Какой жизненный путь пришлось пройти евгению базарову. Помогите,пожалуйста,написать сочинение на тему: "Путь духовных исканий Евгения Базарова"


Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.

Роман начинается с того, что в имение Кирсановых вместе с сыном Николая Петровича, Аркадием, приезжает его друг, Евгений Базаров. Его необычная внешность (балахон, бакенбарды), развязная манера держаться настораживают обитателей поместья. А когда Аркадий заявляет, что его друг - нигилист, скрытая неприязнь Павла Петровича Кирсанова переходит в открытое противостояние. Так завязывается конфликт в романе.

С легкой руки демократической критики, в частности Писарева, принято считать, что основная расстановка сил романа отражена именно в противостоянии Базарова и Павла Петровича, так как именно они ведут полемику на различные темы. Однако, как нетрудно заметить, старший Кирсанов оказывается несостоятельным оппонентом главному герою. Все слова Павла Петровича - лишь “слова”, они не подкреплены никаким действием, так что упрек относительно безделья, брошенный Базаровым Павлу Петровичу, безусловно, справедлив. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается “протащить” принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все “принсипы” Кирсанова сводятся к соблюдению внешних приличий, к усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - вот суть Павла Петровича.

Однако, как известно, противоположности сходятся. Несмотря на внешнее противостояние, Базаров и Павел Петрович очень похожи. Кирсанов, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к внешним эффектам, та же “неорганичность” с окружающим его миром.

Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.

Показывая изначальную порочность базаровских идей, Тургенев вводит в ткань повествования еще двух персонажей - Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей. На бесплодной почве нигилизма вырастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников.

Однако Базаров - не Кукшина и не Ситников. Он сильная личность. Его личность способна к саморазвитию, и именно этим он интересен Тургеневу. Весь путь Базарова, описанный в романе, - это опровержение его идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, осуждает Аркадия за восхищение красотами природы. Он не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает.

Смерть Базарова - это смерть его идей. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой. Примечательно, что и оппонента-двойника, Павла Петровича, Тургенев проводит тем же путем: поставив на грань жизни и смерти, заставляет отбросить все догмы, “принсипы” и оставить человеческое, истинное - любовь к брату, Фенечке, стремление что-то сделать для других.

Тургенев на каждом шагу опровергает суждения и Базарова, и Павла Петровича. Так, Базаров заявляет, что “природа не храм, а мастерская”, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей полезной деятельности Базарова и аристократических принципов Павла Петровича.

В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает нигилисту последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Итак, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и изначальную порочность идей нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве отрицания не может вырасти ничего позитивного. И, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает главенство гуманистических идей в жизни любого человека.

» речь идет о вечной проблеме во взаимоотношениях двух поколений. Этот конфликт всегда существовал и не исчезнет, пока одно поколение сменяет другое снова и снова. Но так как эта череда продолжается, пока существует род людской, то каждое новое поколение, становясь «отцами», должно оставить после себя «детей», которые смогут продолжить род. Чтобы воспитать себе замену, необходимо идти по пути, выбранному «отцами». Дорог много, но в итоге они сводятся к двум: курсу «на продолжение» и жизни «для себя».

Для «продолжения» необходимы некоторые условия. Первое - это , где родители любят друг друга и детей нежной любовью. Второе - гораздо более прозаическое - умение вести хозяйство, кое-какие бытовые и трудовые навыки. Чтобы жить «для себя», можно не иметь ничего или иметь некую случайную цель-мечту.

У Тургенева «отцы» Аркадия и достойно прожили жизнь, не сворачивая с пути «продолжения».

«Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством...»

Так жили родители Аркадия, быт родителей Базарова мало чем отличался от жизни Кирсановых. Это как раз те два условия, которые необходимы для продолжателей. Но «отцы» уже выбрали и прошли свой путь. Теперь это должны сделать «сыновья».

Базаров - представитель прогрессивного молодого поколения, последователь новейшего течения - нигилизма. По мнению «сыновей», таких же, как Базаров, «нигилист - это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает на веру ни одного принципа...». Базаров отрицает все подряд: искусство, поэзию, науку как теорию, душу, чувства, признавая «только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств», то, что представляется выгодным с сугубо материальной точки зрения.

Базаров привык высказывать свое мнение независимо от желания окружающих, часто в грубой и резкой форме, он ни от кого не зависит и никому не подчиняется, за исключением, конечно, своей собственной персоны. Для него важны его прихоти, нужды и желания. Это выглядит как жестокий, всеподавляющий эгоизм. Базаровское равнодушие к окружающим, граничащее с презрением, - непреодолимая преграда для того, кто решит сойтись с ним поближе. Базарову нужны мелкие людишки вокруг него, ведь «не боги горшки обжигают», и больше - никто. Такой человек не может создать семью - ему это ни к чему, для него это лишняя обуза, бесполезные хлопоты, отнимающие всю жизнь. Базаров старательно избегает ситуаций, ставящих под угрозу его независимость. Он полюбил женщину, но это была не та нежная, сентиментальная любовь, которая связывает двух супругов, это была «страсть, похожая на злобу» - злобу на себя, - за то, что не смог совладать со своими чувствами, и на ту, что привязала его к себе невидимыми узами, пробудила в нем нечто, выходящее за рамки «пяти чувств».Человек, который так любит, провоцируя «объект» любви на страх и жалость, - разве способен такой человек создать полноценную, нормальную семью. Разве сможет он при своем пренебрежительном отношении к родителям подготовить себя к тому, что и к его персоне, которой он уделяет так много внимания, впоследствии будут относиться точно так же. Амбициозный, самолюбивый и независимый, Базаров не может стать достойным семьянином, любящим супругом и отцом и хорошим хозяином.

Совсем другое дело - . Несомненно, он является гораздо менее сильной личностью, но для него личная свобода гораздо менее значима. Аркадий легко попадает под чужое влияние, и, хотя он и поддерживает Базарова, заявляя, что он тоже нигилист, его жизненная позиция весьма сильно отличается от базаровской. Аркадию становится не по себе, когда он замечает презрение Базарова к «отцам», он способен говорить об искусстве, и суждения его не отличаются такой резкостью.

Аркадий, со своей мягкой натурой, оказывается способным на нежное чувство. Ему хочется семейного уюта и тепла, поэтому в его устах признание в любви звучит как предложение «руки и сердца», тогда как Базаров и не заикается о супружестве. Аркадий «уже начинал подчиняться Кате, и она это чувствовала и не сопротивлялась». Такая молодая пара, как Аркадий и Катя, проживет всю жизнь душа в душу, создаст уютное семейное гнездышко и угаснет, зная, что их долг выполнен и их потомки уже живут собственной жизнью.

Два «сына» - Аркадий и Базаров - пошли по разным путям. Аркадий избрал закономерный и естественный путь «продолжения», а Базаров вознамерился прожить жизнь «для себя», но любовь к женщине сломила его уверенность в собственных силах, а пример Аркадия и Кати еще больше убедил его в бесполезности его Персоны. Подобные существа, с намеренно искаженными представлениями и понятиями об окружающем мире и без возможности оставить после себя заметный след (ведь что-то совершить можно, лишь имея надежную опору, а на что мог опереться Базаров - на свое отрицание чего бы то ни было или на собственное «я», которое уже не оправдало надежду Базарова), по сути дела, являются в какой-то степени бесполезными и ненужными. В этой ситуации смерть Базарова от нелепой неосторожности весьма символична. Ненужный элемент убран из жизни, осталось то, что должно существовать. У Аркадия есть надежная опора - жена и сознание того, что он любит, а значит, кому-то нужен. И пусть у Аркадия нету какой-то высокой цели и силы воли, чтобы ее достигнуть - он на верном пути, и за ним - будущее.

Роман Тургенева "Отцы и дети" отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека" - деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов.

В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала отмене крепостного права. В этой кризисной обстановке резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве и религии. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, представляют не только идеи двух разных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.

Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, самым интересным. Он занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде аристократов, существуют все основания восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.

"Отцы" и "дети" у Тургенева - это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия нашли свое отражение в романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, и даже само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и, прежде всего, к главному герою - разночинцу Евгению Васильевичу Базарову.

Базаров для русской жизни и для русской литературы - фигура новая и во всем необычная своим поведением. Уже внешний облик его подчеркивает новизну героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев - Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина. А тут - в каком-то "балахоне", с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие "сигарки" Базаров. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом. Обстановка "передовой жизни" оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в невозможность познания мира силами человеческого разума.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он не привычен для аристократического этикета и условностей. Автор использует прием контраста. Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу. Демократизм одного-аристократизму другого. А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова противопоставляется раздвоенности Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом - слишком революционно его мировоззрение.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает Базарова сначала любовью, а затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее "белибердой, непростительной дурью". Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело – отношения с Одинцовой.

Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего герояпредтечи.

Трагедия героя и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: "Нас не так мало, как вы полагаете". Но все же в романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эти отношения сломили героя, потому что уязвили его гордость. Как-то Базаров самоуверенно заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова. Да и с народом, с которым у Базарова нет подлинной близости, среди крестьян он слывет "чем-то вроде шута горохового".

Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода.

Трагический смысл образа воссоздает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.


В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов предстают перед читателем друзьями. Но вскоре становится понятно, что их отношения напоминают общение учителя с учеником.

С первых страниц романа Аркадий говорил не свои мысли. Вот, например, как он встретился с отцом: «Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!» И тут же замолчал, потому что сзади ехал Базаров, и сказал противоположное: «…это все равно, где бы человек ни родился». Аркадий романтик, он восторгался природой родного края, «звонко» поцеловал отца, переполнен эмоциями. Но рядом Евгений, учитель, человек, дружбой с которым Аркадий дорожит. И этот учитель по-другому относится к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий старается угодить Базарову, хотя сам он «любил природу…хоть и не смел признаться в этом», считал своей обязанностью скрывать свои чувства, потому что «недаром же он был нигилист!»

Чем занимались герои по приезде в Марьино? «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», -пишет Тургенев.

Базаров вставал рано, шел на болото за лягушками для экспериментов. Знаний, как у учителя, у Аркадия нет. Базаров советовал ему, как навести порядок в усадьбе отца, говорил про тополя, елки, чернозем, он хозяйственный, умеет разбираться в людях: «…скот плохой и лошади разбитые, строения тоже подгуляли, а работники смотрят ленивцами». Аркадий не понимал смысла слов Евгения, и отвечал: «Строг же ты сегодня». Базаров-труженик, неутомимый в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, а Аркадию далеко до учителя.

Базаров смеялся над игрой Николая Петровича на виолончели. Аркадий нехотя, но соглашался с Евгением, поэтому он забрал у отца томик Пушкина и дал философскую книгу немецкого материалиста.

Базаров считал: «Рафаэль гроша медного не стоит». А Аркадий наслаждался игрой Кати на рояле и сонатой Моцарта.

Совсем недавно Базаров с цинизмом говорил о хорошеньких женщинах. И вдруг краснеет, говорит очень много, ведет себя неестественно, Аркадий не мог понять этой перемены в своем учителе. Евгений сам себя понимал и отдавал себе отчет в том, что произошло, поэтому назвал любовь белибердой. Аркадий выбрал семью, тихое счастье с Катей, такая же судьба могла ждать Базарова, но он не захотел: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…». Аркадий- нежная душа, он робкий, не умеет ненавидеть, чувствительный. Евгений говорит ему, что для «горькой терпкой, бобыльной» жизни он не создан. Кстати говоря, Аркадий влюбился в Одинцову не потому, что она ему нравилась, а потому, что она понравилась Базарову.

Аркадий подражает учителю, выдает себя за нигилиста, но часто забывает о нигилизме, о своей новой роли, он ближе к либералам Кирсановым-старшим, в дворянском счастье он забыл о нигилизме.

Пути героев разошлись, потому что по-настоящему никогда не сходились. У них нет черт сходства, кроме трепетного отношения к родителям. Отношение к браку, искусству, природе, к будущим жизненным занятиям, профессии – все разнит героев. Аркадий нужен автору, чтобы ярче показать такую сильную личность, как Базаров.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста.

В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная. Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти?

Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти. Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден. Перед смертью Базаров размышляет о том, что такое смерть: «Старая штука смерть, а каждому внове». Здесь проявляется несостоятельность отрицания всего главным героем: сколько ни отрицай смерть, она все равно, сама тебя отрицает. Размышляя о любви, он понимает её несбыточность перед лицом смерти, и романтично прощается с анной Сергеевной. Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный». Отрывок производит трагическое впечатление – гибнет молодой влюбленный человек в самом расцвете жизненных сил. И смерть эта неизбежна и от человека независящая. Мастерство автора позволило нам, читателям, как бы присутствовать в комнате, где Базаров навсегда прощался с жизнью. И в этом проявление таланта и писательского мастерства Тургенева. Очень грустно и невыносимо тяжело читать эти строки.