Кто из композиторов писал вальсы? См. также в других словарях


Купеческий бал (1899)
Куликов Иван Семёнович (1875-1941)

Александровский Вальс
Исполняет Оркестр балалаек Константина Полянского

Иван Семёнович Куликов, родился в 1875-ом году в Муроме в семье крестьян, - русский и советский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

В 1893-ем году по рекомендации художника Морозова, который иногда проводил лето в Муроме, родители направили его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
В ноябре 1893-го года Куликов едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения.
В 1894-ом году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств.
Весной 1898-го года по ходатайству Ильи Ефимовича Репина Куликов становится учеником Академии художеств.
В ноябре 1902-го года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа "Чаепитие в крестьянской избе" (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право на заграничную командировку.
C 1903-го по 1905-й год - на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.
В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.
С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области, руководил художественным отделом.

Умер художник в декабре 1941-го года в родном городе Муроме.

Александр Глазунов (1865-1936) - Концертный вальс N1
Исполняет - Оркестр Михайловского театра

Государственный Эрмитаж (6.03.2013)

Антон Рубинштейн (1829-1894) - Вальс-каприс
Исполняет - Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (2007)
Дирижер - Юрий Симонов

Николай Лысенко (1842-1912) - Вальс Венеры из оперы "Энеида"
Стихи - Иван Котляревский
Поёт - Елизавета Чавдар

Запись на Украинском телевидении (1962)

Почему Николай Витальевич Лысенко попал в русские композиторы, когда всякие-разные источники причисляют его к композиторам украинским? Потому что лично мне трудно себе представить, чтобы человек, домашним учителем которого был известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1886), был украинцем. Да собственно, во времена детства и юности Лысенко никаких украинцев и не было, а были малороссы - русские люди, жившие в Малороссии, многие из которых говорили на малороссийских наречиях так же, как и многие великороссы - русские люди, жившие в большой России, говорили на наречиях, которые бытовали в их местностях. Объединил все эти наречия литературный русский язык, собранный из наиболее употребляемых слов и оборотов всех русских наречий и специально созданный для деловодства и применения в образовательной и литературной сферах. Начало создания литературного русского языка было положено при Петре I, а потом наиболее значительный вклад в его формирование внёс Александр Сергеевич Пушкин, за что ему наша великая благодарность.
С того времени, как была ликвидирована неграмотность, подавлюящее число русских людей уже не только пишет, но и говорит на литературном русском языке.


Табакерочный вальс (1845) Музыкальная табакерка
Алекса ндр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) Франц ия (конец XVIII века)
Партия фортепиано - Михаил Коллонтай

Есть целая группа вальсов, объединённая названием "Старинные вальсы". Хотя не такие уж они и старинные - написаны в последнем десятилетии XIX века - начале XX века. Среди них выделяются "Старинные русские вальсы" - вальсы, написанные в России. Причём авторы этих вальсов - военные капельмейстеры. Почему? Потому что тогда было принято, чтобы по воскресеньям и праздникам в городских садах играл духовой оркестр, развлекая гуляющую публику, кроме того, оркестры приглашали играть на балах. Чаще всего это были военные оркестры. Вот для этой цели вальсы и писались.

Алексей Лямин - Бал

Алексей Лямин родился в 1957-ом году, в 1982-ом году окончил Академию художеств, сделал несколько эстампов на тему Куликовской битвы. Потом уехал во Францию. С тех пор о его жизни известно мало, кроме того, что он принимал участие в парижском издании русской классики, в частности, "Маскарада" Лермонтова. Да, и называет он теперь себя Alexei de Lyamine.
Рисует картины из жизни высшего общества XIX века.

Моё личное отношение к этому художнику сложное: с одной стороны, рисует он хорошо, кроме того, картины его весьма эффектны, а с другой стороны, тематика его картин, судя по всему, диктуется исключительно конъюнктурой современного рынка живописи за рубежом. Ну, а это
"де Лямин" с ударением на последнем слоге и вовсе из серии "пустите Дуньку в Европу!"(с))))

Николай Бакалейников - Вальс "Грусть"

Николай Романович Бакалейников (1881-1957) - российский и советский музыкант и композитор.

Окончил Московскую консерваторию по классу флейты. Работал дирижером и хормейстером в театральных труппах Москвы и Санкт-Петербурга (1900-1905), солистом оркестра Большого театра (1905-1919), участвовал в "Русских сезонах" Сергея Дягилева в Париже (1910).
1914-1919 - служил капельмейстером военных оркестров в Москве.
Бакалейников сочинял музыку для выступлений Александра Вертинского, которые проходили в московском артистическом клубе "Алатр" (1914-1917).
С 1919-го года Бакалейников работал дирижером в Киеве, где в 20-х годах был назначен начальником оркестров штаба Киевского военного округа.
В 1931-ом году он переезжает в Свердловск, становится дирижером балетных спектаклей Театра оперы и балета им. А.В. Луначарского, позднее - дирижером филармонического оркестра, заведует музыкальной частью Свердловского драматического театра (1933-1949), где им была написана музыка более чем к 50-ти спектаклям. Преподавал в созданной в 1934-ом году Свердловской консерватории.
1939-1941 - директор Свердловской консерватории.

Умер композитор в 1957-ом году в Свердловске.

Часто-густо случается, что музыкаль­ные произведения, снискавшие любовь слушателей в своё время, постепенно начинают терять популярность и наконец забы­ваются совсем, уступая место другим. Но проходят годы, деся­тилетия, и, казалось бы, навеки забы­тые мелодии вдруг приобретают вторую жизнь. Нечто похожее случилось со старинными русскими вальсами - "Амурские волны", "На сопках Маньчжурии", "Березка". В их судьбе много общего. Все они написа­ны в начале двадцатого века и их ав­торы - военные дирижеры, служив­шие на Дальнем Востоке.

Макс Кюсс - Вальс "Амурские волны" (1909)
Слова - Серафим Попов (1944)

Исполняет Ансамбль песни и пляски Российкой армии имени Александрова
Дирижёр - Игорь Раевский

В Википедии пишут, что автор "Амур­ских волн" - российский и советский военный музыкант, капельмейстер и композитор Макс Авельевич Кюсс, родился в Одессе в 1874-ом году в бедной еврейской семье. Там же закончил музы­кальное училище и стал военным дирижером. Однако биографический документ Макса Авельевича Кюсса, который хранится в Российском государственном военно-историческом архиве, говорит совсем о другом. Как выяснилось позже, это практически единственно верный документ, так как это послужной список или попросту - анкета, заполненная рукой самого Макса Кюсса в 1911-ом году. Здесь же автограф маэстро, удостоверивший подлинность данных. Вот вопросы анкеты и ответы Кюсса:

"Когда родился? 1877 года, марта 5-го.
Из какого звания происходит? Из мещан.
Из какой губернии уроженец? Города Щавельска (Шауляя).
Какого вероисповедания? Лютеранин."

Любопытная деталь: вероисповедание "лютеранин" говорит о том, что Макс Кюсс был из так называемых выкрестов - тех, кто сменил своё вероисповедание на христианское. Таким образом Макс Кюсс не еврей, ибо "еврей" это вероисповедание, а не национальность. Но в советское время в этом вопросе бытовала изрядная путаница, именно поэтому Макс Кюсс в анкетах советского периода в графе "национальность" сначала называл себя "лютеранин", потом "немец", так как его родным языком был немецкий, а именно родной язык, в первую очередь, определяет национальность человека (не путать с этническим происхождением), и наконец "еврей".
Известно, что в России евреи нередко принимали лютеранскую веру, дабы избежать ограничений, существовавших для иудеев. Лютеране, в отличие от представителей других христианских конфессий, могли сочетаться браком с иудейками. Первая жена Макса Кюсса как раз была еврейкой.
Почему так подробно пишу об этой, казалось бы, малозначительной детали биографии композитора, да потому что именно она сыграла роковую роль в его жизни.

Еще в школе Макс проявил незаурядные музыкальные способности. Работая учеником жестянщика, он на сбереженные деньги брал уроки музыки. Все говорили, что ему необходимо поступить в музыкальное училище, но такое его родителям было не по карману. Однако, как это иной раз случается, вмешалась судьба: Макс Кюсс стал воспитанником военного духового оркестра. Нашлись добрые люди, которые дали юному музыканту рекомендацию в Одесское музыкальное училище, куда он был принят на дирижерское отделение.

В 1903-ем году Макс Кюсс полу­чил назначение в 11-й Восточно-Си­бирский полк. Во время службы в полку он и со­чинил знаменитый вальс, который был издан во Владивостоке. Свое произ­ведение автор посвятил обществен­ной деятельнице, члену правления Владивостокского отделения "Об­щества повсеместной помощи по­страдавшим на войне нижним чинам и их семьям" - Вере Яковлевне Кириленко, жене своего полкового командира. Беря во внимание это посвящение, многие, кто писал о Максе Кюссе и его знаменитом вальсе, утверждали, что между Максом Авельевичем и Верой Яковлевной существовало взаимное чувство, однако не сохранилось никаких писем, подтверждающих этот факт, и воспоминаний современников по этому поводу тоже нет.

В годы первой мировой войны Кюсс был переведен в одну из диви­зий, сражавшихся на Западном фронте, затем - в Отдельный ба­тальон георгиевских кавалеров.
Пос­ле революции композитор служил в рядах Красной Армии. Демобили­зовавшись в 1927-ом году, Кюсс вернул­ся в Одессу. Здесь он руко­водил самодеятельными оркестрами, преподавал в военно-музыкальной школе, где учились будущие армей­ские оркестранты и дирижеры.

Жизнь Макса Авельевича оборва­лась трагически: во время оккупации Одессы, в 1942-ом году, его расстреляли в одесском гетто.

12 апреля 1961-го года - как раз в то время, когда майор Юрий Алексеевич Гагарин совершал свой легендарный полёт на космическом корабле "Восток", в Хабаровске работала радиостанция по КВ-каналу. Передавались "Амурские волны".

Полноценная двухсторонняя связь с космическим кораблём была установлена в период с 9.53 до 10.57. В своём бортовом журнале Юрий Алексеевич Гагарин записал:
"9.33. Вышел в тень Земли.
9.42. В тени. Самочувствие хорошее. Слышу "Амурские волны"."

黑龙江的波浪 Амурские волны Amur Waves [汉语 Chinese version]
Макс Кюсс - вальс "Амурские волны"
Исполняет мужской хор Народной вооружённой милиции Китая

Народная вооружённая милиция Китая - составная часть Вооружённых сил Китайской Народной Республики, внутренние войска КНР. Состоит из подразделений внутренней охраны, охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций, транспорта, пограничных войск, войск общественной безопасности, пожарных частей и частей охранения. Численность народной вооруженной милиции составляет около 1,3 миллиона человек.

1 300 000 только военных милиционеров! Вы себе представляете?
Да, и вообще-то мне хотелось бы знать, о чём поют эти китайские милиционеры. Я понимаю, что Амур - река пограничная, как для России, так и для Китая, но всё же... Иди знай, что там у них на уме.)))

Илья Шатров - вальс "На сопках Маньчжурии"
Играет Центральный военный оркестр МО РФ

Вальс посвящён русским воинам, погибшим в русско-японской войне.

В феврале 1905-го года, в ходе русско-японской войны, 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: "Знамя и оркестр - вперед!"
Капельмейстер Илья Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные музыкой солдаты ринулись в штыковую атаку. Полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.

В этом бою погиб командир полка, из четырёхтысячного состава полка в живых осталось только семьсот человек, а из состава оркестра (шестьдесят человек) - всего семь музыкантов.
За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, капельмейстер Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе в истории подобное награждение капельмейстера), а сам оркестр удостоен серебряных труб.

Илья Алексеевич Шатров родился в 1885-ом году в уездном городе Землянске, ныне в Семилукском районе Воронежской области, в семье отставного унтер-офицера, - российский и советский капельмейстер и композитор.

С детских лет Илья выделялся необычайной музыкальной одаренностью - самостоятельно научился играть на балалайке и гармошке.
После смерти отца (1893) был определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где он научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900-ом году.

В 1903-ем году принял музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904-ом году).
С началом русской-японской войны полк был отправлен на Дальний Восток.
Уже после русско-японской войны Илья Шатров написал несколько вальсов и других музыкальных пьес, но самым популярным из них стал вальс "На сопках Маньжурии".

После революции Илья Алексеевич Шатров вступил в Красную армию, где служил, как и прежде, капельмейстером. После Гражданской войны демиболизовался, но с 1935-го по 1938-ой и с 1941-го по 1951-ый опять был военным дирижёром.

После Великой Отечественной войны Илья Алексеевич Шатров долгое время руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе.
В 1951-ом году гвардии майор Илья Шатров вышел в отставку и стал заведовать музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Умер музыкант в Тамбове в мае 1952-го года.

Вальс "Берёзка"
Композитор - Евгений Дрейзин (1878-1932)
Стихи - Александр Безыменский (1898-1973)
Танцует и поёт - Государственный академический хореографический ансамбль "Берёзка"

Фрагмент из кинофильма "Девичья весна" (1960)

Статуэтка "Берёзка"
Дулёво - 1960-е годы

Евгений Михайло­вич Дрейзин (1878-1932) - российский и советский капельмейстер и композитор.

Евгений Михайлович Дрейзин родился а Полтаве в семье драматических актеров. Образование получил в Мо­сковской консерватории.
В 1903-ем году Дрейзин стал дирижером военного оркестра на крейсере "Аскольд", потом был переведен в 26-й Восточ­но-Сибирский полк.
Во время русско-японской войны Дрейзин принимал участие в оборо­не Порт-Артура, за что был награжден боевыми орденами. После сдачи крепости в числе других защитников попал в японский плен и находился в лагере Мацуяма.

По освобождении из плена служил в своём полку в Иркутске. Занимался и преподаванием в кадетском корпусе и сочинял музыку вальсов, маршей и романсов. В составе 7-й Сибирской стрелковой дивизии был на Северо-Западном фронте первой мировой войны, где был ранен.

Начиная с 1918-го года Евгений Дрейзин работал в Калуге, а с 1925-го года в Керчи преподавателем музыки и руководителем самодеятельных духо­вых оркестров.

В марте 1930-го года вернулся в Калугу по настоятельной просьбе приезжавших оттуда музыкантов.
Последние месяцы жизни Дрейзин жил и работал в посёлке Полотняный Завод.
Умер Евгений Михайлович Дрейзин в Калуге в 1932-ом году.

Вальс "Березка" написан композитором в 1911-ом го­ду. Тему его первой части автор заимствовал из популярного в свое время романса Антона Григорьевича Рубинштейна "Разбитое сердце", текст которого начинается словами: "Я видел бе­резку - сломилась она...".

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) - романс "Разбитое сердце"
Слова Рудольфа Левенштейна (перевод с немецкого В.Крылова)
Поёт - Соломон Хромченко (1907-2002)

Дмитрий Кардовский (1866-1943) - Бал в петербургском дворянском собрании (1913)

Китлер Герольд Лаврентиевич - Вальс "Ожидание"

К сожалению, кроме того, что Герольд Китлер (Herold Kittler) в начале XX века был капельмейстером 6-го гренадерского Таврического полка 2-й гренадерской дивизии, о нём ничего больше не известно.

Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - российский и советский художник, график и педагог, профессор. Академик Императорской Академии художеств (1911). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

1891-й год - закончил юридический факультет Московского университета
1896-й год - закончил Академию художеств.
В 1896-1900-х годах жил и учился за рубежом, в известной школе А.Ажбе в Мюнхене.
В 1902-ом году удостоен звания художника.
С 1903-го года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Один из учредителей "Нового общества художников", просуществовавшего до 1917-го года.
1920-1930-х годах преподавал во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе.
В 1933-1934-х годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.
В 1941-1943-х годах жил в своём доме в Переславле-Залесском.
Умер художник в феврале 1943-го года. Похоронен на территории переславского Горицкого монастыря.

Вальс - это замечательный танец, который вдохновлял многих поэтов на проникновенные строки.

Танец в жизни людей присутствовал постоянно. С самых древних времен и вплоть до наших дней он является одним из способов самовыражения. Раньше танцы можно было лицезреть на сельских площадях или в пышных дворцовых залах. Некоторые из них навсегда сохранились в своей эпохе. Другие же успешно дошли до нашего времени. Вальс - это один из танцев, который не утратил свою популярность до сих пор.

Зарождение вальса

Этот чрезвычайно увлекательный и всегда юный танец живет на протяжении двух столетий и пользуется сумасшедшей популярностью. В Австрии, Германии и Чехии на различных праздниках крестьяне весело кружились парами. Walzen в переводе с немецкого означает "прокатывать". Отсюда и произошло название танца. Постепенно уходили характерные для народной пляски "притоптывания" и "подпрыгивания".

Вальс - это один из танцев, который на рубеже 18-19 столетий стремительно распространялся по разным странам.

Кто из композиторов писал вальсы?

К жанру вальса обращались многие композиторы. Изначально данный танец завоевал Вену. Один из Иоганн Штраус написал около 447 пьес такого рода. Благодаря особую мягкость очертаний приобрел вальс. Музыка Фредерика Шопена наполнена широкой мелодической распевностью. Его танцы, написанные в этом жанре, отличаются нежностью и глубокой проникновенностью. Ф. Шопена по праву можно считать творцом поэтичных, лирических и блестящих концертных вальсов.

Характерные черты вальса

  • трехдольный размер вальса;
  • лиризм;
  • пластичность;
  • изящество;
  • типичная ритмическая формула;
  • довольно быстрое движение;
  • фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда;
  • простая мелодия, которая часто идет по звукам трезвучия;
  • полетность;
  • "взлетающая" мелодическая линия.

Предшественники вальса

В первую очередь это лендлер. Он представляет собой трехдольный австрийский и немецкий танец неторопливого движения.

Лендлеры встречаются в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Мелодия в этих танцах в основном простая. Движется ровными восьмыми нотами по звукам трезвучия.

Позже появился вальцер как разновидность лендлера. В переводе с немецкого он означает "кружащийся".

И собственно вальс появился в восемнадцатом веке как бальный вариант вальцера.

Классика. Музыка. Вальс

Много вальсов написал Франц Шуберт. Они у него напоминают лендлеры и вальцеры. Однако у композитора есть и изящные и легкие танцы в жанре вальса. У Франца Шуберта имеются также своеобразные "цепочки", которые могут включать до двадцати маленьких разных вальсиков.

В 20-х годах 19 века появляется венский вальс. Он имеет уже более упорядоченную форму. Количество "звеньев" колеблется в пределах пяти. Они все звучат в единой тональности. Музыка начинается вступлением и заканчивается кодой. Такую форму придумали Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. Сын И. Штрауса использует излюбленную отцом пятичастную форму, но его вальсы превращаются в развернутые музыкальные поэмы.

Фортепианные вальсы Фредерика Шопена представляют собой лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Всего их у композитора восемнадцать. Вальсы Фредерика Шопена разные по характеру. Есть тихие и напевные, а есть блестящие и виртуозные. Написаны они в форме рондо.

Виды вальса

  1. Венский вальс. Чтобы правильно его танцевать, нужно следить за строгим и подтянутым корпусом. Красота данного танца состоит в меняющемся темпе и в чередующихся правых и левых поворотах. Несмотря на скорость кружения, движения выполняются плавно.
  2. Вальс-бостон. Это который окончательно был сформирован в Англии. На данный момент его считают самостоятельным танцем. В музыке английского вальса происходит смена ритма мелодии. Наряду с этим меняется движение партнеров, положение в паре, техника исполнения. Движения в этом танце волнообразные, мягкие и скользящие.
  3. Танго-вальс. Его еще называют аргентинский. В нем сочетаются элементы танго и вальса. Танцуется он на три четверти.

Таким образом, вальс - это достаточно быстрого движения. Его размер - три четверти. К его характерным чертам можно отнести: плавность, "полетность", изящество, пластичность и лиризм. Он имеет типичную ритмическую и фактурную формулу. Мелодическая линия простая. К жанру вальса обращались многие композиторы. Это Шуберт, Штраус, Шопен, Глинка, Чайковский, Шостакович и многие другие.

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Пьесы для фортепиано "Русские салоны" в двух тетрадях продолжают публикации, начало которым было положено сборником серии "Салонная музыка. Вальсы русских композиторов" . Русская музыка XIX века… - Композитор - Санкт-Петербург, (формат: 60x90/8, 66 стр.) Русские салоны 2004
    339 бумажная книга
    Сазонова Н., сост. В сборнике представлены популярные классические пьесы для фортепиано, переложения народных песен, фрагментов из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов, танцевальная музыка - танго, вальсы… - Феникс, (формат: 60х84/8, 86 стр.) любимые мелодии 2015
    220 бумажная книга
    Сазонова Н. (сост.) В сборнике представлены популярные классические пьесы для фортепиано, переложения народных песен, фрагментов из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов, танцевальная музыка - танго, вальсы… - Феникс, (формат: Мягкая бумажная, стр.) 2015
    236 бумажная книга
    Конволют. Российская империя, Западная Европа, конец XIX - начало XX века. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Конволют представляет собой сборник нот для игры на флейте в сопровождении… - Музыкальное издательство "П. Юргенсон", (формат: 265x325, 250 стр.) 1900
    3990 бумажная книга

    230 бумажная книга
    В сборнике представлены популярные классические пьесы для фортепиано, переложения народных песен, фрагментов из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов, танцевальная музыка - танго, вальсы… - (формат: Мягкая бумажная, стр.)
    69700 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Репертуар Московского Малого театра XX века - Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XX век. Содержание 1 1900 е 2 1910 е 3 1920 е 4 … Википедия

      Польша - (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия

      Глинка, Михаил Иванович - создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ., ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ., Маковского уезда) и… … Большая биографическая энциклопедия

      Лядов А. К. - Анатолий Константинович (29 IV (11 V) 1855, Петербург 15 (28)VIII 1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.) рус. композитор, дирижёр, педагог, муз. обществ. деятель. С детства занимался музыкой под рук. отца… … Музыкальная энциклопедия

      Шопен Ф. Ф. - (Chopin, Szopen) Фридерик Францишек (1 III, по метрич. записи 22 II 1810, Желязова Воля, близ Варшавы 17 X 1849, Париж) польский композитор и пианист. Сын француза Николб (Миколая) Шопена, участника Польского восстания 1794, преподавателя … Музыкальная энциклопедия

      ШТРАУС Иоганн - (сын), (25 X 1825, Вена 3 VI 1899, там же) Австрийского композитора И. Штрауса называют королем вальса. Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с… … Музыкальный словарь

      ЛЯДОВ Анатолий Константинович - (11 V 1855, Петербург 28 VIII 1914, усадьба Полыновка, ныне Новгородской обл.) ...Лядов скромно отвел себе область миниатюры фортепианной и оркестровой и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного… … Музыкальный словарь

    Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)

    По своей популярности, по своему распространению и по длительности существования, вальс превосходит все дру­гие бальные танцы. Уже в конце 18 века во многих европей­ских странах наблюдается повальное увлечение вальсом. Од­на из немецких газет в 1794 году писала, что «вальс распространяется подобно эпидемии насморка» .

    В ХІХ веке вальс распространился по всей Европе, приняв в каждой стране особую национальную окраску. Вниматель­ный слух музыканта сразу отличит венские вальсы от фран­цузских вальсов Л.Делиба, от известного «Грустного вальса» финского композитора Я.Сибелиуса.

    Вальс насчитывает около 200 лет своей жизни. За это вре­мя многое в нем изменилось и обогатилось. Мы постараемся в настоящей лекции проследить в общих чертах как развивал­ся вальс с начала своего существования, и какие характерные черты внесли в этот жанр различные страны и композиторы.

    Особенно яркое и многообразное художественное выраже­ние вальс получил в России .

    С начала XIX века вальс становится в России излюблен­ным бытовым танцем, органически связанным с молодой рус­ской музыкальной культурой. Русские вальсы с их своеобраз­ной, подлинно народной «распевной» мелодикой – самобытное национальное явление, возникшее на родной почве. В высшей степени характерно создание русскими композиторами вальсообразных произведений на основе пятидольного размера специфически русского (например, вторая часть 6-й симфонии П.И.Чайковского).

    Восприятие вальса русскими слушателями было многооб­разно и далеко от пустой развлекательности. В этом плане очень характерны обработки и простые подтекстовки вальса в русской вокальной музыке.

    В начале 30-х годов нередко встречались стихотворения, написанные на мелодии бетховенских вальсов, тогда весьма популярных у русских любителей музыки. Вот отрывок из од­ного такого стихотворения Н.Станкевича:

    Я в жизни утратой утрату сменял–

    Унылую песню мне дух напевал;

    И в сумраке ночи на песню печали

    Знакомые тени ко мне прилетали.

    Напрасно теперь в отдаленном краю

    Веселые, старые песни поют

    Нет! Жизнь обнажилась! Нет, бездна зияет ‒ Ужасную песню мне дух напевает.

    Как видно хотя бы из этого примера, вальс в русском ис­кусстве не только модный танец, но и поэтическая картина .

    В творчестве русских композиторов салонный танец часто становился средством тончайшей психологической характе­ристики.

    В мелодиях русских вальсов, рисующих пленительный де­вичий образ, мы чувствуем и смутные сожаления, и ту ра­дость молодости, о которой Пушкин писал:

    Однообразный и безумный,

    Как вихорь жизни молодой,

    Кружится вальса вихорь шумный,

    Чета мелькает за четой.

    Вальс как средство портретной характеристики в рус­ской музыке встречается уже в творчестве А.А.Алябьева, приме­няющего этот прием тоньше и психологичнее, чем другие ав­торы бытового романса. Примером может служить вокальная обработка вальса Галленберга, на музыку которого А.А.Алябьев положил стихотворение А.С.Пушкина «Увы, зачем она блистает». Изящный лирический вальс здесь очень удачно выбран для характеристики хрупкого образа женщины, блистающей «минутной, нежною красой» .

    Самые различные воплощения получил ритм вальса в русской бытовой лирике: появляются нового типа городские народные песни–широкого дыхания, с ясной, пластической задушевной мелодикой. Кто не знает, например, песни «Вот мчится тройка удалая»? Ритм вальса придает ей особую пре­лесть.

    В стиле «русских песен» с вальсообразным гитарным ак­компанементом написано множество произведений А.Л.Гурилева. Можно назвать такие его песни-вальсы, как «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки» и ряд других .

    Песня-вальс А.Л.Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик» надолго пережила свою эпоху и до сих пор не утратила своего художественного значения как одно из самых искренних произ­ведений, связанных с образами русской природы.

    Немало прекрасных страниц в творчестве Михаила Ивано­вича Глинки связано с ритмом вальса. Можно назвать его романсы–серенады «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», популярный вальс из оперы «Иван Сусанин», не­сколько мелких фортепьянных пьес, но, конечно, в первую очередь следует говорить о знаменитом его «Вальсе-фан­тазии» .

    От «Вальса-фантазии» М.И.Глинки, как и от других его лирико-танцевальных произведений, тянутся нити к балетной музыке П.И.Чайковского, А.К.Глазунова. Очень видное место занимает вальс в творчестве Петра Ильича Чайковского. С ритмом вальса у Чайковского связа­ны едва ли не самые поэтические страницы балетов, фортепь­янных пьес, опер, симфонических произведений.

    На основе вальсовой ритмики Чайковский создал ряд на­стоящих шедевров русского искусства. Достаточно вспомнить его вальсы из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца» и «Щелкунчик», из оперы «Евгений Онегин», из Серенады для струнного оркестра. П.И.Чайковский окончательно утвержда­ет вальс в качестве самостоятельной части крупного симфони­ческого произведения (например, в 3-й, 5-й и 6-й симфониях).

    Вальсообразный облик имеют многие из его лирических тем в инструментальных и вокальных произведениях.

    Поэзия вальса у П.И.Чайковского получает многообразное истолкование – от лирики уютно-«домашних» пьес типа «Сен­тиментального вальса» до высокой романтики вальсов из Пя­той и Шестой симфоний. По тонкому замечанию Б.В.Асафьева «в творчестве П.И.Чайковского вальс перестает быть вальсом жанра. Он становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа...».

    Если мы обратимся к многочисленным фортепьянным вальсам П.И.Чайковского, то здесь можно проследить эволюцию этого жанра в творчестве композитора – от виртоузно-салонного стиля к гениальной простоте и искренности, т. е. к тому, что придает особое обаяние и прелесть многим его вальсам, например – «Сентиментальному». Мелодия этого вальса, с ее подчеркнуто чувствительным характером и декламационной выразительностью, является поэтизацией песенно-романсовой лирики.

    Правда, П.И.Чайковский иногда возвращается к салонному сти­лю («Вальс-безделушка», «Вальс-шутка» и др.), но это уже не пышные, эстрадного типа пьесы, как-то было в его раннем творчестве, а изящные миниатюры, написанные в своеобраз­ном шутливом тоне, созданные, быть может, в минуту отдыха от серьезных творческих дум.

    Особое очарование вальсам П.И.Чайковского придает нацио­нальный колорит. О многих его вальсах можно сказать, что они «поют», так сильно в них вокальное, песенное начало, свойственное русской музыке.

    И, несмотря на то, что западноевропейская «формула валь­са» заняла в эпоху П.И.Чайковского большое место в русском му­зыкальном быту, мы особенно ярко чувствуем, как этот ино­земный та мен привился на нашей почве и у П.И.Чайковского стал русским танцем. Вероятно, так и понимал свои вальсы П.И.Чайков­ский, иначе он бы не стал в форме вальса писать пьесу «Де­кабрь» из своего фортепьянного цикла «Времена года». Ведь, в самом деле, что может быть общего между старомодным не­мецким вальсом и картинкой русских святок? Но композитор берет эпиграфом стихи В.А.Жуковского

    «Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали:

    За ворота башмачок.

    Сняв с ноги, бросали...»

    и пишет на эту тему именно вальс. В этом вальсе, полном наивной прелести, замечательно раскрывается умение П.И.Чайковско­го радоваться жизни, передавать праздничное настроение. В прерывистости мелодии, в замедлениях в конце фраз, в самом движении, перебивающем размеренный танцевальный ритм, чувствуется какое-то восторженное замирание сердца, детская радость и вера в праздничные чудеса, которые, быть может, и произойдут в этот «крещенский вечерок», когда за окном танцуют в воздухе снежинки, а на душе так весело и беззабот­но.

    Вальсовый ритм, вошедший в бытовую музыку русского города, в русский романс и даже в популярную тогда цыган­скую песню, для П.И.Чайковского стал одной из излюбленных «интонаций» – в широком смысле этого понятия, – его подлинно демократической музыкальной речи.

    Вальсовостью пронизаны пьесы-воспоминания П.И.Чайков­ского о путешествиях по Италии («Итальянская песенка», «Шарманщик пост» из «Детского альбома»).

    С вальсовым ритмом связаны пьесы П.И.Чайковского, проник­нутые радостными светлыми настроениями. Таковы пьески «Новая кукла» и «Сладкие грезы» из «Детского альбома», «Подснежник» из цикла «Времена года».

    Обновление и развитие традиционных форм бытового танца особенно отчетливо проявилось в балетных вальсах П.И.Чайков­ского.

    Наиболее ярко лирико-романтическая сторона музыки П.И.Чайковского раскрывается в его «больших» вальсах из «Ле­бединого озера» (здесь 2 таких вальса – в I и 3-м действиях), из «Спящей красавицы» («Вальс поселянок») и особенно – в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик», который приобрел масштабы целой поэмы вальсовой лирики .

    Впечатляющая художественная сила вальсов П.И.Чайковского заключается, прежде всего, в их мелодиях, которые, как писал один из критиков, «одна другой пластичнее, певучее и увлека­тельнее льются как из рога изобилия» (Г. Ларош).

    Беглое рассмотрение вальсов П.И.Чайковского было бы не­полным, если бы мы не остановились на жемчужинке его во­кальной лирики – романсе «Средь шумного бала». Этот ро­манс, продолжая линию «танцевальной лирики», вместе с тем близок по замыслу романсу М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Сходство чувствуется даже в образах текста, как бы развивающего пушкинское противопоставление «мимолетного видения» – «тревогам шумной суеты».

    В конце 19 в. тема мечты и тоски о счастье, тема несбыв­шихся надежд все острее стала звучать в русском искусстве. В творчестве П.И.Чайковского она наряду с темой страстного по­рыва к счастью, звучит как одна из основных. И, конечно, ро­манс «Средь шумного бала» – это не просто зарисовка сценки на балу. С помощью мягкого ритма меланхолического вальса композитор своеобразно передал здесь волнующую его тему.

    В соответствии с этим поэтическим портретом П.И.Чайковский очень далеко отходит от традиционной трактовки вальса. Тан­цевальный ритм как будто намечен пунктиром в легких ак­кордах сопровождения, он теряет свою ощутимость, это не столько вальс, сколько воспоминание о вальсе.

    Линию поэтизации вальса после Чайковского продолжает А.К.Глазунов. Стихия танца пронизывает все его творчество. А.К.Гла­зунов является автором трех балетов («Раймонда», «Времена года», «Барышня–служанка»). Многие номера в этих бале­тах связаны с вальсовым ритмом. Красота и неиссякаемый оп­тимизм музыки А.К.Глазунова раскрываются в них с большой полнотой. А.К.Глазунов довел до совершенства форму русского концертного вальса. Его вальсы часто исполняются на наших концертных эстрадах, внося в быт и отдых советских люден красоту и жизнерадостность, наполняя их чувством любви к своей прекрасной родине и ее национальной культуре.

    Можно назвать много замечательных песен-вальсов, создан­ных композиторами после войны: «Севастополь­ский вальс» К.Листова, «Школьный вальс» И.О. Дунаевского, «Ве­сенний карнавал» А. Хачатуряна, «Сосны шумят» Ю.Слонова, «Вальс на льду» Зары Левиной, вальсы Феркельмана, Г.Носова, Ф.Г.Волкова, Компанейца, В.П.Соловьева-Седого, «Казахский вальс» Л.Хамиди и многих других композиторов. Все они свидетельствуют о том, что ритм вальса живет и процветает в музыке.

    Можно назвать еще вальсы из балетов, отметить выдающуюся роль в этой области Р.М.Глиэра, А.Хачатуряна и ряда других советских композиторов. Каждая эпоха, каждая страна вносит в него свои харак­терные черты, старается обогатить его и сделать более разно­образным, и именно поэтому жанр вальса бессмертен. . Он всег­да будет оставаться одним из любимейших танцев человечест­ва и всегда будет служить композиторам неиссякаемым источником художественного вдохновения.

    Литература:

    2. Тарасов В. В мире вальса. /Статья к музыкальному сборнику, фирма «Мелодия», 1989.

    3. Детская энциклопедия. Т. IV, VII, 2- изд. – М.: Просвещение, 1965, 1966. – 921 с.

    4. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. – Л: Музыка, 1980. – 202 с.

    5. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Л.-М.: Музыка, 1978. – 178 с.

    6. Милан Кундера. Вальс на прощание. – Прага: Изд-во «Азбука-классика», 2002. – 288 с.

    7. Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. – Hamburg., 1964.

    8. e-mail: [email protected]