Листок клевера символ ирландии. Что является символом Северной Ирландии


Сокровища и реликвии Британской короны Скуратовская Марьяна Вадимовна

Трилистник - Ирландия

Трилистник - Ирландия

Ныне мы, трое Стюартов, - сказал он, - столь же нераздельны, как священный трилистник. Говорят, кто носит при себе эту священную траву, над тем бессильны злые чары, так и нас, доколе мы верны друг другу, не страшит коварство врагов.

Вальтер Скотт. Пертская красавица

В отличие от гордых розы Тюдоров и чертополоха, и более скромного порея, трилистник - это не столько официальная эмблема Ирландии, сколько её неофициальный символ. Официальной же является ирландская арфа. На гербе Соединённого Королевства можно увидеть и арфу, и трилистник.

Легче сказать, где нельзя встретить изображение зелёного «трёхпластинчатого» листочка белого клевера… А уж в День святого Патрика, покровителя Ирландии, он просто везде.

Трилистник издревле почитался как священное растение, а потом, уже в христианскую эпоху, стал символом Святой Троицы - говорят, что именно с его помощью святой Патрик пояснял людям её суть. «Так же, как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трёх лицах». А с помощью креста из трилистника ему удалось извести всех змей в Ирландии. Правда… это, видимо, неправда. В исторических документах, касающихся святого Патрика, ничего не говорится о трилистнике.

Первое упоминание о взаимосвязи почитаемого в стране святого и трилистника относится к 1726 году - в книге о полевых растениях Ирландии доктора Калеба Трекельда. Есть упоминание р традиции носить трилистник в день святого и в стихотворении, опубликованном в 1689 году, так что, судя по всему, этот обычай не такой уж и давний, и начало ему было положено приблизительно в конце XVII века (до этого носили «кресты» из зелёных лент, кресты святого Патрика).

Кроме того, велись споры о том, что же такое «настоящий» трилистник, что это за растение - клевер, и если клевер, то какой именно. А может быть, это и вовсе какая-нибудь кислица?

Неудивительно, что ирландцы пытались отстоять свой любимый трилистник и связанные с ним обычаи! Вот что писал один из авторов журнала «Dublin Penny Journal»: «Другие страны могут, как и мы, гордиться своим трилистником. Но нигде во всей земле, будь то на материке или на острове, нету столько этой сочной травы, чтобы как следует откармливать овец. И зимой, и летом наши холмы из известняка покрыты зелёным ковром, который становится ещё зеленее от туманов, плывущих с Атлантики. Трилистник везде. Бросьте камешек на верхушку горы или в середину болота, и тут же вырастет трилистник. Когда святой Патрик изгнал со своей горы всех ядовитых тварей (кроме людей), из его следов и вырос трилистник. И если читатели вашего журнала поднимутся на вершину этой самой прекрасной из гор Ирландии, они увидят, что трилистник до сих пор растёт там, обращая свои медоносные цветы к ветру с запада. Признаюсь, я не терплю нахальных англичан, которые хотят заставить нас поверить, что это дорогое сердцу растение, связанное с нашими религиозными пристрастиями и страстью же повеселиться, не является любимым растением святого Патрика, и которые хотят подсунуть нам в качестве символа нашей веры и нашей национальности эту маленькую, кислую, хилую кислицу! Это всё тот упрямый чопорный сакс, мистер Биченр. Хотя Кеог, Трекальд и другие учёные-ботаники Ирландии утверждают, что трилистник - это trifolium repens [белый клевер]. А Трекельд пишет: „Трилистник люди ежегодно, 17-го марта (это День святого Патрика), носят на своих шляпах. Теперь принято считать, что с помощью трилистника он пояснял им тайну Святой Троицы“. Правда, когда они „топят трилистник“, то зачастую перебирают со спиртным, что не годится делать в святой праздник! Ещё англичане ссылаются на свидетельство Спенсера, другого сакса, который в своём „Описании дел в Ирландии“ [поэт Эдмунд Спенсер в 1596 году опубликовал памфлет, посвящённый ситуации в Ирландии] пишет, что если ирландцам удаётся найти поляну с клевером или кресс-салатом, то это для них настоящий пир. А ещё он цитирует одного английского сатирика, некоего Витта, который с насмешкой пишет о тех, „кто одевается в накидки и, как ирландцы, питается клевером“.

Но над нами не так-то легко взять вверх, мистер Сакс! Мы, ирландцы, не расположены расстаться со своим любимым растением по вашему желанию! Да, в тяжёлые времена ирландцы могли пытаться утолить голод клевером, как то произошло два года назад, когда мы ели водоросли - потому что голод сломает и каменную стену. Но разве валлийцы не украшают свои шляпы пореем в День святого Давида? И порой они едят свой острый порей, как писал Шекспир, или в качестве оскорбления, или как приправу [один из героев пьесы „Генрих V“ не переносит порей, а другой, патриот-валлиец, отстаивает честь своего символа с дубинкой в руках]. Так что и ирландцу не зазорно, если уж он ощутил это странное состояние, именуемое голодом, пожевать клевер! Уж если на то пошло, то я, когда отправляюсь провести время в хорошей компании, предпочту, чтобы моё дыхание пахло медоносной травой, чем чтобы от меня несло чесноком! Но валлиец не живёт на одном только порее, не больше, чем бедный ирландец на клевере. Потому как, несомненно, ни то, ни другое не питательно. Но следует отдать должное мистеру Бичено, у него есть ещё один аргумент в пользу того, что любимым растением в нашей стране является кислица, и этот аргумент куда больше по вкусу ирландцам. Он говорит, что пучок кислицы куда лучше заменит лимон, чем клевер. В этом действительно что-то есть - если что и подойдёт, то именно кислица. Но пусть уж сакс делает, что может. Даже на своей собственной территории, даже в Лондоне, ему будет очень трудно убедить наших соплеменников, живущих в районе Сент-Джайлз [бедный район, где жили выходцы из Ирландии], что oxalis acetosella , эта маленькая, кислая, хилая кислица - подходящая эмблема для Ирландии. Нет уж. Мне, пожалуйста, клевер. Зелёный трилистник!»

В этом коротеньком эссе вся суть взаимоотношений Ирландии и трилистника. Он свой. «Ирландский».

Это маленькое живучее растение, которое, по легендам, отпугивало зло и могло помочь при укусах змей или предупредить о надвигающемся шторме, стало героем народных песен. Его вкладывали невесты в свой букет. Его носили на шляпах, а позднее и на одежде, не только ирландцы, а и те, кто хотел выказать им свою приязнь - даже король Георг IV во время своего визита в Дублин носил шляпу с трилистником (и, конечно же, ирландцы не удержались и сложили по этому поводу очередную сатирическую песенку).

Но в его истории есть и куда более серьёзные и печальные моменты. В 1798 году появилась песня «Нося зелёное» («Wearing Green»), в которой оплакивался запрет «носить зелёное», в частности носить трилистник на шляпе. В 1798 году в Ирландии разразился бунт против английского владычества… Его жестоко подавили через несколько месяцев, а спустя два года Ирландия стала частью Соединённого Королевства. За ношение знака повстанцев могли повесить. Трилистник стал не просто символом, а символом националистическим.

Неудивительно, что ирландским частям британской армии было запрещено ношение трилистника, и запрет этот королева Виктория сняла только, когда ирландские полки проявили себя во время второй Англо-бурской войны (1899–1902). Правда, многие ирландцы сочли это насмешкой - носить знак Ирландии на английской военной форме.

Но как бы там ни было, в начале XX века уже не только ирландцы охотно носили трилистники в День святого Патрика. Число тех, кто праздновал с ними этот день, росло с каждым годом… И растёт до сих пор.

Да, зелёный трилистник стал символом Зелёного острова. Как пелось в песне «Нося зелёное», «когда законы смогут запретить траве расти, а летом листья не посмеют показать свой цвет, тогда и я изменю цвету, который ношу на шляпе. Но до тех пор, Господи, помоги, я буду носить зелёное».

автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник письменного стола Братскому монгольскому народу

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник птичьего полета

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник кургана

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник мышиной норы

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Трилистник мысленна древа

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Ирландия и Рим Отличительная черта ирландской истории - отсутствие римского правления. Оно, правда, чуть не случилось: в 81 году н. э. римский полководец Агрикола серьезно подумывал вторгнуться в Ирландию, однако его планы были нарушены императором Домицианом,

автора Блэк Джереми

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Ирландия Благодаря принятию Реформации Шотландия и Уэльс интегрировались в общебританскую политику и обрели британское самосознание. Однако Ирландия Реформацию отвергла, и это явилось ключевым фактором, обусловившим отклонение Ирландии от общей модели британского

Наша статья - своеобразный дайджест, топ-5 самых популярных символов Ирландии .

Трёхлистный клевер как национальный символ Ирландии

Трилистник ассоциируется со Святым Патриком, так как использовался этим проповедником для объяснения Святой Троицы ирландцам, которые не знали о католицизме. Легенда рассказывает, что Святой Патрик пробовал обратить короля Ангуса в христианскую веру, показывая клевер и говоря, что каждый лист представляет сущность: Отец, Сын и Святой Дух. Целый клевер представлял Бога и позволял объяснить, что Бог присутствует в трёх личностях.

Это растение является не только символом Ирландии, но считается счастливым амулетом во всём мире!

Каждый раз 17 марта, в День Святого Патрика, ирландцы вырисовывают свой национальный и религиозный символ на щёках или прикрепляют его к своей одежде и праздничным шляпам.

На заметку: трёхлистный клевер - также является эмблемой ирландской национальной команды по регби.

Овца в качестве амулета

В Ирландии практически повсюду можно встретить овец, на безлюдных дорогах Коннемары или вблизи больших городов… Эти животные стали неотъемлемой частью страны. Почему в Ирландии столько овец? Просто потому, что овцы - экономные животные, как в уходе, так и в пище, потому что крестьяне могут позволить им пастись с полной свободой. Что, кстати, иногда создаёт пробки на ирландских дорогах. Но главным образом овцы - финансовая манна небесная, так как они предоставляют сырье для знаменитых ирландских пуловеров и твида.

Плюс ко всему овца стала талисманом, который туристы обожают фотографировать и увозить с собой, в виде сувенира, конечно!

Лепрекон и золотой котёл

Персонаж из ирландских легенд Лепрекон - что-то вроде эльфа. Это маленькое создание (90 см роста, согласно официальным источникам) имеет не слишком хороший характер и не позволяет людям приближаться к себе. Те редкостные счастливчики, кто видел его, рассказывают, что этот коренастый шалун одевается во всё зелёное и носит фартук сапожника (так как это - одно из его ремёсел). Рассказывают также, что Лепреконы часто злоупотребляют ликёром собственного изготовления и курят трубку.

Не ищите мадам Лепрекон: Лепрекон - это всегда он! В Ирландии легенда о Лепреконе сопровождается другим символом: золотой котёл. Дело в том, что в ирландском фольклоре этот персонаж обладает котлом, полным золотых монет, которые он ревниво охраняет!

Кельтская арфа

Возможно, вы заметили, что на ирландских монетах в евро изображена арфа - ещё один национальный символ Ирландии . Речь идёт об особенном инструменте, названном «кельтской арфой», или «гэльской арфой», происхождение которой уходит корнями в Средние века. Изображение этой арфы используется в ирландской геральдике с 1922 года.

Легендарное ирландское пиво Guinness

Последний в нашем списке символ, но это не значит, что наименее популярный! Чёрное пиво потоком льётся в День Святого Патрика (национальный праздник Ирландии). Его можно узнать по тёмному цвету и вкусу кофе или какао. Эти две характеристики вызваны использованием хорошо поджаренных зёрен. Даже если существует множество марок ирландского пива, самым известным, бесспорно, остаётся пиво Guinness. Исследователи теряются в подсчётах, сколько пинт этого волшебного напитка выпивается ирландцами и всеми остальными ежегодно в праздничный день 17 марта.

Дом Ирландии и Исландии в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Ирландия в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» представлена в павильоне «Вокруг света» на Улице Мира, где друг за другом расположились дома разных регионов планеты - всего 22 дома из Европы, США и Канады. в ЭТНОМИРе - это возможность познакомиться с культурой страны, понять и прочувствовать её неповторимость.

А ещё осенью в ЭТНОМИРе проходит Фестиваль стран Европы: повсюду мимы, уличные артисты, акробаты и музыканты, традиционные для Старого Света развлечения - когда всем радостно, лица освещены улыбками и душа поёт! И конечно, частыми гостями концертной программы парка становятся коллективы, исполняющие ирландские народные танцы.

Во всем мире растение клевер известно как символ острова Ирландия, приписываемого святому Патрику, который использовал это растение в V веке, чтобы объяснить ирландским католикам тайну Святой Троицы. Клевер был одним из священных растений древних кельтови только спустя столетия он стал связан со святым Патриком, покровителем и защитником острова. Святой Патрик был горячим верующим христианской религии и хотел донести слово о Боге народу Ирландии. Здесь клевер преуспел с тремя его краями, чтобы представить Сына, Отца и Святого Духа. Три свойства богословия, найденные в Библии: вера, любовь и надежда, Похоже, что этот способ обучения христианской вере укрепился в сообществе.

Первые иконографические документы, которые указывают на использования клевера святым, относятся к 1600 году.

Традиция Дня Святого Патрика

Это растение используется как украшение для волос 17 марта в День Святого Патрика. Традиция Дня Святого Патрика не сильно изменилась с 1700 года по сегодняшний день! В конце фестиваля ирландцы проводили ритуал. Клевер извлекали из волос или головных уборов и помещен в стакан с последним глотком виски.

Есть и другая теория, которая предполагает первое использование клевера в ирландской традиции. В 1571 году Эдмунд Кемпион , известный английский ученый эпохи Елизаветы, писал, что клевер в Ирландии обычно использовался в пищу. В действительности, ирландцы не ели клевер, а это был щавель. Растение, похожее на клевер. Его использовали в аптеках и в средневековой кухне в качестве приправы для аромата блюд. В научной литературе можно найти многочисленные,предполагаемые обычаи ирландцев к растению клевер.

Клевер как символ борьбы за независимость

С 18-го века клевер был принят как символ борьбы Ирландии за независимость. В настоящее время он является символом нескольких батальонов британской армии таких как ирландская гвардия и Королевский ирландский полк. Ношение клевера на военной или гражданской одежде стало проявлением национальной гордости.

  • Форма, выбранная принцем Уильямом для его свадьбы с Кейт Мидлтон – это форма ирландской гвардии. На воротнике принца можно заметить две белые вышивки в форме клевера!
  • Трилистник также стал символом многочисленных организаций, клубов и спортивных команд таких как: Национальная авиакомпания Aer Lingus, Ирландская футбольная ассоциация (Северная Ирландия), Ирландская национальная команда регби, ассоциация ирландских фермеров, Shamrock Rovers (футбольный клуб Дублина).
  • Официальным символом Ирландии является кельтская арфа, но клевер также имеет особое значение для ирландцев, настолько он часто ассоциируются с зеленым островом, больше, чемарфа.

Для того чтобы вам стало немного яснее, почему именно трехлистный клевер стал символом Северной Ирландии, нужно познакомиться с другим не менее, и даже более важным персонажем – Святым Патриком.

Афро-ирландец британских кровей

За многими символами стоят одиозные фигуры. Северная Ирландия не исключение.

Родился и вырос Патрик в римской Британии в местечке Баннавем. По историческим сведениям речь идет об одной из провинций во времена правления Римской Империи на Британских островах.

Рос юноша нормальным человеком, без особых божественных предпосылок и стремлений познать духовность всего и вся. Возможно, так было бы, если бы не его пленение и последующее рабство в Северной Ирландии. Юноша не смог долго выносить тяготы лишения и бежал. Нужно сказать, что не слишком успешно, поскольку был схвачен и вновь путы неволи не смогли его удержать.

Посчитав, что божественное проведение помогло ему, Патрик решил принять сан . И стал проповедовать в Ирландии об Отце, Сыне и Святом духе. И вот здесь на сцене тот самый трилистник. Три листа – три ипостаси Бога. Святой Патрик нашел в этом нечто общее и на примере трехлистного клевера объяснял роль Божественной Троицы.

Сегодня можно увидеть изображения , у которого в руке это растение. Его принято изображать именно таким образом. Даже в праздничный день, когда чествуют святого, принято одеваться в зеленые одежды, устраивать веселые музыкальные , щедро угощать друзей и носить на одежде кресты, сделанные из бумаги или ткани. Интересно, то раньше в этот день по всей Ирландии закрывались все питейные заведения. Но праздник невозможно запретить, и власти в итоге разрешили традицию всем истинным ирландцам.

А почему он африканец, становится ясно, когда узнаешь, что в Нигерии он почитается не в меньшей степени, нежели в Ирландии.

Правда и вымысел

Не все то правда, что общепринято. У трилистника есть свои защитники и противники.

Не все историки разделяют версию о роли трилистника в проповедях Патрика в Северной Ирландии. В сочинениях святого нет указания на подобные факты. Поэтому принято считать, что клевер – это в некоторой степени вымысел, не соответствующий действительности.

Тем не менее, трилистник стал пользоваться популярностью, и он один из главных символов Северной Ирландии наряду с самим Святым Патриком, особой кельтской арфой, белым перечеркнутым красными полосами флагом и многими другими. Как нельзя представить без трехцветного флага, так и современного ирландца невозможно вообразить без трех зеленых листочков этого простого растения, сыгравшего такую значительную роль в распространении веры в Бога.

06.03.2015

Святой Патрик, трилистник и Ирландия неразрывно объединены в национальной традиции, как и сам трёхглавый листочек зелёного клевера. Святой Патрик, покровитель ирландцев, их духовный наставник, в V веке немало поспособствовал христианизации населения острова. Всем хорошо известна легенда о том, как первосвященник объяснял язычникам кельтам, в большинстве своём крестьянам, смысл таинства Святой Троицы. Теологический вопрос был довольно сложен для понимания, тогда в качестве наглядности проповедник использовал трилистник.

Листочек с тремя округлыми лепестками - одно целое, и в то же время состоит из трёх частей так же, как и Единство Бога-отца, Сына и Святого Духа. Кружок в центре означает время, а пересекающиеся жилки-линии - вечность, и всё нераздельно соединено в Боге. Таким образом, священнику удалось адаптировать языческие представления к новому религиозному учению. Ведь ещё до приезда Патрика в Ирландию листочки малого клевера в качестве амулетов использовали языческие жрецы кельтов - друиды. Они считали, что в трилистнике заключён символ бесконечного жизненного цикла - жизнь, смерь и возрождение.

Поэтому так часто ирландцы на могилах высаживают клевер. Ирландцы уверовали в Христа и сделали трилистник своим национальным символом. Счастливой приметой у многих народов считается найти листочек с четырьмя лепестками, а ирландцы верят, что такой редкий экземпляр служит надёжным магическим талисманом, защищающим от негативной энергии. По народной традиции каждый из четырёх листочков имеет своё значение - первый означает надежду, второй - веру, третий - любовь, четвёртый - удачу. Другие трактуют значение каждого лепестка иначе.

Листочек внизу слева притягивает славу, вверху слева помогает обрести богатство, правый верхний сулит удачу в любви и верность партнёра, правый нижний гарантирует здоровье и счастье. Более поздняя теория о принятии трилистника в качестве символа усматривает в этом скрытый политический смысл - напомнить англичанам, что хотя остров и находится под их контролем, провинции Ирландии и населяющий их народ объединены в своё сильное государство. В сознании народа это растение всегда имело сакральное значение - власти, славы и чести.

Это маленькое растение в культурных и религиозных традициях Ирландии имеет большое значение. В день Святого Патрика, который отмечается 17 марта, изображение трилистника (по-английски «shamrock») украшает улицы, магазины, школы, жилища, одежду и головные уборы. Клевер - один из символов весны, её изумрудное украшение. Поэтому в день праздника в честь святого покровителя страны зелёный цвет становится доминирующим в нарядах ирландцев и убранстве их домов.

С древних времён у народов, ведущих своё происхождение от древних кельтов, большой популярностью пользуется мотив трилистника в татуировках. Во время ирландской свадьбы, невеста включает трилистник в свой букет, а жених вдевает в петлицу бутоньерку из клевера. Несмотря на то, что клевер растёт в Ирландии повсеместно, это травянистое растение культивируют как для украшения газонов перед домом, так и в качестве комнатного растения.