Открытый урок со старшим хором "Камертон". Тема: "Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни "Журавель", обработка В.Соколова


План – конспект открытого урока по хору.

Преподаватель : Поздеева Мария Олеговна

Концертмейстер Бычкова Оксана Владимировна

Дата проведения : 1 марта 2017

Класс : 1п. класс МБУ ДО «Приморская ДШИ»

Предмет : хоровой класс.

Тема урока: «Игровые формы работы в младшем хоре»

Форма проведения : коллективная.

Тип урока : урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков через игровые формы работы.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

Певческую установку;

Певческое дыхание и опору звука;

Высокую вокальную позицию;

Точное интонирование;

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

Использование различных видов звуковедения;

Дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

Продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

Продолжение развития гармонического слуха;

Развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

Вариативность заданий при повторении упражнений;

Юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

Учёт индивидуальных особенностей;

Дифференцированный подход.

Оборудование :

Фортепиано, стулья, репертуарный сборник песен, методическое пособие «Игра - как метод развития вокально-хоровых навыков на уроках хора 1 класса», «Методическое пособие для хора. Распевки.»

План занятия.

    Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

II. Основная часть.

1.Игры.

2. Вокальные упражнения

3. Работа над репертуаром:

«Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

«Моя Россия» муз.Г Струве, сл. Н.Соловьевой

III. Заключительная часть: Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1.Начинаем урок с «Эмоционально-образной игры» на дыхание .

«Торт со свечками» - упражнение направлено на выработку короткого вдоха через нос, задержку дыхания и долгий выдох сквозь сложенные трубочкой губы, как будто мы задуваем свечи на торте. Главное условие – не менять дыхание и «задуть» при этом как можно больше «свечей»

«Ёжик запыхался» - долгий вдох, задержка дыхания и быстрый активный выдох на “ф-ф-ф...”

«Шарик лопнул»!
Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

«Аквалангисты!»
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги)

2. Продолжаем урок: Распевки:

    На одном звуке держим букву «У»

    «Вьюга» ууу громко-тихо

    Имена (поем имена каждого ребенка)(по полутонам)

    «Горка»(прр) губами… руками показываем какая высокая горка…

    «Рычание» в приделах квинты(р-р-р)) до-соль-до)

    «Ха-ха» «Хо-хо» «Про-про» «При-при» с вверху вниз

    да-и-да и-да, зо-и-зо-и-зо, ли-до- ли-до ли..

    Дарики-дарики летали комарики, на головку сели и снова полетели

На две щечки, лобик, носик, …….
3. Для развития дикции и артикуляции нам очень помогают скороговорки. Но говорить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаем использовать следующие игровые приемы:

Говорим скороговорки голосом героев сказок (Буратино, Карабас, Мальвина, Пьеро, Артемон. Карлсон и других).

Говорим скороговорки с разной звуковысотностью : то «сидя на Луне» - высоко, то «находясь под землей» - низко, то постепенно «поднимаясь или снижаясь в лифте» - повышаем высоту звука.

Говорим скороговорки тихо или громко, увеличивая или уменьшая громкость. Можно так же при этом формировать навык работы по руке дирижера: дети реагируют на ваши жесты и выполняют задание.

4. Диалогические игры


Игра «Ваня-Ваня
» (говорим с разной звуковысотностью)

-Ваня,ваня?

-Что, Папа?

-Ел ты Сахар?

-Нет,папа!

-Врешь ты?

-нет,Папа!

-Рот Покажи!

«Еду на танке»

Еду на танке

В шапке ушанке

Вижу корову

Здравствуй, корова

Как поживаешь?

Ду юс пик инглиш

Что обзываешь.

«Цыгали- бугали»(разная звуковысотность, плюс ритм)

Цыгали -цыгали

Ца-ца

Бугали-бугали

Ца-ца

Цыгали- ца

Бугали-ца

Цыгали-бугали-ца

5. Вторая часть урока (работа с песенным материалом)

Закрепление понятий постановки корпуса во время пения

Если хочешь стоя петь –

Головою не вертет

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись

Если хочешь сидя петь-

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Репертуар:

1. «Эхо» муз и сл. О.Юргенштейна

Отработка интонации

2. .«Милая мама» Муз. и сл. С.Смирнова;

Ритмические сложности.

6.Не забываем так же о навыке отрывания рта:


«Машинка заезжает в гараж»
- Рот – «гараж» должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из пальцев, при этом не оцарапав кузов о стенки гаража.
- Рот открывается так, чтобы в него мог «войти двухкамерный холодильник или жираф».

«Прогулка» (автор - О. Ю. Херувимова).

Педагог рассказывает историю, дети выполняют необходимые действия.
Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. (Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

(Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. (Поочередно высоко - низко, быстро - медленно «щелкать» языком).

Но однажды подул сильный ветер. (Активный долгий выдох через рот 4 раза). Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» («Щелкать» высоко от нижнего звука «у» до верхнего «о» - «у - о»?).

«Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер». (От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».)

Но Лошадка не послушалась и побежала («Щелкать» высоко).

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. (Вдох через нос - легкий, бесшумный, выдох - через рот со звуком «а», медленно 4 раза). Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. («Щелкать» высоко).

Вдруг Лошадка услыхала странный звук. (Долгий звук “ш-ш-ш”).

Подойду-ка я поближе”, - решила Лошадка (“Щелкать” высоко).

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку (Звук «ш» короткий по 4 раза).

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик (звук «ф» по 4 раза), застрекотал кузнечик (звук «ц» по 4 раза), пролетел жук (звук «ж» продолжительный), за ним - комар (звук «з» продолжительный). А ветер дул все сильнее и сильнее (продолжительный выдох ).

Лошадка замерзла (звук «брр» 4 раза) и побежала домой («щелкать» высоко). Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама («Щелкать» низко медленно), она стала согревать Лошадку (бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза).

Задание детям: внимательно прослушать вступление, настроиться на выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию, брать дыхание только после окончания фразы.

3.«Утро» муз. С.Смирнова, сл. Г.Ладонщикова;

1. работа над плавным звучанием, цепным дыханием, интонацией.

4 «Мой щенок» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского;

1. Работа над интонацией, хорошей артикуляцией

2. Основная задача –исполнить, не затягивая темп, чётко пропеть каждое слово.

Исполнить оба произведения артистично, в характере.

    Игра «Ритмослов-овощи»

Ба-нан - яб-ло-ко

А-на-нас - ки-ви

Проговариваем цепочку из двух-трех фруктов в четком ритме

Тутти –фрутти (ложки)

Ти-ти-тааа- ти-ти (шумелки)

Ритмический рисунок и движение руками дети придумывают сами.

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

10.Заключительная часть урока. Благодарю детей за работу на уроке. Предлагаю детям проголосовать смайликами, оценить урок. После голосования и подведения итогов благодарим за работу друг друга аплодисментами в определённом ритмическом рисунке.

Открытый урок в старшем хоре МБУ ДО «ДШИ №1 им. Т.П.Николаевой».

Преподаватель: Фетисова Наталья Викторовна

Тема урока: Вокально-хоровая работа в 2х и 3х голосных произведениях.

Тип урока : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения.

Задачи урока.

Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

3.Выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

Развивающие:

1.Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.

2.Продолжать развивать гармонически слух;

3.Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

4.Расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитательные:

1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2.Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3.Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.

4.Воспитывать любовь к хоровому искусству;
5.Воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;

Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.

Методы.

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями.

Я предлагаю сделать это необычно – в виде музыкальной импровизации. Каждый споёт своё короткое приветствие.

Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

II . Подготовка певческого аппарата к работе.

Задача упражнений - подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
при пении поза должна быть неподвижной;
тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения на дыхание, дикцию, распеваются, педагог аккомпанирует.

III . Вокально - интонационная работа над произведениями:

Гречанинов «Козёл Васька», Рахманинов «Ночка», «Сосна», Славкин «Чудеса приходят на рассвете».

Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля.

    Работа с каждой партией отдельно. Выстраивание унисона.

    Работа над гармоническим строем во всём хоре.

    Работа над динамикой и дикцией произведения.

    Работа над воплощением художественного замысла произведений.

Заключение: урок построен грамотно, профессионально (с учетом возможностей хористов). С поставленными целями и задачами учащиеся справились.

Литература:

1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.

2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста. http://festival.1september.ru/articles/574865/

3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/

4.Соколов В. Школа хорового пения [Текст]: – М.: Изд. «Музыка», 1978. – 166 с.

5. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
1965г. Статьи: Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

КОНСПЕКТ

открытого урока по хору

«Формирование певческого дыхания

на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Преподаватель хора

МБУ ДО Локотская ДШИ

Матюшкова В.В.

Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым музыкальным материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому, возникает необходимость в использовании нестандартных форм урока: урок – дискуссия, урок – состязание, урок – музыкальная викторина, урок – защита, а также введение различных творческих заданий, направленных на развитие творческого мышления и творческих способностей. Формы занятий в младшем хоре тесно перекликаются между собой: так, например, наряду с уроком – дискуссия может возникнуть такая форма урока как состязание или урок – защита приобретенных знаний и навыков.

Исходным положением при проведении данного занятия являются авторские методики ведущих специалистов в области хорового искусства и музыкальной педагогики: упражнения для осанки и снятия мышечного напряжения, предлагаемые Виктором Поповым; дыхательная гимнастика по системе А. Н, Стрельниковой; упражнения для укрепления дыхательных мышц во время выдоха по системе Н. Княжинской (педагог по вокалу РАМ им. Гнесиных); хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Думается, что формируя певческое дыхание у детей младшего хора, их восприятие музыкальных произведений станет особенно эффективным. Данный вид занятия способен воздействовать не только на процесс обучения, развитие кругозора и духовного начала младших школьников, но и выступать как средство снятия зажатости юного исполнителя. Источником зажима могут являться глубокие переживания, спрятанные в глубоких тайниках детской души. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его по рукам и ногам. Для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве. И в этом огромную роль играет дыхательная гимнастика.

Воздействие музыки на ребенка происходит на трех уровнях: вибрационном, эмоциональном и духовном. В связи с этим, перед нами стоит единственная и очень важная цель – развитие вокально-хоровых навыков.

Тема: «Формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков»

Цель: через эмоционально – осознанное отношение детей к вокальным произведениям, которые они исполняют, формировать вокально-хоровые навыки, а именно певческое дыхание.

Задачи:

    Укрепление дыхательных мышц во время вдоха и выдоха с использование дыхательных упражнений по системе А. Н. Стрельниковой и Н. Княжинской.

    Развитие произвольного дыхания с помощью динамического ансамбля: diminuendo и crescendo, а также освоение опоры звука и растяжки его во времени;

    Развитие навыков вокального дыхания при звуковедении staccato, legato и non legato и умение регулировать цепным дыханием так, как удобно певцам.

План проведения занятия.

    Дыхательная гимнастика:

а) упражнение №1 «Ладошки»;

б) упражнение №2 «Погончики»;

в) упражнение №3 «Обними плечи»;

г) упражнение №4 «Счет»;

2. Распевание.

а) упражнение №1 на ровность звука и цепное дыхание;

б) упражнение №2 на легкость и полетность голоса;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата;

г) упражнение №4 скороговорки;

д) упражнение №5 на развитие звуковедения стоккато.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

4. Работа с произведениями.

а) туркменская народная песня «Мотылек»;

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» Самарина.

Ход занятия:

Хормейстер: ребята, сегодня у нас очень важный урок, на котором нам необходимо будет показать, что вы узнали о певческом дыхании и как вы научились петь, используя эти знания. Но прежде, чем мы начнем делать дыхательную гимнастику, давайте вспомним, что мы знаем о дыхании.

Проводится опрос:

    Наше дыхание состоит из трех важных процессов, каких…(вдох, задержка дыхания и выдох);

    Каким должен быть вдох? (быстрым, но незаметным, коротким, но глубоким);

    Певческий вдох и выдох разделяются…(мгновенной паузой – опора для звука);

    Каким должен быть выдох? (медленный, экономный);

    Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);

    Что помогает нам укрепить мышцы живота и научиться правильно дышать? (дыхательная гимнастика).

    Проводится дыхательная гимнастика.

По системе А. Н. Стрельниковой.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время вдоха, при этом следить, чтобы вдох был незаметным, но глубоким и плечи при этом не поднимались, коротким и быстрым с помощью эмоции тревоги, которая наилучшим и естественным образом его организует, следить за одновременным совпадении вдоха и движений рук:

а) упражнение №1 «Ладошки»: руки поднять и вытянуть перед собой, одновременно с вдохом руки резко согнуть в локтях (хватательные движения руками), выполнять в умеренном темпе 8 раз;

б) упражнение №2 «Погончики»: руки согнуть в локтях не уровне пояса, резко бросать руки вниз одновременно с вдохом, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

в) упражнение №3 «Обними плечи»: руки согнуть в локтях на уровне груди и сложить их друг на друга, одновременно с вдохом делать резкие движения руками к спине, сжимая грудную клетку, выполнять в умеренном темпе 8 раз;

г) упражнение №4 «Счет»: произвести вдох и при активном задержании мышц на опоре выполнять счет до 10, 15, 20 в естественном разговорном регистре.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным:

а) упражнение №4: «В етер» . Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;

б) упражнение №5: «Спущенное колесо машины» (выдыхание на согласных звуках «С»). Также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим.

Задачи: укреплять дыхательные мышцы во время выдоха, при этом выдох должен быть экономным, при полном ощущении дыхательной опоры и активном ее задержании:

а) с использованием ладони, при этом надо дуть на подушечки пальцев и следить за тем, чтобы выдох бал ровным, без толчков и длительным;

б) с использованием согласного «С» также на длительном выдохе, при этом мы выдох не только прочувствуем, но и услышим; добавить выталкивание «С» маленькими порциями, пропуская его сквозь зубы, поддерживая активность мышц.

2. Распевание.

Распевание – важный начальный этап в формировании певческого вокального дыхания. Все вокально - хоровые навыки воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар. На каждой репетиции наряду с освоением того или иного произведения, шлифовкой его отдельных эпизодов, используются специальные вокальные упражнения. Важной особенностью является умение контролировать не только координацию слуха и голоса, но и умение правильно пользоваться вокальным дыханием. Каждое упражнение исполняется с определенным эмоциональным настроем.

а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием ; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,

б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;

в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;

г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.

д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.

3. Хоровое сольфеджио по системе Г. Струве.

Каждое произведение вначале работы над ним следует пропеть по хоровым партитурам, с дирижированием или используя ручные знаки (пение по руке) по системе Г. Струве. При этом особое внимание необходимо уделить фразировке, расстановке динамических оттенков. Полезно без пения отработать цепное, активное дыхание и динамику ритмически не меняя фразу так, как если бы оно было пропето с текстом.

4. Работа с произведениями.

а) При работе с произведениями используются следующие педагогические приемы:

игра «Передай фразу»: хор делится по подгруппам, поочередно каждая исполняет последующую фразу, как бы подхватывая при этом соблюдая чистое интонирование;

игра «Музыкальное эхо»: педагог поет – хор повторяет или одна группа поет, а другая повторяет.

Задачи для исполняемого репертуара:

    работать над цепным дыханием и дыханием по фразам, экономным выдохом и пением на опоре, активным вдохом в заданном темпе;

    развивать внутренний слух, пропевая фразы поочередно: то вслух, то про себя, а также пение по системе Емельянова с использованием вибрации губ;

    соблюдать динамический контраст, музыкальную выразительность.

Репертуар:

а) «Мотылек» слова Е. Осина, музыка А. Зарецкого

б) «Возьми густой вишневый сок» из цикла «Вредные советы» слова Г. Остера, музыка В. Самарина.

Заключение.

Подведя итог проведенного занятия, можно сказать, что с помощью методик по формированию певческого дыхания у детей младшего хора их чувства эмоциональной отзывчивости, воображение, фантазия развиваются в большей степени, помогают глубже и точнее понять содержание учебного процесса. Учащиеся становятся более раскрепощенными, гармоничными, а их ответы – более грамотными, оригинальными, разнообразными, что усиливает впечатление детей.

Таким образом, осознание важности использования певческого дыхания в развитии вокально-хоровых навыков и личностных качеств младших школьников, управление этим видом деятельности в нужном педагогу направлении позволяет повысить эффективность учебного процесса, делает его оптимальным.

Исходя из этого, можно сделать выводы о том, что формирование певческого дыхания на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков привело:

    К значительному оживлению и увлеченности школьников, повышению их интереса к музыкальным занятиям;

    Пробуждению их внутренней активности, появлению ярких идей и образов;

    Появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.

Итак, работа над певческим дыханием стала прекрасным средством научения детей работать вместе, способствовала их сближению между собой.

Список использованной литературы.

    В. Попов «Школа хорового пения».

    В. Живов «Теория хорового исполнительства».

    Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом».

    А. Н. Стрельникова «Упражнения для развития певческого дыхания».

    Г. Струве «Хоровое сольфеджио».

МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г. Кемерово

Разработка открытого урока с хором мальчиков

Пояснительная записка к открытому уроку на тему: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

…«Хор мальчиков - это специфический творческий организм, очень сложный, что требует от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе ».

(Г. Струве)

Очень важен начальный этап приобщения мальчиков к хору. Для девочек пение является естественным, «женским» занятием, они очень охотно посещают уроки хора. Мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированы, более возбудимы, поэтому во время репетиций постоянно удерживать их внимание довольно трудно, а потребность постоянно двигаться толкает юных хористов на нарушение дисциплины. Используя на уроке двигательные приемы, такие как: артикуляционная разминка, игра «Лучший дирижер», исполнение произведений с изобразительными движениями, преподаватель дает возможность мальчикам всю их подвижность и неусидчивость направить на освоение музыкального материала.

Главную роль на начальном этапе обучения вокально-хоровым навыкам играет репертуар. Спортивные, игровые, военные песни трогают души мальчишек, что вызывает живое, выразительное исполнение произведений. Например, такая деталь исполнения, как футбольный свисток (песня «Необыкновенный футбол»), помогает преподавателю сосредоточить внимание хористов на изучаемом материале и закрепить его. Разучивание произведения с помощью определенных движений (маршировать как футболисты, изображать руками движение поезда или крылья самолета и т. д.) хорошо развивает музыкальную память, способствует поддержанию интереса к хоровому пению. А когда есть интерес - приобретается привычка к занятиям.

Научившись трудиться и получать от этого удовлетворение, мальчишки с огромной преданностью относятся к своему хору. Так решается проблема посещаемости занятий.

Умелое использование психологических и физических особенностей участников такого своеобразного коллектива, как хор мальчиков, при всей сложности работы с ними, приносит превосходные результаты. Специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.

Открытый урок по хору преподавателя МОУДОД «ЦДМШ №1»

Тема урока: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков 1-2 классов».

Тип урока : Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение.

Цель : На примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 1-2 классов.

Задачи :

Образовательные:

Разучить новое произведение, используя специальные приемы;

Закрепить пройденный материал;

Отработать исполнение песни с движениями.

Развивающие:

Формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;

Развивать потребность в творческом самовыражении.

Форма работы : Групповая.

Методы обучения :

2.Практический

3.Объяснение

4.Упражнения

6.Соревнование

Структура урока :

1.Организационный момент

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика

3.Распевание

5.Подведение итогов

6. Домашнее задание.

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

Вопросы учителя, возможные ответы учащихся

Время

1. Организационный момент

1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным исполнение уже выученного произведения. Начнем урок как обычно – с разминки.

Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).

Какое первое упражнение? (для губ).

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2.1.Упражнения на артикуляцию:

Губы: «трубочка-ниточка» (вытягивать вперед и растягивать в стороны, рот закрыт);

Язык: щелкать языком, «часики» (по очереди толкать языком щеки);

Щеки: надуть по очереди и одновременно втянуть;

Для мышц нижней челюсти: открыть широко рот - считать про себя до пяти - закрыть;

То же упражнение, но надавливать снизу кулаком, добавляя нагрузку на челюсть;

2.2.Упражнения на развитие певческого дыхания:

- «ежики» - придумать имена, которые начинаются с глухих согласных, произносить шепотом, с силой выпуская воздух;

- «Шмель» - набрать воздух в два этапа, задержать на 3 сек., выпускать медленно на звук «з». Учитель ведет счёт.

Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта).

Как называется работа этих мышц? (артикуляция).

А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).

Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).

3. Распевание

3.1.Упражнения на развитие диапазона и высокой певческой позиции: - -«Автомобиль» - бурчание по мажорному звукоряду вверх-вниз в пределах ч.5, двигаться по м.2 вверх до предела. (См. приложение).

-«Поезд» - на гласный «у» петь б.2, нон легато , начать медленно, постепенно ускоряя. (См. приложение).

3.2.Упражнения на развитие ладового слуха, штрихов звуковедения:

Пение мажорных гамм - вверх штрихом легато, вниз стаккато.(См. приложение).

3.1.-Каждый себе представил автомобиль, на котором поедет. (феррари, форд, хонда и т. д.).

Представляем, что поезд отходит от станции и набирает ход.

3.2.- Что такое легато и стаккато?

Какие знаки в тональностях ре, фа мажор?

4.Работа над музыкальными произведениями

4.1.Произведение для разучивания: «Необыкновенный футбол», муз. и сл. И. Резниковой.

а) показ произведения учителем, беседа о содержании;

б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк);

в) повтор слов всей группой;

г) прием «эхо» (учитель поет фразу – дети её повторяют);

д) прохлопывание ритма; е) пение по руке; ж) заключительное пропевание первого куплета.

4.2. «Мы играли в паповоз»,

сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина.

а) Проговорить слова 1-го куплета;

б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;

с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.

д) Выполнить те же задания в каждом куплете.

е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера.

4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.

Кто главные герои? (мышата и котята).

Каков характер песни? (веселый, шуточный).

4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.

(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).

Давайте выберем лучшего дирижера. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).

5.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями:«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку «пять».

6.Домашнее задание

Нарисовать рисунок к песне «Необыкновенный футбол».

Задачи:

1.На исполняемых произведениях воспитывать музыкальные вкусы и потребности.

2.Закрепить навыки правильного певческого дыхания, дать понятие - «дикция», следить за правильным звукоизвлечением и звукообразованием.

3.Развитие художественных способностей - музыкальный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость к искусству.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная гимнастика.

III. Упражнения для распевания.

IV. Работа над произведением «Если б не было школ» муз. В. Шаинского

V. Физкультминутка.

VI. Работа над произведением «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

VII. Итог урока.

Ход урока

I . Организационный момент.

Педагог приветствует детей, настраивает их на процесс обучения.

II . Дыхательная гимнастика.

Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.

а) Слегка покусывают зубами кончик языка

в) Кусают язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

г) Упираются языком в верхнюю губу, нижнюю губу, правую щеку, в левую щеку.

д) Щёлкают языком, изменяя форму рта на улыбке и вытянув губы в трубочку.

Упражнения для выработки правильного дыхания.

« Не задуй свечку»- дети ставят руки на пояс, берут спокойное дыхание, не поднимая плечи, потихоньку выдыхают беззвучно воздух как можно дольше и экономно так, чтобы свеча не затухла, мысленно представляя, что она горит перед ними.

Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».

Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.

Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими.

Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время воздух выдыхается порциями, на звук «с».

III. Распевание.

1. Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).

2. На одном звуке исполняются слоги «бра», «брэ», «бри», «бро», «бру». Следить следует за единой манерой исполнения, за одновременным началом и окончанием. Согласные должны быть звонкими «р-р» - раскатистой и утрированной, гласные пропеваются правильно формируя звукоизвлечения (вверх до ноты «до» первой октавы).

3. Данное упражнение «зи-и, зо-о, зи-и, зо-о, зи» исполняется на одном дыхании.Следует следить за мягкими и четкими переходами от одного слога в другой (по полутонам до «си» первой октавы).

4. Следующее упражнение на мелкую артикуляционную технику. Исполняется в темпе «лё-ли-лё-ли-лём». Следить за чистотой интонирования. Широко рот открывать не следует ощущение как будто «отталкиваемся от первой ноты, и взбираешься наверх».

IV «Если б не было школ» музыка В.Шаинского.

Исполнение произведения, повтор и закрепление навыков. Произведения, исполняется в быстром темпе, поэтому целесообразно будет попросить хористов произнести текст в ритме произведения. Необходимо заострить внимание на четком произношении окончании слов, на их утрированном произношении.

Во время исполнения, обращать внимание следует на активную работу артикуляционным аппаратом, но при этом широко открывать рот не следует, потому что теряется скорость исполнения. После исполнения обсуждается характер и содержание текста, делаются выводы по исполнению.

V . Физкультминутка.

Тренинг. Насос и мяч: Один из хористов - насос, другие - мячи. Мячи стоят «спущенные» обмякнув телом, корпус наклонен, руки висят свободно. Насос качает воздух, надувая мячи. Мячи надуваются и затем «пробка» вынимается, и мячи заново спускают воздух.

Упражнение на мышечное расслабление.

VI . «Детство» муз. Е. Филипповой, сл. В. Степанова

Во время исполнения уже готовой песни хористы должны помнить, прежде всего, об эмоциональном состоянии произведения. Перед исполнением дирижер делает установку о внимании на дирижера, правильной посадке, дыхании, правильном звукоизвлечении.

Ведется ансамблевая работа между аккомпанирующим инструментом и хором. Прослушивается аккомпанемент целиком, разбираются особенности (выражает ли общее настроение, поддерживает ли вокальную партию, ритмический рисунок) исходя из этого, выбирается манера исполнения.

VII . Итог урока.

Педагог подводит итоги. Оценивает учащихся. Задает домашнее задание.