Состав и технология древних материалов. Проект "химические вещества в архитектуре" Самая едкая кислота


Человек всегда стремился отыскать материалы, которые не оставляют никаких шансов своим конкурентам. Издревле учёные искали самые твердые материалы в мире , самые лёгкие и самые тяжелые. Жажда открытий привела к открытию идеального газа и идеально чёрного тела. Представляем вам самые удивительные вещества в мире.

1. Самое черное вещество

Самое чёрное вещество в мире называется Vantablack и состоит из совокупности углеродных нанотрубок (см. углерод и его аллотропные модификации). Проще говоря, материал состоит из бесчисленного множества «волосков», попав в которые, свет отскакивает от одной трубки к другой. Таким образом поглощается около 99,965% светового потока и лишь ничтожная часть отражается обратно наружу.
Открытие Vantablack открывает широкие перспективы применения этого материала в астрономии, электронике и оптике.

2. Самое горючее вещество

Трифторид хлора является самым горючим веществом из когда-либо известных человечеству. Является сильнейшим окислителем и реагирует практически со всеми химическими элементами. Трифторид хлора способен прожечь бетон и легко воспламеняет стекло! Применение трифторида хлора практически невозможно из-за его феноменальной воспламеняемости и невозможности обеспечить безопасность использования.

3. Самое ядовитое вещество

Самый сильный яд — это ботулотоксин. Мы знаем его под названием ботокс, именно так он называется в косметологии, где нашел свое основное применение. Ботулотоксин — это химическое вещество, которое выделяют бактерии Clostridium botulinum. Помимо того, что ботулотоксин — самое ядовитое вещество, так он ещё и обладает самой большой молекулярной массой среди белков. О феноменальной ядовитости вещества говорит тот факт, что достаточно всего 0,00002 мг мин/л ботулотоксина, чтобы на полдня сделать зону поражения смертельно опасной для человека.

4. Самое горячее вещество

Это, так называемый, кварк-глюонная плазма. Вещество было создано с помощью столкновением атомов золота при почти световой скорости. Кварк-глюонная плазма имеет температуру 4 триллиона градусов Цельсия. Для сравнения, этот показатель выше температуры Солнца в 250 000 раз! К сожалению, время жизни вещества ограничено триллионной одной триллионной секунды.

5. Самая едкая кислота

В этой номинации чемпионом становится фторидно-сурьмяная кислота H. Фторидно-сурьмяная кислота в 2×10 16 (двести квинтиллионов) раз более едкая, чем серная кислота. Это очень активное вещество, которое может взорваться при добавлении небольшого количества воды. Испарения этой кислоты смертельно ядовиты.

6. Самое взрывоопасное вещество

Самое взрывоопасное вещество — гептанитрокубан. Он очень дорогой и применяется лишь для научных исследований. А вот чуть менее взрывоопасный октоген успешно применяется в военном деле и в геологии при бурении скважин.

7. Самое радиоактивное вещество

«Полоний-210» — изотоп полония, который не существует в природе, а изготавливается человеком. Используется для создания миниатюрных, но в тоже время, очень мощных источников энергии. Имеет очень короткий период полураспада и поэтому способен вызывать тяжелейшую лучевую болезнь.

8. Самое тяжёлое вещество

Это, конечно же, фуллерит. Его твердость почти в 2 раза выше, чем у натуральных алмазов. Подробнее о фуллерите можно прочитать в нашей статье Самые твердые материалы в мире .

9. Самый сильный магнит

Самый сильный магнит в мире состоит из железа и азота . В настоящее время, широкой общественности недоступны детали об этом веществе, однако уже сейчас известно, что новый супер-магнит на 18% мощнее самых сильных магнитов применяющихся сейчас — неодимовых. Неодимовые магниты изготавливаются из неодима, железа и бора.

10. Самое текучее вещество

Сверхтекучий Гелий II почти не имеет вязкости при температурах близких к абсолютному нулю. Этим свойством обусловлено его уникальное свойство просачиваться и выливаться из сосуда, изготовленного из любого твёрдого материала. Гелий II имеет перспективы использования в качестве идеального термопроводника, в котором не рассеивается тепло.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Сафоново Смоленской области Проект Работу выполнили: Писарева Ксения, 10 класс Стрелюгина Анастасия, 10 класс Курировала работу: Соколова Наталья Ивановна, учитель биологии и химии 2015/2016 учебный год Проект Тема «Химические вещества, используемые в архитектуре» Типология проекта: реферативный индивидуальный краткосрочный Цель: интеграция по теме «Памятники архитектуры» предмета «Мировая художественная культура» и сведения о химических веществах, используемых в архитектуре. Химия - это наука, связанная со многими областями деятельности, а также с другими науками: физикой, геологией, биологией. Не обошла она стороной и один из наиболее интересных видов деятельности - архитектуру. Человеку, работающему в данной области, поневоле приходиться сталкиваться с разными видами строительных материалов и каким-то образом уметь их комбинировать, что-либо к ним добавлять для большей прочности, стойкости или, чтобы придать наиболее красивый внешний облик зданию. Для этого архитектуру необходимо знать состав и свойства строительных материалов, необходимо знать поведение их в обычных и экстремальных условиях внешней среды той местности, в которой ведется строительство. Задача этой работ - познакомить с наиболее интересными по своему архитектурному замыслу строениями и рассказать об используемых при их строительстве материалов. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел проекта Успенский собор Исаакиевский собор Покровский собор Смоленский Успенский собор Святот-Владимировский храм Презентация Используемые объекты Фото Фото Фото Фото Фото Владимирский Успенский собор Находится он во Владимире. «Золотой век» строительства древнего Владимира - вторая половина XII века. Успенский собор города является самым ранним архитектурным памятником этого периода. Выстроенный в 1158-1160 годах при князе Андрее Боголюбском, собор позднее подвергся значительной перестройке. Во время пожара 1185 года старый Успенский собор был сильно поврежден. Князь Всеволод III, «не искавший мастеров от немец», приступает тотчас к его восстановлению силами местных мастеров. Здание сложено из тесаного белого камня, составлявшего мощную «коробку» стены, которая заполнялась бутом на прочном известковом растворе. К сведению, бутовый камень- это крупные куски неправильной формы размером 150-500 мм, массой 20-40 кг, получаемые при разработке известняков, доломитов и песчаников (реже), гранитов и других изверженных пород. Камень, получаемый при взрывных работах, носит общее название «рваного». Бутовый камень должен быть однородным, не иметь следов выветривания, расслоения и трещин и не содержать рыхлых и глинистых включений. Предел прочности при сжатии камня из осадочных пород не менее 10 МПа(100кгс/см), коэффициент размягчения не ниже 0,75, морозостойкость не менее 15 циклов. Бутовый камень широко применяют для бутовой и бутобетонной кладки фундаментов, стен неотапливаемых зданий, подпорных стен, ледорезов и резервуаров. Новый Успенский собор был создан в эпоху Всеволода, о котором автор «Слова о полку Игореве» писал, что воины князя могут «расплескать веслами Волгу». Собор из одноглавого становится пятиглавым. На его фасадах относительно мало скульптурного декора. Его пластическое богатство- в профилированных откосах щелевидных окон и широких перспективных порталах с орнаментированным верхом. Как его внешний облик, так и интерьер приобретает новый характер. Внутреннее убранство собора поражало современников праздничной народностью, которую создавали обилие позолоты, майоликовые полы, драгоценная утварь и особенно фресковая стенопись. Исаакиевский собор Одним из не менее красивых зданий является Исаакиевский собор, находящийся в Санкт-Петербурге. В 1707 году церковь, получившую название Исаакиевской, освятили. 19 февраля 1712 года в ней состоялся публичный обряд венчания Петра I с Екатериной Алексеевной. 6 августа 1717 года на берегу Невы закладывается вторая Исаакиевская церковь, построенная на проекту архитектора Г.И. Маттарнови. Строительные работы продолжались до 1727 года, но уже в 1722 году церковь упоминается среди действующих. Однако место для ее строительства было выбрано неудачно: еще не были укреплены берега Невы, и начавшееся оползание грунта вызвало трещины в стенах и сводах зданий. В мае 1735 году от удара молнии возник пожар, довершивший начавшиеся разрушения. 15 июля 1761 года указом Сената проектирование и строительство новой Исаакиевской церкви было поручено С.И. Чевакинскому-автору Никольского собора. Но ему не пришлось осуществить свой замысел. Сроки строительства были перенесены. Вступив в 1762 году на престол, Екатерина II проектирование и строительство поручила архитектору Антонио Ринальди. Собор был задуман с пятью сложными по рисунку куполами и высокой колокольней. Мраморная облицовка должна придумать изысканность цветовому решению фасадов. Свое название эта горная порода получила от греческого «мраморос» - блестящий. Эта карбонатная порода состоит, в основном, из кальцита и доломита, а иногда включает и другие минералы. Она возникает в процессе глубинного преобразования обычных, то есть осадочных известняков и доломитов. При процессах метаморфизма, идущих в условиях высокой температуры и большого давления, осадочные известняки и доломиты перекристаллизовываются и уплотняются; в них нередко образовываются многие новые минералы. Например, кварц, халцедон, графиты, гематит, пирит, гидроксиды железа, хлорит, брусит, тремолит, гранат. Большинство из перечисленных минералов наблюдается в мраморах лишь в виде единичных зерен, но, подчас, некоторые из них содержатся в значительных количествах, определяя важные физикомеханические, технические и иные свойства породы. Мрамор имеет хорошо выраженную зернистость: на поверхности скола камня видны отблески, возникающие при отражении света от так называемых плоскостей спайности кристаллов кальцита и доломита. Зерна бывают мелкими (менее 1 мм), средними и крупными (несколько миллиметров). От величины зерен зависит прозрачность камня. Так у Каррарского белого мрамора прочность при сжатии составляет 70 мегапаскалей и он быстрее разрушается при нагрузке. Предел прочности мелкозернистого мрамора достигает 150-200 мегапаскалей и этот мрамор более стоек. Но строительство велось крайне медленно. Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не завершив работы. После смерти Екатерины II Павел I поручил придворному архитектору Винченцо Бренна спешно завершить его. Бренна вынужден был исказить проект Ринальди: уменьшить размеры верхней части собора, вместо пяти куполов возвести один; мраморная облицовка была доведена лишь до карниза, верхняя часть оставалась кирпичной. Сырьем для силикатного кирпича служит известь и кварцевый песок. При приготовлении массы известь составляет 5,56,5% по массе, а вода 6-8%. Подготовленную массу прессуют, а затем подвергают нагреванию. Химическая сущность процесса твердения силикатного кирпича совершенно иная, чем при связующего материала на основе извести и песка. При высокой температуре значительно ускоряется кислотно-основное взаимодействие гидроксида кальция Ca(OH)2 с диоксидом кремния SiO2 с образованием соли-силиката кальция CaSiО3. Образование последнего и обеспечивает связку между зернами песка, а, следовательно,прочность и долговечность изделия. В результате было создано приземистое кирпичное здание, не гармонировавшее с парадным обликом столицы. 9 апреля 1816 года во время пасхального богослужения отсыревшая штукатурка упала со сводов на правый клирос. Вскоре собор закрыли. В 1809 году объявили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Из конкурсов ничего не вышло. В 1816 году Александр I поручает А. Бетанкуру подготовить положение по перестройке собора и подобрать для этого архитектора. Бетанкур предложил доверить эту работу молодому архитектору, приехавшему из Франции, Огюсту Рикару де Монферрану. Альбом с его рисунками А. Бетанкур представил царю. Работы настолько понравились Александру I, что последовал указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Только 26 июля 1819 года состоялся торжественный акт обновление Исаакиевской церкви. На сваи был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской. Граниты относятся к числу наиболее распространенных строительных, декоративных и облицовочных материалов и в этой роли выступают с древнейших времен. Он прочен, его относительно легко обрабатывать, придавая изделиям разную форму, он хорошо держит полировку и очень медленно выветривается. Обычно гранит имеет зернистое однородное строение и, хотя он состоит из разноцветных зерен разных минералов, общий тон его окраски ровный розовый или серый. Специалист-геолог назовер гранитом кристаллическую горную породу глубинного магматического или горного происхождения состоящую из трех главных минералов: полевого шпата (его обычно около 30-50% объема породы), кварца (около 30-40%) и слюды (до 10-15%). Это то розовый микроклин или ортоклаз, то белый альбит или онигоклаз, то сразу два полевых шпата. Аналогично и слюды бывают предоставлены то мусковитом (светлая слюда), то биотитом (черная слюда). Иногда вместо них в граните присутствуют другие минералы. Например, красный гранат или зеленороговая обманка. Все минералы, слагающие гранит, по химической природе являются силикатами, порой весьма сложного строения. 3 апреля 1825 года был учрежден перерабатывающий проект Монферрана. При возведении стен и опорных пилонов тщательно готовили известковый раствор. В кадки попеременно сыпали просеянную известь и песок так, чтобы один слой ложился на другой, затем их смешивали, и этот состав выдерживали не менее трех суток, после чего использовали для кирпичной кладки. Интересно, что известь - древнейший связующий материал. Археологические раскопки показали, что во дворцах древнейшего Китая имелись росписи стен пигментами, закрепленными гашеной известью. Негашеную известь - оксид кальция CaO -получали обжигом различных природных карбонатов кальция. CaCO₃ CaO +CO₂ Содержание в негашеной извести небольших количеств неразложившегося карбоната кальция улучшает связующие свойства. Гашение извести сводится к переводу оксида кальция в гидроксид. CaO + H₂O Ca (OH)2 + 65 кДЖ Твердение извести связано с физическими и химическими процессами. Во-первых, происходит испарение механически перемешанной воды. Во-вторых, гидроксид кальция кристализуется, образуя известковый каркас из сросшихся кристаллов Ca(OH)₂. Кроме того, идет взаимодействие Са(ОН)₂ с СО₂ с образованием карбоната кальция (карбонизация). Плохо или «ложно» высохшая штукатурка может привести к отслаиванию пленки масляной краски вследствие образования мыла в результате взаимодействия кальциевой щелочи с жирами олифы. Добавление песка к известковому тесту необходимо потому, что в ином случае при затвердении оно дает сильную усадку и растрескивается. Песок служит как бы арматурой. Стены из кирпича возводились толщиной от двух с половиной до пяти метров. Вместе с мраморной облицовкой это в 4 раза превышает обычную толщину стен гражданских сооружений. Мраморная облицовка наружная, толщиной 5-6 см, и внутренняя, толщиной 1,5 см, выполнялась вместе с кирпичной кладкой стен и связывалась с ней железными крючьямипиронами. Перекрытия создавались из кирпича. Тротуар предполагалось устроить из сердобольского гранита, а пространство за оградой вымостить лещадками красного мрамора и бордюром из красного гранита. В природе встречаются белые, серые, черные и цветные мраморы. Цветные мраморы распространены очень широко. Нет другого декоративного камне, за исключением, пожалуй, яшмы, которому были бы свойственны очень разнообразные окраска и узор, как цветному мрамору. Цвет мрамора обычно вызван тонкокристаллической, чаще пылевидной, примесью яркоокрашенных минералов. Красный, фиолетовый, пурпурный цвета обычно объясняются присутствием красного оксида железа - минерала сематита. Покровский собор Покровский собор (1555-1561 гг.) (г. Москва) Построенный XVI в. гениальными русскими зодчими Бармой и Постником, Покровский собор - жемчужина русской национальной архитектуры - логически завершает ансамбль Красной площади. Собор представляет собой живописное сооружение из девяти высоких башен, украшенных причудливыми куполами, разнообразными по форме и окраске. Еще одна небольшая фигурная (десятая) главка венчает церковь Василия Блаженного. В центре этой группы возвышается резко отличающаяся по своим размерам, форме и убранству главная башня - церковь Покрова. Она состоит из трех частей: четырехгранника с квадратным основанием, восьмигранного яруса и шатра, заканчивающегося восьмигранным световым барабаном с золоченой главкой. Переход от восьмигранной части центральной части башни к шатру осуществляется с помощью целой системы кокошников. Основание шатра покоится на широком белокаменном карнизе, имеющем форму восьмиконечной звезды. Центральная башня окружена четырьмя большими башнями, расположенными по странам света, и четырьмя малыми, разместившимися по диагоналям. Нижний ярус опирается гранями на сложный по форме и красивый по рисунку цоколь из красного кирпича и белого камня. Красный глиняный кирпич изготавливают из замешанной с водой глины с последующим формованием, сушкой и обжигом. Сформированный кирпич (сырец) недолжен давать трещин при сушке. Красная окраска кирпича обусловлена наличием в глине Fe₂O₃. Эта окраска получается, если обжиг ведут в окислительной атмосфере, то есть при избытке кислорода. При наличии восстановителей на кирпиче появляются серовато-сиреневые тона. В настоящее время используют пустотелый кирпич, то есть имеющий внутри полости определенной формы. Для облицовки зданий изготавливают двухслойный кирпич. При его формовании на обычный кирпич наносится слой из светложгущейся глины. Сушку и обжиг двухслойного облицовочного кирпича проводят по обычной технологии. Важными характеристиками кирпича являются влагопоглощение и морозостойкость. Для предотвращения разрушения от атмосферных воздействий кирпичную кладку обычно защищают штукатуркой, облицовыванием плиткой. Особым видом глиняного обожженного кирпича является клинкерный. Его применяют в архитектуре для облицовки цоколей зданий. Клинкерный кирпич производят из специальной глины с большой вязкостью и малой деформируемостью при обжиге. Он характеризуется сравнительно низким водопоглощением, большой прочностью на сжатие и большой износостойкостью. Смоленский Успенский собор С какой бы стороны вы ни подъезжали к Смоленску, отовсюду издалека видны купола Успенского собора — одного из самых больших храмов России. Храм увенчивает высокую, расположенную между двумя глубоко врезанными в береговой откос оврагами, гору. Увенчанный пятью главами (вместо семи по первоначальному варианту), праздничный и торжественный, с пышным барочным декором на фасадах, он высоко возносится над городской застройкой. Грандиозность здания ощущается и снаружи, когда стоишь у его подножия, и внутри, где среди наполненного светом и воздухом пространства уходит ввысь, мерцая золотом, гигантский, необыкновенно торжественный и пышный позолоченный иконостас — чудо резьбы по дереву, одно из выдающихся произведений декоративного искусства XVIII века, созданное в 1730— 1739 годах украинским мастером Силой Михайловичем Тру-сицким и его учениками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Рядом с Успенским собором, почти вплотную к нему, стоит двухъярусная соборная колокольня. Маленькая, она несколько теряется на фоне огромного храма. Колокольня построена в 1767 году в формах петербургского барокко по проекту архитектора Петра Обухова, ученика известного мастера барокко Д. В. Ухтомского. В нижней части колокольни сохраняются фрагменты предыдущей постройки 1667 года. Успенский собор в Смоленске был построен в 1677-1740гг. Первый собор на этом месте заложил еще в 1101 году сам Владимир Мономах. Собор стал первым каменным зданием в Смоленске, не раз перестраивался - в том числе Успенский кафедральный собор в Смоленске внуком Мономаха князем Ростиславом, пока в 1611 году уцелевшие защитники Смоленска, целых 20 месяцев оборонявшиеся от войск польского короля Сигизмунда III, напоследок, когда поляки все же ворвались в город, взорвали пороховой погреб. К сожалению, погреб располагался прямо на Соборной горе, и взрыв практически разрушил древний храм, похоронив под его обломками многих смолян и древние усыпальницы смоленских князей и святых. В 1654 году Смоленск был возвращен России, и набожный царь Алексей Михайлович выделил из казны целых 2 тысячи рублей серебром на возведение нового главного храма в Смоленске. Остатки древних стен под руководством московского зодчего Алексея Королькова разбирали больше года, а в 1677 году началось строительство нового собора. Однако из-за того, что архитектор нарушил заданные пропорции, строительство приостановилось до 1712 года. Успенский кафедральный собор в Смоленске. В 1740 году под руководством архитектора А.И.Шеделя работы закончились, и храм был освящен. В первоначальном виде он простоял всего лет двадцать, - сказалось наличие разных архитекторов и постоянные перемены в проекте. Кончилось это обрушением центральной и западной глав собора (всего их было тогда семь). Верх восстановили в 1767-1772гг., но уже с простым традиционным пятиглавием, которое мы теперь и видим. Этот собор не просто виден отовсюду, он еще и по-настоящему огромен - вдвое больше Успенского собора в Московском Кремле: 70 метров высотой, 56,2 метра в длину и 40,5 - в ширину. Отделка собора выполнена в стиле барокко как снаружи, так и внутри. Интерьер собора поражает своей пышностью и роскошью. Работы по росписи храма длились 10 лет под руководством С.М.Трусицкого. Успенский кафедральный собор в Смоленске. Великолепный иконостас 28 метров в высоту сохранился до наших дней, а вот главная святыня - икона Божией Матери Одигитрии - пропала в 1941 году. Успенский кафедральный собор в Смоленске Соборная колокольня, меркнущая на фоне громадного храма, построена в 1763-1772 гг. с северо-запада от собора. Она поставлена на месте прежней колокольни, и в основании сохранились старинные фундаменты. В то же время была выстроена ограда собора с тремя высокими воротами, по форме напоминающими триумфальные арки. От центральной улицы наверх, на Соборную гору, ведет широкая гранитная лестница того же времени, завершающаяся гульбищем. Собор пощадило и время, и войны, прошедшие через Смоленск. Наполеон после взятия города даже приказал выставить охрану, поразившись великолепию и красоте собора. Сейчас собор действующий, в нем ведутся службы. Свято-Владимирский храм г. Сафоново, Смоленская область В мае 2006 года город Сафоново отметил знаменательный юбилей - сто лет назад состоялось открытие первого церковного прихода на территории будущего города. В то время на месте нынешних городских кварталов был ряд деревень, селец и хуторов, окружавших железнодорожную станцию, которая по близлежащему уездному городу называлась “Дорогобуж”. Ближе всех к станции находились сельцо Дворянское (нынешняя улица Красногвардейская) и через речку Величку от него - помещичья усадьба Толстое (сейчас на ее месте небольшой парк). Толстое, получившее свое название от дворян Толстых, известно с начала XVII века. К началу XX века это была небольшая владельческая усадьба с одним двором. Ее владельцем был выдающийся общественный деятель Смоленской губернии Александр Михайлович Тухачевский - родственник известного советского маршала. Александр Тухачевский в 1902-1908 гг. возглавлял Дорогобужское местное самоуправление - земское собрание, а в 1909-1917 гг. руководил губернской земской управой. Дворянским владели дворянские семьи Лесли и Бегичевых. Строительство в 1870 г. железнодорожной станции на берегу речки Велички превратило это захолустное местечко в один из важнейших экономических центров Дорогобужского уезда. Здесь появились склады леса, постоялые дворы, лавки, почтовая станция, аптека, пекарни... Начало расти население пристанционного поселка. Здесь появилась пожарная дружина, а при ней в 1906 г. была организована общественная библиотека - первое учреждение культуры будущего города. Вероятно, не случайно, что в этом же году организационное оформление получила и духовная жизнь округи. В 1904 г. рядом с Толстым был возведен каменный храм во имя архистратига Михаила, тем самым владельческая усадьба превратилась в село. Вероятно, Архангельский храм был некоторое время приписным к одному из ближайших сел. Однако уже 4 мая (17 мая - по н. ст.) 1906 года вышел указ Святейшего Правительственного Синода №5650, в котором говорилось: “При новоустроенной церкви села Толстого Дорогобужского уезда открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика с тем, чтобы содержание причта новооткрываемого прихода относилось исключительно на изысканные местные средства”. Так началась жизнь прихода села Толстого и станции “Дорогобуж”. Ныне наследником церкви села Толстого является расположенный на его месте Свято-Владимирский храм. К счастью, история сохранила нам имя строителя Михайло- Архангельского храма. Им был один из известнейших российских архитекторов и инженеров профессор Василий Герасимович Залесский. Он был дворянином, однако изначально его род принадлежал к духовенству и был известен на Смоленщине с XVIII века. Выходцы из этого рода поступали на гражданскую и военную службу и, достигнув высоких чинов и рангов, жаловались дворянским достоинством. Василий Герасимович Залесский с 1876 г. служил в должности городового архитектора при Московской городовой управе и большинство своих построек возвел именно в Москве. Он строил и фабричные здания, и общественные дома, и частные особняки. Наверное, больше всего из его построек известен дом сахарозаводчика П.И.Харитоненко на Софийской набережной, где ныне размещается резиденция английского посла. Интерьеры этого здания отделаны Федором Шехтелем в стиле эклектики. Василий Герасимович был ведущим специалистом в России по вентиляции и отоплению. Он имел собственную контору, занимавшуюся работами именно в этой сфере. Залесский вел большую преподавательскую деятельность, издал популярный учебник по строительной архитектуре. Он состоял членомкорреспондентом Петербургского общества архитекторов, членом Московского архитектурного общества, возглавлял Московское отделение Общества гражданских инженеров. В конце XIX века В.Г.Залесский приобрел в Дорогобужском уезде небольшое имение в 127 десятин с сельцом Шишкиным. Оно живописно располагалось на берегу речки Вопец. Ныне Шишкино является северной окраиной города Сафонова. Имение было куплено Залесским в качестве дачи. Несмотря на то, что Шишкино являлось для Василия Герасимовича местом отдыха от его обширной профессиональной деятельности, он не оставался в стороне от жизни местной округи. По просьбе председателя Дорогобужского уездного собрания князя В.М.Урусова Залесский бесплатно составил планы и сметы для строительства земских начальных школ с одной и двумя классными комнатами. В двух верстах от Шишкина в деревне Алешине дорогобужское земство стало создавать большую больницу. В 1909 г. Василий Залесский принял на себя обязательства быть попечителем этой строящейся больницы, а в 1911 г. предложил оборудовать в ней центральное отопление за свой счет. Тогда же земство просило его “принять участие в надзоре за устройством больницы в Алешине”. В.Г.Залесский был почетным попечителем пожарной дружины станции “Дорогобуж” и жертвователем книг для ее общественной библиотеки. Любопытно, что помимо Михаило-Архангельского храма села Толстого В.Г.Залесский имеет отношение и к Смоленскому Успенскому собору. По свидетельству его родных, он устраивал там центральное отопление. Вскоре после открытия прихода в селе Толстом появилась и церковно-приходская школа, которая имела собственное здание. Первое упоминание о ней относится к 1909 г. Нынешний Свято-Владимирский храм Сафонова славится своим прекрасным церковным хором. Примечательным фактом является то, что век назад такой же славный хор был и в храме села Толстого. В 1909 г. в заметке “Смоленских епархиальных ведомостей”, посвященной освящению вновь построенного большого девятиглавого храма села Неелова, сообщалось, что при торжественном богослужении прекрасно пел певческий хор со станции “Дорогобуж”. Михаило-Архангельский храм, как любая вновь построенная церковь, не имел древних икон и был, вероятно, достаточно скромен по своему внутреннему убранству. Во всяком случае, настоятель храма в 1924 г. отмечал, что какой-либо художественной ценностью обладают лишь две иконы - Божией Матери и Спасителя. В настоящее время известно имя только одного настоятеля храма. С 1 декабря 1915 г. и, по крайней мере, до 1924 г. им был отец Николай Морозов. Вероятно, он служил в Толстовской церкви и в последующие годы. В 1934 г. храм села Толстого был закрыт постановлением Смоленского облисполкома №2339 и использовался под склад сортового зерна. В годы Великой Отечественной войны здание церкви было разрушено и лишь в 1991 г. по единственной сохранившейся фотографии порушенный храм был заново отстроен стараниями своего настоятеля отца Антония Мезенцева, который ныне в чине архимандрита возглавляет общину Болдинского монастыря. Так первый храм Сафонова завершил круг своей жизни, в чем-то повторив путь Спасителя: от распятия и гибели за веру до воскресения Божественным провидением. Пусть же это чудо возрождения из пепла порушенной сафоновской святыни станет для жителей города ярким примером созидательной силы человеческого духа и веры Христовой.

ХИМИЯ В ЕГИПТЕ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

В IV в. до н. э. Александр Македонский (356–323 гг.) предпринял военные походы и покорил Грецию, Персию и многие страны Азии и Африки. В 322 г. до н. э. он завоевал Египет и в следующем году заложил на берегу Средиземного моря, в дельте Нила, город Александрию. В течение короткого времени, благодаря выгодному географическому положению, Александрия стала крупнейшим торговым и промышленно-ремесленным центром древнего мира и важнейшим портом на Средиземном море. Она стала столицей нового эллинистического Египта.

После внезапной смерти Александра Македонского его громадная империя распалась. В возникших самостоятельных государствах у власти стали виднейшие его соратники. Так, в Египте воцарился Птолемей-Сотэр, ставший родоначальником династии Птолемеев (323–30 гг. до н. э.). Безжалостно эксплуатируя население, Птолемей накопил значительные богатства и, подражая прежним египетским фараонам, завел роскошный двор. В качестве придворного учреждения он основал Александрийскую академию, в которой стали обучаться наукам и искусствам молодые люди разных наций, главным образом греки. Для преподавания в Академию были привлечены видные ученые из Афин и других городов.

При Академии был учрежден музей (Дом муз) с многочисленными естественнонаучными коллекциями и собраниями произведений искусств. Была создана библиотека, состоявшая из греческих рукописных книг, древнеегипетских папирусов и глиняных и восковых табличек с текстами произведений ученых и писателей древности. При преемниках Птолемея-Сотэра продолжалось пополнение музея и библиотеки. Птолемей II - Филадельф - приобрел для библиотеки большое собрание книг, принадлежавших Аристотелю. Многие из этих книг были получены Аристотелем в подарок от Александра Македонского. Был установлен порядок, при котором каждая книга, привозившаяся в Египет, должна была представляться в Академию, где с нее снималась копия. Большое число книг копировалось во многих экземплярах и распространялось среди ученых и любителей наук.

Уже при первых Птолемеях в Александрийской академии сосредоточилось много философов, поэтов и ученых различных специальностей, главным образом математиков. Однако условия Академии как придворного учреждения не способствовали развитию в ней передовых философских идей и учений. Ведущими направлениями в Академии стали реакционные и идеалистические учения «гностицизм» и «неоплатонизм».

Гностицизм - течение религиозно-мистического характера. Гностики занимались вопросами познания (гносис) сущности высшего божественного начала. Они признавали существование «невидимого» мира, населенного бесчисленными бесплотными существами. Описания этого мира полны мистики и символизма. Гностики были ярыми врагами естественнонаучного материализма.

Неоплатонизм, получивший особенно широкое распространение в III и IV вв. н. э. благодаря Плотину (204–270 гг.), также представлял собой философское учение религиозно-мистического характера. Неоплатоники признавали существование души не только у людей и вообще живых существ, но и у тел «мертвой природы». Толкование различных проявлений души и действия на расстоянии духов, заключенных в различных телах, составляло основное содержание философии неоплатоников. Учение неоплатоников стало основой астрологии - искусства предсказания различных событий и судеб людей по положению звезд. Неоплатонизм лег в основу так называемой черной магии - искусства сношений с духами и душами умерших людей путем заклинаний, различных манипуляций, гаданий и т. п.

Учения гностиков и неоплатоников, впитавшие в себя элементы многих религиозных кодексов и догм, частично легли в основу формирования христианской догматики. Несмотря на жалкую роль, которую играла философия, в Александрийской академии получили блестящее развитие такие науки, как математика, механика, физика, астрономия, география и медицина. Причины успехов в развитии этих областей знаний станут понятны, если вспомнить их важное практическое значение прежде всего для военного дела (механика и математика), сельского хозяйства и ирригационных работ (геометрия), мореплавания и торговли (география, астрономия), а также в жизни придворной знати (медицина).

Из крупнейших ученых-математиков Александрийской академии следует назвать Эвклида (умер после 280 г. до н. э.) и Архимеда (287–212 гг. до н. э.), имевших много учеников. Достижения этих великих математиков древности широко известны.

Химия в первое столетие существования Александрийской академии еще не выделилась в самостоятельную область знаний. В Александрии она была важной составной частью «священного тайного искусства» жрецов храмов, в первую очередь храма Сераписа. Значительная часть химических знаний и приемов, особенно касающаяся изготовления искусственного золота и поддельных драгоценных камней, оставалась еще недоступной для широких масс.

Несомненно, что в древнеегипетских храмах доэллинистического периода с давних пор существовали рецептурные сборники с описанием химико-технических операций и приемов производства золота и золотых сплавов, а также всевозможных подделок драгоценных металлов и драгоценных камней. В таких сборниках наряду с химико-техническими рецептами и описаниями содержались секретные сведения по астрономии, астрологии, магии, фармации, медицине, а также по математике и механике. Таким образом, химико-технические и химико-практические сведения составляли лишь раздел естественнонаучных, математических и других знаний, а также всевозможных мистических (магия и астрология) описаний и заклинаний. Все эти сведения в ту эпоху обычно объединялись общим названием «физика» (от греческого - «природа»).

После завоевания Египта Александром Македонским, когда в Александрии и других крупнейших городах страны поселилось множество греков, весь комплекс знаний, накопленных в течение многих веков жрецами храмов Озириса и Изиды, скрестился с греческой философией и ремесленной техникой, в частности с химическими ремеслами. При этом многие технические «секреты» египетских жрецов стали доступны греческим ученым и ремесленникам.

Естественно, что с точки зрения господствующего философского мировоззрения греков в ту эпоху (философия перипатетиков, а затем гностицизм и неоплатонизм) древнеегипетская техника подделки драгоценных металлов и камней рассматривалась как подлинное искусство «превращения» одного вещества в другое. К тому же при невысоком уровне химических знании в ту эпоху далеко не всегда можно было установить подделку путем химического анализа или другим путем.

Заманчивая перспектива быстрого обогащения, ореол тайны, которым были окружены операции «облагораживания» металлов, и, наконец, уверенность в полном соответствии явлений «превращения» веществ, в особенности взаимных превращений металлов, законам природы - все это в сильнейшей степени способствовало быстрому распространению «тайного искусства» египетских жрецов в эллинистическом Египте, а затем и в других странах Средиземноморского бассейна. Уже около начала нашей эры изготовление поддельных драгоценных металлов и драгоценных камней приобрело массовый характер.

Судя по литературным произведениям, дошедшим до нас, способы «превращения» неблагородных металлов в золото и серебро сводились к трем операциям: 1) изменению поверхностной окраски неблагородного металла действием подходящих химикалий или покрытием его тонким слоем благородного металла, придающего «превращаемому» металлу вид золота или серебра; 2) окраска металлов лаками соответствующих цветов и 3) изготовлению сплавов, по внешнему виду похожих на золото или серебро (48).

Из литературных произведений химико-технического содержания эпохи Александрийской академии назовем прежде всего «Лейденский папирус X», относящийся к III в. н. э. (49) Этот документ был найден вместе с другими в одной из фиванских гробниц в 1828 г. Он поступил в Лейденский музей, но долгое время не привлекал внимания исследователей и был прочитан и прокомментирован лишь в 1885 г. Лейденский папирус (на греческом языке) содержит более 100 рецептов, описывающих способы подделки благородных металлов.

В 1906 г. стало известно о существовании другого древнего папируса того же времени. Это так называемый Стокгольмский папирус, попавший в 1830-х годах в библиотеку Академии наук в Стокгольме. В нем оказалось 152 рецепта, из которых 9 относятся к металлам, 73 - к изготовлению поддельных драгоценных камней и жемчуга и 70 - к крашению тканей, преимущественно к получению окраски пурпурового цвета (50).

В некоторых других химических папирусах помимо рецептурных формул имеются вставки, представляющие собой нечто вроде заклинаний. Например, в «Лейденском папирусе V» имеется такая вставка: «Двери неба открыты, двери земли открыты, путь моря открыт, путь рек открыт. Все боги и духи послушались моего духа, дух земли послушался моего духа, дух моря послушался моего духа, дух рек послушался моего духа» (51).

Специальные исследования показали, что оба папируса по содержанию довольно близки более древним произведениям, очевидно распространенным в эллинистическом Египте и дошедшим до нас в списках гораздо более позднего времени. Так, например, известно сочинение на греческом языке, опубликованное впервые Бертло под названием «Физика и мистика» (52) и фигурирующее как сочинение Демокрита из Абдеры. В действительности же, как установлено Дильсом и Липпманом, первоисточиком этого и других подобных произведений является сочинение энциклопедического характера более древнего происхождения, составленное неким Болосом из Мендеса около 200 г. до н. э. на основе данных греческой науки, египетской тайной науки и нескольких древнеперсидских сочинений мистического характера. Очевидно, Болос, желая по каким-то причинам скрыть свое авторство в составлении этой энциклопедии, приписал часть своего труда различным древним философам, в том числе знаменитому атомисту Демокриту. Подобный прием приписывания авторства сочинений, относящихся к области «тайной науки», другим авторам, прежде всего знаменитым философам и ученым, очень часто применялся с самых древних времен вплоть до XVII в. (53) Причины и побуждения такой «передачи авторства» другим людям были различны: в одних случаях подлинные авторы опасались преследований за свои сочинения, в других «псевдоавторство» применялось для рекламы при продаже соответствующего списка сочинения.

В эпоху римского владычества в Египте, в Александрии были распространены некоторые сочинения ремесленно-химического содержания. Химико-технические сведения в этих сочинениях, в отличие от прежних, изложены уже малопонятным языком и сопровождаются туманными высказываниями и заклинаниями. Сочинения эти полны религиозной мистики.

Так, известно несколько безымянных рукописей, в которых авторство сообщаемых тайных сведений приписывается либо богам, либо различным мифическим личностям далекого прошлого. Основателями «священного тайного искусства» изготовления драгоценных металлов, камней и жемчуга считают, в частности, бога Озириса, Тота, или Гермеса, называвшегося «Трисмегистос», т. е. «трижды величайшим», Изиса, Гора, Моисея, а также Демокрита, Клеопатру Египетскую, Марию-еврейку (коптскую) и др. Особенно большие заслуги приписывались мифическому Гермесу Трисмегистосу, по-видимому обоготворенному древнеегипетскому жрецу. В этих же рукописях приводятся легенды о божественном происхождении «тайного искусства» превращения металлов, о существовании будто бы тщательно схороненных в тайниках произведений богов и ангелов, содержащих величайшие «секреты». Приводится, в частности, легенда об «изумрудной таблице» Гермеса, ставшая весьма популярной у средневековых алхимиков. Текст этой мифической таблицы, написанной будто бы на изумрудной пластинке, найденной Александром Македонским в гробнице Гермеса, таков: «Истинно, без обмана, достоверно и совершенно правдиво. То, что внизу, подобно тому, что вверху. И то, что вверху, подобно тому, что внизу, для совершения чудес единого дела. И подобно тому, как все предметы произошли от одного вещества, по мысли одного, так все они произошли от этого вещества путем усыновления. Его отец - Солнце, его мать - Луна. Ветер носил его в своем чреве, Земля - его кормилица. Оно - отец всякого совершенства во вселенной. Если его превратить в землю, его могущество не ослабевает. Отдели землю от огня, тонкое от грубого, осторожно, с большим искусством. Это вещество поднимается от земли к небу и тотчас снова нисходит на землю и собирает силу и верхних и нижних вещей. И ты получишь всемирную славу. И всякий мрак удалится от тебя. Сила его могущественнее всякой силы, потому что она уловит все неуловимое и проникнет во все непроницаемое. Ибо так сотворен мир! Здесь указан источник удивительных применений. Вот почему я был назван Гермесом Трижды величайшим, владеющим тремя разделами всемирной философии. Я сказал здесь все о деле Солнца» (54) (по-видимому, золота).

Легенда о роли Гермеса в основании «священного тайного искусства» получила широкое распространение в VI в., а уже в дальнейшем, в XIII в. и, особенно, в XVI–XVII вв., громкую славу приобрела его «изумрудная таблица». От имени Гермеса «тайное искусство» превращения металлов в средние века получило название «герметическое» искусство.

К VI в. относятся произведения Синезия, комментатора сочинений, приписывавшихся Демокриту (Псевдодемокриту), Стефана Александрийского и Олимпиодора («О священном искусстве») и многих других. Во всех этих произведениях в изобилии содержится мистика, туманная символика, заклинания и т. д. Между прочим, Олимпиодор был одним из первых, кто применил обозначение семи металлов древности знаками планет, употреблявшимися еще в Древнем Египте (55).

Помимо сочинений Псевдодемокрита - Болоса в эпоху Александрийской академии было известно большое сочинение «божественного» 3осимы из Панополиса (около 400 г.). Зосима, вероятно, был близко связан с Александрийской академией, где во II–IV вв. преподавалось «тайное искусство». Сочинение Зосимы дошло до нас не полностью и со значительными искажениями. Оно состоит из 28 книг, в которых рассматриваются различные приемы «тайного искусства», например, вопрос «о фиксации ртути» , о «божественной воде», о священном искусстве изготовления золота и серебра, о четырех телах, о философском камне и т. д. (56).

В сочинении Зосимы, по-видимому, впервые в литературе упоминается название «химия» (некоторые авторы считают, что это название в рукописи сочинения Зосимы является позднейшей вставкой) в понимании «священного тайного искусства». Соответственно древнееврейской легенде («Книга Бытия», гл. 6), Зосима рассказывает, что это искусство было передано людям падшими ангелами, которые после изгнания Адама и Евы из рая сходились с дочерями человеческими и, в награду за их любовь, сообщали им приемы «тайного искусства». Согласно Зосиме, первая книга, в которой были собраны сведения о «тайном искусстве», была написана пророком Хемом (Хамом?), от имени которого и произошло самое название искусства (57). Сочинение Зосимы пользовалось широкой известностью у александрийских, а позднее и у средневековых алхимиков. Широкое распространение тайного искусства превращения металлов, появление огромного количества поддельных монет в обращении стало угрозой торговле. В первые века нашей эры, в эпоху римского владычества в Египте, римские императоры неоднократно пытались запретить занятия «тайным искусством». Так, Диоклетиан около 300 г. в связи с денежной реформой в империи издал указ о сожжении всех книг, содержащих описания изготовления золота и серебра.

С другой стороны, «тайное искусство» и связанные с ним религиозно-мистические обряды, гадания, заклинания, занятия черной магией и т. д. вызвали преследования со стороны христианского духовенства, видевшего в такого рода занятиях угрозу для «чистоты» христианских учений. Преследовались и ученые Александрийской академии, считавшейся главным центром «тайного искусства». Об этом свидетельствует печальная история Александрийской академии, ее университета, музея и библиотеки.

Еще в 47 г. до н. э., при осаде Александрии Юлием Цезарем, сгорел музей Академии, в котором помещалась большая часть библиотеки (около 400 000 томов). Другая часть библиотеки (до 300 000 томов), хранившаяся в храме Сераписа (позднейшее имя бога Озириса, или Юпитера), уцелела. Император Антонин взамен сгоревшей части библиотеки подарил Клеопатре Египетской Пергамскую библиотеку в 200 000 томов. В 385 г. фанатики-христиане во главе с архиепископом Феофилом разрушили храм Сераписа, а в 390 г. погибли книги, хранившиеся в этом храме. В 415 г. по указанию патриарха Кирилла был разгромлен университет Академии, причем были убиты многие профессора и ученые, в том числе знаменитая Гипатия. Наконец, в 640 г. при взятии арабами Александрии погибли остатки библиотеки, и Александрийская академия перестала существовать.

Каковы же итоги развития химического искусства в эпоху Александрийской академии, просуществовавшей почти 1000 лет? Прежде всего, следует отметить значительное расширение химико-технических знаний и ремесленно-химического опыта в эту эпоху. Знания, накопленные древнеегипетскими ремесленниками и жрецами в металлургии, красильном искусстве, фармации и других областях, перешли к грекам, а затем в Рим и к другим народам Средиземноморского побережья. Сам характер ремесел изменился. В Римской республике и Римской империи, так же как и в Александрии, наряду с одиночными ремесленными мастерскими существовали так называемые фабрики, в которых работали десятки и даже сотни ремесленников-рабов. На таких фабриках осваивался, суммировался и совершенствовался опыт отдельных мастеров.

Значительные успехи были достигнуты в области производства различных металлических сплавов, особенно медных. Получили распространение сплавы с различными окраской и оттенками цветов. Была разработана и усовершенствована техника металлических покрытий (золочение, серебрение, меднение, лужение и т. д.), а также техника «окраски» при помощи соответствующих химикатов поверхности драгоценных металлов.

Получило развитие ремесло крашения тканей и других изделий и производство различных красителей. Помимо минеральных и растительных красителей, известных в Древнем Египте и других странах древнего мира, в эту эпоху были введены в практику новые природные красители, особенно красители, дающие пурпуровую окраску. Красители и рецептуры приемов крашения описаны в рецептурных сборниках, составленных в эпоху Александрийской академии и вошедших в европейские сборники позднейшего времени в расширенном виде.

Значительно увеличился ассортимент химикатов, применявшихся ремесленниками в производствах. Большое распространение получили вещества, известные до этого лишь в Египте. В рецептурных сборниках эпохи Александрийской академии упоминаются вещества, относящиеся к различным классам минеральной химии: натрон (сода), поташ, квасцы, купорос, бура, уксус, ярь-медянка, свинцовые белила, сурик, киноварь, сажа, окислы железа, окислы и сульфиды мышьяка, семь металлов древности и многие другие.

Однако наряду с развитием ремесленной практической химии и химической техники, с расширением и усовершенствованием химических знаний в Александрийскую эпоху получила развитие и другая, фактически бесплодная, ветвь химии - «тайное искусство», ставившее своей целью отыскать способы искусственного получения драгоценных металлов и камней. Это «тайное искусство», не выходившее в доэллинистическую эпоху в Египте за стены древних храмов и целиком находившееся в ведении жрецов, нашло множество последователей из различных слоев населения Александрии и других средиземноморских городов. Представители «тайного искусства» уже, как правило, не принадлежали к числу химиков-практиков и презирали ремесло и ремесленников. В основном это были искатели счастья и легкого обогащения.

С течением времени в поисках путей трансмутации (превращения) металлов «тайное искусство» все более и более отрывалось от практики и замыкалось в рамках навязчивой идеи, что будто бы древние философы обладали секретом трансмутации и что этот секрет утрачен или зашифрован в древних рукописных сочинениях и может быть восстановлен при помощи молитв и заклинаний. Этот секрет представляли в виде некоего сверхъестественного средства, в присутствии которого при простом расплавлении неблагородные металлы мгновенно превращаются в настоящее золото. Это средство уже в древности получило различные названия: «философский камень», «красный камень», «панацея» и др. Ему приписывались и чудодейственные свойства всеисцеляющего лекарства, способного возвратить молодость старикам. Не находя реальных путей приготовления философского камня и реализации трансмутации металлов, представители «тайного искусства» либо удовлетворялись освоением простых способов грубой подделки металлов, либо пытались на основе философских учений гностиков и неоплатоников при помощи астрологии, магии, каббалистики, а также заклинаний, вызываний духов, молитв, гаданий и т. п. добиться решения фантастической задачи. При этом, желая скрыть неудачи поисков, приверженцы «тайного искусства» нередко мистифицировали своих единомышленников, утверждая, что будто бы они нашли, наконец, утраченный секрет древних мудрецов. В целях мистификации и скрытия истины они широко пользовались символикой, шифрами, загадочными фигурами, различными, им одним понятными, обозначениями веществ, фантастическими сочетаниями слов и букв для выражения мнимой тайны, каббалистическими сочетаниями цифр и т. д. Все эти приемы приверженцев «тайного искусства» были в дальнейшем усвоены и даже развиты европейскими алхимиками.

Что же касается реальных способов приготовления искусственного золота, о которых можно судить по сочинениям, дошедшим до нас со времени существования Александрийской академии, то они чаще всего сводились к изготовлению золотоподобных сплавов или же сплавов, окрашенных снаружи в золотистый цвет. Приведем описание последовательных операций изготовления искусственного золота:

1. Тетрасомия (от греческого - «четыре» и - «тело») - изготовление исходного сплава из четырех металлов: олова, свинца, меди и железа. По мнению авторов описаний, этот четверной сплав, окрашенный вследствие окисления с поверхности в черный цвет, обладал свойствами земли. При нагревании он плавился, приобретая свойства воды.

2. Аргиропея, или сереброделие (от греческого - «серебро», делаю) - отбеливание продукта тетрасомии путем сплавления с мышьяком и ртутью, в результате чего сплав, как считалось, приобретает свойства серебра.

3. Хризопея (от греческого - «золото») - главная операция - превращение подготовленного серебра в золото действием на сплав, полученный в результате аргиропеи, сернистыми соединениями и «серной водой». Предварительно в сплав добавляли некоторое количество настоящего золота, которое должно было служить «закваской» при превращении.

4. И о з и с (58) («томление», «брожение») - отделка полученного продукта путем окрашивания поверхности готового сплава при помощи травления квасцами или окуривания (томления) в специальном приборе, называвшемся «керотакис» (59).

Впрочем, в литературе того времени приводятся и другие рецепты хризопеи: путем, например, золочения, обработки поверхности металла различными реактивами и т. д.

«Тайное искусство» получения поддельного золота и поддельных драгоценных камней процветало в Александрии, независимо от развития ремесленной практической химии, продолжавшей идти путем прогресса. С течением времени связи «тайного искусства» с практикой, прежде всего с металлургией, все более и более ослаблялись и в первые века нашей эры полностью нарушились.

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 4. Эллинистический период (конец IV– I вв. до н. э.) Молодой правитель был верен клятве, данной отцом, и вскоре начал войну против Персии.Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Эллинистический период После смерти Александра, когда его военачальники принялись бороться за власть, изготовление осадных машин достигло небывалых высот. Когда Де-метрий Полиоркет («Осаждатель городов») осадил Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню высотой

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Эллинистический период После смерти Александра, когда его военачальники принялись бороться за власть, изготовление осадных машин достигло небывалых высот. Когда Де-метрий Полиоркет («Осаждатель городов») осадил Саламин на Кипре, он выстроил девятиэтажную башню

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ В РУССКИХ ПЕРЕВОДАХ Алкман. Парфенеи / Пер. В. В. Вересаева // Эллинские поэты. М., 1963.Аппиан. Гражданские войны / Пер. под ред. С. А. Жебелева и О. О. Крюгера. Л., 1935.Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша. М.,

Из книги В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории автора Зарезин Максим Игоревич

Документы. Летописи. Литературные памятники. Мемуары Акты Западной России. Т. IV. СПб., 1851.Акты подмосковных ополчений и земского собора 1611–1613.М., 1911.Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской Академии наук. ААЭ.

Из книги Еврейские хроники XVII столетия. Эпоха «хмельничины» автора Боровой Саул Яковлевич

Г. Хронисты (их классовое лицо в свете биографических данных) и еврейские хроники как литературные памятники С каких социальных позиций освещаются события середины XVII в. в изучаемых нами «еврейских хрониках»?Мы располагаем чрезвычайно скудным биографическим

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Развитие грамоты и литературные памятники БЫЛИ?НЫ – устные эпические песни русского народа о своем прошлом, отражавшие в основном историческую действительность кон. 10 – нач. 17 вв.Термин «былины» был введен в 30–40-х гг. 19 в. собирателем фольклора И. П. Сахаровым на основе

автора Филип Ян

IV. Кельтские языки и древнейшие литературные памятники. Гэльско–гойдельские и галльские диалекты В языке кельтов можно различить две главных ветви: Q–кельтскую и Р–кельтскую. Первую группу составляют гэльские языки (ирландцы и шотландцы), в которых индоевропейское кw

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Древнейшие памятники ирландской письменности Древнейшими памятниками ирландского языка считаются огамические надписи V-VI веков. Их алфавит состоит из точек и чёрточек (линий) и предполагает хотя бы частичное знание латинского языка. Это письмо применялось главным

Из книги Дети Пятого Солнца [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 9 Период Древнего царства в Египте и новые загадки "Сфинкс на много тысяч лет старше, чем думают археологи, и что он, в частности, появился на много тысяч лет раньше додинастического Египта, означает, что некогда, в далеком-далеком прошлом, должна была существовать

автора

3.6. ЛИВИЙСКИЙ ПЕРИОД В ЕГИПТЕ После падения Нового царства страна разделилась на два княжества: на юге, в Фивах, правили верховные жрецы, потомки Херихора, на севере же власть постепенно оказалась в руках ливийцев. Воинственные обитатели пустыни, ливийцы, издавна служили

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

4.4. САИССКИЙ ПЕРИОД В ЕГИПТЕ Ассирийское нашествие было частью большой волны ассирийских завоеваний, вызванных освоением металлургии железа и созданием вооруженной железными мечами регулярной армии. До ассирийского завоевания Египет жил в бронзовом веке; после

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

5.3. ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД В ЕГИПТЕ После подавления антиперсидских восстаний в 450-х гг. разоренный и опустошенный Египет успокоился почти на полвека. Персы перестали считаться с египетской знатью и управляли Египтом как завоеванной провинцией, подвергая страну беспощадной

автора

II. АЛХИМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ХИМИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА) ОБЩИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА Период средневековья обычно определяется хронологическими границами от III–IV в. до XVII в. Этот период характеризуется господством в большинстве стран феодального

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

III. ПЕРИОД ТЕХНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ИАТРОХИМИИ (ХИМИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ) ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ Развитие ремесел и торговли, возвышение роли городов, а также политические события в Западной Европе в XII и XIII вв. повлекли за собой значительные перемены во всем укладе жизни

Сегодня по всему миру разбросано огромное количество необычных, забавных или даже пугающих памятников. Современные скульпторы не боятся экспериментировать, их креативу нет предела. Туристы выстраиваются в очереди, чтобы сфотографироваться напротив таких необычных сооружений.
Есть легенда, согласно которой человек, который потрогает все эти необычные памятники станет сверхчеловеком. А вот о существовании памятников веществамизвестно лишь ограниченному контингенту.

Памятник соли


В городе Соликамске на Урале (Россия) открыли весьма необычный памятник - памятник соли... да еще с ушами.

Город с древних времен известен своими традициями солеварения. А самих жителей города прозвали еще в старину «солёные уши». Прозвище возникло благодаря способу погрузки соли в старые времена. Насыпанную в мешки соль грузили на баржи для дальнейшей транспортировки на рынки. Грузчики переносили мешки, закидывая их на спину, поэтому соль просыпалась на головы, за воротник и на уши, от чего они краснели и выглядели смешно. Бронзовый памятник имеет форму солонки с большими ушами, его установили в центре города на всеобщее обозрение-памятник "Пермяку-солёное ухо"

А вот ещё один памятник в г.Соликамске- центре промышленного солеварения.Памятник бронзовому караваю хлеба с солонкой.


Когда-то соль ценилась на вес золота. Добывалась она обычно из соляных озер. Одним из таких озер было озеро Эльтон, откуда во времена царствования Елизаветы Петровны был проложен тракт до Покровской слободы (ныне город Энгельс). Закладка слободы датируется 1747 годом и связана с указом императрицы Екатерины II о начале добычи соли на озере. Символ города Энгельса – бык-солевоз. Скульптура представляет собой быка с солонкой, выходящего из герба города, выполнена в технике "кованая медь". Высота памятника составляет 2,9 м, длина – 4,5 м.

Памятник сахару

Памятник Сахару-рафинаду, в честь 150-летия основания Даниловского сахарорафинадного завода. Установлен в 2009 году, на территории бывшего завода и закрыт от взора не только туристов, но и случайных прохожих. Памятник исполнен довольно просто, но при этом ёмко и лаконично: на постаменте установлен белый кубик, символизирующий тот самый знаменитый рафинад.


А первыми « изобрели» рафинад в Чехии, в 1843 году, там в городе Дачица тоже есть памятник. Установлен он в 2003 году к 160-летию изобретения рафинада. Памятник сахару-рафинаду установлен на месте,где раньше находился сахарный завод и представляет собой размещённый на пьедестале из серого гранита белоснежный, блестящий куб с полированными гранями, символизирующий сахар-рафинад.На постаменте выбита дата:1843 год.


Памятник сахару – рафинаду открыт и в Сумах к 355-летию города в память о былой сахарной славе Сум. На большой рафинадный куб с недостающими кусочками сахара можно взойти по каменным кубикам, чтобы сфотографироваться на достопримечательности, которая символизирует богатство области.



Памятник нефти


В городе Когалыме есть оригинальный памятник « Капля нефти». Памятник« Капля нефти» или как его по-другому называют
« Капля жизни» как нельзя лучше отражает суть возникновения города.Ведь появление Когалыма связано с открытием нескольких нефтяных месторождений в 70-х годах прошлого столетия. Она сделана из металла чёрного цвета.По бокам её есть вставки,с одной стороны,ханты,символизирующие коренной народ,с другой стороны,нефтяники,качающие богатство земли – нефть,а так же жених и невеста,символизирующие будущее города.


Памятник фонтану нефти
Памятник нефти в Лениногорске



Памятник нефти вТюмени

Памятник железу

Одна из известнейших достопримечательностей Брюсселя, ставшая его символом – Атомиум.27-метровый памятник молекуле железа. Атомиум – не просто огромная урбанистическая скульптура, это гигантский символ успеха человечества в изучении атомной энергии и возможности ее мирного использования. Его также называют символом атомного века.
Это сооружение имеет 102 метра в высоту и весит около 2400 тонн. Атомиум состоит из 9 сфер-атомов, объединенных в кубический фрагмент кристаллической решетки атома железа, в 165 миллиардов раз больше настоящего атома. Диаметр каждой сферы -18 метров, в шести из них можно побывать. Там расположен ресторан, выставочные залы и смотровая площадка. Путешествовать внутри гигантского атома можно по трубам между сферами, в них находятся эскалаторы и соединительные коридоры.

У Атомиума есть младший брат российского происхождения – небольшой памятник мирному атому в городе Волгодонск.



Памятник молекуле


«Слава советской науки» в виде молекулы ДНК украшает Воронеж.

Памятник молекуле в Броварах(Украина)