Музыкальные инструменты русского народного оркестра.


Cлайд 1

Cлайд 2

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка) пневматические язычковые (баян, гармошка) духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган) ударные (ложки, бубен, трещотки).

Cлайд 3

Струнные Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Cлайд 4

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают.

Cлайд 5

Cлайд 6

В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.

Cлайд 7

Cлайд 8

Домра Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”.

Cлайд 9

Лютня Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох” происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли.

Cлайд 10

Балалайка Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.

Cлайд 11

Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

Cлайд 12

Cлайд 13

Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна.

Cлайд 14

Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки.

Cлайд 15

В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.

Cлайд 16

Духовые Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

Cлайд 17

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок подробно исследован Н.Приваловым. В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.

Cлайд 18

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная.

Cлайд 19

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога.

Cлайд 20

Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом. Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.

Cлайд 21

Свирель свирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Cлайд 22

Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой.

Cлайд 23

Cлайд 24

Репродукция М.Врубеля “Пан” Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

Cлайд 25

Cлайд 26

Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.

Cлайд 27

Варган Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент.

Cлайд 28

Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за связи с шаманизмом.

Cлайд 29

Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века искусство варганной игры потеряло свою актуальность. Это было вызвано тем, что в 1821 г. немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармошку. Ну а когда губную гармошку снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян. В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.


Якутский музыкальный колледж (училище) им. Жиркова
РЕФЕРАТ
по предмету: Народная музыкальная культура
на тему: Инструменты русского народного оркестра
Выполнила:студентка 1 курсаВокального отделения,Хисматулина Фаина ТахировнаПреподаватель:Давлетова Розалия Рашитовна
Якутск, 2016
Содержание:
Введение
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения:
Струнные русские народные инструменты
Духовые русские народные инструменты
Ударные русские народные инструменты.
Состав оркестра русских народных инструментов:
Струнные
Духовые
Ударные
3.Заключение
Введение
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.
Оркестр русских народных инструментов – это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейка и другие русские народные инструменты.Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т.п.
Репертуар русских народных инструментов включает обычно обработки русских народных инструментов и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.
Классификация инструментов
по источнику звука и способу звукоизвлеченияВ соответствии с источником звука русские народные инструменты делятся на:
- Струнные (Хордофоны)
- Духовые (Аэрофоны)
- Оболочкозвучащие (мембранофоны)
- Самозвучащие (с определенной высотой звука и неопределенной)
а. Струнные народные инструменты
Щипковые народные инструменты
К щипковым народным инструментам (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные, или танбуровидные – домра, балалайка и безгрифные – различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании, а на вторых – в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой – медиатором (плектром).
Балалайка – щипковый инструмент украинского происхождения (вероятно, происходит от старой русской домры). Она была известна уже в эпоху Петра I. Для нее характерна треугольная форма корпуса. В верхней деке сделан круглый вырез.
Балалайка имеет три струны, настроенные по квартам, но у некоторых инструментов две нижние струны настроены в унисон.
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

Домра - русский народный струнный щипковый инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Гусли – различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты. Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.
В состав русского народного оркестра входят клавишные и звончатые гусли.
Устройство, внешний вид и диапазон клавишных гуслей схож со щипковыми, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей – демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли звончатые – прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке.

Б. Духовые русские народные инструменты
Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
К свистковым русским народным инструментам относятся различные продольные дудочки.
Одноствольная дудка – продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
Двуствольная дудка (ее так же называют двойчаткой, двойницей или свирелью) на каждой трубке обычно потри отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении.
Кугиклы (кувиклы, кувички) – многоствольные дудки – это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.
Окарины – пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах – до десяти, с диатоническим звукорядом в пределах ноны.
Свирель – древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двуствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй – 45-47 см. В верхнем конце ствола- свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Предполагается, что этот инструмент перекочевал в Россию из Древней Греции.
Язычковые духовые инструменты
Звук возникает в результате колебания язычка – металлической пластинки. Могут быть двух типов: бьющие язычки (во время подачи воздуха язычок ударяет по краям прорезей), с проскакивающими, обычно металлическими язычками (издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки). Проскакивающие язычки являются основой гармоник – от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов.
К бьющим язычкам относятся:
Жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий.
Волынка – язычковый духовой инструмент с особым резервуаром для воздуха, или мехом. Воздух нагнетается в мех ртом либо с помощью специальных полостей, управляемых рукой исполнителя. Поскольку трубки инструмента издают звук благодаря потоку воздуха из меха, а не изо рта, исполнитель может дышать во время игры и таким образом не прерывать звучания. Мех обычно изготовлялся из шкуры животного, в которую вставляется шантер, или мелодическая трубка с пальцевыми отверстиями.У русской волынки – двойной шантер со сделанными из рога раструбами.История возникновения волынки неясна, но очевидна родственность ее с теми инструментами, в которых вся трость берется внутрь рта. Волынки были известны еще во времена Древнего Рима.

Аккордеон – духовой язычковый инструмент, ручная гармоника. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) – в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Баян состоит из трёх частей – правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (боян) только в России (и странах СНГ). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.
Мундштучные духовые инструменты
Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку.
Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий(чаще всего 5-6). Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Пастушья труба – древний духовой инструмент. Изготавливался либо из коры деревьев, либо из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. Не имеют игровых отверстий.
Рог – это изогнутый канонический инструмент, в котором звук производится посредством вибрации губ исполнителя. Самые простые разновидности изготовляются из рогов животных, и именно рога животных послужили образцом для иных разновидностей примитивных рогов. Вдувание воздуха может производиться с конца либо сбоку; мелодический объем инструментов без пальцевых отверстий весьма ограничен. Они широко используются в сигнальных и ритуальных целях.
в. Ударные русские народные инструменты
Оболочкозвучащие
Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных инструментов наиболее известен бубен – в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками.

Самозвучные (с определенной высотой звука)
В качестве исконно русского инструмента широко известны колокола. На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью – праздничные, набатные, встречные, проводные, похоронные и т.д.
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Дровá – русский народный ударный музыкальный инструмент наподобие ксилофона. Состоит из небольших деревянных брусков («поленьев» или «полениц») полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На внутренней (плоской) стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную подстройку брусков под определённый музыкальный тон делают, подгоняя глубину полости – чем полость глубже, тем ниже звук. Готовые бруски покрывают лаком и соединяют верёвками. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.

Самозвучные (с неопределенной высотой звука)
В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки – в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.Большой популярностью так же пользуются также трещотки – чаще всего, в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.
Шаркун – в народе его ещё называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых «звучит» насыпанный внутрь сухой горох. Иногда шаркунок делали как головоломку: его деревянные детали, ступенчатые, похожие на современный «конструктор», плотно подгоняли друг к другу. Их складывали в ребристую шишку. А в пустоты внутри головоломки вкладывали бусины или горох.

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется, гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.)Состав оркестра народных инструментов
Группы инструментов русского народного оркестра
Ударные:ЛожкиШаркунКоробочкаКопытцеТрещетки Дрова (аналогичны ксилофону)
Духовые:СвирельОкарина БречкаЖалейкаРожокВолынка

Язычково-меховые:ГармоньБаян
Струнные:
ГуслиДомраБалалайка

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
- Трёхструнные домры: пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3-6)
- Духовые инструменты:
Русского происхождения – свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра).
Европейские – флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
- Оркестровые гармоники – в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т.д.
- Ударные инструменты
Русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.Европейские – литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру).
- Гусли клавишные и звончатые
- Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5.)
Заключение
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения. Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной музыкальной культуре.
До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получили широкое распространение по всей стране, некоторые только в определённой местности. Основой народного инструментального искусства является коллективность. Идея возрождения коллективной игры на русских народных инструментах возникла у В.В. Андреева не случайно.
Даже краткий обзор фактов истории свидетельствует о глубокой исторической почвенности ансамблевого музицирования в России. Создание Андреевым Русского оркестра было уникальным явлением, ведь никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, инструментарий которого был бы столь доступен для начального освоения, и именно на этом моменте Андреев акцентировал особое внимание. Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает видное место в музыкальной культуре. Сегодня можно с уверенностью сказать, что искусство оркестрового исполнительства на русских народных инструментах находится на подъеме.
Источники информации
Антонин Модр «Музыкальные инструменты».
«Музыкальные инструменты мира» (Иллюстрированная энциклопедия).
Интернет: www.aveclassics.net, «Википедия».


  • Презентацию подготовили преп. Вяземской ДШИ имени А.С. Даргомыжского:
  • Курносова Е.А.
  • Воробьева И.В.
  • Миронова И.И.
  • 22. 02. 2017г.

Первый оркестр русских народных инструментов

Это было более ста лет назад. Однажды в Петербурге к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев и сказал, что хочет заказать музыкальный инструмент. Андреев показал нарисованный им чертеж инструмента, и скрипичный мастер страшно рассердился.


Оказывается, Андреев попросил уважаемого скрипичного мастера изготовить ему балалайку! Мастеру такое предложение показалось просто оскорбительным!

Но молодой человек настаивал и даже просил, чтобы балалайка была сделана из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, намереваясь изготовить из него благородный инструмент.



В.В.Андреев сконструировал

пять разновидностей балалаек: приму, секунду, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.




И домру для нас возродил тоже он - Василий Андреев. Совершенно случайно он отыскал всего один такой инструмент в Вятской губернии и не сразу понял, что это такое!



Чаще всего домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение.

Трехструнные домры – одна из главных групп инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо, малые, альтовые и басовые. Домра малая является ведущим инструментом оркестра. Домре альтовой поручают партии мелодического характера в среднем и нижнем регистрах или педальное сопровождение. Домре басовой чаще всего поручается исполнение гармонически выдержанных басовых звуков.



Василий Васильевич Андреев (1861-1918) осуществил мечту -

Сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.



Дальнейшее преобразование оркестра в многотембровый сопровождалось введением новых инструментов:

  • Гусли клавишные.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны.
  • Духовые инструменты:
  • русского происхождения -
  • свирели, жалейки, волынки, кугиклы, владимирские рожки.
  • Европейские -
  • флейты, гобои, иногда включаются медные духовые.
  • Ударные инструменты:
  • русского происхождения -
  • бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
  • Европейские -
  • литавры, колокольчики и другие.









Духовые

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.


Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. На ней играют как дуэтом, так и соло, исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.


Свирель похожа на продольную флейту, состоящую из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.





Флейта - современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.


Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим, однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент.


Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от требуемой высоты звучания. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.



Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра, а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон).







Литавры

Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома. В оркестре обычно от двух до пяти литавр.


  • Тарелки (парные) - выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания.






Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского....


Государственный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова.


Государственный ансамбль русской музыки и танца"Садко".

Цели урока:

  • сформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов;
  • вызвать интерес общения музыкой, исполняемых на русских народных инструментах.
  • Образовательная
  • научить различать голоса народных инструментов – балалайки, баяна, домры и других – в звучании оркестра народных инструментов. Закрепить умение играть в оркестре по правилам.
  • Развивающая
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.
  • Воспитательная
  • формирование у обучающихся национального самосознания, воспитание любви к Родине, к родному краю, расширение кругозора; воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам.

Дидактический материал: карта-схема, таблица “Оркестр народных инструментов”, ритмический плакат, портреты композиторов: М.Глинки, И.Дунаевского, А.Даргомыжского, иллюстрации – творческие работы учащихся, детские музыкальные инструменты, выставка “Народные музыкальные инструменты.

Репродукции картин: И.Репин “Бурлаки на Волге”, Т.Яблонская “Хлеб”

Музыкальный материал: Русские народные песни: “Светит месяц”, “Ах, вы сени” “Плясовые наигрыши”, “Просо”, “Посмотрите, как у нас-то в мастерской”. Народная песня Курской области “Тимоня”. “Мы землю эту Родиной зовем”. Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова; Н.А.Римский – Корсаков хор “Проводы масленицы” из оперы “Снегурочка”, А.Даргомыжский хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.

Ход урока

I. Музыкальное приветствие –

“Прозвенел звонок”, исполнение с хлопками, притопами.

II. Мотивация учащихся.

1) Учитель наигрывает мелодию песни “Мы землю эту Родиной зовем”.

  • Как называется песня?
  • О чем рассказывается в песне? (О красоте природы нашей Родины.)

2). Исполнение одного куплета песни “Мы землю эту Родиной зовем”.

  • Почему мы начали урок именно с этой песни? Тема четверти? (“Музыка моего народа” и мы на уроках узнаем много нового о русской музыке).
  • Тогда вы точно ответите, как зовут сказочного героя, который изображен на рисунке? (Емеля). <Приложение 1. Рисунок 1 >

Вам всем хорошо знакома сказка “По щучьему веленью”. А знаете ли вы о том, что есть еще одна сказка об этом герое – музыкальная. В ней рассказывается о том, как Емеля путешествовал в город Мастеров и там познакомился с народными музыкальными инструментами. Сегодня на уроке я вам расскажу эту сказку, и мы узнаем с вами много интересного об оркестре русских народных инструментов, узнаем новые музыкальные инструменты, услышим их голоса, а вы сами станете музыкантами-исполнителями. Только в сказках главному герою всегда кто-нибудь помогает, а в нашей сказке помогать Емеле будете вы. Умная щука передала Емеле волшебный мешочек, в котором находятся фишки. Они предназначены всем тем детям, которые будут помогать Емеле в дороге. Отправляемся в сказку? Звучит волшебная музыка. (Емеля уменьшается)

Сказка “Путешествие Емели в город Мастеров”

В некотором царстве некотором государстве жил – был Емеля. Была у Емели балалайка, да сломалась: порвалась на ней струна и звуки звучали не точно, не слаженно, и не мог он сыграть на ней ни одной песни, чтобы душу порадовать да печаль отвести. И прослышал Емеля, что есть такое тридесятое царство, Музыкальное государство, где можно свой инструмент починить так, чтобы он зазвучал чище и звонче, весело и задорно. Попросил Емеля щуку помочь ему. Путь в это царство труден и далек, поэтому щука дала Емеле волшебную карту, которая приведет его в город Мастеров – умельцев по изготовлению музыкальных инструментов. Но при этом он должен пройти все испытания, которые встретятся ему в пути. Развернул Емеля карту < Приложение 1. Рисунок 2 > и увидел на пути камень-указатель, а на нем надпись: “Направо пойдешь – река, налево пойдешь – в болото попадешь, а прямо пойдешь – попадешь в село Мудрое , где живут мудрецы”. И решил Емеля ехать в село Мудрое. Мудрецы обещали указать ему дорогу, только после того как он ответит на все их вопросы. Но Емеля не смог этого сделать. Поможем ему ребята?

III. Повторение пройденного материала.

Викторина.

1. Рисунок, изображение скомороха.

  • Кто изображен на рисунке? (скоморох)
  • Кого на Руси называли скоморохами?

2. Крюковая запись.

  • Что означает запись?
  • Где его можно было услышать? (в Храме)

3. Звучит фрагмент произведения Н.А.Римского-Корсакова хор “Проводы масленицы”

Звучит фрагмент произведения А.Даргомыжский хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.

  • Кто из композиторов является автором звучащего фрагмента, укажите портрет? (А.Даргомыжский)
  • Определите жанр, исполненной песни? (свадебная песня).

5. Звучит мелодия народной песни Курской области “Тимоня”?

  • Определите жанр песни? (хороводная песня)
  • Как называются хороводы Курской области? (танок, карагод)
  • Исполните песню “Тимоня”.

6. Картина И. Репина “Бурлаки на Волге”

(Русская народная песня “Эй, ухнем!”).

  • Какими средствами художник передал тяжелый труд людей? (краски, настроение)

Молодцы, ребята! Спасибо, за помощь! (За каждый правильный ответ дети получают фишку). Я продолжу сказку.

Мудрецы указали Емеле дорогу дальше: “Минуешь, Емеля заливной луг, проедешь мимо столетнего дуба, поднимешься на холм и увидишь хутор Песенный . Туда тебе и надо”. Так Емеля и сделал. А на хуторе его ждали новые испытания. Здесь живут люди, которые очень любят исполнять песни. И задали они нашему герою следующие задание – исполнить русскую народную песню (иллюстрация) и определить ее жанр. Да, вот беда, Емеля забыл название и слова песни. Помогите ему, дети!

  1. По иллюстрации, дети определяют название и жанр песни? (Русская народная песня, хоровод-игра “Просо”).
  2. Какие виды хороводных песен вам еще известны? (хоровод-пляска).
  3. Исполнение хоровода-игры “Просо”. Дети по группам разыгрывают сюжет песни.

Спасибо, ребята! С вашей помощью Емеля исполнил нужную песню и жители хутора Песенный указали ему дорогу дальше: “Мы ходим по этой дороге два дня и две ночи, если ты поедешь на печи, то попадешь в город Мастеров за 1 день”. Да вот неприятность завалена та дорога камнями. Нужно расчистить завал, убрать камни, а это могут делать только сильные люди. Емеле, без вас ребята, не справиться! Поможем нашему герою?

  • Пластическое интонирование.
  • Дети “поднимают” и “выбрасывают” с дороги камни. Молодцы, ребята!

Итак, дорога, свободна, по ней Емеля добрался до города Мастеров. Но вот беда, ворота города оказались закрыты, а чтобы их открыть нужно помочь плотникам в мастерской у ворот.

  • Исполнение песни “Посмотрите как у нас-то в мастерской”, пластическое интонирование.

И только отзвучала песня, ворота в город были открыты. Въехал Емеля в город и что же он там увидел и услышал. Жители города Мастеров изготовили новые музыкальные инструменты. И, на площади собрался оркестр русских народных инструментов. Многие инструменты Емеля видел впервые, он захотел узнать их названия и услышать их звучание. (Выставка народных музыкальных инструментов: баян, балалайка, домра, сопель, кугиклы и т.д.)

IV. Изучение нового материала.

А теперь заполним место, инструментами оркестра (таблица). < Приложение 1. Рисунок 3 >

1). Рассказ о русских народных инструментах (балалайка, баян, свирель, рожок, гусли и

т.д.), их показ, сообщения детей, создание оркестра. (Заполнение таблицы)

2). Рассказ о народных инструментах Курской области. Кугиклы – многоствольная флейта. В Курской области – это пять тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между! собой. Исполнительница держит их в руках, выравнивая верхние концы дудочек. Дудочки отличаются друг от друга по длине – ровно на ширину большого пальца исполнительницы, которая чаще всего одновременно и мастерица по изготовлению кугикл. Звук кугикл нежный, тускловатый. Он прекрасно сочетается с другими духовыми тембрами: дудкой, рожком. Этот древний инструмент по сей день бытует не только в Курской области, но и в Брянской и Калужской областях. < Приложение 1. Рисунок 4 >

3). “Плясовые наигрыши”, “Светит месяц” – слушание и различение тембров музыкальных инструментов.

Пляска – танец без правил. Их пляшут, как душа просит, как сами ноги требуют. Она может быть безудержной, дикой, огненной, необузданной.

4). “Светит месяц” – исполнение на музыкальных инструментах, по ритмической партитуре, в ансамбле с учителем. < Приложение 1. Рисунок 5 >

Заслушался Емеля игрой мастеров, уж больно красиво звучала русская плясовая – ритмично, слаженно, каждый отдельный тембр инструмента слился в единую оркестровую палитру. Попросил Емеля мастеров починить его балалайку. Да отказали ему мастера, его балалайка ремонту не подлежит т.к. сделана она давно и у мастеров нет струн на нее. Но за его доброту, внимание, подарили Емеле новую балалайку, лучше прежней, да наказ дали: “Бережно относись Емеля к музыкальным инструментам, да попробуй создать свой народный (фантастический) инструмент.

V. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать фантастический инструмент.

Проводили Емелю мастера, дорогу показали. Долго ли, коротко ли, ехал Емеля да заехал в дремучий лес, а за лесом мост да река, а там и до дома недалеко. И тут ему на пути стала Баба-Яга: “Не выпущу из леса, пока загадки не отгадаешь!”. Поможем ему, ребята!

V. Тест. (Приложение 2)

Спасибо вам, ребята, вы молодцы! Только благодаря вашей помощи Емеля выполнил все задания и благополучно вернулся домой.

VI. Итог урока.

Расскажите, ребята, как вы помогли Емеле в дороге?

1) Село Мудрое. (Мы отвечали на вопросы мудрецов, повторяя пройденный материал)

2) Хутор Песенный. (Мы исполнили хоровод – игру “Просо”).

3) Город Мастеров.

(Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, послушали их голоса. Самостоятельно создали свой оркестр и исполнили на музыкальных инструментах русскую народную песню “Светит месяц”).

4) Ответили на загадки Бабы-Яги.

5) Какой наказ дали мастера Емеле?

(Бережно относиться к музыкальным инструментам).

VII. Рефлексия.

За каждый правильный ответ вы, ребята, получали фишки. Подсчитайте их количество.

У кого из вас самое большое количество фишек? Кто из вас на уроке был самым активным? эрудированным? любознательным?артистичным?

Спасибо Вам, ребята за урок.

Музыкальное прощание “Прозвенел звонок”.

Литература

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Программа “Музыка. 1-7 классы”. Программы общеобразовательных учреждений.- М.,2007.
  3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки.- М.,1996.
  4. Программы образовательных учреждений “Музыка” 2-8 классы. Авт.кол. под руководством Д.Б.Кабалевского.- М., 2006.

Инструменты русского народного оркестра

Концерт для первоклассников

Цель мероприятия:

Расширение музыкального кругозора учащихся.
Развитие образно-эмоциональной сферы.
Пробуждение интереса к музыкальному творчеству.
Формирование навыков слушания музыки.

Форма мероприятия: Тематический концерт.

Оборудование:

Домра трёхструнная малая, альтовая, басовая.
Балалайка-прима,балалайка -секунда, балалайка -альт, балалайка - бас.
Ударные инструменты: бубен, трещетка, треугольник и др.
Духовые инструменты: жалейка, гудок, свистулька и др.
Фортепьяно.
Ноутбук.
Портрет В.В.Андреева.

Ведущий: ребята, сегодня мы поговорим о музыкальных инструментах, которые входят в состав оркестра русских народных инструментов. Но прежде, чем говорить об оркестре, давайте подумаем о том, на какие большие группы делятся все инструменты по способу извлечения из них звука.

(Дети подходят к столу, где находятся домра, балалайка, ложки, трещётка, бубен, свистулька, жалейка, гудок. Дети пробуют извлечь звук из различных инструментов).

Ведущий: ребята, расскажите, как извлекается звук из этих инструментов? (Показывает на ложки, бубен, трещётку. Дети отвечают, что из этих инструментов звук извлекается с помощью удара по их поверхности).

Ведущий: вы абсолютно правы! Поэтому эти инструменты называются ударные. Они появились у людей раньше всех и считаются самыми древними.

А как заставить звучать эти инструменты? (показывает на жалейку, рожок, свистульку. Дети дуют в инструменты и они звучат).

Ведущий: эти инструменты называются духовые. Звук в них возникает из-за движения воздуха. Воздух- духовые.

А эти инструменты вам хорошо знакомы!(показывает домры и балалайки). В этих инструментах звук идет из струн, которые натянуты на раму или резонатор. Для глубокого и красивого звучания струны необходим был специальный пустой ящик с отверстием для резонатора, а так как звучание домры и балалайки зависит от струны, то относятся они к группе струнных инструментов.

Самым древним струнным инструментом является домра. Появилась она на Руси очень давно, почти 500 лет назад. Играли на домрах скоморохи. Ребята, вам знакомо это слово - скоморохи?
(дети рассказывают о бродячих музыканта, которые ходили по городам и деревням, веселили народ игрой на разных инструментах, пели частушки, ставили смешные представления).

Ведущий: скоморохи очень нравились простому народу, не один праздник без них не обходился. В своих весёлых представлениях они высмеивали бояр и духовенство, чем очень рассердили царя и он издал указ: домры и другие инструменты отобрать, разломать и сжечь. О домре забыли на несколько столетий. Она исчезла. Но в конце 19 века нашёлся в российской глубинке инструмент, очень похожий на домру. Попал он в руки замечательному человеку - Василию Васильевичу Андрееву. Он искал по всей России и восстанавливал разные народные инструменты. Вот и домру он нашёл и возродил. Сейчас на ней опять играют, но уже не скоморохи, а музыканты оркестра русских народных инструментов. Но домра может звучать и как сольный инструмент.

В исполнении ученика 2 класса(домра)звучит русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Гречанинова.

Ведущий: следующий русский народный инструмент, о котором я хочу вам рассказать - балалайка. Я уже говорила вам о В.В.Андрееве. Балалайке он тоже очень много внимания уделил. Василий Васильевич Андреев создал целое семейство балалаек для русского народного оркестра: балалайка-прима, балалайка - секунда, балалайка - альт, балалайка - бас. Они различаются по высоте звука(ведущий показывает разные виды балалаек).Балалайка распостранилась по Руси после запрета домры и стала нашим самым народным инструментом, одним из символов России. В российских деревня балалайку можно было услышать почти в каждом дворе.

В исполнении ученика 2 класса (балалайка) прозвучит русская народная песня в обр. В.Андреева «Как под яблонькой».

Ведущий: ребята, вы прослушали пьесы в исполнении двух русских народных инструментов. Ответьте на вопрос: чем похожи и чем отличаются домра и балалайка?(дети говорят о разном строении корпуса: у домры он напоминает половинку тыквы, а у балалайки - треугольник; на домре звук извлекают специальной пластиной-медиатором, а на балалайке играют пальцем и т.д.)

Ведущий: а что общего между домрой и балалайкой?(дети отвечают, что у домры и балалайки три струны, есть гриф, лады, три колка для натяжения струн, резонатор на корпусе и т.д.)

Ведущий: молодцы, ребята, вы очень внимательны. А ещё общее между домрой и балалайкой то, что они прекрасно звучат в ансамбле.

В исполнении дуэта домры и балалайки звучит шуточная русская народная песня в обр. Шалова «Заставил меня муж парну банюшку топить».

Ведущий: ребята, вы, наверное, обратили внимание, как естественно и гармонично звучит русская народная музыка на русских народных инструментах, каким певучим и глубоким может быть звук на домре, а на балалайке лёгким и прозрачным. А сейчас в исполнении юных музыкантов вы услышите три русских народных песни:

«Во поле берёза стояла», «Как под горкой, под горой», «Козлик»(выступает ансамбль домристов и балалаечников 2-3 классов).

Ведущий: ребята, на русских народных инструментах можно исполнять не только русскую музыку но и музыку других народов:

В исполнении домры звучит чешская народная песня «Аннушка» .

В исполнении балалайки звучит немецкая народная песня «Верхом на палочке».

Ведущий: ребята, вы прослушали, как звучит на домре и балалайке народная музыка, а теперь послушайте произведения, написанные композиторами специально для этих инструментов.

В исполнении ученика 2 класса(балалайка) звучит пьеса А.Котельникова «Шутка».

В исполнении ученика 3 класса(домра) звучит пьеса А. Ушкарёва «Родничек».

В исполнении ученика 5 класса (домра) звучит пьеса Ю. Шишакова «Юмореска».

Ведущий: ребята, вы послушали, как звучат домра и балалайка соло и в ансамбле. Но совсем другое у них звучание в русском народном оркестре, где домры и балалайки являются основными инструментами. Первый оркестр русских народных инструментов создал Василий Васильевич Андреев. И когда он привёз свой оркестр в Париж на Всемирную выставку в 1889 году, успех был потрясающим. В.В. Андрееву было присвоено звание академика Французской академии «за введение нового элемента в музыку». Так слава возвращённых народу домры и балалайки стала славой не только В.В.Андреева, как гражданина и патриота, но и славой всего русского искусства.

В исполнении русского народного оркестра им. Осипова звучит произведение В.В. Андреева
«Светит месяц»(фонограмма)

Ведущий: ребята, в заключении нашей встречи хочу пожелать вам быть достойными продолжателями традиций исполнительства на русских народных инструмента и успеха в вашем музыкальном творчестве. Благодарю вас за участие в концерте.

Конец.

Список использованной литературы и медиаресурсов:

«Домра с азов» сост. А.Потапова. изд-во «Композитор» С.пБ.2003г.
«Азбука домриста»(для трёхструнной домры) младшие классы ДМШ. изд. «Кифара».М 2006г.
Хрестоматия «Балалайка» 1-2 кл. ДМШ. Изд. «Кифара» М.2007г.
«Домра» пьесы в сопровождении ф-но. Младшие классы ДМШ. Изд. «Композитор»
Чунин. «Школа игры на трёхструнной домре» изд. «Советский композитор» М.1990г.
www.ossipovorchestra. ru.

Щербакова И.А., Нижний Новгород, 2015 г.