты его характера. Но это, хоть и интересно - совсем не детективное расследование. А метод Холмса В ДЕЙСТВИИ мы хотя и видим, но... обычно не полностью (самое известное произведение - «Собака Баскервилей» - вообще обошлось без его изображения; мы так и не узнаём, как же Холмс вычислил преступника - мы только знаем, что он это в итоге сделал...) В итоге начинаешь несколько разочаровываться во всех этих историях.

Плюс ещё некоторые досадные нестыковки с именами: в «Этюде в багровых тонах» доктора Уотсона зовут Джон, а в «Человеке с заячьей губой» - почему-то Джеймс. В «Последнем деле Холмса» упоминается некто Джеймс Мориарти - брат пресловутого профессора; а в «Пустом доме» это уже имя самогО профессора-злодея...

Всё это несколько подтачивает славу Конан Дойла в моих глазах. Разумеется, его заслуги в создании детективного жанра никто не отменял, они значительны - но... всё ж таки «сияющий доспех» Рыцаря Детективов несколько подпятнан - для меня лично - творческими неудачами и нестыковками:frown:

Оценка: 7

Вы думаете, что истории о Шерлоке Холмсе - это детективы? Вы таки сильно ошибаетесь, дамы и господа:smile:!

Истории о Шерлоке Холмсе - это главы рыцарского романа. Бесстрашный, кристально честный рыцарь-маг (дедуктивный метод - это магическое оружие) Шерлок Холмс и его верный оруженосец Ватсон борятся с негодяями и чудищами, защищают добро и справедливость, с бедных денег не берут, и т.д. В таком вот аксепте.

Оценка: 10

У каждого своя история знакомства с мистером Шерлоком Холмсом. Моя же началась в очень раннем возрасте. Как-то летом моей старшей сестре дали почитать четыре тома восьмитомника Конан Дойла (те черненькие, 1966 года). А я только закончила первый класс и ни в чем не хотела уступать сестре, которая старше меня на пять лет. Хотя к тому времени читательский опыт был уже «солидный» - читаю с четырех лет, но Конан Дойл - это, пожалуй, был перебор. Я потом, когда стала взрослой, спрашивала у мамы, почему они не следили за моим чтением, но как-то так и не поняла, почему эти четыре тома все-таки были мной прочитаны. На мою детскую психику эти чудесные рассказы произвели ужасающее воздействие - я боялась выходить из дома - везде мерещились убийцы и преступники. Это уже потом, когда стала старше, я вновь встретилась с Шерлоком Холмсом как со старым знакомым, рассказы меня больше не пугали, они были прекрасны. А еще позже появился профессор Челенджер, что навсегда сделало Конан Дойла одним из любимейших авторов на всю жизнь.

А у тех историй, прочитанных после первого класса школы было замечательное продолжение. Во второй класс я пошла не с теми детьми, с кем начинала учиться, меня и еще одну девочку перевели в другой класс. И мы, единственные знакомые друг-другу среди чужих детей, на переменках стояли у окна и я пересказывала ей страшные истории, прочитанные летом, а она рассказывала что прочитала она. Так на почве летнего чтения возникла дружба, которая длится вот уже почти пятьдесят лет.

Сейчас я не очень люблю детективы, но Конан Дойл не воспринимается мной как автор детективов, он описывал тот Лондон, который еще немного сохранился, и, если Вы будете в Лондоне, обязательно зайдите на Бейкер-стрит, Вы увидите, как за поворотом мелькнет кэб, а в окно дома номер 221 бис выглянет Доктор Ватсон. В музее Вы обязательно посидите в кресле Шерлока Холмса и сфотографируетесь с лупой и трубкой. Потому что любовь к этим книгам не пройдет никогда.

Он, как робот, запрограмирован на детективную деятельность. Но игра на скрипке, любовь и дружба не вписываются в программу.

У него поразительная наблюдательность, но не самая лучшая на той Земле.

Он целиком и полностью погружается в работу, с удовольствием и азартом распутывает самые темные дела. А когда работы нет, принимает наркотики и расстреливает стену в доме.

Он сотрудничает с законом. Но не гнушается нанимать уличную шпану, проникать в частные владения и помогать преступникам, руководствуясь моралью, а не законом.

Один из интереснейших и необычных персонажей (контроль собственных познаний встречается крайне редко) и притом довольно сбалансированный.

Оценка: 10

А.К.Дойля «узнала» именно по произведениям о Шерлоке Холмсе. Это всё, что было доступно мне в 1993 году (так прияно видеть обложку любимой книги на этой странице:)) Вот уж «не в бровь, а в глаз» попал автор, придумав своего сыщика. Методы дедукции и индукции очень люблю до сих пор (благо на юридическом факультете данные методы вообще используются для любого исследования). Притягательность главного героя определила притягательность всех историй.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Скандал в Богемии

Для Шерлока Холмса она всегда оставалась «Той Женщиной». Я редко слышал, чтобы он называл ее каким-либо другим именем. В его глазах она затмевала всех представительниц своего пола. Не то чтобы он испытывал к Ирэн Адлер какое-либо чувство, близкое к любви. Все чувства, и особенно любовь, были ненавистны его холодному, точному, но удивительно уравновешенному уму. По-моему, он был самой совершенной мыслящей и наблюдающей машиной, какую когда-либо видел мир; но в качестве влюбленного он оказался бы не на своем месте. Он всегда говорил о нежных чувствах не иначе, как с презрительной насмешкой, с издевкой. Нежные чувства были в его глазах великолепным объектом для наблюдения, превосходным средством сорвать покров с человеческих побуждений и дел. Но для изощренного мыслителя допустить такое вторжение чувства в свой утонченный и великолепно налаженный внутренний мир означало бы внести туда смятение, которое свело бы на нет все завоевания его мысли. Песчинка, попавшая в чувствительный инструмент, или трещина в одной из его могучих линз – вот что такое была бы любовь для такого человека, как Холмс. И все же для него существовала одна женщина, и этой женщиной была покойная Ирэн Адлер, особа весьма и весьма сомнительной репутации.

За последнее время я редко виделся с Холмсом – моя женитьба отдалила нас друг от друга. Моего личного безоблачного счастья и чисто семейных интересов, которые возникают у человека, когда он впервые становится господином собственного домашнего очага, было достаточно, чтобы поглотить все мое внимание. Между тем Холмс, ненавидевший своей цыганской душой всякую форму светской жизни, оставался жить в нашей квартире на Бейкер-стрит, окруженный грудами своих старых книг, чередуя недели увлечения кокаином с приступами честолюбия, дремотное состояние наркомана – с дикой энергией, присущей его натуре.

Как и прежде, он был глубоко увлечен расследованием преступлений. Он отдавал свои огромные способности и необычайный дар наблюдательности поискам нитей к выяснению тех тайн, которые официальной полицией были признаны непостижимыми. Время от времени до меня доходили смутные слухи о его делах: о том, что его вызывали в Одессу в связи с убийством Трепова, о том, что ему удалось пролить свет на загадочную трагедию братьев Аткинсон в Тринкомали, и, наконец, о поручении голландского королевского дома, выполненном им исключительно тонко и удачно.

Однако, помимо этих сведений о его деятельности, которые я так же, как и все читатели, черпал из газет, я мало знал о моем прежнем друге и товарище.

Однажды ночью – это было 20 марта 1888 года – я возвращался от пациента (так как теперь я вновь занялся частной практикой), и мой путь привел меня на Бейкер-стрит. Когда я проходил мимо хорошо знакомой двери, которая в моем уме навсегда связана с воспоминанием о времени моего сватовства и с мрачными событиями «Этюда в багровых тонах», меня охватило острое желание вновь увидеть Холмса и узнать, над какими проблемами нынче работает его замечательный ум. Его окна были ярко освещены, и, посмотрев вверх, я увидел его высокую, худощавую фигуру, которая дважды темным силуэтом промелькнула на опущенной шторе. Он быстро, стремительно ходил по комнате, низко опустив голову и заложив за спину руки. Мне, знавшему все его настроения и привычки, его ходьба из угла в угол и весь его внешний облик говорили о многом. Он вновь принялся за работу. Он стряхнул с себя навеянные наркотиками туманные грезы и распутывал нити какой-то новой загадки. Я позвонил, и меня проводили в комнату, которая когда-то была отчасти и моей.

Он встретил меня без восторженных излияний. Таким излияниям он предавался чрезвычайно редко, но, мне кажется, был рад моему приходу. Почти без слов, он приветливым жестом пригласил меня сесть, подвинул ко мне коробку сигар и указал на погребец, где хранилось вино. Затем он встал перед камином и оглядел меня своим особым, проницательным взглядом.

– Семейная жизнь вам на пользу, – заметил он. – Я думаю, Уотсон, что с тех пор, как я вас видел, вы пополнели на семь с половиной фунтов.

– На семь.

– Правда? Нет, нет, немного больше. Чуточку больше, уверяю вас. И снова практикуете, как я вижу. Вы мне не говорили, что собираетесь впрячься в работу.

– Так откуда же вы это знаете?

– Я вижу это, я делаю выводы. Например, откуда я знаю, что вы недавно сильно промокли и что ваша горничная большая неряха?

– Дорогой Холмс, – сказал я, – это уж чересчур. Вас несомненно сожгли бы на костре, если бы вы жили несколько веков назад. Правда, что в четверг мне пришлось быть за городом и я вернулся домой весь испачканный, но ведь я переменил костюм, так что от дождя не осталось следов. Что касается Мэри Джен, она и в самом деле неисправима, и жена уже предупредила, что хочет уволить ее. И все же я не понимаю, как вы догадались об этом.

Холмс тихо рассмеялся и потер свои длинные нервные руки.

– Проще простого! – сказал он. – Мои глаза уведомляют меня, что с внутренней стороны вашего левого башмака, как раз там, куда падает свет, на коже видны шесть почти параллельных царапин. Очевидно, царапины были сделаны кем-то, кто очень небрежно обтирал края подошвы, чтобы удалить засохшую грязь. Отсюда я, как видите, делаю двойной вывод, что вы выходили в дурную погоду и что у вас очень скверный образчик лондонской прислуги. А что касается вашей практики, – если в мою комнату входит джентльмен, пропахший йодоформом, если у него на указательном пальце правой руки черное пятно от азотной кислоты, а на цилиндре – шишка, указывающая, куда он запрятал свой стетоскоп, я должен быть совершенным глупцом, чтобы не признать в нем деятельного представителя врачебного мира.

Я не мог удержаться от смеха, слушая, с какой легкостью он объяснил мне путь своих умозаключений.

– Когда вы раскрываете свои соображения, – заметил я, – все кажется мне смехотворно простым, я и сам без труда мог бы все это сообразить. А в каждом новом случае я совершенно ошеломлен, пока вы не объясните мне ход ваших мыслей. Между тем я думаю, что зрение у меня не хуже вашего.

– Совершенно верно, – ответил Холмс, закуривая папиросу и вытягиваясь в кресле. – Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

– Как часто?

– Ну, несколько сот раз!

– Отлично. Сколько же там ступенек?

– Сколько? Не обратил внимания.

– Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек – семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал. Кстати, вы ведь интересуетесь теми небольшими проблемами, в разрешении которых заключается мое ремесло, и даже были добры описать два-три из моих маленьких опытов. Поэтому вас может, пожалуй, заинтересовать вот это письмо.

Он бросил мне листок толстой розовой почтовой бумаги, валявшийся на столе.

– Получено только что, – сказал он. – Прочитайте-ка вслух.

Письмо было без даты, без подписи и без адреса.

Сегодня вечером, без четверти восемь, – говорилось в записке , – к Вам придет джентльмен, который хочет получить у Вас консультацию по очень важному делу. Услуги, оказанные Вами недавно одному из королевских семейств Европы, показали, что Вам можно доверять дела чрезвычайной важности. Такой отзыв о Вас мы со всех сторон получали. Будьте дома в этот час и не подумайте ничего плохого, если Ваш посетитель будет в маске.