Культура Индонезии: быт, традиции. Культура и история индонезии Индонезийский национальный костюм


Считается, что самые первые жители индонезийского архипелага пришли из Индии или Бирмы. В 1890 году, в Восточной Яве были найдены окаменелости питекантропа (homo erectus), возрастом приблизительно 500 000 лет. Более поздние мигранты ("малайцы") приехали из южного Китая и Индокитая, и начали населять архипелаг приблизительно в 3000 до н.э. Мощные группы, типа буддистской империи Срайвиджая и индусского королевства Mataram, появились на Яве и на Суматре к концу 7-ого столетия. Последнее значимое королевство, основанное индусами, было Majapahit в 13-ом столетии. Последующее распространение ислама на архипелаге в 14-ом столетии вынудило Majapahits отступить в 15-ом столетии к Бали.

Индонезия включает в себя полный диапазон разнообразных обществ и культур. Однако, образование, средства массовой информации и политика национализма, которую во всю проводило правительство, создали определенную индонезийскую национальную культуру. Отличительная кухня Индонезии и ее ремесла, сразу же вынесли ее на международную арену.

Батик, искусство наложения воска на ткань и последующее создание красочных и драматических картин, производится повсюду в Индонезии, а центром этой деятельности является Джакарта на Яве. Другие формы ремесел представлены такими видами, как ikat - ткань специального плетения из разукрашеных ниток; songket - шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями; и крис - художественные работы, часто украшенные драгоценностями. Яванские wayang - марионеточные пьесы и гамелан - гипнотическая музыка, составленная главным образом из ударных инструментов - также популярные артистические формы.

На большинство блюд индонезийской кухни оказали влияние китайцы, но некоторые блюда в Паданге на Суматре, являются действительно исконно индонезийскими. Везде, куда бы вы не путешествовали в Индонезии, вы увидете продавцов закусок, типа картофеля, сладких орехов, бисквитов или фруктов. Рис - основа каждого блюда, он кладется в суп или подается на гарнир, учавствует в салатах и маринадах. Разнообразие тропических фруктов повергло бы в обморок любого продавца зелени из Европы. Это и яблоки со вкусом крема, дурио, гуавы, джак-фрукты, манго, папайя, стар-фрукты и рамбутаны.

Социальные и религиозные обязанности, в течение долгого времени, сформировали специальный кодекс поведения, который называют адат или традиционный закон. Ислам - преобладающая религия архипелага, она немного разбавлена элементами индусского буддизма, адата и анимизма. В Яве есть сотни мест, где сконцентрирована духовная энергия, которую, по поверьям, могут поглощать последователи. Несмотря на длинный колониальный период, попытки миссионеров преобразовать индонезийское население в христиан, ни к чему не привели.

Имеют долгую многовековую историю, причиной этого является удивительная география Индонезии , вернее ее благоприятный климат. Развитие цивилизации в этих краях началось задолго до нашей эры, люди со всей округи двинулись в эти места за лучшей жизнью. Такая тесная сплоченность различных народов, способствовала тому, что культура Индонезии стала столь уникальной и неповторимой.

Религия Индонезии

Большая часть населения страны исповедует традиционный ислам, появившийся здесь еще в конце XIII века. Это не значит, что , это только ислам, страна является светским государством, законы, которой гарантируют любому полную свободу вероисповедания.


Экономика Индонезии

Современная Индонезия считается аграрно-индустриальной страной. За последние десятилетия политика страны немного сменила курс своего развития, нынешняя , это не только туризм и отдых, но и увеличение роста собственной промышленности.


Наука Индонезии

На протяжении многих лет страна являлась колониальной республикой, первыми европейцами здесь были португальцы, потом голландцы, после них французы и англичане. Конечно, в те времена государство переживало не лучший период в своей истории, но благодаря этому, многое приобрела. Многие имеющиеся научные учреждения были сформированы голландскими просветителями.


Искусство Индонезии

Многонациональный состав государства, способствовал тому, что современная культура страны является уникальной в своем роде. На духовное развитие во многом повлияло воздействие сразу нескольких религий, таких как ислам, буддизм, индуизм, христианство, язычество и т.д. Искусство Индонезии хранит в себе наследие многих народов. Литература, историческая архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, театр это лишь малая часть того, чем может похвастаться страна, с такой богатой самобытной культурой.


Кухня Индонезии

Местная кулинария сочетает в себе вкусовые предпочтения многих народов, поэтому для некоторых местная кухня может показаться, немного специфической. Основными ингредиентами блюд являются крупы, чаще всего рис и морепродукты, которые заправляют большим количеством различной приправы. Кухня Индонезии разнообразна, обилие блюд, приправ, соусов не может не радовать, нужно отметить, что свинину здесь не подают, т.к. подавляющая численность населения исповедует ислам.


Обычаи и традиции Индонезии

В стране, где проживает более 300 народов, почти еженедельные праздники, являются нормой жизни местных жителей. Государство официально празднует всего 3 праздника, остальные являются религиозными, и проводятся по собственной инициативе жителей. Обычаи и традиции Индонезии уникальны и разнообразны, страна контрастов готова приятно удивлять своих гостей на протяжении всего отдыха.


Спорт Индонезии

Современный оставляет желать лучшего. На международных соревнованиях, страна редко когда показывает хорошие результаты. Основными любимыми видами спорта являются единоборства, футбол, шахматы, мотоспорт, бадминтон.

Культура Индонезии

Архитектура

К древнейшему периоду относятся остатки мегалитических сооружений, обнаруженные на всей территории Индонезии (I тысячелетие до н. э. - первые века н.э.). Самые значительные из них - на плато Пасемах (Юго-Западная Суматра). Это менгиры, дольмены, террасные ступенчатые надмогильные сооружения. Средневековый период характеризовался появлением в архитектуре своеобразной культуры, явившейся результатом синтеза местных традиций и привнесенных из Индии индуистско-буддистских элементов зодчества. В VIII - XV веках к ведущим типам архитектуры относились чанди (в которых сочетались функции храма и мавзолея), ступа, стамбха (мемориальная колонна, Суматра), вихара (монастырь, Ява, Суматра), а в XV - XVI веках чандиобразные постройки (Восточная Ява), гопура, меру (Бали). По традиции широко использовалась орнаментика (каламакара и др.) и каменная скульптура. К наиболее известным храмовым комплексам относятся: на Центральной Яве (VIII - X вв.): Диенг, Боробудур, Мендут, Прамбанан, Каласан; на Восточной Яве (XI - XV вв.): Травулан, Панатаран, Сингасари; на Суматре - Паданг-Лавас; на Бали - Бесаких, Гуа Гаджах (“Слоновая пещера”). Особенностью архитектуры Явы позднего средневековья и начала нового времени было строительство дворцов-крепостей местных правителей - кратонов (Джокьякарта, Суракарта, Чиребон).

Крушение империи Маджапахит и распространение ислама привели к упадку индуизированной культуры. Типичным культовым сооружением стала мечеть. Она, как правило, представляла собой кубическую постройку под крутой крышей (иногда в несколько ярусов), увенчанную шпилем, реже - “луковицей”, с пристроенным минаретом. Одной из старейших является деревянная мечеть в Демаке (1478). Своеобразна мечеть в Кудусе (XVI в.), красный кирпичный минарет которой перестроен из чанди. Изящны мечети Байтурахан в Семаранге, Бенгкок (XVII в.) в Медане, Джами Тамбора в Джакарте. Гражданские постройки этого времени - преимущественно дворцы местных правителей - кратоны.

В колониальный период внедрялись привычные для колонизаторов архитектурные формы и методы строительства. Возводились форты и другие оборонительные объекты (форт Роттердам в Уджунгпанданге, XVI в.; форт Мальборо в Бенгкулу, XVI - XVII вв.; форт де Кок в Букиттингги, 1825 г.; Медан Гарнизун в Медане, 1873 г.; остатки крепости Батавия в Джакарте, 1619 г.), торговые фактории и инженерные сооружения - каналы, молы, дамбы, причалы, пакгаузы. Города, основанные голландцами, закладывались по регулярному плану с церковью и ратушей в центре (здание ратуши в Джакарте, 1626 г.), но в дальнейшем развивались стихийно. Характерным был принцип городского районирования по расовому и этническому признаку (голландские, китайские, туземные кварталы). Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами (районы Глодок и Джатинегара в современной Джакарте). Строились культовые здания - пышные католические соборы в псевдоготическом стиле (кафедральный собор XVII в. в Джакарте, архитектор Хулсвиф), более скромные протестантские церкви.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. появились постройки в стиле “классический ампир” - дворец генерал-губернатора (ныне президента) в Джакарте (1826) и его летние резиденции в Богоре и Чибодасе; здание Национального музея в Джакарте (1868) и др. С конца XIX в. стали воздвигаться здания нового типа (банки, вокзалы, музеи), расширялась городская застройка, строились порты (Танджунг-Приок, 1877-83 гг.; сурабайский порт - с участием русского инженера-строителя И.Т. Благова). В начале XX в. получают распространение сооружения в стиле “тропический модерн” (здание бывшего медицинского училища Стовия в Джакарте, технологический колледж в Бандунге).

В период независимости (после 1945 г.) были приняты меры к упорядочению городского планирования и застройки (Джакарта, Джокьякарта, Бандунг). Характерным стало создание крупных архитектурных ансамблей с применением бетона, стекла, стали: университетские городки, спортивные комплексы, большие жилые районы, города-спутники, отели, универмаги и торговые центры, аэропорты, культурно-развлекательные центры. Украшением Джакарты стали центральная площадь Мердека с величественной стелой-монументом высотой 137 м, в основании которой находится исторический музей, с памятником Дипонегоро (автор - итальянский скульптор Кобертальдо) и поющими фонтанами (1962 - 75), крупнейшая в ЮВА мечеть Истиклал (архитектор Силабан, 70-80-е гг.), здание парламента, Дворец конгрессов (созданы с участием скульпторов Г. Сидхарта и Сунарьо, художников А.Д. Пирус, Приянто, Т. Сутанто, 60-70-е гг.). Современная архитектура страны отражает типические черты мирового зодчества и местные традиции.

Народная архитектура представлена различными типами жилищ: хижинами (Ириан, Тимор), легкими каркасными свайными домами, большими общинными “длинными домами” даяков Калимантана, домами с седловидными крышами высокого выноса у тоба батаков и минангкабау на Суматре, традиционными яванскими домами с пирамидальным потолком, изображающим мировую гору Меру.

Изобразительное искусство

Древнейшие памятники изобразительного искусства Индонезии - наскальные рисунки-петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений (главным образом в восточной части страны от Калимантана до Ириан-Джая - пещеры Абба, Сосорра и др.): изображения людей, животных, особенно рыб, черепах и птиц, лодок, символов луны и заходящего солнца. В живописи отражаются тотемические и магические мотивы, космологические представления древних индонезийцев и тесная связь их жизни с морем. Некоторые образы (в частности, лодки) сохраняются в дальнейшем в форме крыш домов, головных платков и т. п.

Образцом древнего изобразительного искусства являются также орнаментика и скульптурная пластика мегалитов, представленные в районе Пасемах на Южной Суматре: статуарные изображения животных (буйволов, слонов) и человеческих фигур с мечами и шлемами, покрытые орнаментом каменные саркофаги.

Большого совершенства достигла обработка бронзы. В период донгшонский культуры это предметы культа: церемониальные топорики (кельты), вазы, фигуры предков, ритуальные барабаны (принадлежали заклинателям дождя) с орнаментом зооморфного и антропоморфного характера. Найденный на о-ве Бали огромный барабан “балийская луна” украшен изображением человеческого лица с большими, широко раскрытыми глазами и с мочками, оттянутыми серьгами. Позднее с приходом индуизма и буддизма (VII - XIII вв.) появляются лампады, подносы, колокольчики с растительным узором и статуи Будды и бодхисатв в стиле Амаравати, облик которых (статичность поз, бесстрастность взора, округлость линий) отражал яванскую концепцию трансцендентального мира. Индийские культурные каноны заимствовались путем органической ассимиляции их с местными элементами. Высоким мастерством отличаются каменная пластика и рельефы архитектурно-культурных комплексов чанди Боробудур, Прамбанан, Панатаран. Образцы изобразительного искусства позднего средневековья отмечены нарастанием декоративности, динамизмом композиций и упрощенно-графической трактовкой образов (как в театре теней ваянге). Развитие получила керамическая скульптура (находки у Травулан) и искусство вырезания ритуально-театральных масок.

Приход ислама с его канонами, запрещавшими изображение человека и животных, привел к упадку изобразительного искусства на большей части территории Индонезии, ограничив его главным образом орнаментикой. Преемственность древних художественных традиций сохранилась лишь в театре теней и некоторых его разновидностях (например, в ваянг бебер) и искусстве резьбы по дереву (у племен с анимистическими верованиями и в Джепаре). Только на о-ве Бали традиции избразительного искусства не прерывались: осталась школа каменной и деревянной скульптуры, художественной резьбы, живописи. Несмотря на проникновение современного западного искусства, культура Бали в своей основе демонстрирует приверженность традиционным канонам: ограниченность сюжетных линий, приемов изображения (скованный, формальный стиль, отсутствие экспрессии), используемых красок.

Киноискусство

Киноискусство начало развиваться до провозглашения независимости. Первый фильм “Лутунг Касарунг” (по одноименной сунданской легенде) появился в 1927 году, его поставили голландцы Г. Крюгер и Ф. Карли. В 1930 году Г. Крюгер поставил первую звуковую картину “Ньяи Дасима”. В дальнейшем кинопромышленность была в значительной степени монополизирована китайским капиталом (кинокомпания братьев Вонг, “Ява филм компани”, “Тан филм компани” и др.). В этот период преобладали фильмы развлекательного характера на сказочные и исторические сюжеты, а также семейные мелодрамы. В ряде лент нашла отражение индонезийская действительность: “Рис” (1935, реж. М. Франкен), “Яркая луна” (1937, реж. А. Балинк), “Сити Нурабая” (1941, реж. Ле Тек Сви). Большую популярность завоевали артисты Раден Мохтар, Рукия Картоло. В 1941 году было поставлено уже 28 картин. Во время японской оккупации и в период борьбы против англо-голландской интервенции постановщиками стали и сами индонезийцы, но число картин резко сократилось (две в 1948 году). Однако к 1952 году уже имелось 13 киностудий, которые выпустили на экраны 62 картины. Ведущую роль играло объединение “Перфини”, основанное в 1950 году режиссером Усмаром Исмаилом. Начало съемок первого фильма “Перфини” “Кровь и молитва” 30 марта 1950 года отмечается в Индонезии как День национального кино. Развитию неигрового кино способствовало создание в 1950 году государственной кинокорпорации ПФН. В картинах национального кинематографа вплоть до середины 60-х гг. превалировала патриотическая тематика (режиссеры Усмар Исмаил, Асрул Сани). Среди актеров известность получили Р. Исмаил, Бамбанг Херманто, Сукарно М. Нур, Панджи Аном, актрисы Читра Деви, Мила Кармила, Фарида Арьяни.

Политические события, связанные с Движением 30 сентября 1965 года негативно сказались на положении кинематографа: ряд деятелей подверглись репрессиям, производство сократилось до 6-12 фильмов в год. Спад был преодолен лишь к середине 70-х гг., когда было принято постановление, обязывающее импортеров на пять ввозимых фильмов производить один индонезийский, и создана национальная прокатная организация “Перфин” (1975). В 70-80-е гг. в кино доминировали салонные и исторические мелодрамы, комедии, фильмы ужасов. Однако и среди них встречались картины высокого гуманистического звучания, в которых находили отражение проблемы современного общества (“Велорикша и нищая” Вима Умбоха, 1978). Любопытны по своей стилистике фильмы выпускников ВГИК Ами Приено (“Джакарта, Джакарта”, 1977; “Декабрьские воспоминания", 1977) и Шаманджаи (“Атеист”, 1974; “Картини”, 1982), а также Тегуха Карьи (“Ноябрь 1928”, 1979; “Мать”, 1986). В начале 80-х гг. появилась серия кукольных фильмов о деревенском мальчике “Си Уньил” (пост. Кунаин Сухардиман).

В Индонезии около 2 500 кинотеатров, в год создается до 70 художественных фильмов, импортируется более 200. Функционирует Академия кинематографии (основана в 1977 году), ежегодно (с 1973 года) проводятся кинофестивали. В видеопрокате находится 17 220 национальных и 106 342 иностранных фильмов.

Литература

Этническое родство большинства народов Индонезии, общность их исторических судеб и многовековые культурные контакты обусловили определенное единство как фольклора, так и литературного процесса в целом.

В зарождении (не ранее VIII в.) письменной литературы формирующую роль сыграла древнеиндийская (санскритская) литература индуистского и меньше буддистского комплексов. В измененном виде индийские мифы из “Махабхараты” и “Рамаяны” проникли также в фольклор многих народов. Позже подобную трансформацию претерпели предания о подвижниках ислама и героях арабской и персидской литературы.

В отличие от фольклора, бытовавшего на родном языке каждого этноса, для средневековой письменной литературы характерно наличие двух основных языков - яванского и малайского. Первый использовался в яванской культурной зоне (Ява, Мадура, Бали и Ломбок), населенной, помимо яванцев, сундами, балийцами, мадурцами и сасаками. Второй - в малайской культурной зоне, включающей все другие острова, а исторически - и территорию нынешней Малайзии. В создании традиционной литературы на малайском языке принимали участие не только этнические малайцы и минангкабау, но и аче, буги, макасары, отчасти батаки, а также жители Молуккских, некоторых Малых Зондских островов и др.

Все перечисленные народы в XVIII - XIX вв. (а эпизодически и ранее) обращались также к письменному творчеству на родных языках, тогда как словесное искусство других этносов не выходило за пределы устной фольклорной стадии.

С середины XIX - в начале XX вв. в местных литературных произведениях появляются просветительские тенденции. Одновременно зарождается пресса и городская литература на “низком” (вульгарном) малайском языке. В первой половине XX в. отдельные литераторы пользовались в публицистике и художественном творчестве и голландским языком, отчасти также претендовавшим на роль языка межнационального общения.

Будучи наиболее развитой и динамичной, общенациональная индонезийская литература окончательно утверждает себя уже после обретения Индонезией независимости (1945). Письменная словесность на местных языках также претерпевает существенные изменения. Двуязычие, характерное для большинства жителей страны, до некоторой степени проявляется и в литературе, причем отдельные современные писатели создают произведения как на общенациональном индонезийском, так и на своих (“материнских”) языках.

Музыка

Традиционное музыкальное искусство составляет значительную часть звуко-музыкального творчества индонезийских народов. Это оркестры гамелан, ансамбли ангклунгистов, сольное пение тембанг, разнообразные театрально-танцевальные стили (спектакли театра ваянг, топенг и др., танцы бедайя, легонг и т.п.), представленные как городскими профессиональными труппами, так и сельскими любительскими коллективами. Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (XVI - XVII вв.). В католических миссиях распространялась хоровая музыка культового типа, приобрели популярность духовые оркестры военных гарнизонов. Наиболее явно синтез местных традиций с западной субкультурой наблюдался в городском популярном творчестве. На территории современной Джакарты уже в XVI - XVII вв. начинают складываться гибридные жанры, формы и стили музыки, объединявшие западноевропейские и азиатские традиции. Типична в этом отношении вокально-инструментальная традиция крончонг, восходящая к раннему колониальному периоду. В XVIII - начале XX вв. в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг); т. н. китайские ансамбли Батавии - гамбанг кромонг (с нач. XIX в., включали китайские, сунданские, малайские, португальские инструменты); позднее - оркестры, сопровождавшие пение крончонг и др.

После 1945 года активно развиваются система концертной практики, институты западного типа, в том числе учебные (Национальный совет по делам искусств; Комитет по вопросам музыкального искусства в Джакарте; Академия музыки; Центр индонезийского ваянга, который с 1969 года готовит специалистов, ведет научные исследования, устраивает выставки, лекции, выпускает специальный бюллетень). Характерная для Индонезии традиция детского творчества поддерживается современными коллективами, выступающими на концертной эстраде (Национальный детский балет, детская музыкальная группа “Секандунг” и др.). С развитием индустрии индонезийского кино формируется вокальный стиль дангдут, получивший широкое распространение как в городской, так и в сельской среде.

Среди известных индонезийских композиторов - Исмаил Марзуки (1914-58), Гесанг (р. 1915), Супратман (1903-38), Корнел Симанджунтак (1920-46), К.Р. Т. Мадукусума (1895-1972), Н. Ситуморанг (1908-69), С. Ситомпул (1904-74), К.Р. Т. Варсодининграт (1882-1975). Среди традиционных музыкантов: В. Бератха (р. 1924), И. Ньоман Калер (1892-982), Коко Косвара (р. 1915), Тиханг Гултом (1896-1970).

Танец

Благодаря изолированности отдельных островов многие танцы в Индонезии сохранили свои оригинальные ритуальные формы. Очень разнообразны костюмы, стили музыкального аккомпанемента, техника и пластика движений - от строгих придворных драм Центральной Явы, использующих сложную полифоническую музыку, до архаичных ритмических танцев в Ириан-Джая. Классический танец сложился в XIII - XIV вв. при дворах яванских правителей на основе синтеза анимистических ритуалов и индуистско-буддистских канонов и до начала XX в. оставался аристократическим. Танцовщицы отбирались только из знатных семей, близких к кратонам Суракарты и Джокьякарты. Характерной особенностью классического танца является своеобразное сочетание чопорности и грации поз и движений, призванных отразить утонченность придворных вкусов. Двигаясь в соответствии с заданными хореографическими образцами, танцовщицы часто застывают, фиксируя позы, с опущенными глазами. Медленные ритмические движения, позы медитации, мелодия гамелана, аккомпанирующего танцу, оказывают на зрителя гипнотическое воздействие. Важное значение в яванском классическом танце придается движениям рук, ног, головы и корпуса, языку жестов. Требуются годы тренировок, чтобы добиться владения телом, которое демонстрируют испонительницы танцев бедайя или серимпи. Многие яванские классические танцы повествуют о борьбе богов, принцев и героев. Вторая по значимости школа классического танца - балийская сложилась на основе мистериальных действий под влиянием индийских и яванских канонов. Танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх, голова втянута. Неожиданная смена направления движений, выверенность резких шагов - особенность балийской хореографии. Почти все балийские танцы - сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем во время религиозных церемоний либо праздников.

Весьма многообразны народные танцы, в том числе на темы сельского труда, исполняемые на праздниках урожая: ранггук (Джамби), агилис (Мадура), бунчис (Западная Ява), курунг-курунг (Южный Калимантан), пакарена (Южный Сулавеси); ритуальные танцы: сангхьянг дедари (Бали), санджанг (Баламбанган), и др.; танцы, выражающие характер и повадки зверей и птиц: барабах инданг (Западная Суматра); танцы, демонстрирующие воинский дух, доблесть и героизм: барис (Бали), емблек, куда кепанг (Ява), ледохаву (о. Саву), леко сено (о. Тимор); современные массовые танцы: пендет, джангер (Бали), джогет (повсеместно), гандрунг (Баньюванги), кету тилу (Ява); стилизованные под танец боевые единоборства (пенчак силат); танцы с ярко выраженным мусульманским колоритом: саман (Аче), джапин (Южный Калимантан, Риау).

Классические и народные танцы получают развитие в постановках современных хореографов (Кусумакесово создал в 1961 году театр танца “Рамаяна”; художник Багонг Кусудиарджо основал в 1958 году труппу в Джокьякарте). Хореографическая подготовка осуществляется в Консерватории музыки и танца в Денпасаре, Академии музыки и танца в Суракарте, в школе Багонга Кусудиарджо и в школе “Кридо Бекса Вирама” в Джокьякарте, в Институте художественного образования в Джакарте.

Театр

Наибольшее развитие сценическое искусство получило в яванской культурной зоне. Основной формой традиционного театра, связанного с древними театрализованными ритуалами и культами, является ваянг. Разновидности: ваянг кулит, или ваянг пурво (теневой театр плоских кожаных кукол); ваянг клитик (театр плоских деревянных кукол); ваянг голек (театр тростевых объемных деревянных кукол); ваянг бебер (театр представления картин, нарисованных на полотне); ваянг вонг или ваянг оранг (театр живого актера); ваянг топенг (театр масок). Для первых трех видов характерно вербальное начало, для двух других - хореография и пантомима.

Все виды ваянга объединяет общность сюжетов, связанных с мифологическим или мифо-историческим циклом (местные версии “Махабхараты” и “Рамаяны”, циклы о Панджи, Дамар Вулане, Менакджинге, Чалон Аранге и др.), и типологии героев, стилизация образов и напряженность действия. Общим является присутствие ведущего - даланга: в ваянг кулит и ваянг голек он манипулирует куклами, произносит диалоги, поясняет ход событий; в ваянг топенг и ваянг бебер он руководит музыкантами и певицами-танцовщицами, выступления которых, не имеющие отношения к сюжету, создают соответствующее настроение у зрителей; в ваянг вонг, где артисты сами поют и произносят диалоги, он поясняет ход событий, делает подношения богам перед началом спектакля. Необходимым атрибутом всех видов ваянга является кайон или гунунган - декоративная заставка в форме листа, символизирующая мировую гору (Меру) или мировое древо. Она устанавливается до начала и после окончания спектаклей, а также во время перерывов и в моменты смены действий и одновременно может служить декорацией (изображать дерево, гору, огонь и т. д.).

Самым популярным является ваянг кулит, каноны которого оказали влияние и на другие разновидности ваянга: актеры в ваянг вонг, например, танцуют, имитируя движения плоских кожаных кукол. Среди ведущих трупп ваянга - “Сривидари”, основанная в 1895 году в Суракарте китайским антрепренером Ган Кимом.

Наиболее известной формой традиционного театра за пределами яванской культурной зоны является майонг (архипелаг Риау). В XIX в. в городах получили распространение зрелища, типологически близкие к таким европейским театральным жанрам, как водевиль и мелодрама. Это - малайская опера бангсаван, или комеди-стамбул, сунданская сандивара, яванские лудрук и кетопрак, джакартский ленонг. Большое место в них занимают шутовская интермедия, песни и танцы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету. Темы пьес заимствованы из хроник, легенд, сказок (“Тысяча и одна ночь”), городских повестей конца XIX в. (“Ньяи Дасима”, “Си Чонат”), популярных европейских романов. Позднее появились оригинальные пьесы (Анджар Асмара и др.). Большую известность в 30-е гг. XX в. имела джакартская труппа “Мисс Чучих” (сандивара), в 40-е гг. - “Опера Дарданелла” (комеди-стамбул). В настоящее время популярны “Лудрук Мандала” и “Сри Мулат”.

Первые драматические постановки появились в начале XX в. и были осуществлены в основном в школьных театрах. В это же время стала развиваться драматургия на индонезийском языке. В конце 20 - начале 30-х гг. значительные драматургические произведения создают такие индонезийские писатели, как Рустам Эффенди, Мухаммад Ямин, Сануси Пане, Армайн Пане. В годы японской оккупации и борьбы с голландской интервенцией получили известность труппы, возглавлявшиеся Усмаром Исмаилом и Анджаром Асмарой. В 50-е гг. выступили Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифа, Ахдиат Картамихарджа, Ситор Ситуморанг, В.С. Рендра, Агам Виспи, Бахтиар Сиагаан, Моттинго Буше. Для лучших пьес, созданных в этот период, характерны демократизм, социальный пафос, поиски новых путей развития театрального искусства.

В современной национальной драматургии преобладают сюрреалистические и неоэкспрессионистические тенденции (Арифин С. Нур), драма абсурда (Путу Виджая) и философские пьесы (Ф.К. Марта). Ставятся трагедии Софокла, Шекспира, Шиллера, пьесы Чехова, Гоголя, Брехта, Камю, Бекета, Ионеско. Многие из них адаптированы к местным условиям. Основные театры и труппы сконцентрированы в Джакарте. Среди них “Театр Кома” (рук. Н. Раинтиарно), “Театр Кечил” (рук. Арифин С. Нур), “Театр Мандири” (рук. Путу Виджая), “Театр Популер” (рук. Тегух Карья), “Лисендра Буана” (рук. Чок Хендру), “Театр Лембага” (рук. Сеномбунг), “Театр Саджа” (рук. Икранегара), “Театр Септембер” (рук. Али Шахаб). Большой известностью пользуется джокьякартский “Бенгкел Театр” (рук. В. С. Рендра). Значительное развитие получило движение университетских и других любительских полупрофессиональных театров. В 70 - 80-е гг. частым явлением стали театральные фестивали, проводимые Культурным центром Джакарты в Парке Исмаила Марзуки. Основной центр подготовки кадров для театра - Национальная академия театра, созданная Усмаром Исмаилом в 1955 году.

Информация об Индонезии

Практическая информация об Индонезии: Общая информация об Индонезии:

Степень воздействия и усвоения элементов индийского влияния была различной для приморских и внутренних (в большей мере аграрных) районов. В целом же пути перехода к более зрелому социально-экономическому устройству определялись главным образом местными факторами, сложившимися до начала активных контактов с другими регионами на рубеже новой эры.

Раздел II

ИНДОНЕЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (VII СЕРЕДИНА XVII в.)

Глава 2

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (VII-X вв.). НАЧАЛО СОБИРАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАДНОЙ НУСАНТАРЫ ПОД ВЛАСТЬЮ МАЛАЙСКОГО И ЯВАНСКОГО КОРОЛЕВСТВ

ЭТАПЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДОНЕЗИИ

В средневековых обществах Индонезии основную массу населения составляли свободные крестьяне, объединенные в малые сельские общины, характерные для средневековой Юго-Восточной Азии (вообще любой свободный был членом какой-то конкретной общины). На протяжении VIII-XV вв., судя по эпиграфическим данным и сведениям нарративных источников, прежде всего с Явы, возрастала зависимость общин вначале от власти монарха, а потом все более и более от власти конкретных частных владельцев. Вместе с тем из общины выделялись представители ее верхушки. Первоначально они пользовались различными привилегиями, не выходя из состава общины имущественно, оставаясь деревенскими чиновниками, а позднее все чаще переходили на положение чиновничества при монархе. Соответственно если наиболее массовая низовая часть слоя эксплуататоров ранее была представлена общинной верхушкой, то в дальнейшем в ее составе непрерывно растет (но не становится основной) доля служащих государства - мелких и средних чиновников.

Социальное положение духовенства также менялось; объединенное вначале вокруг крупных по преимуществу храмов, оно чем дальше, тем больше превращалось в корпорацию мелких и средних священнослужителей, в той или иной мере связанных с государственным аппаратом.

Земля в это время на Яве и, видимо, в других развитых областях Архипелага могла быть объектом владения как общины, так и частного лица.

Предметом нашего социально-экономического анализа будет прежде всего хорошо документированная Ява, так как известные нам социально-экономические структуры, характерные для средневековых малайцев, балийцев и др., в принципе схожи с яванскими. Как собственность земля на Яве принадлежала с VIII в. суверенам двух уровней: князьям-рака и выросшему из их среды и стоящему над ними монарху; затем с конца X и по меньшей мере по XV в. - только монарху. Рака были крупными наследственными правителями небольших княжеств, возникших на Центральной Яве в ходе становления классового общества, затем они превратились в наследственную аристократию вотчинного типа, в VIII-IX вв. постепенно терявшую часть своих привилегий в пользу монарха и высших представителей власти - ракараянов. К концу IX в. суверенность отождествляется только с махараджей (монархом), и верховная собственность на землю становится (до конца XV в.) «моноцентрической» вместо ранней «полицентрической». Во второй четверти X в. центр экономической активности в Матараме переместился из Центральной в район Восточной Явы, где предпосылки для складывания классов возникли позднее. Центральная власть, уже ставшая в борьбе против рака верховным собственником земли, вступила здесь в прямые отношения с верхушкой общин, из среды которых не успели выделиться рака. Более сложный, чем в центре Явы в VIII в., аппарат централизованного угнетения в X в. наложился на деревенское общество Восточной Явы, где еще не сложились крупные владения типа владений рака. Возникла новая социальная ситуация, в которой для крупных неслужилых владельцев, не родственных монарху, не было места. Лишь в XV в. у яванцев вновь появилась крупная потомственная земельная аристократия, причем с политическими правами; но теперь это - члены семьи монарха, вскоре разорвавшие страну на уделы.

Примечательно, что монарх, носитель центральной власти, лишь за два столетия (VIII-IX) приобрел верховную собственность на землю, во всяком случае в традиционном для нашей науки понимании. Хотя крупные феодалы были побеждены к концу IX в., тем не менее верховная власть сделала ареной своей экономической и политической активности не центр Явы, где она победила, а восток, где побежденных вообще не было как социальной группы, по крайней мере в X-XI вв. Там в почти чистом виде и сложилась знакомая по другим странам Азии модель: «монарх - община». Она сохранялась, что редко бывает, несколько столетий, в течение которых из свободных выделился служилый средний слой (светский и отчасти духовенство), а позднее, за счет укрепления владельческих прав ближайших родственников монарха, из их среды возникли крупные наследственные владельцы - бра (вскоре - с политическими правами). Последние и разрушили в XV в. тот тип государства, который соответствовал ярко выраженной верховной собственности на землю, - централизованное государство-империю с детализированной системой эксплуатации свободных. При этом сама эта детализированная система стала исчезать заметно раньше распада политических институтов централизованной империи - с начала XIV в., если не ранее. Об этом свидетельствует массовая передача государством своих имущественных прав служилым, а порой и не служилым наследственным владельцам (не путать с иммунитетами вообще, существовавшими с VIII в.), а также общий упадок детализации обложения, широкое распространение норм обычного права (в дальнейшем преобладавшего в Индонезии, да и везде в Юго-Восточной Азии).

Эти процессы подготовили упадок централизованного государства и распад империи Маджапахит в конце XV в., но сам переход к использованию обществом по преимуществу норм обычного права не означал тогда, на рубеже XIII-XIV вв., отказа от верховной собственности государства на землю. Он лишь знаменовал собой наступление второго периода функционирования такой собственности, почти везде в ЮВА сопровождавшегося определенным упадком централизации, - периода сбора основной массы ренты-налога теми слоями общества (служилыми, духовенством, порой и неслужилыми лицами), которым он переуступлен государством, а не самим государством, как ранее.

Перечисленные выше процессы социально-экономического развития шли отнюдь не равномерно на протяжении восьми веков. В той картине аграрных отношений в яванском обществе, которую рисуют данные количественного анализа надписей VIII-XV вв., можно выделить несколько эпох экономической активности и соответствующих новаций (прежде всего в сфере перераспределения земельных имуществ). Каждой из них присущи определенные социально-экономические характеристики, каждой соответствуют и четко выделенные отрезки политической истории Центральной и Восточной Явы, то есть народа яванцев. Таких эпох три: первая 732-928 гг. (переходный Малангский период 929-944 гг.); вторая 992-1197 гг.; третья эпоха 1264-1486 гг. Они отделены отрезками времени, когда вообще неизвестны надписи, поэтому эпохи и периоды не имеют четко выраженных временных границ. Есть некоторые отличия и от традиционной периодизации политической истории Явы, слабо, впрочем, пока обоснованной для ряда периодов.

Каждая из трех эпох характеризуется особым конкретным составом постоянных социальных групп и особыми видами отношений между ними, а также каждой из групп - к земле. Что же это за группы?

Они традиционны для средневековых классовых обществ: монарх как носитель центральной власти; служилые и неслужилые крупные наследственные землевладельцы; служилые (реже - неслужилые) средние и мелкие землевладельцы; духовенство; деревенская верхушка - деревенские чиновники; свободное рядовое население деревни; ремесленно-торговые внеобщинные группы; зависимое население деревни. Как природа этих групп, так и степень сходства некоторых из них друг с другом, а также отношение каждой из них к земле нередко менялись с течением времени, от эпохи к эпохе, что будет показано в ходе описания самих эпох.

Культура Индонезия считается одной из древнейших и богатейших во всей Юго-Восточной Азии. Основу индонезийской культуры составляет малайская традиция, вобравшая совокупность культур всех племен и народов, населяющих острова Малайского архипелага.

Одной из характерных особенностей культуры Индонезии является ее потрясающее языковое разнообразие - на архипелаге распространены 728 живых языка и диалекта.

С XV в. на первый план вышли традиции ислама, распространяемого правителями Малаккского султаната, взявшего под контроль большую часть Индонезии. Европейские колонизаторы, обосновавшиеся на Яве в XVII-XIX вв., существенно повлияли на архитектуру страны, способствовали появлению крупных городов и формированию современных органов власти.

Национальные особенности Индонезии

В формировании мировоззрения индонезийцев определяющую роль сыграло главенство двух традиционных принципов жизни - принципа взаимопомощи (gotong royong) и принципа общественного согласия (mufakat), достигаемого путем обмена мнений во время переговоров (musyawarah). Религия также оказывает огромное влияние на все сферы жизни индонезийцев, особенно это касается мусульманских норм поведения и традиций, восходящих к древнейшим временам.

Несмотря на то, что современные юридические нормы Индонезии основываются на кодексе законов, принятом еще голландской колониальной администрацией, в стране повсеместно распространены законы «адат», веками регулировавшие жизнь местных деревенских общин.

Для индонезийцев одним из главных жизненных принципов жителей Индонезии заключается в стремлении «сохранить лицо» любой ценой. Этот принцип предполагает не только строгое следование своей социальной роли, но и осуждение таких непристойных (для традиционной культуры) форм поведения в обществе как бурное проявление негативных эмоций (гнев, громкие крики, ругань), неуважение к старшим, ношение слишком открытого наряда или попытки заигрывания с женщинами.

Индонезийский национальный костюм

В Индонезии проживает более 300 этнических групп, каждая из которых имеет свою вариацию народного костюма - начиная от набедренных повязок и перьев, принятых у папуасов и, заканчивая затейливыми нарядами племен минангкабоу и торайя, украшенных богатой вышивкой и бисером. Классический индонезийский костюм возник на основе традиционных нарядов жителей островов Ява и Бали.

Центральным элементом традиционного женского костюма в Индонезии является легкая узкая блузка «кебайя», которую носят вместе с юбкой «саронг» (или ее разновидностями «каин» и «додот»), расписанной в красочной технике батик.

Мужской индонезийский костюм состоит из просторной рубашки «баджу», одеваемой поверх саронга, который отличается от женского варианта большим количеством складок. Мужчины-мусульмане в дополнение к этому обычно носят фески «пичи» с вышивкой, а буддист и индуисты - красочные платки.

На Суматре мужчины и женщины традиционно носят саронг поверх штанов - брюк или шаровар.

Искусство Индонезии

Индонезия может похвастаться разнообразными видами традиционного искусства, которые развивались веками и впитывали в себя культурные элементы со всей Азии. Наиболее известными формами классического искусства Индонезии являются танцы и драматические кукольные представления.

Танцевальное искусство существует в Индонезии во множестве форм - от простых ритуальных танцев, исполняемых на праздниках в деревнях, до костюмированных танцевально-театральных постановок по мотивам древних эпосов, восходящих к придворным танцам Бали и Явы. Танцам в Индонезии обычно аккомпанируют музыканты оркестра «гамелан», состоящий из большого количества струнных и ударных инструментов.

Одним из самых ярких представителей индонезийского национального танца является «Кечак» (Обезьянья Песнь Рамаяны) по мотивам знаменитого древнеиндийского эпоса. Действо, в котором участвует большая группа местных мужчин, совершающих синхронные движения под сложные ритмические рисунки, пропеваемые ведущим, напоминает некий мистический ритуал или медитацию, оставляя неизгладимое впечатление на зрителя.

В представлениях традиционного индонезийского театра «ваянг» могут участвовать как живые актеры (в масках - «ваянг тоненг» или без них - «ваянг оранг»), так и куклы-марионетки («ваянг голек»), с большим мастерством изготовленные местными ремесленниками.

Еще одним типом театрального искусства Индонезии являются представления теневого театра «ваянг кулит», ставшие общепризнанным символом этой страны.

Большинство сюжетов театральных постановок взято из масштабных древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», поэтому не удивительно, что, по обычаю, представления длятся от заката до рассвета, требуя от зрителей немалой усидчивости.

Изначально ваянг кулит не имел отношения к театральным представлениям, а был частью ритуала общения островитян с душами предков.

Ремесла Индонезии

Индонезия с древности славилась своими умелыми ремесленниками, работающими в таких направлениях, как резьба по дереву или камню, обработка тканей, работа с керамикой и металлами. Ярким примером мастерства индонезийских ремесленников служит родившееся на острове Ява искусство росписи навощенной ткани «батик». Главные центры производства батика сосредоточены в таких городах Явы как Джокьякарта, Суракарта, Пекалонган и Чиребон.

По всему миру известны такие изделия индонезийских ремесленников, как «крисы» - кинжалы с удивительной формы лезвием, которым приписываются магические свойства. Изогнутые лезвия криса символизируют мифических змей нагов, а украшающие их узоры «паморы» несут на себе древний сакральный смысл.

Культурные события в Индонезии

Ежегодно в Индонезии отмечается множество праздников, многие из которых связаны с религиозными и культурными традициями островного государства, а также с важными государственными датами.

Каждый из более чем 20000 храмов на Бали имеет свой фестиваль.

Главные праздники Индонезии

  • Китайский Новый год «Имлек» (3 февраля) - праздник, связанный с крупным китайским сообществом Индонезии.
  • День рождения пророка Мухаммеда (вторая половина февраля) - для 86% населения Индонезии, исповедующего ислам, этот день является одним из главных праздников в году.
  • Весак или Хари Весак (май-июнь) - день на который пришлось рождение, просветление и смерти Будды буддисты страны отмечают ритуалами очищения в храмах и крупными уличными процессиями.
  • Балийский Новый Год или День Тишины (конец марта - начало апреля) - знаменует начало нового годового цикла по местному лунному календарю. Многие индонезийцы уединяются в своих домах, чтобы провести в молчаливой медитации целый день. В этот день (также известный как «Ньепи») закрываются практически все магазины и многие заведения сферы обслуживания. День, предшествующий Ньепи является отдельным праздником - «Меласти». Он, напротив, посвящен массовым ритуалам подношения добрым духам, совершаемым у водных источников и сопровождаемым массовыми гуляниями.
  • День Картини (21 апреля) - считается индонезийским аналогом Международного женского дня и связан с именем национальной героини Раден Адженг Картини, посвятившей жизнь борьбе за права женщин.
  • Фестиваль искусств на Бали (июнь-июль) - крупнейший фестиваль искусств в Индонезии длящийся целый месяц и включающий музыкальные и танцевальные представления, выставки, ярмарки ремесел, уличные шествия и другие массово-развлекательные мероприятия.
  • Уличный фестиваль Джалан Джакса (июль-август), проходящий на одноименной улице в столице Индонезии считается одним из крупнейших и интереснейших событий такого рода. В этот день целая улица Джакарты превращается в одну веселую ярмарку, сопровождаемую многочисленными представлениями музыкантов, артистов и спортсменов.
  • День независимости (17 августа) - крупнейший государственный праздник Индонезии, главные торжества которого проходят в столичной Джакарте.
  • Ритуал Кесодо (август) ежегодно проходит у одной из красивейших природных достопримечательностей острова Ява - действующего вулкана Бромо. Во время него местные жители бросают в жерло вулкана подношения духу горы, прося у того покровительства.
  • Рамадан (начало 9 месяца исламского календаря) - самый масштабный исламский праздник в году знаменует начало священного месяца Рамадан.
  • Фестиваль Эрау (последняя неделя сентября) - крупный ритуальный праздник племени дьяков, живущих на острове Калимантан.
  • День Жертвоприношения или Идул Адха (десятые сутки мусульманского месяца Зуль Хиджа) - один из самых популярных исламских праздников в году (также известный как Курбан-Байрам) связан с ритуалом ежегодного паломничества в Мекку.
  • Рождество или Хари Натал (25 декабря) - официальный государственный праздник, который известен не только традиционными гуляниями, но и самыми крупными распродажами в году.
  • Новый год или Стаж Бару Масехи (1 января) - общегосударственный праздник, который, в связи с развитием индустрии туризма, набирает популярность у местных жителей год от года.
  • Галунган или Хари Райя Галунган (каждые 210 дней) - один из самых красочных и популярных индуистских праздников на Бали посвящен победе вселенского добра (дхармы) над злом (адхармой). Считается, что на время праздника боги спускаются на землю и принимают дары людей, чтобы через 10 дней вернуться на небо (чему посвящен особый праздник - Кунинган).