На чужой каравай рот не разевай значение.


Лучшие пекари Томской области встретились 16 сентября в захватывающей битве за звание короля выпечки. Организатором «вкусного поединка» стал Кожевниковский район - главная житница нашего региона.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ!

В парке отдыха села Кожевниково развернулось около десятка различных интерактивных площадок, где был организован показ современной сельхозтехники, племенного скота и продажа элитных сортов овса и пшеницы, представлена выставка разных видов диетического хлеба и хлеба, испечённого по рецептуре военных лет. Гостей и хозяев праздника приглашали помолоть зерно на жерновах, нарубить дрова, испечь блины и полюбоваться на скульптуры «Соломенное чудо».

Не забыли организаторы и про самых маленьких: дети лепили из теста различные вкусности, участвовали в мастер-классах по изготовлению оберегов и кукол из соломки. На спортивной площадке определяли, кто выше других сможет подбросить мешок с зерном. Под весёлое улюлюканье многочисленной публики устроили настоящие поросячьи бега. Но самым притягательным местом стала «Хлебная поляна» — там развернулась главная выставка праздника «Хлебные чудеса».

ИЗ СЕМИ ПЕЧЕЙ ХЛЕБЫ ЕДАЛ

Рассматривая представленную на конкурсе выпечку, невозможно было не разинуть рот от удивления, а особо голодным — удержаться на ногах от головокружительного аромата, исходящего от румяных калачей и куличей, украинских чесночных пампушек и чувашского пирога, всевозможных плетёнок, многоярусных караваев и целых хлебных композиций. Оценить разнообразие продукции предстояло членам жюри, которые ходили вокруг гигантского стола, как мне показалось, с некой растерянностью.

— В прошлом году было много участников, а в этом — ещё больше! Из всего гастрономического разнообразия нам предстоит выбрать победителей в четырёх номинациях: «Каравай года», «Хлебные чудеса», «Национальные сорта», «Рецепты и традиции», — рассказала мне председатель конкурсной комиссии ведущий специалист отдела экономического анализа Кожевниковской районной администрации, а в прошлом начальник местного хлебозавода Галина Моисеева. Галина Анатольевна призналась, что перед членами жюри стоит сегодня трудная задача: придётся не только оценить всю красоту представленных на конкурс хлебобулочных изделий, но и попробовать всё на вкус.

— После дегустации явно придётся сесть на диету, — шутили члены жюри, желудков которых на все пироги да булочки, как ни старались пробовать по чуть-чуть, всё равно не хватило: большую часть выпечки пришлось оценивать лишь визуально. Это обидело некоторых участников, ведь каждый пирог или каравай был со своей изюминкой. К примеру, работники общепита Асиновского РПС представили на конкурс не только пышный каравай в трёхэтажном исполнении и хлебный загончик с симпатичными поросятами, но и аппетитный «рог изобилия», наполненный всевозможными мини-хлебцами, начинёнными финиками с курагой и грецкими орехами, изюмом с корицей и печёными яблоками. Кондитеры Светлана Шишкунова, Надежда Козлова и Марина Выскочкина под руководством главного технолога общественного питания Светланы Любишкиной трудились над созданием этих кулинарных шедевров всю предыдущую ночь.

Настоящее хлебное солнце привезла в Кожевниково мастер производственного обучения АТпромИС Алла Чернова. Техникум участвовал в двух номинациях: «Хлебное чудо» и «Каравай года». Каравай был приготовлен из особого дрожжевого теста с ванильным вкусом и ягодной начинкой. Кстати, в прошлом году наш техникум занял первое место в номинации «Хлебное чудо», изготовив хлебную карету.

Первомайский район представила на конкурсе Наталья Кибисова из села Сергеево. Девушка победила в конкурсе для начинающих предпринимателей «Успешный старт» и на выигранные деньги купила мини-пекарню. Сама в Кожевниково не приехала, а свои караваи прислала с земляками.

Привёз свои хлебные изделия и Зырянский хлебокомбинат. Район делегировал на праздник и несколько творческих коллективов, которые выступали вместе с другими многочисленными артистами.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Одним из самых зрелищных культурных событий стала реконструкция старинного русского обычая завязывания снопа «Кукла урожая». Десятки девушек с красивыми венками из пшеничных колосьев пронесли куклу через весь парк и возле центральной сцены встретились с женщинами, шедшими к ним навстречу с пышными караваями в руках. Всю эту процессию освятил батюшка местного прихода.

Перед началом концерта со словами приветствия обратился к многочисленной публике заместитель губернатора Андрей Кнорр. Он отметил, что гастрономические фестивали уже давно в области не редкость, но Праздник Хлеба — особенный. Он объединил не только все сельские поселения Кожевниковского района, который обеспечивает 40 процентов всего урожая области, но и ряд юго-восточных районов, где тоже возделывается хлеб, урожай которого в этом году аграриев радует.

У АСИНОВСКОГО РПС — ВСЕМ КАРАВАЯМ КАРАВАЙ!

Здесь же, на сцене, были оглашены итоги конкурса хлебопёков. Не нашлось равных кулинарам общепита Асиновского райпотребсоюза. Со своими аппетитными шедеврами они одержали победу сразу в двух номинациях: «Рецепты и традиции» и «Каравай года». К дипломам первой степени полагались и подарки: денежный сертификат и жарочный шкаф.

Хлебному солнцу АТпромИС жюри присудило третье место в номинации «Хлебные чудеса». Следующий праздник в Кожевникове теперь состоится только через год.

Екатерина КОРЗИК.

Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света Зуев Ярослав Викторович

1.6. На чужой каравай рот не разевай…

Военное поражение привело экономику державы в упадок, и это еще мягко сказано. Ксеркс отчаянно нуждался в деньгах, а где их было взять, как не у «родных» олигархов? Тут-то между царем и ростовщиками, вероятно, и пробежала кошка величиной со слона, и они стремительно разлюбили друг друга. «Википедия» описывает этот процесс как религиозную реформу Ксеркса. От былой веротерпимости царя теперь, мол, не осталось и следа, ради укрепления государственной власти он принялся раскручивать культ иранского бога Ахурамазды, а на все прочие культы санкционировал гонения, вылившиеся в неприкрытый грабеж храмовых сокровищниц. Библия в известной Книге Есфирь озвучивает несколько иную версию последних драматических лет правления Ксеркса, сводя проблему к банальному, заезженному в наши времена антисемитизму, которым де страдал некто Аман Вугеянин, всемогущий визирь, второе лицо в Персидском государстве после самого царя. И вот этот зловредный Аман, которого одни исследователи называют македонянином, другие персом, а третьи - амаликитянином,«на почве личной неприязни к могущественному олигарху» Мардохаю, как выразились бы наши сотрудники МВД, надумал извести иудеев по всей державе Ахеменидов до самого последнего человека. А заодно и подлатать дыры в бюджете, добыв, как свидетельствует знаменитый иудейский историк и участник героической обороны Масады Иосиф Флавий, необходимые средства у «народа, который держится особняком, не входит в общение с прочими жителями, имеет различное от прочих богопочитание и пользуется другими законами». Впрочем, с чего бы нам верить этим словам? В истории с головой хватает примеров тому, как еврейские олигархи, стоит только запахнуть жареным, без зазрения совести прикрываются своим народом, сыпля на головы следователям соответствующие обвинения. Так что простор для размышлений, согласитесь, имеется.

В любом случае у Амана не выгорело, ушлый олигарх Мардохай (занимавший при дворе немалый пост) обскакал премьера-аутсайдера, снабдив Ксеркса молодой женой, своей воспитанницей красавицей Есфирь. Которая, к слову, заменила на царском ложе гордячку царицу Вашти, внучку Навуходоносора. Вашти Мардохая на дух не переносила, а Ксеркса еще и накрутила запретить отстраивать Иерусалимский храм. Но поезд ее ушел. Далее все разыгралось как по нотам, Есфирь провела с царем разъяснительную работу. Как говаривала в таких случаях моя бабушка, ночная кукушка перекуковала кукушку дневную. Так случилось и в этот раз, чего Аман, вероятно, не учел. Или уже сделать ничего не мог. Короче, он сам стал жертвой Варфоломеевской ночи, которую готовил Мардохаю. Опального премьера казнили, вместе с ним по просьбе Есфирь на эшафот отправили десять его сыновей, красавица настояла, чтобы их тоже вздернули: «И сказал царь Эсфири, царице: «Каково желание твое? И будет удовлетворено оно для тебя; и какая просьба твоя? И она будет исполнена». И сказала Эсфирь: «Если угодно царю, то пусть бы позволено было иудеям в Сузах и завтра делать то же, что и сегодня; и десятерых сыновей Амана пусть бы повесили на дереве». И сказал царь, чтобы сделано было так, и дан был указ в Сузах, и десятерых сыновей Амана повесили». А за ними, согласно тому же тексту, и множество других негодяев, так или иначе симпатизировавших Аману.

Кстати, это неоднозначное, согласитесь, событие, породившее множество всемирно знаменитых литературных произведений и шедевров живописи, отмечается по сей день из года в год на протяжении вот уже двух тысяч трехсот лет на известном празднике Пурим. Ключевым элементом Пурима считается публичное чтение свитка Есфири, по ходу которого, при произнесении имени Амана принято шаркать ногами, выражая презрение к памяти злодея. А еще к празднику пекут треугольное печенье со сладкой начинкой, оно называется гоменташн, что в переводе означает «уши Амана». Вот написал эту фразу и подумал: нам бы, русским, столь тщательно помнить свои обиды и своих обидчиков. Впрочем, наверное, при таком раскладе мы бы перестали быть русскими…

Еще одна невероятная деталь. Вот, обещался по ходу книги держаться в стороне от всякой мистики, но не выходит, недаром говорят: не зарекайся. Согласно некоторым иудейским комментаторам Библии, Есфирь обладала мощным пророческим даром и не сомневалась: Аман с сыновьями - не последние, кого доведется вздернуть за аналогичные прегрешения. Более того, что свиток Есфири, перечисляющий, помимо всего прочего, имена казненных сыновей Амана, якобы содержит некий мистический код, расшифровав который можно выйти на точные даты аналогичных исторических событий. Вплоть до 21 дня месяца тишрей 5707 г. по еврейскому летоисчислению (что соответствует 16 октября 1946 г.), когда на виселице очутились десять нацистских преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом. Не знаю, насколько это соответствует действительности, не берусь судить, как к этому относиться. Потому оставляю без комментариев, поехали далее.

Гибель Амана не помогла персидскому царю, он не надолго пережил своего визиря, зарезанный прямо на ложе заговорщиками под предводительством собственного сына. К тому времени, как это случилось, от Амана остались одни уши, а ростовщичество мутной волной захлестнуло цивилизованный мир. Пришло и в Афины, где свирепствовали законы Дракона, по которым должники мигом гремели в рабство, и где, по словам Плутарха, «весь простой народ был в долгу у богатых», и даже в Спарту, где разрушило весь жизненный уклад. А как же иначе, ведь вся сила Спарты состояла в «общине равных», сисситии, члены которой вместе жили, обедали и сражались с врагами плечом к плечу. И недурно сражались, стоит добавить, памятуя о подвиге трехсот спартанцев царя Леонида. Имущественное расслоение быстро похоронило спартанские традиции и здорово сократило количество свободных граждан, в пять раз за полтора века, начиная с эпохи Греко-персидских войн. Сражаться плечом к плечу стало фактически некому, и Спарта угасла. В Афинах, упомянутых абзацем выше, дело дошло до отмены находившимся у власти Солоном всех долгов, как частных, так и государственных. Но не сработало и это. Граждане остались недовольны реформой. Примечательно: накануне нововведений друзья Солона, посвященные в планы реформы, одолжили крупные суммы денег и, таким образом, проснулись на следующий день богачами…

Безуспешные попытки обуздать человеческую натуру случались и в дальнейшем…

Что хочу сказать в завершение темы? Вероятно, историки ростовщичества правы, оно действительно родилось в Месопотамии, у халдеев, со временем приобретя такой размах, что не раз становилось мишенью для критики ветхозаветных пророков. Значит, они прекрасно понимали, с каким могущественным алгоритмом моделирования поведения «человеков» имеют дело. А вот Древний Египет ни ростовщичества, ни судного процента не знал, по крайней мере в эпоху строительства пирамид, вот так упущение, не правда ли? Тогда резонно возникает вопрос: откуда же, спрашивается, взялись рекомендации «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай», появившиеся, по мнению большинства теологов, накануне перехода через Иордан и завоевания Ханаана, если Египет, откуда Моисей увел свой народ, не знал ничего подобного, а? И потом, с чего было Моисею говорить такое, если он собственноручно сломал золотого тельца, а подопечных подверг жестокому наказанию?

Теперь, я полагаю, уважаемые друзья, вы понимаете, отчего я первоначально планировал начать наше повествование в долине Нила, где в тростниках у берега этой великой реки легендарная царица Хатшепсут (или, по альтернативной версии, добросердечная принцесса Термутис, дочь последнего великого фараона Рамсеса II) обнаружила корзинку с младенцем Моисеем. Как понимаете, я надеюсь, и то, от чего я не решился отступать столь далеко, ограничившись менее удаленным экскурсом в эпоху Крестовых походов и рыцарей-тамплиеров. Приглашаю и вас последовать за мной, тем более места-то знакомые, мы возвратимся туда, откуда только пришли, к подножию знаменитой Мории, Храмовой горы, где, по преданию, легендарный царь Соломон, сын царя Давида, построил Первый Иерусалимский храм (X век до н. э.).

Из книги «Иду на вы!» Подвиги Святослава [= Святослав] автора Прозоров Лев Рудольфович

Из книги Русские герои [Святослав Храбрый и Евпатий Коловрат. «Иду на вы!»] автора Прозоров Лев Рудольфович

Чужой земли ищешь Но только свет луны двурогой Исчез пред утренней зарей, Весь Киев новою тревогой Смутился. Клики, шум и вой Возникли всюду. Киевляне Толпятся на стене градской… И видят – в утреннем тумане Шатры белеют за рекой; Щиты, как зарево, блистают, В полях

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Свой или чужой? Южные и западные славяне были уверены, что навьи определяют судьбу родившегося младенца. Они собираются у его колыбели и решают: суждено ли ребенку долго жить и какова будет его судьба. О своем решении навьи информируют живых – они оставляют на лице

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Чужаки в чужой стране 14 июня (по новому стилю) 1903 года КВЖД была, наконец, открыта и сдана в эксплуатацию, после чего в течение двух-трех лет Маньчжурия, традиционно – одна из самых «неперспективных» провинций Поднебесной, превратилась в едва ли не самую экономически

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Чужой портрет Работы, посвященные иконографии Лобачевского, известны только специалистам. Поэтому даже в настоящее время нам часто предлагают ложные портреты ученого вместо настоящих. Например, на картине художника В.А. Щеголькова, которая известна как «Портрет

Из книги Неизвестный Мессершмитт автора Анцелиович Леонид Липманович

«Чужой» ракетный перехватчик Тогда Вилли Мессершмитт и не подозревал, что придется пролить столько крови с этой программой. Все казалось заманчивым – производить серийно необычный маленький самолетик с ракетным двигателем, да еще и без хвоста, который придумал молодой

Из книги Малоизвестная история Малой Руси автора Каревин Александр Семёнович

«Чужой» голод А начать, видимо, стоит с того, что ужас 1932–1933 годов являлся не только украинской бедой. В то время от голода массово умирали жители Среднего и Нижнего Поволжья, Центрально-Черноземной области (ЦЧО), бывших казачьих областей Дона и Кубани, Предкавказья,

Из книги Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»? автора Кычанов Евгений Иванович

«Народ безвестный и чужой» Итак, когда мы вступили в среду этих варваров, мне, как я выше сказал, показалось, что я вступаю в другой мир. Г. Рубрук За рекой Керулен расселение монгольских племен происходило в разных направлениях. Тут нам на помощь снова приходит

Из книги Позорная история Америки. «Грязное белье» США автора Вершинин Лев Рэмович

Чужой каравай Впрочем, начиналось все значительно раньше. Лет на пятьдесят. Сразу после добровольно-принудительного приобретения Флориды у беспомощной Испании представители США пытались «дожать» Мадрид на предмет уступки заодно с Флоридой и Техаса, большого, богатого,

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Везде чужой В конце 1528 года Парацельс добирается до города Кольмар. Но дольше полугода задержаться в нем в силу своей неуживчивости ученому не удается. Тогда он уезжает к родственникам в Эслинген. Слава мага, владеющего алхимическими секретами, возбуждает нездоровый

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Хлебозавод им. 10-летия Октября им. А.Е. Бадаева (ныне - «Каравай») Современный адрес - Херсонская ул., 22.В 1926 году объявили конкурс на проект механического хлебозавода, где «применению перста рабочего должен быть положен конец раз навсегда», что позволяло максимально

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Мировая закулиса против Путина автора Большаков Владимир Викторович

«Свой - Чужой» Путин никогда не сдает своих. По крайней мере, до тех пор пока не убеждается, что они уже не свои, а чужие. Больше всего он боится предательства. И его не прощает. Он болезненно переживал неожиданную Фронду со стороны вдовы Собчака и ее дочки. И то довольно

Из книги Сто сталинских соколов. В боях за Родину автора Фалалеев Федор Яковлевич

Герой Советского Союза майор Каравай П. П. Удар истребителей по аэродрому ПечьВ ноябре 1944 г. при проведении операций 3-м Украинским фронтом авиация противника активно поддерживала свои наземные войска. Истребители ФВ-190 и частично Ме-109 атаковали наши войска на марше,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Каравай В восточнославянской мифологии и ритуалах обрядовый круглый хлеб с украшениями, символ плодородия. Изготовление каравая было связано с комплексом обрядов, которые совершали на протяжении нескольких дней с участием специальных персон (при русском великокняжьем

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

«Шпион» № 1, или Чужой среди своих Шпионаж зародился в глубокой древности, но стал профессией и получил общественное признание лишь тогда, когда о разведке заговорили во всеуслышание. А для этого должна была появиться книга о настоящем разведчике - о герое-разведчике,

«На чужой каравай рот не разевай»

Цель

Ход занятия

  1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Что значит быть вором?

Вор

Воровать

Воровство

Что из этого следует?

Краденым сыт не будешь

Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас чем хочет заниматься?

Ну так пойдем, - говорит отец, - по свету породим да посмотрим, что люди делают.

Подошли к одной деревне. Видят - стоит у выгона кузница. Зашли они в кузницу. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки - помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше.

Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда-сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу:

Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится.

Ладно, - говорит, - будь кузнецом в этой деревне.

Идет он раз с отцом мимо луга. Видит - пасется на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать.

А не начать ли мне, батька, волов красть? - говорит сын. - Работа эта легкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол.

Кради, - говорит отец. - Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал.

Подожди меня возле леса - мне надо еще в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живет…

Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет.

Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает: не идет ли кто вола искать? Залает собака, пройдет или проедет кто мимо хаты - сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат… И пошло так день за днем.

А теперь давай шеи мерить: кто ж из нас раздобрел?

Померили - у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела.

Удивляется сын:

И чего оно так?

А оттого, что ты краденого вола ел, - говорит отец.

Так и ты же ел краденого!

Нет, я хозяину уплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол - страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!

5. Обсуждение пословиц.

Не твое - впрок не пойдет.

Знаете ли вы, воровство может быть - болезненно. Эту болезнь лечат психологи. Как она называется? (клептомания).

7. Итог занятия.

Просмотр содержимого документа
««На чужой каравай рот не разевай»»

ЗАНЯТИЕ

«На чужой каравай рот не разевай»

Цель : дать детям представление о пагубности человеческого качества «воровство», уголовной ответственности за данный вид преступления; профилактика возникновения и развития отрицательных качеств личности.

Ход занятия

    Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей России? Нашей Родины? (надо быть честным, порядочным, смелым человеком, горячо любить свою Родину).

А какие поступки он не должен совершать? (не курить, не пить, не воровать, не обижать маленьких, не мусорить, не губить окружающую природу, не убивать животных - эти поступки плохие, порочащие высокое звание человека).

3. Рассказ воспитателя о воровстве.

Знаете ли вы, что у каждой религии есть заповеди, которые нельзя нарушать?

Кто может назвать мне 10 заповедей Божьих?

Одна из десяти заповедей говорит "не укради!". Если человек нарушает эту заповедь - то он совершает большой грех.

Как вы думаете, почему заповедь "не укради!" звучит во всех религиях?

Надо жить честно, в ладу со своей совестью.

Что значит быть вором?

Хотите знать, как пишут языковеды о русских словах "вор" и "воровство".

Вор - человек, занимающийся кражами, который ворует - преступник.

Воровать - преступно присваивать, похищать чужое.

Значит, быть вором и воровать - это преступление.

А преступление наказывается по закону. В уголовном кодексе России ст. 158 записано:

Воровство - преступление, хищение чужого имущества. Наказание от 2х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается до 10-15 лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Что из этого следует?

Часто в произведениях классической русской литературы используется такие выражения: "вороватый ребенок", "вороватый взгляд".

Как бы вы объяснили такое выражение? (вороватый - плутовской, не честный).

4. Чтение сказки «Краденым сыт не будешь».

Краденым сыт не будешь

Было у одного человека два сына. Выросли они, а отец и говорит им:

– Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас чем хочет заниматься?

Молчат сыновья, не знают, какую себе работу выбрать.

– Ну так пойдем, – говорит отец, – по свету породим да посмотрим, что люди делают.

Собрались и пошли потихоньку. Идут, сыновья по всему приглядываются, думают, какую бы им работу выбрать.

Подошли к одной деревне. Видят – стоит у выгона кузница. Зашли они в кузницу. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки – помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше.

Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда–сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу:

– Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится.

Обрадовался отец: нашел, думает, старший сын себе средство к жизни!

– Ладно, – говорит, – будь кузнецом в этой деревне.

Поставил он сыну кузницу, тот и начал кузнечным делом заниматься. И люди хвалят его, и сам он своей работой доволен.

А младший сын, сколько ни ходил, никак себе работу по вкусу не найдет.

Идет он раз с отцом мимо луга. Видит – пасется на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать.

– А не начать ли мне, батька, волов красть? – говорит сын. – Работа эта легкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол.

– Кради, – говорит отец. – Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал.

Взял сын вола и погнал домой. А отец говорит:

– Подожди меня возле леса – мне надо еще в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живет…

Гонит сын вола да все, как волк, оглядывается, не бежит ли кто за ним. Пока до леса добрался, порядком перетрусил. Аж тошно от страха стало.

Подождал он у опушки, пока отец воротился, и погнали они вместе вола домой.

Зарезали дома вола, сняли с него шкуру и стали мясо варить. Наварили, а отец и говорит сыну:

– Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет.

Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки.

Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает: не идет ли кто вола искать? Залает собака, пройдет или проедет кто мимо хаты – сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат… И пошло так день за днем.

Съели они, наконец, вола. Вот отец и говорит сыну:

– А теперь давай шеи мерить: кто ж из нас раздобрел?

Померили – у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела.

Удивляется сын:

– И чего оно так?

– А оттого, что ты краденого вола ел, – говорит отец.

– Так и ты же ел краденого!

– Нет, я хозяину уплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол – страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!

5. Обсуждение пословиц.

Кто знает пословицы, поговорки о воровстве?

Мудрость народная говорит так:

Не твое - впрок не пойдет.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!

Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.

6. Рассказ детей случаев из жизненного опыта.

Ребята, а часто вы встречались с такими нечестными поступками, с воровством?

Может вы были свидетелем такого преступления? Расскажите товарищам.

Как надо поступать, если вы стали очевидцами воровства?

Что должны делать взрослые и дети, чтобы некоторые люди не совершали это преступление?

- Знаете ли вы, воровство может быть - болезненно. Эту болезнь лечат психологи. Как она называется? (клептомания).

Я надеюсь, в нашей группе никто этой болезнью не болен.

На чужой каравай рот не разевай

Ключевые словосочетания: саммит НАТО в Риге; энергетическая безопасность; молебен о ниспослании здравия В. В. Путину и его преемнику; шахтерские каски; природный газ; гуси, глазурованные цидонией; участок А1 на Яунциемском кладбище в Риге; бог НАТО. С 28 по 29 ноября 2006 г. в г. Риге (Латвия) состоялся очередной саммит НАТО. Еще в начале декабря 2005 г. сообщалось, что идея о проведении саммита в Риге принадлежит Президенту Латвии Вайре Вике- Фрейберге (так сказать, авторская заявка, чтобы другие не посягали). Подчеркивалось, что затраты на саммит составят 15 млн. латов, и большая часть из этой суммы пойдет на подготовку инфраструктуры, приведение в порядок зданий и меры безопасности. Народ новость воспринял неоднозначно. В числе первых комментариев были и такие: "Идиоты, что еще сказать.Сами нищие, а в гости зовем. Какая выгода от этого Латвии и лично нам- налогоплательщикам?"; "Кто бы сомневался, что "это" пройдет в Риге. Скорее всего, это попытка наступить на мозоль России". После окончания саммита было сообщено, что он обошелся в 35 млн. латов (около 65 млн. дол.). Кроме того, двухдневный простой экономики принес стране примерно 50 млн. латов убытка. Есть информация о запросе дополнительной компенсации за понесенный ущерб. И это еще далеко не всё. В отличие, скажем, от США, Латвия не является страной, где особенно считаются с тем, что называют моральным ущербом. В данном случае он огромен. Конечно, никто его подсчитывать и тем более выплачивать компенсации не будет. Ограничения в передвижении населения, несделанные в больницах операции, трудности и унижения при проезде из аэропорта в город, оставленные горы мусора, повреждения в парках и т. п. вряд ли будут способствовать укреплению доверия населения Латвии к НАТО, а также лично к Президенту Латвии В. Вике- Фрейберге. Здесь, впрочем, нет ничего нового. Депутаты и Правительства Латвии привыкли обманывать и унижать свой народ, начиная с того момента, когда четверть населения страны лишили гражданства. В нормальном государстве при таком перерасходе сметы руководство страны должно было бы пойти под суд. Но в Латвии этому обстоятельству как- то не придали значения. На саммите был поднят вопрос об энергетической безопасности. Председатель комитета по иностранным делам сената США Ричард Лугар сказал, что странам альянса необходимо действовать согласованно, когда им перестают поставлять нефть и газ. Нино Бурджанадзе,грузинский спикер парламента, заявила, что высокие цены на газ, установленные Россией, это плата за политическую безопасность. Трудно, правда понять, где она нашла эту безопасность и в чем она выражается. ЕС получает сейчас от России 40% потребляемого им газа и 32% нефти. У России запасы далеко не безграничны. Цифры, похоже, стали предметом спекуляции, чтобы успокаивать, убаюкивать население страны. Достоянием печати стала информация о сверхнормативной добыче. По мнению ряда источников, Президент РФ В. В. Путин лоббирует интересы российских сырьевиков и совершенно игнорирует нужды сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Лидерам стран ЕС следовало бы почаще обращаться с просьбой к Богу о ниспослании здравия Путину и его преемнику и их долгого пребывания у власти. Ибо, если этого по каким-либо обстоятельствам не случится, интересам стран Запада будет нанесен тяжелый удар. Поясню почему. Немедленно после смены в России руководства будут резко интенсифицированы научные и прикладные исследования с целью более эффективного использования нефти и газа, в том числе, для более полного и оптимального применения их внутри страны. Будут проанализированы результаты проведенных исследований. Например, на портале Google имеется около 1450000 источников только на русском языке об использовании природного газа. Помимо применения его в качестве топлива (и здесь есть еще над чем думать и работать), известно об эффективном использовании газа в сельском хозяйстве, в животноводстве, при сушке зерна, фруктов (их у нас ежегодно гниет и пропадает чудовищное количество), при выращивании ранних овощей, производстве огромной номенклатуры химических материалов, удобрений, спиртов и т. д., и т. п. И как только будет установлено, что при использовании в России, скажем, 1000 куб. м природного газа можно получить не 250 дол. прибыли, а, например, 350, мы будем сообщать об этом потребителям и предлагать альтернативу: или покупайте газ по более высокой цене или ищите другие источники. А также будем стремиться скупить весь доступный газ, скажем, по цене 300 дол., чтобы поскорее использовать его, переработать и получить 50 дол. прибыли. А что Вы хотите- рынок так рынок, и никакой пощады другим. Конечно, могут быть и оправданы какие- то политические пристрастия, в основе которых лежит, опять-таки, экономический интерес и перспектива существенного экономического ускорения страны. И здесь имеются четкие понятия и убеждения. Плевать в сторону России и одновременно висеть у нее на шее впредь не получится. Участников саммита НАТО окружили всевозможным вниманием, преподнесли подарки, кормили гусями, глазурованными цидонией, лососями, запеченными в картофельной корочке. Все мы рады за угощавших и угощавшихся.. Прошел, однако, десяток дней после окончания саммита, и вдруг в популярной бесплатной рижской газете "5 минут" появляется жалостливая обстоятельная статья о том, что резиденция Президента Латвии В. Вайры- Фрейберги- Рижский замок разрушается. Самую большую опасность представляет зал для аккредитации зарубежных послов и другие помещения. Конечно, об этом писали и раньше, но не так обстоятельно. Что можно посоветовать Президенту Латвии и латвийскому Правительству? Более экономно тратить деньги, не допускать перерасхода средств на запланированные мероприятия. Ну, а если природа Вашей натуры не допускает жить по-иному, хотя бы закупите шахтерские каски для аккредитуемых зарубежных послов на случай, если в момент церемонии отвалятся и начнут падать на головы участников куски штукатурки и гипсовые детали. Теперь несколько о другом. Сгорел заживо бомж, который круглый год, даже зимой в 20- градусные морозы, проживал в старой легковой машине. Приходил к нам согреться и попить чаю. Несмотря на весь ужас своего существования, он отличался сдержанностью манер и какой-то внутренней интеллигентностью. Пошел к нему на могилу. Это участок А1 на Яунциемском кладбище в Риге. Нашел его последнее пристанище и еще... около полутора тысяч колышков,высотой около 0,7 м, отмечающих захоронения подобных бедолаг- словно бездомных кошек или собак. И это за короткий срок- во времена независимой Латвии. А кладбищ в Риге немало, и заполняются они стремительно. Представляется логичным, чтобы главы государств, принимающих Правительственные делегации Латвии и салютующие им артиллерийскими залпами, не забывали и об этой стороне нашей латвийской действительности. Анализируя результаты, достигнутые на саммите, можно сделать вывод, что это было скучное и неэффективное мероприятие. Экстраполируя длительные и натужные усилия латвийского руководства, можно отметить, что на саммите они не получили логичного развития. Украина и Грузия не приблизились к тому, чтобы поскорее стать членами НАТО. На Украине, похоже, 50% активных сторонников альянса связывают участие страны в НАТО с личной карьерой, 30% мечтают, что НАТО оздоровит Украину, наполнит ее живительными соками иностранных инвестиций, а 20% мечтают таким образом насолить России. Хорошо, если сбудутся 5% ожиданий. А от 95% негативных факторов никуда не уйти. Заметных успехов, чтобы ослабить власть Президента Беларуси А. Г. Лукашенко, не было достигнуто, несмотря на отчаянные усилия. Осталось неясным, как же согласованно действовать странам НАТО "в тех случаях, когда странам альянса перестают поставлять нефть и газ". Учитесь договариваться с Россией и не забывайте о поговорке "На чужой каравай рот не разевай". Нефть и газ- это сугубо российские природные богатства. Это должны четко понимать наши зарубежные партнеры. Недостаточное количество капитала или отсутствие в отдельных случаях достаточных управленческих навыков- это проблемы роста российской экономики, и нечего выпячивать их, словно крючок с насаженным на нее жирным червяком перед носом проголодавшейся рыбы. Кстати, слово саммит (summit) переводится на русский язык как вершина, верх, наивысшая точка. Применительно к рижской "вершине", с учетом достигнутых результатов скорее можно утверждать, что это был бог (bog) НАТО, что переводится как болото, трясина; уборная, нужник. Есть и еще ряд значений этого слова- дерзкий, смелый, но, похоже, что в Риге ничего подобного продемонстрировано не было. Виктор Кольчак