Лира, арфа; кифара, псалтерий – что есть что, значение и оппозиции. Арфа – государственный символ Ирландии История арфы кратко


Арфа - один из самых древних музыкальных инструментов человечества. Происхождение арфы начинается от лука с натянутой тетивой. Арфы, изображённые на фресках из египетских гробниц (бенты), своей формой ещё напоминают луки, а эти арфы не самые древние. Самую древнюю арфу археологам удалось обнаружить при раскопках шумерского города в Мессопотамии, её возраст оценивают в четыре с половиной тысячи лет. Арфа не раз упоминается в Библии, она была самым распространённым и любимым музыкальным инструментом на древнем Ближнем Востоке, в Греции, Риме. Арфа Аполлона является символом прекрасного и романтического.

В Европу арфа попала в начале средних веков и пользовалась большой популярностью, особенно в Ирландии, где до сих пор её изображение используется во многих государственных символах, в том числе, на гербе и президентском флаге.

Арфа постоянно усовершенствовалась, в начале XVIII века немецкий мастер Гохбрукер из Донаувёрта (Бавария, Германия) изобрёл педали для арфы, что позволило повысить хроматическую гамму и облегчить игру на арфе. Почти век спустя, в 1810 году, фортепианный мастер Себастьян Эрар создал арфу с педалями двойного действия. Этими педалями можно дважды перестроить струну, повысив звук на полутон и тон, и тем самым обеспечить хроматический звукоряд в диапазоне шести с половиной октав.

Арфа имеет треугольную форму, на раму натягивают струны, в настоящее время используется 45-47 струн, но в разные времена и у разных народов их количество было от 7 до 30. Считается одним из самых красивых инструментов в оркестре. Её рама украшена резьбой и орнаментом, иногда и золотом с перламутром, а изящные очертания скрывают треугольную форму. Вес арфы может достигать 20 килограмм.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо (скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд), флажолеты.

Первая арфа в России появилась во времена Екатерины II. В 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института арфу, и инструмент сразу вошёл в моду в аристократической среде. "На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен" - сказал поэт.

Как эффектный сольный и как аккомпанирующий инструмент арфу широко использовали и любили ведущие , П. Чайковский, М. Глинка, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многие другие. Из европейских композиторов арфой наиболее широко пользовались Г. Берлиоз, Р. Вагнер и Ф. Лист . Рихард Вагнер в своей опере "Золото Рейна" использовал в оркестре шесть арф, но обычно в оркестре используют одну-две арфы.

P.S. Очень интересная статья про арфу есть у Катерины Антоненко. https://shenna.livejournal.com/486571.html

Так как арфа уже и в прежнее время имела значительный звуковой объём (пять октав), а места для струн полной хроматической гаммы недостаточно, то на арфе натянуты струны только для извлечения звуков диатонической гаммы. На арфе без педалей можно сыграть только две гаммы - До-мажор и Ля-минор (только натуральный звукоряд) . Для хроматических повышений в прежние времена струны должны были быть укорачиваемы прижиманием пальцев у грифа; позже это прижимание стали производить с помощью крючков, приводимых в движение рукой. Такие арфы оказывались крайне неудобными для исполнителей; недостатки эти были в значительной степени устранены механизмом в педалях, изобретённым Якобом Хохбрукером в 1720 году. Этот мастер приделал к арфе семь педалей, действовавших как проводники, которые через пустое пространство бруса проходили к грифу и там приводили крючки в такое положение, что они, крепко прилегая к струнам, производили во всем объёме инструмента хроматические повышения.

Разновидности

  • Педальная арфа - строй меняется при нажатии педалей. Является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.
  • Леверсная арфа - не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн - 20-38.
  • Ирландская арфа , также кельтская арфа - наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент.
  • Электро арфа - разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Устройство

Арфа имеет форму треугольника, составными частями которого являются:

  • Резонаторный корпус-ящик длиной приблизительно 1 метр, расширяющегося к низу; прежняя его форма была четырёхугольная, нынешняя - закруглённая с одной стороны; он снабжен плоской декой (нижняя полукруглая часть изготовляется из клёна (на недорогих моделях - из фанеры твёрдых лиственных пород), а верхняя плоская из ели, причём в середине её по длине корпуса прикрепляется узкая и тонкая рейка из твёрдого дерева с пробитыми отверстиями для пронизывания жильных струн).
  • Колонна.
  • Колковая рама, на которой закрепляются струны.
  • Основание - опора арфы.

Педальная арфа также имеет главный и педальный механизмы. Имеет 46 струн: 35 синтетических и 11 металлических. Они крепятся к деке снизу арфы и к колкам вверху. Струны ноты До имеют красный цвет, Фа - синий или чёрный .

Знаменитые арфисты

  • Катрин Нецветаева
    • Андрей Белов
  • Ирина Пашинская

Государственный символ Ирландии

Арфа была политическим символом Ирландии на протяжении многих веков. Она впервые была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор фигурировала во всех Королевских Флагах Англии , Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

См. также

Напишите отзыв о статье "Арфа"

Примечания

Литература

  • Бандас Л.Л., Каплюк А.А. Арфа. Устройство и ремонт. - М .: Легпромбытиздат, 1985. - 64 с.
  • Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. - М .: Просвещение , 1989. - С. 145-150. - 192 с.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Арфа

Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них.
Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
«Никому не нужен я! – думал Ростов. – Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда то дома, сильный, веселый, любимый». – Он вздохнул и со вздохом невольно застонал.
– Ай болит что? – спросил солдатик, встряхивая свою рубаху над огнем, и, не дожидаясь ответа, крякнув, прибавил: – Мало ли за день народу попортили – страсть!
Ростов не слушал солдата. Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошел сюда!» думал он.
На другой день французы не возобновляли нападения, и остаток Багратионова отряда присоединился к армии Кутузова.

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.

Арфа – один из самых древнейших музыкальных инструментов.

Ранние изображения арфы относятся к III в. до н.э.

Мозаичное изображение арфы (империя Сасанидов, III век н. э.)

История арфы

Арфа – щипковый многострунный инструмент. В простейших видах арфа встречается почти у всех народов мира. Отсюда большое разнообразие арф: известны египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и другие виды арф.

Древнеегипетская арфа (XIV в. до н. э.)

В начале нашей эры арфа стала любимым инструментом ирландских и шотландских бардов (в средние века их называли трубадурами и миннезингерами).

У каждого народа была арфа собственной конструкции, называлась она тоже по-разному: грузинская арфа – чанги, осетинская – дуадастанон и т.д.

До XVIII в. не существовало хроматической арфы, хотя она имела большой звуковой объём (пять октав). Правда, попытки создания хроматических арф относятся уже к XVI в. Но только в 1720 г. баварский мастер, изготовитель музыкальных инструментов Якоб Хохбруккер построил хроматическую арфу с педально-крючковым механизмом для перестройки струн. Он присоединил к корпусу инструмента пять педалей, позволявших исполнителю укорачивать струны при звукоизвлечении. Тем самым расширился диапазон удобных для извлечения звуков.

Доменикино «Царь Давид, играющий на арфе» (XVII в.)

Во второй половине XVIII в. инструмент популяризовали его сын Симон и племянники Кристиан и Целестина – они были успешно концертировавшими арфистами.

В 1810 г. в Париже Себастьян Эрар усовершенствовал механизм Хохбрукера и запатентовал современную арфу с двойной педалью, благодаря которой этот инструмент занял своё современное место как в оркестре, так и в качестве солирующего инструмента.

Дмитрий Левицкий. Портрет Алимовой

Запатентованная арфа с двойной педалью Себастьяна Эрара используется и в настоящее время и является классической арфой, предназначенной для профессиональных исполнителей.

Французский мастер (немецкого происхождения) по изготовлению музыкальных инструментов, Себастьян Эрар расширил технические возможности не только арфы, но и фортепьяно

Устройство арфы

Современная педальная арфа «двойного действия», изобретённая С. Эраром, представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной. Внутри рамы по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним концом струны закрепляются на деке (плоской верхней части корпуса), а другим – наматываются на колки в верхней (изогнутой) части инструмента, несущей на себе диски педального механизма.

Педальная арфа XIX века

Система рычагов размещена в колонне (на противоположной исполнителю стороне арфы), соединяет рычаги с педалями, вмонтированными в деревянное основание-пьедестал. Каждая из педалей приводит диски в движение. Они укорачивают рабочую длину струны с таким расчётом, чтобы её звучание повышалось на полтона (при нажатии педали до половины) или на тон (при полном нажатии педали). 7 педалей воздействуют на одноимённые струны звукоряда арфы одновременно во всех его октавах. Таким образом арфа может перестраиваться во все мажорные и минорные тональности.

Тембр арфы очень нежный, серебристый. Техника игры на арфе разнообразна: аккорды, глиссандо, арпеджио, пассажи, флажолеты, игра у деки, тушение лишних звуков). Но передача мелодии у арфы недостаточна.

Звук арфы наполняет душу гармонией. Учёные считают, что звуки арфы благотворно влияют на организм человека, оздоравливают его. Ещё Пифагор использовал звуки этого инструмента для врачевания болезней.

Вдохновляет арфа не только музыкантов, но и поэтов, художников.

В симфонической буре оркестра
Наступает порой тишина,
И тогда после страстного presto,
Чуть вздыхая, рокочет она.

Длится звук, то далекий, то близкий,
И под плеск задремавших лагун
Лебединые руки арфистки
Бродят в роще серебряных струн...

Всеволод Рождественский «Арфа»

Современная арфа изящна по форме, её рама похожа на крыло большой бабочки. Арфу считают самым поэтичным музыкальным инструментом.

Разновидности арфы

Существует разновидность арфы, предназначенная для игры вдвоём (в четыре руки).

Андская (индейская, перуанская) арфа – довольно крупный инструмент с особой сочностью звучания басового регистра. Распространена среди индейских народов Анд в Перу, Боливии, Эквадоре.

Валлийская арфа – арфа с тремя рядами струн (каждый ряд примерно по 30 струн). Особенно распространена в Уэльсе, является валлийским национальным инструментом.

Ирландская арфа (кельтская) – наколенная арфа, небольшой по размеру инструмент.

Леверсная арфа не имеет педалей, строй меняется при повороте рычажков на колковой раме. Количество струн: 20-38.

Электроарфа – разновидность педальной арфы, оборудованная электронными звукоснимателями.

Применение арфы

Арфа используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В оркестр арфа была введена К. Монтеверди («Орфей», 1607), Г. Ф. Генделем («Юлий Цезарь», 1724) и К. В. Глюком («Орфей и Эвридика», 1762).

Но как сольный инструмент арфа приобрела популярность в XVIII -XIX вв. Сольные произведения для арфы писали И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, Л. Шпор, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит и др.

Сочинения для арфы с оркестром или для арфы и других солирующих инструментов с оркестром созданы в XX в. P. M. Глиэром, С. Н. Василенко, Э. Кшенеком, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, П. Хиндемитом.

Крупнейшие арфисты

Известные зарубежные арфисты: Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, Ф. Й. Дизи, М. Гранжани, К. Сальседо, Н. Сабалета.

В нашей стране арфа является довольно популярным инструментом, поэтому отечественных арфистов у нас также немало: А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, А. И. Слепушкин, Н. И. Амосов, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, О. Г. Эрдели.

И. Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой (1935)

Арфа – государственный символ Ирландии

Уже много веков арфа является политическим символом Ирландии. Впервые она была использована для символического изображения Ирландии в Королевском Флаге Короля Шотландии Якова VI (он же Король Англии Яков I), и с тех пор присутствовала на всех Королевских Флагах Англии, Британии и Соединенного Королевства, хотя стиль изображения со временем менялся.

Герб Ирландии

С 1922 г. Ирландское Свободное государство использует арфу в качестве государственного символа на Большой государственной печати Ирландии, на гербе, Президентском флаге и Президентской печати, а также в ряде других государственных символов и документов. Арфа также изображается на ирландских монетах, начиная со средневековых и до современных ирландских монет евро.

Шайхулова Аделина

Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.

Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:

  • рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
  • познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
  • окунуться в мир легенд и музыки арфы.

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы - одного из древнейших инструментов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов

Творческий проект:

«Струнно-щипковый инструмент арфа»

Руководитель:

Учитель музыки Федашова С.А.

Выполнила работу:

Ученица 6 «В» класса Шайхулова Аделина

Альметьевск 2012

Введение…………………………………………………………………

  1. История арфы………………………………………………………..

1.1. История возникновения арфы……………………………………..

1.2. Египетская арфа……………………………………………………

1.3. Кельтская арфа…………………………………………………….

1.4.Ирландская арфа……………………………………………………

  1. Совершенствование арфы…………………………………………..

2.1.Педальный механизм…………………………..…………………..

2.2. Эоловая арфа……………………………………………………….

2.3.Лазерная арфа………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью творческого проекта является изучение истории возникновения и совершенствования арфы от Египта до современности.

Основные задачи, поставленные при изучении данной темы:

  1. рассмотреть, что есть общего между современной арфой и инструментом тех дней, и какую роль он выполнял;
  2. познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента;
  3. окунуться в мир легенд и музыки арфы.

Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка не мыслима без арфы - одного из древнейших инструментов.

Арфа это широко известный инструмент, который благодаря своему звуку используется и как классический инструмент симфонического оркестра, и как народный. Хотя, из легенд и письменных источников известно, что уже в Древнем мире арфа играла важную роль.

Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков. Будучи одним из самых древних музыкальных инструментов появилась она на самой заре человечества, и является прародительницей практически все струнных инструментов.

Струнные музыкальные инструменты - в академической музыкальной традиции имеют второе название - хордофоны (от греческих слов chorde - струна и phone - звук). Это группа музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна.

(Хордофоны) по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель), щипковые (арфа, лютня, гитара, балалайка, гусли), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).

1.ИСТОРИЯ АРФЫ

1.1. История возникновения арфы

О, Арфа, милая моя! Как долго ты спала

В тени, в пыли забытого угла;

Но лишь луны, очаровавшей мглу,

Лазурный свет блеснул в твоем углу,

Вдруг чудный звон затрепетал в струне,

Как бред души, встревоженной во сне.

Федор Тютчев

Арфа является щипковым струнным инструментом, а ее история насчитывает множество веков.

Никто точно не знает, кто создал первую арфу.

Ее история уходит в глубь времен. Сколько лет музыке, столько лет и арфе. Везде, где есть музыка, есть и арфа. Правда, под разными именами. Считается, что первые египетские арфы - бенты появились шесть тысяч лет назад. Арфы упоминаются в Библии. Арфа Аполлона олицетворяет все поэтическое и прекрасное. Эолова арфа встречается в древнегреческой мифологии. А ирландская арфа была даже на гербе страны. Арфа - символ воплощения чистоты звука.

Многовековая история арфы полна невероятных и сказочных легенд, с помощью которых мы можем окунуться в мир музыки этого удивительного предмета, ощутить всю его древность, а также насладиться неизведанными сторонами истории становления арфы как музыкального инструмента у многих народов мира.

Существует легенда о первобытном человеке, который, находясь на охоте, натянул тетиву лука и пришел в восторг от услышанного мелодичного звучания. Он решил натянуть еще одну тетиву, отчего предмет стал издавать уже не один, а два звука разной высоты. Так и появился первый струнный музыкальный инструмент.

История происхождения арфы прослеживается и в странах древнейшей культуры - Египте. На дошедших до нас египетских фресках 15 века до нашей эры видно, что древние арфы были различного вида: дугообразные и угловые, Большие арфы достигали размера 1,8 метра, а малые были приспособлены для игры во время движения. Такую арфу клали горизонтально на плечо и играли, высоко вздымая руки к струнам. В домашнем быту употреблялись небольшие инструменты, которые ставили на пол. На полу же сидел и исполнитель. Позднее для удобства игры стали применять подставку в виде лотоса; в нее инструмент вставлялся, как нога в туфлю. Отсюда и образное название «туфля для арфы».

1.2. Египетская арфа

Существовало мнение, что Египет - родина этого инструмента. Арфа была здесь исключительно популярна. Один из древних иероглифов означал одновременно и слово «арфа» и понятие «прекрасное».

Египетские арфы были действительно прекрасны, даже по своему внешнему виду. Они покрывались золотом, серебром, перламутром, драгоценными камнями, разрисовывались необычной мозаикой. Люди с восхищением называли арфу «волшебным инструментом», который имел место во многих сказках и мифах.

Арфа встречалась также в древней Греции и Риме, куда была завезена по-видимому с востока. Об этом свидетельствуют античные писатели.

Большинство исследователей сошлись на том мнении, что многие мастера, создавшие арфы, не имели обычаев указывать дату или упоминать свое имя. Потому до нас дошло так мало сохранившихся памятников, свидетельствующих о подлинной истории арфы.

1.3. Кельтская арфа

Поговорим о кельтской арфе . Это древний инструмент, как сама кельтская традиция. Она небольшая у которой грациозно изогнуты рама и стан. В отличии от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями. Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времен года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия - мелодия грусти и умиления. Вторая - вызывающая сон. Третья мелодия арфы - это мелодия радости.

В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал место после вождей и бардов.

Кельтские арфы являлись важным определением ирландского национализма, начиная с 10 века. К концу 12 века ирландцы играли на арфах с латунными или бронзовыми струнами.

1.4.Ирландская арфа

В Ирландии существует легенда о возникновении арфы. Эта легенда гласит, что первая арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили ее, после чего добрые боги света и солнца отыскали ее и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям.

Многие ученые также склонны утверждать, что первая арфа попала на территорию Ирландии благодаря купцам - мореплавателям приблизительно 1200 лет до нашей эры. Однако сами ирландцы утверждают, что это они изобрели арфу, прототипом которой был другой музыкальный инструмент под названием круит. С годами жители Ирландии усовершенствовали круит и назвали инструмент арфой: сделали раму крепче, а струны, сделанные из конского волоса заменили на золотые, серебряные и медные. Таким образом, арфа стала одним из самых ценных и дорогих музыкальных инструментов, что позволяло ей сохранить красивый внешний вид на долгое время.

В 16 столетии английский король Генри VIII сделал арфу официальным символом Новой Земли, поместив ее на монеты.

С 1645 года арфа «находит свое место» на гербе Ирландии представляя собой золотую арфу с серебряными струнами на синем фоне. А в 1798 году этот музыкальный инструмент становится национальным символом страны. Изображение арфы используется на монетах, паспортах, официальных документах государства, а также на печатях президента и правительства.

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРФЫ

2.1. Педальный механизм

В Средние века арфа получила распространение и в Европе. Со временем арфа приобрела статус аристократического инструмента.

Играть на ней стали, как правило - женщины. Однако, именно мужчина усовершенствовал простую арфу, придав ей современный облик. Этим мужчиной был Якоб Хохбрукер - немецкий мастер, специализирующийся на изготовлении музыкальных инструментов. В 1720 году именно он придумал и воплотил в жизнь систему педалей, и именно он изобрел педальный механизм игры на арфе.Это изобретение дало толчок к дальнейшему развитию арфы. Плодотворных результатов мастера достигли работая в содружестве с исполнителями и композиторами. Ярким примером этому может служить содружество чешского виртуоза - арфиста и композитора Ж.Б.Крумпгольца и мастера Ж. Кузино. Ими была создана «Арфа Крумпгольца» со специальной восьмой педалью, получившей название «педаль-эхо». Позднее по проекту Крумпгольца, Кузино добавил 9 педаль - «сурдину». Восьми педальная арфа удержалась в практике вплоть до конца 19 века, а девяти педальная вышла из употребления вскоре после их изобретения. Позже экспериментом было создание четырнадцати педальной арфы по проекту мастера Кузино.

Французский мастер Себастиан Эрар около 1810 года усовершенствовал арфу и сделал ее двойного действия, которая имела более сильный звук и позволяла исполнителю играть в минорных и мажорных тональностях. Это был прорыв в музыке.

После этого усовершенствования арфа стала именно такой, какой она знакома нам сегодня. Арфа имеет семь педалей, которые располагаются у основания: с правой стороны четыре педали - ми, фа, соль, ля; с левой три - си, до, ре. И теперь на арфе можно извлечь все звуки: от ре контор октавы до фа четвертой октавы.

Сейчас арфа довольно сильно отличается от своих предшественников, у нее имеется 45-47 струн, которые натянуты, на специальную металлическую раму изящной треугольной формы, часто украшенную разнообразной резьбой. Отыскать струны на арфе помогает их окраска: все «до» - красного цвета, все «фа» - синие.

Современная арфа это сложнейший музыкальный инструмент, можно сказать, целая музыкальная конструкция: в ней более 2500 деталей, весит около 35 кг. Арфу нужно беречь от сквозняков - рвутся струны, которые изготовлены из трех разных материалов - металл, жила, нейлон.

Учитывая устройство человеческого тела, нашу координацию, арфа - один из самых сложных для игры инструментов. Нужно большое терпение, чтобы научиться на ней играть. В игре участвуют не только две руки, но и обе ноги. Мужчинам играть на арфе должно быть даже легче: натяжение струн у арфы очень большое, требуется большая физическая сила! Многие мужчины, которые обучались игре на арфе, потом становились композиторами. И, надо сказать, прекрасно сочиняли произведения для арфы, 60 % арфового репертуара написано мужчинами.

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджио, глиссандо.

Сегодня арфа преимущественно используется только лишь как солирующий инструмент, а также как один из инструментов в составе оркестра.

Арфа в симфоническом оркестре, отличается красотой своего внешнего вида, превосходит всех своих соседей по оркестру. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра: в других случаях ей поручают эффектные соло.

В 17 - 18 веках произведения для арфы пишут выдающиеся композиторы: И. Гайдн, Г.Ф. Гендель И, И.С. Бах. Гайдн сам неплохо играл на этом инструменте. Концерт для флейты и арфы написал В.А. Моцарт, увлекался написанием пьес для арфы Л.В. Бетховен. Арфа широко использовалась как в оркестрах, так и в камерных ансамблях. При этом инструмент постоянно совершенствовался.

В 19 веке для арфы писали Д. Верди, Д. Пучини, К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус.

Искусство игры на арфе развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких тысячилетий, выбирая традиции мировой многонациональной культуры. Совершенствовался и видоизменялся и сам инструмент.

В России история арфы началась с середины 18 века. Вскоре арфа вошла в моду у придворной знати, и в широкой дворянской среде. Для домашних оркестров и театров специально обучали крепостных. Арфу как сольный и аккомпанирующий инструмент широко использовали ведущие русские композиторы: А.А. Алябьев, С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С. Танеев, С.С. Прокофьев.

  1. Эолова арфа

До нашего времени сохранились памятники архитектуры Эоловой арфы.

Эоловой арфы вздыхает печаль,

И звезд восковых зажигаются свечи,

И дальний закат, как персидская шаль,

Которой окутаны нежные плечи.

Георгий Иванов

Эолова арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии - повелитель ветров) состоит из служащего резонатором ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны от 8 до 13 различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших звуки. Звучание менялось в зависимости от силы ветра - от тихого и нежного до очень громкого. Сильный ветер - заставлял играть более низкие, толстые струны, слабый - высокие. Эолова арфа один из самых первых самоиграющих инструментов.

Огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врагов таким образом, что ветер извлекал ужасающие звуки. К сожалению, нет информации о высоте звука эоловой арфы. По сей день эоловы арфы строятся, но не используются в качестве орудия. Она была неотъемлемым атрибутом легенд, эпических поэм и повестей.

Предполагают, что Эолова арфа появилась в Англии примерно в середине прошлого века.

Большая ветряная арфа существует в Европе (4 метра высотой) установлена в проеме окна бывшего рыцарского зала старого замка. В 1999 году была реконструирована. Эолова арфа - инструмент предельно простой и в то же время чрезвычайно интересный.

В России Эолова арфа появилась в середине 19 века в Пятигорске, по проекту архитекторов братьев Бернардации была сооружена круглая беседка с колоннами. Установлена она на самом краю обрыва, продуваемой всеми ветрами. В каменный пол был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Об этой беседке упоминается в повести М.Ю Лермонтова «Княжна Мери».

Позже она была разграблена. Осталась только очень красивая беседка, выполненная в античном стиле, которую сейчас называют «Эолова арфа», куда собственно и приводят экскурсии. Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом. Она стала своеобразной эмблемой пятигорского курорта.

  1. Лазерная арфа

Электромузыкальную арфу изобрел профессиональный фотограф, Стивен Хобли, в свободное от работы время, он создал лазерную арфу. На создание десятиструнной лазерной арфы ушло 22 года целеустремленного труда.

Лазерная арфа - это электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы. Лазерная арфа получила свое имя из-за сходства с обычной арфой. Впервые прозвучала во время концертов в Китае в 1981 году. Публика была поражена и восхищена этим инструментом. Струнами в этой арфе являются лазерные лучи. С тех пор лазерная арфа претерпела много изменений.

Лазерная арфа, которую использовал Жан - Мишель в Париже, представляла собой алюминиевую конструкцию высотой четыре метра и шириной два с половиной метра с двенадцатью прозрачными трубками из искусственного стекла для двенадцати лазурных лучей. Жан - Мишель на концертах одевал огромные перчатки, в качестве средства безопасности. Перчатки сделаны из специального материала и защищают исполнителя от лазерных лучей. Иначе руки исполнителя просто сгорели бы. Кроме этого, специальные черные очки защищают глаза от лазерного излучения.

Время не стоит на месте. В век компьютерных технологий создается компьютерная музыка и музыкальные инструменты. Компьютерная арфа не менее интересна, она впечатляет нас своеобразным звуком и прекрасным сочетанием с тембрами других электромузыкальных инструментов.

Как темнота не может спрятать свечи,

Как не сдержать ладонями ручей,

Как не удержит память человечья,

Глупцом на ветер брошенных речей,

Как при потопе в дом не носят воду,

А небеса не молят о дожде -

Так арфы музыка кому - ни будь в угоду,

Служить не может злу или вражде!..

Волшебная, небесная, святая -

Она придет, лишь только приготовь

В душе своей небесный отблеск рая -

Добро, надежду, веру и любовь…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, видно, что арфа играла важную роль на протяжении всех веков. Если сейчас мы слышим звуки арфы или играем на ней, то мы непосредственно соприкасаемся с инструментом с большой историей и, может, сможем возродить ее исконные функции.

Считаю, что главная цель моей работы достигнута: я рассмотрела вопрос возникновение и совершенствование арфы от Египта до современности. Вопрос, что есть общего между современной арфой и арфой тех дней.

В ходе своей работы мне удалось познакомиться с разновидностями этого редкого и необычного инструмента.

Эта работа мне очень много дала. Я окунулась в мир легенд и музыки этого замечательного инструмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Минакова А., Минаков С. Всеобщая история музыки. Москва, 2010.
  2. Подгусова М.М. Арфовое искусство первой половины XX века.
  3. Поломаренко И.П. Арфа в прошлом и настоящем. Москва, 2001.
  4. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. М.-1999.
  5. Радугина А.А. Культурологическое учебное пособие. М., изд. Дом «Центр», 2003.
  6. Коростовцев М.Б. Наука древнего Египта. М.: «Наука».2002.
  7. Музыкальная энциклопедия. М., Советская музыка. 1990.
  8. Сибуль Маркюз «Музыкальные инструменты»: Всесторонний словарь.1997.
  9. Гальцова Н. Лазерная арфа - что это? (www.harps.ru )
  10. Эолова арфа (www.kmvline.ru )

- (лат. harpa, от древн. герм. harpha). 1) музыкальный инструмент в виде большого прямоугольного треугольника с струнами неравной длины. 2) слизняк из семейства трубянковидных. 3) мозговая белая пластинка с поперечными палочками, между задних ножек … Словарь иностранных слов русского языка

"Арфа" - «АРФА», любовное стих. раннего Л. (1830 31). Состоит из двух октав с мужскими рифмами. Образ звучащей после смерти певца арфы стал особенно популярен в рус. поэзии после баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814), в к рой явно ощущается связь с… … Лермонтовская энциклопедия

арфа - Ирландская арфа часто фигурирует на страницах кельтских мифов и легенд. Сохранились ее многочисленные изображения на резных каменных рельефах, датируемые VIII X вв. и сохранившиеся в разных провинциях Ирландии и на западе Шотландии. В то же время … Энциклопедия мифологии

Арфа - Арфа. АРФА (от древнегерманского harpa), многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тысячелетии до нашей эры. Различного типа арфы встречаются у многих народов мира. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

арфа - Арфа. арфа креольская (arpa criolIa), старинная диатоническая арфа без педалей, обычно в строе до мажор. С XVI в. была распространена преимущественно в городах тихоокеанской зоны Южной Америки, а также Мексики, позже проникла в сельские местности … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

АРФА - (от нем. Harfe) многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения в 3 м тыс. до н. э. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 С. Эраром (S. Erard) во Франции … Большой Энциклопедический словарь

АРФА - АРФА, арфы, жен. (от лат. harpa) (муз.). Музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами, которые перебираются пальцами. ❖ Эолова арфа (спец.) ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия… … Толковый словарь Ушакова

АРФА - жен. стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами. Арфные, арфовые звуки. Арфичные ноты. Арфист муж … Толковый словарь Даля

арфа - хордофон, дуадастанон, чанг(и), решето, сито Словарь русских синонимов. арфа сущ., кол во синонимов: 8 арпанетта (1) … Словарь синонимов

Книги

  • Арфа Давида. Сборник христианских песен , Ю.В. Пастернак. Арфа Давида. Сборник христианских песен… Купить за 241 руб
  • Арфа и бокс , Виктор Голявкин. В настоящее издание вошел замечательный лирический роман Виктора Голявкина "Арфа и бокс" (1969), адресованный взрослым… Купить за 190 руб
  • Арфа кельтская, арфа оркестровая, висл, пандеретта и виола да гамба. История одного принца , Ольга Пикколо. Приглушённое звучание ирландской арфы и изящной виолы под пальцами артистки ирландского оркестра Reelroad Анастасии Карасёвой (ирландская арфа) и артиста Мариинскоготеатра Владимира Гаврюшова…