Значение сказок в жизни человека. Пример сочинения ЕГЭ по тексту И.А



В тексте, предложенном нам для анализа, известный русский психолог и педагог Илья Константинович Барабаш поднимает проблему важности сказки в жизни современного человека.

Данная проблема сегодня актуальна как никогда, ведь погружаясь в бешеный ритм жизни современного общества, мы начинаем забывать о началах, о том, что помогало нам в детстве. Мы не задумываемся о том, что-то, что служило нам опорой в жизни раньше, может служить ориентиром и сейчас. Именно сказки закладывали в нас морально-эстетические и нравственные ориентиры, которыми мы руководствуемся и по сей день.

Для того, чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, писатель, во-первых, рассказывает о том, как близко мы воспринимали проблемы героев: «Мы действительно радовались за Ивана-царевича, жалели Маленького Мука». Это помогало сравнивать их поведение с нашим, делать выводы и поступать так, как поступил бы герой сказки. Во-вторых, автор рассказывает нам то, как хитрость побеждает силу, а смелость- подлость. Барабаш фактически перечисляет некоторые из тех уроков, которые мы извлекли, читая сказки: «Понятие силы относительно.

А если ты просто бескорыстно поможешь кому-то, то добро обязательно вернётся к тебе».

Автор считает, что мы должны смотреть на жизнь через призму сказки, но при этом не попадая во власть сказочных персонажей. Иными словами, мы должны уметь пользоваться советами, которые нам дала сказка, не забывая, что мы все же живем в реальном мире, а потому не всегда сказочные законы здесь работают.

Недаром данная проблема рассматривается в произведении Владимира Благова «Свободу Змею Горынычу!» Брат и сестра, проживая в современной квартире, вообще не интересуются книжками. Брат целыми днями играет в компьютер, сестра листает журналы - их не интересует выдуманный мир. Однажды, из-за стечения обстоятельств, они волшебным образом попадают в классическую русскую сказку, где они пользуются исключительно своей находчивостью и смелостью спасают сказочных персонажей, и счастливо возвращаются домой.

Научившись во время своих приключений, отваге, доблести и честности, они понимают, что мир сказок- это увлекательнейшая среда, где каждый может найти ответ на любой волнующий его вопрос. С тех пор они стали уделять гораздо больше внимания книжкам.

Другим примером является фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф». Четверо детей, эвакуированных в Лондон из-за войны, случайно находят вход в параллельный мир, который населяют сказочные персонажи. Волею случая, на их плечи возлагается ответственность за весь этот мир, и они спасают его. В процессе, каждый из детей исправляет свой собственный главный недостаток характера, и обратно в Лондон они возвращаются совершенно другими людьми. Встреча со сказкой сильно помогла им изменить свою судьбу и себя самих в лучшую сторону.

Подводя итог, можно сказать, что сказка действительно играет очень сильную роль в жизни людей. Не даром гласит русская пословица: «Сказка - это сокровище народной мудрости».

Обновлено: 2017-05-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Views: 35600

(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

Сказка. Какова её роль в жизни людей? Именно эту проблему поднимает И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, публицист замечает, что человек, читая сказку, спрашивает её о том, «что всем нам важно и необходимо», например, о счастье. Автор текста с нескрываемой уверенностью говорит о том, что сказка помогает человеку разобраться в сложных жизненных ситуациях, ответить на многие непростые вопросы, о чём говорится в предложении 15. Философ обращает внимание читателей на то, что люди делятся на два типа: живущих со сказкой и живущих без сказки, и первые, несомненно, намного счастливее, что ясно из следующего высказывания: «Люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии». Свои рассуждения автор текста завершает справедливым выводом о том, что «благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки».

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». В этом произведении мальчик по имени Кай оказался в беде: в его глаз попал осколок дьявольского зеркала, из-за которого всё доброе кажется злым, а всё злое ярче бросается в глаза. Сердце мальчика стало чёрствым и «ледяным». Вскоре его похитила Снежная королева. Девочка Герда, которая любила Кая, как родного брата, не знала, куда он пропал, но, несмотря ни на что, решила отправиться на его поиски. Ей пришлось преодолеть много тяжёлых испытаний, но она не сломилась: любовь к Каю давала ей силы. В конце концов Герда нашла его и спела их любимый псалом, благодаря чему Кай вспомнил её и снова стал добрым. Названые брат и сестра возвращаются домой, и выясняется, что они уже взрослые. Прекрасная сказка, учащая людей тому, что любовь и доброта всё преодолеют, и, лишь идя по дороге добра, человек может обрести счастье. Таким образом, сказка даёт человеку мудрость, помогая ему ответить на важные вопросы и понять, как можно стать счастливым.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: сказка, помогая человеку найти ответы на серьёзные вопросы и принося человеку счастье, делает его мудрым. Вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В этом произведении старик поймал золотую рыбку, которая оказалась волшебной. Рыбка попросила рыбака отпустить её взамен на исполнение желания, но старик отказался и отпустил её просто так. Вернувшись домой, он рассказал о случившемся своей старухе. Та рассердилась и заставила мужа позвать золотую рыбку и попросить у неё новое корыто, что старик и сделал. Рыбка исполнила желание, но старухе оказалось этого мало. Старик ещё неоднократно возвращался к рыбке, чтобы та исполняла старухины желания. В конце концов старуха потребовала, чтобы рыбка сделала её морской владычицей, и чтобы она, рыбка, была у неё на посылках. Но рыбка ничего не ответила и уплыла. Когда старик вернулся, он увидел, что старуха опять сидит на пороге ветхой землянки возле разбитого корыта. Эта сказка учит людей тому, что не нужно быть жадным, ведь жадность ни к чему хорошему человека не приведёт, а, наоборот, принесёт ему несчастье. Следовательно, сказка даёт читателю мудрость, ведь она помогает ему понять важные вещи и остерегает от несчастий.

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой И.А. Ильиным, и поймут, какую важную роль может сыграть сказка в жизни человека, наделяя его мудростью и помогая ответить на жизненно важные вопросы.

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

Лидия Николаевна Белая

Сочинение-рассуждение по тексту И.А.Ильина о роли сказки в жизни человека.

Вступление

Проблема

(вопрос, требующий решения)

Вариант№1. Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие. Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Вариант№2. Передо мной текст выдающегося русского философа, писателя, публициста, с торонника Белого движения, критика коммунистической власти в России, автора книг « », «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» Ивана Александровича Ильина, где поднимается важная проблема. Какую роль играет сказка в жизни человека? Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей автор в предложенном для анализа тексте.

Комментарий

(рассуждения, пояснения)

С первых фраз философ заставляет задуматься читателей над интересной проблемой, обращая внимание на то, чем является сказка для человека, «насколько она нужна» людям. И.А.Ильин задаётся вечными вопросами: «в чём же счастье человека? В богатстве ли? В доброте и правоте?» Далее автор особо подчёркивает, что «сказка щедро подсказывает» человеку, оказавшемуся «в глубине жизненного леса», путь преодоления бед и несчастий. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, мыслитель даёт ответы на острые вопросы, тревожащие детские сердца и души. Кроме того, И.А.Ильин акцентирует внимание читателей на том, что люди, «живущие со сказкой», « имеют дар и счастье», умеют хранить в своей душе «вечного ребёнка».

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

По мнению автора, сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности, она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские. И.А.Ильин стремиться донести до читателя мысль о том, что сказка связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна людям в любом возрасте.

Моя позиция

(строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказать) - аргументация(приведённые доказательства) – вывод (общий итог ).

Трудно не согласиться с позицией автора. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего подрасткого периода и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика . Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, ребёнок начинает лучше понимать, какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя. Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию, развивают правильную речь и даже помогают преодолеть маленькие страхи и слабости.

Аргумент№1

(литературный)

Убедительные аргументы, подтверждающие этот тезис, можно найти в русской классической литературе. В.А.Жуковскому было интересно всё старинное и необычное, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Более половины литературных произведений В.А.Жуковского - это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, В.А.Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Одно из таких переложений - сказка «Спящая царевна», появившаяся летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами - А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» - восклицает Н. В. Гоголь. В.А.Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», А.С.Пушкин - «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Аргумент №2

(литературный)

(какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?)

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом из русской классической литературы. Вспоминаются чрезвычайно яркие образы «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где поэт, опираясь на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице, использует народные сказки: русские - «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие - «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку». Но А.С.Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет - было бы только желание открыть. Но юного читателя ведёт за собой взрослый: мама, папа, бабушка, дедушка … Сказка детям нравится тем, что добро побеждает зло. Добротой и верностью привлекает детей образ молодой царевны. С огромным удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Особенно им нравится эпизоды странствия царевича Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё дети восхищаются мелодичными стихами.

Заключение (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме?)

Следовательно, сказки играют огромную роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Это самый популярный и самый любимый жанр детей. Все происходящее в сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов – борются и бьются не на жизнь, а на смерть. Понимая простые истины, ребенок чувствует себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимает как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.


Первыми книгами в жизни многих людей являются сказки. Мир этих произведений красочен, понятен каждому. Он особенно радует любящих фантазировать детей, удивляя разными магическими существами, мирами и историями, в которых главный герой всегда побеждает зло. Именно на таких произведениях, в том числе и на русских народных, выросло далеко не одно поколение добрых, отзывчивых и чутких личностей.

Роль сказки в жизни человека. Это одна из проблем, поднятых автором в тексте.

В наше время часто людей перестают радовать вещи и события, обычно вызывавшие у них восторг, всё надоедает и становится привычным. Лишь сказки остаются многогранными, в них всегда есть то, что можно не заметить с первого, второго и последующих прочтений.

По мере взросления, читая их раз за разом, мы находим новые морали, которые можно вывести из историй. Поэтому их важно читать не только в детстве, но и во взрослые годы.

Сказки - проводники в волшебные, «вожделенные» и прекрасные края, дарящие нам ответы на вопросы, задаваемые людьми из поколения в поколение. Человек всё своё существование спрашивает «о том, что всем важно и необходимо» и будет продолжать это делать. А сказочные произведения тем поистине и уникальны, что они дают ответы и на вопросы о судьбе, и в чем состоит счастье, и о многом другом.

Сказка является сборником мудрости, проверенной нашими предками, кладезем древних знаний.

И лишь живущий со нею в душе человек сможет внять тем ответам, которые даны ему произведением, причем оно ответит «не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет» .

Автор считает, что сказка играет важную роль в жизни человека, развивает его, воспитывает в нём доброту, отзывчивость, любовь к окружающему миру. «И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье. . . вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии»

Я согласна с автором и считаю, что сказки - важная часть как детства человека, так и его взрослой жизни. Они воспитывают в нас любовь к ближним, благодаря им мы погружаемся в волшебные миры, воспоминания о которых сопровождают нас всё существование, поддерживая в трудные минуты.

К этой проблеме обращались как русские, так и зарубежные авторы произведений. В романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» друзья, пытаясь найти слабые стороны Того-Кого-Нельзя-Называть находят символ, смысл которого им никто не может объяснить. Разгадка этой тайны находится в сказках барда Бидля, и именно благодаря информации, содержащейся в этой книге, они смогли победить Волан-де-Морта и закончить войну, приведшую к страданиям многих магов.

Вспомним и роман Льва Гроссмана «Волшебники» . Квентин, казалось бы, выросший из возраста, когда все любят сказки, не перестаёт перечитывать своё любимое произведение - «Филлори и дальше» . Он вырос на этих историях, именно они помогли сформировать его характер. Застенчивый и скромный парень никогда не был в центре внимания, но когда узнал, что является волшебником, а Филлори действительно существует, то его знания об этой стране стали незаменимыми, лишь с его помощью друзья смогли попасть туда, чтобы уничтожить врага, губящего всю магию.

Таким образом, сказки - это одни из самых важных произведений в жизни людей, играющее большую роль для них на протяжении всей жизни.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.