Как выглядит образ петуха в мифах и легендах разных стран мира. Петух как символ - галльский, золотой и какой еще


Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления...

В глубокой древности любые украшения на теле человека - от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных - выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» - подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.

Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что основные интеллектуальные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

Знаменитый трехтомник А. Н. Афанасьева, за который Сергей Есенин в голодные 20-е годы отдал пять пудов муки, таит в себе гораздо больше разгадок, открытий и откровений, нежели десятки тысяч объемных томов, написанных современной ученой братией.

Начало изучению орнамента русской народной вышивки положил В. В. Стасов, отыскавший в самобытном творчестве русских вышивальщиц «финские» и «иранские» влияния. Этот же маститый ученый всю свою сознательную жизнь старательно доказывал (к счастью - безуспешно) тюркско-монгольское происхождение русских былин и сказок. Представитель мифологической школы Ф. И. Буслаев также усмотрел в русской вышивке целый букет чуждых влияний: «азиатское», «позднеримское», «византийское» и «германское». Следующему исследователю, В. А. Городцову, удалось обнаружить в орнаменте северной вышивки дако-сарматские элементы. Е. Н. Клетнева возвела русские узоры на ткани к «великой культуре Востока». Г. Громов, Л. В. Деопи и В. И. Плющеев пытались раскрыть семантику русских вышивок путем механического подсчета голов, крыльев и хвостов, однако ничего путного из этой затеи так и не вышло. Остальные либо придерживались концепции своих предшественников, либо вообще не затрагивали эту тему. Единственным исследователем, подошедшим к рассмотрению образов северной вышивки беспристрастно, явился академик Б. А. Рыбаков, труды которого по славянскому и русскому язычеству явились неоценимым вкладом в дело изучения глубинных пластов великой русской культуры.

Как уже отмечалось, орнамент русской народной вышивки

первоначально играл роль оберега: им покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывался доступ к телу.

Среди орнаментальных мотивов севернорусской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц (лебедь, утка, петух, курица, павлин, орел) и животных (конь, олень, лось, лев, барс и т. д.). Изображения петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера: на концах полотенец, подолах рубах, рукавицах, кокошниках и т. д. Считается, что само слово «кокошник» произошло от старославянского «кокош» - петух или курица. Не исключено, что и здесь мы имеем дело с отголоском древнего тотемического мышления. Петух на Руси почитался как птица вещая, прогоняющая мрак ночи и приветствующая восход солнца. По крику петуха крестьяне определяли время: «первые петухи» - полночь, «вторые» - до зари, «третьи» - рассвет (заря). Отсюда выражение: «до третьих петухов», «встать с петухами», «проспать петухов». Петушиный крик отгонял нечистую силу, поэтому его нередко сравнивали с колокольным звоном к заутрене. В русских деревнях старались не держать черных петухов, т. к. считалось, что супруги при этом будут часто ссориться.

Выражение «пустить красного петуха» означало поджечь дом. При переходе в новое жилище крестьянин пускал в избу петуха с курицей и дожидался, когда первый пропоет «на новоселье». Кровь жертвенного петуха считалась лучшим средством для смягчения гнева домового. С криком петуха связывалось немало русских народных примет и поверий: «Если петух поет раньше обычного, то летом это предвещает ненастье, а зимой - оттепель», «Петух поет днем под окнами - к гостям», «Если петух запел вечером в необычный час, надо бежать к насести и ошупать ему ноги: теплые ноги бывают к гостям, а холодные - к покойнику», «Петухи не в пору поют - новые указы будут» и т. д.

Широко известны также новогодние гадания с петухом. Связав хвостами петуха и курицу, сажали их под решето и смотрели,- кто кого потянет: если петух курицу - верховодить в доме будет муж, если наоборот - жена. С той же целью выпускали петуха с курицей на середину комнаты и наблюдали: если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый, а если курица станет храбриться - верховодить в доме будет жена. Считалось, что хороший петух должен быть бойким и драчливым: для этого в Страстной четверг его кормили перцем на печной заслонке и затем выбрасывали из окна во двор. Выражение «петушиться» означало лезть в драку, горячиться, храбриться, а «петухом» в старину звали человека задорного, драчливого, забияку.

В Тарногском районе больных «от испуга» окачивали водой, в которой до этого купали петуха. Чтобы у малыша безболезненно резались зубы, прокалывали у черного петуха гребень и выступившей оттуда кровью смазывали ребенку десны. В том, что петух когда-то являлся одним из тотемов древних славян, нет никаких сомнений. Запрет на убийство тотемных животных свято соблюдался в течение многих столетий. На Русском Севере считалось смертным грехом убивать лебедь - священную птицу древних русичей. А. Н. Афанасьев сообщает также о том, что в Вологодской губернии «считают за грех резать и есть петухов». Вовсе не случайно одним из самых известных персонажей русских народных сказок являлся Петушок - Золотой Гребешок.

День Козьмы и Демьяна (1/14 ноября) крестьяне называли «курячьим праздником» или «курячьими именинами»: родные и знакомые дарили друг другу кур, которые затем содержались в почете, их нельзя было убивать, а снесенные ими яйца считались целебными. Как и петух, курица нередко фигурировала в русских народных приметах: «Курица на одной ноге стоит - к стуже», «Куры дерутся - к гостям», «Куры кричат на насести - к домашней ссоре», «Куры хвостами вертят - к метели», «Куры клохчут по ночам - быть ссоре, войне или рекрутскому набору», «Курица запоет петухом - к покойнику» и т. д.

Кроме Козьмы и Демьяна, в русском народном календаре имелось еще несколько «куриных праздников»: воскресенье Жен Мироносиц (третье после Пасхи), «вьюнишное» (Фомино) воскресенье (первое после Пасхи), день Бориса и Глеба (2/16 мая), а также день Сергия Радонежского - «хранителя курей» (25 сентября/8 октября). Зеленин описывает также древний русский обряд «троецыплятницы» или «куричьей братины», совершавшийся «по обещанию» при тяжелых родах, болезнях и т. д.

Довольно часто использовалась курица и в народной медицине: больных желтухой, лихорадкой, криксой или «куриной слепотой» обливали водой под куриной насестью. В Череповецком уезде практиковался другой способ избавления от «куриной слепоты»: больному следовало забраться на «куриное седало» и запеть петухом. Против лихорадки под подушку больному клали дохлую курицу; против чахотки употребляли студень убитой курицы, а против пьяного буйства пили куриный помет. Для предотвращения беременности брали черную курицу и в полночь обходили с ней вокруг осинового кола.

В русской мифологии курица считалась «вещуньей», т. к. перед несчастьем она начинала петь петухом. Ломание грудной кости («дужки») курицы в известном русском обычае «памятование» служило символом договора между двумя влюбленными. В русских пословицах и поговорках курица упоминается гораздо чаще петуха: «И не рада б курочка на пир, да за хохол тащат», «Не петь курице петухом, не владеть бабе мужиком», «Яйца курицу не учат», «На своей улочке и курочка храбра», «Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится», «Скажи курице, а она и всей улице», «У него денег и куры не клюют» и пр.

Известны также крылатые выражения: «Курам на смех», «Как мокрая курица», «Слепая курица», «Словно куры набродили» и т. д. На крышах вологодских изб нередко встречаются «курицы» - деревянные узорные крюки для поддержки водосточного желоба. Л. К. Зеленин справедливо полагает, что это - воспоминание о черепах животных, некогда приносившихся в жертву...


С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.


Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними - дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.





Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух - устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее - пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.




Не меньшее, если не большее, значение имели птицы для человека в качестве защитников от всевозможной нечистой силы. Пожалуй, самым известным «избавителем» является петух. Это его качество многократно воспето в фольклоре, часто обыгрывается и в художественной литературе. У М. Булгакова, Н. Гоголя и многих других писателей предрассветный крик петуха заставляет исчезать нечистую силу.

Этот же момент обыгрывает и Дж.Р.Р. Толкин. Во время штурма Минас Тирита против крика петуха оказался бессилен даже верховный назгул. По народным преданиям, ведьмы во время шабашей с первым криком петуха должны были возвращаться домой


Один из главных органов чувств у человека - зрение. Лишённый возможности видеть, он ощущает себя, мягко говоря, неуютно. Наверное поэтому ночь у всех народов мира отдана на откуп всяческой нечисти. Ночь, а вместе с ней и нежить, прогоняется рассветом. Неудивительно, что птица, предвещающая восход солнца (третьи петухи), в человеческом воображении сама по себе была наделена огромными возможностями.

Петух стал священной или хотя бы уважаемой птицей у очень многих народов. Причём почитался он прежде всего как предвестник восхода солнца.


В Древней Греции его связывали с божествами подземного мира. Он был атрибутом Персефоны, вынужденной проводить треть года у своего супруга в Аиде. Богиня каждую весну выходила из подземной тьмы на свет, а петух провозвещал свет каждое утро. Вестником света он был у персов, символом изобилия и персонификацией солнца. Вообще в большинстве мифологических традиций петух был связан с богами утренней зари, солнца, света, небесного огня - Аврора, Гелиос, Митра, Ахурамазда и др.


Интересно, что он является не только глашатаем солнца, но и его проводником в годовом и суточном циклах. Так, в Китае эта птица сопровождает солнце в пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы после полудня. У древних евреев петух был символом третьей стражи ночи - от полуночи до рассвета. Считалось, что он так же бдителен и всевидящ, как и солнце, поэтому в Древнем Риме его широко использовали при гаданиях и предсказании погоды.


Изображения петуха в качестве стража от всевозможных злых сил помещали на крышах домов, флюгерах, сундуках.


В Китае красный петух помещается на стенах дома как талисман против огня. С петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни.


В Древней Греции он был посвящен и Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. В Риме эта птица символизировала январь - месяц начала нового года и пробуждения природы.

Черный петух связывался с водой, подземным царством, олицетворял смерть и зло. Отсюда использование черных петухов и кур в магических целях.

«Нормальный» же петух был лучшим средством для изгнания демонов и прочей нечисти. С этой целью его могли приносить, например, к новорожденному или в новый дом. В христианстве петух также стал символом света. Его нередко помещали на шпилях церквей.


Изображения петуха встречались на гробах - во мраке смерти он должен был возвестить утро воскрешения. Наконец, петух был птицей плодородия и урожая, а также сексуальной потенции. У южных славян, венгров и некоторых других народов жених во время свадьбы нередко носил живую птицу или её изображение.

У ряда индейских племен Центральной Америки петух считался важным нагуалем (духом-покровителем), с которым связана жизнь человека. Смерть петуха влекла за собой и гибель его подопечного (Мифы народов мира, 1980-1982; Gattiker, Gattiker, 1989).


Большую роль играл петух в верованиях древних славян. Западные славяне чтили его как птицу Святовита (Вагурина, 1998). В Украине считалось, что петух является лучшим оберегом в хозяйстве. При его отсутствии обязательно появится сатана. Даже чумаки, отправляясь в путь, брали птицу с собой. На кладбищах нередко устанавливали резные или жестяные фигурки петухов, чтобы они «держали в страхе» покойников и не давали им вставать из могил. Ну и конечно же, петух - вестник солнца и света. По одной из легенд он призывал утром солнечный свет, как птица бога солнца. (Митрополит Iларiон, 1994; Скуратiвський, 1998). Видимо, в древности содержание на усадьбе петуха имело двоякое значение: и как оберег от нечистой силы, и с магическими целями - он призывал солнце. Ему тоже нужно было помочь прийти к людям, так же, как и весне.


Использовались петухи и при врачевании. В Воронежской губернии существовал интересный обычай: если ребенок долго кричал по ночам, мать заворачивала его в подол и несла лечить в курятник. Она купала его под насестом, приговаривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон» (Вагурина, 1998).


Веру в необычайную силу петушиного крика хорошо иллюстрирует записанная И. Франко легенда. Семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь, где их должны были и похоронить. Но сколько её ни строили днём, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, петух закукарекал, и она сама вознеслась из-под земли аж до неба (Скуратiвський, 1998).


Петух - птица драчливая. Недаром он стал также символом боевитости и мужества. Еще древние греки использовали петушиные бои для «зажигания» своих солдат. Датчане во время войны всегда держали двух петухов. Одного - в качестве «бу- дильника», второго - для вдохновления воинов на бой. Германцы также имели с собой петуха для стимуляции бдительности (Gattiker, Gattiker, 1989).


Благодаря своим большим возможностям и связям с самыми разными божествами, петух был универсальной птицей для жертвоприношений, часто использовался в ритуальных и магических действиях. Жертвы могли приноситься с самыми разными целями - для умилостивления богов и сил природы, для предотвращения болезней и несчастных случаев, для хорошего урожая, при постройке нового дома и т. п. В Югославии петух и курица были символом брачного единства, их приносили в жертву супруги (Gattiker, Gattiker, 1989).


Вместе с тем, для самих людей существовало множество запретов на употребление в пищу петухов и даже кур. Воистину они считались пищей богов. У одних народов был полный запрет есть их мясо, у других вводились существенные ограничения. Например, кельты в Британии не употребляли в пищу кур (Александровский, 1998).

ДЕТСКИЕ ЗАГАДКИ О ПЕТУХЕ:
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
http://ecoethics.ru/old/b11a/ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ И ДРУГИХ НАРОДОВ. Том 2. Птицы

1.

2.

3.

4.

5.

Восточный новый год не за горами, и хотя он еще не завтра, новогоднюю восточную символику мы традиционно учитываем. Самое время вспомнить символы петуха, так сказать, общемировые. Первым вспомнился галльский петух - один из традиционных символов Франции. Галлы - это кельты, которые жили на территории современной Франции. Так вот, латинское слово "gallus" обозначает и галла и петуха. Римляне называли так галлов за то, что они были поголовно рыжеволосыми, а по характеру смелыми, воинственными и гордыми. Символ дожил до наших времен и французы ничего не имеют против - французский характер ассоциируется со вспыльчивостью, отвагой и галантным отношением к дамам. Общемировое значение символа петуха - это его связь с солнцем и с отсчетом времени, а это очень по-новогоднему)

Резной петушок из аметиста, Герд Дрейер, Германия

Петух не просто возвещает о начале нового дня - он прогоняет злые силы, возвещает приход солнца, символизирует пробуждение. Петух является атрибутом Аполлона, Митры, Ахуромазды, Аматерасу, Асклепия, Ареса, Гемеса и т.д. Он также связан с божествами утренней зари. Как и солнце, петух всевидящ и бдителен - поэтому его изображение часто размещают на крышах домов, флюгерах, шпилях. И также, как солнце, петух связан с подземным миром, поэтому с петухом связана символика возрождения жизни.


Винтажная брошка

Петух - очень мужской символ, часто в древности использовался в котексте фаллической символики. Петух также символ воинственности, агрессивности, храбрости, мужества - недаром он служит символом бога войны Марса.


Петушок, брошь, перламутр, хрусталь, Трифари

В год Огненного Петуха, а 2017, начиная с 28 января, - именно такой по восточному календарю, считается, лучше всего занятся карьерой, поскольку Петух покровитетельствует лидерам, любит смелых и трудолюбивых людей, имеющих цель, не любит ленивых и не слишком церемонится с нытиками. В Фэн-шуй петух отвечает за славу, популярность, удачу и богатство. Не простой, похоже, предстоит год) пора начинать делать зарядку по утрам) Кстати, сказка Пушкина о Золотом петушке - переложение новеллы американского писатели Ирвинга "Легенда об арабском звездочете")) и она тоже о том же - не удастся царствовать лежа на боку)

И хотя "красный петух" по-русски звучит двусмысленно - речь идет всего лишь об огненной стихии. А чтобы соответствовать этому яркому огненному году - давайте двинемся вперед смело, гордо, весело и красиво!

Курочка Картье, демонстрирующаяся на выставке ювелирных украшений Картье, принадлежащих принцессе Монако Грейс, в Токио весной 2009 г.

Эрмитажные механические часы-павлин с совой и петушком)

Ключевое свойство: сексуальность, бдительность и возрождение.

Период активности: рассвет.

С петухом связана очень древняя символическая традиция. Поскольку один петух может оплодотворит и удовлетворить целый выводок кур, то, прежде всего, он является символом сексуальности.

Петух является чрезвычайно бдительным по отношению к курам в своем дворе. Он постоянно патрулирует свои владения, и многие полагают, что это является напоминанием о то, что тому, кто встал на путь духовного развития, нельзя расслабляться. Это нашло отражение в Священном Писании, когда петух прокукарекал после того, как Петр три раза отрекся от Иисуса. Идея духовной бдительности была предложена в VI веке, когда возникло представление о том, что петух своим криком оповестит о наступлении Судного дня.

У гностиков петух являлся главным воплощением бога Абраксаса. Это бог с головой петуха и со змеями вместо ног, соединяющий в себе свет и тьму. Петух всегда был тотемом, наделенным большой силой и мудростью. Он связан с древним прошлым и дает ориентиры, указывающие на положение наших собственных сил в будущем.

Петух в качестве тотема может даже говорить, что в одной из ваших прошлых жизней вы были связаны с ранним христианством или жили в древней Греции. В греческой мифологии петух связан с историей любви между Аресом и Афродитой. Согласно легенде Арес поручил Алектраону (петуху) охранять Афродиту. Кроме того петух был символом Кадмилла в Самофракийских мистериях.

В традиционной китайской астрологии петух олицетворяет энтузиазм и юмор. Петухи считаются очень причудливыми и красочными, но они относятся к жизни открыто и прямолинейно. Если вашим тотемом является петух, то он научит вас, как стать более прямолинейным. Петух может активизировать новое чувство оптимизма и помочь вам примириться с вашими собственными причудами и странностями.

ОБЩИЕ ЗНАЧЕНИЯ

Петух (лат. галлус, gallus; франц . chante-clair - букв. «поющий рассвет» )

В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций - его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня и прогоняет ночных демонов. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах. Уже в романский период изображение петуха устанавливался на шпилях церквей как символ животного объявляющего приход дневного света и призывающее к утренней молитве.

Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

С другой стороны его воспринимают (особенно черного петуха), как колдовского и жертвенного животного для сил преисподней. Позитивная символика, однако, берет верх, и курица, которая своим кудахтаньем даже льва и василиска прогоняет, представлялась на амулетных геммах, щитах и могилах. Петушиный гребень защищает от бреда, потребление семенных яичек петуха эротизирует женщину, и она родит мальчика; также петух прогоняет смущение ночной темнотой и вблизи облегчает роды.

Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.

Качества сторожа сделали петуха атрибутом божеств (Афина, Деметра); его готовность к драке ставит его рядом с богом войны Аресом (Марсом) и победителем болезней Асклепием (образ целительной смерти-возрождения); как глашатай солнца он принадлежит Аполлону. В северогерманской мифологии петух охраняет «золотым гребнем» радугу-мост, ведущий к жилищу богов. В Восточной Азии его символическое значение аналогично. Петух, десятый знак китайского астрологического круга животных, несъедобен. Красный петух защищает от огня, белый прогоняет демонов. Петух считается не только храбрым, но и добросердечным, так как он созывает куриц к корму, к зернам и является надежным «будильником» (в Японии петушиный крик призывает богиню Солнца из тьмы). Индийская сага гласит, что «король-петух» сидит на дереве легендарной страны Ямбудвипа и его крик призывает всех петухов земли также подать свой голос. По китайской символике звуков петух (кун-хи), который кричит (мин), является одновременно «кун-мин», что означает заслуги и славу. Чиновникам дарят петуха с большим гребнем (куан, также чиновник). Петух с цыплятами символизирует отцовскую заботу о детях (в узком смысле о сынах). Бой петухов в Южном Китае, несмотря на официальный запрет, является все еще любимой, жестокой народной забавой, во время которой теперь на первый план выходит не агрессивность животного, а предмет азартной игры, несмотря на его почитание в мистике, где в некоторых традициях солнце считается принадлежащим огненному петуху.

Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» - бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике.

Отрицательное символическое значение придавалось петуху в средневековых западных странах (также козлу), как воплощению вожделения (когда молодые мужчины преследуются «петушиным демоном») и страстью к дракам. Одновременно он стал гербовой птицей Галлии (Франции) и св. Галла, также св. Вейт, ассоциирующийся с петухом (сидящим на книге), украшающим роскошные часы из-за своей способности «будить».

Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха.

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:

  • светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;
  • чёрный - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).

Основные значения:

  • Солнце, солнечные божества, рассвет;
  • мужской принцип, активность, пробуждение;
  • слава, превосходство;
  • смелость, храбрость, мужество;
  • осторожность, бдительность, бодрствование, надежность;
  • предвиденье;
  • (духовное) возрождение;
  • борьба, война, битва, бой, призыв к бою;
  • гордыня, высокомерие;
  • похоть;
  • пожар - красный
  • божий суд;
  • зло, колдовство, дьявол, смерть - черный петух.

________________________________________________

Африка

Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.

Древний Восток

У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.

Египет

У египтян означает бдительность и предусмотрительность.

Античность

Как у греков, так и у римлян олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою). Он бдителен и всевидящ, как и солнце; своим кукареканьем он возвещающее приход рассвета и распугивает демонов ночи. В то же время петух (в первую очередь - черный), несомненно, выступал в качестве хтонической птицы, традиционного магического и жертвенного животного, посвящаемого подземным силам.

Греция

Служит атрибутом или спутником множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания:

  • Зевса;
  • Аполлона - как вестник Солнца;
  • Асклепия (Эскулапу)- как образ целительной смерти-возрождения (хтонической);
  • Ареса (Марса);
  • Меркурия;
  • Приапа;
  • Афины;
  • Деметры;
  • Персефоны-Весны - как символ обновлением жизни;
  • Аттиса - как символ весеннего плодородия;
  • Лар - обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки.

Принесенный в жертву Приапу или Асклепию, он должен вызывать исцеление.

Преобладание позитивной символики птицы своим пением изгоняющие даже львов и василисков обусловило популярность петуха как символа, изображаемого на геммах, амулетах, вооружении (защитном) и, иногда, на надгробных памятниках. Последние представлены образами петуха кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Как всевидящая (солнечная) птица широкое используется в Древнем Риме для гадания и предсказания погоды.

Символ «третьей стражи» - отрезка времени между полуночью и зарей.

Северная традиция

У кельтов петух - хтонический образ, атрибут подземных богов. Обычный посланник загробного мира как в кельтской, так и в североевропейской традициях. Он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.

В северогерманской мифологии петух «Золотой гребень» стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

У скандинавов петух - птица подземного мира, а его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

Славяне

У восточных славян петух - «двойник» хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь.

Обычное жертвенное животное и берег от нечистой силы, связанный со стихией огня. В древнерусском «Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «… коуры ръжють; и огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь». Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.

Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (XI-XII вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных петухов и кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в XIX в. удерживался обычай топить петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта.

Популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. В некоторых святочных гаданий петух, обычно, олицетворяет будущего жениха.

Как охранный знак часто украшал шипец кровли.

Ближний Восток

Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

Кавказ

У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в петуха и курицу.

Китай

Десятое символическое животное (единственная птица среди них) Двенадцати Земных Ветвей, относящееся к принципу ян. «Сопровождает» солнце на пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. Соотносится с рассветом и Плеядами. Гребень (корона) на его голове означает литературный дар (склонность к литературе) а его красный цвет соотносится закатом и осенью. Благодаря своим шпорам и воинственному характеру петух служит символом войны и связан с октябрём - месяцем, когда проводились военные приготовления.

Согласно древней мифологии, красный (огненный) петух - первоначальная форма Солнца, а белый, вероятно, соотносился с солнечным светом. Сообразно этому изображения красного петуха изображается на стенах дома как защита от огня, а белый отпугивает, демонов, духов и привидений. Живого петуха или его изображение используют как талисман, отводящий зло (злых духов) в похоронной церемонии. (Из почтения) петухи не употребляется китайцами в пищу, но в некоторых церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой.

Петух выступает символом пяти китайских добродетелей:

  • достоинства в войне,
  • благородства в мирное время,
  • храбрости (смелости, отваги),
  • надежности (верности),
  • великодушия (из привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому).

В омонимичной китайской символике петух связывается с чиновничьей карьерой и служит знаком «удачной судьбы»:

  • сочетание слов «кунь-чи» - петух, и «минь» - кукарекнет, созвучны с выражением «кунь-минь» - почет и слава;
  • название петушиного гребня «куан» имеет также значение «чиновник»;
  • омофоничен также со словом «удача».

Поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем.

Петух также символизирует:

  • прелести сельской жизни - с курицей в саду;
  • отеческое попечительство над детьми (уже - сыновьями) - с цыплятами.

В южной части Китая, вопреки официальному запрету, и поныне излюбленным массовым зрелищем является петушиные бои.

Япония

Согласно мифам, петух однажды вызвал Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет.

Священное животное, символизирующее Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. Считается, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. Поэтому петухам в синтоистских храмах предоставлена полная свобода.

Мезоамерика

Для некоторых племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым связана жизнь человека; гибель петуха влечет за собой и смерть «подопечного» ему человека.

Австралия и Океания

Австралийские аборигены иногда обозначают пеиуха как «птицу, которая смеётся на рассвете».

Иран

У иранцев петух - блага птица, часто изображаемая на скипетрах.

В митраизме посвящен Митре как богу Солнца.

Индуизм

В ведах петух олицетворяет «души, праведников, ожидающих рассвета».

«Петушиный царь», восседающий на дереве материка Джамбудвипа, подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира.

Буддизм

У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания (плотскую страсть) и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Иудаизм

У древних евреев - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета.

Гностицизм

У гностиков служит образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса.

Петух с колоском пшеницы в клюве - бдительность, приносящая обильные плоды.

Петух на колонне трактовался как петух Абраксаса - демона годового времени и эонов с головой петуха и змеями вместо ног.

Христианство

В Новом завете образ петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот «крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде, чем возвышает голос свой».

В последующей христианской традиции символизм петуха преимущественно позитивен:

  • Христос как солнце веры, открывающий новый день и обращающий в бегство силы тьмы и зла;
  • свет (веры, истины и т. д.);
  • олицетворение истинного проповедника Евангелия, повествующего о пришествии Рассвета-Христа;
  • готовность встретить утреннюю зарю, пробуждение к жизни во Христе;
  • бодрствование и бдительности по отношению ко злу, противоборство тьме духовного невежества;
  • христиане, борющиеся за Христа - петушиные бои;
  • возрождение - в сценах Страстей;
  • Страсти Господни;
  • человеческая слабость и покаяние - в сценах с апостолом Петром.

Флюгера в форме (золочёного) петуха, «которые почти всегда располагали на шпиле высокой башни, колокольни или ратуши»:

  • приветствуют восход Солнца-Христа;
  • указывают, откуда грозят силы зла;
  • охраняют колокольни в часы темноты, когда молчат колокола.

Дави замечает, что «бдение в этом контексте должно трактоваться в смысле устремления к нетленному и заботы о первенстве духовного: быть пробужденным и приветствовать Солнце - Христа - ещё до его появления на востоке, - что служит живым образом просветления».

Петух наделяется либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу.

Петух часто изображается в оппозиции льву.

Чаще всего « петух напоминания» изображается в связи с евангельским мотивом об отречении Петра, сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Когда Петр открыто признается в своей преданности Иисусу, Иисус отвечает ему:

«…истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды».

В альтернативной трактовке, петух - посланец дьявола, искусившего Петра. В данном сюжете петух служит символом отречения, последующего раскаяния, предостережением от зазнайства и т. п. Кроме того петух служит знаком проповеднической, папской деятельности Петра.

Роль петуха как природных часов и его связь со Св. Петром, способствовала тому, что последний стал святым покровителем часовщиков. фигура петуха часто украшает часы. Часы Страсбургского собора увенчаны фигурой петуха, который кричит каждый раз, когда фигура Св. Петра появляется среди апостолов.

В средние века на Западе проявляется отрицательный аспект в символике петуха, выступающего воплощением похоти и драчливости, свойственным молодым людям обуянным «петушиными демонами».

  • Св. апостола Петра - аллюзия на его отречение и раскаяние.
  • Св. Витта - сидящий на книге.

Ислам

Считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммадом в Первом Небе рая, кричавшей: «Здесь не бог, но Аллах».

Алхимия

Символ летучей части вещества камня - живая, активная, сухая вода.

В этом значении противопоставляется образу Лиса:

«Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой». Василий Валентин «Двенадцать ключей»

Магия

Считается, что:

  • петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов,
  • вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков,
  • «петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы», облегает выход плода.

Геральдика

«Гербовое» животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Эмблемой Франции петух стал благодаря игре слов латинского языка, в котором слово «галлус» значит одновременно и «петух» и «галл» - древнее название жителей Франции. Следует заметить, что галлы и сами охотно наносили изображение петуха на свои знамена и оружие…

Широкое распространение на гербах и знаменах после Французской Революции и широкого интереса к античности в кон. XVIII века. Наполеон заменяет его имперским орлом. Неофициальная эмблема июльской революции 1830 года к которой в 60-х годах того же столетия присоединилась Марианна - аллегория Франции. Постепенное перераспределение всего положительного на Марианну, а всего отрицательного на бедного петуха (авантюризм, задиристость, несостоятельные политические амбиции, заносчивости и самомнения) во многом усилиями карикатуристов.

Де Голль вводил его в военные медали как символ боевого духа Франции.

Эмблема Национального олимпийского комитета Франции.

В гербе Кении - бдительность и национальное возрождение, держит в поднятой лапе топор < напоминание об антиколониальном восстании 1952 года и возможный намек о своих претензиях на спорные территории.

Может символизировать как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление.

  • Цветом могут выделяться клюв (поющий), гребень, бородка.
  • Поднятая нога - готовность принять бой.

Эмблематика

  • персонифицированного Распутства (Похоти);
  • Меркурия - везут его колесницу.
«Лишь бдительный петух вскричит свой час урочный - Другие подпоют, вняв песне, в свой черед. И Господу хвалы хор мощный грянет сочно Зри, дабы не смолчал и твой в том пенье рот». Хохберг. 1675 г.

Петух, пренебрегающий алмазом.

  • Одно ячменное зерно было бы для меня полезнее, чем все драгоценные камни на земле.
  • Каждому свое.
Символ различия мнений, желаний и побуждений. «Часто Фортуна покровительствует тому, кто этого не заслужил».

Петух на трубе.

  • Символ бдительности и осмотрительности и в мире и в войне.
Труба символ Войны.

Петух

  • Я слуга Аполлона и Марса.
Символ бдительности и отваги. «Древние посвящали петуха Аполлону, но по той причине, что он провозглашает своим криком о завершении дня. Он вестник дня, а благодаря своей бессоннице - сторож ночи. Его отвага такова, что он скорее умрет, чем сдастся. В связи с этим Аристофан называл его птицей Марса».

Петух на лавровом дереве

  • Мне не грозит никакая опасность,
Символ безопасности. Защищен от нападения хищников, которые обитают внизу. Также бури и грозы, которые по преданию не трогают лавра.

Петух

Символ воина, одаренного несокрушимой храбростью, как следует вооруженного для битвы и постоянно находящегося в боевой готовности. «Гребешок служит ему шлемом или шишаком, острый и крючковатый клюв - секирой, которой воин наносит раны противнику, даже ноги петуха вооружены смертоносными орудиями. Тем самым, петух являет собой пример доблестного воина, который не ищет спасения в бегстве, а храбро вступает в борьбу».

Искусство

В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается г.о. древнее толкование образа петуха как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, эротического влечения (в гротескном снижении).

В искусстве ренессанса и барокко преобладает «эмблематическое» пПредставление о петухе как символе бдительности и бодрствования духа: девочка с петухом - деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта.

С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до XVIII в. изображения петуха, нашедшего жемчужное зерно.

«Галльский петух» - мотив французской политической символики (и, отчасти, геральдики) восходит к мифологическим представлениям родо-племенного общества.

В изобразительном искусстве XX в. петух служит воплощением:

  • национального, «галльского» начала - гобелены Ж. Люрса;
  • агрессивной вирильности - серия «Женщина и петух» Б. Бюффе;
  • «апокалиптических» трагедий современной истории:
- петух в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914 г.), - ~ югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Французский галльский петух – уникальный символ с многовековой историей. Мифологическая эмблема указывает на связь с солнечным светом и божествами, символизирующими солнце, рассвет, зарю. Именно эта яркая птица становится предвестником нового дня, его своеобразным глашатаем.

Из истории галльского петуха

Галльский петух стал буквально вторым именем для Франции. Его огненная природа связана множеством легенд, мифов и поверий, а также древними жертвоприношениями. В некоторых ритуальных традициях откуп в виде птицы нередко соотносится с разжиганием огня. Считается, что первый утренний крик этой огненной птицы распугивает ночных призраков.

Что же означает символ галльский петух? Это некая защита, олицетворение солнечного свечения. Еще на Ближнем Востоке в древности был широко распространен тотем петуха. Неудивительно, что галльский петух, с которым и сегодня олицетворяется Франция, часто присутствует в легендах и сказках, выступая своеобразным «оружием» против злых духов, нечистой силы, ночных призраков.

Образ галльского петуха

Почему же столь необычная и яркая эмблема – галльский петух – была выбрана для Франции? Ведь многие соседние государства использовали в роли символов более «царственных» животных: слонов, львов, орлов, медведей, волков. На самом деле в этом есть определенная логика. Колоритный галльский петух – символ Франции – это яркое и четкое отражение национального характера французов. Он вполне может ассоциироваться со многими метальными чертами нации: отважностью, решительностью, вспыльчивостью, драчливостью, но, в то же время – с заботливостью и галантностью в адрес близких и представительниц прекрасного пола.

Яркую, смелую домашнюю птицу, которую так почитают во Франции, часто именуют живыми часами со шпорами и гребнем. Неофициальная эмблема государства – галльский петух – стала нетривиальной аллегорией страны и ее самобытным колоритом. Городские парки французских городов нередко украшают скульптурными фигурами галльского петуха. Достаточно часто эти произведения ландшафтного искусства выполнены из живых цветов. Французы любят удивлять.

Почему символ Франции – галльский петух

Колоритный и запоминающийся галльский петух, с которым неразрывно связана Франция, стал для государства символом и по другой причине. Все дело заключается в том, что прародителями современных французов были кельты. Этот рыжеволосый народ в Древнем Риме именовали галлами. Что примечательно, «галлус» в переводе с латыни – это и «галл», и «петух». Историки склонны предполагать, что древние римляне ассоциировали рыжие волосы кельтов с гребнями домашней птицы.

Этот образ в Древнем Риме часто обозначал задиристость, чрезмерный напор, заносчивость, норов. Неудивительно, что для обозначения варварских племен, которые жили на территории сегодняшней Франции, использовалось слово «галлус». Древние римляне вкладывали в него оба значения, так как для них кельты были олицетворением дерзости и нахальства. Так смелый и яркий галльский петух, фото которого не может в полной мере отразить весь колорит птицы, стал негласной эмблемой Франции.

Это интересно. «Галльский золотистый» – это именно та порода птицы, которая удостоилась чести стать уникальным символом целого государства. Это животное относится к очень древнему виду домашней птицы.

Особенности символики галльского петуха

Галльский петух – образ, впервые появившийся во Франции после 1789 года, когда завершилась первая французская революция. Изображение птицы часто появлялось на монетах, архитектурных фасадах, фригийских колпаках, печатях. Фигуры петухов можно встретить в скульптурном декоре некоторых католических церквей Франции. В церковной символике он служил олицетворением братства.

Сегодня галльский петух красуется на государственной печати Франции, но официальным государственным символом страны он так и не стал. Фигура петуха, отлитая из бронзы, украшает ограду Елисейского парка. Отважная домашняя птица и по сей день выражает стремление к борьбе. Если в прежних эпохах предки современных французов носили эмблему на знаменах и оружии, то даже в наше время смелый образ все еще ассоциируется со свободой и независимостью.

Галльский петух в интерьере французского кантри

Галльский петух – один из выразительных символов Франции, который широко используется в интерьерном дизайне. Металлические, фарфоровые, керамические, стеклянные статуэтки петуха нередко украшают интерьеры кухонь, столовых, гостиных. Самобытный шарм отличает тряпичных петухов-тильд в стиле французского Прованса. Керамическая плитка для кухонного фартука с рисунком петушков и курочек – это вариант отделки, придающий помещению провинциальный флер. Изображения домашней птицы часто присутствуют в декоре французской столовой посуды: тарелок, чашек, супниц.

Это интересно. Символичную птицу изображают на рисунках аллегорического и юмористического характера. Французские мастерицы создают вышивки с галльским петухом в роли основного действующего лица. Это птица часто служит вдохновляющим образом для декупажа дерева, мебели, аксессуаров в стиле французского кантри Прованса.