Характеристика молодого поколения в отцы и дети. Сочинение «Мир Отцов в романе Тургенева Отцы и дети


В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Большую роль в языке романа играют сравнения. Опираясь на традиции устного поэтического творчества народа, Тургенев черпает большинство сравнений из окружающего человека мира, например: “исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам”; “мы теперь голодны, как волки”; “Васька, мальчик лет семи, с белою как лен головою…”; “Ее коса (княгини Р.) золотого цвета и тяжелая как золото, падала ниже колен”; Фенечка “высматривала как зверек”; “Дуняша… посматривала на него, пробегая мимо перепелочкой”; “Дворовые мальчишки бегали за “дохтуром”, как собачонки”.
С помощью этого приема автором дается психологическая характеристика героев, в том числе и Василия Ивановича Базарова, отца главного персонажа. Интерьер его “домика”, состоящего “из шести крошечных комнат”, говорит о том, что перед нами “маленький” человек, очевидно, небогатый, который не претендует на значимость, любит уют. Также интерьер помогает охарактеризовать деловые качества Василия Ивановича. И действительно, “толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, … бумагами”, говорит о том, что Василий Иванович занимается работой, но делает это время от времени. Отец Базарова – человек неаккуратный, за порядком, даже в своем кабинете не следит (“на полках в беспорядках теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банка, пузырьки”). О том, что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами, говорит “сломанная электрическая машина”, но это увлечение осталось в прошлом, так как она до сих пор не починена. Оружие, развешанное на стенах, говорит о том, что хозяин имел отношение к армии, к войне. И действительно, он был военным врачом. Вообще, на всем интерьере стоит печать времени, все вещи подержанные, старые, все это говорит об уходящей жизни, времени увядания и покоя. Но хозяин не желает с этим мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная мебель, что показывает желание Базарова – старшего вырваться из этого маленького мира. Здесь читатель видит противоречивость характера Василия Ивановича. В интерьере кабинета доминирует черно-белая гамма (“вензель из волос в черной рамке”, “шкаф из карельской березы”), строгая и вполне сочетаемая, что говорит о гармоничности внутреннего мира хозяина. Тот факт, что Василий Иванович читает журнал “Друг здравие” за 1855 год (хотя на дворе 1859 год) свидетельствует о том, что Базаров-старший старается идти в ногу со временем, но все-таки он не в илах угнаться за современностью.
Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глав автором показан интерьер сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича Кирсанова. Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинета Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простатой, уютом, свежестью, любовью. Читатель понимает, что в этой комнате живут простые, но тем не менее искренние люди. Икона Николая Угодника, портрет Николая Петровича, банки с его любимым вареньем и с подписями “кружовник”, говорят об искреннем чувстве Фенечки к Николаю Петровичу. В отличие от комнаты Фенечки кабинет Павла Петровича поражает своей изысканностью, монументальностью и вместе с тем отсутствием теплоты. В нем все носит печать искусственности: и библиотека “renaissance”, и бронзовые статуэтки ” на великолепном письменном столе”, и камин, и “тяжелые занавески окон” с помощью которых Павел Петрович пытается оградить себя от солнечного света. Читателю становится понятно то отчаяние, с которым Кирсанов-старший “бросился на диван”. Герой осознает свою неспособность любить и быть любимым, и сопоставление интерьеров помогает читателю разобраться в этом. В оценке персонажа немаловажную роль играет также и деталь интерьера. Тургенев активно использует подробности интерьера, окружения героя, показывая с их помощью особенности его характера.
Так, мы уже имеем определенное представление о Кукшиной, даже до ее появления. “Криво прибитая визитная карточка”, “толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные”, – все это указывает на “прогрессивные стремления хозяйки”, но прогресса, по сути, не видно. Огромное желание быть передовой женщиной, казаться современной, делает Кукшину смешной, неестественной, лишенной чувства собственного достоинства, что сразу отмечают и Базаров, и Аркадий. Однако в романе есть герои, у которых отсутствует описание комнат вообще. Это прежде всего Базаров, Аркадий и Николай Петрович Кирсанов. И это не случайно, если у Базарова вообще нет дома, нет своего очага, опоры в жизни, он даже в доме своих родителей чувствует себя как в гостях, то описания комнат у Аркадия и Николая Петровича связано, на мой взгляд, с мировоззрением самого автора. Как известно, И. С. Тургенев отвергал крайности, однобокое отношение к жизни, которую так ярко показал в образах Базарова и Павла Петровича.
Не случайно оба этих героя умирают: один физически, другой – морально. Остаются жить полноценной жизнью именно Николай Петрович и его сын. И их двойная свадьба является нравственной кульминацией романа. По мнению Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишь растворившись в ней, восприняв ее во всех ее проявлениях. Отсутствие описания комнат у отца и сына как раз говорит об этой способности, придает им типические черты и, пусть косвенно, указывает на то, за кем, по мнению автора, будущее России.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Любовь. Сильнейшее и самое могущественное из всех человеческих чувств. Она не может пройти бесследно – душа каждого человека неизбежно меняется под ее воздействием. В произведении “Отцы и дети” И. С. Тургенева любовь играет огромную роль для каждого из героев, заставляя Read More ......
  2. С первых же страниц романа “Отцы и дети” мы убеж­даемся, что И. С. Тургенев – истинный художник-пор­третист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа, проявляя его изюминку, его характер. Кроме того, в портретном описании героев Тургенев проявляет свое отношение Read More ......
  3. Нравственное противостояние героев в прозе 19 века (на примере романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”). План: 1. Символическое значение заглавия романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. 2. Идеологическое и нравственное противостояние двух поколений (на примере Николая Петровича Кирсанова Read More ......
  4. И что за таинственные отношения Меж­ду мужчиной и женщиной? И. Тургенев. Отцы и дети Одной из задач И. С. Тургенева в романе “Отцы и дети” было не только высветить социальный антагонизм аристократов и разночинцев, но и показать обычный конфликт “отцов” Read More ......
  5. Художественная форма “Отцов и детей” тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду­ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен­ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят­ся очевидными взгляды, Read More ......
  6. Самые замечательные произведения русской литературы ХIХ века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для русской литературы. Оно наглядно проявляется в заглавиях произведений, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть Read More ......
  7. Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева был написан в 1961 году. Это время конфликта между либеральной дворянской интеллигенции и разночинцами-нигилистами. Приближается шестьдесят первый год – отмена крепостного права, и в стране уже чувствуются перемены, идет накал страстей, все ждут, Read More ......
  8. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” изобилует описаниями природы, самых разных характеров и социальных типов. Невозможно представить себе какое-либо художественное произведение без окружающей его героев атмосферы, ведь именно она служит той основной канвой, холстом для всех стежков, всех мазков, Read More ......
Предметный мир в контексте характеристики героев романа “Отцы и дети” В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Однажды Иван Сергеевич Тургенев заметил, что его роман «Отцы и дети» направлен против дворян как представителей главенствующего класса. При этом автор, по собственному признанию, выбрал из всего дворянства для своего произведения лишь глубоко положительных для того, чтобы их полнейшую несостоятельность.

Дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, показан Тургеневым как аристократ, человек хорошо образованный, с отличными манерами, следящий за собой. Он является сыном генерала, в прошлом служил в столице, мог сделать блестящую карьеру военного. Однако в свое время пострадал от несчастной любви, которая опустошила его душу и лишила всего.

Разочаровавшийся в жизни Павел Петрович приезжает в далёкое имение Марьино к родному брату и остается там навсегда. Судьба кардинально изменила его окружение, но она не смогла поломать устоявшиеся манеры и сложившиеся привычки поведения.

Во взглядах героя соединилось западничество и славянофильство. Будучи молодым, он считал себя либералом. Русских людей Кирсанов называет патриархальными. Народ, по его словам, почитает предания минувших лет, живет верой и за это заслуживает уважения.

Однако при разговоре с простолюдинами Павел Петрович всегда морщится и начинает нюхать одеколон. Символом его любви к крестьянам является пепельница в виде лаптя, что стоит на его столе. Иными словами, Павел Петрович – любящий себя аристократ, покончивший с былой жизнью. Он не живет, а существует ныне. Тургенев даже написал, что герой ныне стал мертвецом.

Возникновение рядом Базарова, человека с резко противоположными взглядами и стремлениями, привнесло в вялотекущую жизнь «отцов» активность. И это вызвало некое раздражение. Евгений Базаров не воспринимает ценностей дворян, даже активно выступает против них. Не видит смысла в чтении поэзии, не понимает, как можно наслаждаться пейзажами. Смысл природы он видит лишь в возможности использования ее материалов. Базаров не верит в чувства, в том числе в любовь, воспринимая сие чувство как химическую реакцию. Поэтому Евгению было невозможным понять боль от былых сердечных мучений героя. Он видит эту историю бессмысленной и даже смешной.

Павел Кирсанов буквально с первого взгляда стал презрительно относиться к Базарову, считая того плебеем и нахалом, не достойным уважения. При этом его нельзя назвать злым человеком. Напротив, он тепло относиться к Фенечке, он уважает брата и любит племянника Аркадия. А после дуэли старший Кирсанов даже отметил мужество Евгения.

Все сказанное Базаровым буквально перечеркнуло прошлую жизнь Кирсанова. Ведь, по мнению Базарова, он старик, который сидит, ничего не делает, а все, что он говорит, только пустые слова. На это заявление Кирсанов принимается защищать не только себя, но и все дворянство. И ему удалось отыскать слабое место в философии Базарова: нигилисты все отрицают, ничего не строя взамен, а ведь так можно все разрушить.

Представителем сего поколения является брат Павла Николай Кирсанов. Он очень добрый и тихий человек. Потеряв жену, он нашел свою любовь и ныне живет в счастье рядом с Фенечкой и маленьким ребенком, у его хорошие отношения с сыном Аркадием. Его жизнь состоит из мелких повседневных забот. Он старается улучшить имение, но при этом, как и все дворяне показывает абсолютную неприспособленность к жизни.

Аркадий, несмотря на молодые годы, по своим воззрениям относится к поколению «отцов». Он учится вместе с Базаровым в университете, считает его примером для подражания, уважает в нем силу духа и принципиальность. Аркадий добрый, любит своего отца, он с ранних лет воспринял идеи дворян. Поэтому несмотря на то, что подражает Базарову и называет себя сначала нигилистом, вскоре отходит от всех этих воззрений и находит тихое счастье с Катей Одинцовой. Он видит свое будущее в создании семьи и жизни в родовом имении. Ему нравится покой и безмятежность.

Трогательными героями показаны в произведении родители Базарова. Они простые люди, живут в деревне, сына своего любят и готовы на все ради его благополучия. Отец его был военным, лично знал некоторых декабристов. Он великий созидатель. Мать Базарова была вежливой, тихой женщиной. Никогда ни на кого не повышала, только вот сплетничала иногда. Тургенев описывает стариков Базарова с особой любовью. Эта семья заложила в характер Базарова настоящие нравственности ценности и их нельзя изменить.

Своим романом Тургенев показал важность связи между поколениями. Благодаря этой невидимой нити, связующей представителей одной семьи, удается сохранить все самое ценное и хрупкое и пронести сквозь года.

Взаимоотношения «старого» и «нового» поколения — тема, которую затрагивают в своих произведениях практически все классики литературы, и Л. Н. Толстой не стал исключением. В «Войне и мире» можно проследить целую цепочку становления детей под покровительством отцов, начиная с самого раннего возраста и заканчивая последними минутами жизни.

  1. Семья Ростовых — идеал Толстого, в котором он воплотил все нравственные характеристики. Граф Ростов — человек простодушный и щедрый, который готов помочь своим детям, несмотря ни на что: он без упреков выплатил карточный долг сына и даже удовлетворил желание младшего ребёнка пойти на войну. Благодаря этому, отношения между детьми и родителями строятся на взаимном уважении и доверии, проявляющимися в желании помочь друг другу и принять выбор каждого. Например, интересно проследить развитие любовного треугольника между Наташей Ростовой, Андреем Болконским и братом Элен Курагиной — Анатолем. В семье Ростовых царит негласное правило: «Поступай так, как велит сердце» — именно этого принципа придерживаются все члены семьи. Поэтому Наташу осуждают лишь за то, что она собиралась покинуть родителей и сбежать, а не за то, что она выбрала другого мужчину. Николай Ростов, к примеру, бросил престижный университет, чтобы пойти на войну — именно в этом он видит своё главное предназначение. Родители тоже не стали перечить, уважая волю молодого человека. Это идеал взаимоотношений отцов и детей, где царит гармония, основанная на взаимоуважении.
  2. Семья Андрея Николаевича Болконского представляет собой образчик русской интеллигенции, в которой сочетаются все её признаки: знатность, богатство, влиятельность и строгость нравов. Князь Николай Болконский считает себя «первым», а значит главным — именно от его решения зависит дальнейшая судьба его детей: Андрея и Марии. И если Андрей всячески пытается отделиться от отца, то княжна Марья свыклась со своей жизнью под покровительством домашнего тирана. Именно княжна в большинстве страдает от эгоизма отца и его постоянных придирок к ней самой: он не видит «достойных» людей для своих исключительных детей, а поэтому губит их право на собственную семью. Брат с сестрой кажутся читателям закрытыми и неспособными открыть свою душу — это предубеждение: они скрывают свои истинные чувства лишь потому, что такими их воспитал отец. Таким образом, от воспитания родителей зависит судьба ребенка, поэтому ошибки представителей старшего поколения всегда отражаются на молодежи.
  3. Анатоль и Элен Курагины принадлежат к известной в Петербурге семье, главой которой является князь Василий Курагин. Старший Курагин — человек циничный, подлый и хитрый, который, несмотря на эти качества, заботится о своих детях, пытаясь «пристроить» их к наиболее успешным людям. Анатоля — к службе в полку, а Элен — к богатым «женихам». Благодаря воспитанию такого человека, как Василий, и Элен, и Анатоль выросли бесчестными и подлыми людьми, готовыми пойти на все ради собственного счастья, несмотря на несчастье других. Семья Курагиных — собирательный образ всего того, что автор осуждает в дворянстве. Ради материального преуспеяния героям ничего не стоит разрушить семью – основу общества и государства. Очевидно, что дурное поведение переделается по наследству, и единственный способ остановить это – общественный контроль над формированием молодежи.
  4. Второстепенным героем в романе «Война и мир» является старый граф Кирилл Безухов, у которого есть незаконнорождённый сын — Пьер. О жизни графа читатели практически ничего не знают за исключением того, что он был очень богат — именно это имущество и титул получает Пьер после смерти отца. В борьбе за его наследство участвуют многие знатные семьи, и только Пьер ко всему безучастен: он искренне страдает от смерти близкого человека, который очень его любил. Именно сострадание и любовь, которыми обладает Пьер, делают его по-настоящему богатым — это некое «наследство», которое он получил от отца, либерально относящегося к своим крепостным. Очевидно, что роль отцов в формировании молодого поколения нельзя недооценивать. Именно они в ответе за то, что ожидает страну в будущем. И за их положительный вклад в воспитание новых людей они достойны уважения.
  5. Яркая дворянская семья Друбецких считается одной из самых «малых» семей по количеству людей, но «больших» по значению. Княгиня Анна Друбецкая — вдова, единственной «отрадой» которой является ее сын — Борис. Характер княгини полностью передался ее наследнику: Борис так же расчётлив, хитер и практичен, а потому — опасен, ведь ради достижения собственных целей он готов пойти на интригу и унижение. И если Анна Друбецкая «вымаливает» хорошее положение ради сына, забыв о собственной гордости, то Борис женится на некрасивой Жюли Курагиной ради собственного богатства и положения. Очевидно, что ребенок берет пример с родителей, поэтому в нем отражаются пороки отца и матери. Он может избавиться от дурного наследства, но зачастую люди предпочитают плыть по течению и ничего в себе не менять.