Краткая биография александра николаевича бенуа. Бенуа Александр – биография и картины художника в жанре Ар Нуво – Art Challenge "Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник, очаровательный человек"


"Академик Александр Бенуа - тончайший эстет, замечательный художник, очаровательный человек". А.В. Луначарский

Всемирную известность Александр Николаевич Бенуа приобрел как декоратор и постановщик русских балетов в Париже, но это лишь часть деятельности вечно ищущей, увлекающейся натуры, обладавшей неотразимым обаянием и умением зажигать своими шеями окружающих. Историк искусства, художественный критик, редактор двух крупнейших художественных журналов «Мир искусства » и «Аполлон», заведующий живописным отделом Эрмитажа и, наконец, просто живописец.

Сам же Бенуа Александр Николаевич писал сыну из Парижа в 1953 году, что «...единственной из всех работ, достойных пережить меня... будет, пожалуй» многотомная книга «А. Бенуа вспоминает », ибо «этот рассказ про Шуреньку является в то же время довольно обстоятельным о целой культуре».

В своих воспоминаниях Бенуа называет себя «продуктом художественной семьи». Действительно, отец его - Николай Бенуа был известным архитектором, дед по линии матери А.К. Кавос - не менее значительным зодчим, создателем петербургских театров. Старший брат А.Н. Бенуа - Альберт - популярный акварелист. С не меньшим успехом можно сказать, что он был «продуктом» семьи интернациональной. По линии отца - француз, по линии матери - итальянец, точнее венецианец. Свою родственную связь с Венецией - городом прекрасного тления могущественных некогда муз - Александр Николаевич Бенуа ощущал особенно остро. Была в нем и русская кровь. Католическое вероисповедание не мешало удивительной почтительности семьи к православной церкви. Одно из самых сильных детских впечатлений А. Бенуа - Никольский морской собор (Николы Морского), произведение эпохи барокко, вид на который открывался из окон фамильного дома Бенуа. При всем вполне объяснимом космополитизме Бенуа было единственное место в мире, которое он любил всей душой и считал своей Родиной - Петербург. В этом творении Петра, скрестившем Россию и Европу, он чувствовал «какую - то большую, строгую силу, великую предопределенность».

Тот удивительный заряд гармонии и красоты, который А. Бенуа получил в детстве, помог сделать его жизнь чем - то подобным произведению искусства, поразительному по своей цельности. Особенно ярко это проявилось в его романе жизни. На пороге девятого десятилетия Бенуа признается, что ощущает себя совсем молодым, и объясняет этот «курьез» тем, что отношение к нему его обожаемой супруги не изменилось со временем. И «Воспоминания » свои он посвятил ей, «Дорогой Ате » - Анне Карловне Бенуа (урожденной Кинд). Их жизни связаны с 16 лет. Атя была первой, кто разделил его художественные восторги, первые творческие пробы. Она была его музой, чуткой, очень жизнерадостной, художественно одаренной. Не будучи красавицей, она казалась Бенуа неотразимой своим прелестным обликом, грацией, живым умом. Но безмятежному счастью влюбленных детей предстояли испытания. Утомленные неодобрением родственников, они расстались, но ощущение пустоты не покидало их в годы разлуки. И, наконец, с какой радостью они встретились вновь и поженились в 1893 году.

У четы Бенуа было трое детей - две дочери: Анна и Елена, и сын Николай, который стал достойным преемником дела отца, театральным художником, много работавшим в Риме и в Миланском театре...

А. Бенуа часто называют «художником Версаля ». Версаль символизирует в его творчестве торжество искусства над хаотичностью мироздания.
Эта тема определяет своеобразие исторического ретроспективизма Бенуа, изысканность его стилизации. Первая Версальская серия появляется в 1896 - 1898 гг. Она получила название «Последние прогулки Людовика XIV ». В нее входят такие известные произведения, как «Король прогуливался в любую погоду », «Кормление рыб ». Версаль Бенуа начинается в Петергофе и Ораниенбауме, где он провел свои детские годы.

Из цикла "Смерть".

Бумага, акварель, гуашь. 29х36

1907. Лист из серии "Смерть".

Акварель, тушь.

Бумага, акварель, гуашь, итальянский карандаш.

Тем не менее первое впечатление от Версаля, куда он попал впервые во время свадебного путешествия, было ошеломляющим. Художника охватило чувство, что он «уже когда - то это пережил». Повсюду в версальских работах встречается чуть удрученная, но все же выдающаяся личность Людовика XIV, Короля - Солнце. Ощущение заката некогда величественной культуры было чрезвычайно созвучно эпохе конца века, когда жил Бенуа .

В более отточенной форме эти идеи воплотились во второй Версальской серии 1906 года, в самых известных произведениях художника: «», «», «Китайский павильон », «Ревнивец », «Фантазия на версальскую тему ». Грандиозное в них соседствует с курьезным и изысканно хрупким.

Бумага, акварель, золотой порошок. 25,8х33,7

Картон, акварель, пастель, бронза, графитный карандаш.

1905 - 1918. Бумага, тушь, акварель, белила, графитный карандаш, кисть.

Наконец, обратимся к самому значительному, что было создано художником в театре. Это прежде всего постановка балета «» на музыку Н. Черепнина 1909 года и балет «Петрушка » на музыку И. Стравинского 1911 года.

Бенуа в этих постановках проявил себя не только как яркий театральный художник, но и как талантливый автор либретто. Эти балеты как бы олицетворяют два идеала, которые жили в его душе. «» - воплощение европейской культуры, стиля барокко, его пышности и грандиозности, соединяющихся с перезрелостью и увяданием. В либретто, которое является вольным переложением знаменитого произведения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим », рассказывается о некоем юноше, виконте Рене де Божанси, который попадает во время охоты в затерянный павильон старого парка, где чудесно переносится в мир ожившего гобелена - прекрасные сады Армиды. Но чары развеиваются, и он, увидев высшую красоту, возвращается в реальную действительность. Остается жуткое впечатление жизни, навсегда отравленной смертною тоской по вымершей красоте, по фантастической действительности. В этом великолепном спектакле словно оживает мир ретроспективных картин Бенуа .

В «Петрушке » же воплотилась русская тема, поиск идеала народной души. Эта постановка прозвучала тем более пронзительно и ностальгично, что балаганы и их герой Петрушка, столь любимый Бенуа, уже становились прошлым. В спектакле действуют оживленные злой волей старика - кудесника куклы: Петрушка - неодушевленный персонаж, наделенный всеми живыми качествами, которые есть в человеке страдающего и одухотворенного; его дама Коломбина - символ вечной женственности и «арап» - грубый и незаслуженно торжествующий. Но конец этой кукольной драмы Бенуа видит не таким, как в обычном балаганном театре.

В 1918 году Бенуа становится заведующим картинной галереей Эрмитажа и многое делает для того, чтобы музей стал крупнейшим в мире. В конце 20-х годов художник покидает Россию и живет в Париже почти полвека. Он умер в 1960 году в возрасте 90 лет. За несколько лет до смерти Бенуа пишет своему другу И.Э. Грабарю , в Россию: «И как хотелось бы быть там, где у меня открылись глаза на красоту жизни и природу, где я впервые вкусил любви. Почему я не дома?! Все вспоминаются какие - то кусочки самого скромного, но столь милого пейзажа».

3 мая (21 апреля по ст. ст.) 1870 года родился Александр Николаевич Бенуа - русский художник, историк искусства, художественный критик, музейный деятель, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Если М.В.Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А.Н. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, А.Н. Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви. И в науке, и в художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма.

Семья и ранние годы

Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.

Впоследствии, вспоминая о своем детстве, художник особенно настойчиво подчеркивал две «духовные струи», две категории переживаний, повлиявшие на формирование его взглядов и в известном смысле определившие направление всей его дальнейшей деятельности.

Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. С самых ранних лет и в течение всей своей жизни Бенуа испытывал чувство, которое трудно назвать иначе, как культом театра. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Его любимыми игрушками были миниатюрные декорации, бумажные фигурки актёров, составлявшие целые наборы, с помощью которых мальчик мог самостоятельно ставить кукольные спектакли. Бабушка привозила Александру из Венеции настоящих итальянских марионеток, изображавших героев комедии дель арте: Коломбину, Арлекина, Пьеро… Именно в искусстве театра уже взрослый А.Бенуа видел единственную возможность создать творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры.

Вторая категория отроческих переживаний, наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов - Павловска, старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы, а также Петергофа и его многочисленных памятников искусства. «От этих... петергофских впечатлений, вероятно, и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля»,- вспоминал впоследствии художник. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К.И.Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К.Сомовым, В.Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С.П.Дягилева), Л.Бакстом. Они организовали кружок любителей искусства.

В 1887 году, ещё будучи гимназистом, Бенуа начал посещать занятия в Академии художеств, которые ничего, кроме разочарования, ему не принесли. Он предпочёл получить юридическое образование в Петербургском университете (1890-1894), а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе. Его учителем стал старший брат Альберт, успешно рисовавший в технике акварели.

Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции.

Самостоятельные занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского «Общества акварелистов».

Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера «История живописи в XIX веке», издававшейся в Мюнхене. Русские переводы очерка Бенуа были опубликованы в том же году в журналах «Артист» и «Русский художественный архив». О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства.

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы. Его таланта и энергии хватало на всё.

В 1895-99 годах Александр Бенуа был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М. К. Тенишевой. В 1896 году он организовал небольшой русский отдел для выставки Сецессиона в Мюнхене; в этом же году совершил свою первую поездку в Париж, писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни.

Серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. собрания), созданная по впечатлениям от поездок во Францию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показал себя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу «певца Версаля и Людовиков».

«Мир искусства»

Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. С ними были тесно связаны Н.Рерих, М.Нестеров, К.Серов, М.Врубель, М.Коровин, Б.Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века.

Мотивируя возникновение «Мира искусства», Бенуа писал:

«Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных", которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного "передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему».

История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. С.П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете, и впоследствии вспоминал:

Русско-финляндская выставка имела большой успех. Здесь впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства», именно здесь наметилась их структура и состав участников.

В конце 1898 года группой художников-единомышленников Бенуа создается журнал «Мир искусства», ставший глашатаем неоромантизма. В дальнейшем проводятся ежегодные выставки объединения.

Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта - мебели, изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. В этом отношении мирискусники, несомненно, ориентировались на создание большого художественного стиля, что подтверждается участием их во главе с Александром Бенуа в работе над эскизами росписи крупнейшего общественного сооружения того времени - Казанского вокзала. Творчество художников «Мира искусства» было отмечено печатью камерности, утонченным эстетизмом и тяготением к графике. Впрочем, камерность и стремление к «искусству ради самого искусства» - присуща практически всем художественным и литературным сообществам конца XIX-начала XX века. Лозунг «искусство в массы» тогда ещё не был провозглашён, а будущие пролетарские поэты и художники пока занимались другими делами…

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа».

«Певец Версаля»: художник-пейзажист

Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Они составляют едва ли не половину его наследия. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII - начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV».

Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался:

«Во мне "пассеизм" начал сказываться, как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни "тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться"... Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в "плане современности"...»

(А. Бенуа. Жизнь художника, т. I.)

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии, их старинных кварталов и памятников архитектуры. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Во всех этих сериях преобладают изображения исторических местностей, дворцовых парков и произведений искусства. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей, изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма.

Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. В большинстве своем это добросовестные и точные этюды, неблестящие по технике и не всегда обладающие большой художественной выразительностью. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Материал, почерпнутый из непосредственных наблюдений, подвергался в дальнейшем кардинальной переработке. Художник перестраивал композицию, изменял пропорции, усиливал декоративное звучание цвета, превращая реальный пейзаж в подобие театральной декорации с кулисами, задником и сценической площадкой, на которой может разыгрываться, а иногда и разыгрывается действие.

Основные особенности версальских акварелей Бенуа идут от образцов архитектурно-пейзажной гравюры: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля - маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета.

Вслед за первой версальской серией Бенуа создал три серии пейзажей и интерьеров, изображающих отечественные «Версали» - Петергоф, Ораниенбаум и Павловск.

В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и поэтому нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Все три новые серии написаны в итоге тщательного историко-художественного исследования, вдохновленного страстным поэтическим увлечением. Изображая дворцы и парки пригородных царских резиденций, Бенуа патетически прославляет красоту и величие русского искусства XVIII века. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью.

В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» - Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Он всегда пытался уйти от страшных перемен на своей Родине, уезжая из страны или всецело уходя в творчество.

Во Франции, в 1905-1906 годах создаётся знаменитая вторая «версальская» серия Бенуа. Она значительно обширнее «Последних прогулок Людовика XIV» и разнообразнее по содержанию и технике. В неё входят этюды с натуры, написанные в версальском парке, ретроспективные историко-жанровые картины, своеобразные «фантазии» на архитектурно-пейзажные темы, изображения придворных театральных представлений в Версале. Серия включает работы масляными красками, темперой, гуашью и акварелью, рисунки сангиной и сепией.

Впрочем, эти произведения можно лишь условно называть «серией». Они связаны друг с другом не развитием сюжета и даже не общностью поставленных в них творческих задач, а лишь некоторым единством настроения, сложившимся в ту пору, когда Бенуа, по его словам, был «упоен Версалем» и «совершенно переселился в прошлое», стремясь забыть о трагической русской действительности 1905 года.

В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Русский музей; стр. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Русский музей). В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника.

Театральный художник

Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее - мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением; ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Проявивший себя во многих жанрах - в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, - Александр Бенуа вспоминается, прежде всего, как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства.

От матери Бенуа унаследовал подлинный культ театра, и его детской мечтой было стать театральным художником. Истинное дитя Петербурга 1870-80-х годов, Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету, и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Бенуа дебютировал как театральный художник в 1900 году, оформив одноактную оперу А.С.Танеева «Месть Амура» в Эрмитажном театре Петербурга.

В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Бенуа был приглашен главным художником и работал над спектаклем вместе с К.А.Коровиным, Л. С. Бакстом, Е.Е. Лансере и В А. Серовым, однако из-за ссоры Дягилева с Волконским балет так и не был поставлен.

Подлинный дебют Бенуа как театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Вслед за тем им были исполнены эскизы декораций к балету Н. В. Черепнина «Павильон Армиды» (1903). Сам художник сочинил либретто и совместно с балетмейстером М.Фокиным участвовал в постановке этого спектакля.

Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. В 1907 году А.Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Их обычно связывают лишь с именем С.П. Дягилева, забывая, что именно А.Н. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Роль Бенуа в балетных постановках, а также оформлении спектаклей гораздо более значительна, чем роль его приятеля Дягилева. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию.

Для «русских сезонов» в Париже Бенуа оформлял также спектакли «Сельфида»(1909), «Жизель»(1910), «Соловей»(1914). Одним из высших достижений театрального художника Бенуа стали декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911). Надо заметить, что этот знаменитый балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто.

Вскоре зародилось и сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913). С 1913 по 1915 год А.Н. Бенуа активно участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

В последние предреволюционные годы (1911-1917) Бенуа, занятый, в основном, работой в театре, продолжал время от времени обращаться к станковой живописи и графике. В 1912 году была создана серия пейзажей Венеции, в 1915 - крымская серия. В 1914-1917 годах художник работал над эскизами декоративных панно для Казанского вокзала в Москве, которые, однако, так и не были осуществлены.

Художник книги

Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.

Почти каждый из художников «Мира искусства» оставил свой след в развитии новой книжной графики и участвовал в той или иной мере в создании и разработке общей творческой системы иллюстрирования и книжного оформления; но, разумеется, доля участия не у всех была равной. Сомов явился инициатором и основоположником новых художественных принципов декоративного украшения книги, но он не обладал дарованием иллюстратора.

Как и Сомов, Бенуа исполнил ряд чисто оформительских, декоративных рисунков для журналов «Мир искусства» (1901, 1902, 1903), «Художественные сокровища России» (1902) и «Золотое Руно» (1906). Но основной сферой его деятельности в графике, начиная с раннего периода и до последних предреволюционных лет, было иллюстрирование.

К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899), иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». За этим первым опытом последовали четыре акварели - иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными, и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси»(1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.

Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) - первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором, иногда жанровую, чаще - сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

Постепенно книжная графика в руках Бенуа становится искусством не столько декоративным, сколько повествовательным. Чисто оформительские задачи, так занимавшие Сомова, Добужинского и молодого Лансере, играют в творчестве Бенуа явно второстепенную роль. Его композиции всегда пространственны именно потому, что они, в первую очередь, повествовательны.

Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Как уже упоминалось, он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу - рисунки к «Медному всаднику».

В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Рисунки к «Капитанской дочке» (1904) остались неизданными. Первый вариант иллюстраций к «Медному всаднику» (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале «Мир искусства» (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Должным образом был издан лишь второй вариант (1910) иллюстраций к «Пиковой даме».

Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр - рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».

Полностью все иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» были опубликованы лишь в 1920-ые годы.

Бенуа – историк искусства

Деятельность Бенуа как художественного критика и историка искусств неразрывно связана со всем тем, что делал Бенуа в живописи, станковой и книжной графике, в театре. Критические эссе и историко-художественные исследования Бенуа представляют собой комментарий к идейно-творческим исканиям и повседневной практической работе художника. Его литературные произведения, бесспорно, имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве.

Вместе с Грабарем Бенуа возглавил движение, обновившее метод, приемы и темы русского искусствознания конца XIX - начала XX века. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые.

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Подобных открытий мирискусниками совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть - анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков.

В 1901-1902 годах вышла в свет в двух частях «История живописи в XIX веке. Русская живопись», приложенная в качестве четвертого тома к переводу известного труда Р. Мутера. Заглавие книги Бенуа не вполне соответствует её содержанию: изложение охватывает не только XIX век, но всю историю новой русской живописи, начиная с петровской эпохи и кончая первыми выставками «Мира искусства».

В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. Книга Бенуа представляет собой серьёзное и оригинальное исследование, поражающее обилием и разнообразием привлекаемого материала, глубокой продуманностью и проникновенной тонкостью отдельных характеристик, но… Одновременно книга является острым публицистическим трактатом, полемически направленным против академизма и передвижничества. В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам. Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей.

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Гораздо более ощутимым недостатком книги является шаткость и неясность общей исторической концепции, положенной в основу исследования. Ей недостает именно историзма. Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе.

Но если история русской живописи как целое содержит серьезные недостатки, то отдельные её страницы, в которых автор не был скован пристрастиями личного вкуса или тактическими соображениями группы, принадлежат к числу самых ярких явлений русского искусствознания начала XX века. И поныне сохраняют научное значение главы о портретистах XVIII века, о Кипренском, Венецианове, Сильвестре, Щедрине и пейзажистах 1810-1830-х годов, об Александре Иванове, Сурикове, Врубеле и Серове.

Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» - обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.

Бенуа – художественный критик

Самая ранняя из художественно-критических серий Бенуа – «Беседы художника», опубликованная в журнале «Мир искусства» за 1899 год, характеризует первые шаги Бенуа-критика. Она содержит главным образом обзоры парижских художественных выставок и заметки о некоторых второстепенных французских живописцах вроде Форена и Латуша, в ту пору еще казавшихся критику более значительными, чем импрессионисты и Сезанн.

Вторая серия его статей, печатавшаяся в «Московском еженедельнике» за 1907-1908 годы под рубрикой «Дневник художника», посвящается преимущественно вопросам театра и музыки.

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей - под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. По мнению Бенуа, только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Но критик подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания. В искусстве нет места произволу, и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности.

После катастрофы

В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Точнее было бы сказать, что А.Н. Бенуа изо всех сил пытался работать с обычным усердием, невзирая на катастрофические перемены, произошедшие в стране. Но политика сама постоянно вторгалась в жизнь человека, который не имел ни определённых политических убеждений, ни желания вставать в открытую оппозицию какой бы то ни было власти.

В годы революции и Гражданской войны А.Н.Бенуа оставался в Петрограде. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам», и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Если судить по дневникам Бенуа за период 1917-1920 годов, действительность первых пореволюционных лет серьёзно пугала художника, но он отказался от эмиграции и не покинул родину в столь решительный час. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще, и о жизни своей семьи в частности. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т.е. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.

В 1921 году подверглись аресту двое братьев А.Н. Бенуа - Леонтий и Михаил. Да и сам он жил с постоянной боязнью быть арестованным.

«Бессонная ночь из-за непрестанного вслушивания, - записал он в дневнике 7 августа 1921 г. - Акица (жена А.Н. Бенуа - Е.Ш.) не позволяет для притока свежего воздуха закрывать форточку, и потому всё слышно, как щёлкает щеколда калитки в воротах, как ходят по двору, и всё кажется, вот явятся архаровцы: вот они направляются в наш этаж…»

Со временем страх стал чем-то обыденным и превратился в чувство беспрестанной смутной тревоги. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А.Н. Бенуа уже в апреле 1923 года. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа. И он, будучи до революции бескомпромиссным критиком, не боявшимся высказываться по любым художественным вопросам, теперь был вынужден подбирать слова даже в беседах с хорошими знакомыми.

Единственным утешением в зачастую просто невыносимой действительности для Александра Бенуа в эти годы служил Эрмитаж. С необыкновенным усердием он компоновал новые выставки, искал по экспроприированным коллекциям достойные Эрмитажа шедевры. Но и здесь перед А.Н. Бенуа встают постоянные препятствия совершенно разного рода: начиная с того, что в Эрмитаже отключают электричество за неуплату и заканчивая сложностями в развеске картин, а также постоянными угрозами распродаж эрмитажных ценностей со стороны Наркомпроса. А.Н. Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», - искренне надеялся он.

Однако этой задаче во многом препятствовал общий кризис в художественной жизни России. «К сожалению, - отмечал Александр Бенуа, - …интерес к искусству все падает, и в самом недалеком будущем ему, и сейчас еле прозябающему, абсолютно нечего будет делать». Искусство в России, по мнению А.Н. Бенуа, было просто задушено «декретами, союзами, легкомыслием Луначарского и тупостью прочих доктринеров…»

Но даже с большевиками А.Н. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Самым трудным для Александра Бенуа было то, что от него неизменно требовали высказывать свою политическую позицию. Для него, человека, который всегда провозглашал, что не имеет никаких политических убеждений, подобное было невыносимо. Некоторое время он пытался жить по-старому, тщательно подбирая слова в разговорах со знакомыми, мужественно выдерживая беседы о современном искусстве с незнакомцами, каждый из которых мог на поверку оказаться доносчиком или агентом ВЧК-ОГПУ. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Почувствовав это, А.Н. Бенуа стал задумываться об эмиграции.

Эмигрант-невозвращенец

В 1920-е годы Бенуа возвращается к своей театральной деятельности. Он работает над оформлением спектаклей в петроградских театрах (бывшем Мариинском и Александринском), пытается «вписаться» и в новое, революционное искусство, но советские агитки, скорее, оскорбляют чувства художника, чем вдохновляют его к творческим свершениям.

Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Кроме того, супруга Александра Николаевича – Анна Карловна Кинд, верная спутница всей его жизни, категорически возражала против эмиграции, считая нецелесообразным на старости лет покидать родное гнездо.

Не исключено, что А.Н. Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. В его сохранившихся дневниках и переписке за 1923-25 годы страх беженства и невостребованности на чужбине быстро сменяется страхом выглядеть в глазах эмигрантской общественности агентом большевиков. В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками. «Авось, что там не будет этих русских!» - записал А.Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Однако прямых указаний на сотрудничество художника с чекистами в известных документах нет, и этот вопрос остаётся невыясненным.

Только к 1926 году Бенуа, наконец, сделал вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и всё более пугающей перспективой жизни в советской стране. Он в очередной раз уехал в Париж для постановки и оформления спектакля в «Гранд-опера», но оттуда в Россию более не вернулся. Это решение далось Бенуа нелегко. В переписке 1926-27 годов художник нередко замечает, что, по мере того, как ему удаётся отвоевать обратно те позиции в Европе, которые утратил за годы революции, его тянет обратно на родину: «И вот представьте теперь, когда я становлюсь здесь вполне своим человеком, меня начинает с невыносимой силой тянуть домой…» (из письма Ф.Ф. Нотгафту, 1926 г.)

Но тоскует А.Н. Бенуа, как и большинство эмигрантов, не просто по родине, а по тому, какой он знал её раньше. Именно поэтому тоска по России, отражающаяся в эпистолярном наследии Александра Бенуа заграничного периода, сочетается у него с пониманием, что возвращение туда невозможно, как невозможно возвращение человека в его давно ушедшие детство и юность.

Тем не менее, во Франции Александр Николаевич успешно продолжал свою деятельность как театральный художник: сначала в «Гранд-опера» в Париже, затем - в 1930-1950-е годы сотрудничал с «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка» было исполнено не менее восьми).

Главным же трудом последних лет жизни были его воспоминания, на страницах которых Бенуа подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. В мемуарах «Мои воспоминания» Бенуа проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа XIX - XX столетий.

Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия.

На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства. За всю свою долгую жизнь он не отступил от неё ни на шаг.

Компиляция Елены Широковой по материалам:

А.Н. Бенуа и его адресаты./Сост. И.И. Выдрин. – СПб.: Сад искусств, 2003.

"Во мне, несомненно, сидит…форменный архивариус". Из дневника А.Н. Бенуа (1923 г.) / Публ. И.И. Выдрина // Отечественные архивы, 2001. № 5. – С.56-95.

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

Бенуа Александр Николаевич – живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Он родился в Петербурге 3 мая 1870 года в семье разносторонне одаренных художников. Отец художника, Николай Леонтьевич, – академик архитектуры. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где Александр Бенуа учился с 1885 по 1890 год, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с С.П. Дягилевым стали организаторами группы "Мир искусства" и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. "Мир искусства" раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных,

Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии", изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", – говорил Бенуа.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве А. Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать А. Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

А. Бенуа был также известным театральным, деятелем. Он начал работать с К. С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление "Свадьбы Фигаро", поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России.

Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины, – всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни.

Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С.П. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г." В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского , к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.

(1870-1960) русский художник, критик, историк искусства

Александр Николаевич Бенуа происходил из семьи, внесшей значительный вклад в историю русской культуры. Дед по материнской линии А. Кавос был академиком, автором проекта Большого театра. Его отец был известным архитектором, в частности, одним из авторов проекта перестройки Эрмитажа. Старший брат был ректором Академии художеств.

С раннего детства Александр увлекался искусством. Он учился в частной гимназии К. Мая, в свободное время копировал рисунки старых мастеров и занимался с братом техникой живописи. Не менее охотно мальчик рисовал акварелью. Брат считал, что ему следовало стать профессиональным художником.

Закончив гимназию, по настоянию отца Александр поступил на юридический факультет Петербургского университета. С этого времени его жизнь разделилась на две части: в университете он занимается юриспруденцией, а все свободное время отдает занятиям искусством.

В университетские годы Александр Бенуа сближается с В. Нувелем, К. Сомовым, Д. Философовым. Они составили «Кружок самообразования», на основе которого в середине девяностых годов сложилась группа «Мир искусства». Бенуа становится душой этого объединения и его художественным руководителем. Молодые энтузиасты издают свой журнал, выступают с проектами выставок, Бенуа пишет критические статьи, анализирует текущий художественный процесс.

Во время летних каникул, он ежегодно путешествовал по европейским странам, знакомился с собраниями произведений искусства и архитектурными достопримечательностями. Из каждой поездки он привозил акварельные зарисовки.

С 1891 года работы Александр Николаевич Бенуа ежегодно выставляются на художественных выставках. Известность приходит к нему в 1893 году, когда он публикует главу по истории русского искусства, в книге немецкого исследователя Р. Менга «История живописи». Позже она составит основу его книги «История русской живописи».

Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. На ее деньги он создал одно из лучших в России собраний, впоследствии вошедшее в состав Русского музея.

В 1896 году Бенуа организует выставку русской живописи в Германии. С нее началось широкое знакомство европейского зрителя с творчеством современных русских художников. Вместе с выставкой Александр Бенуа ездит по городам Европы, выступает с лекциями. Тогда он впервые побывал в Париже, откуда привез серию акварелей и гуашей с видами Версаля, изданную позже в журнале «Мир искусства».

Одновременно с выставочной деятельностью, Бенуа создает многочисленные декорации для театра. Дебют художника состоялся в 1900 году в спектакле «Месть Амура», поставленном в Эрмитажном театре Петербурга.

После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).

С 1909 года Бенуа работает художественным директором Русских балетных сезонов, которые проводил в Париже С. Дягилев. Он готовит декорации к спектаклям, организует художественные выставки, пишет либретто к балету И. Стравинского «Петрушка».

Благодаря помощи богатых меценатов - князя С. Щербатова и предпринимателя В. фон Мекка - Бенуа смог осуществить обширную программу изданий под общим названием «Художественные сокровища России». Он начал систематическую научную публикацию произведений искусства, хранящихся в русских музеях. Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Но независимая позиция Александр Бенуа и жесткость суждений привела к тому, что через три года издание книг прекратилось.

Работа над каталогами музейных собраний, позволила Бенуа организовать несколько художественных выставок. Самой знаменитой из них стала экспозиция русской портретной живописи, созданная вместе с Сергеем Дягилевым . Бенуа впервые представил историю реалистического портрета России с начала XVIII до конца XIX века. Когда русские усадьбы были уничтожены в огне революций и войн, составленный Александром Николаевич Бенуа каталог стал незаменимым справочником для реставраторов и историков искусства.

После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельность Александра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства».

В 1917 году Бенуа работает в должности заведующего картинной галереей Эрмитажа. Благодаря его титаническим усилиям удалось сохранить многие выдающиеся произведения искусства. Кроме того, он смог убедить правительство большевиков создать в Эрмитаже общедоступный музей.

Но вскоре деятельность Александра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. В течение некоторого времени он работал в коллегии Наркомпроса под руководством Анатолия Луначарского , сотрудничал в издательстве «Всемирная литература».

Но в 1926 году после конфискации властями его коллекции картин, Бенуа покидает Россию. Формально он выезжал в Париж по приглашению дирекции театра «Гранд-опера». Но фактически он покидал Родину навсегда.

Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Одновременно он продолжает сотрудничать с труппой Дягилева, для которой оформляет спектакли в различных городах Европы.

Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. В конце двадцатых годов он осуществляет уникальную программу передвижных выставок, прошедших по городам Европы и США.

Именно эти выставки открыли для Западной Европы русское искусство как эстетический феномен. Работа Бенуа получила высокую оценку. Он становится кавалером ордена Почетного легиона Франции и ордена «Корона Италии». Параллельно Александр Бенуа продолжает заниматься исследованием живописи и книжной иллюстрации.

В 1930 году он переезжает в Италию и начинает работать главным художником театра «Ла Скала». В то время постановочной частью театра заведует сын Бенуа - Николай.

Во время Второй мировой войны художник возвращается в Париж. Поскольку большинство театров прекращают постановочную деятельность, он занимается иллюстрированием произведений русской классики, выпускает несколько альбомов акварелей с видами Петербурга и его пригородов.

Еще с 1939 года Александр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Личные воспоминания вскоре перерастают в обширную панораму истории художественной жизни России конца XIX - начала XX веков.

После войны он возобновляет работу в театре, продолжает оформлять спектакли в «Ла Скала», выезжает в США вместе с труппой, организованной антрепренером С. Юроком, оформляет спектакли в театрах Буэнос-Айреса и в «Ковент-Гардене» (Лондон).

Последние годы жизни Бенуа провел в Италии, в музеях Рима и Милана почти ежегодно проходили его персональные выставки.

В 1958 году выходит из печати первая часть его воспоминаний в пяти книгах. Однако начавшаяся болезнь помешала ему завершить фундаментальный труд.

Семейная жизнь Александра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. В 1893 году он женился на дочери немецкого предпринимателя А. Кинд, в браке родилось трое детей. Единственный его сын - Николай Бенуа - стал известным художником-декоратором.