Художник кирилл лемох. Кирилл лемох -талантливый жанровый живописец


Передо мной расположена просто потрясающая картина Кирилла Викентьевича Лемоха, талантливого русского живописца 19 века, которая называется «Бабушка и внучка». Она была написана масляными красками, в достаточно темных тонах.

При первом взгляде на картину сразу же в глаза бросаются бабушка и внучка. Обе они под приглушенным светом лампы занимаются своими делами. Маленькая девочка, на плечи которой накинута шаль ярко-голубого цвета, с интересом читает книгу. Ее бабушка в темном платье и очками на глазах что-то шьет. Родственницы сидят за небольшим столом, на котором расположено большое количество различных предметов. На нем можно увидеть и стакан с водой, и яблоко, и даже катушку с нитками, которая, безусловно, помогает старушке в ее занятии.

Нельзя не заметить то, что абсолютно всю комнату освещает только одна люстра, ее достаточно тусклый свет падает на стол, а все остальное помещение находится в темноте, а, следовательно, все это действие происходит в вечернее или даже ночное время.

По моему собственному мнению, это просто великолепное произведение искусства. В нем точно переданы все формы и цвета абсолютно каждого предмета, который расположен на данной картине.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Володи из рассказа Тихое утро Казакова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является мальчик по имени Володя, представленный писателем в образе типичного городского жителя, гостившего в деревне на летних каникулах.

  • Федотов П.А.

    Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына

  • Характеристика и образ Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    Повесть Тарас Бульба Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков

Бывают судьбы, о которых говорят – противоречивые. Эти поверхностные противоречия бросаются в глаза, но потом сглаживаются и исчезают. Нет противоречий – есть жизнь каждого отдельного человека, своя собственная уникальная жизнь.
Карл-Кирилл
В этом году – круглая дата у русского художника Карла (Кирилла) Лемоха. Он был – как сейчас принято говорить – этнический немец, прославился как русский жанровый живописец. Кирилл (Карл) Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик. И в этом нет ничего противоречивого.
Кирилл Викентьевич Лемох родился 7 (19) июня 1841 года в Москве, в семье преподавателя музыки, обрусевшего немца. При рождении получил имя Карл. Детство Лемоха тоже прошло в Москве, где он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любовь к родному городу сохранилась на всю жизнь, которая прошла уже в Санкт-Петербурге. В Петербурге Лемох учился в Императорской Академии художеств, там стал бунтарем, а потом – учителем царских детей.
Долой академиков! Да здравствуют академики!
Кто в молодости не был революционером – у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором – у того нет мозгов. Эта мысль, приписываемая Уинстону Черчиллю, возможно, была озвучена и раньше – еще кем-то, поскольку в ней много справедливого. Судьба Кирилла Лемоха – очередное тому подтверждение. Восстав против академизма в юности, он все-таки стал академиком в зрелости. И в этом тоже нет никакого противоречия.
Карл Лемох учился в Императорской Академии художеств, и учился весьма успешно. Ему была присуждена даже Золотая медаль (малая) за картину «Моисей источает воду из скалы». Но 19 век – это эпоха становления национальных школ во всей Европе, не только российской школы. И своя школа состоялась по всем направлениям: в музыке – «Могучая кучка», в живописи – Передвижники.


«Новое знакомство», К. Лемох
Бунт против «академизма» в живописи состоялся в 1863 году. 14 лучших выпускников Академии демонстративно отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, а затем покинули стены родного учебного заведения. Причин такому поступку было несколько, но суть одна: назревало новое явление в искусстве.


«Молодые картёжники», К. Лемох
Главный повод – требование следования определенным сюжетам и темам. Для конкурса предлагалась тема картины: «Пир в Валгалле» по мотивам скандинавских саг. Но художники больше не хотели писать на мифологические сюжеты, будь то античные или иные. Не хотели они писать и умильные жанровые картинки из серии «пастух и пастушка на лугу». Художники хотели писать саму жизнь, которая «круче самой крутой мифологии», ту, которую они видели вокруг себя – и без прикрас.
Эти 14 студентов, среди которых был и Карл Лемох, конечно, рисковали. Большой скандал, неизвестность в будущем. Вместо Италии, куда обычно посылали лучших студентов за счет казны – негласный надзор полиции в России. Тем не менее, эти 14 человек совершили поступок, который так теперь и называется – «бунт четырнадцати».
Дело «бунтом» не ограничилось, под руководством Крамского была организована «Санкт-Петербургская артель художников», впоследствии – Товарищество передвижных художественных выставок. Отсюда выросла вся русская реалистическая живопись, отсюда Васнецовы (Виктор, в основном), Репин, Саврасов, Шишкин, Серов, Левитан, Маковские и другие.
Справедливости ради нужно сказать, что «бунт» обернулся совершенно неожиданной стороной: 8 человек из 14 стали академиками живописи, а Карла Лемоха пригласили во дворец – учить детей императора.
Карл Лемох стал Кириллом Лемохом, так было принято при дворе. Он давал уроки царским детям – в том числе Николаю Второму, последнему императору Российской империи. К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.


Портрет Ольги Александровны, 1893, В. Серов
Ольга Александровна (1882–1960) – одна из выживших Романовых, младшая дочь Александра III. За всю свою долгую жизнь в Дании и в Канаде она нарисовала более 2000 картин, это позволяло ее семье жить. Младшая сестра Николая II оказалась самой талантливой ученицей Кирилла Лемоха, он мог бы ею гордиться. Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы».

«Дети», К. Лемох
Он мог бы писать парадные портреты царствующих особ – и писал бы их хорошо и добросовестно, как делал все в своей жизни. Но писал Лемох русский крестьянский быт. Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.


«Бабушка и внучка», К. Лемох
Кирилл Лемох часто рисовал детей, в английских газетах его даже называли «лучшим выразителем детского мира». Писал тоже – с любовью и сопереживанием. Была у художника и своя большая личная трагедия. Единственный внук умер в младенчестве. Так прервалась линия не только Лемоха. Дочь Кирилла Лемоха была замужем за одним из сыновей великого химика Дмитрия Менделеева. Художника и химика связывала многолетняя дружба, но пришлось пережить и совместное горе. В память о внуке в подмосковном селе Ховрино Лемох построил школу при храме.





Умер Кирилл Лемох 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. Его картины висят и в Третьяковке, и в Русском музее, в музеях других городов. Скромный, честный, порядочный человек – таким он остался в памяти современников. Художник-бытописец второй половины 19 века – таким он остался в истории отечественной культуры.

Галя Константинова

Кирилл Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик,как замечательный жанровый живописец.

Кирилл Лемох

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох родился 7 июня 1841 года в Москве в семье преподавателя музыки. В 1851– 1856 годах он учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, из которого поступил в Императорскую Академию Художеств. С тех пор по роду своих занятий он жил в Петербурге, но всегда очень любил Москву и неизменно проводил лето на подмосковных дачах.

В числе других четырнадцати академистов, демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени . Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским.


В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени.Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году, членом его Правления и кассиром; при своей аккуратности и честности в этой роли он был незаменим.


«Новое знакомство», (1885)


«Родительская радость», (ранее 1910)

К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.
Из воспоминаний Я.Д.Миченкова:

"Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли.

При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы».


«Утро в швейцарской», (1874)

В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин Лемоху присваивается звание академика Императорской Академии художеств, с 1893 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на пять лет.

За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III


Где болтались?

Варька.

Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.


Бабушка и внучка»,

ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ-ХУДОЖНИКОВ


Так, Н. Быковский пишет: « В 1873 году он часто приезжал ко мне гостить в подмосковную дачную местность Владыкино из Ховрина, где незадолго перед тем приобрел небольшую дачу.

Его заинтересовали владыкинские задворки, полуразвалившиеся сараи и ветхие избы, и он написал множество этюдов с фигурами и начал картины, которые по возвращении в Петербург выставил в Академии и был удостоен за них звания академика живописи.


Пьяный муж

В Ховрине, в саду своей дачи, он выстроил себе просторную мастерскую и внутри её устроил часть настоящей избы со всею её обстановкой, так что, сидя у себя в мастерской, он мог писать фигуры с натуры в соответствующей крестьянской обстановке и при таком освещении, которое бывает в избе ».

«Молодые картёжники»


«Выздоравливающая» 1889

Яков Минченков: « Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.

«Девочка с цветами»,

Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор.

Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала, и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.



«Крестьянские дети»
Пригородные крестьяне, испорченные городом, барством, притеснениями и подачками, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля

Жизнь на даче у Лемоха протекала трогательная, патриархальная.
Приедешь, бывало, на станцию Ховрино, пройдешь с версту парком и полем и видишь потонувшую в зелени дачку. Кругом золотистая рожь, вдали березки. Вечереет, по меже бредет-гуляет в темной пелерине и соломенной шляпе Кирилл Викентьевич с супругой или дочерью...»

«Новый член семьи»

Яков Минченков отмечает и деликатность Лемоха – « ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли » – и его редкую способность не осуждать.

« Все знали, что с Лемохом нельзя было говорить о политике, об общественных непорядках, так как он требовал только личного совершенствования и “неосуждения брата своего”. Ни на кого Лемох не сердился и никого не винил ».


Нищенка
Жизнь протекала вроде бы вполне благополучно, но ему сильно досаждала собственная мнительность: «Вот живёшь, живешь, а вдруг, на тебе, возьми да и случись тебе что-нибудь».

Поэтому он никогда не ходил по тротуарам, боясь обвалившегося карниза, а ходил посередине улицы. Извозчика он никогда не нанимал, боясь заразиться сапом от лошадей.


Лето (С поздравлениями)»,

Дети за пианино.
Однажды в Одессе он выставлял свою картину. Но в городе вдруг зарегистрировали случай бубонной чумы. Лемох срочно выписывает свою картину из Одессы, тщательно её дезинфицирует и вешает над своим диваном. Но неожиданно картина срывается и слегка ударяет его по шее.

Возникла небольшая опухоль и покраснение, совсем, как при бубонной чуме. Мнительный Лемох приуныл и стал всерьёз готовиться к смерти. Но и через неделю, когда опухоль совсем прошла, его с трудом удалось убедить, что он здоров и ему ничто не угрожает.

«Мать художника Крамского за вязанием»


Без кормильца

Несчастный мальчик

На долю Кирилла Викентьевича выпало и немало скорбей: его дочь рано овдовела и лишилась своего трехлетнего сына; в 1904 году скончалась жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.

«На скамейке. Варька»

Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.

Источники

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-46376/

http://www.art-katalog.com/russian/article/177

http://www.liveinternet.ru/users/nomad1962/post325432542/

http://kykolnik.livejournal.com/825258.html

(Россия, 1841-1910)
*по линку небольшое, но прекраснейшее эссе Минченкова Якова Даниловича

Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох родился 7 июня 1841 года в Москве в семье преподавателя музыки. В 1851– 1856 годах он учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, из которого поступил в Императорскую Академию Художеств. С тех пор по роду своих занятий он жил в Петербурге, но всегда очень любил Москву и неизменно проводил лето на подмосковных дачах.

Жизнь Кирилла Викентьевича была богата событиями. В 1863 году он получил малую золотую медаль, но отказался от конкурса на большую золотую, и вышел из Академии Художеств со званием классного художника второй степени. Совершив этот значительный шаг, он проявил твердость характера, сознательное отношение к художественной деятельности и честную товарищескую солидарность. Четырнадцать учеников Академии, самых даровитых, в том числе и Лемох, которым предстояло работать на большую золотую медаль, решили ходатайствовать перед академическим начальством о дозволении им работать не на одну и ту же заданную тему, а каждому выбрать для себя ту, которой он симпатизирует и которую чувствует себя более способным лучше выполнить, и решили в случае отказа выйти из Академии. Им было отказано наотрез, и они тотчас же подали прошения об увольнении, которые уже заранее приготовили. Надо при этом заметить, что они были люди небогатые.

По выходе из Академии они образовали артель художников на товарищеских началах, брали заказы на портреты, иконы, давали уроки и писали картины для выставок. Дела пошли у них очень хорошо. На художественных вечерах артели зародилась мысль о передвижных выставках. Кирилл Викентьевич Лемох стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, образованного в 1870 году, членом его Правления и кассиром; при своей аккуратности и честности в этой роли он был незаменим.

1876 год. Передвижники. Кирилл Викентьевич в центре нижнего ряда

Одной из самых способных учениц Кирилла Викентьевича была Великая княгиня Ольга Александровна Романова. По мнению мемуариста Минченкова, Кирилл Викентьевич подходил на должность придворного учителя как никто другой из художников в силу своего немецкого происхождения, аккуратности и деликатности направления в искусстве.

Известно, что на уроках внука Николая, будущего Царя Страстотерпца, бывал Александр II и удостаивал учителя Лемоха своими разговорами... За обучение Великих князей Лемох выслужил пенсию, затем долгое время, с 1897 по 1909 год включительно, являлся хранителем художественного отдела Русского музея имени Императора Александра III.




«Портрет великого князя Михаила Александровича в Классной комнате» 1890-е


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910)
«За чтением. Портрет Великого Князя Сергея Александровича (1857–1905)» 1886

Дачные страницы жизни и творчества Кирилла Викентьевича, судя по подробным воспоминаниям его друзей-художников, не менее интересны.

Так, Н. Быковский пишет: «В 1873 году он часто приезжал ко мне гостить в подмосковную дачную местность Владыкино из Ховрина, где незадолго перед тем приобрел небольшую дачу. Его заинтересовали владыкинские задворки, полуразвалившиеся сараи и ветхие избы, и он написал множество этюдов с фигурами и начал картины, которые по возвращении в Петербург выставил в Академии и был удостоен за них звания академика живописи. В Ховрине, в саду своей дачи, он выстроил себе просторную мастерскую и внутри её устроил часть настоящей избы со всею её обстановкой, так что, сидя у себя в мастерской, он мог писать фигуры с натуры в соответствующей крестьянской обстановке и при таком освещении, которое бывает в избе ».


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Где болтались?»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Упрек»
незаконченная работа; за спиной девочки видно два детских силуэта


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Без кормильца» 1888


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «У постели умирающей крестьянки» 1886


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Пьяный муж»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Выздоравливающая» 1889


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянский дворик»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянский обед»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Новое знакомство»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Новый член семьи»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Портрет старика»

Яков Минченков: «Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды.

Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать ее матери девочки, с которой вел разговор. Получилась трогательная картина: продавец передает корову крестьянке, а та не берет ее, так как не покупала, и у мужа денег нет. Недоразумение, наконец, выяснилось, крестьянка узнает, что корову прислал добрый Лемох, и, счастливая, со слезами на глазах, отводит корову в хлев.

Пригородные крестьяне, испорченные городом, барством, притеснениями и подачками, нищетой и случайными легкими заработками, постоянно надували своего благодетеля

Жизнь на даче у Лемоха протекала трогательная, патриархальная.
Приедешь, бывало, на станцию Ховрино, пройдешь с версту парком и полем и видишь потонувшую в зелени дачку. Кругом золотистая рожь, вдали березки. Вечереет, по меже бредет-гуляет в темной пелерине и соломенной шляпе Кирилл Викентьевич с супругой или дочерью...»
.

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Нищенка»
Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянский мальчик» 1897


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Родительская радость»



Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) эскиз


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Хворенькая» 1884


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка с котенком»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Сирота»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Лето. С поздравлениями» 1890


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Мальчик с собакой»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочки»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянские дети»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Варька» 1893

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка с куклой»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Мальчик» 1900

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка, кормящая кур»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девушка на гумне»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка с цветами» 1883

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Первое предложение»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Крестьянская девочка»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Пастушок» 1885

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Девочка»

Яков Минченков отмечает и деликатность Лемоха – «ни одного резкого слова, ни
одной враждебной к кому бы то ни было мысли
» – и его редкую способность не осуждать. «Все знали, что с Лемохом нельзя было говорить о политике, об общественных непорядках, так как он требовал только личного совершенствования и “неосуждения брата своего”. Ни на кого Лемох не сердился и никого не винил ».

Жизнь протекала вроде бы вполне благополучно, но ему сильно досаждала собственная мнительность: «Вот живёшь, живешь, а вдруг, на тебе, возьми да и случись тебе что-нибудь». Поэтому он никогда не ходил по тротуарам, боясь обвалившегося карниза, а ходил посередине улицы. Извозчика он никогда не нанимал, боясь заразиться сапом от лошадей.

Однажды в Одессе он выставлял свою картину. Но в городе вдруг зарегистрировали случай бубонной чумы. Лемох срочно выписывает свою картину из Одессы, тщательно её дезинфицирует и вешает над своим диваном. Но неожиданно картина срывается и слегка ударяет его по шее. Возникла небольшая опухоль и покраснение, совсем, как при бубонной чуме. Мнительный Лемох приуныл и стал всерьёз готовиться к смерти. Но и через неделю, когда опухоль совсем прошла, его с трудом удалось убедить, что он здоров и ему ничто не угрожает.



Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Бабушка и внучка» 1884


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Утро в швейцарской» 1874


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Дети у пианино»


Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Мать художника Крамского за вязанием»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «На скамейке» 1894

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Несчастный мальчик»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Гимназистка» 1885

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Юные картёжники»

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия 1841-1910) «Будущий слесарь» 1900

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич (Россия, 1841-1910) «Портрет мальчика»

На долю Кирилла Викентьевича выпало и немало скорбей: его дочь рано овдовела и лишилась своего трехлетнего сына; в 1904 году скончалась жена. В течение пяти лет художник не приезжал в Ховрино, где всё напоминало ему о тяжелых утратах.

Но после лечения и путешествия в Италию лето 1909 года Лемох снова провел в Ховрине и строил планы поправить мастерскую, пришедшую в ветхость в его отсутствие... В то время он писал преимущественно из жизни крестьянских детей, которых всегда имел в Ховрине перед глазами.

Кирилл Викентьевич Лемох скончался 22 февраля 1910 года в Петербурге. После отпевания в церкви Академии Художеств останки его 26 февраля были привезены на подмосковную станцию Химки и захоронены в Казанском Головинском монастыре.

По воспоминаниям Н. Быковского, «в день похорон была чудная, ясная, солнечная погода. Мы довольно долго ожидали вне монастырских стен. Наконец вдали по ярко освещенному солнцем белому снегу со стороны деревни Ховрино стала извиваться черной змейкой и быстро приближаться похоронная процессия. Впереди, как всегда, шел мальчик с иконою, за ним ховринские крестьянские дети с венками, потом на крестьянских дровнях гроб, а за ним провожатые и ховринские крестьяне.

После одной литии у монастырских ворот и другой – у могилы гроб с останками Кирилла Викентьевича опустили рядом с его женою и внуком. Все три могилы покрыли цветами и венками и сказали ему последнее прости! »

Места, связанные с именем Кирилла Викентьевича в Ховрине и Головине в эпоху новостроек разительно изменились. Летом 1970 года произошел генеральный слом храмов Головинского монастыря, не осталось никаких следов и от маленького кладбища обители. Рядом с былой усадьбой Лемоха пролегли улицы Фестивальная и Лавочкина. По утверждению старожилов, возвышение на пересечении этих улиц близ дома № 40/49 по улице Лавочкина и есть местоположение дачи художника.