Русские культурные ценности хранящиеся в америке. Американские культурные ценности


ЦЕННОСТИ, КОТОРЫМИ ЖИВУТ АМЕРИКАНЦЫ

Роберт Колс

ВВЕДЕНИЕ

Большинство американцев затруднилось бы дать четкое определение того, в чем именно заключаются те ценности, по которым они живут. Многие просто никогда не задумывались над этим.

Но даже если и задумывались, они, в конце концов, вероятно, откажутся отвечать на этот вопрос прямым перечислением таких ценностей. И причиной этого отказа будет убежденность, которая сама по себе тоже является сугубо американской ценностью – вера в то, что каждый человек настолько уникален, что никакой единый перечень ценностей не может быть применим ко всем без исключения или даже к абсолютному большинству сограждан.

И хотя американцы, возможно, считают себя более необычными и непредсказуемыми, чем они есть на самом деле, важно все же, что именно так они о себе и думают. Так, американцы полагают, что семья, церковь и школа оказали на них лишь незначительное влияние. Каждый из них уверен, что он «сам выбрал ценности, с которыми собирается прожить свою собственную жизнь».

Несмотря на такую самооценку, антрополог-иностранец, понаблюдав за американцами, сумел бы, вероятно, составить список тех общих ценностей, которыми руководствуются большинство членов американского общества. При этом список типично американских ценностей существенно отличался бы от тех ценностей, которых придерживаются жители многих других стран.

Сотрудники Вашингтонского международного центра уже более тридцати лет знакомят тысячи зарубежных посетителей с жизнью в Соединенных Штатах. И это позволило нам увидеть своих соотечественников глазами наших посетителей. Мы уверены, что ценности, перечисленные в этом буклете , разделяют абсолютное большинство американцев.

Кроме того, можно сказать, что если бы наши иностранные гости действительно поняли, насколько глубоко укоренены в американской общественной жизни эти 13 ценностей, им стали бы понятны 95% действий Америки – действий, которые могут казаться странными, непонятными или невероятными, когда иностранец смотрит на них с позиций своего общества и своих ценностей.

Различия в поведении людей или культурные различия обретают смысл, только когда рассматриваются через основные убеждения, представления и ценности этой специфической группы. Когда в Соединенных Штатах вы сталкиваетесь с действием или слышите утверждение, которые вас удивляют, постарайтесь представить их выражением одной из ценностей, перечисленных в этом буклете. Например, если вы спросите американцев, как попасть куда-либо в их городе, они, вероятно, очень подробно объяснят вам, как вы можете туда добраться сами, но даже и не подумают пройти два квартала и просто отвести вас туда. Иностранцы порой считают такого рода поведение признаком «неприветливости» американцев. Мы же полагаем, что дело тут в концепции «помоги себе сам» (шестая ценность в нашем списке) - она настолько сильна в американцах, что они совершенно уверены: ни один взрослый человек не хочет, пусть даже временно, зависеть от другого. А ориентированность в будущее (восьмая ценность) заставляет американцев полагать, что гораздо полезнее научить вас в будущем находить дорогу самостоятельно.

Перед тем, как перейти непосредственно к перечню, следует также отметить, что американцы считают все эти ценности сугубо положительными. Они не осознают, к примеру, что люди из многих стран «третьего мира» воспринимают перемены (ценность 2) как нечто заведомо отрицательное или опасное. В действительности же все эти 13 американских ценностей для многих людей в современном мире выглядят и отрицательными, и нежелательными. Поэтому недостаточно только познакомиться с этими ценностями. Хорошо бы, насколько это возможно, рассмотреть их непредвзято, вне того отрицательного или уничижительного контекста, который они могут иметь с позиций вашего собственного опыта и вашей национальной культуры.

Важно решительно подчеркнуть: наша цель состоит лишь в том, чтобы познакомить вас с наиболее важными американскими ценностями, а вовсе не в том, чтобы навязать их вам, нашим зарубежным гостям. Мы не смогли бы достигнуть этой цели, даже если бы хотели это сделать, а мы и не хотим. Мы просто хотим помочь вам понять американцев, с которыми вы каким-либо образом связаны, с позиций их собственной, а не вашей, системы ценностей.

Л. Роберт Колс,

Исполнительный директор Вашингтонского международного центра, Вашингтон, Округ Колумбия, апрель 1984

1. Власть над обстоятельствами

Американцы больше не верят во власть СУДЬБЫ, считая тех, кто продолжает это делать, отсталыми, примитивными или безнадежно наивными. Получить прозвище "фаталиста" – чуть ли не самое скверное, что может с вами случиться среди американцев; для американца это означает, что человек суеверен, ленив и не желает брать на себя никакой ответственности и инициативы с целью улучшения своих обстоятельств.

В Соединенных Штатах считается нормальным и правильным, когда Человек управляет природой, а не наоборот. В частности, американцы полагают, что каждый отдельный человек должен иметь возможность контролировать в окружающей его среде все, что потенциально могло бы повлиять на него. Принято считать, что имеющиеся у человека проблемы связаны не с невезением, а с личным нежеланием устроить свою жизнь лучше. Кроме того, считается нормальным, что каждый должен прежде и более всего считаться с собственными интересами.

Большинство американцев не согласятся с тем, что есть вещи, управление которыми далеко превосходит возможности людей. Американцы и на Луну-то отправились в буквальном смысле слова потому, что не пожелали считаться с властью Земли.

Американцам кажется, что они призваны, даже вынуждены делать то, что 7/8 жителей этой планеты признали бы совершенно невозможным .

2. Перемены

По мнению американцев, перемены – это, безусловно, хорошо. Изменения всегда связаны с развитием, усовершенствованием, прогрессом и ростом.

Однако многие более старые и отягощенные традициями нации видят в изменениях подрывную, разрушительную энергию, которой надо всеми силами избегать. Более перемен такие национальные сообщества ценят стабильность, преемственность, традиции, богатое и древнее наследие – ничто из этого не ценится слишком высоко в Соединенных Штатах.

Эти первые две ценности – уверенность, что человек может со всем справиться, и вера в пользу перемен – вместе с убежденностью американцев в преимуществах трудолюбия и сознания того, что каждый человек обязан сделать в жизни все, что может, помогли американцам достичь многого. Неважно, "истинны" ли эти убеждения – важно, что американцы думают и действуют так, как если бы они были истинными. И в результате они делают их истинными.

3. Время и управление им

Для любого американца время – ценность предельной важности. Иностранцам кажется, что американцы более заинтересованы тем, чтобы все выполнялось в срок (согласно заранее определенному графику), чем развитием глубоких межличностных отношений. Следовать расписанию для американца означает все подробно спланировать, а затем в точности выполнить свой план.

Может показаться, что большинство американцев находятся под полным контролем небольших машинок, которые они носят на запястьях и которые способны остановить любую оживленную дискуссию, чтобы их владелец вовремя успел выполнить следующий пункт своего расписания.

Язык американцев полон ссылок на время, ясно давая понять, как высоко оно ценится. Время может "длиться", "сохраняться", «быть заполненным», его можно «экономить», «использовать», «потратить», «потратить впустую», «потерять», «получить», «спланировать», «дать», «максимально использовать» и даже «убить».

Зарубежный посетитель скоро узнает, что в Соединенных Штатах считается очень невежливым опоздать на встречу – даже на 10 минут – против назначенного времени. (Всякий раз, когда прибыть вовремя абсолютно невозможно, вы должны позвонить и предупредить, что вас задержали непредвиденные обстоятельства, и вы будете на полчаса – или насколько? – позже.)

Время так высоко ценится в Америке, потому что, считая его важным, вы, очевидно, добьетесь большего, чем если бы стали тратить его расточительно. Эта философия доказала свои преимущества. Американские пословицы подчеркивают важность времени и мудрого его использования, постановки целей и твердого следования им, даже такого распределения времени и энергии, чтобы плодами своего труда насладиться позднее. (Эта последняя идея называется «отсроченное вознаграждение».)

4. Равенство и равноправие

Равенство для американцев – одна из их наиболее важных ценностей, настолько важных, что они даже дали этой концепции религиозное основание. Они говорят, что все люди были "созданы равными". Большинство американцев полагает, что Богу все равно, какой у людей интеллект, физическое состояние или экономический статус. В светских терминах эта вера превратилась в утверждение, что все люди имеют равную возможность преуспеть в жизни. Американцы различаются лишь своими представлениями о том, как воплотить этот идеал в действительность. Однако практически все они согласны с тем, что равенство – важная гражданская и социальная цель. Представления американцев о равенстве нередко делают их чуть ли не чудаками в глазах иностранцев.

Большинство людей понимают это совершенно иначе. Для них ранг, статус и власть кажутся намного более желательными, даже если сами они находятся в самом низу социальной пирамиды. Принадлежность к правящему классу и власть, кажется, дают людям в других обществах ощущение безопасности и уверенности. За пределами Соединенных Штатов люди с самого рождения знают, кто они такие и как вписываются в сложную систему, называемую "обществом".

Многие высокопоставленные иностранцы, будучи в Соединенных Штатах, оскорбляются тем, как с ними обращается обслуживающий персонал (официанты в ресторанах, продавцы в магазинах, водители такси и т. д.). Американцы же вовсе не чувствуют необходимости проявлять какую-то особую почтительность к тем, кто стоит выше них в общественной иерархии, и наоборот, часто обращаются с людьми более низкого положения так, как будто это важные персоны. Тем, кто едет в США, важно понимать, что в таком отношении к статусу или положению в обществе нет ничего оскорбительного или пренебрежительного. Следует просто быть готовым к тому, что во время его пребывания в нашей стране к высокопоставленному человеку будут относиться точно так же, как ко всякому другому.

5. Индивидуализм и неприкосновенность частной жизни

Индивидуализм, развитие которого связано в западном мире с Ренессансом и началось в конце XV века, нашел свое наиболее яркое выражение в Соединенных Штатах XX столетия. Здесь каждый человек считается абсолютно и непостижимо уникальным, то есть совершенно отличным от всех других людей и поэтому особенно драгоценным и замечательным.

Представления американцев о своем индивидуализме – и в мыслях, и в поступках – пожалуй, несколько преувеличены. Они не любят, чтобы их считали представителями каких-то однородных групп, независимо от того, что это за группы. Они могут, конечно, вступать – и действительно вступают – во множество групп, но при этом все-таки считают себя чуть-чуть другими, чуть более уникальными, чуть более особенными, чем другие члены той же самой группы. И они покидают эти группы так же легко, как вступали в них.

Идею неприкосновенности частной жизни (“privacy”) как крайнее проявление индивидуализма иностранцам понять, возможно, еще труднее. Даже слова такого – "privacy" – не существует во многих языках. Если же существует, то имеет, вероятно, весьма отрицательные оттенки - одиночество или изолированность от той или иной социальной группы. В Соединенных Штатах же неприкосновенность частной жизни считается не только сугубо положительным, но и абсолютно необходимым, желательным и безусловно приятным условием жизни. От американца вполне можно услышать: «Если я не проведу хотя бы полчаса в день наедине с собой, я просто сойду с ума», – и он действительно убежден в этом.

Американский индивидуализм означает, что здесь вы встретитесь с более широким спектром мнений и с абсолютной свободой их выражения всегда и везде. Тем не менее, несмотря на этот широкий диапазон личных мнений, почти все американцы в конечном счете голосуют за одну из двух главных политических партий. Именно это имелось в виду, когда мы сказали, что американцы больше гордятся свои индивидуализмом, чем на деле проявляют его.

6. Концепция «Помоги себе сам»

В Соединенных Штатах ценится только то, что человек сделал сам. Американцы не придают никакого значения тому, что вы родились в богатой семье. (В Соединенных Штатах об этом говорят как о «случайности рождения».) Американцы гордятся тем, что родились бедными и благодаря собственным усилиям и трудолюбию вскарабкались по трудной лестнице успеха до какого угодно уровня, что они достигли всего сами . И, конечно, это именно американская социальная система позволяет американцам относительно легко продвигаться по социальной лестнице.

Возьмите английский словарь и посмотрите сложные слова с приставкой "само-". В обычном словаре найдется более сотни таких слов, как самоуверенность (уверенность в себе), самосознание, самодовольство, самообладание, самокритика, самообман, самозащита, самоотречение, самодисциплина, самооценка (чувство собственного достоинства), самовыражение, самомнение, самосовершенствование, самоуверенность, самоуважение, самоограничение, самопожертвование – этот список можно продолжать и продолжать. Большинства этих слов не существует в других языках. Этот перечень – возможно, лучший признак того, как серьезно американцы относятся к тому, чтобы делать все для себя самостоятельно. "Человек, сам себя сделавший" (self-made man) по-прежнему является идеалом в Америке XX столетия.

7. Конкуренция и свободное предпринимательство

Американцы полагают, что конкуренция обнаруживает лучшее в человеке. Они утверждают, что она бросает человеку вызов, вынуждает каждого сделать все, что в его силах. Следовательно, иностранец увидит, как поощряется конкуренция дома и в школе, даже для самых юных американцев. Совсем маленьких детей, например, побуждают ответить на вопрос, на который их одноклассники не знают ответа.

Вам лично конкуренция может казаться довольно неприятной, особенно если вы приехали из общества, в котором соревнованию предпочитают сотрудничество. А у многих американцев–добровольцев Корпуса мира, работающих преподавателями в различных учебных заведениях в развивающихся странах, отсутствие конкуренции в классе вызывает большую тревогу. Они очень скоро узнают: то, что казалось им одной из универсальных человеческих характеристик, является на самом деле сугубо американской (или «западной») ценностью.

Высоко ценя конкуренцию, американцы изобрели основанную на ней экономическую систему свободного предпринимательства. Они совершенно уверены, что экономика, которая поощряет конкуренцию, обнаруживает лучшее в людях, а обществу, поддерживающему конкуренцию, обеспечен быстрый прогресс. Если искать доказательства того, что американцы чаще всего приветствуют свободное предпринимательство, то они обнаружатся во всех областях, даже в таких различных, как медицина, искусство, образование, спорт.

8. Ориентация на будущее

Веря в будущее и ценя усовершенствования, американцы уверены, что будущее заставит их переоценить прошлое, и поэтому они в значительной мере плохо осознают настоящее. Каким бы счастливым ни было настоящее, оно часто проходит незамеченным – американцы привыкли надеяться, что будущее принесет им еще большее счастье. Поэтому почти все силы направлены на осуществление этого будущего. Настоящее в лучшем случае служит лишь преддверием более поздних и более значительных событий, которые постепенно приведут к чему-то еще более значительному.

Поскольку американцев научили (ценность № 1) верить, что Человек, а не Судьба, может и должен управлять обстоятельствами, они умеют прекрасно планировать и осуществлять краткосрочные проекты. Это умение, в свою очередь, послужило причиной того, что американцев приглашают во все уголки земли для того, чтобы планировать и осуществлять чудеса, на которые способна их целеустремленность.

Если вы принадлежите к другой культуре – например, к традиционной мусульманской, – где обсуждение или активное планирование будущего считается пустым или даже греховным занятием, у вас возникнут не только философские проблемы с этой специфически американской деятельностью, но и религиозные возражения. И все же вам придется научиться жить с этим, поскольку все окружающие вас американцы будут с нетерпением всматриваться в будущее и в то, что оно с собой несет.

9. Ориентация на действие/работу

«Да не стой ты так», - говорится в типичном американском совете, - «сделай что-нибудь!» Так обычно говорят в кризисных ситуациях, хотя в некотором смысле эти слова хорошо выражают лишь бодрость американцев, для которых действие – любое действие – лучше бездействия.

Американцы обычно планируют и намечают чрезвычайно активный день. Любой отдых должен быть ограничен по времени, запланирован, предназначен лишь "освежить" их способность работать более упорно и продуктивно после того, как закончится передышка. Американцы полагают, что досугу должна отводиться относительно малая часть жизни. Они считают, что терять время попусту, сидеть без дела или спать на ходу – грешно.

Такое абсурдное отношение к жизни породило много людей, известных как "трудоголики" или люди, настолько увлеченные работой, что постоянно думают о ней, им не по себе, когда они не на работе – даже вечерами или в выходные дни.

Синдром трудоголика, в свою очередь, заставляет американцев полностью идентифицировать себя с профессией. Первый вопрос одного американца другому при знакомстве будет связан с работой: «Чем ты занимаешься?», «Где ты работаешь?» или «У кого (в какой компании) ты работаешь?»

И когда такой человек, наконец, отправляется в отпуск, даже его отпускные дни будут тщательно спланированы, очень насыщены и активны.

Америка, возможно, одна из немногих стран в мире, где есть все основания говорить о «достоинстве человеческого труда», подразумевая под этим тяжелый физический труд. В Америке даже президенты корпораций время от времени занимаются физическим трудом, вовсе не теряя при этом уважения со стороны других людей, а, напротив, приобретая его.

10. Непринужденность

Если в вашей стране отношениям между людьми свойственна определенная формальность, вам, вероятно, покажется, что американцы уж слишком неофициальны, даже непочтительны с власть имущими. Американцы – один из наиболее неформальных и непринужденных народов в мире.

Один из примеров этой непринужденности: начальники в Америке часто просят своих служащих обращаться к ним по имени и даже испытывают неловкость, когда им говорят "господин" или "госпожа".

Одежда – еще одна область, где американская непринужденность особенно заметна, иногда она просто шокирует. Придя, например, на симфонический концерт в большом американском городе, человек может сегодня обнаружить среди театральной публики людей в синих джинсах, без галстуков, в рубашках с короткими рукавами.

Непринужденность видна и в приветствиях американцев. На смену формальному "Как поживаете?" по большей части пришло неофициальное "Привет!". Так обращаются и к начальству, и к близким друзьям.

Если вы – высокопоставленное должностное лицо в своей стране, вас такая непринужденность, вероятно, поначалу будет довольно сильно выбивать из колеи. Американцы, напротив, считают такую непринужденность комплиментом! И, конечно же, вас никто не хочет оскорбить, так что это следует просто принять это как должное.

11. Прямота, открытость и честность

Во многих других странах выработаны тонкие, порой весьма специфические «ритуалы», используемые в тех случаях, когда надо сообщить кому-либо нечто неприятное. Американцы, однако, всегда предпочитали прямой подход к делу. Они обычно совершенно честно говорят неприятную правду прямо в глаза. Если вы приехали из общества, в котором не принято прямо говорить о плохих новостях или высказывать нелестные суждения, вы можете быть потрясены прямолинейностью американцев.

Если вы приехали из страны, где важно «сохранить лицо», не сомневайтесь – своей прямотой американцы вовсе не стараются заставить вас потерять лицо. Важно понять, что американец в подобных обстоятельствах не теряет лицо. Пока вы находитесь в этой стране, приспосабливаться к ее нравам будет вашей и только вашей задачей. Нет никакой возможности смягчить удары такой прямоты и открытости, если вы к ним не привычны, кроме как сказать себе – здесь жизнь идет по другим правилам. В действительности же американцы всячески требуют от своих соотечественников все большей и большей открытости и прямоты. Многочисленные программы обучения открытости, появившиеся в США в конце 70-х, хорошо отражают это настроение общества.

Во всем, кроме самого прямого и открытого подхода, американцы видят нечестность и неискренность и быстро теряют доверие к любому, кто предпочитает прямому высказыванию намеки и недомолвки. Любой, кто, будучи в Соединенных Штатах, захочет воспользоваться услугами посредника, чтобы сообщить что-либо, будет считаться манипулятором, не достойным доверия.

12. Практичность и эффективность

Американцы имеют репутацию реалистов, практичных и эффективных людей. При обсуждении любого важного решения в Соединенных Штатах приоритет, как правило, отдается практическим соображениям. Сами американцы говорят, что они не слишком склонны философствовать или теоретизировать. Если бы американцы и признали наличие у них философии, ею скорее всего оказался бы прагматизм.

Это принесет деньги? Это будет окупаться? Что я смогу извлечь из этой деятельности? Именно этими вопросами американцы обычно задаются в своих повседневных делах, а не вопросами типа: Насколько это эстетично? Будет ли это приятно? Продвинет ли это познание?

Эта практическая, прагматическая ориентация позволила американцам дать миру больше изобретений, чем дала любая другая страна за всю историю человечества. Именно любовь к «практичности» заставляет американцев предпочитать одни профессии другим. Управление и экономика, например, гораздо более популярны в Соединенных Штатах, чем философия и антропология, а право и медицина ценятся выше, чем искусство.

Приоритет практических вопросов проявляется в Соединенных Штатах также в пренебрежении к «эмоциональным» и «субъективным» оценкам и стремлении к оценкам «рациональным» и «объективным». Американцы всегда стараются сделать так, чтобы эмоции оказывали минимальное влияние на принимаемые ими решения. Они всегда судят о ситуации по объективным факторам. Популярный среди американцев «эмпирический» подход к решению проблем также отражает их практицизм. Этот подход предполагает составление списка возможных решений данной проблемы, а затем последовательное рассмотрение каждого из них с целью выявления наиболее эффективного из возможных.

13. Материализм и потребление

Иностранцы часто считают американцев более материалистичными, чем американцы сами склонны о себе думать. Американцам нравится думать, что принадлежащие им материальные объекты являются естественным преимуществом, которое дается тяжелым трудом и целеустремленностью. Это награда, считают они, которую могли бы получить и все остальные, будь они столь же трудолюбивы и целеустремленны, как сами американцы.

И все же что ни говори, а американцы – большие материалисты. Это значит, что они гораздо больше ценят вещи и их приобретение, чем человеческие контакты и их развитие.

Американские ценности История США насчитывает около 200 лет. История страны оказывает влияние на ее культуру

Американские ценности Этнический состав: Белые (европейское происхождение) 83. 5% Черные (афроамериканцы) 12. 4% Латинос (испаноязычные) 11%

Американские ценности Свобода является центром американских ценностей. Американцы считают себя самыми свободными и самыми лучшими в мире. Свобода понимается как свобода возможностей, свобода выбора. Понятие свободы восходит к отцам-основателям и Декларации независимости.

Американские ценности «Мы считаем очевидной истиной, что Бог создал людей равными и наделил их неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. » (Декларация независимости)

Американские ценности Прогресс непосредственно связан с пониманием свободы. «Жизнь будет лучше» . Frontier spirit. Vast open spaces. Расширение границ, покорение природы, индустриализация. Прогресс как реализация возможностей человека. Прогресс как развитее и передача ценностей от поколения к поколению. (Достижения ССР в космосе.)

Американские ценности Американская мечта Дж. Т. Адамс 1931 г. «Мечта о земле, где жизнь лучше, богаче, полнее для каждого человека с возможностями, для каждого по способностям и достижениям. » Трудолюбие. Самостоятельность. Настойчивость. «Каждый может стать миллионером. » Обама, Шварцнегер.

Американские ценности Мобильность - «нация в движении» . Переезд с места на место обычное дело для американцев. Поиск работы – рассылка резюме. Разводы. Смена жилья – хороший дорогой дом.

Американские ценности Индивидуализм свобода основана на индивидуализме. Индивидуальность священна (Т. Джефферсон). Вера в себя, опора на свои силы. Экономическая независимость. (Дети). Успех измеряется уровнем собственных достижений. Нелюбовь к привилегиям и титулам. Индивидуальное предпринимательство престижней, чем государственная или иная служба.

Американские ценности Волонтерство Помощь другим по личной инициативе. Добровольные организации. Сбор средств для нуждающихся. Помощь другим странам.

Особенности общения Расписание и договоренности воспринимаются очень серьезно. Ценится быстрота действий. За опоздание необходимо попросить прощения, если вы опаздываете на встречу, необходимо предупредить.

Особенности общения Сконцентрированность на настоящем. Быстрые результаты. Краткосрочное планирование. Мышление короткими периодами времени. 2 -3 года – очень долго!

Особенности общения Не любят серьезных разговоров, особенно на философские темы. Не любят, когда их прерывают.

Психологические особенности американцев Конкурентность, собственная карьера, личный успех (не коллективисты). Стукачи. Свобода выбора во всем. Отрицание всяческих ограничений (поведение, семейная жизнь, воспитание детей).

Психологические особенности американцев Недоверие к политической идеологии (за исключением демократических ценностей). Недоверие к власти. Правительство – неизбежное зло.

Психологические особенности американцев Любят признание собственных успехов. Общественное признание – сильный мотивирующий фактор. Любят поучать других, особенно иностранцев.

Психологические особенности американцев Эгалитаризм. Обращение по имени. Отсутствие титулов (док). Демонстрация равенства. Футболка. Галстук. Внешняя дружелюбность. Американская улыбка. Рукопожатие при знакомстве. Рукопожатия, поцелуи, объятия (индивидуально).

Психологические особенности американцев Ценят хорошие манеры в общении. (please, thank you). Как дела? (с друзьями). Не любят, когда им публично указывают на их недостатки.

Психологические особенности американцев Дружба основана на общих интересах а не на родстве душ. Недолговечна. Психоаналитики

Как вести себя с американцами Американцы ориентированы на себя и свою карьеру, а не на работодателя и организацию. Равенство и равноправие, особенно внешнее. Не демонстрировать превосходство. Открытость, дружелюбность, естественность и неформальность общения.

Как вести себя с американцами Любят сразу переходить к делу. Испытывают дискомфорт, когда говорят намеками или ходят вокруг да около.

Как вести себя с американцами Серьезно относитесь к инструкциям, избегайте двусмысленности в выражении мыслей, хвалите достижения, не выражайте неравенства (особенно к женщинам и национальным меньшинствам).

Гэри Р. Вивер, доктор философии

Зима 1997, т. 14, стр. 14-20.
Переработанная редакция опубликована в журнале Kokusai Bunka Kenshu (Обучение в рамках культурного обмена) ,

Специальный выпуск, 1999, стр. 9-15.


Для понимания политических, экономических, социальных и даже личных мотивов поведения любой группы людей нам прежде всего необходимо ознакомиться с превалирующими и основополагающими культурными ценностями этих людей, передаваемыми из поколения в поколение в процессе познания. Если вы не знакомы с фундаментальными основами американской культуры, вам никогда не удастся понять американцев.

Культура похожа на айсберг. Его вершина – лишь самая маленькая часть. Основная масса скрыта под водой. Это одинаково справедливо и для культуры. Видимая часть – поведение людей, - составляет самую малую долю общих культурных традиций нации. Это ее внешняя оболочка, а основная доля, внутренняя культура, находится ниже уровня очевидности (подводная часть). Она в головах людей.

Под внутренней культурой следует понимать образ мыслей и восприятие. Прежде всего, такая культура подразумевает ценности и убеждения, усвоенные на подсознательном уровне человеком, выросшим в определенной культурной среде. Такие ценности и убеждения определяют основы поведения людей.

ПОВЕДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Культура подобна айсбергу – Основная масса находится под водой

ПОВЕДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ МЫШЛЕНИЯ

На рисунке изображены два сближающихся «культурных айсберга», подобно тому, как могут сближаться люди, вышедшие из разных культур. Обратите внимание, что наибольшую часть культуры личности составляет внутренняя культура, та, что находится ниже уровня очевидности.

После столкновения двух айсбергов большинство людей заметят разницу в поведении. Они могут придавать чрезмерно большое значение таким деталям, как неправильная манера приветствовать другого или ношение неподходящей одежды. Ошибки на этом уровне культуры относительно невелики. Большинство людей ожидают, что представители другой культуры будут ошибаться на поведенческом уровне. С другой стороны, подлинное столкновение культур происходит на подсознательном, внутреннем культурном уровне, опирающемся на фундаментальные культурные ценности.

При столкновении внутренних культур мы начинаем яснее понимать различие и сходство культурных ценностей. Более того, понимание внутренней культуры, особенно основополагающих ценностей, позволяет нам вырабатывать систему анализа и толкования поведения.


Соединенные Штаты Америки – не «плавильный котел».

Многие полагают, что Соединенные Штаты Америки представляют собой смесь множества различных культур без основополагающей или превалирующей культуры. Стала привычной метафора «плавильный котел». Люди, прибывающие в Америку со всех концов земного шара, привозят сюда свою культуру и “сбрасывают” ее в “американский котел”. Смесь взбалтывается и подогревается до образования культурного сплава.

Какая-то доля истины в этом есть. Американское общество отличается разнообразием культур. Однако основополагающая культура все же существует, и иммигранты становятся ее частью, поступаясь индивидуальными различиями для того, чтобы приспособиться к существованию в рамках превалирующей культуры общества. Более точной исторической метафорой была бы культурная «штамповочная машина», с использованием «шаблона» или «формы» мужчины белой расы англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания.

В начале 1900-х годов немецкий иммигрант-католик мог выучить английский язык и смешаться с протестантским населением. Он мог изменить свое немецкое имя на типично англо-саксонское – Вильгельм Шмидт становился Вильямом Смитом или просто Биллом Смитом. Люди, подходившие под стандартный культурный шаблон, достигали успеха легче и быстрее тех, кто не мог приспособиться. Даже сегодня наиболее процветающими среди арабских иммигрантов следует назвать ливийских христиан. Будучи христианами, в противоположность мусульманскому большинству арабской диаспоры, они гораздо быстрее освоились в условиях превалирующей американской культуры.

Американские индейцы, а также американцы мексиканского и африканского происхождения, не вписывались в шаблон. Как бы они не старались вести себя также, как белые англо-саксонские протестанты, они не могли изменить цвет кожи и фактуру волос. Даже если они безупречно знали английский и понимали основополагающие ценности и принципы поведения, непохожесть представителей рас, отличных от белой, была очевидной, и их было легко исключить из превалирующей культуры.
Американцы – не европейцы.

Некоторые люди полагают, что Соединенные Штаты Америки – это всего лишь еще одна страна с европейской культурой. Однако первые иммигранты, прибывавшие в Америку большими группами, были «нетипичными» европейцами. Многие из них бежали из Европы, спасаясь от религиозных или политических преследований. Другую группу составляли люди, преступившие закон и сосланные британцами в «Новый Свет».

Ценности и убеждения, присущие основной части иммигрантов, не пользовались популярностью в Европе. Они прибыли в такой уголок земного шара, где эти ценности и убеждения всемерно поощрялись и укреплялись. Некоторые социологи заявляют даже, что эти ценности развились и укоренились в Америке благодаря уникальной физической и социальной среде.

Религия в Америке

Из всех иммигрантов наиболее мощное влияние на американскую культуру оказали кальвинисты, подвергавшиеся преследованиям в Европе за свои религиозные убеждения. Там они принадлежали к религиозным меньшинствам, боровшимся с римско-католической церковью или иной официальной государственной религией. Нередко они были готовы пожертвовать свободой в защиту своих верований, и поэтому их часто называли религиозными фанатиками.

Религия всегда была важной ценностью для американцев. Многие из первых независимых штатов были образованы отдельными религиозными группами и позже вошли в состав Соединенных Штатов, признававших равные права за всеми религиями. Даже сегодня около 70 процентов всех американцев называют себя протестантами, а численность церковных прихожан в США выше, чем в любой другой индустриально развитой стране. В ходе недавнего опроса населения выяснилось, что 94 процента американцев верят в Бога по сравнению с Великобританией, где число верующих составило около 70 процентов, и Западной Германий – 67 процентов.  Почти 80 процентов опрошенных американцев ответили, что религия занимает очень важное или весьма важное место в их жизни, в том время, как в среднем только 45 процентов европейцев (немцев, французов, англичан, итальянцев, австрийцев и голландцев) дали аналогичные ответы. 2

Американцы ожидают от своих лидеров уважения к религии, они привыкли к тому, что речь Президента США оканчивается словами «Боже, благослови Америку». Фраза “Одна нация под Богом» напечатана на банкноте достоинством 1 доллар.

Оставаясь важнейшей культурной ценностью нации в целом, религия занимает определенное место и в системе индивидуальных ценностей отдельных граждан. Официальной государственной религии в Америке нет. Конституцией запрещена государственная поддержка любых религий и вмешательство в отправление религиозных обрядов. Парадоксально, но в европейских странах, где государственные или национальные религии признаны законодательно, религия с годами утратила свое прежнее значение.

Готовность к риску

В 1700-1800 г.г. перемещение населения внутри Европы было незначительным. Люди продолжали жить в домах, принадлежавших родителям. Иммигранты, отправлявшиеся в Америку, были готовы оставить родительский кров и отправиться на другой конец света, зная, что 20 процентов обречены на гибель в пути. Они рисковали жизнями ради нового мира, где их ждала религиозная и политическая свобода. Прежде всего, перед теми, кто был готов рискнуть и отправиться в Новый Свет, открывались возможности экономического процветания.

Готовность индивидуума к принятию риска является фундаментальной чертой американской культуры. Реальной надежды избежать нищеты в Европе не было. Жизнь не обещала изменений. Родившийся бедным умирал бедным. Но иммигранты верили, что жизнь можно изменить, если не бояться риска.

И сегодня иммигрантов по-прежнему объединяет «американская мечта» об экономическом процветании и успехе. Даже при том, что многие после прибытия в страну продолжают жить в относительной бедности, их дети ходят в американские школы и учат английский язык. Именно первое поколение детей, родившихся в Америке, помогает семье выбраться из нищеты. Это, пожалуй, вряд ли было возможно на их родине.

Прогрессивная экономическая подвижность

В Европе 1700-х кальвинизм считался революционной теорией, поскольку он не поддерживал экономический статус кво. Кальвинизм опирался на допущение, согласно которому изменение – это хорошо, и человек обязан брать инициативу в свои руки и добиваться перемен.

В Европе существовала чрезвычайно жесткая социально-экономическая классовая система и смешение классов было редкостью. Тем не менее, кальвинисты верили, что Бог награждает труженика, и что человек может достичь более высокого классового положения в результате личных усилий.

Во всех культурах преимущественное место занимают убеждения и ценности, приносящие вознаграждение. Иммигранты нашли уголок мира, изолированный от войн, сотрясавших Европу. Здесь их ждали неограниченные природные ресурсы и малонаселенные земли. Действительно, в таких условиях иммигранту, готовому трудиться, предоставлялась возможность преуспеть. Такие убеждения и ценности вознаграждались сторицей, и они продолжают оставаться важнейшими культурными ценностями и по сей день.

Эгалитаризм, личные достижения и действия

Ни один политик в США не будет бороться за государственный пост, используя академический титул, например, доктора философии. Даже к президенту или послу США следует обращаться «г-н Президент» или «г-н посол», а не «ваше превосходительство». Американцы не любят титулов и часто обращаются к собеседнику по имени. Мы связываем титул с европейской традицией, когда титул часто дается при рождении. Американцы считают, что все люди обладают равным статусом и равными возможностями для достижения социального статуса через труд.

В Америке социальный статус завоевывается деятельностью человека. Принципиальное значение, придаваемое американцами личным достижениям, восходит к кальвинистскому убеждению в том, что все люди равны перед Богом и могут трудом добиться исполнения любых желаний.

Высшей мерой успеха в США считается личный успех, достигнутый упорным трудом и предприимчивостью. Американские герои – это всегда индивидуалисты, предприниматели, пришедшие к успеху в любом виде деятельности... Дэниел Бун, Дэйви Крокетт, Пол Баньян или Рембо. Ни один политик не скажет: « голосуйте за меня, потому что я происхожу из такой-то семьи и имею большие связи». Говоря о себе, почти все политики США в той или иной степени рисуют некое подобие Авраама Линкольна – человека, добившегося успеха своими силами, выросшего в нищете и ставшего президентом благодаря собственным заслугам без всякой посторонней помощи.

Президент Клинтон вырос в бедной семье, тяжелым трудом зарабатывал деньги на образование и, будучи стипендиатом Родса, с отличием закончил юридический факультет Йельского Университета. Благодаря личным заслугам и способности конкурировать с другими политиками, он завоевал поддержку американского народа и был избран президентом.

Не случайно библия капитализма, книга Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», была опубликована 1776 году, в том же году в котором были основаны Соединенные Штаты Америки. Свободное предпринимательство, рыночный капитализм и политический либерализм сформировались на базе индивидуальных достижений, подвижности социальных слоев внутри классовой системы и антиправительственного курса. Развитию этих идей способствовали тепличные условия Америки с ее изобилием природных богатств, малой плотностью населения и непрерывным ростом экономики.
Самостоятельность и независимость – ценности первых американских поселенцев

Если бы вы эмигрировали в Америку из Европы в середине 1800-х годов, то, вероятно, вы начали бы приобретать свой опыт американской жизни бедняком в перенаселенном городском квартале. Такова же судьба и многих сегодняшних иммигрантов. Большинство из них занимались тяжелым трудом и копили деньги, желая воспользоваться экономическими возможностями Запада, где были земля, полезные ископаемые, золото и шанс получить работу.

Караваны фургонов тянулись на Запад. Этот путь был мало похож на коллективную туристическую поездку. Каждая семья ехала в собственном фургоне, питалась отдельно, и у каждой был свой конечный пункт. Для выживания в пограничных районах, переселенцам требовалась полная самостоятельность и независимость. Эти ценности первых поселенцев слились с ценностями, привезенными кальвинистами из Европы, и их них сформировались основополагающие ценности Америки.

Почти каждый политик хочет запечатлеть себя на фотографии в ковбойской шляпе. Почему? Потому что, когда американцы думают о ковбое, они представляют себе одинокую фигуру всадника, скачущего по прерии. Ковбои никогда не путешествовали группами. Они были людьми действия, самостоятельные и независимые индивидуалисты, выжившие без всякой посторонней помощи. Для американцев ковбой – это кальвинист верхом на лошади, олицетворяющий превалирующие ценности общества.

Таким образом, нельзя придумать худшего оскорбления для американца, чем сказать ему, что он от кого-то зависит или полагается на других. Когда мы помогаем другим, мы часто делаем это косвенно, «окольными путями», через анонимные благотворительные организации, и очень редко напрямую, потому что помощь может обидеть нуждающегося в ней.

Средний американец ежегодно отправляет благотворительным организациям около пятисот долларов, и чем беднее жертвователь, тем больший процент его или ее дохода отдается на благотворительные цели. Около 48 процентов населения на добровольных началах работают в среднем четыре часа в неделю в пользу различных организаций и акций. 3 Они бесплатно предоставляют свое время и труд менее благополучным членам общества – бедным, старикам или детям. Добровольный бесплатный труд также относится к числу фундаментальных ценностей.

Следует еще раз подчеркнуть, что такую помощь никогда не следует оказывать напрямую, иначе вы обидите того, кому хотите помочь. В идеале, для тех, кто получает такую помощь, она должна стать возможностью сделать что-то такое, что помогло бы им подняться на ступеньку выше. Например, многие из прежних американских филантропов, как, например, Эндрю Карнеги, не подавали милостыню бедным. Карнеги строил университеты и библиотеки, чтобы бедные могли в них учиться и собственными силами повышать свое экономическое благосостояние. Его помощь не оказывала губительного воздействия на самостоятельность и независимость личности.

В течение всего периода американской истории основная семья состояла из мужа, жены и детей, но без бабушек, дедушек, теток, дядьев и прочих родственников. Такая небольшая семья была очень мобильной. Даже сегодня средний американец переезжает 14 раз в течение жизни, в основном в поисках лучших экономических возможностей в других частях страны. Родители ожидают, что после того, как их ребенок в возрасте 18-19 лет закончит среднюю школу, он покинет родительский дом, поступив в высшее учебное заведение или начав работать. Дети не должны быть материально зависимы от своих тружеников-родителей.

Американский либерализм и капитализм.

Ведущим политическим принципом страны следует считать то, что многие европейцы называют «либерализмом», хотя в самих США этот принцип часто относят к одной из форм «консерватизма». Американцы убеждены, что чем меньше правительство, тем оно лучше, и что правительство не должно вмешиваться в жизнь индивидуума. Еще одно логическое продолжение кальвинизма.

Большинство американцев не доверяют сильному централизованному правительству. Вот почему у нас нет парламентарной системы, объединяющей исполнительную и законодательную ветви власти. Всегда считалось, что исполнительная, законодательная и юридическая ветви государственной власти должны быть разделены и должны обладать пропорциональной долей политической власти.

Преобладающим экономическим убеждением является капитализм эпохи свободной конкуренции, при котором правительство не должно вмешиваться в экономику и вся ответственность за успех или неудачу возлагается на индивидуума. Такой подход является логическим развитием идей кальвинизма. В отличие от многих европейских стран и даже Канады, в США не существует социалистической партии, и по сравнению с другими промышленно развитыми странами, поддержка федеральным правительством сфер здравоохранения, заботы о детях, безработных и престарелых гораздо менее существенна. Даже вопросы образования находятся преимущественно в ведении местных, а не федеральных органов власти.
Американцы отождествляют себя c родом деятельности.

Если вам доведется встретиться с американцем на вечеринке, он приветствует вас следующим образом: «Привет. Меня зовут Гэри Вивер. Я – профессор американского университета. Кем вы работаете?» Мы отождествляем себя с тем, что мы делаем .

Представители многих других культур идентифицируют себя со своим происхождением. Житель Восточной Африки может поприветствовать вас, сказав: «Здравствуйте. Меня зовут Амос Нтимама, я сын Вильяма Оле Нтимама из Нарока в Масаи Мара». Здесь отправной точкой самоопределения служит понимание того, кто он, поэтому прежде всего будут названы имя отца и место рождения. Социальный статус опирается на семью и унаследованные традиции, а не на деятельность личности.

Во многих традиционных незападных культурах с преобладанием сельского населения детей учат тому, что родственные отношения и связи более важны, чем индивидуальные достижения. Фактически достижения важны ради семьи или друзей. Чрезвычайно ценится надежная, слаженная и проверенная годами дружба, и люди хотят зависеть от других и полагаться на них. Сотрудничество взамен соперничества вызывает восхищение и поощряется в семье и на работе.

Учитывая громадную значимость, придаваемую независимости, самостоятельности и личным достижениям, американец, потерпевший крах в личных или финансовых начинаниях, чувствует себя лично ответственным. Он нередко испытывает чувство вины за недостаток старания, неумение стать более конкурентоспособным или воспользоваться представившейся возможностью. Во многих незападных культурах с их уважением с большим семьям и унаследованным традициям, для людей, потерпевших неудачу, характерно чувство стыда , поскольку неудача отдельного человека отражается на всех, кто так или иначе с ним связан.

Эти ценности влияют также на манеру проведения американцами деловых встреч. Они стремятся «перейти к делу» гораздо быстрее, чем это принято в культурах, где столь важны взаимоотношения. Для многих традиционных культур с сельским населением принято уделять время для знакомства и определения статуса участников, и только после этого приступать к обсуждению дел. Некоторые американцы думают, что мексиканцы или африканцы «теряют время» на неделовое общение перед началом работы. С другой стороны, африканцы и мексиканцы иногда считают американцев «назойливыми» и вечно торопящимися сделать дело, не заботясь об установлении взаимоотношений.

США становятся «миской с салатом»

Безусловно, США изменились. Большинство населения больше не устраивает концепция «плавильного котла» или «культурной штамповочной машины». Сегодняшние популярные метафоры указывают на то, что стало приемлемым сохранять отличия и в то же время оставаться частью единого общества. В салате каждый овощ добавляет собственное своеобразие и вкус, так же, как мужчины и женщины черной, белой, желтой и коричневой рас соединяются, образуя общество, сохраняющее уважение к индивидуальным различиям пола, расы, вероисповедания и этнических корней.

Некоторые американцы опасаются, что превалирующая культура будет уничтожена большим количеством иммигрантов, прибывающих из неевропейских культур. С 1964 года в Америку ежегодно переселяются около одного миллиона иммигрантов, подавляющее большинство из которых составляют выходцы из Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Азии и Африки.

Доказательств, подтверждающих подобные опасения, нет. Несмотря на почти нулевой прирост белого населения, не принадлежащего к испаноязычным культурам, те, кто добивается успеха в нашем обществе, ведут себя как англо-саксонские протестанты. Они приобретают уважение к упорному труду, личным достижениям и умению действовать. Одновременно многие хотят сохранить свое культурное, расовое или этническое тождество и не видят причин забывать их для того, чтобы достичь успеха в современном американском обществе.

Положительные и отрицательные аспекты американских культурных ценностей.

Для правильного подхода к пониманию культурных ценностей необходимы обобщения. Ценности не применимы к каждому человеку или к любой ситуации, возможной в Америке, и для всякой превалирующей ценности справедливы исключения. Например, американцам необходимо чувство принадлежности к группе, так же, как для японцев важны чувство родства и коллективизма.

Необходимость ощущения себя единой большой семьей, коллективом, в США может быть развита даже сильнее, и это проистекает из чрезмерного воспевания индивидуализма. Как следствие, в дни национальных праздников или международных кризисов американцы собираются вместе с чувством подлинной силы и единения. Патриотизму в США придается исключительно важное значение и его часто называют «гражданской религией» 4 Америки. Подобно тому, как это происходит с людьми, принимающими другую веру, иммигранты нередко более фанатичны в своей приверженности Америке и ее ценностям, чем граждане, рожденные в США.

Завоеванный социальный статус, индивидуализм, самостоятельность и независимость. Признание всех этих ценностей было необходимо тем, кто хотел выжить и преуспеть в передовом американском обществе 1800-1900 г.г. Эти ценности позволили иммигрантам добиться успеха и были жизненно необходимы для экономического роста страны. И все же, сослужат ли эти ценности добрую службу Америке в новом тысячелетии?

Жесткий индивидуализм Америки привел к тому, что многие старики предпочитают жить отдельно – самостоятельно и независимо, - а не полагаться на своих детей и не зависеть от них. Многие молодые люди испытывают трудности при попытке подружиться или наладить любовные отношения, потому что они не могут отказаться от привычного соревнования личностей. Родные братья и сестры, друзья, и даже мужья и жены периодически соперничают друг с другом. Сегодня такая форма конкурирующего индивидуализма может оказаться чрезмерной и приводящей к прямо противоположным результатам. Она может оказать крайне отрицательное воздействие на психологическую обстановку в семье. Возможно, что после 2000 года мы станем зависимы от семьи и должны будем полагаться на родных в поисках экономической и психологической стабильности и поддержки.

Летом 1996 г. самым популярным в Америке фильмом был «День независимости». День, в который сильнее всего проявляется чувство американского патриотизма – это 4 июля, - в эту дату Америка празднует объявление независимости от Великобритании. Фильм стал классическим примером превалирующих американских культурных ценностей. Пришельцы из дальнего космоса пытались завоевать планету Земля, и президент лично повел самолет в атаку. Американцы влюбились в этот современный научно-фантастический вестерн.

Тем не менее, в сегодняшнем мире с его экономическими и политическими взаимозависимостями одинокие ковбои могут стать опасными. Возможно, в новом тысячелетии американцам придется позаботиться о более разумной пропорции индивидуализма и духа соперничества по отношению к коллективизму и сотрудничеству.


 Andrew Greeley, Religion Around the World: A Preliminary Report (Chicago: National Opinion Research Center, 1991), p. 39.

2 Ronald Inglehart, 1990 World Values Survey (Ann Arbor, MI: Institute for Social Research, 1990), question 3 F.

3 Richard Morin, “So Much for the ‘Bowling Alone’ Thesis: A compilation of data suggest that Americans actually are becoming more involved,” The Washington Post National Weekly Edition , June 17-23, 1996, p. 37.

4 Seymour Martin Lipset, American Exceptionalism: A Double-Edged Sword (New York: W.W. Norton, 1996), pp. 18, 63-64.

Ниже размещен полный текст статьи американского историка Л.Роберта Колса «Ценности, по которым живут американцы». Статья написана им в апреле 1984 г., в бытность его исполнительным директором Вашингтонского международного центра.
Может быть интересна в плане дискуссий о будущем российско-американских отношений. Есть ли что-либо общее между российским и американским обществом в плане их ценностей? От ответа на этот вопрос зависит не столько тактика, сколько стратегия взаимоотношений между двумя государствами. Насколько значительны различия в «ментальности» наших народов? Понятно, что избранный президент США Дональд Трамп - продукт американской культуры, ядром которой являются именно ценности.
Содержание статьи может вызвать и другие вопросы. Действительно ли американцы живут в согласии с перечисленными Колсом ценностями? Разделяет ли данные ценности политическая элита США? Является ли статья Колса научной или пропагандистской?
Как обычно, своего мнения по поставленным вопросам высказывать не буду, пока не увижу комментариев читателей. Единственное, что могу сказать - меня смущает то, что этих ценностей ровно 13.

«Большинство американцев затруднилось бы дать четкое определение того, в чем именно заключаются те ценности, по которым они живут. Многие просто никогда не задумывались над этим.
Но даже если и задумывались, они, в конце концов, вероятно, откажутся отвечать на этот вопрос прямым перечислением таких ценностей. И причиной этого отказа будет убежденность, которая сама по себе тоже является сугубо американской ценностью - вера в то, что каждый человек настолько уникален, что никакой единый перечень ценностей не может быть применим ко всем без исключения или даже к абсолютному большинству сограждан.
И хотя американцы, возможно, считают себя более необычными и непредсказуемыми, чем они есть на самом деле, важно все же, что именно так они о себе и думают. Так, американцы полагают, что семья, церковь и школа оказали на них лишь незначительное влияние. Каждый из них уверен, что он «сам выбрал ценности, с которыми собирается прожить свою собственную жизнь».
Несмотря на такую самооценку, антрополог-иностранец, понаблюдав за американцами, сумел бы, вероятно, составить список тех общих ценностей, которыми руководствуются большинство членов американского общества. При этом список типично американских ценностей существенно отличался бы от тех ценностей, которых придерживаются жители многих других стран.
Сотрудники Вашингтонского международного центра уже более тридцати лет знакомят тысячи зарубежных посетителей с жизнью в Соединенных Штатах. И это позволило нам увидеть своих соотечественников глазами наших посетителей. Мы уверены, что ценности, перечисленные в этом буклете, разделяют абсолютное большинство американцев.
Кроме того, можно сказать, что если бы наши иностранные гости действительно поняли, насколько глубоко укоренены в американской общественной жизни эти 13 ценностей, им стали бы понятны 95% действий Америки - действий, которые могут казаться странными, непонятными или невероятными, когда иностранец смотрит на них с позиций своего общества и своих ценностей.
Различия в поведении людей или культурные различия обретают смысл, только когда рассматриваются через основные убеждения, представления и ценности этой специфической группы. Когда в Соединенных Штатах вы сталкиваетесь с действием или слышите утверждение, которые вас удивляют, постарайтесь представить их выражением одной из ценностей, перечисленных в этом буклете. Например, если вы спросите американцев, как попасть куда-либо в их городе, они, вероятно, очень подробно объяснят вам, как вы можете туда добраться сами, но даже и не подумают пройти два квартала и просто отвести вас туда. Иностранцы порой считают такого рода поведение признаком «неприветливости» американцев. Мы же полагаем, что дело тут в концепции «помоги себе сам» (шестая ценность в нашем списке) - она настолько сильна в американцах, что они совершенно уверены: ни один взрослый человек не хочет, пусть даже временно, зависеть от другого. А ориентированность в будущее (восьмая ценность) заставляет американцев полагать, что гораздо полезнее научить вас в будущем находить дорогу самостоятельно.
Перед тем, как перейти непосредственно к перечню, следует также отметить, что американцы считают все эти ценности сугубо положительными. Они не осознают, к примеру, что люди из многих стран «третьего мира» воспринимают перемены (ценность 2) как нечто заведомо отрицательное или опасное. В действительности же все эти 13 американских ценностей для многих людей в современном мире выглядят и отрицательными, и нежелательными. Поэтому недостаточно только познакомиться с этими ценностями. Хорошо бы, насколько это возможно, рассмотреть их непредвзято, вне того отрицательного или уничижительного контекста, который они могут иметь с позиций вашего собственного опыта и вашей национальной культуры.
Важно решительно подчеркнуть: наша цель состоит лишь в том, чтобы познакомить вас с наиболее важными американскими ценностями, а вовсе не в том, чтобы навязать их вам, нашим зарубежным гостям. Мы не смогли бы достигнуть этой цели, даже если бы хотели это сделать, а мы и не хотим. Мы просто хотим помочь вам понять американцев, с которыми вы каким-либо образом связаны, с позиций их собственной, а не вашей, системы ценностей.
1. Власть над обстоятельствами
Американцы больше не верят во власть СУДЬБЫ, считая тех, кто продолжает это делать, отсталыми, примитивными или безнадежно наивными. Получить прозвище "фаталиста" - чуть ли не самое скверное, что может с вами случиться среди американцев; для американца это означает, что человек суеверен, ленив и не желает брать на себя никакой ответственности и инициативы с целью улучшения своих обстоятельств.
В Соединенных Штатах считается нормальным и правильным, когда Человек управляет природой, а не наоборот. В частности, американцы полагают, что каждый отдельный человек должен иметь возможность контролировать в окружающей его среде все, что потенциально могло бы повлиять на него. Принято считать, что имеющиеся у человека проблемы связаны не с невезением, а с личным нежеланием устроить свою жизнь лучше. Кроме того, считается нормальным, что каждый должен прежде и более всего считаться с собственными интересами.
Большинство американцев не согласятся с тем, что есть вещи, управление которыми далеко превосходит возможности людей. Американцы и на Луну-то отправились в буквальном смысле слова потому, что не пожелали считаться с властью Земли.
Американцам кажется, что они призваны, даже вынуждены делать то, что 7/8 жителей этой планеты признали бы совершенно невозможным.
2. Перемены
По мнению американцев, перемены - это, безусловно, хорошо. Изменения всегда связаны с развитием, усовершенствованием, прогрессом и ростом.
Однако многие более старые и отягощенные традициями нации видят в изменениях подрывную, разрушительную энергию, которой надо всеми силами избегать. Более перемен такие национальные сообщества ценят стабильность, преемственность, традиции, богатое и древнее наследие - ничто из этого не ценится слишком высоко в Соединенных Штатах.
Эти первые две ценности - уверенность, что человек может со всем справиться, и вера в пользу перемен - вместе с убежденностью американцев в преимуществах трудолюбия и сознания того, что каждый человек обязан сделать в жизни все, что может, помогли американцам достичь многого. Неважно, "истинны" ли эти убеждения - важно, что американцы думают и действуют так, как если бы они были истинными. И в результате они делают их истинными.
3. Время и управление им
Для любого американца время - ценность предельной важности. Иностранцам кажется, что американцы более заинтересованы тем, чтобы все выполнялось в срок (согласно заранее определенному графику), чем развитием глубоких межличностных отношений. Следовать расписанию для американца означает все подробно спланировать, а затем в точности выполнить свой план.
Может показаться, что большинство американцев находятся под полным контролем небольших машинок, которые они носят на запястьях и которые способны остановить любую оживленную дискуссию, чтобы их владелец вовремя успел выполнить следующий пункт своего расписания.
Язык американцев полон ссылок на время, ясно давая понять, как высоко оно ценится. Время может "длиться", "сохраняться", «быть заполненным», его можно «экономить», «использовать», «потратить», «потратить впустую», «потерять», «получить», «спланировать», «дать», «максимально использовать» и даже «убить».
Зарубежный посетитель скоро узнает, что в Соединенных Штатах считается очень невежливым опоздать на встречу - даже на 10 минут - против назначенного времени. (Всякий раз, когда прибыть вовремя абсолютно невозможно, вы должны позвонить и предупредить, что вас задержали непредвиденные обстоятельства, и вы будете на полчаса - или насколько? - позже.)
Время так высоко ценится в Америке, потому что, считая его важным, вы, очевидно, добьетесь большего, чем если бы стали тратить его расточительно. Эта философия доказала свои преимущества. Американские пословицы подчеркивают важность времени и мудрого его использования, постановки целей и твердого следования им, даже такого распределения времени и энергии, чтобы плодами своего труда насладиться позднее. (Эта последняя идея называется «отсроченное вознаграждение».)
4. Равенство и равноправие
Равенство для американцев - одна из их наиболее важных ценностей, настолько важных, что они даже дали этой концепции религиозное основание. Они говорят, что все люди были "созданы равными". Большинство американцев полагает, что Богу все равно, какой у людей интеллект, физическое состояние или экономический статус. В светских терминах эта вера превратилась в утверждение, что все люди имеют равную возможность преуспеть в жизни. Американцы различаются лишь своими представлениями о том, как воплотить этот идеал в действительность. Однако практически все они согласны с тем, что равенство - важная гражданская и социальная цель. Представления американцев о равенстве нередко делают их чуть ли не чудаками в глазах иностранцев.
Большинство людей понимают это совершенно иначе. Для них ранг, статус и власть кажутся намного более желательными, даже если сами они находятся в самом низу социальной пирамиды. Принадлежность к правящему классу и власть, кажется, дают людям в других обществах ощущение безопасности и уверенности. За пределами Соединенных Штатов люди с самого рождения знают, кто они такие и как вписываются в сложную систему, называемую "обществом".
Многие высокопоставленные иностранцы, будучи в Соединенных Штатах, оскорбляются тем, как с ними обращается обслуживающий персонал (официанты в ресторанах, продавцы в магазинах, водители такси и т. д.). Американцы же вовсе не чувствуют необходимости проявлять какую-то особую почтительность к тем, кто стоит выше них в общественной иерархии, и наоборот, часто обращаются с людьми более низкого положения так, как будто это важные персоны. Тем, кто едет в США, важно понимать, что в таком отношении к статусу или положению в обществе нет ничего оскорбительного или пренебрежительного. Следует просто быть готовым к тому, что во время его пребывания в нашей стране к высокопоставленному человеку будут относиться точно так же, как ко всякому другому.
5. Индивидуализм и неприкосновенность частной жизни
Индивидуализм, развитие которого связано в западном мире с Ренессансом и началось в конце XV века, нашел свое наиболее яркое выражение в Соединенных Штатах XX столетия. Здесь каждый человек считается абсолютно и непостижимо уникальным, то есть совершенно отличным от всех других людей и поэтому особенно драгоценным и замечательным.
Представления американцев о своем индивидуализме - и в мыслях, и в поступках - пожалуй, несколько преувеличены. Они не любят, чтобы их считали представителями каких-то однородных групп, независимо от того, что это за группы. Они могут, конечно, вступать - и действительно вступают - во множество групп, но при этом все-таки считают себя чуть-чуть другими, чуть более уникальными, чуть более особенными, чем другие члены той же самой группы. И они покидают эти группы так же легко, как вступали в них.
Идею неприкосновенности частной жизни (“privacy”) как крайнее проявление индивидуализма иностранцам понять, возможно, еще труднее. Даже слова такого - "privacy" - не существует во многих языках. Если же существует, то имеет, вероятно, весьма отрицательные оттенки - одиночество или изолированность от той или иной социальной группы. В Соединенных Штатах же неприкосновенность частной жизни считается не только сугубо положительным, но и абсолютно необходимым, желательным и безусловно приятным условием жизни. От американца вполне можно услышать: «Если я не проведу хотя бы полчаса в день наедине с собой, я просто сойду с ума», - и он действительно убежден в этом.
Американский индивидуализм означает, что здесь вы встретитесь с более широким спектром мнений и с абсолютной свободой их выражения всегда и везде. Тем не менее, несмотря на этот широкий диапазон личных мнений, почти все американцы в конечном счете голосуют за одну из двух главных политических партий. Именно это имелось в виду, когда мы сказали, что американцы больше гордятся свои индивидуализмом, чем на деле проявляют его.

6. Концепция «Помоги себе сам»
В Соединенных Штатах ценится только то, что человек сделал сам. Американцы не придают никакого значения тому, что вы родились в богатой семье. (В Соединенных Штатах об этом говорят как о «случайности рождения».) Американцы гордятся тем, что родились бедными и благодаря собственным усилиям и трудолюбию вскарабкались по трудной лестнице успеха до какого угодно уровня, что они достигли всего сами. И, конечно, это именно американская социальная система позволяет американцам относительно легко продвигаться по социальной лестнице.
Возьмите английский словарь и посмотрите сложные слова с приставкой "само-". В обычном словаре найдется более сотни таких слов, как самоуверенность (уверенность в себе), самосознание, самодовольство, самообладание, самокритика, самообман, самозащита, самоотречение, самодисциплина, самооценка (чувство собственного достоинства), самовыражение, самомнение, самосовершенствование, самоуверенность, самоуважение, самоограничение, самопожертвование - этот список можно продолжать и продолжать. Большинства этих слов не существует в других языках. Этот перечень - возможно, лучший признак того, как серьезно американцы относятся к тому, чтобы делать все для себя самостоятельно. "Человек, сам себя сделавший" (self-made man) по-прежнему является идеалом в Америке XX столетия.
7. Конкуренция и свободное предпринимательство
Американцы полагают, что конкуренция обнаруживает лучшее в человеке. Они утверждают, что она бросает человеку вызов, вынуждает каждого сделать все, что в его силах. Следовательно, иностранец увидит, как поощряется конкуренция дома и в школе, даже для самых юных американцев. Совсем маленьких детей, например, побуждают ответить на вопрос, на который их одноклассники не знают ответа.
Вам лично конкуренция может казаться довольно неприятной, особенно если вы приехали из общества, в котором соревнованию предпочитают сотрудничество. А у многих американцев-добровольцев Корпуса мира, работающих преподавателями в различных учебных заведениях в развивающихся странах, отсутствие конкуренции в классе вызывает большую тревогу. Они очень скоро узнают: то, что казалось им одной из универсальных человеческих характеристик, является на самом деле сугубо американской (или «западной») ценностью.
Высоко ценя конкуренцию, американцы изобрели основанную на ней экономическую систему свободного предпринимательства. Они совершенно уверены, что экономика, которая поощряет конкуренцию, обнаруживает лучшее в людях, а обществу, поддерживающему конкуренцию, обеспечен быстрый прогресс. Если искать доказательства того, что американцы чаще всего приветствуют свободное предпринимательство, то они обнаружатся во всех областях, даже в таких различных, как медицина, искусство, образование, спорт.
8. Ориентация на будущее
Веря в будущее и ценя усовершенствования, американцы уверены, что будущее заставит их переоценить прошлое, и поэтому они в значительной мере плохо осознают настоящее. Каким бы счастливым ни было настоящее, оно часто проходит незамеченным - американцы привыкли надеяться, что будущее принесет им еще большее счастье. Поэтому почти все силы направлены на осуществление этого будущего. Настоящее в лучшем случае служит лишь преддверием более поздних и более значительных событий, которые постепенно приведут к чему-то еще более значительному.
Поскольку американцев научили (ценность № 1) верить, что Человек, а не Судьба, может и должен управлять обстоятельствами, они умеют прекрасно планировать и осуществлять краткосрочные проекты. Это умение, в свою очередь, послужило причиной того, что американцев приглашают во все уголки земли для того, чтобы планировать и осуществлять чудеса, на которые способна их целеустремленность.
Если вы принадлежите к другой культуре - например, к традиционной мусульманской, - где обсуждение или активное планирование будущего считается пустым или даже греховным занятием, у вас возникнут не только философские проблемы с этой специфически американской деятельностью, но и религиозные возражения. И все же вам придется научиться жить с этим, поскольку все окружающие вас американцы будут с нетерпением всматриваться в будущее и в то, что оно с собой несет.
9. Ориентация на действие/работу
«Да не стой ты так», - говорится в типичном американском совете, - «сделай что-нибудь!» Так обычно говорят в кризисных ситуациях, хотя в некотором смысле эти слова хорошо выражают лишь бодрость американцев, для которых действие - любое действие - лучше бездействия.
Американцы обычно планируют и намечают чрезвычайно активный день. Любой отдых должен быть ограничен по времени, запланирован, предназначен лишь "освежить" их способность работать более упорно и продуктивно после того, как закончится передышка. Американцы полагают, что досугу должна отводиться относительно малая часть жизни. Они считают, что терять время попусту, сидеть без дела или спать на ходу - грешно.
Такое абсурдное отношение к жизни породило много людей, известных как "трудоголики" или люди, настолько увлеченные работой, что постоянно думают о ней, им не по себе, когда они не на работе - даже вечерами или в выходные дни.
Синдром трудоголика, в свою очередь, заставляет американцев полностью идентифицировать себя с профессией. Первый вопрос одного американца другому при знакомстве будет связан с работой: «Чем ты занимаешься?», «Где ты работаешь?» или «У кого (в какой компании) ты работаешь?»
И когда такой человек, наконец, отправляется в отпуск, даже его отпускные дни будут тщательно спланированы, очень насыщены и активны.
Америка, возможно, одна из немногих стран в мире, где есть все основания говорить о «достоинстве человеческого труда», подразумевая под этим тяжелый физический труд. В Америке даже президенты корпораций время от времени занимаются физическим трудом, вовсе не теряя при этом уважения со стороны других людей, а, напротив, приобретая его.
10. Непринужденность
Если в вашей стране отношениям между людьми свойственна определенная формальность, вам, вероятно, покажется, что американцы уж слишком неофициальны, даже непочтительны с власть имущими. Американцы - один из наиболее неформальных и непринужденных народов в мире.
Один из примеров этой непринужденности: начальники в Америке часто просят своих служащих обращаться к ним по имени и даже испытывают неловкость, когда им говорят "господин" или "госпожа".
Одежда - еще одна область, где американская непринужденность особенно заметна, иногда она просто шокирует. Придя, например, на симфонический концерт в большом американском городе, человек может сегодня обнаружить среди театральной публики людей в синих джинсах, без галстуков, в рубашках с короткими рукавами.
Непринужденность видна и в приветствиях американцев. На смену формальному "Как поживаете?" по большей части пришло неофициальное "Привет!". Так обращаются и к начальству, и к близким друзьям.
Если вы - высокопоставленное должностное лицо в своей стране, вас такая непринужденность, вероятно, поначалу будет довольно сильно выбивать из колеи. Американцы, напротив, считают такую непринужденность комплиментом! И, конечно же, вас никто не хочет оскорбить, так что это следует просто принять это как должное.
11. Прямота, открытость и честность
Во многих других странах выработаны тонкие, порой весьма специфические «ритуалы», используемые в тех случаях, когда надо сообщить кому-либо нечто неприятное. Американцы, однако, всегда предпочитали прямой подход к делу. Они обычно совершенно честно говорят неприятную правду прямо в глаза. Если вы приехали из общества, в котором не принято прямо говорить о плохих новостях или высказывать нелестные суждения, вы можете быть потрясены прямолинейностью американцев.
Если вы приехали из страны, где важно «сохранить лицо», не сомневайтесь - своей прямотой американцы вовсе не стараются заставить вас потерять лицо. Важно понять, что американец в подобных обстоятельствах не теряет лицо. Пока вы находитесь в этой стране, приспосабливаться к ее нравам будет вашей и только вашей задачей. Нет никакой возможности смягчить удары такой прямоты и открытости, если вы к ним не привычны, кроме как сказать себе - здесь жизнь идет по другим правилам. В действительности же американцы всячески требуют от своих соотечественников все большей и большей открытости и прямоты. Многочисленные программы обучения открытости, появившиеся в США в конце 70-х, хорошо отражают это настроение общества.
Во всем, кроме самого прямого и открытого подхода, американцы видят нечестность и неискренность и быстро теряют доверие к любому, кто предпочитает прямому высказыванию намеки и недомолвки. Любой, кто, будучи в Соединенных Штатах, захочет воспользоваться услугами посредника, чтобы сообщить что-либо, будет считаться манипулятором, не достойным доверия.
12. Практичность и эффективность
Американцы имеют репутацию реалистов, практичных и эффективных людей. При обсуждении любого важного решения в Соединенных Штатах приоритет, как правило, отдается практическим соображениям. Сами американцы говорят, что они не слишком склонны философствовать или теоретизировать. Если бы американцы и признали наличие у них философии, ею скорее всего оказался бы прагматизм.
Это принесет деньги? Это будет окупаться? Что я смогу извлечь из этой деятельности? Именно этими вопросами американцы обычно задаются в своих повседневных делах, а не вопросами типа: Насколько это эстетично? Будет ли это приятно? Продвинет ли это познание?
Эта практическая, прагматическая ориентация позволила американцам дать миру больше изобретений, чем дала любая другая страна за всю историю человечества. Именно любовь к «практичности» заставляет американцев предпочитать одни профессии другим. Управление и экономика, например, гораздо более популярны в Соединенных Штатах, чем философия и антропология, а право и медицина ценятся выше, чем искусство.
Приоритет практических вопросов проявляется в Соединенных Штатах также в пренебрежении к «эмоциональным» и «субъективным» оценкам и стремлении к оценкам «рациональным» и «объективным». Американцы всегда стараются сделать так, чтобы эмоции оказывали минимальное влияние на принимаемые ими решения. Они всегда судят о ситуации по объективным факторам. Популярный среди американцев «эмпирический» подход к решению проблем также отражает их практицизм. Этот подход предполагает составление списка возможных решений данной проблемы, а затем последовательное рассмотрение каждого из них с целью выявления наиболее эффективного из возможных.
13. Материализм и потребление
Иностранцы часто считают американцев более материалистичными, чем американцы сами склонны о себе думать. Американцам нравится думать, что принадлежащие им материальные объекты являются естественным преимуществом, которое дается тяжелым трудом и целеустремленностью. Это награда, считают они, которую могли бы получить и все остальные, будь они столь же трудолюбивы и целеустремленны, как сами американцы.
И все же что ни говори, а американцы - большие материалисты. Это значит, что они гораздо больше ценят вещи и их приобретение, чем человеческие контакты и их развитие».

Я уже писала о том, что представляет собой средний американец. Но среднестатистический американец – всего лишь пустая оболочка, где такие характеристики, как доход, возраст, мобильность, привычки и многие другие показатели хотя и представляют интерес, но далеко не исчерпывают содержания, скрывающегося за скорлупой ореха, вернее, за черепной коробкой среднего американца. Чем живет он, каковы его взгляды на жизнь, моральные ценности?

Социолог Робин Мэрфи Уильямс предложил ряд базовых ценностей, которые, по его мнению, укоренены в национальной психике и разделяются большинством американцев («American Society: A Sociological Interpretation», New York: Knopf, 1960). Что же представляют собой эти ценности? Изложу их в произвольном порядке.

В первую очередь американцы ценят достижения и успех, причем успех заслуженный, достигнутый не любой ценой и окольными путями, через знакомства, связи, наследуемое богатство, но как результат упорной деятельности. Не любят нытиков, тех, кто сваливает неудачи на внешние обстоятельства и предпочитает надеяться на случай и «авось». Умный человек, не стремящийся к успеху, для американцев почти оксюморон. Другое дело, что они разносят понятия известности и успеха. В 1998 г. опросы Louis Harris выясняли у американцев, хотят ли они быть знаменитыми, прославиться (славу определяли как «быть популярным, широко известным и признанным за достижения, деятельность, способности, экспертизу и мнения»), и 69% сказали «нет». Представления, насаждаемые массовой культурой, что все в Америке одержимы желанием прославиться, попросту не соответствуют действительности. А в 2002 г., согласно опросу Гэллопа, тинейджеров попросили назвать своих кумиров, и только 25% выбрали артистов, известных людей или спортсменов.

Деятельность и труд, принцип «делу время, а потехе час» до сих пор исповедуется многими. Американцы в массе своей трудятся истово и неутомимо. Емеля на печи – это, пожалуй, уникально русское явление. Полагается сочувствовать герою, который, лежа на печи, отдает приказы, и на которого удача сваливается ни за что, ни про что. Ему и удача, и симпатии читателей (слушателей, зрителей), ему и любовь. Трудно представить, чтобы подобный сказочный герой мог бы возникнуть в народном американском или даже североевропейском (о южанах - aut bene, aut nihil) фольклоре. Workaholic – широко распространенное явление в Америке. Если раньше основные тяготы работы ложились на плечи мужчин, то американские женщины давно уже разделяют трудовое бремя в семье, а то и пашут в одиночку. Многие женщины не мыслят себе радости жизни без работы, ориентированы на успех и вкалывают так, что и времени на личную жизнь не остается. Выражение career woman я узнала только в Америке. Американцы работают больше часов в неделю, чем французы и немцы, но меньше, чем корейцы или сингапурцы (Business Insider, 2013). Американцы в среднем работают 38 часов в неделю, что больше, чем во многих европейских странах, а также в Австралии. К сожалению, американское правительство годами насаждает иждивенческую психологию, «борясь с бедностью», а в результате этой «борьбы» количество так называемых бедных не снижается, зато зависимость от государственной помощи становится все крепче.

Нерасторжимо связан с упомянутыми моральными ценностями и американский индивидуализм. Американцы традиционно ценят успех, происходящий от индивидуальных усилий и инициативы. Опора на самого себя, свой вкус и предпочтения – этим духом проникаются с детства. Родители, как правило, прислушиваются к предпочтениям своих детей, а не навязывают им свои взгляды. Индивидуализм имеет свою оборотную сторону – одиночество. Чувство одиночества вполне субъективно: можно остро ощущать одиночество и в кругу семьи. Одиночество усугубляется и зависимостью от электронных игрушек, gadgets, социальных сетей, которые при всех преимуществах все же суррогаты живого общения. Как результат – страдают семейные ценности. В 2012 г. 27% всех домашних хозяйств в США состояло из одного человека. На 2013 г. неженатыми были 44.1 % жителей США старше 18 лет. Родители и дети живут часто далеко друг от друга, видятся только по праздникам. Родители стараются не вмешиваться в жизнь своих детей, а дети яростно обороняют границы своей независимости.

В одной связке с индивидуализмом – свобода. В первую очередь, конечно, свобода, связанная с правом на выбор, но не только. Имеются в виду и гражданские свободы, и свободы в основании собственного бизнеса. В США, хотя многое делается в помощь малому бизнесу, бюрократические препоны создали в последнее время менее свободную атмосферу для бизнесов, чем ранее. В результате США не входят в десятку самых свободных для бизнеса стран (отдельное спасибо нынешнему Президенту и его команде!). Зато туда вошли Гонконг, Сингапур, Австралия, Швейцария, Новая Зеландия, Канада, Чили, Мавритания, Ирландия и Дания. В Америке бросается в глаза свобода выбора – будь то выбор одежды, еды, прически, стиля поведения или карьеры, обучения и т.д. В книге «Парадокс выбора» (The Paradox of Choice: Why more is less, New York: Ecco, 2004) профессор социологии Барри Шварц писал: «Когда у людей нет выбора, жизнь почти невыносима. С ростом возможностей выбора, как это существует в нашей культуре потребления, автономия, контроль и освобождение, приносящие это разнообразие, являются мощными и позитивными. Но с возрастанием вариантов выбора, негативные стороны усиливаются до той степени, что мы становимся перегруженными ими. В этот момент выбор уже не освобождает, а ослабляет». (Перевод мой. - Л.А.).

Очень важны для американцев эффективность и производительность, практичность. Это народ, который не терпит долгих проволочек и любит работать быстро, применяя инновационные решения, преобразуя идеи в практические дела. Know how американского бизнеса – важнейшие наработки, которые неотделимы от американской культуры. Когда я закончила учиться на степень магистра в библиотечном деле, то приняла участие в церемонии окончания колледжа. К тому времени я только три года прожила в Америке и меня, помнится, поразила четкая организация этой церемонии. Толпы выпускников, их родственников и друзей, и при всем при том – никакой давки, неразберихи, все продумано, как оркестровая партитура. Тщательная подготовка любого мероприятия и начинания – норма, а не исключение в Америке. Плохо ли, хорошо ли, но даже такая, казалось бы, по природе консервативная организация как библиотека, и та постоянно что-то меняет, внедряет новые модели обслуживания, новые технологии. То вводится система автоматического приема книг, то к этому прибавляется и сдача книг с помощью автоматов. Еще недавно мы выдавали читателям только книги и диски, потом – электронные книги, а теперь уже выдаем на дом пластины Google Nexus, и читатели пользуются в библиотеке переносными ноутбук компьютерами.

Америка, безусловно, поклоняется научно-техническому прогрессу, а вера эта, в свою очередь, сопровождается все возрастающим уровнем экологического сознания. Однако проблема изменения климата не столь однозначна, чтобы петь осанну новоиспеченному нобелевскому гуру – Гору. Ничего не поделаешь, Америка – локомотив прогресса. Продвижение вперед по тернистой дороге прогресса ускоряется заинтересованностью частных бизнесов в получении прибыли. Побочный продукт этой корыстной деятельности – все более широко удовлетворяемые потребности трудящихся и иже с ними, которые стремятся к материальному комфорту. Мы жили в стране под лозунгом «Все во имя человека, для блага человека!», когда в реальности советский прогресс подразумевал принесение в жертву интересов народа интересам государства. Пусть у нас были пустые полки магазинов – зато наши ракеты внушали страх за рубежом. Это ли не цель желанная? Приехав в Америку, мы обнаружили, что не существует практически ничего из каких бы то ни было бытовых удобств, что не было бы уже придумано и внедрено здесь.

Вы считаете перечень неполным? Я – тоже. Дождемся следующего номера...