Чем привлекает образ дома главных героев в произведении Булгакова "Белая гвардия? Анализ интерьера дома турбиных в романе белая гвардия.


По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных - это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта - это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью - общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных - это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных - это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности - семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом - живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в "Белой гвардии" имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей - их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Читайте также.

Но развитие ситуации приводит к расширению романного пространства: дом сменяется площадью, площадь – космосом. Дом, Город и Космос представляют собой три пространственных и смысловых центра, к которым тяготеет действие.

Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель.

Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитации из Лермонтова, Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С. Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича. Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей – их психологический облик: нравственное здоровье, цельность, искренность, доброжелательность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально, воскрешающая Алексея.

Турбины чувствуют связь не только друг с другом, но и с русской государственностью, с историей. Заданное эпиграфом сопоставление с «Капитанской дочкой» подчеркивает, что – обыкновенная дворянская семья. Такой акцент столь же принципиален для Булгакова, сколь он был принципиален для Пушкина, избравшего в качестве героев исторического романа Гриневых и Мироновых. Речь идет о тех, на ком держалась русская государственность, потому что ни Гриневы, ни Турбины не были частными людьми. Над Турбиными реет в вышине фигура крестителя Руси; в старой гимназии Алексей , видя на картине Александра Первого на коне перед войсками, спрашивает себя: неужели это было? В доме Турбиных Капитанская Дочка и Наташа Ростова напоминают об испытаниях русской государственности.

Турбины даны автором в тот момент, когда семью постигает утрата (смерть матери), когда в Дом вторгаются чуждые ему начала хаоса, разлада. Символическим воплощением их становится новый лик Города. Город предстает в романе в двух временных координатах – прошлом и настоящем. В прошлом он не враждебен Дому. Город, с его садами, крутыми улочками, днепровскими кручами. Владимирской горкой со статуей святого Владимира, сохраняя неповторимый облик Киева, праматери русских городов, выступает в романе как символ русской государственности, которую грозят уничтожить волны скоропадщины, петлюровщины, «корявый мужичонков гнев».

Введение в текст цитаты из рассказа Бунина « » побуждает сопоставить Город, носящийся в океане народного гнева, с апокалиптическим образом корабля цивилизации, на палубе которой пляшут пассажиры, не помня о лежащем в трюме цинковом гробу и не видя смеющегося Дьявола на скале, наблюдающего человеческую комедию.

На улицах льется кровь, чернеет снег, в трюме Города-корабля складываются безымянные мертвые тела. Гибнет государственность, гибнет христианская культура.

Под пером Булгакова вселенский катаклизм превращается в эксцентрическое зрелище, центральная сцена которого – пародийно поданное богослужение в православном соборе, с дьяволом в рясе на колокольне. Апокалиптические мотивы звучат то трагически, то принимают комический тон; так, сцена с кражей у Василисы часов-глобуса травестирует евангельское «и времени больше не будет».

Семья Турбиных, два брата и сестра, в каждом из которых по-своему преломляются родовые черты, пытаются решить вопрос, как жить. Опорой семьи в романе является Елена, воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад дома. На ее фоне старший брат, Алексей Турбин, на долю которого падает основной груз смятения и растерянности, выглядит человеком, которому с трудом дается определенная линия поведения. Восемнадцатилетний Николка, в отличие от него, куда более активно ищет свое место в событиях, способен к активным самостоятельным действиям.

Самое страшное в положении Турбиных – утрата ими их социальной роли, утрата незыблемой системы оценок, затрудняющая для них решение проблемы чести. Турбины понимают честь как прямое следование своему долгу, как следование своим монархическим идеалам, присяге на верность царю и отечеству. Но канула империя, служить которой было делом долга и чести русского офицера, нет армии, нет оружия, нет идеи.

У Толстого судьбу отечества решали отдельные человеческие поступки, которые складывались в событие, поворачивавшее историю. У Булгакова Турбин не подает руки Тальбергу, Най-Турс спасает юнкеров от бессмысленной смерти, Николка Турбин отдает долг памяти Най-Турсу, предав его тело земле. Но эти нравственные поступки ровным счетом ничего не меняют в общем раскладе сил, не спасают Город от гибели. История смеется над Турбиным, обретая вид «кошмара в брюках в крупную клетку»: «Голым профилем на ежа не сядешь!.. Святая – страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя».

История у Булгакова толкает человека на путь релятивизма, трусости, двурушничества. Но могут ли принять такой путь автор и его любимые герои? Каким, по Булгакову, может быть нравственное поведение в ситуации, оборачивающейся к человеку сатанинским лицом? Ответ на этот вопрос связан с верой Булгакова в существование высшей инстанции, для которой не пропадают нравственные усилия людей, чьей энергией может свершиться чудо – такое, как спасение Алексея Турбина. Булгаков дает возможность ощутить предел отчаяния героев, разверзшуюся перед ними бездну, откуда чудом любви возможен исход: воскресение Алексея Турбина, движение его души от ненависти к любви. Герои Булгакова расстаются со старыми мечтаниями, но не намерены увлечься созданием очередного мифа о стране социальной справедливости. Сохранить себя как культурную силу, хранить русскую культуру – вот путь, который они выбирают, обнаруживая волю к продолжению истории, как обнаруживает ее создавший их писатель.

Обратившись к национально-исторической проблематике, М. Булгаков в «Белой гвардии», используя интертекстуальные связи, сопровождая сюжетный план развитием многозначных лейтмотивов, создает философский роман, рассматривающий как основу поведения человека в ситуации предельной концентрации исторического зла.

Если домашнее задание на тему: » Дом Турбиных оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» Дружно... живите. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Протасова А. И.

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Россия

Образ-мотив дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

В мифопоэтическом контексте творчества М.А. Булгакова,главным элементом является образ-архетип. Архетипичность выступает не только содержательно-смысловой сферой художественного обобщения действительности, но и особой формой мифомышления писателя, отразившего в своих произведениях уникальный духовный опыт русского народа.

Одним из главных образов в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» является образ дома. В первой части романа автор подчеркивает традиции семьи, издавна сложившийся уклад жизни и семейных отношений: «… в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грелаи растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышашей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях… » . Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, которые навсегда сохранились впамяти, укрепились привычками и стали частью характера самого рода Турбиных.

Эпитет «светлая королева», который появляется в самом начале «Белой гвардии», говорит об отношении Турбиных к матери Елене, хранительнице домашнегоочага. Елена руководила воспитанием детей и заботилась об их образовании. Много сил она отдавала сохранению в семьеатмосферы дружбы. Именно дружбе, придававшую такую устойчивость семье Турбиных, просвещены многие страницы романа М.Булгакова.

Писатель с необыкновенной точностью описывает интерьер, который окружает семью Турбиных: «… этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потёртые ковры, пёстрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV … лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золочёные чашки, серебро, портреты, портьеры…»

Центром интерьера - и всего дома – является «пышущая жаром» изразцовая печь, легендарный домашний очаг, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

М.А.Булгаков показывает нам атмосферу десятилетиями складывавшегося быта, прочно основанного на православном мировосприятии, которое формировало и питало лучшие качества национального сознания, лучшие свойства души русского человека.

Семья Турбиных не замыкается в своем мире, не утрачивает связи с окружающим миром, находясь в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивает понятий о чести.

Весь интерьер дома наполнен олицетворением: живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, и герой детской книжки Саардамский Плотник. …Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому постижению жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Турбины для М. Булгакова – это идеал семьи. В них отразились все нужные для крепкой семьи человеческие качества: доброта, честность, взаимопонимание, любовь. Но герои дороги М. Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город.

Дом и Город – два главных неодушевлённых героя книги. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображённый со всеми чертами семейной идиллии,живёт, дышит, страдает, как живое существо. Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных весёлых гостей… И Город – безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами чужих солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы.

Для Турбиных дом – это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. В романе «Белая гвардия» чётко прослеживается связь семьи с церковью: Алексей Турбин обращается за помощью к отцу Александру; Елена, когда просит Бога о помощи опускается перед «Старой иконой в тяжёлом окладе» на колени, убрав из-под них ковёр (эта деталь, считается принятой в православном обиходе) и т.д. Это говорит о том, что дети Турбиных росли и воспитывались в верующей в Бога семье.

Список литературы

1. И. Ф. Бэлза. Булгаков М. А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы. М.: Правда, 1989. – 576 с.

2. А. Караганов, В. Лакшин. Булгаков М. А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.1 Записки юного врача; Белая гвардия; Рассказы; Записки на манжетах / Вступ. статья В. Лакшина; Подгот. текста М. Чудаковой. – М.: Художественная литература, 1992. 623 с.

3. В. В. Петелина. Булгаков М. А. Письма. Жизнеописание в документах. – М.: Современник, 1989. – 576 с.

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

«Образ Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

(учитель Васильева Т.А. МОУ СОШ № 3)

Цель :

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая : развивать у учащихся умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, сообщения учащихся.

Ход урока

На доске эпиграф:

« Никогда не срывайте абажур с лампы! Абажур священен..».

«Белая гвардия» М.Булгаков.

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Ю.М. Лотман

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя .

В романе Булгакова «Белая гвардия» бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Водоворот событий сокрушает человека, прерывает мирное течение жизни. Обратим внимание на один из эпиграфов романа, из «Капитанской дочки»: «…В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». Итак, заданный эпиграфом произведения мотив беды, угроз, испытаний развивается с первых же страниц романа. Пушкинский глас долетает сквозь буранный вой и мглу другого века до булгаковского слуха. У кого из поэтов XX века тоже встречается образ бурана, ветра?

Ответы учащихся: Образы ветра, метели, как предвестников жизненных бурь, встречаются в произведениях Блока: поэма «Двенадцать» - революция как стихия.

Учитель : Но героям Булгакова удается еще какое-то время защищаться и защищать свой дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую «непогоду», согревают с первых страниц булгаковского романа.

А что такое «дом» в нашем понимании?

Ответы учащихся : Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

Учитель: А сейчас узнаем , что явилось прототипом дома, описанным писателем в романе. Послушаем сообщение учащегося о семье Булгакова.

Выступление ученика: В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома N 13 по Алексеевскому спуску, где царили взаимопонимание, уют, атмосфера высокой интеллигентности. Из воспоминаний К.Г.Паустовского о Булгакове: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Было в этой семье что-то чеховское, от «Трех сестер», что-то театральное». Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви,- в очень живописном киевском переулке. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и до пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, споры, смех, пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни».

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа .

Учитель: Проведем параллель между произведениями литературы XX и XIX в. Вспомните, в какой семье романа Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим похожую атмосферу дома? В чем сходство?

Ответы : Семья Ростовых очень похожа на семью Турбинных. В семьях царит атмосфера доверия и любви, простота общения и взаимное уважение. Но есть и «чужой» в каждом доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова - Тальберг, муж Елены. Учащиеся обращают внимание на сходство фамилий.

Учитель : Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование каждому символу:

Часы – жизнь семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты, отвечая на вопросы учителя .

Вопросы первой группе : Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста. Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Ответы : Книги: «На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех сторон на Лариосика глядели книги.» (часть 3, глава 12).

Ответы учащихся: Капитанская дочка - название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это символичный член семьи. Елена читает рассказ «Господин из Сан-Франциско».(Примечание учителя: Вспомним эпиграф к рассказу «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» - перекличка с идеей романа «Белая гвардия») . Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы.

Окунемся в атмосферу дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Просмотр фрагмента фильма «Дни Турбиных» (1976 г.)

Учитель: Таким образом, послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни героев?

Ответы учащихся: Все вещи в доме – это не материальные ценности, а особые знаки привычности бытия, это символ устойчивости жизни. В доме книги, музыка. Снег и огоньки напоминают Мышлаевскому оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», словами романса ободряет Ширвинский Елену: «Жить, будем жить…»

Вопросы второй группе : Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

(Вопросы напечатаны)

Ответы учащихся: Любимый семейный сервиз, который остался от матери, разбит неуклюжим Лариосиком. «Сервиза безумно жаль», - скажет златовласая Елена.

Учитель: Обратимся теперь к эпиграфу нашего урока. О чем предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Ответы: учащиеся цитируют, делают выводы. Автор словно вмешивается в повествование, то сочувствует, то вопрошает: «Ну, как жить? Как же жить?». Предсказывает: «Упадут стены, потухнет огонь в бронзовой лампе.. Капитанскую дочку сожгут в печи…». Автор прерывает ткань повествования восклицанием: « Никогда не срывайте с лампы абажур!........У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга- ждите, пока к вам придут».

Вопросы третьей группе : Какие образы противоположны образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

Ответы: Квартира Лисовичей больше похожа на нору, в которой уютно чувствует себя разве только мышь.(Цитаты). Булгаков использует прием противопоставления и при описании драматических событий в сцене в гимназии. Гимназия – мертвый опустелый дом, который становится символом войны, гибели. Гимназия противопоставлена радостному и покойному турбинскому дому. Она является мертвым домом: «полнейший, угрюмейший покой». Там жгут книги, жгут парты. (Цитаты: часть 1, глава 6).

Учитель : Проверим правильность ваших выводов и послушаем сообщение.

Выступление учащегося. Сообщение «Квартира Лисовичей – символ мрака и холода».

«Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу - первый, во двор под верандой Турбиных - подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры - подвальный этаж - тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю - гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

4. Итоги урока.

Учитель: Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее в простом и радостном сне Петьки Щеглова, мальчика из флигеля. И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в «Войне и мире»: сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Ответы учащихся: Цитата: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». Это вопросы философские - призыв к разуму, призыв к примирению. Над смертью, ненавистью торжествует добро.

Учитель: Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности (звезда – это символ вечной жизни, книги, дом, семья, любовь- это вечные нравственные ценности); писатель размышляет о жизни будущих поколений, об ответственности людей друг перед другом. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия»- не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л.Н.Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».(высказывание на доске). Подтвердите доказываемый тезис примерами из произведений, которые мы упоминали сегодня в связи с романом М.Булгакова «Белая гвардия». Учащиеся записывают тему сочинения.

Анализ урока по литературе в 11 классе

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

Цель : понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательная: на материале романа добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии, образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся логическое мышление, навыки связной речи; развивать навыки самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать образы, символы;
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.), карточки с вопросами для 3 групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы . Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках («История в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы с текстом, проводился анализ ключевых эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая основа романа «Белая гвардия» М. Булгакова.

Тип урока : урок- практикум

Используемые методы : объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы : беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы : индивидуальные, групповые.

Композицию урока : оцениваю, в целом, как логичную в подаче материала, чередование видов деятельности (работа в группах, индивидуальные сообщения, просмотр фрагмента фильма) было подчинено цели урока. Уроку присуща завершенность, итоги были подведены, в качестве домашнего задания учащимся было предложено творческое задание – написание сочинения – рассуждения.

Практическая направленность : на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу, заинтересовать ребят, т.к. в ходе урока обсуждались и проблемные, и нравственные вопросы. Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием переключения внимания (момент обсуждения во время работы в группах).

Общие выводы: Считаю, что урок достиг поставленных целей, результативен. Элементы урока выделены достаточно четко, определена дозировка времени, отведенная на каждый этап.


Образ дома в романе «Белая гвардия»
Действие романа «Белая гвардия» происходит в страшную эпоху гражданской войны. По всей стране царит хаос. Ни у кого нет уверенности в завтрашнем дне. Постоянно слышны приближающиеся к городу выстрелы. Где человек может обрести покой, если вокруг происходит подобный ужас? Для семьи Турбиных островком надежды стал их дом.
Здесь по-прежнему стоят на столе розы, а к женщине относятся, как к божеству. Семья Турбиных живет по законам долга и чести, которые издавна соблюдались в старой России. Порядочность и верность своим идеалам стали в этой семье настоящим культом. Здесь умеют бережно относиться к друзьям и родным, ценить своих близких.
Все Турбины – люди высокой культуры. Они слушают «Фауста» и читают Достоевского. Впрочем, даже мелкие подробности подчеркивают тревожное состояние всех вокруг. Пианино давно замолкло, а Алексей Турбин читает «Бесов». Если вспомнить, что этот роман повествует о революционерах, то можно сказать, что выбор книги не случаен.
С первых страниц читатель видит, как Турбины мужественно переживают смерть матери. Уже тогда становится понятно, что жизнь непоправимо изменилась. Продолжают идти часы, стоит изразцовая печка, вся семья из последних сил старается сохранить в доме уют. Пока им это удается, но надолго ли?
Сбежал из города муж Елены, но он всегда был несколько чужим в этой семье. Не хватало в нем стойкости, честности, отваги. Гораздо ближе Турбиным по духу оказались друзья Алексея: Мышлаевский, Шервинский, Карась. Для них в доме всегда находилось место. Они знали обо всех горестях и радостях этой удивительной семьи.
Роман Булгакова насыщен мелкими бытовыми деталями. То, что в более поздней советской литературе презрительно называли мещанством, в «Белой гвардии» описано с поразительной теплотой и трогательностью. Читатель знает все подробности прежнего уклада жизни в доме Турбиных. Они выполняют последнюю волю матери, которая завещала дружно жить. Именно взаимовыручка внутри семьи помогает героям преодолеть все невзгоды.
Мир, находящийся за кремовыми шторами этого дома, постепенно погружается в неразбериху войны, теряет прежние краски. Здесь же продолжают читать и искренне улыбаться друг другу, смело глядя в лицо наступающей опасности. Теплоту, царящую в это семье, мгновенно ощутил приехавший Лариосик. Он изо всех сил стремится быть полезным, чтобы остаться в столь притягательном доме Турбиных. Поначалу его воспринимают, как нелепого чужака, но вскоре он становится своим. Примечательно, что Лариосику стали доверять довольно быстро, а вот Тальберг оставался чужаком, прожив здесь несколько лет. Почему так получилось? Думается, что все дело в искренности. Лариосик сердцем принял те правила, по которым живет семья Турбиных, а для Тальберга они всегда оставались пустым звуком.
В своем романе Булгаков нередко использует противопоставления и контрасты. Он показывает читателю унылую квартиру инженера Лисовича, чтобы уют и теплота Турбинского дома чувствовались еще острее. В доме Василисы не поют песен. Сюда не приходят друзья. Здесь царит страх, а не любовь. Лисович готов на любое предательство лишь бы спасти свою шкуру. У этого человека нет ничего святого.
Повсюду царит паника. Лишь дом Турбиных остается маяком, обещающим спокойствие. Сюда стремятся самые разные люди. Что же столь притягательное и волшебное есть в этом доме? Ответ прост – здесь живет настоящая любовь. Стремление сберечь свою семью и друзей, не отступив от принципов чести и долга, можно назвать одной из важнейших нравственных идей романа «Белая гвардия».