Что стало с верой герой нашего времени. Женский образ в романе "Герой нашего времени"



В данном произведении четко прослеживается романтическое начало. Любовная линия заставит читателя сопереживать главному герою на протяжении всего романа. Образ и характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова помогут лучше раскрыть характер самого Печорина, и понять мотивы его поступков. Вера единственная женщина, которую он любил, а разве не в любви человек показывает себя настоящего, без прикрас и напускной бравады.

Внешность

Вера была миловидной женщиной, но производила нездоровое впечатление. Вид у нее был болезненный, чахоточный. Блондинка. Рост невысокий, средний. Черты лица правильные. Правую щеку украшала аккуратная родинка. Вся она была какая-то серьезная и строгая. Лицо выразительное. Во взгляде сквозила мудрость и тоска, как у человека много повидавшего и испытавшего в жизни.

Любовь в ее жизни

Любовь в жизни Веры одна. Ею был и оставался Печорин. Дважды женщина пыталась устроить личную жизнь. Выходила замуж, родила сына, но не испытывала к мужьям ничего похожего с тем, что чувствовала к Григорию. Ради ребенка ей приходилось притворяться, изображая любящую, заботливую жену.

Встретив Печорина в Кисловодске, куда Вера приехала поправить пошатнувшееся здоровье, она понимает, что дорога ему по-прежнему. Все эти годы, она честно пыталась вычеркнуть его образ из памяти и забыть навсегда, но тщетно. Любовь оказалась сильнее.

Вера знала, что ей осталось недолго. Болезнь заарканила женщину, и выбраться из ее пут было невозможно. Лечение лишь поддерживало, но не исцеляло. Для Веры минуты с любимым были самыми ценными. Она вновь почувствовала себя счастливой, молодой и беззаботной. Просто быть рядом, просто ощущать его присутствие, прикосновение руки.

Чистота и нравственность

Вера терзалась от угрызений совести перед мужем. Она ценила, уважала супруга, но не любила. Общий ребенок не сблизил. Вера всегда держала супруга на расстоянии. Засыпала с одним, думая и представляя другого. Это предательство по отношению к нему, но изменить что-то в сложившейся ситуации было невозможным.

Когда супруг уехал по делам служебным, Вера пригласила Печорина к себе домой. Она надеялась, что ночной визит в дом останется незамеченным для окружающих, но ошибалась.

Слухи разлетелись по городку довольно быстро. Общество решило, что Печорин навещал княжну Мэри, но только Вера знала, где и с кем он провел эту ночь. Устав от мучивших угрызений совести, Вера признается мужу в измене.

Что значила она в жизни Печорина

Они могли быть счастливы. Оба понимали друг друга с полуслова. Вера принимала Печорина таким, каким он был на самом деле. С ней ему не надо притворяться, изображать бог невесть кого. С Верой он был самим собой, настоящим. Они словно две родные души, заблудившиеся в мире, где им не место. Ей удавалось открывать в нем лучшие качества и черты, тщательно скрываемые от других. Вера значила для него слишком много, но понял он эту истину только когда потерял любимую женщину.

Женщины романа «Герой нашего времени» - яркие личности. Они красивые, волевые, умные, с чуткими и добрыми сердцами. Но никто не удержал Печорина надолго рядом с собой. Не уберег его от нравственного падения. В романе, устами простодушного героя Максима Максимовича, начинается повествование рассказом про Бэлу.

Женский образ в романе “Герой нашего времени” – Бэла

Бэла – дочь черкесского князя, сестра Азамата – одна из главных персонажей женских романа, которую похищает для Печорина ее брат в обмен на коня Казбича, вольного злопамятного черкеса. Образ Бэлы – трагический образ. Высокая, тоненькая с черными глазами, казалось, что она заглядывает в душу собеседника. Этот взгляд поразил и покорил главного героя романа. Он вдруг понял, что в ней одной он может найти утешение и избавление от скуки. Однако девушка, воспитанная в другой общественной среде, не могла составить ему счастья. Через несколько месяцев Печорин заскучал и стал искать уединения на охоте. Бела же со временем, хоть и понимала, что Печорин ее уже не любит, только больше привязывалась к нему. Сколько бы смогла Бела любить своего героя? Возможно, всю жизнь. Но Печорин уже охладел и снова заскучал. Только трагическая гибель Бэлы от руки Казбича вернула его любовь, на те последние моменты ее уходящей жизни. И еще некоторое время Печорин чувствовал свою утрату. Хотя смерть Бэлы стала ему облегчением.

Мери в романе “Герой нашего времени”

Мери и Вера – два женских персонажа, появившиеся в жизни Печорина в одно и то же время. Молоденькая дочь княжны Лиговской, Мери, увлечена Грушницким, другом Печорина. Впоследствии ей приходится выбирать между Печориным и Грушницким.

Княжна Мери считается умной девушкой и нравственно чистой. Ее романтическая натура еще неопытна. Попадая под расчетливое влияние Печорина, она страстно влюбляется в него. Мери оказалась наивным романтиком, чем с успехом воспользовался главный герой. Печорин сразу понял сущность княжны. Его испорченная натура требовала возбуждения у молоденькой девочки любви к себе, но достигнув цели, страсть его тут же остыла. Мери, попав под влияние Печорина, получила жестокий урок.

Печорин не мог принести счастья женщинам. Он приносил другим только страдания. Мери – молодая, неискушенная душа, не имела способности пробудить в Печорине настоящее, искреннее чувство. Ее любовь оказалась ему ненужной.


Вера в романе “Герой нашего времени”

Вере повезло больше. Это другой образ женщины. Она светская дама, бывшая любовница Печорина – единственная победившая его цинизм. Она одна из всех поняла его сущность и полюбила со всеми недостатками. Она проницательна и верна своему чувству. Но она опытна и всегда понимала, что Печорин никогда не женится. Она довольствовалась тем, что он ей давал. Печорин ценил это и, как он говорил ей, что она единственная, кого он не смог бы обмануть. Образ Веры - покорность, жертвенность и притупленное чувство собственного достоинства. Любить для нее главное.


Ундина в романе “Герой нашего времени”

Ундина - русалка, так и не получившая имя в романе. Девушка-контрабандистка. Ундина энергичная девушка. Зарабатывает на жизнь тем, что помогает сохранять товар, привозимый контрабандистами на берег. Она преданная и отважная. Все в ее облике от природы. Очень емкие высказывания Печорина о ней: «Вцепилась как кошка, породистая как лошадь и прочее». Признанием в любви заманивает девушка главного героя в воду, пытаясь потом утопить, чтобы сохранить тайну своего промысла. Необычная народная красота девушки привлекает Печорина. Даже после того, как Ундина попыталась с ним покончить, он до самого отъезда из аула ходит на берег и высматривает, не появится ли лодка с коварной обольстительницей. Он навсегда запомнил ее длинные белые волосы, хрупкий, тонкий стан и улыбку притягательную и коварную. Бес-девка, искусительница, расчетливая и безжалостная. Тем не менее, привлекающая своей легкостью и независимостью.


Женские персонажи романа Лермонтова играют важную роль. Автор с их помощью показывает, как одинок Печорин в любой среде. Нет ему успокоения ни в любви, ни в дружбе. Это его трагедия и трагедия женщин, встретившихся на его пути.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

(Роман, 1839—1840; опубл. отдельным изд. без предисл. — 1840; 2-е изд. с предисл. — 1841)

Вера — персонаж повести «Княжна Мери», светская дама, любовница Печорина. Вера играет заметную роль в сюжете повести, участвуя в двух «любовных треугольниках» (Грушниц-кий — Мери — Печорин; В. — Печорин — Мери). С одной стороны, благодаря отношениям Печорина с В. и ее раздумьям объясняется, почему Печорин, «не стараясь», способен непобедимо властвовать над женским сердцем, а с другой — В. представляет иной, по сравнению с Мери, тип светской женщины.

Впервые о В. упоминает доктор Вернер, рассказывая Печорину о новых обитателях Кавказских вод: «какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная... среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью». Из дальнейшего повествования проясняется предыстория отношений Печорина и В.: она была любовницей Печорина, и эта давняя любовь оставила неизгладимый след в душе героя. Теперь В. больна. Юная княжна Мери и В. даны как разные полюсы жизни — расцвета и угасания. Однако если воздух Кисловодска на короткое время возвратил В. «цвет лица и силы», то щеки Мери в конце повести покрываются «болезненным румянцем», тем же признаком страданий, печать которых лежит и на лице В. Хотя Печорин дает обеим женщинам минутное оживление и блаженство любви, романы с ним одинаково губительны для обеих. Разница только в том, что В. была любима Печориным и свыклась со своим страданием, а Мери, полюбившая героя, но не любимая им, вступила в опасную зону душевного кризиса.

В. рассказывает Печорину, что она замужем. Ее муж хром, богат и обременен болезнями. В. вышла за него, разумеется, не любя. Она пожертвовала собой ради сына и дорожит своей репутацией — опять-таки не из-за себя. Уговаривая Печорина познакомиться с Лиговскими, чтобы чаще его видеть, В. не подозревает об интриге с Мери, замысленной героем, а когда узнает, мучается ревностью.

Наивные попытки утаить роман с Печориным в конце концов не спасают В., и она невольно выдает себя, во всем признаваясь мужу. Вновь принеся себя в жертву желанию Печорина быть любимым («Я погибла...», «я для тебя потеряла все на свете...»), теперь она просит только одного — чтобы Печорин не полюбил Мери и не женился на ней.

Лишь потеряв В., Печорин осознает, что именно она несла в себе ту любовь, которую он жадно искал, и эта любовь погибла, ибо он истощал душу В., не наполняя ее своим чувством. И все же последнюю просьбу В. Печорин исполнил, хотя это и стоило ему большого труда, — не полюбил Мери и не женился на ней.

Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»

Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»

Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»

Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»

Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" вышел в свет в 1840 году, однако он по-прежнему читаем и любим людьми разных возрастных категорий. Что же привлекает современного читателя к роману, написанному в позапрошлом веке?

Композиция произведения

Необычна композиция произведения.

Роман состоит из нескольких частей, включающих в себя рассказ странствующего по Кавказу офицера ("Бэла" и "Максим Максимыч") и записки самого Печорина, которые попали в руки этого офицера: "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист".

Но порядок повестей не совпадает с хронологией событий. Автор специально нарушает последовательность событий в описании биографии Григория Александровича. Это помогает писателю привлечь внимание читателей к герою, к его личности и судьбе. Таким образом, в начале романа мы знакомимся с героем, в середине - узнаем о его смерти, а затем он сам рассказывает свою историю. Это придает роману особую интригу, романтичность и глубокий психологизм, и помогает всесторонне и полностью раскрыть личность главного героя.

Вечные вопросы в романе

Великолепные пейзажные зарисовки, язык романа, который приводил в восхищение таких мастеров слова, как Гоголь и Чехов, интересная композиция - всё это придает роману самобытность.

Но, самое главное в романе - это проникновение в сердца и души человеческие и поиски ответов на извечные вопросы о предназначении человека. Зачем человек приходит в этот мир? Что такое дружба, любовь, жизнь и смерть? Что такое судьба? Ответы на все эти вопросы ищет Григорий Александрович Печорин.

Главный герой романа

Григорий Александрович Печорин - главный герой произведения. Он - человек сложный и противоречивый. По его собственным словам, в нем как бы живут два человека, один из которых совершает поступки, а второй является самым строгим судьей.

Герой чувствует своё высокое предназначение, но растрачивает себя по пустякам. Ему скучно, и от скуки он играет своей жизнью и жизнями других людей. Он приносит страдания, но при этом страдает сам. Лучше всего глубину и многогранность натуры Печорина мы понимаем через его мысли, описанные им в дневнике, через поступки, через отношения с другими главными героями романа.

Женские образы романа

Главными героями, а точнее героинями, помогающими глубже понять суть Печорина, являются четыре женских образа, которым по воле судьбы была уготована встреча с Григорием Александровичем. Женщины - это самая сильная страсть героя, он честно признается, что " кроме их на свете ничего не любил".

Женщины, которые привлекают его, - молодые, красивые, яркие, самобытные, сильные, под стать герою романа. А самое главное, у них есть то, чего нет у самого Печорина и что он так жадно пытается найти - умение любить верно, преданно, самозабвенно. Героини не находят счастья в любви, но перенесенные страдания раскрывают в полной мере все качества их души. Они любят, ненавидят, ревнуют, сострадают. Они живут, а не убегают от жизни. Каждый женский образ , представленный в романе, - это один из ликов Вечной Женственности, облагораживающей человека и поднимающей его над суетностью бытия.

Бэла

Первой на страницах романа "Герой нашего времени" появляется поэтический образ черкешенки Бэлы. Шестнадцатилетняя дочь черкесского князя привлекает сердце героя своей непохожестью на светских женщин его круга. Она непосредственна, открыта.

Хотя Бэла очень юна и неопытна, завоевать её сердце непросто: ни подарки, ни красивые слова не помогают Печорину. Свои чувства к Печорину она бесхитростно проявляет только после его слов о том, что он собирается уехать на войну, чтобы сложить там голову. Полюбив героя, девушка всецело предается страсти, она проявляет лучшие свойства своей натуры:верность, преданность, чуткость.

Чуткое сердце девы гор чувствует охлаждение Печорина, она сама начинает вянуть и угасать. Но даже страдая от равнодушия, она ни в чем не упрекает героя, ни выпрашивает его внимания, не навязывает ему себя, сохраняет чувство собственного достоинства, гордость. Любовь приносит Бэле одни страдания: двое мужчин любят её, один изводит её своим безразличием, а другой наносит смертельный удар кинжалом. Перед смертью все мысли девушки обращены к любимому - она переживает, что разная вера не даст им встретиться на небесах, что другая женщина будет рядом с ним в раю. Целует его так, как будто в поцелуе старается передать ему свою душу. Ни жалоб, ни обвинений, ни упреков. Сильная, гордая, страстная, нежная, трепетная - воплощенная женственность! Бэла - самый трагический женский образ в романе "Герой нашего времени".

Вера

Следующий женский образ в романе "Герой нашего времени"- это образ Веры. Предыстория отношений Печорина и Веры нам мало известна, но мы понимаем, что её любовь к герою прошла испытание разлукой и временем. Умница Вера - единственная женщина в "Герое нашего времени", которая поняла сущность души Печорина, поняла и приняла его со всеми достоинствами и недостатками.

Она покорилась своей судьбе и продолжает любить его вопреки голосу разуму, который подсказывает ей ненавидеть источник страданий. Как говорит сама героиня, её любовь "срослась" с её душой, "потемнела, но не угасла". Она страдает, скрывает свою страсть от мужа, мучается ревностью. Вся глубина и сила её чувства наиболее полно раскрывается в её последнем письме, письме - прощании, письме - исповеди. Она понимает, что больше никогда не увидит возлюбленного и просит героя всегда помнить её, не любить, а только помнить. Но ревность не дает покоя сердцу Веры, в последних строчках письма она умоляет Печорина не жениться на Мери.

Княжна Мери

Мери Лиговская - молодая аристократка, воспитанная в светском обществе.Она хорошо образованна, умна. Вокруг неё всегда толпа поклонников, но сердце Мэри свободно, пока на её жизненном пути не появляется Печорин, для которого юная неопытная девушка становится игрушкой от скуки. Печорину ничего не стоит влюбить в себя княжну. Любовь преображает девушку, пробуждая лучшие качества её сердца, с неё слетает светский лоск, перед нами открывается живая душа, способная на сильные чувства. Она искренне благодарна герою за помощь на балу, она со слезами на глазах слушает слова о его печальной участи быть непонятым и одиноким в толпе.

Мери сама признается в любви к Печорину, пренебрегая условностями света. При последней встрече вид в страдающей девушки вызывает жалость героя. Чтобы положить конец её надеждам, он признается в том, что для него все было игрой. Её гордости нанесен сокрушительный удар, и всю силу своего неразделенного чувства она превращает в ненависть. Сможет ли Мери ещё раз полюбить с такой же силой? Не очерствеет ли её душа? Не станет ли холодным и безразличным её сердце?

Ундина

Есть ещё один необычный женский образ в "Герое нашего времени" - девушка-контрабандистка. Ундина - так назвал её герой за внешнее сходство с русалкой. Её обворожительная внешность и необычное поведение сразу привлекают внимание Печорина и сулят ему интересное приключение.

Гибкая, стройная, длинноволосая, с магнетической силой в глазах, девушка обворожила героя и завлекла его в ловушку, едва не утопив в море, при этом проявив недюжинную ловкость и силу. Что же толкает её на преступление? Страх, что офицер донесет коменданту о том, что увидел ночью, заставляет её действовать смело и решительно. Хитрости и изобретательности ей тоже не занимать: она знает, как заинтересовать мужчину, сыграв на мужском тщеславии. Встретились два противника, достойные друг друга по силе духа. И если Печорин тешит своё любопытство и ищет развлечений, борясь со скукой, то девушка защищает свою любовь, своё счастье, свою привычную жизнь. В её душе уживаются жестокость, меркантильность и любовь к Янко. Девушка тоскует по нему, нетерпеливо ждет, с тревогой вглядываясь в бушующую даль моря. Она сама похожа на море, такая же дикая и непокорная.

В романе Лермонтова показаны образы его современниц, они очень разные и по вере, и по социальному статусу, но каждая из них по- своему прекрасна благодаря сердцу, способному к настоящей и верной любви.