Черная курица или подземные жители слайды. Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» Состав проектной группы: учащиеся 5 класса МКОУНовониколаевской СОШ СП Новорозинской ООШ Руководитель: Н.С. Белькеева, учитель русского языка и литературы 2016 год

2 слайд

Описание слайда:

Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алеша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и потому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.

3 слайд

Описание слайда:

В продолжение всех этих забот Алешу нашего совсем забыли, и он тем воспользовался, чтоб на просторе играть на дворе. По обыкновению своему, он подошел сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку, и он со вздохом обратился к любезным своим курочкам. Не успел он присесть на бревно и только что начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алеше никогда не нравилась эта кухарка - сердитая и бранчивая чухонка; но с тех пор, как он заметил, что она-то была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он еще менее стал ее любить. Когда же однажды нечаянно увидел он в кухне одного хорошенького, очень любимого им петушка, повешенного за ноги с перерезанным горлом, - то возымел он к ней ужас и отвращение. Увидев ее теперь с ножом, он тотчас догадался, что это значит, - и, чувствуя с горестию, что он не в силах помочь своим друзьям, вскочил и побежал далеко прочь.

4 слайд

Описание слайда:

Алеша, Алеша! Помоги мне поймать курицу! - кричала кухарка. Но Алеша принялся бежать еще пуще, спрятался у забора за курятником и сам не замечал, как слезки одна за другою выкатывались из его глаз и упадали на землю. Довольно долго стоял он у курятника, и сердце в нем сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору - то манила курочек: "Цып, цып, цып!", то бранила их по-чухонски. Вдруг сердце у Алеши еще сильнее забилось... ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит: Кудах, кудах, кудуху, Алеша, спаси Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху!

5 слайд

Описание слайда:

Алеша никак не мог долее оставаться на своем месте... он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. - Любезная, милая Тринушка! - вскричал он, обливаясь слезами. - Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать. Но Алеше теперь слышалось, будто она дразнит кухарку и кричит: Кудах, кудах, кудуху, Не поймала ты Чернуху! Кудуху, кудуху, Чернуху, Чернуху! Между тем кухарка вне себя была от досады!

6 слайд

Описание слайда:

Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем. Алеша начал одеваться, а курочка подавала ему платье, и таким образом он вскоре совсем был одет.

7 слайд

Описание слайда:

Когда Алеша был готов, Чернушка опять закудахтала, и все свечки исчезли. - Иди за мною, - сказала она ему, и он смело последовал за нею. Из глаз ее выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки. Они прошли чрез переднюю...

8 слайд

Описание слайда:

Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алеша никогда не видывал. Иногда коридоры эти так были низки и узки, что Алеша принужден был нагибаться.

9 слайд

Описание слайда:

Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках. Чернушка шла вперед на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько-тихонько...

10 слайд

Описание слайда:

В конце залы была большая дверь из светлой желтой меди. Лишь только они подошли к ней, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья... Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, - и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало - и он упал в обморок.

11 слайд

Описание слайда:

Между тем как он с любопытством всё рассматривал, отворилась боковая дверь, прежде им не замеченная, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. Вид их был важен: иные по одеянию казались военными, другие - гражданскими чиновниками. На всех были круглые с перьями шляпы, наподобие испанских. Они не замечали Алеши, прохаживались чинно по комнатам и громко между собою говорили, но он не мог понять, что они говорили. Долго смотрел он на них молча и только что хотел подойти к одному из них с вопросом, как отворилась большая дверь в конце залы...

12 слайд

Описание слайда:

На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой задан был урок Алеше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алешу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алеша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал со скамейки и подошел к нему. Алеша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность: он разинул рот... и не мог выговорить ни слова! - Что ж вы молчите? - сказал ему учитель. - Говорите урок.

Иллюстрации к повести А. Погорельского «Чёрная курица, или П одземные жители» Работа ученика 5 класса «Б» Канева Валентина Руководитель – Язева Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пгт.Кожва 2014 - 2015

Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.

Чтение книг было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни.

Алёша подбегал к забору. Становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.

Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится…. Вдруг белая простыня приподнялась, и из- под неё вышла… чёрная курица!

И он смело последовал за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.

Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.

Они вошли во вторую комнату - и тут –то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай… подле попугая стояла кровать с белыми занавесками, сквозь которые он мог различить старушку… в другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка. Проходя мимо неё, Алёша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…

В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!

….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.

Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…

….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…

… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.

Принесли розги... Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же - Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться...

На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.


Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века. Член Российской академии (1829).



Подведем итог

- Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах? - Как вы понимаете, что такое пансион? - Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? - Что такое псевдоним? - Какой псевдоним взял себе Перовский? - Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?














Какие животные находились

в королевском зверинце?




Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет


- Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? - Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? - Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? - Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? - Могла ли такая сказка быть народной?



  • Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
  • - Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

  • Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
  • Чему учит пример превращения Алеши?
  • Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .


«Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146-147) .


«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .



А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» История создания

  • Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.
Сюжет
  • Алеша спасает любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка - не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит Алешу к королю и тот его награждает. Желание Алеши, высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким - всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар, помогало Алеше, но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный».
Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.
  • Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.
Характер Алеши Чему учит сказка?
  • Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову.
  • Алёша на всю жизнь запомнит мудрую сказку, сочинённую для него А. А. Перовским. Став писателем, Алексей Константинович Толстой напишет много произведений, в которых будет бережно сохранять идеи правды, добра и справедливости.
Спасибо за внимание!

Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века. Член Российской академии (1829).



Подведем итог

- Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах? - Как вы понимаете, что такое пансион? - Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? - Что такое псевдоним? - Какой псевдоним взял себе Перовский? - Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?














Какие животные находились

в королевском зверинце?




Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет


- Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? - Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? - Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? - Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? - Могла ли такая сказка быть народной?



Нравоучительное содержание сказки

  • Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
  • - Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

  • Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
  • Чему учит пример превращения Алеши?
  • Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .


«Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146-147) .


«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .