Секреты детства и сакральный смысл. Значение слова саранча


Приложение 1.1
Игра «Путешествие по сказке Ершова «Конек – Горбунок»»
Выполнила: Педагог - библиотекарь Кастусева Н.Э.

МБОУ «СОШ № 9 с УИОП» г. Череповец

Цели и Задачи :


  1. Повторить изученный материал в игровой форме .

  1. Формировать чувство ответственности.

  1. Развивать речевую культуру учащихся, внимание, творческие и интеллектуальные способности детей через активное участие в игровом процессе.

  1. Расширять кругозор учащихся, познавательный интерес.

Актуальность : Юбилей П. П. Ершова, Год литературы.
Ход игры:


  1. Предварительная жеребьевка. Распределение детей на команды

  1. Кроссворд. Зрители: Викторина

  1. «Узнай героя»

  1. Сложить иллюстрацию. Зрители: Викторина

  1. Распределить предметы на группы Зрители: Викторина

  1. Дать с помощью словаря определение слов Зрители: Викторина

  1. Загадки

  1. Подведение итогов

Библиотекарь : Отправимся мы сегодня в путешествие, да не простое, а сказочное. Предстоит нам вместе с Иваном – крестьянским сыном и его верным помощником Коньком – Горбунком испытания разные пройти силы свои испытать. Но прежде надо в сказку попасть. Сделать это можно с помощью сказочного слова . Какого? Это наши команды узнают, решив кроссворд. (Приложение№1)
Команды решают кроссворд и читают в выделенных клетках слово. Сдают кроссворд в жюри
Библиотекарь : Чтобы зрители не скучали, их тоже ждут испытания задание.

Вы должны вспомнить, кто и когда говорил Ивану такие слова:

Каждый правильный ответ принесет балл, команде, за которую вы болеете.


  1. «Послушай,
Побегай в дозор, Ванюша,

Я куплю тебе лубков.

Дам гороху и бобов» (Отец, чтобы Иван пошел в дозор)


  1. « А в спасибо, молвить к слову,
Привести тебе обнову-

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком» (Братья, когда украли коней)


  1. « Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться ,

Словно в масле сыр кататься

Всю конюшенку мою я в приказ тебе даю» (Царь, когда Иван отвел коней на царскую конюшню)


  1. « Двух коней, коль хошь, продай.
Но конька не отдавай» (кобылица)

  1. «Сам же думает: Постой - ка!
Я те двину, неумойка» (Спальник)

  1. «Отыщу я до зарницы перстень красной Царь – девицы»» (Кит)

Библиотекарь:

Отгадали слово волшебное? Правильно. Это перо Жар- птицы. С него то и начались все приключения Ивана. Теперь мы попали на страницы сказки и можем познакомиться с ее героями . Наш конкурс так и называется «Кто из героев»?


Команды отвечают на вопросы

  1. « Не мог сдержаться, чтоб до слез не посмеяться» (Старик)

  1. «И облив себя водой, стал стучаться под избой» (Данила)

  1. «И по милости своей дал в прибавок пять рублей» (Царь)

  1. «Притворился плут глухим, близоруким и немым» (Спальник)

  1. «Входит с гуслями в шатер и садится за прибор « (Царь-девица)

  1. « Проглотил среди морей три десятка кораблей» (Рыба - кит)

  1. «Наказал преострого всем: Чтоб коней не покупали. Не зевали. Не кричали. «»(Городничий)

  1. «Он в злату трубу трубит. Громким голосом кричит» (Глашатай)

  1. «С радости заплакал. Ну, Ивана обнимать, целовать и миловать» (Месяц)

  1. Луч свой жаркий погасил, миру божью не святил» (Солнце)

  1. «С царской дворней побранился, за плотвой поволочился и салакушкам шести нос разбил он на пути» (Ерш)

  1. «И всю ночь ходил дозором у соседки под забором» (Гаврила)

Библиотекарь:

« Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан

Что наделал наш Иван»
Библиотекарь :

Много приключений пришлось пережить Ивану. Наши команды должны собрать иллюстрации, и рассказать каким событиям в сказке они , посвящены


Команды собирают иллюстрации
Библиотекарь:

А пока команды выполняют задания, наши зрители должны вспомнить, кому Иван говорил следующие слова:


1. «Я шутить ведь не умею. Разом сяду те на шею» (Кобылице)
2. «Продайте златогривых два коня. Да возьмите и меня» (Братьям)
3. «Вишь, я царский стремянной!» (Месяцу)
4. «Ты другрягодь не уйдешь и меня не проведешь» (Царь- девице)
5. «Лучше перстень нам достань» (киту)
6. «Только, чур, со мной не драться. И давай мне высыпаться» (Царю)
Библиотекарь

Команды правильно справились с заданиями. (Показ собранных иллюстраций). На этих иллюстрациях показано, как Иван ловил Жар – птицу и царь- девицу. А как же ему удалось их поймать? Сейчас наши команды получат список предметов. Вы должны, будете отметить, какие из них Иван использовал чтобы поймать Жар – птицу, а какие Царь- девицу (Приложение№2)


Выполнение задания на карточках. Карточки отдают в жюри
Библиотекарь:

Верным другом и помощником Ивана был Конек - Горбунок.


« Он зимой согреет

Летом холодом обвеет

В голод хлебом угостит

В жажду медом утолит»


Много полезных советов дал он Ивану. Нашим зрителям предстоит вспомнить, о чем говорил Горбунок Ивану следующие слова:

  1. «Но для счастья своего не бери себе его» (Перо Жар – птицы)

  1. « Если ты ее проспишь. То беды не избежишь» (Царь – девица)

  1. «Ты на черта не клепи ….Конников свели» (О братьях Ивана)

  1. «Ну, скорей ее в мешок! Да завязывай туже» (Жар – птица)

  1. «Не меня ведь вздернут на кол» (Когда Иван проспал Царь- девицу)

  1. «Ты скажи царю: « Не можно ваша милость приказать Горбунка ко мне послать» (Когда царь велел искупаться в трех котлах)

Библиотекарь:

Лубки, опояска, белоярово пшено слова старинные нам незнакомые. Разгадать их тайну нам помогут словари. Наши команды получают карточки, на которых написаны старинные слова, встречающиеся в книге, и при помощи словаря объясняют их значение


Команды получают карточки с заданиями. Объясняют значение слов
1 команда: Малахай, Сыта, Сенник

2 команда Лубки, Спальник, Яхонт
Библиотекарь:

А нашим зрителям предстоит вспомнить, что же требовали друг от друга другие герои сказки.


  1. « Достань ты мне в три дня перстень мой из океана» (Царь - девица от царя)

  1. « Вы достаньте до зарницы перстень красной Царь – девицы» (Кит от осетров)

  1. « Убирайтесь вмиг отсюда. Здесь сейчас случится худо» (Горбунок от крестьян)

  1. « Вот тебе царев указ: Чтобы плыл к нему тотчас» (Дельфин – ершу)

  1. « Если дашь ты им свободу, снимет Бог тебе невзгоду» (Горбунок – Киту)

  1. « Если люба – то признайте володетелем всего и супруга моего» (Царь-девица – народу)

Команды зачитывают ответы с определениями
Библиотекарь

: Где только не побывал Иван

Попал он в царство Месяца Месяцовича.

И поразился: « Эко диво! Наше царство хоть красиво

А как с небом – то сравниться

Так под стельку не годиться

Что земля – то!

Ведь она и черна – то и грязна

Здесь земля – то голубая

А уж светлая какая!»
Что же можно встретить в царстве Месяца узнаем мы, отгадав загадки.

(Приложение №3)


Библиотекарь: Вот и завершилось наше путешествие. Мы вспомнили с вами сказку Петра Павловича Ершова о крестьянском сыне Иване и его верном помощнике Коньке - Горбунке. Сказку, о том: « Что наделал наш Иван,
Находясь в службе царской,
При конюшне государской;
Как в суседки он попал,
Как перо свое проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небе послом,
Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился ,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царем».
Подведение итогов. Награждение победителей.

По горизонтали 1 Размер ушей Конька - Горбунка

3 Имя среднего брата

5И под песню дурака, кони пляшут …..

7И со страху наш мужик закопался под …

По вертикали 2 Ее сеяли братья

3Рядом едет с ним ……..

4На него менял коней Иван

6Сколько рублей дал царь в придачу?

8Но, ведь я и сам не промах. Слышь держал ее, как в …..

Приложение №2


Бабки
Белоярово пшено
Жомы
Лубки
Плошки
Вино
Корыто
Ширинки
Шатер
Кольцо
Опояска
Сласти
Обеденный прибор
Яхонт

ЖАР ПТИЦА

ЦАРЬ-ДЕВИЦА

Приложение №3


1«Синенька шубенка, покрыла, весь мир» (Небо)
2« Красна - девушка по небу ходит» (Солнце)
3« Над избушкой висит хлеба краюшка» (Месяц)
4« Черная корова весь мир поборола

А белая подняла» (День и ночь)


5« Век провожает

Слова не молвит

На чай не просит» (Тень)
6« Крашено коромысло. Над рекой повисло» (Радуга)
7« Без рук, без ног, а ворота отворяет» (Ветер)
8« Шел, долговяз, в сыру землю увяз» (Дождь)
9« Рассыпался горох на семьдесят дорог» (Град)
10« Конь бежит, земля дрожит» (Гром)
11«Летит огненная стрела. Никто ее не поймает!» (Молния)
12»Летит орлица

По синему небу

Крылья распластала

Солнышко застлала» (Туча)

Список литературы.
В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / автор –составитель А. А. Егорова – Волгоград:Учитель,2009 -286 с
Ершов «Конек –Горбунок» -М.: Самовар, 2001
Ершов П.П «Конек –Горбунок» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ga-la.ru/book/tales/erschov/konek/index.php?page=11

О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова/ беседу вела Светлана Сивожелезова// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://prosvpress.livejournal.com/24157.html

ПОЗНАТЬ СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kaverin.ru/reading/biblio_retro/1714
Положение о Литературных играх

«Из сказки в сказку» [Электронный ресурс]. - Режим доступа://http://www.publiclibrary.ru/readers/programs/programs-20-iz-skazki-v-zkazku.ht

Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения : Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии/ В.П.Чудинова//. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа://опубликован на портале Федерации Интернет -образования: www.fio.ru – «учитель.ru» в 2004 году

Министерство народного образования

Республики Узбекистан.

Разработка урока - викторины

по литературе

в 5 классе на тему:

« Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Учитель русского языка

и литературы

второй категории

Артёмова Е.В.

Ташкент 2016.

Разработка урока по литературе в 5 классе в форме игры-викторины с применением ИКТ

Тема урока: «Если б Чудо-Горбунок верным другом стать мне мог».

Цели урока:

    Образовательная: обобщить и систематизировать знания по сказке «Конёк-Горбунок; выработать умения самостоятельно применять полученные на уроках знания;

    Развивающая: развить познавательную активность, читательскую память, внимание и творческое мышление;

    Воспитательная: воспитать стремление к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся; способствовать развитию коммуникативных отношений между детьми.

Оборудование урока: тетради, учебники, мультимедийный проектор, презентация по теме, раздаточный материал.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Объявление темы и целей урока.

    Проверка домашнего задания.

Чтение сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

    Обобщение знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций.

    Закрепление материала.

Вопросы для разминки.

1) Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ : В этой сказке два главных героя : Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2) А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки.

Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П. Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3) Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

(Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,

Месяц, ровно, тоже светил

Я порядком не приметил
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….»)

5) Откуда у Ивана появился Конек–Горбунок?
(Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок. (Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см) с аршинными ушами (аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней? (На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней? (Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы? (Спальник – слуга царя)

10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном? (Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)
12.
За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? (Ивану помогал Конек – Горбунок)

Сказочный словарь .
Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из двенадцати слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает - поднимает флажок.

Почивальня - спальня
Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
Басурман - иноземец
Городничий - начальник города в старину
Глазей - подсматривающий
Красно платье - нарядное, цветное, красивое
Челядь – слуги
Буерак - овраг, яма

Лубок (Раскрашенные картинки с изображением героев былин и сказок)

Малахай (Длиннополая одежда без пояса)

Опояски (Длинный кусок ткани, которой опоясывались, в него зашивали деньги)

Рядовой (Слуга)

Объясни значение подчёркнутых старинных слов :

    « Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости - купцы, торговцы.)

    «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай - широкая одежда без пояса.)

    «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

    «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой -
    Будь же царский стремянной
    (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

    «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные - пожарные.)

    «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня – спальня)

Составь портрет.

Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Чудо-юдо рыба-кит.
«Вот въезжает на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»

Царь–девица.
« Царь–девица подплывает,

Шлюпки на берег бросает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!

Как же в сказках говорится, -
Рассуждает стременной, -
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»

Жар–птицы.
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»

Чудо–кони.
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты»

Чьи это слова?

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…

Рубашонку всю смочил.

(Старшего брата Данилы).

Ну, Иван, -ему сказала-

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.

(Кобылицы.)

Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.

(Спальника.)

Но, сказать тебе по дружбе,

Это – службишка, не служба.

(Конька-Горбунка)

Коль себя не пожалеешь, Ты опять помолодеешь.

(Царь-девицы).

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

«Кто это?» (определить по описанию героя сказки)

Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

***

Рыжий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

***

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

***

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

Конкурс «Что, где, когда?»

1) Чем занимались старик и его сыновья? (Братья сеяли пшеницу, Да возили в град-столицу)

2) Где “караулил” поле старший брат? (На сеннике)

3) Как старик сумел уговорить младшего сына, Ивана-дурака, отправиться караулить поле? Что он ему пообещал? ((Я куплю тебе лубков. Дам гороху и бобов)

4) Иван очень любил петь. Назовите некоторые из его песен. ( “Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

5) Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу? (Три недели)

6) Чем наградил царь Ивана, когда он привез Жар-птицу? (Пожаловал чин ”царский стременной”)

7) При помощи чего Иван поймал Жар-птицу? (Два корыта белоярова пшена, Да заморского вина)

8) Какие условия выдвинула Царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж? (То доставь ты мне в три дня Перстень мой из Окияна. Коль себя не пожалеешь, То опять помолодеешь)

9) Назовите родных Царь-девицы. (Месяц – мать мне, Солнце – брат)

10) Сколько лет рыба-кит был в немилости у Солнца и за что? (10 лет уж тут лежу … что без божьего веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

11) Опишите сундучок Царь-девицы. (С перстнем красным сундучок Пуд, по крайней мере, во сто)

12) Сколько лет было Царь-девице? (Мне 15 только лет)

13) В сказке описываются 4 лошади – кобылица, два коня и игрушка-Горбунок. Какой масти были лошади? (Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой)

14) Какой рост Конька-горбунка? (3 вершка = 4,4 x 3 =13,2 см)

15)Вспомните эпиграф ко второй части. (Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается!)

16) На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица? (На гуслях.)

17) В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы? (В молоко сперва ныряй,// Тут в котел с водой вареной,// А оттудова в студеной.)

18) Чем закончилась сказка ? (Сердцу мило! Я там был; мёд, вино и пиво пил. По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.)

19) А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. Что же это за “сокровища ”? (Автор сказки использовал пословицы, поговорки, диалектные слова, народные фразеологизмы, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чему учит эта сказка? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее)

Какова основная мысль сказки? (Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку преодолевает их)

Понравилась ли вам сказка?

Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

    Подведение итогов урока.

Обобщение и систематизация знаний.

Развитие творческого мышления.

Закрепление материала.

Подведение итогов викторины.

Оценивание работы учащихся.

Формулирование общего вывода по теме.

6. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.


В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

Мужички такой печали

Отродяся не видали;

Стали думать да гадать -

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться,

Начал старший брат сбираться,

Вынул вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

Ночь проходит, день приходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой,

Стал стучаться под избой:

«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождём я весь промок

С головы до самых ног».

Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его:

Не видал ли он чего?

Караульщик помолился

Вправо, влево поклонился

И, прокашлявшись, сказал:

«Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

Уж куда как было скучно!..

Впрочем, всё благополучно».

Похвалил его отец:

«Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом».


Стало сызнова смеркаться,

Средний брат пошёл сбираться;

Взял и вилы и топор

И отправился в дозор.

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать -

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

Но вот утро. Он к крыльцу:

«Эй вы, сони! Что вы спите!

Брату двери отоприте;

Ночью страшный был мороз -

До животиков промёрз».


Братья двери отворили,

Караульщика впустили,

Стали спрашивать его:

Не видал ли он чего?

Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился

И сквозь зубы отвечал:

«Всю я ноченьку не спал,

Да к моей судьбе несчастной

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал;

Всю я ночку проскакал;

Слишком было несподручно…

Впрочем, всё благополучно».

И ему сказал отец:

«Ты, Гаврило, молодец!»


Стало в третий раз смеркаться,

Надо младшему сбираться;

Он и усом не ведёт,

На печи в углу поёт

Изо всей дурацкой мочи:

«Распрекрасные вы очи!»

Стали в поле погонять,

Но, сколь долго ни кричали,

Он ни с места. Наконец

Подошёл к нему отец,

Говорит ему: «Послушай,

Побега?й в дозор, Ванюша;

Дам гороху и бобов».

Тут Иван с печи слезает,

Кобылицу загоняет,

Дверь рогожей закрывает,

И лишь только рассвело,

Отправляется в село,

Напевая громко песню

«Ходил мо?лодец на Пресню».

Вот он всходит на крыльцо,

Вот хватает за кольцо,

Что есть силы в дверь стучится,

Чуть что кровля не валится,

И кричит на весь базар,

Словно сделался пожар.

Братья с лавок поскакали,

Заикаяся, вскричали:

«Кто стучится сильно так?» -

«Это я, Иван-дурак!»

Братья двери отворили,

Дурака в избу впустили

И давай его ругать, -

Как он смел их так пугать!


А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

Про ночное похожденье,

Всем ушам на удивленье:

«Всю я ноченьку не спал,

Звёзды на небе считал;

Бился, бился мой хитрец

И взмолился наконец:

«Не губи меня со света!

Целый год тебе за это

Обещаюсь смирно жить,

Православных не мутить».

Я, слышь, слов-то не померил,

Да чертёнку и поверил».

Тут рассказчик замолчал,

Позевнул и задремал.

Братья, сколько ни серчали,

Не смогли – захохотали,

Ухватившись под бока,

Над рассказом дурака.

Сам старик не смог сдержаться,

Чтоб до слёз не посмеяться,

Хоть смеяться – так оно

Старикам уж и грешно.

Много ль времени аль мало

С этой ночи пробежало, -

Я про это ничего

Не слыхал ни от кого.

Ну, да что нам в том за дело,

Год ли, два ли пролетело, -

Ведь за ними не бежать…

Станем сказку продолжать.

Ну-с, так вот что! Раз Данило

(В праздник, помнится, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган.

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

«Хм! теперь-то я узнал,

Для чего здесь дурень спал!» -

Говорит себе Данило…

Чудо разом хмель посбило;

Вот Данило в дом бежит

И Гавриле говорит:

«Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал».

И Данило да Гаврило,

Что в ногах их мочи было,

По крапиве прямиком

Так и дуют босиком.

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Кони ржали и храпели,

Очи яхонтом горели;

В мелки кольца завитой,

Хвост струился золотой,

И алмазные копыты

Крупным жемчугом обиты.

Любо-дорого смотреть!

Лишь царю б на них сидеть.

Братья так на них смотрели,

Что чуть-чуть не окривели.

«Где он это их достал? -

Старший среднему сказал, -

Но давно уж речь ведётся,

Что лишь дурням клад даётся,

Ты ж хоть лоб себе разбей,

Так не выбьешь двух рублей.

Отведём-ка их в столицу;

Там боярам продадим,

Деньги ровно поделим.

А с деньжонками, сам знаешь,

И попьёшь и погуляешь,

Только хлопни по мешку.

А благому дураку

Не достанет ведь догадки,

Где гостят его лошадки;

Пусть их ищет там и сям.

Ну, приятель, по рукам!»

Братья разом согласились,

Обнялись, перекрестились

И вернулися домой,

Говоря промеж собой

Про коней, и про пирушку,

И про чудную зверушку.

Время катит чередом,

Час за часом, день за днём, -

И на первую седмицу

Братья едут в град-столицу,

Что б товар свой там продать

И на пристани узнать,

Не пришли ли с кораблями

Немцы в город за холстами

И нейдёт ли царь Салтан

Басурманить христиан?

Вот иконам помолились,

У отца благословились,

Взяли двух коней тайком

И отправились тишком.

Вечер к ночи пробирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идёт,

Ест краюшку да поёт.

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискочкой, словно пан,

Боком входит в балаган.

Всё по-прежнему стояло,

Но коней как не бывало;

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Как завоет тут Иван,

Опершись о балаган:

«Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!

Я ль вас, други, не ласкал.

Да какой вас чёрт украл?

Чтоб пропасть ему, собаке!

Чтоб ему на том свету

Провалиться на мосту!

Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!»

Тут конёк ему заржал.

«Не тужи, Иван, – сказал, -

Велика беда, не спорю;

Но могу помочь я горю,

Братья коников свели.

Ну, да что болтать пустое,

Будь, Иванушка, в покое.

На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту небольшого,

Да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу,

Тут конёк пред ним ложится;

На конька Иван садится,

Что есть мочушки ревёт.

Горбунок-конёк встряхнулся,

Встал на лапки, встрепенулся,

Хлопнул гривкой, захрапел

И стрелою полетел;

Только пыльными клубами

Вихорь вился под ногами,

И в два мига, коль не в миг,

Наш Иван воров настиг.


Братья, то есть, испугались,

Зачесались и замялись.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал».

Старший, корчась, тут сказал:

«Дорогой наш брат Иваша!

Сколь пшеницы мы не сеем,

Чуть насущный хлеб имеем.

А коли неурожай,

Так хоть в петлю полезай!

Вот в такой большой печали

Мы с Гаврилой толковали

Всю намеднишнюю ночь -

Чем бы горюшку помочь?

Так и этак мы решили,

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову -

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

Работать уже не может,

А ведь надо ж мыкать век, -

Сам ты умный человек!» -

«Ну, коль этак, так ступайте, -

Говорит Иван, – продайте

Златогривых два коня,

Да возьмите ж и меня».

Братья больно покосились,

Да нельзя же! согласились.

Стало на небе темнеть;

Воздух начал холодеть;

Вот, чтоб им не заблудиться,

Решено остановиться.

Под навесами ветвей

Привязали всех коней,

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый;

Вот он въехал в конный ряд.

На колени все тут пали

И «ура!» царю кричали.

Царь раскланялся и вмиг

Молодцом с повозки прыг…

Глаз своих с коней не сводит,

Справа, слева к ним заходит,

Словом ласковым зовёт,

По спине их тихо бьёт,

Треплет шею им крутую,

Гладит гриву золотую,

И, довольно насмотрясь,

Он спросил, оборотясь

К окружавшим: «Эй, ребята!

Чьи такие жеребята?

Кто хозяин?» Тут Иван,

Руки в боки, словно пан,

Из-за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

«Эта пара, царь, моя,

И хозяин – тоже я». -

«Ну, я пару покупаю;

Продаёшь ты?» – «Нет, меняю». -

«Что в промен берёшь добра?» -

«Два-пять шапок серебра» -

«То есть это будет десять».

Царь тотчас велел отвесить

И, по милости своей,

Дал в прибавок пять рублей.

Царь-то был великодушный!

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

Но дорогой, как на смех,

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И к Ивану прибежали.

Царь отправился назад,

Говорит ему: «Ну, брат,

Пара нашим не даётся;

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

Царско слово в том порука.

Что, согласен?» – «Эка штука!

Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Весь конюшенный завод

Царь в приказ мне отдаёт;

То есть я из огорода

Стану царский воевода.

Чудно дело! Так и быть,

Стану, царь тебе служить.

Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

А не то я был таков!»

Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать,

Да Ивана поминать.

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской;

Как в суседки он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Словарь устаревших слов Выполнила ученица 4 а класса Школы № 128 Орлова Анастасия

Малахай Значение-кафтан в накидку, на опашь. Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает, Хлеб за пазуху кладёт Караул держать идёт.

Саранча Значение- насекомое похожее на кобылку кузнечика. Вишь, какая саранча.

Против неба Значение- не на небе. За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе.

Недалече Значение – недалеко. Братья сеяли пшеницу Да возили в град- столицу: Знать, столица та была Недалече от села.

С набитою сумой Значение- вернутся с полной сумкой. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали, И с набитою сумой Возвращалися домой.

Соглядать Значение- увидеть. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать- Как бы вора соглядать; Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь.

Смекнули Значение- понимать, постигать, разбирать рассудком. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать- Как бы вора соглядать; Наконец себе смекнули Чтоб стоять на карауле Хлеб ночами поберечь Злого вора подстеречь.

Сенник Значение- задний при избе покой- чулан. Ночь ненастная настала; На него боязнь напала, И со страхов наш мужик Закопался под сенник.

Сонные тетери Значение- сонные люди. Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит И, облив себя водой, Стал стучатся под избой: Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног.

Несподручно Значение- сложно. Караульщик помолился, Вправо, влево поклонился И сквозь зубы отвечал: Всю я ноченьку не спал, Да, к моей судьбе несчастной, Ночью холод был ужасный, До сердцов меня пробрал; Всю я ночку проскокал; Слишком было несподручно.

Улуча Значение- выждать, удасужится о чём- либо. И, минуту улуча, К кобылице подбегает, За волнистый хвост хватает И садится на хребет- Только задом наперед.

Очью Значение- глазом. Кобылица молодая, Очью бещено сверкая Змеем голову свила И пустилась как стрела.

Три вершка Значение- русская мера длинны (4,45см) По исходи же трёх дней Двух рожу тебе коней- Да таких, каких поныне Не бывало и в помине; Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами…

Аршин Значение-русская мера длинны равная (71 см) По исходи же трёх дней Двух рожу тебе коней- Да таких, каких поныне Не бывало и в помине; Да ещё рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами…

Кровля Значение-дом. Вот он всходит на крыльцо, Вот хватает за кольцо, Что есть силы в дверь стучится, Чуть что кровля не валится, И кричит на весь базар, Словно сделался пожар.

Мочи было Значение- имеющаяся сила. И Данило да Гаврило, Что в ногах их мочи было, По крапиве прямиком Так и дуют босиком.

Порука Значение- обещание. Царь отправился назад, Говорит ему: Ну, брат, Пара нашим не даётся: Делать нечего, придётся Во дворце тебе служить: Будешь в золоте ходить, В красно платье наряжатся, Словно в масле сыр кататся, Всю конюшенну мою Я в приказ тебе даю, Царско слово в том порука.

Опояски Значение- пояса. Два же брата между тем Деньги царски получили, В опояски их зашили И отправили гонца, Чтоб обрадовать отца.

Источники poiskslov . com/ word/ www . genon . gel ansver . aspx ? slovaizbuki . ru/8 html . Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.:Изд-во Эксмо- Пресс, 2001.

САРАНЧА, -и, ж; также собир. Стадное насекомое, вредитель сельского хозяйства, перелетающее большими массами. Наброситься (налететь) как с. (с жадностью, опустошая все; разг.). || прил. саранчовый, -ая, -ое. Семейство саранчовых (сущ).


Смотреть значение САРАНЧА в других словарях

Саранча — саранчи, мн. нет, ж. 1. Насекомое, похожее на кузнечика, перелетающее часто огромными массами, сильнейший вредитель сельского хозяйства. || То же - собир. летела, летела........
Толковый словарь Ушакова

Саранча Ж. — 1. Насекомое, похожее на кузнечика, перелетающее большими массами и уничтожающее посевы и растительность, вредитель сельского хозяйства. 2. перен. разг. Всеистребляющая алчная сила.
Толковый словарь Ефремовой

Саранча — -и́; ж. мн. нет. [тюрк. сарынчка]
1. Стадное насекомое отряда прямокрылых, перелетающее огромными массами, вредитель сельского хозяйства. □ собир. Полчища саранчи. Налетела........
Толковый словарь Кузнецова

Саранча — Заимствовано в древнерусский период из тюркских языков, где образовано от sary – "желтый, бледный". Насекомое получило свое название по характерной окраске.
Этимологический словарь Крылова

Азиатская Саранча — подвид перелетной саранчи, семейства настоящихсаранчовых, вредитель многих сельскохозяйственных и дикорастущих растенийв Евразии, Сев. Африке. Серо-желто-зеленая или зеленая, длина 29-59 мм.

Итальянская Саранча — насекомое семейства настоящих саранчовых; вредительсельскохозяйственных и дикорастущих растений в Евразии и Сев. Африке.Буро- или серо-коричневая. Длина 14,5 - 41 мм. См. также Саранча.
Большой энциклопедический словарь

Мароккская Саранча — насекомое семейства настоящих саранчовых; вредительсельскохозяйственных и дикорастущих растений в Средиземноморье, Иране,Афганистане, в Ср. Азии, Казахстане, на Кавказе,........
Большой энциклопедический словарь

Пустынная Саранча — (шистоцерка) - насекомое семейства настоящих саранчовых;вредитель сельскохозяйственных растений в Сев. Африке, Зап. и Юж. Азии; вЗакавказье и Ср. Азию возможны залеты........
Большой энциклопедический словарь

Саранча — стадные насекомые семейства настоящих саранчовых. Пустынная,перелетная (азиатская и среднерусская), итальянская и мароккская саранча -вредители сельскохозяйственных........
Большой энциклопедический словарь

Мароккская Саранча — (Dociostaurus maroccanus), прямокрылое насекомое сем. настоящих саранчовых (Acrididae). Дл. 20-38 мм. Распространена от Сев. Африки и Юж. Европы до Центр. Азии (сев. Афганистан); в СССР -........

Перелётная Саранча — азиатская саранча (Locusta migratoria), прямокрылое насекомое сем. настоящих саранчовых (Acrididae). Дл. 29- 61 мм. Распространена на 10. Европы, в Азии и Сев. Африке. В СССР 2 подвида: среднерусская........
Биологический энциклопедический словарь

Пустынная Саранча — схистоцерка, шистоцерка (Schistocerca gregaria), насекомое из сем. настоящих саранчовых _ (Acrididae). Дл. до 61 мм. Распространена в Африке (от юж. р-нов Сахары и Судана на юг до Кении и........
Биологический энциклопедический словарь