Финно угорское население. Финно-угорские народы


Названия народов, входящих в финно-угорскую языковую группу, займут практически все буквы алфавита. Жители Марий Эл, Ханты-Мансийского округа, Карелии, Удмуртии и других областей России очень разные и все же имеют общее. Рассказываем.

Финно-угры — это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России. Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).

Кто такие финно-угры

В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).

Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря — в междуречье Волги и Оки и мурома — в бассейне Оки.

Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы — терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.

Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России — республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).

Где живут

Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель — вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения:

  • Скандинавский, Кольский полуострова и Прибалтика;
  • среднее течение Волги и низовья Камы;
  • Северный Урал и Северное Приобье;
  • Венгрия.

Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).

Языки и анбур

Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси — родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:

  • угорская — венгры, ханты и манси;
  • финно-пермская — все остальные, включая мертвые муромский, мерянский, мещерский, кеми-саамский и язык аккала.

Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.

Нам же будет более интересен так называемый анбур — древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV-XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги — рунических пермских символов.

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV-XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись — это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.

Финно-угорские праздники и обычаи

В настоящее время большинство финно-угров — христиане. Российские — православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы — протестанты. Однако в России немало финно-угров — мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.

У хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью

Дохристианская религия финно-угров была политеистической — существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев — Таеватаат, у марийцев — Юмо.

Причем, например, у хантов , занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси , занимающихся в основном охотой, — различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.

Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.

У мордвы , занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений — до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря — моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).

Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги — это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол — один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.

Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами — Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.

Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.

Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.

У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии — это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде — кто венок поймает, тот и будет женихом.

Также почитается этот день и у эстонцев .


legion-media

Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов . Карсикко — это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.

В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет — горе и несчастья.

Где можно познакомиться с жизнью и историей финно-угорских народов

Сето: Музей-усадьба народа Сето в д. Сигово http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/sigovo

Вепсы: Природный парк Вепсский лес, а также

Лянторский хантыйский этнографический музей http://www.museum.ru/M2228

Коми: Финно-угорский культурный центр Республики Коми http://zyrians.foto11.com/fucenter

Карелы: Центр национальных культур и народного творчества

Народ, проживающий в бассейне Чепцы (приток Вятки) в пределах Балезинского, Глазовского, Юкаменского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в сопредельных районах Кировской области Российской Федерации. Язык бесермян — наречие удмуртского языка.

  • Народ, говорящий на венгерском языке угорской группы финно-угорской (уральской) языковой семьи. Письменность основана на латинской графике (с X в.). Венгры — основное население Венгерской Республики (10,2 млн чел.). Они проживают также в Румынии (1,7 млн), Словакии (580 тыс.), Сербии (430 тыс.), Украине (150 тыс.), США (600 тыс.), Канаде (120 тыс.) и других странах. Общая численность — около 15 млн чел. В РФ венгров 4 тыс. (2002 г.).
  • Народ, проживающий в юго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными озерами — Онежским, Ладожским и Белым (область Межозерья) чересполосно с русскими на стыке Ленинградской, Вологодской областей и Республики Карелия РФ. Численность — 8 тыс. (2002 г.).
  • Один из самых малочисленных народов РФ (по переписи 2002 г., 100 чел.), проживающий в основном в Кингисеппском районе Ленинградской области. Наряду с ижорцами водь — изначальное население Ингерманландии. Численность води стремительно сокращается.
  • Народ, проживающий в настоящее время в Кингисеппском и Ломоносовском районах Ленинградской области РФ. Численность — 400 чел., по переписи 2002 г. (в 1926 г. — 16,1 тыс., в 1959 — 1,1 тыс., в 1989 г. — 820 чел., из них в РСФСР — 449, в ЭССР — 306). Принадлежат к беломорско-балтийской расе.
  • Народ в РФ, коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Карелия. Численность в РФ в 2002 г. — 93 тыс., в 1989 г. в СССР — 131 тыс., РСФСР — 125 тыс., в 1959 г. — соответственно 167 и 164 тыс. Этноним «карелы» восходит к garia, что у древних летто-литовцев означало «горная или лесная земля».
  • Народ в РФ численностью 307 тыс. чел. (перепись 2002 г.), в бывшем СССР — 345 тыс. (1989 г.), коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Коми (столица — г. Сыктывкар, бывший Усть-Сысольск). Небольшое число коми проживает в низовьях Печоры и Оби, в некоторых других местах Сибири, на Карельском полуострове (в Мурманской области РФ) и в Финляндии.
  • Народ в РФ численностью 125тыс. чел. (2002 г.), 147,3 тыс. (1989 г.). До XX в. назывались пермяками. Термин «пермь» («пермяне»), по-видимому, вепсского происхождения (пере маа — «земля, лежащая за рубежом»). В древнерусских источниках название «Пермь» впервые упоминается в 1187 г.
  • Наряду с каламиад — «рыбаки», рандалист — «жители побережья»), этническая общность Латвии, коренное население приморской части Талсинского и Вентспилского районов, так называемого берега ливов — северного побережья Курляндии.
  • народ в РФ, коренное население Ханты—Мансийского (с 1930 по 1940 г. — Остяко—Вогульского) автономного округа Тюменской области (окружной центр — г. Ханты—Мансийск). Численность в РФ — 12 тыс. (2002 г.), 8,5 тыс. (1989 г.). Мансийский язык, составляющий вместе с хантыйским и венгерским угорскую группу (ветвь) финно-угорской языковой семьи.
  • Народ в РФ численностью 605 тыс. чел. (2002 г.), коренной, государствообразующий и титульный народ Республики Марий Эл (столица — г. Йошкар-Ола). Значительная часть марийцев живет в соседних республиках и областях. В царской России их официально называли черемисами, под этим этнонимом они фигурируют и в западноевропейских (Иордан, VI в.) и древнерусских письменных источниках, в том числе в «Повести временных лет» (XII в.).
  • Народ в РФ, по численности самый крупный из ее финно-угорских народов (845 тыс. чел. в 2002 г.), не только коренной, но и государствообразующий, титульный народ Республики Мордовия (столица — г. Саранск). В настоящее время в Мордовии проживает треть общей численности мордвы, остальные две трети — в других субъектах РФ, а также в Казахстане, Украине, Узбекистане, Таджикистане, Эстонии и др.
  • Народ в РФ, в дореволюционной литературе — «самоеды-тавгийцы» или просто «тавгийцы» (от ненецкого наименования нганасан — «тавыс»). Численность в 2002 г. — 100 чел., в 1989 — 1,3 тыс., в 1959 г. — 748. Живут по преимуществу в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края.
  • Народ в РФ, коренное население Европейского Севера и севера Западной Сибири. Их численность в 2002 г. — 41 тыс. чел., в 1989 г. — 35 тыс., в 1959 — 23 тыс., в 1926 г. — 18 тыс. Северной границей расселения ненцев является побережье Северного Ледовитого океана, южной — граница лесов, восточной — нижнее течение Енисея, западной — восточное побережье Белого моря.
  • Народ в Норвегии (40 тыс.), Швеции (18 тыс.), Финляндии (4 тыс.), РФ (на Кольском полуострове, по переписи 2002 г., 2 тыс.). Саамский язык, распадающийся на ряд сильно разошедшихся диалектов, составляет отдельную группу финно-угорской языковой семьи. В антропологическом отношении среди всех саамов преобладает лапоноидный тип, образовавшийся в результате контакта европеоидной и монголоидной больших рас.
  • Народ в РФ численностью 400 чел. (2002 г.), 3,6 тыс. (1989 г.), 3,8 тыс. (1959 г.). Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в некоторых других районах этой же и Томской области, в Туруханском районе Красноярского края, в основном в междуречье среднего течения Оби и Енисея и по притокам этих рек.

  • 1. Название

    Угро-финны были автохтонным населением междуречья Оки и Волги , их племена эсты , все , меря , мордва , черемис входили в готского королевства Германариха в IV в. Летописец Нестор в Ипатьевской летописи указывает около двадцати племен уральской группы (угрофинив): чудь, ливы, воды, ямь (Ӕмь), весь (таже Сѣверо ѿ них на Бѣлѣ ѡзерѣ сѣдѧть Вѣсь), карелы, Югры, пещеры, самоеды, пермяки (Пѣрмь), черемис, литья, зимѣгола, корсь, нером, мордва, меря (а на Ростовѣ ѡзерѣ Мерѧ а на Клещинѣ и ѡзерѣ сѣдѧть мѣрѧ же), мурома (а Ѡцѣ рѣцѣ кде втечеть въ Волгу ӕзыкъ Свои Мурома) и мещеры. Московиты все местные племена назвали чудью от коренного чудь , и сопровождали это название иронией, объясняя ее через московское чудить, чудак, странно. Сейчас эти народы полностью ассимилированы русскими, они исчезли с этнической карты современной России навсегда, пополнив собой число русских и оставив разве что широкий спектр своих этнических географических названий .

    Таковы все названия рек с окончанием-ва: Москва , Протва, Косьва, Силва, Сосьва, Изьва и др.. Река Кама имеет около 20 притоков, названия которых заканчиваются на-ва, по-фински означает "вода". Московитским племена с самого начала почувствовали свое превосходство над местными угро-финскими народами. Однако финно-угорские топонимы встречаются не только там, где эти народы сегодня составляют значительную часть населения, образуют автономные республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно больше, например, Москва .

    Согласно археологическим данным, ареал расселения чудских племен в Восточной Европе оставался неизменным на протяжении 2 тысяч лет. Начиная с 9 века финно-угорские племена европейской части нынешней России постепенно ассимилировались славянскими колонистами, выходцами из Киевской Руси . Этот процесс составил основу формирования современной российской нации.

    Финно-угорские племена принадлежат к урало-алтайской группы и тысячу лет назад были близки к печенегов , половцев и хазар , но находились на значительно более низком, чем остальные, уровне общественного развития, фактически, предки русских были теми же печенегами , только лесными. На то время это были примитивные и самые отсталые в культурном отношении племена Европы . Не только в далеком прошлом, но еще на рубеже 1 и 2 тысячелетий они были каннибалами . Греческий историк Геродот (5 в. до н.э.) называл их андрофаги (пожирателями людей), а Нестор-летописец уже в период Русского государства - самоеды (Самоѣдь) .

    Финно-угорские племена примитивной собирательно-охотничьей культуры были предками русских . Ученые утверждают, что московский народ получил наибольшее примесь монголоидной расы через ассимиляцию угро-финнов, пришедших в Европу из Азии и частично вобрали в себя европеоидной примеси еще до прихода славян . Смесь финно-угорских, монгольских и татарских этнических компонентов увийщла к этногенеза русских, который сформировался при участии славянских племен радимичей и вятичей . Вследствие этнического смешения с угрофинамы, а позже татарами и частично с монголами , россияне имеют антропологический тип, отличный от киево-русского (украинского). Украинскому диаспора шутит по этому поводу: "Глаз узкий, нос плюску - совсём русский". Под влиянием финно-угорского языковой среды произошли формирования фонетической системы русских (аканье, гэканья, тиканье) . Согодня "уральские" черты присущи в той или иной степени всем народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", негустая борода. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза так называемой монгольской складкой - эпикантус, у них очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается у эстонцев и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с взрослеют, они темноволосые и раскосы, другие скорее напоминают скандинавов, но с чуть более широким лицом.

    Согласно исследованиям меряниста Ореста Ткаченко , "В русского народа , по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские произошли от финно-угров ". Следует отметить, что согласно современным исследованиям галотипив Y-хромосомы на самом деле ситуация была обратной - мужчины славяне женились с женщинами местного финно-угорского населения. По мнению Михаила Покровского, россияне являются этнической смесью, в которой финнам принадлежит 4/5, а славянам -1 / 5. Пережитки финно-угорской культуры в культуре русской прослеживаются в таких особенностях, которые не встречаются среди других славянских народов: женские кокошник и сарафан , мужская рубашка-косоворотка, лапти (лапти) в национальном костюме, пельмени в блюдах, стиль народной архитектуры (шатровые постройки, крыльцо), русская баня, священное животное - медведь , 5-ти тоновая гамма пения, а-касания и редукция гласных , парные слова типа стежки-дорожки, руки-ноги, жив-здоров, такой-сякой, оборот у меня есть (вместо я, характерного для других славян) сказочный зачин "жил-был", отсутствие русальной цикла, колядок , культа Перуна , наличие культа березы , а не дуба .

    Далеко не все знают, что в фамилиях Шукшин, Веденяпина, Пияшева ничего славянского нет, а происходят они от названия племени шукша, имени богини войны Ведено Ала, дохристианского имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована славянами, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Поэтому сегодня угрофины не составляют большинства населения даже в республиках, которым дали свое имя. Но, растворившись в массе россиян (рус. русских ), Угрофины сохранили свой антропологический тип, который теперь воспринимается как типично русский (рус. русский ) .

    По мнению подавляющего большинства историков, финские племена имели чрезвычайно мирной и кроткий нрав . Этим сами московиты объясняют и мирный характер колонизации, заявляя, что военных столкновений не было, потому что письменные источники ничего такого не вспоминают. Однако, как отмечает тот же В.О.Ключевский , "в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, которая вспыхивала в некоторых местах".


    3. Топонимика

    Топонимы меряно-ерзянсього происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московской областях составляют 70-80% (Векса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, лехт, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукс, Нукша, Паленьга, Пеленг, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, иначе, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80%), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (мерцают), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понг, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100%), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакш, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и др.. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшмы, Шуя и др.. (Вологодская обл.),"" Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сышко, Талалга, Удомля, Урдома, Шомушка, Шоша, Яхрома и др.. (Тверская обл.), Арсемакы, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др.. (Владимирская обл.), Верея, Воря, Волгуша, Лама,

    Финно-угры - одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 народов финно-угорского происхождения. Финская "Калевала" вдохновляла Толкиена, а ижорские сказки - Александра Пушкина.

    Кто такие финно-угры?

    Финно-угры - одна из самых крупных этно-языковых общностей на территории Европы. К ней относятся 24 народа, 17 из которых проживает в России. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами.
    Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Общая их численность на сегодня оценивается в 25 миллионов человек. Из них венгоров около 19 миллионов, 5 миллионов финнов, около миллиона эстонцев, 843 тысячи мордвы, 647 тысяч удмуртов и 604 тысячи марийцев.

    Где живут финно-угры в России?

    Учитывая нынешнюю трудовую миграцию, можно сказать, что везде, однако самые многочисленные финно-угорские народы имеют в России свои республики. Это такие народы как мордва, удмурты, карелы и марийцы. Есть также автономные округа ханты, манси и ненцев.

    Коми-Пермяцкий автономный округ, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У финно-угров вепсов в Карелии есть своя национальная волость. Ингерманландские финны, ижора и селькупы автономной территории не имеют.

    Москва - финно-угорское название?

    По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.

    Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».
    Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.

    Такие разные финно-угры

    Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отношении, ни в антропологическом. По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп. В Пермско-финскую подгруппу входят коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финская группа - это мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

    Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует.

    О чем говорят гаплогруппы

    Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).

    Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.

    Какие сказки нам читали

    Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.
    Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе "Сказки о царе Салтане" - сказка "Чудесные дети" из вепсской традиции (вепсы - малочисленные финно-угорский народ).

    Первое большое произведение Пушкина, поэма "Руслан и Людмила". Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги "Финский альбом" также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.

    Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина - "nainen".
    Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.

    Народы финно-угорской группы населяют территории Европы и Сибири на протяжении более десяти тысяч лет, еще со времен неолита. На сегодня количество носителей финно-угорских языков превышает 20 миллионов человек, и они являются гражданами России и ряда стран Европы - современные представители народов финно-угорской группы проживают в Западной и Центральной Сибири, Центральной и Северной Европе. Финно-угры являют собой этноязыковую общность народов, включающую в себя марийцев, самодийцев, саамов, удмуртов, обских угров, эрзян, венгров, финнов, эстонцев, ливов и др.

    Некоторые народы угро-финской группы создали свои государства (Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия), а некоторые проживают в многонациональных государствах. Несмотря на то, что на и культуры народов финно угорской группы оказали значительное влияние и верования этнических групп, проживающих с ними на одной территории, и христианизация Европы, все же финно-угры сумели сохранить пласт своей самобытной культуры и религии.

    Религия народов финно угорской группы до христианизации

    В дохристианскую эпоху народы финно угорской группы жили разобщенно, на огромной территории, и представители разных народов практически не контактировали между собой. Поэтому закономерно, что и диалекты, и нюансы традиций и верований у разных народов этой группы существенно отличались: к примеру, несмотря на то, что и эстонцы, и манси принадлежат к финно-угрским народам, нельзя сказать, что в их верованиях и традициях много общего. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа, поэтому неудивительно, что верования и традиции этносов, проживающих в Сибири, существенно отличались от религии финно-угров, живших на территории Западной Европы.

    В религиях народов финно угорской группы не было , поэтому всю информацию о верованиях этой этнической группы историки берут из фольклора - устного народного творчества, которое было записано в эпосах и легендах разных народов. И наиболее известными эпосами, из которых современные историки черпают знания о верованиях, являются финский "Калевала" и эстонский "Калевипоег", достаточно подробно описывающие не только богов и традиции, но и подвиги героев разных времен.

    Несмотря на наличие определенной разницы межу верованиями разных народов финно угорской группы, между ними есть много общего. Все эти религии были политеистическими, и большинство богов были связаны либо с природными явлениями, либо с скотоводством и земледелием - основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы - Таеватаат, марийцы - Юмо, удмурты - Инмар, а саами - Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий. Помимо политеизма и схожих богов, во всех религиях народов финно угорской группы есть следующие общие характеристики:

    1. Культ предков - все представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в том, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях - помогать своим потомкам
    2. Культы богов и духов, связанных с природой и землей (а нимизм) - так как пропитание большинства народов Сибири и Европы напрямую зависело от приплода выращиваемых животных и урожая культурных растений, неудивительно, что у многих народов финно угорской группы было множество традиций и обрядов, предназначенных для задабривания духов природы
    3. Элементы шаманизма - как и в , в финно-угорских этносов роль посредников между миром людей и духовным миром выполняли шаманы.

    Религия народов финно угорской группы в современности

    После христианизации Европы, а также увеличения количества адептов ислама в начале первой половины второго тысячелетия нашей эры, все больше людей, принадлежащих к финно угорским народам, стали исповедовать какую-либо из , оставляя верования предков в прошлом. Сейчас только малая часть финно-угорцев исповедуют традиционные языческие верования и шаманизм, большинство же переняло веру народов, живущих с ними на одной территории. К примеру, подавляющая часть финнов и эстонцев, как и граждане других европейских стран, являются христианами (католиками, православными или лютеранами), а среди представителей народов финно угорской группы, населяющих Урал и Сибирь, есть много адептов ислама.

    На сегодня древние анимистические религии и шаманизм в наиболее полной форме сохранили удмурты, марийцы и самодийские народы - коренные жители западной и центральной Сибири. Однако нельзя сказать, что финно-угорцы полностью забыли свои традиции, ведь они сохранили ряд обрядов и верований, и даже традиции некоторых христианских праздников в народов финно угорской группы тесно переплелись с древними языческими обычаями.