Знаменитый художник энди. Основы жизни Энди Уорхола


Долли Партон, 1985. Шелкография © Энди Уорхол

В начале 1960-х на одной из выставок в музее «Метрополитен» его директор Томас Хоувинг произнес речь, в которой сформулировал общее настроение, царившее тогда в обществе: «Существовало когда-то такое старое представление, будто интеллектуалы не знают, что происходит в другом мире - мире популярной культуры… Сейчас все стали частью одной и той же культуры». По иронии судьбы первыми поп-артистами были англичане Эдуардо Паолоцци и Ричард Гамильтон, но громкая слава досталась более провокационным американцам - Джасперу Джонсу, Роберту Раушенбергу и Энди Уорхолу.

Образы массовой культуры, отрицание серьезности искусства и использование или воспроизведение реальных банальных предметов - всего лишь поверхностное определение поп-арта, иными словами популярного искусства (Popular Art). Каждый автор по-своему описывал и представлял это направление. Для Уорхола поп-арт - «это о любви к вещам». И хотя Энди никогда не называл себя фотографом, в 1980 году он сделал весьма неожиданное заявление: «Я не верю в искусство, но верю в фотографию».

Художники поп-арта часто использовали фотографию в своем творчестве, и как составную часть произведения, и как источник. Однако только об Уорхоле можно определенно сказать, что фотография в ее различных проявлениях - от газетных вырезок, популярных карточек звезд, снимков в фотографическом автомате и полароидов до документальных съемок в ночных клубах и путешествиях - неотделима от его творчества.

В начале 1960-х Уорхол создает свои прославленные серии, выполненные методом шелкографии, в которых эксплуатируются два основных мотива: портреты популярных «героев» (кино - Мэрилин Монро, Лиз Тейлор, Уоррен Битти; политики - Джеки Кеннеди, Мао Цзедун и многие другие) и изображения смерти (автомобильные и авиационные катастрофы, электрические стулья, пищевые отравления, суициды, атомный гриб и прочее). Многократно повторяющийся образ, изолированный от других ему подобных, складывался в произведение, напоминающее по структуре сетку. Эти тиражируемые нарочито отстраненные изображения лишь усиливали банальность и обыденность присутствующих на них образов массовой культуры. «Когда ты видишь страшную картину снова и снова, это перестает впечатлять», - говорил Уорхол о своей серии катастроф.

Уорхол заимствовал образы из газетных вырезок, рекламных афиш и собранной им коллекции фотокарточек кинозвезд, которые увеличивались и переносились на шелк. Работа «129 погибли в авиакатастрофе» откровенно имитирует страницу из New York Mirror, откуда и было позаимствовано первоначальное изображение; источником для «Электрического стула» стали архивные фотографии с казни шпионской четы Розенберг, специально найденные Уорхолом в архиве Нью-Йоркской публичной библиотеки. Прообразом и материалом для серии черно-белых фотографий «13 самых разыскиваемых людей» стал буклет ФБР с описаниями 13 разыскиваемых преступников. Их снимки в фас и профиль были сделаны на фасаде Нью-Йоркского павильона к Всемирной ярмарке 1964 года, но вскоре сняты. В этом же году в шелкографии «Американец, или Портрет Уотсона Пауэлла» Уорхол создает собирательный образ «типичного американца», также основываясь на фотографиях конкретной модели.

Идея тиражирования и производства (в промышленном смысле) искусства, так занимавшая Уорхола, воплотилась в его «Фабрике». Студия работала как коммерческое предприятие, выдавая до 80 шелкографий в день, поставив произведения искусства на поток. Желание Уорхола писать картины, «уподобляясь машине», должно было привести к технизации процесса, анонимности произведения и уподоблению его обычному продукту производства. В этом случае вопрос авторства и равноценности того или иного произведения оказывался вторичным. Процесс «автоматического» создания изображения напоминал теорию дадаистов об «автоматическом» письме. Художник мечтал, «чтобы как можно больше людей занимались шелкографией: никто не должен догадаться, моя перед ним картина или чья-то чужая».

В начале 1960-х Уорхол изобрел идеальный способ, в полной мере реализующий эту идею - снимать своих моделей в обычных городских фотоавтоматах. Эта мысль осенила его, когда журнал Harper’s Bazaar заказал ему иллюстрации на тему «новые лица в искусстве», затем в этом же духе были сделаны работы для Time на сюжет «современные подростки». Снимки в фотоавтоматах стали источником изображений для создания шелкографий с многочисленными портретами и автопортретами в период с 1963–1966 годов. Заказчики, по сути, сами делали свои снимки, всячески импровизируя во время съемки. Готовые фотографические «ленты» затем отдавали Уорхолу, на основе которых он и создавал свои «художественные продукты». Сами по себе эти «ленточные» фотографии определенно напоминают как движущиеся фотографии XIX века, так и первые кинематографические опыты самого Уорхола, например «Эмпайр». Одними из первых моделей для этих портретов были подруга художника Этель Скалл и будущая известная галеристка Холли Соломон. Обе оставили впечатляющие свидетельства об уорхоловской «манере работы» над портретами. Уорхол предпочитал автоматы неподалеку от своей «Фабрики», например на углу Бродвея и 42-й улицы. Этель Скалл вспоминает практические «руководства» Уорхола: «Мы попробуем сделать фото в светлых тонах и в темных, я посажу тебя в будку, и тебе надо будет смотреть на красную лампочку». Далее она описывает:

«Я стояла и смотрела на красную лампочку и боялась пошевелиться. Вошел Энди, расшевелил меня, тогда я наконец расслабилась. „Играй и улыбайся, это стоит мне денег”, - сказал он. Мы бегали из кабинки в кабинку, он меня фотографировал, и везде сушились готовые фотографии. Когда я вышла, он говорит: „Ну что, хочешь на них взглянуть?” Мне так понравилось, что теперь, я думаю, буду только там фотографироваться. Когда портрет был готов, его доставили частями, и Боб сказал ему: „Как бы ты хотел… ты не мог бы помочь нам его правильно составить?” Он сказал: „Э, нет. Вон человек специально пришел, чтобы его собрать, пусть он и делает, как считает нужным”. - „Но Энди, это же твой портрет”. - „Неважно”.

И вот он сидел в библиотеке, а мы возились с портретом. Потом, конечно, он все-таки вышел и окинул своим критическим взором то, что мы насобирали. „Ну, я так и думал, что это будет здесь, а это - вон там”. Когда все было закончено, он сказал: „Нет, правда, это не имеет значения. Все просто здорово”».

Мужское ню, 1987 © Энди Уорхол

Всех своих моделей Уорхол изображает как бы играющими, творящими вместе с фотографом свой собственный облик, подавая себя миру не такими, каковы они есть, а какими они хотят быть увиденными окружающими.

Воплощение фантазий своих моделей, создание всевозможных фикций было основополагающим кредо Уорхола. Он не изменял ему даже в собственных автопортретах , которые он делал на протяжении всей творческой жизни. И даже его признанию: «Если вы хотите все узнать об Энди, смотрите мои фильмы, мои картины. В этом весь я. Больше ничего нет» - не стоит по-настоящему доверять. Как пишет в своем эссе Роберт Роземблюм, «уже в своих ранних автопортретах Уорхол представляет себя как знаменитость, преследуемую папарацци». Так, в автопортрете 1963 года, сделанном по заказу Флоренс Барон в фотографическом автомате, Уорхол выбирает различные эффектные позы и подобно знаменитости прячет глаза под солнечными очками.

Экспериментирование со своим обликом - неотъемлемая часть его автопортретов. Так, в одном из них (1964), растиражированном шелкографским способом, Уорхол явно повторяет иконографию портретов из уголовных дел. Портреты и автопортреты художника - это своеобразный театр для себя и других. В этом Уорхол очень напоминает Рембрандта. Уорхол, как и Рембрандт, экспериментировал главным образом с лицом, придавая ему то или иное выражение, играя мимикой. Художник, словно актер, исполнял определенные роли, смешивая себя настоящего с придуманным, желанным образом.

В 1970-х Уорхол в основном делает портреты все тем же шелкографским способом на заказ. Только теперь в качестве основы он использует снимки, сделанные Polaroid SX-70 Big Shot. Съемка полароидом привлекала художника своей быстротой, простотой и возможностью создавать как бы плоскостное изображение. Фотосессия всегда начиналась и проходила одинаково: модель, обычно знаменитость, приглашалась в студию на обед. Мик Джаггер, принцесса Монако Каролин, Джон Ричардсон, Френсис Бэкон, Кэнди Спеллинг, Лайза Минелли, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Роберт Мэпплторп и многие другие позировали ему в качестве моделей. Затем делался make-up, важной неотъемлемой составляющей которого было наложение обильного слоя пудры на лицо и шею. Подобным способом Уорхол прикрывал изъяны лица, одновременно делая его похожим на маску. На фоне пустой белой стены модель принимала привлекательную позу, Уорхол делал несколько снимков, чтобы потом отобрать только один в качестве основы для произведения, каждое из которых вдобавок было по-особому раскрашено. Результат был неоднозначным, но впечатляющим: вместо портрета конкретного персонажа появлялся плакатный собирательный образ звезды. Впрочем, художник любил акцентировать внимание на деталях, наиболее характеризующих персонажа, например глаза и лоб - у Лихтенштейна, губы - у Минелли.

В отличие от портретов, сделанных на заказ, многие полароидные автопортреты Уорхола не были использованы в шелкографиях. Это были личные, экспериментальные снимки, оставшиеся в его архиве. В 1979 году корпорация «Полароид» пригласила художника сделать несколько портретов новой камерой непосредственно в их студии. Камера позволяла делать цветные изображения за 60 секунд. В этот день Уорхол сделал десять портретов, четыре из которых - собственные. Все они отличаются чрезвычайно крупным планом, а голова Уорхола не вписывается целиком в пространство кадра. В одном взгляд резко поднят вверх, в другом - голова и взгляд смиренно опущены вниз. Здесь обнаруживается противоречивое сопоставление между близким крупным планом, безжалостно открывающим все изъяны кожи, и умышленным обманом, театральностью, читаемой в его игре с поворотами головы и отведенным от камеры взглядом.

«Обнажающая» театральность присуща серии автопортретов в парике 1980–1981 годов, сделанной совместно с Кристофером Макосом. Это уорхоловское обращение к известной фотографии Ман Рэя, на которой Марсель Дюшан представлен в образе своего женского alter ego Роз Сэлави. К этой теме также обращается Роберт Мэпплторп в 1980 году, создавая свой автопортрет в образе женщины в мехах. В отличие от этих портретов и автопортретов Уорхол едва скрывает макияжем мужские черты лица. Для Уорхола облачение в многочисленные карикатурные парики, напоминающие прическу то Мэрилин Монро, то Джейн Фонды, - это взгляд на себя в другом, возможном, воображаемом облике. Но и здесь он опять демонстрирует свои бесчисленные маски, нежели себя самого в поисках собственной идентичности. Ведь под этим париком все равно окажется другой - тот серебряный, с которым Уорхол никогда не расставался на публике. Так, его лицо в шелкографском автопортрете 1986 года в синей, красной, зеленой гамме, выполненном на основе полароидного снимка, своей окаменелой мимикой напоминает нечто похожее на посмертную маску.

Полароидные снимки нужны были Уорхолу также для создания более «личных» произведений, посвященных обнаженному мужскому телу и гомосексуальной эротике. Наиболее незаурядные изображения созданы в его серии, представляющей торсы, отсылающие не только к теме античности, но и к фотографическим предшественникам и современникам, например Роберту Мэпплторпу. В конце 1970-х Уорхол увлекся документальной съемкой, героями которой стали звездные обитатели ночных клубов, городские виды и здания. И хотя ряд критиков видел в Уорхоле всего лишь «пустое место с громкой подписью», значение его фигуры в культуре 1960–80-х годов можно сформулировать словами из песни созданной им рок-группы Velvet-Underground: «Я буду вашим зеркалом».

Портфолио со снимками из ночных клубов, встреч
художника, 1980-е © Энди Уорхол

(англ. Andy Warhol, 6 августа 1928 — 22 февраля 1987, США) – основатель журнала Interview, создатель и продюсер рок-группы The Velvet Underground & Nico, художник, фотограф, режиссер, журналист, коллекционер. Культовая личность в истории поп-арт движения и современного искусства.

Биография и карьера

Детство и юные годы

Энди Уорхол (имя при рождении — Андрей Вархола) родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге, США. Он рос в религиозной семье словацких эмигрантов Юлии Завацки и Андрея Вархолы-старшего вместе с двумя братьями — Джоном и Полом. Когда Энди исполнилось 9 лет, родители подарили ему фотокамеру . Впоследствии он вспоминал, что «процесс съемки приводил его в восторг».

В возрасте шести лет Энди Уорхол посещал бесплатные подготовительные занятия по искусству в Технологическом институте Карнеги.

Когда Энди учился в третьем классе, он переболел скарлатиной, которая привела к хорее — нарушению нервной системы, вызывающему непроизвольные движения конечностей. У него развился страх к врачам и больницам. Месяцами мальчик не посещал школьные занятия и впоследствии стал изгоем в классе. В периоды, когда Энди был прикован к постели, он рисовал, собирал фотографии кинозвезд, делал коллажи из газетных вырезок.


В 1942 году от перитонита умер отец Энди Уорхола.

В 1945 году Энди окончил школу Шенли и поступил в Технологический институт Карнеги. Деньги на образование при жизни откладывал Андрей Вархола-старший.

В 1949-м Уорхол окончил Технологический институт Карнеги, получив степень бакалавра изобразительных искусств. В этом же году он переехал в Нью-Йорк.

Начало карьеры

В 1949-м Энди Уорхол оформлял витрины универмага Джозефа Хорна. В конце этого же года он начал работать художником-иллюстратором в журналах , . Он разрабатывал рекламные кампании для различных , дизайн открыток, обложек для звукозаписывающей компании Columbia Records.

В начале 1950-х гг. Энди Уорхол зарабатывал около 100 тысяч долларов в год. В 1952-м он перевез из Питтсбурга в Нью-Йорк свою мать. В этом же году Уорхол получил свою первую награду «За графическое искусство» от Клуба художественных редакторов. В 1952-м состоялась небольшая выставка Энди Уорхола. Она включала пятнадцать рисунков к произведениям Трумена Капоте, ставших бестселлерами.

В 1959 году Энди Уорхол представил свои работы в Музее Соломона Гуггенхайма.

В 1959-м – 1963-м гг. Энди Уорхол арендовал последний этаж здания, расположенного на Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Здесь он работал, организовывал выставки и вечеринки.

В 1961 году Энди Уорхол начал писать картины и создавать иллюстрации в стиле поп-арт.

Расцвет творчества

В 1960-х гг. Энди Уорхол снял более 300 экспериментальных фильмов. Они характеризовались отсутствием сюжета и имели успех только в узких кругах. Многие фильмы были эротическими, некоторые воспроизводили определенное действие из жизни человека. Наиболее известными картинами считались «Кинопробы», «Винил», «Девушки из „Челси“».

«Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал потому, что понял: зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность».

В 1961 году Энди Уорхол начал выпускать картины «Зеленые бутылки Coca-Cola» и «Банки супа Campbell». Он применял технику шелкографии, с помощью которой можно было бесконечно воссоздавать одни и те же образы. Большое количество изображений бутылок Coca-Cola Энди Уорхол объяснял так: «этот продукт потребляют все — президент страны, Элизабет Тейлор и нищий, который знает, что его Coca-Cola не хуже, чем у президента». Монотонное повторение стало характерной чертой его творчества – фотографии и рисунки с изображением бутылок Coca-Cola сменялись портретами , Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли, Одри Хепберн и др. Работы Энди Уорхола получили мировую известность как арт-объект эпохи массового потребления.

«Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав им характер массовости. В своих работах он воспроизводил облик потребительской культуры».

Роберт Хьюз, искусствовед, художник

В 1962 году после ухода из жизни Мэрилин Монро Энди Уорхол создал знаменитый «Диптих Мэрилин». При помощи трафаретной печати он нанес на холст 50 одинаковых изображений актрисы с фотографии 1953 года, сделанной на съемках фильма «Ниагара». Левая сторона диптиха представляла собой полотно с 25 красочными изображениями Мэрилин Монро, правая – имитировала размытые негативы. Существовало мнение, что Энди Уорхол ассоциировал контрастные части полотна с жизнью и смертью актрисы.

В 1963 году Энди Уорхол выкупил здание на Манхэттене, оборудовал его под студию и назвал «Фабрика». Здесь он создал около 2000 картин. На «Фабрике» собиралось много незаурядных людей, таких как Эди Седжвик, Холли Вудло, Вива, Джерард Маланга, которые помогали ему в создании новых проектов.

В 1963 году Энди Уорхол представил серию работ «Пять смертей», объединенных темой смерти и катастроф.

В 1965 году Энди Уорхол демонстрировал свои работы на выставках в Нью-Йорке, Париже, Милане, Турине, Эссене, Стокгольме, Буэнос-Айресе и Торонто.

В 1966 году Энди Уорхол создал рок-группу The Velvet Underground & Nico.

Покушение на Энди Уорхола

3 июня 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение. Валери Соланс, феминистка, работавшая на «Фабрике», 3 раза выстрелила ему в живот. После этого она подошла к регулировщику на улице, протянула пистолет и сказала: «Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь». Уорхол не стал давать против нее показания. За «предумышленное нападение с намерением нанести ущерб» суд приговорил Валери Соланас к 3 годам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрической больнице. У Энди Уорхола были повреждены все внутренние органы, до конца жизни он был вынужден носить бандаж. Впоследствии сделал снимок, на котором художник продемонстрировал шрамы от операции.

Журнал Interview

В 1969 году Энди Уорхол основал журнал . Первоначально издание называлось inter/View, что в переводе означало «между мнениями». Журнал был полностью посвящен теме кино. В издании публиковались интервью с кинозвездами и режиссерами, а также обзоры и рецензии.

В середине 1970-х гг. в сферу интересов журнала также вошли материалы о моде, искусстве, музыке, телевидении и других аспектах поп-культуры. В Interview стали регулярно появляться тексты о , моделях и прочих знаменитостях fashion-индустрии. Особенность издания заключалась в том, что интервью у звезд брали не журналисты, а другие звезды. Анжелика Хьюстон беседовала с Мэй Уэст, Бьянка Джаггер — с , Майкл Джексон брал интервью у лидера группы Neptunes, Энди Уорхол – у Трумена Капоте. Идея «создания атмосферы непринужденного разговора по душам» принадлежала основателю издания, она стала визитной карточкой журнала. В Interview публиковались снимки, созданные Франческо Скавулло, и пр.

Другие проекты Энди Уорхола

В 1969 году Энди Уорхол создал фильм «Плоть», а в 1970-м выпустил картину «Мусор». В обеих работах присутствовал элемент пародии на коммерческое кино. В период с 1966 по 1968 год Энди Уорхол снял несколько фильмов с участием «Velvet Underground». Он также выступил продюсером нескольких альбомов этой группы и оформил обложку первого диска.

В 1970-х гг. Энди Уорхол начал писать портреты на заказ. Им были созданы изображения Джона Леннона, Майкла Джексона, Мохаммеда Али, Джейн Фонды, Марлона Брандо, Грейс Джонс, Мао Цзэдуна, Лайзы Миннелли и др. Энди Уорхол снимал заказчика на Polaroid, отбирал лучшую фотографию, увеличивал ее и методом шелкографии переносил изображение на холст. После этого расписывал полотно масляными красками.

В 1973 году Энди Уорхол начал собирать атрибуты своей повседневной жизни — письма, газеты, сувениры, одежду, открытки и пр. — и складывать их в коробки. Эти коллекции он назвал «Капсулами времени».

К 1987 году насчитывалось 610 коробок. В настоящее время «Капсулы времени» хранятся в музее Энди Уорхола.

В 1975 году Энди Уорхол выпустил книгу «Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот».

В 1979 году Энди Уорхол расписал автомобиль марки BMW (модель М1).

«Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется, все линии и цвета смазываются».

В середине 1980-х гг. на MTV транслировались шоу Энди Уорхола – «Телевидение Энди Уорхола» и «Пятнадцать минут с Энди Уорхолом».

22 февраля 1987 года Энди Уорхол скончался во сне в Медицинском центре Корнуэлл на Манхэттене , где ему сделали операцию по удалению желчного пузыря. Его братья Пол и Джон перевезли тело в Питтсбург и похоронили на территории католической церкви Св. Духа. На поминальной службе в Соборе св. Патрика в Нью-Йорке присутствовало около двух тысяч человек.

Состояние Энди Уорхола было оценено в 600 миллионов долларов.

В 1989 году после смерти Энди Уорхола были опубликованы «Дневники» — личные записи художника, которые он вел с 1960-х гг.

Личная жизнь Энди Уорхола

Несмотря на то, что Энди Уорхол являлся публичной персоной, ключевой фигурой второй половины XX века, подробности его личной жизни неизвестны. Самым близким человеком он считал мать, с которой жил в одной квартире на Манхэттене в течение 20 лет. Он никогда не заявлял открыто о своей гомосексуальности, но внес вклад в развитие гей-тематики американского кинематографа. Согласно дневниковым записям Энди Уорхола, близких отношений у него не было ни с женщиной, ни с мужчиной. Известно о его влечении к Трумену Капоте, которому он писал письма любовного содержания.

«Любовь в фантазиях гораздо лучше, чем любовь в действительности. Самое возбуждающее – это если ты влюбляешься в кого-то и никогда не занимаешься с ним сексом. Самое безумное притяжение возникает между двумя противоположностями, которые никогда не сходятся».

В жизни Энди Уорхол использовал макияж, красил волосы в соломенный цвет, носил парики с черными прядями. Являясь обладателем андрогинной внешности, он иногда фотографировался в женских платьях. У Энди Уорхола были платонические романы с Эди Седжвик и моделью Нико.

Фильмы об Энди Уорхоле

  • 1995. «Я стреляла в Энди Уорхола». В основе фильма лежит реальное событие — покушение Валери Соланс на Энди Уорхола.
  • 2001. «Энди Уорхол: Законченная картина». Документальный фильм, рассказывающий о творчестве Энди Уорхола.
  • 2001. «Абсолютный Вархола». Документальный фильм, повествующий о жизни Энди Уорхола и его семье.
  • 2006. «Я соблазнила Энди Уорхола» («Фабричная девушка»). В картине показаны отношения между Энди Уорхолом и его музой Эди Седжвик.

Музей Энди Уорхола

В 1994 году в Питтсбурге открылся семиэтажный музей, посвященный жизни и творчеству Энди Уорхола. В галереях представлено около 900 картин, 77 скульптур, 4000 фоторабот, 4350 фильмов. Здесь же хранятся оригиналы его дневниковых записей, парики и пр. В музее ежегодно организуются выездные экспозиции в разные страны мира.

Коммерческое значение творчества Энди Уорхола

В 1995 году серия изображений «Банка супа Campbell» была продана Нью-Йоркскому музею современного искусства за 14 500 долларов.

В 2004 году «Диптих Мэрилин» занял третье место в списке «500 выдающихся произведений современного искусства» по версии газеты The Guardian. В настоящее время полотно экспонируется в галерее Тейт в Ливерпуле.

В 2006 году на аукционах было продано 1010 работ Энди Уорхола на общую сумму 199 миллионов долларов.

В 2008 году холст «Восемь Элвисов» был продан за 100 миллионов долларов.

В 2010 году общая сумма от продаж работ Энди Уорхола превысила 300 миллионов долларов.

В 2011 году «Банка супа Campbell», одна из первых картин Уорхола, была продана на торгах аукционного дома Christie’s за 10 миллионов долларов.

В 2012 году на аукционах общая сумма от продаж работ Энди Уорхола составила 380 миллионов долларов.

На 2013 год работы Энди Уорхола являются самыми продаваемыми. Второе место занимают картины Пабло Пикассо.

Интерпретация поп-арт образов Энди Уорхола в XXI веке

В 2011 году компания The Campbell Soup Company выпустила лимитированную коллекцию консервированных супов Campbell’s. Ее выход был приурочен к пятидесятилетию со дня появления одноименной серии картин Энди Уорхола. В честь этой даты было создано четыре варианта упаковки. Все банки были раскрашены в красный, синий, голубой, зеленый, желтый цвета — именно такие тона Энди Уорхол использовал в своих работах. Продукция была представлена в сети американских магазинов Target по цене 75 центов за банку.

Упаковка была украшена изображениями муз Уорхола и его цитатами. Стоимость косметических продуктов варьировалась от 35 до 75 долларов.

В 2012 году в декабрьском номере Dujour была опубликована фотосессия, посвященная Уорхолу и его музам. примерил образы Эди Седжвик, Нико, Кэнди Дарлинг и самого Энди.

Интервью Энди Уорхола для Гленна О’Брайана (июнь 1977, опубликовано в журнале Interview)

Г.О.: Каким было ваше первое произведение искусства?
Э.У.: Я вырезал кукол из бумаги.

Г.О.: Сколько вам было лет?
Э.У.: Семь.

Г.О.: Вы получали хорошие оценки в школе искусств?
Э.У.: Да, и учителя меня любили.

Г.О.: А они говорили, что у вас талант от природы?
Э.У.: Что-то типа того. Неестественный талант.

Г.О.: Вы занимались искусством в школе?
Э.У.: Я часто болел, поэтому, чтобы нагнать программу ходил в летнюю школу. У меня был один урок искусства.

Г.О.: Как вы развлекались, когда были тинейджером?
Э.У.: Я не пытался развлекаться. Только однажды ходил на концерт Фрэнка Синатры.

Г.О.: Как же вы приняли решение стать художником и переехать в Нью-Йорк?
Э.У.: Я поступил в Carnegie Tech. Филип Пирлстейн собирался в Нью-Йорк на каникулы, и я поехал с ним. Взял сумку и мы сели в автобус. Мы показывали портфолио всему Нью-Йорку и надеялись получить работу. Тина Фредерикс, которая работала в журнале Glamour, сказала, что возьмет меня на работу, как только окончу школу. Это и была моя первая работа.

Официальный сайт: www.warholstars.org

Официальный сайт на русском языке: www.andy-warhol.ru

Сайт музея: www.warhol.org

Сайт фонда: www.warholfoundation.org

Творческая карьера

В 1949 г. Эндрью Вархола закончил Технологический институт Карнеги (графический дизайн) с присуждением степени бакалавра искусств. В этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался графическим оформлением коммерческой рекламы - в основном он выполнял рисунки женской обуви для журналов мод и рекламного приложения "Нью-Йорк Тайме".

Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании.

Другая работа, признанная впоследствии рекламой года, изображала юношу, вкалывающего себе шприц в предплечье. Несмотря на скандальность сюжета, заказчики - владельцы радиостанции - остались довольны: повысился рейтинг их передач о проблемах молодежи.

Кстати, первый урок саморекламы дал ему не кто-нибудь, а Сальвадор Дали. Мэтр получил заказ на оформление витрины салона красоты в Нью-Йорке. В качестве элемента декора он решил выставить в окне второго этажа большую железную ванну, которую рабочие благополучно уронили вниз. Ванна чуть не прибила случайного зеваку, Дали попал за решетку (правда, ненадолго), а результатом разразившегося скандала стало то, что выставка Дали, проходившая в это время в Нью-Йорке, отлично продалась.

Очень скоро Энди стал самым высокооплачиваемым рекламщиком Нью-Йорка, выполняя заказы для всех модных журналов, Vogue и Harper"s Bazaar.

В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

Вклад в развитие стиля поп-арт

К 1968 году Уорхол был уже признанным мастером поп-арта. Его выставки с успехом проходили по всему миру, в Америке не было художника популярнее - за одну из его картин на аукционе заплатили $ 60 тысяч. Это был рекорд: никто из его современников столько не получал. Однако не меньше, чем картинами или фильмами, Уорхол прославился своими скандальными интервью, которые он раздавал направо и налево. "Я не хотел рождаться. Это было ошибкой. Все равно как меня выкрали и продали в рабство, - объяснял он в интервью журналу "Time". - Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям. Весной Энди отправился в Лос-Анджелес на открытие своей большой ретроспективы. Успех был грандиозным: переполненные залы, толпы студентов, скандирующих: "Мы любим Энди Уорхола!", фотографии в газетах. В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

Все искусство Уорхола превратилось в систематизированный бизнес-процесс, производящий добавленную стоимость... Его поп-арт - это своеобразное «искусство вне искусства», и если когда-то существовало «искусство для искусства», потом авангард и искусство, потом просто антиискусство, то теперь искусственное искусство.

Однако скандальную известность Уорхолу принесла серия карандашных рисунков, изображающих долларовые банкноты, (Рис.3,4)

Рис. 3

и раскрашенных банок из-под супа Сampbell.(Рис. 5) Выставка этих работ в нью-йоркской галерее Стабл, состоявшаяся в 1962 году, стала настоящей сенсацией. Уорхол наносил краску на консервные банки мазками кисти. Однако уже к 1963 году он стал использовать шелкографию, и с этих пор большинство его работ выполнялось именно в этой манере. Совершенно безликие, приспособленные к массовому производству, шелкографские оттиски идеально подходили для данных целей. Искусствовед Роберт Хьюз писал: "Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав ему характер массового производства, - потребительское искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры".

Техника шелкографии стала определяющий в творчестве Уорхола. Монотонное повторение истирает псевдо-образы, предлагаемые окружающим миром в качестве исключительных: бесконечные ряды бутылок кока-колы (Рис.6) сменяются портретами Мерилин Монро, (Рис. 7) Лиз Тейлор, Элвиса Пресли.

Одним из основных занятий Уорхола была, по его собственному выражению, "регистрация и каталогизация жизни вокруг". Он собирал ощущения, результатом чего стали изданный посмертно «Дневник» и «Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно)». Из второй книги ясно, что Уорхол на самом деле шел не "впереди планеты всей", а стоял "сбоку": отставшим, опоздавшим, сошедшим с "поезда современности". Он не создавал "второй реальности". Он панически расчищал пространство вокруг первой, а потом резервировал ее и укрупнял. Отсюда - бесконечный жанр портрета в эпоху перепроизводства, когда единицу можно заметить в толпе только в том случае, если она увеличена в десять раз. В книге Уорхола есть несколько высказываний, определяющих понимание творчества художника: «Бизнес-искусство - следующий шаг после Искусства. Я начинал как коммерческий художник, иллюстратор, а закончить я хочу как художник-бизнесмен. После того, как я сделал то, что называется "искусством" или как там это еще называется, я занялся бизнес-искусством. Я хотел быть Художественным Бизнесменом или Бизнес Художником».

И наконец, в «Философии» Уорхол рассказывает о самом творческом процессе создания работ: «Я смотрю на холст и думаю: "Ну, вот здесь, в этом углу эта краска выглядит вроде как на своем месте". Потом я смотрю снова и говорю: "Вот здесь, в этом углу, нужно немного синего, и я кладу там синюю краску. А затем беру зеленую краску и добавляю зеленый цвет, отхожу назад и смотрю, все ли правильно. И если неправильно - я беру краски, делаю еще несколько мазков зеленым в нужном месте, и, наконец, если нет сомнений, я оставляю все как есть».

Ярким примером творчества Уорхола является работа «Flash» (1963-1968). Это серия из 11 отпечатков, представленных как повествование и сопровожденных текстом, взятым из новостных заметок в день убийства президента Кеннеди. Это не было иллюстрацией события. Уорхол представил серию изображений, связь между которыми не так важна, как их способность передавать драматический пафос события. Кроме того, способность Уорхола выбирать фотоснимки усиливает значение освещения событий средствами массовой информации, формируя общественное мнение. Уорхол использовал несколько разных изображений Кеннеди. К тому же он использовал очень известные портреты - стилистический прием, редко встречающийся в его работах. Отпечатки в «Flash» показывают способность автора манипулировать найденными изображениями, изменяя их масштаб и четкость, используя цвет для создания мощного экспрессивного эффекта диссонирующих контрастов.

«Flash» - это наименее известная группа работ, отмеченная серьезной увлеченностью автора созданием портретов и находящаяся в числе его лучших работ. Другие - «Marilyn Monroe» (1967), «Campbell"s soup» I, II (1968-1969), «Flowers» (1970), «Electric Chaine» (1971), «Mao» (1972) - каждая из которых содержит 10 отпечатков, основаны на ключевых изображениях, созданных Уорхолом в начале карьеры. В противоположность своим первым работам, построенном на повествовании, эти статичные изображения избавлены от какого-либо повествовательного контекста. Каждое из них передает сильный образ, расширенный повторением. Эти работы - пересказ предыдущих обращений Уорхола к его главным темам 1960-х годов: портретные изображения, потребление, украшение, смерть. Эти темы часто повторялись в его работах и стали центральными в его творчестве.

Итак, именно благодаря творчеству Уорхола в плакате и рекламе стали использоваться особым образом обработанные фотоиллюстрации, яркие психоделические цвета и многократно повторенные изображения. Техническое тиражирование во многом породило ироническое отношение к самому объекту рекламы, этого нельзя не признать. И здесь Уорхол добился своей цели: он бросил вызов обществу массового потребления, которое как раз поддерживало Уорхола. И, наконец, Уорхол избавил общество от лицемерия. Он стал первым человеком, который публично признал, что деньги являются ничуть не менее важной составляющей профессии, чем творчество.

В 1963 г. Уорхол открыл в центр Манхэттена студию, которую назвал "Фабрика". Студия была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.

Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхола в кинематограф, журналистику и фотографию. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, ее обработке и "массовому" распространению. Искусствоведы отмечают такие его работы, как The Andy Warhol Museum, Christie"s, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.

В 1970-е гг. Уорхол приобрел "Полароид", начал самостоятельно фотографировать и потом переводить полученные фото на холст.

К этой серии относятся портрет матери (1974), портрет исследователя творчества Пикассо Джона Ричардсона, портрет галерейщика Лео Кастелли (все - шелкография), а также цветные гравюры (на основе собственноручно снятых фотографий) с изображениями Джейн Фонды (1982) и Ингрид Бергман (1983).

В 1963 г. Уорхол начал снимать фильмы, в основном немые, и на протяжении пяти лет (с 1963 по 1968 г.), во время которых Уорхол занимался "кинопроизводством", он создал несколько сотен фильмов, включая 472 трехминутные кинопробы или портреты персонажей, десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет), переходя от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по своей продолжительности напоминающим обычное кино.

Первый его фильм назывался "Поцелуй" и длился 50 минут, затем были фильмы "Танец", "Стрижка", "Еда", "Сон".

В 1964 г. были созданы двухчасовой немой фильм Batman Dracula и восьмичасовой немой фильм Empire, "13 самых красивых женщин" , "13 самых красивых мальчиков", "Питье", "Лицо", "Одинокий ковбой" и др. В середине 1960-х гг. Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам (чаще всего эротического содержания), по продолжительности напоминающим обычное кино. В 1968 г. Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм "Плоть".

3 июня 1968 г. психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в его фильме "Я - мужчина", серьезно ранила его выстрелом из пистолета. После покушения Уорхол стал постоянно посещать ближайшую церковь, исповедоваться и причащаться. Валери Соланас получила три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице.

На протяжении всей жизни Уорхол коллекционировал живопись, мебель, драгоценности, предметы декоративно-прикладного искусства. Пресытившись поп-культурой, в 1980-е гг. он стал покупать антиквариат и украшать свое жилище шедеврами классического искусства.

На аукционе "Сотбис" его пеструю коллекцию продали за $ 25,3 миллиона. В ней, кстати, не было ни одной картины самого Уорхола, за исключением маленького портрета Мао Цзэдуна: Энди не хранил дома своих работ. Некролог в "Нью-Йорк Таймс" начинался словами: "Лучшее произведение Уорхола - это сам Уорхол".

Энди Уорхол умер в Нью-Йорке 22 февраля 1987 г. Братья перевезли тело художника в Питтсбург, где похоронили его на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св.Духа).

Свое состояние, оценивающееся в 100 млн долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.

поп арт уорхол творчество

Выставки в Москве

Неделя Уорхола в Москве / Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина - Энди Уорхол и русский поп-арт в Третьяковке на Крымском валу / Третьяковская галерея на Крымском Валу / сентябрь 2005 г.

Предаукционная выставка дома Phillips de Pury & Co. В рамках выставки показана картина «Камуфляж» / Галерея «Риджина» / 10-12 февраля 2008 г.

Энди Уорхол «Живые портреты» (Выставка к 80-летию Энди Уорхола) / Московский музей современного искусства / 17 декабря 2008 -- 8 февраля 2009 г.

Считался одним из самых известных художников Америки. Но простых людей привлекало не столько его творчество, сколько стиль жизни. Скандалы, смелые высказывания в прессе. Все это работало на имидж короля поп-арта. Казалось, что он родился и вырос в этой среде, где царила вечная атмосфера праздника, и каждый день загорались новые звезды.

Детские и юношеские годы будущей знаменитости

Лишь немногие знали, что еще около двадцати лет назад Энди Уорхол, картины которого стали безумно популярны, был совершенно другим человеком. Он родился в промышленном Питсбурге в тысяча девятьсот двадцать восьмом в простой семье эмигрантов из Словакии. И он часто задавался вопросом о том, почему к нему так несправедлива жизнь. Кто-то купается в роскоши, а ему приходится донашивать одежду за старшими братьями. Ведь он ничем не хуже детей богачей. Тем более, природа наградила его талантом. Он замечательно умел рисовать.

В тысяча девятьсот сорок седьмом году будущий художник Энди Уорхол поступил в технический университет на факультет дизайнерского искусства. На его обучение родители отдали все свои сбережения. Энди был просто счастлив. Он, наконец, попал в творческую атмосферу.

Более того, многие сокурсники и педагоги восхищались талантом, которым обладал Энди Уорхол. Работы его были полны энергии, они буквально дышали жизнью. И никто не догадывался, что у этого способного парня далеко идущие планы. Он хотел не просто рисовать, а зарабатывать на этом огромные деньги.

Начало творческой деятельности

Сразу после окончания университета в тысяча девятьсот сорок девятом Энди переезжает в Нью-Йорк. Это был город, в котором, как он считал, каждый мог стать звездой. И первое, что он сделал - это купил белый элегантный костюм и принялся за поиски работы. Все полученные заказы Энди Уорхол выполнял талантливо и в срок. И все его руководители были им очень довольны.

Неожиданно у скромного юноши обнаружилось еще одно уникальное качество. Он лучше многих художников улавливал коньюктуру рынка. И интуитивно чувствовал, как подать рекламный образ талантливо и красиво.

Его первой профессиональной работой было создание иллюстраций к статье "Успех". Это была работа для журнала "Гламур". Через год он сделал плакат против наркотиков для малоизвестной молодежной прередачи о проблемах молодежи сразу повысился, а сам плакат был признан лучшей рекламой года.

Полная смена образа

Гонорары Энди резко поползли вверх. Но ему хотелось славы, признания общественности и светской жизни. Тогда Энди Уорхол, картины которого на сегодняшний по праву считаются лучшими в искусстве поп-арта, решает полностью изменить свой имидж и стилистику работы.

Теперь он не пропускал ни одной модной вечеринки. Вскоре он становится своим среди богемной публики. Его считали забавным парнем, подающим большие надежды художником. Но Уорхола это не устраивало. Таких, как он, было много, а ему хотелось быть единственным.

Возникновение нового направления в искусстве

В это время в Америке начал зарождаться поп-арт. Направление, где объектом для живописи могло стать все что угодно. Газетные вырезки, кричащие рекламы или герои мультфильмов. Энди никогда не боялся экспериментов. И начал трудиться в этом направлении.

В тысяча девятьсот пятьдесят втором в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Но она не имела успеха. Энди не отчаивался. Он продолжал искать новые образы и приемы, пробовал новые сочетания цветов и продолжал посещать многочисленные вечеринки.

В тысяча девятьсот шестьдесят втором в Лос-Анджелесе открылась очередная выставка работ, которые создал Энди Уорхол. Картины, находящиеся на ней, озадачили многих пришедших зрителей. Экспозиции напоминали полки супермаркетов. На стенах висели рисунки с изображениями кока-колы, долларов, банок супов. Причем повторяющихся неоднократно.

Но шок мгновенно сменился восторгом. Это было именно то, чего все ждали. Глянцевые этикетки товаров, красота по-американски. Как ни странно, но до Энди Уорхола никому в голову не приходило изобразить то, перед чем преклонялись миллионы американцев: мир денег и вещей.

Рождение нового короля

Так всего за несколько часов из мало кому известного художника рекламы, пусть и зарабатывавшего около ста пятидесяти тысяч в год, Энди Уорхол, картины которого произвели настоящий фурор, превратился в короля поп-арта.

Прямо на выставке ему задали вопрос о том, что он намерен теперь рисовать. И Энди не задумываясь, ответил, что возможно даже и Но нарисовал Мерлин Монро. Краски для печати он выбрал кислотные.

Знаменитые картины Энди Уорхола. Фото изображений

Изображение актрисы получилось странным. Лимонные волосы, и ярко накрашенные губы. Никто и никогда не рисовал главный секс-символ Голливуда именно так. Ведь все привыкли считать ее красивой пустой куклой. А на самом деле она была глубоко несчастной женщиной. Художник вновь тонко уловил настроение миллионов.

После смерти Монро стала идолом. И все предметы, отображающие образ, стали безумно популярны, в том числе и эта работа - картина Мерлин Монро. Энди Уорхола вдохновил этот замысел, и он, решив, что движется в правильном направлении, создал целую серию портретов кумиров шестидесятых: король рок-н-ролла Элвис Пресли, актриса Элизабет Тейлор, боксер и многие другие звезды. Люди превратились в образы.

Тысячи новых портретов

Он никогда не заставлял свои модели позировать. Зачем проводить долгие часы в мастерской, если есть "полароид"? Энди совсем забросил масляные краски. Какой смысл, когда есть шелкография. Лицо, выполненное при помощи этой техники, выходило идеальным. Ни морщин, ни прыщей, ни Именно так, как нравится обывателям.

К тому при помощи этой техники можно было сделать не один портрет, а сотни и даже тысячи. Портреты Энди Уорхола стали пользоваться неимоверной популярностью. И он не скрывал, что перед ним новая цель. Он хотел поставить современное искусство на конвейер. И в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году открыл свою фабрику.

Создание собственной фабрики

Это помещение, выкрашенное в серебристый цвет, было одновременно клубом, апартаментами и мастерской. Сюда приходили художники, музыканты, режиссеры и просто яркие личности. Кто-то танцевал, пел, другие просто обсуждали последние новости, а Энди в это время творил. Правда, львиную долю работы выполняли ассистенты. Вырезали трафареты, заливали в них краску. Уорхол лишь руководил процессом.

Он никого не звал на свою фабрику. Туда приходили сами и были счастливы, если могли быть хоть чем-то полезны Энди Уорхолу. Окружив себя странными людьми, он черпал в этой атмосфере свое вдохновение.

Однажды этому неутомимому искателю новых идей приходит в голову мысль снять на камеру своего спящего друга. После просмотра полученного материала Энди решает снимать кино. С этого дня съемка на фабрике шла постоянно.

Творческое затишье

А семидесятые стали для Уорхола годами затишья. Он делал портреты для богатых заказчиков и изображал новых кумиров: Лайзу Минелли, Дайану Росс, Джона Леннона и других звезд. Он продолжал оставаться самым высокооплачиваемым художником. Его называли человеком-легендой.

Персональные выставки Энди Уорхола проходили в Италии, Франции, Голландии. А в тысяча девятьсот семьдесят пятом он побывал даже в Москве, где было открыто собрание экспозиций современного искусства.

6 августа исполнилось бы 88 лет Энди Уорхолу. За 37 лет карьеры сын мигрантов-русинов из Словакии Андрий Варгола превратил искусство в часть системы потребления, показав, что любая вещь может стать арт-объектом.

Картина была создана по горячим следам - после гибели актрисы. Уорхол свел воедино два полотна - пять десятков небрежно раскрашенных портретов, сделанных с фото Монро на съемках фильма «Ниагара», и еще один такой же, только графический, в черно-белой гамме. Выполненная в технике шелкографии, «Мэрилин» стала одним из главных инструментов превращения актрисы в посмертный культ. Девять лет назад картину купили за $80 млн, в начале десятилетия полотно появилось в британской галерее Tate.

В том же году, когда был сделан «Диптих Мэрилин», Уорхол взялся за любимую свою еду - супы «Кэмпбел». Он стал фиксировать банки с супом в больших количествах, поясняя, что работает с тем, что нравится ему лично. Самый известный вариант, большая банка с открывашкой, ушла на аукционе за $24 млн - случилось это после смерти художника. Наверняка Энди сильно удивился бы такой цене, так как сам продавал картины с банками по 100 долларов.

3 июня 1968 года Валери Соланас, работавшая ранее с Уорхолом как актриса, явилась в его «Фабрику» и выпустила три пули ему в живот. Пережив клиническую смерть, Энди, однако, не стал давать показания против Соланас. Очень боявшийся боли, болезней и смерти и в то же время сильно интересовавшийся этими темами, после покушения художник почти полностью сфокусировался на них. «Пистолет», созданный спустя полтора десятка лет после случившегося, демонстрирует копию оружия, из которого стреляла Соланас. Возможно, Уорхол таким образом пытался посмотреть страху в лицо.

Уорхол во второй половине 60-х стал продюсером группы Velvet Underground. Продюсирование заключалось в пиаре - продвижении информации о группе среди нужных людей и СМИ. Главный же вклад в коллектив Лу Рида Уорхол сделал, нарисовав обложку дебютного альбома. Банан, подпись Энди, три слова - Peel slowly and see - смотрелся конверт пластинки отлично. Поначалу, в первом тираже диска, Velvet Underground вовсю концептуальничали, предлагая сорвать наклеенный на конверт тот самый желтый банан, чтобы обнаружить под ним еще один - розовый и очищенный.

Больше всего Энди, по его собственному признанию, любил деньги. Было бы странно, если бы Уорхол не перенес эту любовь на холст. В процессе создания картины Энди использовал для печати свои рисунки банкнот на кальке, под которую он подкладывал одно- и двухдолларовые купюры. 47 лет спустя, в 2009-м, «200 однодолларовых купюр» стали лотом на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке. Аукционисты планировали, что картина уйдет максимум за $12 млн., но были, мягко говоря, приятно удивлены, когда спрос разогнал цену лота до $43,7 млн. «Искусство – это прибыль, если оно хорошо продается», - утверждал Энди. Он был прав, похоже.

Сделанная за 15 лет до смерти Короля рок-н-ролла картина является самой дорогой работой художника. В 2008 году ее выставил на аукцион итальянский коллекционер Аннибале Берлингьери и получил $100 млн., так лик Элвиса, растиражированный и окрашенный в серебро, стал воплощением мечты Энди, желавшего максимальной цены за свои работы.