Щедрин, Сильвестр. Большой Русский Талант в Италии


Размер хором имеет значение

В очередной раз проходя мимо прекрасного замка, скажите мысленно «спасибо» честолюбию правителей. Именно благодаря любви монарших особ мериться хоромами, мы сейчас можем насладиться видами памятников архитектуры. В 136 году римский император Адриан решил переплюнуть Августа и отстроить себе мавзолей больше и краше. Именно так и появился на свет будущий замок Святого Ангела в Риме. Правда, насладиться видом детища Адриану не удалось — он умер. Довел дело до конца его преемник Антонин Пий, который и поместил прах Адриана в гробницу. Еще несколько императоров нашли место упокоения в замке Святого Ангела, последним из которых был Септимий Север.

Первоначально замок выглядел совсем не так, каким мы привыкли его видеть. Построенный по этрусскому образцу в виде круглой башни с квадратным цоколем и конической крышей, он был облицован белым мрамором. Как писал Иоанн Антиохийский, на крыше возвышалась огромная статуя Адриана, который управлял колесницей Гелиоса, запряженной четверкой коней. Как писал историк, лошади были так огромны, что сквозь отверстие в глазу мог пролезть взрослый мужчина.

Император Адриан построил замок в качестве мавзолея

Нападения варваров и моровая язва

В начале V века император Гонорий превратил мавзолей в укрепление. Но это не помогло — в 410 году армия вестготов во главе с Аларихом напала на Рим и разграбила город. Осажденные лично разбивали статуи в замке и бросали ими в нападавших. А после воины растащили все, что еще оставалось в нем ценного.


В VI веке на территории Европы бушевала чума. По легенде, жители города во главе с папой Григорием Великим устроили крестный ход вокруг города. На пути к Ватикану, на мосту Элия (будущем мосту Святого Ангела), над башней вдруг послышались голоса ангелов, певших «Алиллуйя!». Тогда понтифик увидел над замком фигуру архангела Михаила, который вложил в ножны свой карающий меч. Это означало, что бог простил город, и мор закончился. С того момента замок и прозвали Сант-Анджело.

В 410 армия вестготов разграбила мавзолей

От мавзолея до крепости

В Средние века замок Святого Ангела переходил из рук в руки. То в страхе перед гневом папы в нем укрывались непокорные бароны, то сами понтифики находили здесь убежище от недовольного народа. В XIV веке жители Рима захватили мавзолей и принялись его крушить. В ярости они срывали плиты и камни, покрывающие стены замка. Некоторые из них после использовали для мощения улиц.

Папа Григорий Великий увидел на крыше замка фигуру архангела Михаила

В XV веке уже потрепанный жизнью замок укрепил папа Александр VI Борджиа. Вокруг него возвели четыре бастиона, устроили парадный вход. Постепенно замок Святого Ангела разжился собственным тайным подземным ходом. Он был нужен для безопасности пап: по этому ходу в случае народных волнений понтифик мог сбежать из дворца и укрыться в крепости. В XVIII веке во дворике разместили статую ангела, которая долгое время возвышался на крыше замка. Мраморную скульптуру заменили бронзовой, которая до сих пор украшает крепость. Из необычных помещений в Сант-Анджело можно посмотреть, например, зал Правосудия, зал Сокровищ и особый Секретный архив. В замке расположена и небольшая церквушка. В ней слева от алтаря висит индульгенция папы Григория XVI. Согласно бумаге, солдатам, которые охраняли замок, прощали все грехи.


Некоторое время замок Святого Ангела служил темницей для неугодных папам личностей. Именно здесь некоторое время томился Галилео Галилей. В одном из казематов, по некоторым данным, держали в заключении знаменитого архитектора Аристотеля Фиораванти, того самого, который построил Успенский собор в Москве. В замке был заключен под стражу и граф Калиостро.


Неотъемлемая часть образа замка Святого Ангела — ведущий к нему мост. Его также построил император Адриан, чтобы проложить путь к мавзолею через Тибр. В 1450 на мосту случилась настоящая трагедия. Целое море паломников торопилось по мосту к собору Святого Петра.

В 1450 мост Святого Ангела обрушился под тяжестью толпы

Перила моста не выдержали такого наплыва и рухнули, и десятки людей упали в реку. В XVI веке именно на мосту Святого Ангела вывешивали трупы преступников — чтобы другим неповадно было. Мост украшен статуями апостолов Павла и Петра, а также скульптурными изображениями еще 10 ангелов.

Совершим весьма небольшую прогулку от базилики св. Петра до замка св. Ангела. Общая протяженность маршрута составляет менее километра.
1*.
Улица Примирения
Виа делла Кончилиационе — одна из важных улиц Рима, расположенная в районе Борго . Длина улицы составляет около 500 м. Она соединяет Замок Святого Ангела на западном берегу реки Тибр с Площадью Святого Петра. Виа делла Кончилиационе была построена в ходе муссолиниевской перепланировки Рима в 1936-1950 гг. в качестве главной дороги к площади Святого Петра. При строительстве улицы в 1936-1950 годах были разрушены средневековые постройки района, в котором находились пристанища для паломников со всего мира. На улице расположено множество туристических магазинов, а также ряд значимых исторических и религиозных сооружений.
2.

Церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина [41.9026763N 12.4621439E ]
Санта-Мария-ин-Траспонтина , иначе называемая «Церковь св. Марии за мостом» архитектора Г. Перуцци, — церковь кармелитов в Риме. Расположена на месте древнеримской пирамиды, которую в Средние века считали гробницей Ромула. При папе Александре Борджиа пирамиду снесли. Её изображение можно видеть на бронзовых дверях портала базилики св. Петра и триптихоне Джотто в Пинакотеке Ватикана. На этом месте вблизи замка св. Ангела была воздвигнута первая церковь канониров, разрушенная в 1527 г., чтобы расширить линию пушечного обстрела из замка. Церковь в современном виде возведена в 1566 г. Санта-Мария ин Траспонтина является единственной церковью в Риме, у купола которой нет барабана. Так сделано для того, чтобы предотвратить очередное разрушение при артеллирийском обстреле со стороны замка. Внутреннее убранство и алтарное изображение начала XVII века, главный алтарь работы Карло Фонтана (1674).
3.

Мост Виктора Эммануила II [41.901219N 12.4643165E ]
Мост Виктора Эммануила II — мост через реку Тибр, построенный по проекту, разработанному в 1886 архитектором Эннио Де Росси. Мост строился около четверти века. Строительные работы затягивались, сроки сдачи неоднократно переносились, и мост был открыт только 5 июня 1911 года. Мост, названный в честь императора Виктора Эммануила II , соединил исторический центр Рима с Ватиканом. Он заменил собой несколько древних мостов, которые уже были разрушены до того времени. Непосредственно возле моста сохранились фрагменты древнего моста Нерона . Каменный трехарочный мост имеет общую длину 108 метров. Оба его края украшают установленные на высокие постаменты большие бронзовые скульптуры крылатой Виктории и над каждым из причалов — массивными аллегорическими скульптурными группами травертина.
4.

5.

6.

Мост св. Ангела [41.9018698N 12.4664247E ]
Мост Святого Ангела — пешеходный мост через Тибр, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; погибло множество пилигримов. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла, к которым с подачи Бернини впоследствии добавилось ещё десять статуй ангелов.
7*.

8.

9.

10.

11.

12*. Угловые скульптуры. Ангел с копьем (Доменико Гуиди ); Ангел со св. губкой (Антонио Джоргетти ); св. Павел (Паоло Романо, 1463 ); св. Петр (Лоренцетто, 1530 )

13*. Скульптуры на мосту. Ангел с надписью (Джулио Картари ); Ангел с крестом (Эркуль Феррата ); Ангел с колонной (Антонио Раджи ); Ангел с вуалью Вероники (Косимо Фанцелли ); Ангел с покровом с кубиками (Паоло Налдини ); Ангел с короной из шипов (Паоло Налдини ); Ангел с гвоздями (Джироламо Люценти ); Ангел с хлыстами (Лаззаро Морелли )

Замок св. Ангела
Замок Святого Ангела — римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана, иногда называемый Печальный Замок, представляет собой высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра . Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Когда-то замок считался самым высоким зданием в Риме.
14*.

После того, как в 410 году крепость захватили вестготы, Сант-Анджело был полностью разорён. Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции.
15*.

Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ.
16. Картина голландского художника Гаспара ван Виттеля (1690-е годы), прожившего почти всю жизнь в Италии.

Император Адриан начал строить крепость в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. После смерти Адриана завершил строительство в 139 г. его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером . В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам, всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней форму.
17. Макет мавзолея.

С наступлением тяжёлых времён мавзолей постоянно укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с мощными стенами. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.
18.

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела.
19.

В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто , по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок. Этот скрытый ход папа Александр VI использовал для бегства при нападении на Рим войск короля Франции Карла VIII в 1494 г., а в 1527 г. по этому коридору папе Клименту VII удалось бежать из Ватикана после захвата города многонациональными войсками императора Карла V.
20*.

В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини , скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён. За всю историю замка это единственный человек, которому удалось совершить побег из замка.
21. Тюрьма в замке

Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа. Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично. В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились.
22. «Новый Рим. Замок святого Ангела» (Сильвестр Щедрин , 1823-1825). В Третьяковской галерее хранится три из восьми созданных вариантов полотна.

Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий сегодняшнему вид.
23. Картина Александра Брюллова с аналогичным сюжетом (1823-1826).

В зале Правосудия в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
24.

25. Собор св. Петра

26. Витториано

В замке имеется множество галерей, идущих, как правило, по периметру крепости.
27.

28.

29.

30.

Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую архангела Михаила XVI в. работы Рафаелло де Монтелупо (1544), которая до XVIII столетия находилась на вершине замка. От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в.
31.

32.

33.

Зал библиотеки
34*.

35.

Зал Паолины
36*.

37*.

38*.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

Зал Персея
45.

46*.

Зал сокровищ
47.

Национальный музей замка
48. Лука Синьорелли

49. Никколо Пуссин

50.

51.

52. Бюст папы Павла III

53.

54.

55.

Спальня Павла III
56.

57*.

58.

59. Папский трон

60. Монументальный камин

61. Колодец во дворе Александра VI

62. Баня Климента VII

63. Зал урн, где находились погребальные урны.

64. Диагональная рампа, ведущая к залу урн.

Традиционное небольшое видео, дополняющее мой рассказ.

История одного шедевра: Сильвестр Щедрин "Новый Рим. Замок Святого Ангела"

Сильвестр Щедрин (1791-1830)«Новый Рим. Замок Святого Ангела», 1823
Холст, масло, 47х60, Русский музей

Сильвестр Щедрин (1791-1830) – один из самых пленительных художников в русском искусстве и ему мы посвящаем нашу 100 публикацию.
То, что отображено на этом холсте - художник видел почти каждый день, ведь жил совсем рядом с этим местом. Картина, которая является одной из основных вех в работах Щедрина.
Ведь сюжет в ней можно трактовать не так, как раньше в его полотнах. Здесь на первом плане изображены старые, начинающие рушиться дома бедных жителей, расположенные вдоль реки Тибр. Они не грязные, выглядят довольно опрятно, однако их возраст перевешивает в попытках выглядеть прилично. Около домов находятся лодки местных жителей, несколько из них собираются выходить на реку, какие-то пустые.
Немало людей находится и на берегу, они заняты своими привычными делами, ничуть не отвлекаясь на грязные воды реки. Очень тщательно прорисованы простые крестьяне, добавляя жизненности и яркости изображению.
Кажется, что это довольно прохладное утро, ведь небо находится высоко и окрашено в холодные серебристо-серые тона. Однако на картине всем дышится легко, в сюжете много воздуха. Она написана мастером живописи на открытом воздухе маслом на холсте.
Если на первом плане находятся старые дома местных жителей, то на втором, дальнем плане изображен «старый» Рим. Это замок Святого Ангела и Собор Святого Петра, которые должны олицетворять величественный, но уже не такой важный старый вид Рима. Находясь в глубине картины, они являются не более, чем просто своего рода фоном. Городская беднота и их ветхие дома на первом плане указывают на новый Рим. Этой картиной автор хотел показать сочетание вечного и временного, высокого и низкого в одном образе.
источник: гр."Эрмитаж".Виталий Ильин.

Художник Сильвестр Щедрин (1791 – 1830).
Русский живописец, пейзажист, который стал одним из родоначальников реалистического направления в русском пейзажи. Можно утверждать, что его работы стали отправной точкой в становлении таких всемирно известных живописцев, как Саврасов, Шишкин, Левитан и Васильев.
Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в феврале 1791 года в Санкт-Петербурге, в семье известного скульптора, ректора Академии художеств, профессора класса скульптуры Феодосия Щедрина.
В девятилетним возрасте Сильвестр стал воспитанником Академии Художеств по классу пейзажа. Уже через восемь лет обучения получил свою первую медаль за успехи в творчестве.
В 1811 году Сильвестр Щедрин окончил академию с Большой золотой медалью и правом «пенсионерства» за границей. Однако, отъезду художника из России помешало нашествие войск Наполеона в 1812 году и поездку пришлось отложить до 1818 года.
В 1818 году художник уехал в Италию и на родину больше не вернулся.
Ещё будучи учеником Академии художник написал несколько примечательных пейзажей, где есть и соблюдение канонов пейзажа времён классицизма, однако искусствоведы говорят о попытках отступить от канонов и приблизить пейзажи к реальному и более точному виду пейзажа.
Пейзажи С.Ф.Щедрина близки по своей природе общей направленности романтизму О.А.Кипренского. Романтические тенденции у Щедрина не носят самодовлеющего, декларативного характера. И у того и у другого романтизм заключался в лирическом, личном восприятии человека и природы, но не переходящем в восприятие субъективное.
Именно у Щедрина отчетливо непосредственное наблюдение натуры.
Основная тема итальянского периода творчества художника – это природа Италии, формирования образа «Златой Италии», в которой всё дышит величием и покоем, картины о счастье и доброте. Где есть уютные бухточки и глубокие тени от ленивой листвы, яркие лучи солнца и неспешное течение жизни.
С годами палитра живописца становится всё светлее, уходят традиционные коричнево-охристые тона, краски становятся всё чище.
Впрочем, о красках и тонах пусть пишут искусствоведы и критики.
Я же хочу вас пригасить полюбоваться на красоту, которую художник творил до самой своей смерти в 1830 году.
Похоронен Сильвестр Щедрин в городе Сорренто.

Русские таланты в Италии.
Щедрин, Сильвестр Феодосиевич (1791-1830);
Shchedrin, Sylvester Feodosiyevich

Брюллов, Карл. Портрет художника Сильвестра Щедрина. 1824 Русский Музей, Петербург.

Это небольшой пост о знаменитом русском художнике в Италии, про которого
по-русски не очень-то вспоминают или даже не очень-то помнят и в художественых кругах,
а широкая публика чаще всего не знает даже имени.

Так оно устроено.
А ведь этот русский талант оказал влияние не только на русскую живопись,
но и на итальянскую!
И когда?!
Чуть-чуть позже 1-ой четверти 19 века! Поэтому не верьте ни в какую мистику,
а живите сейчас и сегодня.
Другой жизни не будет. И никому мы после смерти не нужны.
Разве что червячкам.


Щедрин Сильвестр. Набережная Мерджеллина в Неаполе. 1827.

К 1827 году, талант этого замечательного художника уже несколько лет как
раскрылся полностью и он наработал свой уникальный стиль.

Но, после этой картины,его жизни оставалось три года.

Итальянцы иногда говорят и общаются с Богом совсем непосредственно.

Я не стал вычислять назначение этого распятия на берегу,
но у меня определённо есть ощущение непосредственности в
общении жителей и тружеников это прибрежной полосы с Христом.

Может быть это ощущение создал талант художника, но я это чувствую.
Посмотрите на белые дома набережной. Мы потом увидим её в полном объёме.
Это интересно само по себе.
Но на этой картине, определённо, слишком много людей. Они мне мешают.
А вам?


Щедрин Сильвестр. Старый Рим. 1824

Старый Рим состоит из того, что осталось от Империи
и от многих веков после конца Римской Империи.
Это мы и видим.
Простая идея.

Щедрин был тот случай, когда генетика и круг общения совершили правильный
скачок таланта в следующем поколении.
Его отец был известный в Европе (во Франции) и в России скульптор,
профессор и ректор Академии Художеств.
Его дядя был известный пейзажист в стиле классицизма.
Брат Сильвестра стал архитектором и академиком.
Генетика и круг лучших творческих сил, в котором общалась эта семья
сделали своё дело.

Это не обязательно случается при таких обстоятельствах. Но нередко,
всё вместе выдаёт новый талант из среды талантливой семьи.
Когда Щедрин закончил образование в России в 1811 году, у него на руках
была Большая золотая медаль за успехи в Академии.
Эта медаль давала право на пенсион (содержание) для поездки за границу (в Италию),
чтобы продолжить образование.

Щедрин, Сильвестр. Новый Рим. Замок Святого Ангела 1824/1825

Но из за Наполеоновских войн Щедрин смог поехать в Италию только лишь в 1818г.

Эта работа, вместе с работой "Озеро Альбано в окрестностях Рима",
есть время когда Щедрин откинул
каноны Академии и создал новый пейзаж и собственный стиль.

Академия тогда стояла на дубовом классицизме.

Классицизм ориентировался на классические работы античности.
Позволялось продолжать то что создали древние.
Но не отходя от канонов.

Дело в том, что во Франции классицизм заканчивался и уже
побеждал Делакруа, создатель РОМАНТИЗМА.Но тогда не было И-нета. Общение и
обмен происходили не быстро.

Этой замечательной работой Щедрина современники справедливо и просто
безмерно восхищались.

Посмотрите. Щедрин откинул закостенелые академические требования,
и создал композицию с явно понятным и заметным передним и задним планом.


Щедрин, Сильвестр Новый Рим. Замок Святого Ангела 1823-1825
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Перед нами на переднем плане Новый Рим, с его постройками и ежедневными заботами.
И как удачно и точно (я так чувствую. могут быть другие мнения) Щедрин передал нам
ощущение жизни этих рыбаков и их семей.
И Щедрин просто мастерски создал на заднем плане Старый Рим.
Справа и вдалеке Замок Святого Ангела, который как осью увязан через Тибр
с современными домами бедных людей с левой стороны.

Так прекрасно написанный Тибр, является осью которая увязывает Новый Рим и
его ежедневную жизнь с Собором Святого Петра и
Ватиканским Дворцом в Старом Риме, которые стоят
почти на горизонте.

Какая прекрасная работа! Как замечательно художник объединил, без ощущения
чужеродности, бедных рыбаков сегодняшнего для него дня, и величие творчества
ушедших дней.
У него был такой запас движения и стремления к новому, к авангардному,
что если бы он пожил подольше,то я не сомневаюсь, что он бы легко понял,
и принял импрессионизм.

Знаете ли вы..?. Ничего! Сейчас узнаете.


Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Грот во Флоренции. 1826

Щедрин был один из совсем немногих художников того времени, которые
работали на плэнере. А Щедрин просто часами работал на плэнере. Почти
как Моне или любой из импрессионистов. Тогда всё писали дома, в мастерской.
Он наверное ещё, по традиции того времени, заканчивал и полировал работу в мастерской.

Но он очень отличался от
современников тем что так много работал на плэнере.
Слишком много текста.Я надеюсь что вы осилите. Этой работой не просто восхищались.
Её бесперерывно заказывали. Щедрин написал эту картину не меньще восьми раз. Но,
скорее всего даже десять раз. И каждый раз, Щедрин переписывал эту работу творчески.
При другом освещении, в другое время дня и т.д.

Поэтому вы видите две разные работы. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ!

К тому что все эти 8 или 10 версий---разные и сделаны в разное время дня и года
при разном освещении,--то не вспомнить ли нам Моне с его точно такими же штуками,
но десятки лет спустя?

Или Писарро с его такими замечательными, и написанными в разное время дня и в
разную погоду, проспектами? Вот такой талант был Щедрин.

В России совсем немного работ Щедрина. Много его работ у ценителей Запада.
Нл вы наверное заметили, что тёмная картинка живёт в Третьяковке. А всего в
Третьяковке--три варианта этой работы.
Хотел рассказать про историю Замка Святого Ангела, но это будет слишком много букофф.


Щедрин Сильвестр. Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо. 1829

Я ставлю иногда такую картинку "Новый Рим" в 4000 пикселей (светлая) как фон на экран,
и Рим уходит от меня в глубину Интернета вместе с куполом Собора, на километры.

Этот купол был повторен в мире в великих строениях--трижды.
Собор Святого Павла в Лондоне, Исаакиевский Собор в Петербурге и Капитолий в
Вашингтоне, в котором (в Капитолии) сидит ненавистный несчастному Михаилу Задорнову, Конгресс США.

Я думаю, что раз у Задорнова такие проблемы с американцами, то не проще ли ему
пройти курс молодого бойца где-нибудь у Хамаса, и пойти и рвануть Конгресс или Белый Дом.
Только лишь для успокоения его разбитой нервной системы? Как вы считатете?

Мы уже пропустили одну прекрасную работу. Посмотрите на эту. В России просто никто,
тогда не писал пейзаж на таком уровне и с таким мастерством. Просто посмотрите
на всё. На воздух! Как умело сделана дымка, и мы чувствуем МОРЕ!

Обратите внимание на то, что в Неаполе тогда были не только полунищие рыбаки. А благодаря
тому, что не стало бешеного Наполеона--- и Промышленная революция двигалась в Европе
(не в России! царь, Канкрин и правительство были против!) полным ходом---
в портовом городе появились предпримчивые люди и соответственно-деньги.

Какая прекрасная набережная из белого камня, не правда ли? И классная дорога вдоль набережной.
Одесса десятками лет была САМЫМ быстро развивавшимся городом Империи,--как же!
ждут тебя в Одессе!--у Шолом-Алейхема так разговаривают два провинциальных
еврея--- пока на рубеже веков евреи не начали толпами уезжать из за погромов, а количество
законов и инструкций против евреев перевалило за 650 штук ещё во время Александра III.

По-моему молодые на картине не могут договориться в какую сторону идти.
Больше ничего в голову не приходит. Кто какого мнения?


Щедрин Сильвестр. Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в Петербурге. 1815

Это совсем другая работа. Это работа, которую Щедрин делал для Академии в России.
Помните, что он не мог уехать из за Наполеона?
Эта работа полностью соблюдает все каноны,согласно которым в Российской Академии
Художеств обучали писать пейзаж. Скучно!
Посмотрите,сравните с блеском предыдущих работ,
и вы всё поймёте.


Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Веранда, обвитая виноградом. 1828

Веранды и террасы, это был сюжет, который Щедрин очень полюбил. И итальянской
публике тоже очень нравилось. Он так передаёт тень в солнечный день, что мы чувствуем прохладу.

И композиция, в которую он поместил людей (пейзаж) привлекала и была
новым словом. Эти работы он тоже переписывал не один раз, потому что было много заказов.
И переписывал при разном освещении.

Я же говорю--как Моне или Писарро! Когда,предыдущей работой "Новый Рим" и ещё
одной (будет попозже) Щедрин утвердил его притягательный стиль, он стал модным
художником. И с того времени он не успевал выполнять заказы.

Брюллов уже живёт в Италии и уже достаточно известен, но по-настоящему знаменитым
он стал в Италии попозже.
В конце концов вся слава Брюллова стоит на его
декоративненьких, красивеньких работах. И мадам Самойлова,опять же смотрится.
Что ещё ЗНАМЕНИТОГО написал Брюллов?
Иванов ещё и не приехал.

В Италии работал знаменитый русский художник Щедрин, который был среди
основателей школы Posillipo school.
Posillipo--район Неаполя над морем.. Щедрин основал школу не как учебное заведение.
Он, вместе с другими, основал НАПРАВЛЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ живописи, которое
назвали---школа Posillipo. ИТАЛЬЯНСКОЙ живописи, не русской.


Щедрин, Сильвестр Веранда, обвитая виноградом 1828 Третьяковка

Обратите внимание, что эта версия из Третьяковки.


Щедрин, Сильвестр "Озеро Альбано в окрестностях Рима"Не позднее 1825.

В 1923 году пенсион, который Щедрин получал из России, кончился. Щедрин, ещё
совсем не знаменитый, на свой страх и риск остался в Италии. Денег у него
конечно не было.

Вот эта работа "Озеро Альбано..." вместе с "Новым Римом" и даже в большей степени
чем "Новый Рим", создала стиль Щедрина.
Здесь он против канонов Академического классмцизма убрал и смягчил границы между
субъектом и задним общим планом. И опять же против классицизма, он перестал применять
только формальные, обязательные цвета. И в "Новом Риме" он уже использовал серебристые,
зеленоватые и голубоватые цвета и оттенки.
Это очень удачная работа. Посмотрите.



Щедрин Сильвестр. Большая гавань на острове Капри. 1828

Вот ещё две одинаковые, но написанные по-разному работы. Дело в том, что
Щедрин начал серьёзно болеть примерно в это время. И это, плюс новости из
последекабристской России, вызвало реакцию художника.
В последние два года,
на его работах появились тёмные и чёрного тона детали, написанные как кошмары и т. д.

Эти две работы из того времени, когда его тревоги начиналась.
Не забудьте что медицина не могла ему помочь в его болезни.
Я не знаю что это было. Это не было психическое заболевание.
Видите насколько мрачнее вторая работа? Она прямо давит.
Примерно с того времени краски становятся темнее,
а в воздухе висит тревога или ещё сильнее чем тревога .


Щедрин, Сильвестр. Неаполь 1819

Эта работа написана, когда Щедрин только приехал и писал согласно академическим канонам.

Тоска зелёная.

Вот так скучно, как эта работа, продолжали писать пейзаж в России, пока не стали следовать тому
новому, что создал Щедрин.
Посмотрите сами на последние работы. Кроме одной. Про неё я скажу.


Щедрин, Сильвестр,Терраса на берегу моря.
Местечко Капуччини близ Сорренто. 1827.

Ещё одна терраса. Есть несколько вариантов. Может быть Щедрин,
который очень полюбил писать веранды и террасы, писал их потому
что они его успокаивали?
Так они и написаны. Я не могу показать все.


Щедрин, Сильвестр. Лунная ночь в Неаполе 1828

Эта работа восхитила и публику и художников. и до сих пор она замечательно смотрится.
Какой талант! Куинджи написал "«Ночь на Днепре» больше чем через полвека.
Через полвека надо превзойти и сделать иначе. Он сделал по-своему. Его "Ночь..." поражает экзотикой.
Но по-моему "Лунная ночь в Неаполе"--это настоящая живопись, а не фокусы в цирке.


Щедрин Сильвестр В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре 1828


Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь .


Щедрин, Сильвестр Автопортрет 1817 Третьяковка

Когда Щедрин умер, некоторые люди из России, попытались передвинуть его работы в Россию.
Я не знаю деталей, но у них почти ничего не вышло. Наверное как всегда, у бедной России
не было денег.
Немного его работ есть в Русском музее и в Третьяковке. Основная масса работ Щедрина
находится в итальянских музеях и в частных коллекциях по всему миру.

Щедрин был настоящий, большой талант.

Русский художник-пейзажист
Щедрин, Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)
умер в городе Сорренто 8 ноября (нов. стиль) 1830 года.

Он не дожил до 40 лет 2 месяца и 5 дней.

Вениамин.

«Новый Рим. Замок святого Ангела» - серия картин Сильвестра Феодосиевича Щедрина , написанная в ранний римский период (1821-1825).

Изображена набережная Тибра неподалеку от дома, где жил художник.

Эта серия является поворотным этапом в творчестве Щедрина. Прежде всего, по-новому трактуется сам сюжет: рыбачьи лодки на воде с людьми, стены жилых домов - вот первый план, а «старый» Рим (замок Святого Ангела и Собор Святого Петра) перемещается в глубину и становится своеобразным фоном. Эта серия пейзажей - очень удачный опыт Щедрина-пленэриста , мастера живописи на открытом воздухе. Меняется в этих пейзажах и цветовая гамма: на смену сумрачным коричневым тонам первых щедринских работ приходят теперь более холодные - серебристые, голубые и зеленоватые тона.

По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз… Всякий раз он изменял воздух и тон картины».

Композиционное единство достигается благодаря изображению Тибра . Если справа и вдали возвышаются величественные строения замка Святого Ангела, собора св. Петра и Ватиканского дворца, олицетворяющие «старый Рим», то слева композицию замыкают дома городской бедноты - «Рим новый» (квартал Трастевере). Этим Щедрин подчёркивает, что в «Вечном городе» бок о бок существует высокое и низкое, вечное и временное. С особой тщательностью изображены простые римляне на берегу Тибра, придавая картине неподдельную жизненность и достоверность.

Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела» имела большой успех, и впоследствии художник часто повторял этот мотив при разном освещении. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три варианта полотна.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 2

    Просмотров: