Депрессия. Что сказать человеку? Как словами успокоить близкого человека при нервной истерике


В наше время каждый человек испытывает за день множество различных эмоций, среди которых можно встретить как позитивные, так и не очень. Истерики, нервные срывы, тяжелое эмоциональное состояние – все это негативно сказывается на здоровье нашей психики и ухудшает качество жизни.

Если вы видите, что близкий или другой небезразличный для вас товарищ находится в таком сложном состоянии, важно знать, как успокоить человека словами и своими действиями. Если мы будем помогать другим, то и они, возможно, окажут неоценимую помощь нам.

Виды эмоциональных состояний

Существует два основных вида состояний, в которых может находиться человек в случае возникновения какой-либо проблемы – это эмоциональный ступор и истерика. Действовать при этом следует совершенно по-разному.

  • Истерика в случае нервного срыва. В такой ситуации человека следует как то поддержать, несмотря на его крики и ругательства, постараться успокоить и переждать это состояние в течение 10-15 минут. Истерика чаще всего заканчивается и переходит в эмоциональный ступор.
  • Эмоциональный ступор. В этом случае ситуацию тоже нельзя пускать на самотек – близкого или любого другого необходимо выводить из этого состояния. Можно потрясти за плечи, вывести на улицу подышать свежим воздухом и прочее.

Разговаривать с человеком в обеих случаях следует мягко, не повышать тон и аккуратно затрагивать любую больную для него тему. Когда человек окончательно придет в себя, постарайтесь расспросить его о том, что произошло, по возможности предложите свою помощь. Помните, недостаточно просто успокоить человека словами, важно, чтобы он, как можно сильнее чувствовал поддержку и мог на вас положиться.

Как быстро успокоить близкого и любимого человека словами

Если ваша вторая половинка или близкий родственник находится в подавленном эмоциональном состоянии, нервы его на взводе, присутствует истерика можно попробовать следующие действия:

  • Подойдите к человеку и искренне обнимите его.
  • Успокойте словами, скажите, что все наладится со временем и будет хорошо.
  • Если посторонние редко излагают проблему в подробностях, то близкого необходимо постараться разговорить – он должен эмоционально еще раз пережить тот эпизод, который способствовал появлению подобного состояния.
  • Во время этого могут вновь дать о себе знать негативные эмоции, поэтому терпеливо выслушайте другого, не повышайте голос, а просто посочувствуйте ему.
  • Предложите помощь – близкие еще больше нуждаются в ней, чем другие люди. Они хотят чувствовать, что не одни в этом мире, их есть, кому поддержать.
  • Предложите свои варианты решения проблемы, так как со стороны гораздо виднее, как поступить, в том или ином случае.
  • После того как близкий окончательно успокоился, отвлеките его от неприятных мыслей. Сделать это непросто, но при желании вполне реально. Выйдете на реку, в лес, сходите куда-нибудь – в театр, кино, развлекательный комплекс, пейнтбол и прочее.

Все эти мероприятия помогут успокоить нервного человека, которого гложет какая-либо проблема.

Что нельзя делать в подобные моменты?

Никогда не читайте человеку в таком состоянии морали!

  • Нельзя читать человеку «морали». Это вызывает чувство вины, близкий еще больше закрывается в себе, состояние его ухудшается, что может привести к затяжной депрессии с серьезными последствиями.
  • Никогда не сравнивайте его проблему со своей. Он может подумать, что вы считаете его неприятность незначительной или наоборот чересчур серьезной. Попытайтесь войти в его положение и просто проанализировать ситуацию.
  • Эмоции передаются, поэтому старайтесь, когда вы будете успокаивать другого человека словами, не войти в его состоянии. Это чревато усугублением ситуации.

Применяйте эти советы, чтобы успокоить близкого или другого человека, после чего он сможет собраться с силами и начать конструктивно действовать по решению своей проблемы.

За день человек испытывает множество чувств, эмоций, некоторые из них мы можем контролировать, а некоторые - крайне тяжело поддаются этому. Как справиться с неконтролируемыми эмоциями, вышедшими за рамки обычного поведения и эмоционального состояния человека, такими как истерика, отчаяние, эмоциональный срыв? Как помочь человеку, когда он в состоянии истерики или полного отчаяния?


В такие моменты очень важно, чтоб кто-то был рядом с человеком, переживающим столь мощные эмоции.

Первое, что необходимо, когда человек уже погружен в состояние истерики, тоски, печали, это просто обнять его , крепко и с любовью, ведь человеку сейчас очень не просто. И в этот момент слова не нужны, посидите так, пока эмоции не улягутся.

Далее внимательно, не перебивая, выслушайте человека , искренне проявите заинтересованность в его проблеме, войдите в его положение. Необходимо, чтобы человек выговорился, как бы проговорил свою проблему, с подробностями. В течение разговора могут снова бушевать эмоции, вторая волна истерики, но проявите терпение, успокаивая вновь.

Во время разговора, человек всё еще на грани срыва и поэтому тщательно подбирайте слова, чтоб не задеть ни чем этот бушующий «вулкан» эмоций. Такие фразы как «Будь выше», «Да это такие мелочи» или «Соберись!» оставьте их на потом, они могут только заставить человека стесняться своего состояния. Он поймет, что его поведение вышло за рамки приличия, и свернет свою проблему вовнутрь, чего нельзя допускать в таких ситуациях.

Есть два варианта: либо не доводить себя до таких состояний, либо если это случилось уже, полностью дать этому состоянию проявиться, выйдя наружу. Поэтому лучшим вариантом будет спокойно выслушать приятеля, изредка соглашаясь с ним и полностью войдя в его положение, в ту ситуацию, в которой он оказался. Так он постепенно успокоится. Не делайте безразличный вид, постарайтесь понять, ведь и вы могли оказаться на его месте в такой же ситуации, и вам бы тоже захотелось теплоты и внимания в такие минуты.

Возможно, вашему собеседнику нужна будет помощь, совет, поэтому спросите, можете ли вы чем-то ему помочь в данной ситуации . Иногда достаточно просто побыть рядом с этим человеком.

После такого эмоционального всплеска помогите человеку прийти в нормальное состояние, отвлекая его от проблемы . Если есть возможность, сходите на природу вместе, приготовьте что-то особенное, посмотрите комедию.

Такие эмоциональные состояния очень истощают морально человека, ваша задача поддержать и помочь восстановить баланс. Иногда одному тяжело справиться с самим собой.

Порой, истерика заходит далеко и продолжается больше часа. Что делать в таких ситуациях?

Начните задавать отвлекающие простые вопросы, человек начнет понемногу отвечать на них, включит логическое мышление и, тем самым, понизит свой эмоциональный всплеск. Так быстро снимается аффективное напряжение и приводит к трезвой оценки ситуации.

При продолжительной истерике, которая может длиться часами и приводящая чуть ли не до физического обморока, нужно иногда задействовать крайние меры.

В таких случаях можете попробовать вернуть человека в чувство жестким способом – дать пощечину, резко дернуть за руку или сделать нечто подобное. Это будет немного шоком для него, но поможет отвлечь его от состояния, в которое он так глубоко погрузился. Это выведет человека «на поверхность» на некоторое время и поможет вернуть самоконтроль над собой.

Именно здесь необходимо заставить человека проговорить его состояние, проблему, ситуацию, в которой он оказался. Далее, поддержать, как было описано выше, и помочь найти решение проблемы или выход из сложившейся ситуации.

Порой, человек заходит в тупик и начинает биться от бессилия, не находя выхода. Но взгляд «со стороны» другого человека может с легкостью найти его. Подскажите человеку или поделитесь своими домыслами по этому поводу, а далее собеседник сам сможет справиться.

Чего же не стоит делать в подобных ситуациях?

Во-первых, в такие моменты неуместно учить, наставлять или читать лекции человеку : «Я же тебе говорила, что его нужно опасаться/ нужно быть внимательной/ нельзя так делать». Это только разбудит в нем чувство вины, что усугубит его положение и отяжелит состояние.

Во-вторых, выслушав рассказ собеседника, не следует упоминать о своей проблеме, которая вам кажется схожей с вашей. Это переводит разговор в другое русло, переводя на себя, вы оставляете без внимания расстроенного человека. Не нужно сравнивать проблемы, давать оценку ситуации, уменьшать значимость случившегося или наоборот преувеличивать масштабы произошедшего. Да, наши проблемы схожи все по своей сути, но все же есть свои особенности и их не следует равнять под одну гребенку. Лучше попробовать разобраться в ситуации друга и советовать, исходя из собранных данных.

И напоследок еще один маленький совет для тех, кто оказался рядом с человеком, находящимся в эмоциональном состоянии.

Не допустите своего погружения в такое же состояние . Войти в положение собеседника не означает перенять его эмоциональное состояние, а просто попытаться понять его положение. Это не секрет, что эмоции передаются, но постарайтесь не вовлекаться в них, иначе вы никак не сможете помочь своему собеседнику, войдя в такое же состояние. Будьте бдительны.

Следуя нашим советам, вы поможете вашему собеседнику быстро успокоиться и начать конструктивно мыслить для решения проблемы.

Тим Лоуренс, психотерапевт и журналист, написал статью, в которой рассказывает, как можно реально помочь человеку, испытывающему горе. Он предупреждает, что с расхожими фразами, которые принято произносить для поддержки, нужно быть острожнее - они могут ранить еще сильнее.

Мы публикуем статью Тима, который сам пережил потерю близких в юном возрасте и знает, что действительно нужно нам в сложные времена.

Я слушаю, как один мой приятель-психотерапевт рассказывает про свою пациентку. Женщина попала в ужасную аварию, она постоянно испытывает боль и у нее парализованы конечности. Я слышал эту историю уже раз десять, но меня всякий раз шокирует одна вещь. Он сказал бедняге, что трагедия привела к позитивным изменениям в ее жизни.

«Все в жизни происходит не случайно», - вот его слова. Меня удивляет, насколько эта банальность глубоко укоренилась даже среди психотерапевтов. Эти слова ранят и ранят жестоко. Он хочет сказать, что происшествие заставляет женщину расти духовно. А я считаю, это полный бред. Авария сломала ее жизнь и разрушила мечты - вот что случилось и абсолютно ничего хорошего в этом нет.

Самое важное: подобный настрой мешает нам делать то единственное, что мы должны делать, когда у нас беда - горевать. Хорошо говорит об этом мой учитель Меган Дивайн: «Кое-что в жизни нельзя исправить. Это можно только пережить» .

Мы горюем не только тогда, когда кто-то из близких умирает. Мы предаемся печали, когда уходят любимые, когда рушатся надежды, когда настигает серьезная болезнь. Нельзя исправить потерю ребенка и предательство близкого человека - это можно только пережить.

Если с вами стряслась беда, и кто-то говорит вам следующие затертые фразы: «все, что не случается - к лучшему», «это сделает тебя лучше и сильнее», «это было предопределено», «ничего не случается просто так», «надо взять на себя ответственность за свою жизнь», «все будет хорошо» - можете смело вычеркивать этого человека из своей жизни.

Когда мы говорим своим друзьям и родным подобные слова, даже с лучшими намерениями, мы отказываем им в праве на скорбь, печаль и грусть. Я сам пережил огромную потерю, и меня каждый день преследует вина за то, что я до сих пор живу, а мои близкие - больше нет. Моя боль никуда не ушла, я просто научился направлять ее в нужное русло, работая с пациентами, и лучше понимать их.

Но ни при каких условиях мне бы не пришло в голову сказать, что эта трагедия стала подарком судьбы, которая помогла мне вырасти духовно и профессионально. Говорить так - означает топтать память любимых людей, которых я потерял слишком рано, и тех, кто столкнулся с подобной бедой, но не смог с ней справиться. И я не собираюсь притворяться, что для меня это было легко, потому что я сильный, или что я стал «успешным», потому что смог «принять на себя ответственность за свою жизнь».

Современная культура относится к скорби как к проблеме, которую нужно исправить, или как к болезни, которую нужно лечить. Мы делаем все, чтобы заглушать, вытеснять свою боль или как-то ее трансформировать. И когда вы вдруг сталкиваетесь с несчастьем, люди вокруг вас превращаются в ходячие банальности.

Так что же говорить друзьям и близким, попавшим в беду, вместо «все в жизни не случайно»? Последнее, в чем нуждается человек, раздавленный несчастьем, это совет или наставление. Самая важная вещь - понимание.

Скажите буквально следующее: «Я знаю, что тебе больно. Я здесь, с тобой».

Это означает, что вы готовы находиться рядом и страдать вместе с близким человеком - и это невероятно мощная поддержка.

Для людей нет ничего важнее, чем понимание. Оно не требует никаких специальных навыков и подготовки, это просто готовность быть рядом и оставаться рядом столько, сколько потребуется.

Будьте рядом. Просто будьте рядом, даже когда вам неуютно или кажется, что вы ничего полезного не делаете. На самом деле, именно тогда, когда вам неуютно, стоит делать над собой усилие и оставаться рядом.

«Я знаю, что тебе больно. Я рядом».

Мы так редко позволяем себе войти в эту серую зону - зону ужаса и боли - но именно там кроются корни нашего исцеления. Оно начинается, когда есть люди, готовые идти туда вместе с нами.

Я прошу вас, сделайте это для своих близких. Вы, возможно, никогда об этом не узнаете, но ваша помощь будет бесценна. И если вы когда-нибудь попадете в беду, найдите человека, готового быть рядом. Я гарантирую, он найдется.

Все остальные могут идти.

В статье вы узнаете:

Как успокоить человека в истерике психологическими методами?

Привет, друзья! Вам приходилось сталкиваться с неадекватным поведением близких людей, друзей? Мне приходилось. И это было не самым приятным занятием. Я тогда растерялась и не понимала, что делать, как успокоить человека в истерике. Во-первых, за него было страшно – неизвестно, что он вытворит. Во-вторых, ужасно чувствовать собственное бессилие, когда очень хочешь помочь.
Но это было давно в прошлом. Мы все иногда слегка теряем крышу от ветра перемен. И, как оказать первую помощь пострадавшему, я теперь знаю, умею, практикую. И, конечно, охотно поделюсь с вами своими находками.

Не дайте урагану разбушеваться

Человек, который находится в истерическом припадке, много кричит, эмоционально говорит, может плакать, совершать нервные движения и необдуманные поступки. Глубинная цель такого поведения – демонстративная, желание вовлечь в собственный вулкан переживаний.
Поэтому задача того, кто рядом, потушить его еще на стадии зачатия. Но не словами , они в этом случае могут не помочь, а, наоборот, навредить. Любая ответная реакция, тем более такая же эмоциональная и негативная, способна спровоцировать дальнейшее развитие нервного срыва.

Чтобы успокоить человека, нужно в первые же минуты дать валерьянки или поднести нашатырь. Любое успокоительное, кроме спиртного! Также придерживайтесь правила, молчание – золото. То есть не пытайтесь успокоить словесно и тем более не горячитесь в этой ситуации сами, не ругайтесь и не кричите.
Лучше крепко обнимите и подождите, пока эмоции улягутся. Через пару минут начинайте аккуратно, спокойно задавать вопросы и обсуждайте проблему.

Накал страстей

Если же процесс не остановить и на ваши попытки реакции нет, то придется прибегнуть к жестким методам. Когда человека бьет дрожь и его трясет, то обнимать и успокаивать смысла уже нет. Нужны действия, которые отвлекут человека от его состояния.
Чтобы остановить истерику, нужно задать отвлекающие вопросы, которые включат логику нашего психически пострадавшего. Спросите о работе, детях, о том, что не связано с проблемой. Пытайтесь включить мозги «съехавшего с катушек». Этот метод, кстати, хорош, если вам приходится успокаивать человека по интернету.
Если попытка безнадежна, переходите к физическим действиям:

— хлопните в ладоши
— нажмите на болевую точку чуть ниже локтевого сгиба
— дайте пощечину, но остерегайтесь, чтобы вас не укусили
— встряхните за плечи два-три раза
— плесните стакан воды
— облейте водой под душем
— уроните стул
— запрыгните на подоконник, стол

Такие отвлекающие действия могут выдернуть человека из его состояния и успокоить разбушевавшиеся нервы. После этого следует дать короткие команды «Выпей воды!», «Пойдем со мной!», «Ляг!», они также способствуют восстановлению нормальной психики.
Поскольку после истерики, как правило, наступает упадок сил, то в соответствии с командами дайте стакан холодной воды или горячий чай и уложите в кровать. Теперь вы можете утешить словами, поддержать, ободрить, поговорить. Но, ни в коем случае не читать моралей и не поучать! «Я же говорил», «Я предупреждал» — таких фраз быть не должно.

Техника безопасности

Пытаясь остановить неадекватное поведение, подумайте и о правилах безопасности:
1. Ни в коем случае не оставляйте человека одного. Будьте рядом, если истерика продолжается. Исключение может быть, когда процесс только начался и вы можете в любой момент быстрее, чем за 1 минуту вернуться к пострадавшему.
2. Уберите из помещения все опасные предметы. Особенно их много на кухне. Поэтому спрячьте ножи и вилки, либо уведите человека в другую комнату.
3. В начале статьи я упомянула о том, что истерика вызвана демонстративными причинами, поэтому необходимо очистить помещение от всех третьих лиц. А если истерика произошла на улице или в толпе, то уведите в уединенное место. Лишите актера его зрителей.

Подумайте и о психологической безопасности человека, который был выбит из колеи. После того, как он успокоился, обязательно поговорите с ним о проблеме. Не оставляйте его одного наедине со своей бедой. Не уводите разговорами в другое русло, а спокойно и внимательно выслушайте.
Подчеркну, что при этом важно самому не заразиться чужими эмоциями. Избегайте излишнего сочувствия, жалости. Если требуется – дайте выплакаться. Но подумайте и о собственном состоянии, не принимайте все близко к сердцу.
Кроме того, не давайте в этой ситуации никаких рекомендаций и не предлагайте решения проблемы. Поскольку в данный момент идет процесс осознания произошедшего. Решать это каким-либо образом человек сейчас не способен. А ваши предложения могут только вызывать новую волну переживаний.

Если истерит ребенок

Для грудных малышей громкий плач – сигнал о дискомфорте, боли, неудовлетворенной потребности. Для деток же постарше – плач, истерика нередко способ манипуляции родителями для получения желаемого.
И, как правило, разбушевавшегося ребенка родителям очень сложно успокоить. Как бы они ни уговаривали, ни увещевали или угрожали, ничего не получается. Со временем такие манипуляции становятся привычной моделью поведения.

Задача же мам и пап приучить свое дитя к тому, что не все его желания могут исполнятся. Как же остановить бурные протесты малыша?
1. Родителям следует овладеть в первую очередь собой. Нет смысла сейчас объяснять ребенку причины отказа, кричать на него и нападать. И тем более нет нужды наказывать! Если это сложно, отойдите от него сторонку. Но без эмоциональных всплесков и комментариев, спокойно.
2. Если вы видите, что ваше чадо само испугано собственной реакцией и «психом», то обнимите его, окажите поддержку. Объясните, если он при этом не проявит раздражения, что такое бывает и это пройдет. Малышу не стоит по этому поводу переживать.
3. Далее отвлеките ребенка игрой, интересным мультиком, вкусняшкой. И не акцентируйте внимание на случившемся.
4. К сожалению, чаще всего дети начинают себя неконтролируемо вести в магазинах, поликлиниках, на улице. В этом случае необходимо уйти туда, где меньше людей и отвернуться от плачущего дитя. Лишенный зрителей, он быстро прекратит шуметь.

Кроме того, что главная задача – не вестись на провокации, родители должны понять, почему их кровинушка так поступает. Возможно, это единственный способ заявить о своих желаниях, когда родители излишне авторитарны. Тогда вам стоит пересмотреть свое отношение к дитю и стать более демократичными.
Или она так поступает, потому что не умеет проявлять свои эмоции. В этом случае, нужно научить этому. Например, рассказывать об эмоциях, которые испытывает ребенок. «Сейчас ты раздражен, но это временно», «Я вижу, что ты сейчас злишься» и т.д.

Превентивные меры

Самый лучший способ от стрессовых ситуаций для взрослых и детей – это не допускать их. Конечно, мы не можем повлиять на события, которые не зависят от нас. Например, трудности на работе, аварии или потеря близкого. Но многих нервных состояний можно избежать, вовремя обсуждая проблемы.
Не ждать, когда они накопятся и взорвутся, а проговаривать, проявлять эмоции по отношению к ним. Выплескивать все, что неприятно душе. Если необходимо, вовремя обращаться к специалистам. Или использовать те психологические методы, о которых я вам сегодня рассказала.

С любовью к вам, Джун!
Напомню, что вы можете оформить подписку на новости. А если вам понравилась статья – поделитесь с друзьями. Всем пока!

Все мы знаем, как тяжело оказаться в ситуации, когда нужно утешить кого-то, а правильных слов не находится.

К счастью, чаще всего люди не ждут от нас конкретных советов. Им важно почувствовать, что кто-то их понимает, что они не одиноки. Поэтому сначала просто опишите, что вы чувствуете. Например, с помощью таких фраз: «Я знаю, что тебе сейчас очень тяжело», «Мне жаль, что тебе приходится так нелегко». Так вы дадите понять, что действительно видите, каково сейчас близкому человеку.

2. Подтвердите, что эти чувства вам понятны

Но будьте осторожны, не перетягивайте всё внимание на себя, не пытайтесь доказать, что вам было ещё хуже. Упомяните вкратце, что раньше тоже оказывались в подобном положении, и расспросите подробнее о состоянии того, кого вы утешаете.

3. Помогите близкому человеку разобраться в проблеме

Даже если человек ищет способы разрешения тяжёлой ситуации, сначала ему нужно просто выговориться. Особенно это относится к женщинам.

Так что подождите предлагать решения проблемы и выслушайте. Это поможет тому, кого вы утешаете, разобраться в своих чувствах. Ведь иногда бывает легче понять собственные переживания, рассказывая о них другим. Отвечая на ваши вопросы, собеседник может сам найти какие-то решения, понять, что всё не так плохо, как кажется, да и просто почувствовать облегчение.

Вот несколько фраз и вопросов, которые можно использовать в таком случае:

  • Расскажи, что случилось.
  • Скажи, что тебя беспокоит.
  • Что к этому привело?
  • Помоги мне понять, что ты чувствуешь.
  • Что тебя пугает больше всего?

При этом старайтесь избегать вопросов со словом «почему», они слишком похожи на осуждение и только разозлят собеседника.

4. Не преуменьшайте страдания собеседника и не пытайтесь его рассмешить

Когда мы сталкиваемся со слезами близкого человека, мы, что вполне естественно, хотим развеселить его или убедить, что его проблемы не так уж страшны. Но то, что нам самим кажется пустяком, часто может расстраивать других. Поэтому не преуменьшайте страдания другого человека.

А если кто-то действительно переживает из-за пустяка? Спросите, есть ли какие-то данные, которые расходятся с его взглядом на ситуацию. Потом предложите своё мнение и поделитесь альтернативным выходом из положения. Здесь очень важно уточнить, хотят ли услышать ваше мнение, без этого оно может показаться слишком агрессивным.

5. Предложите физическую поддержку, если это уместно

Иногда людям совсем не хочется разговаривать, им просто нужно ощутить, что рядом есть близкий человек. В таких случаях не всегда легко решить, как себя вести.

Ваши действия должны соответствовать обычному поведению с тем или иным человеком. Если вы не слишком близки, достаточно будет положить руку на плечо или слегка приобнять. Также смотрите на поведение другого человека, возможно он сам даст понять, что ему нужно.

Помните, что не следует слишком усердствовать, когда утешаете : партнёр может принять это за заигрывание и обидеться.

6. Предложите способы решения проблемы

Если человеку требуется только ваша поддержка, а не конкретные советы, вышеперечисленных шагов может быть достаточно. Поделившись своими переживаниями, ваш собеседник почувствует облегчение.

Спросите, можете ли вы сделать что-то ещё. Если разговор происходит вечером, а чаще всего так и бывает, предложите лечь спать. Как известно, утро вечера мудренее.

Если же необходим ваш совет, спросите сначала, есть ли у самого собеседника какие-то идеи. Решения принимаются охотнее, когда исходят от того, кто сам находится в спорной ситуации. Если тот, кого вы утешаете, смутно представляет, что можно сделать в его положении, помогите разработать конкретные шаги. Если он совсем не знает, как поступить, предложите свои варианты.

Если человек грустит не из-за какого-то конкретного события, а потому, что у него , сразу же переходите к обсуждению конкретных действий, которые могут помочь. Или предложите заняться чем-нибудь, например вместе пойти на прогулку. Лишние размышления не только не помогут избавиться от депрессии, но и, наоборот, усугубят её.

7. Пообещайте поддерживать и дальше

В конце разговора обязательно упомяните ещё раз, что понимаете, как тяжело сейчас близкому человеку, и что вы готовы и дальше во всём его поддерживать.