Кладбища в Америке (в т.ч Арлингтонское и Грин-Вуд). Умирать дорого, или похоронные дома в сша


В наше время мало кого удивляет тот факт, что посещения кладбищ входит в стандартные экскурсионные программы по многим городам нашей планеты. К тому же, сами кладбища иногда способны очень даже удивлять – туристы, знающие цену архитектуре и необычным произведениям искусства, а также спокойный, созерцательный процесс отдыха, встретят для себя на различных кладбищах много чего увлекательного. В данной статье мы расскажем о самых замечательных и интересных, на наш взгляд, кладбищ в Соединенных Штатах Америки.

Арлингтонское национальное кладбище является одним из наиболее известных по всему миру мест упокоения воинов, высоких политиков и известных астронавтов, расположилось неподалеку от Вашингтона через реку Потомак.

Потребность в данном мемориале государство ощутило в период Гражданской войны. Тогда развитие боевой техники спровоцировало к баснословному количеству жертв – более 600 000. В период войны за независимость умерших хоронили на провинциальных погостах, однако для Гражданской войны с её масштабными армиями подобный порядок не являлся подходящим. В 1862 году Конгресс Америки утвердил постановление, согласно которому разрешалось правительству приобретать землю для погребения воинов Севера.

Следующее кладбище — Грин-Вуд в Бруклине – известная достопримечательность и солидное место для захоронения. В «Нью-Йорк Таймс» когда-то писалось: «Амбиции Нью-йоркца – проживать на Пятой авеню, быть на свежем воздухе в Центральном парке и покоиться с предками на кладбище в Грин-Вуде».

В скорое после того как его открыли в 1838 году, кладбище стало популярным местом для неспешных прогулок и пикников: тогда не было ни славного Центрального парка, ни музея Метрополитен, а населению нужно было куда-то ходить. «Сельское кладбище» тогда оказалось наиболее подходящим: оно являлось не скромным погостом, а настоящим парком в традиционном английском стиле, разработанным ведущими ландшафтными дизайнерами –специалистами своего дела.

Кладбище Грин-Вуд и сегодня остаётся особо привлекательным местом для многочисленных туристов. В распоряжении есть специальные экскурсионные автобусы, а можно и прогуляться самостоятельно. Какой вариант Вы бы не выбрали, следует приобрести на входе карту – так как на двух квадратных километрах использованной территории, среди огромного количества извилистых тропок, размеченными чугунными уличными знаками, разместилось 600 000 могил.

Еще есть кладбище Вудлон — одно из самых больших и красивых в Нью-Йорке. Привлекательный ландшафтный дизайн и больше 1 000 чудесных семейных мавзолеев превратили Вудлон в национальный исторический памятник.

В первую очередь, посетители чаще всего желают посетить шикарные мавзолеи. Обязательно следует заглянуть к усыпальнице Бельмонтов – копии часовни Сен-Юбер, расположенной в замке Амбуаз, в которой по преданию покоится знаменитый Леонардо да Винчи. Здесь же нельзя пропустить мавзолей Фрэнка Вулворта, соорудившего славный Вулворт-билдинг, построенный в египетском духе, со сфинксами около входа. Наподобие истинного Парфенона, с ионическими колоннами по периметру территории, мавзолей Джея Гулда прочно закрыт и не обозначается никакими памятными табличками. Поговаривают, один из самых обеспеченных и ненавидимых жителей Штатов Джей Гулд опасался, что его тело унесут в целях получения выкупа от родни.

Кладбища передадут в частные руки, оградки запретят, памятники будут у всех одинаковые - это только часть "нововведений", которые ждут россиян.

Этой осенью на закрытом (!) совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова была озвучена идея о внесении изменений в закон "О погребении и похоронном деле".

Все, что стало известно журналистам: Игорь Шувалов потребовал передать кладбища в частные руки в аренду на 49 лет.

По словам чиновников, придумавших новый закон, это позволит привести кладбища в божеский вид - сразу же провели инспекцию кладбищ в Подмосковье и неожиданно (!) выяснили, что 80% находятся в неудовлетворительном состоянии. Государственные субсидии на содержание кладбищ в размере 242 тыс. руб. на гектар вообще неизвестно куда деваются. "Только 30% от 1,3 млрд руб., выделенных на кладбища Московской области, используется по назначению", - заметила министр потребрынка и услуг Московской области Екатерина Семенова.

"Коррупция разъела отрасль, - говорит член Общественной палаты РФ, сопредседатель Союза потребителей РФ Владимир Слепак. - Информация о покойниках продается и скорой помощью, и участковыми инспекторами. Нужно наводить порядок в этой отрасли".

Каким образом передача кладбищ в частные руки наведет порядок, не совсем понятно. Но у Слепака и здесь готов ответ: "Что касается передачи кладбищ в частные руки, то я не вижу здесь ничего плохого. В большинстве своем российские кладбища всегда были семейно-родовыми захоронениями. Это давняя традиция, это память о своих предках. К сожалению, сегодня государство в этой сфере исчерпало свои возможности".

Зато участники обсуждения данного закона в интернете встретили инициативу Шувалова без всякого оптимизма: "ЖКХ отдали в частные руки и что получилось? Теперь осталось только еще кладбища отдать в частные руки. Хотят узаконить еще одну золотую жилу".

Или другой комментарий: "Сейчас у людей не хватает денег на похороны, а на частное захоронение и подавно".

Простые граждане боятся, что "все кладбища сконцентрируются в руках какого-нибудь очередного толстосума". Так почему же чиновники не оставят нас в покое даже после смерти? Ведь речь идет не только о передаче кладбищ в частные руки - если есть деньги, то какая разница где лежать? Чиновники планируют также ввести целый ряд новых требований к захоронениям.

Кладбища в России темные, заросли деревьями, оградки покосились, памятники и кресты кто во что горазд. Другое дело США. Там газон, памятники белые, все одинаковые, как пионеры на линейке.

Надо и нам хоронить наших покойников так, как в Америке, считают чиновники. Почему?

На днях министр потребрынка и услуг Московской области Екатерина Семенова рассказала о том, что Москва и область объявлены кладбищенским "пилотом" - отсюда белые памятники и газоны а-ля США зашагают по всей России.

Хоронить покойников теперь придется в газон и без всяких там оград. Поставит россиянин оградку - придет полицейский и по рукам. Оградку снесут, а любителю оградок штраф вкатают, чтоб неповадно было.

Однако на первое время оградки кое-где, возможно, оставят, предположила министр. Но это будут одинаковые для всех оградки. И памятники непременно одинаковые - в законе четко пропишут их ширину и высоту. Чтобы, не дай бог, никто не вылез.

Одним словом, в России перед смертью наконец-то станут все равны.

А то у нас что получается? "Между оградками не протолкнуться", - посетовала Екатерина Семенова. И памятники кое-где высокие стоят и свет застят.

Можно было, конечно, пойти по другому пути - давать участки на кладбище на большем расстоянии друг от друга. Тогда проталкиваться на кладбище было бы легче. Но нет, такой вариант для наших кладбищенских реформаторов не подходит. Ведь первая проблема Московской области - дефицит земли, рассказала министр.

Мы сделаем у нас американские кладбища - светлые, чистые, с газоном, хоронить мы скоро будем в урнах поголовно, а кто не захочет кремироваться, того можно сверху земли накладывать прямо в гробах.

Такое супермодное европейское захоронение - строится подобие родового замка, туда гробы и накладываются. Правда, этот нестандарт стоит бешеных денег и практиковаться потому будет в основном элитным.

Да и плюс еще невольно закрадывается крамольная мысль: а не собираются ли наши чиновники пустить на "покойницкую" реформу бюджетные деньги? Много денег. Ведь частными будут новые кладбища, а старые модернизировать придется за счет бюджетов.

Например, деньги потратят на то, чтобы все кладбища обнести оградой. Без ограды руководство кладбищ незаметно, по серым схемам, подкладывает и подкладывает покойников по краям, объяснила Екатерина Семенова.

Так сколько же будет стоить могилка на новеньком частном кладбище? Екатерина Семенова объяснила, что в развитых странах участок на кладбище стоит в среднем $12 - 15 тыс., в США - $25 - 30 тыс. И только в нашей непонятной стране участки даром раздают! Это больше всего возмущает и похоронный бизнес, и чиновников.

Есть тут только один нюанс - дельцы могут распродать участки за бешеные бабки, а потом уехать с деньгами жить и умирать в те же самые США. Участки-газоны тем временем начнут зарастать сорняками, одинаковые памятники-таблетки - заваливаться кто вправо, кто влево, и придется государству приходить на это бывшее частное кладбище и наводить там порядок.

"Когда есть возможность купить гектар земли за миллион, потом разделить его на тысячу маленьких участков, каждый участок продать за миллион, то непонятно (когда все сливки с кладбища будут сняты), кто будет его содержать? Предприятие благополучно обанкротится, и все расходы упадут на муниципалитет", - предполагает Екатерина Семенова.

Так, скорее всего, и будет. Сегодня за хорошее место на кладбище, в зависимости от региона, родственники дают в карман руководству кладбища от 50 тыс. до 5 млн руб. Это теневые деньги. Поток, расходящийся в тысячи карманов, в которые без реформы не залезть.

Зато с реформой всю страну можно опутать какой-нибудь похоронной сетью частных кладбищ наподобие продовольственных торговых сетей. И тогда деньги рекой потекут не в тысячи карманов, а в несколько. А главное - в те карманы, в какие нужно.

Разумеется, посещая чужую страну, туристы редко уделяют внимание таким достопримечательностям, как местные кладбища. Между тем, многие из них действительно являются необычными местами, заслуживающими внимания путешественников. Арлингтонское национальное кладбище, которое находится в пригороде , столицы США, безусловно, относится именно к таким.

Кладбище старое, первоначально здесь хоронили солдат, которые погибли во время Гражданской войны 1861–1865 годов. Примечательно, что данный участок земли был конфискован у генерала Роберта Ли, который и командовал армией южан в ходе конфликта Севера и Юга. Затем здесь начали хоронить неопознанных солдат и бедняков, родные которых не могли себе позволить выбрать другое место захоронения.

Однако, со временем тенденция изменилась и Арлингтонское национальное кладбище стало очень престижным местом, где нашли свое последнее пристанище несколько американских президентов. Сегодня кладбище в Арлингтоне занимает почти три квадратных километра и является одним в самых известных в .

Чтобы получить право быть захороненным именно здесь, необходимо быть участником войны, астронавтом, президентом, председателем Верховного суда, обладателем медали Почета и «Пурпурного сердца», в общем, кого попало на Арлингтонском национальном кладбище не похоронят.

Каждое кладбище привлекает внимание не столько своими памятниками и мемориалами, сколько захороненными здесь известными личностями. Арлингтонское не стало исключением - именно здесь похоронены Джон Кеннеди, его супруга Жаклин, а также братья Роберт и Эдвард, знаменитый госсекретарь США Джон Даллес, десятки генералов, известных военных и политиков. Ежегодно, в День поминовения и День ветеранов, на Арлингтонском национальном кладбище проходит возложение венков от президента страны.

Арлингтонское национальное кладбище — ФОТО

Пишет блогер samsebeskazal: В 40 минутах езды от Манхеттена, в местечке под названием Нануэт, находится самое большое в США русское кладбище. Здесь похоронено около 7 000 бывших наших соотечественников, малая часть тех русских, что когда-то нашли (или пытались найти) в Америке свою вторую родину. Иммиграция она как жернова — перемалывают все, что в них попадет. И довольно скоро люди начинают растворяться в окружающем их новом мире и терять свои корни. Большая часть теряет. И превращаются в обычных американцев с непривычно звучащими фамилиями. Скорее всего не было бы и этого большого русского кладбища, если бы не один объединяющий фактор — большинство из похороненных здесь были православными.

Это очень странное место. Вообще странно увидеть столько крестов с русскими фамилиями в маленьком городке штата Нью-Йорк. Вот только был хайвей, потом дорога к торговому центру и поворот к огромному гипермаркету, а прямо напротив, среди деревьев, стоит заросший и немного обветшалый монастырь с блестящими куполами и огромным кладбищем, где рядами стоят загораживая друг-друга православные кресты. Там похоронены подданные некогда огромной и великой страны, которой уже давно нет. Страны, о которой мы знаем только из учебников и книг и про кончину которой нам с детства рассказывали совсем не то, что было на самом деле. В историях этих герои стали подлецами, а подлецы настоящими героями. Все настолько перемешалось в жизни и в головах, что разобраться кто есть кто уже почти невозможно.

(Всего 50 фото)

Спонсор поста: www.beautymania.ru : L"Oreal Professionnel - профессиональная косметика во всех отношениях: она эффективна, безопасна и разнообразна.
Источник: Жжурнал/samsebeskazal

1. Это самое не американское кладбище из тех, что я видел в Америке и самое нерусское из русских. Первое, что бросается в глаза, это отсутствие оградок и фотографий. Кстати, может кто-нибудь знает, почему участки на российских кладбищах принято огораживать? Всю жизнь было интересно, откуда у наших людей такая любовь к заборам при жизни и после смерти. Так вот заборов тут нет. Почти одинаковые кресты из серого гранита и такие же одинаковые надгробные плиты. На надгробиях нет ни фотографий, ни каких-либо портретов умершего. Точнее почти нет. Портреты изредка встречаются на более свежих захоронениях и очень редко на старых. Первые захоронения датированы началом 50-х. Именно тогда был создан женский монастырь и обустроено кладбище. Что бросилось в глаза, так это необычные фамилии. Очень много немецких. Много обрусевших польских и нет ни одной похожей на еврейскую. Может быть были, но я не увидел. Даже русские фамилии какие-то другие. Таких в жизни и не слышал-то никогда.

2. Кладбище находится на территории Ново-Дивеевского Успенского женского монастыря, который принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей. Про монастырь вы можете почитать в википедии .

3. Монастырь основан в начале 50-х и сейчас переживает далеко не самые лучшие годы в своей жизни.

4. Прямо за забором стоит огромное здание строительного супермаркета. Когда-то про это место можно было сказать, что оно находится вдали от города. После строительства моста Таппан-Зи район стал стремительно застраиваться и сейчас это ближний пригород. Теперь вся свободная земля уже как-то освоена и застроена. Православный монастырь выглядит там несколько чужеродно.

5. Возможно, что виной серая погода и отсутствие зелени на деревьях, но мне показалось, что все выглядит несколько померкшим и немного неухоженным. Видно что у монастыре не хватает денег и рабочих рук, чтобы должным образом ухаживать за зданиями и территорией.

6. Такие объявления явно не от хорошей жизни.

7. Внутри главного храма чисто и уютно. Он был закрыт, но монахиня любезно открыла его для нас и чтобы не терять времени занялась уборкой.

Православная церковь а Америке предмет отдельного разговора. Она здесь совсем другая, нежели в России. На мой взгляд, гораздо менее коммерциализированная и стоящая как-то ближе к людям. Я не про религиозные обряды, а про отношение между прихожанами и церковью.

9. За монастырскими зданиями начинается территория кладбища. На нем много известных фамилий. Я не савил себе задачи искать кого-либо, а просто прогулялся по его территории и сфотографирова то, что посчитал интересным.

10. Еще на кладбище есть два очень неоднозначных мемориала. Это, наверное, самый. Он установлен в память о «павших в борьбе за свободную Россию», и в честь человека никогда не ступавшего на американскую землю, прах которого высыпали в канаву за тысячи километров отсюда.

11. Это мемориал «участникам освободительного движения народов России 1941-1945 гг.» генералу Власову и бойцам Русской Освободительной Армии. По факту, в большинстве своем коллаборационистам и предателям родины, перешедшим на сторону врага. Все это под российским и андреевским флагами, которые использовались РОА в качестве символики.

Я воздержусь от оценок ибо моя задача рассказать и показать то, что есть. Лишь напомню, что мемориалы установлены на частном монастырском кладбище, установлены в 60-х годах прошлого века (в сложные времена), а люди, которым они посвящены, давно уже мертвы. Интересно услышать ваше мнение. Особенно на счет бойцов Русского корпуса. Кто они: герои исчезнувшей страны или предатели сотрудничавшие с врагом?

13. Теперь вам будет понятнее, почему на некоторых плитах выбит крест с надписью РК и что он значит. Пройдемся по кладбищу.

14. Мстислав Львович Голицин - князь, участник Белого движения на Юге России, есаул дивизиона Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Участник Первой мировой войны. После Октябрьского переворота 1917 - в белых войсках на Юге России. Эвакуировался из Крыма в составе Русской армии. Участник боевых действий на территории Югославии против просоветских партизан И. Б. Тито (1941-1945) и советских войск (1944). Обер-лейтенант Вермахта (на сентябрь 1944 с переименованием по русской службе в есаулы). 26 февраля 1945 ранен в бою у станции Буджановцы. После мая 1945 - в Австрии, откуда переехал в США. Участвовал в жизни казачьих и русских воинских организаций, председатель Нью-Йоркского отдела СчРК (Союз чинов Русского Корпуса).

15. Сын барона Врангеля — Петр. Он всю свою жизнь проработал инженером в области аэронавтики, занимался конструированием космических кораблей для полета на Луну. На этом же кладбище похоронена его мать — Ольга Михайловна.

16. Мася и Гриня.

17. Кадет императорского флота.

18. Русское имя и французская фамилия.

19. Добжанский Арнольд Иосифович - российский морской офицер, штабс-капитан по адмиралтейству. Участник Гражданской войны на стороне белых. Во время Гражданской войны находился в Вооружённых силах Юга России. Эвакуировался с Русской армией Врангеля в Турцию. Член Союза морских офицеров в Константинополе. Позже эмигрировал в США.

20. Капитан 2-го ранга Картавцев Всеволод Евгениевич.

21. Зигерн-Корн Георгий Анатольевич - живописец, график. Сын полковника инженерных войск А. И. фон Зигерн-Корн. С 1914 жил с семьей в Александрополе (ныне Гюмри, Армения). Отец находился в действующей армии, после революции примкнул к Белому движению. В ноябре 1920 с армией генерала Врангеля семья эвакуировалась в Константинополь, а оттуда в Королевство СХС (Югославию). Закончив русско-сербскую гимназию, одновременно поступил в Белградский университет на инженерно-технический факультет и в Академию художеств. Во время войны вступил в кавалерийскую дивизию генерала Г. фон Панвица. В мае 1945 весь личный состав капитулировавшей дивизии был выдан англичанами советским властям. Десять лет провел в сталинских лагерях на Урале, в Сибири и Казахстане. Работал в угольных шахтах, на лесоповале, на строительстве железной дороги и нефтепровода. Сидел вместе с Л. Н. Гумилевым, будущим знаменитым историком, сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой; с адмиралом Саблиным, бывшим адъютантом Николая II; с сыном генерала Краснова, Николаем Красновым, и другими. В 1950-е годы был амнистирован как югославский подданный и получил разрешение выехать к семье в США, где работал чертежником и художником-графиком. Писал картины, создал серию рисунков «Сталинский ГУЛАГ глазами художника». Автор мемуаров «Рассказы о светлом прошлом».

22. Летературовед, ботаник и географ. На многих надгробиях даны профессии умерших.

23. Единственное захоронение с оградкой.

24. Таких камней с портретами на кладбище единицы.

25. Скаутмастер.

26. За все время на кладбище я встретил всего несколько человек. Одним из них был священник, который читал молитвы у некоторых могил. Судя по всему он был американцем.

28. Деревянное надгробие. Дерево штука недолговечная. Надписи уже почти не читаются.

29. Деревянный склеп. Внутри сухие листья и гуляет ветер.

31. Гуляя среди могил внезапно натолкнулся на такую эпитафию, написанную на обратной стороне камня. Честно говоря проняло. Автор явно продумал строки и их эффект.

«Я не изменник, ни с юридической точки зрения, ни с моральной. Юридически я не изменник, потому что никогда не был подданным Советского Союза. Я начал воевать с этой сволочью в Петербурге, продолжал эту борьбу на юге, сначала с Корниловым, потом с Деникиным и наконец с Врангелем. Потом покинул родину, потом большевики меня лишили подданства, хотя я никогда их подданным не был. Все равно, и я бесподданный продолжаю с ними борьбу теперь вместе с немцами, потому что они все время пока я был за границей продолжали мучить и уничтожать мой народ. Морально я считаю себя поэтому обязанным помочь моему народу сбросить с себя это проклятое иго. Где здесь вы умудрились найти измену?»

33. Алексей Борисович Йордан. Сын полковника Б. Йордана. Мать, Кира Анатольевна, урожд. Гудим-Левкович, бывшая фрейлина императрицы Александры Федоровны. Окончил Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус в Югославии. Был вице-фельдфебелем XXI выпуска (1940-1941). Имя А.Б. Йордана было занесено на мраморную доску корпуса за отличные успехи. Затем учился в Белградском университете. С 1941 г. служил вместе с отцом в Русском корпусе, сражавшимся против коммунистов в Югославии.

34. Монумент посвященный кадетам. Установлен в 1994 году.

36. Явно итальянская фамилия и православный крест

37. Еще встретилось вот такое интересное сочетание.

38. Иконка на могиле художника.41. Александра Львовна Толстая — младшая дочь Льва Толстого. Основательница и первый руководитель музея в Ясной Поляне и Толстовского фонда , среди учредителей и спонсоров которого были Игорь Сикорский и Сергей Рахманинов.

47. Бородий Николай Дмитриевич - офицер 42-го пехотного Якутского полка. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии служил в отряде генерала Бредова, затем в Дроздовской стрелковой дивизии. В 1920 через Крым эмигрировал в Галлиполи, затем во Францию. Работал на алюминиевом заводе. Затем стал Ди-Пи в Людвигсбурге, уехал в США.

48. Князь Голицин и баронесса Тизенгаузен.

49. Вечная память далеко не вечная.

Позволю себе несколько замечаний к весьма отличному ответу коллеги - Яна Левченко.

Для начала необходимо различать два типа кладбищ - городское кладбище и сельский погост.

В первом случае, ограды появились, конечно же, уже в 19 веке. В замечательное время романтизации и героизации смерти. Архитектурные европейские мотивы (в том числе и в области мемориальной скульптуры), как и описал Ян Левченко, весьма быстро перенимались представителями российского дворянства. Поэтому на визуальных источниках этого времени (картинах художников - например, Савицкий К. «Панихида на 9-ый день» 1885 г., Голованов «Могила Гоголя» 1852 г., «Могила Ф.А.Гааза» неизвестный художник, начало 20-ого века) можно обнаружить оградки самых разных форм. Главным трендсеттером того времени было Введенское (немецкое) кладбище г. Москва откуда распространялись и перенимались модные веения в области культуры скорби и траура.

В это же время на сельских погостах царит совсем иная атмосфера - единственные "украшением" могилы остаются полотенца, кресты глобцы, домовины и т.д. Никаких кованных оград вплоть до 1900-ых годов практически не встречается (А. Саврасов, «Сельское кладбище», 1887 г. А. Корзухин «Поминки на деревенском кладбище» 1865 г., В. Прушковский «Приведение на кладбище», 1892 г.).

Главная причина такой разницы - ограды это дорого. Первые подобные заборчики - ограды на сельских погостах начинают появляться на стыке 19 и 20 века и изготавливают их из дерева. О чем свидетельствую фогографии этого времени. Например, (). Как можно судить по этим источникам - практика эта весьма редкая.

Распространились ограды широко в 1920-ые и 1930-ые года. И связано это никак не с "борьбой за пространство" и неким "огораживанием от других". Это абсолютно точно. Для того что бы это понимать нужно просто быть знакомым с крестьянской "культурой" этого времени. Кладбище это главное место встречи для многочисленной родни - это центральная сельская символическая точка. Никакого деления и борьбы вокруг земли для захоронений в советской время не было, как нет и сейчас. "Деление" и "борьба за пространство" это явление городской погребальной культуры и то, начиная с 90-ых годов.

Объяснение с "фольклорной оптики" мне то же кажется не совсем состоятельным. Тут скорее механизм обратной связи - верования появились потому что появились оградки - в том числе представление о том, что надо или не надо закрывать дверцу на ограде "чтобы покойник гулял". Ведь в 19 веке никаких оград не было, а "пантеон" верований уже был сформирован. Или то что красят в голубой цвет ограды - причина в доступности краски и ее воровстве, начиная с 1950-ых годов. А сейчас это "инерция традиций".

Рациональных причин распространению и росту оград пока не находится. Изначально, как было уже сказано, это статусное копирование "моды" городских некрополей. Которая, в свою очередь, пришла через Введенское кладбище к нам из Европы. Что делает нас гораздо ближе к этом фокусе.

Это косвенно подтверждают данные респондентов (правда чуть более позднего периода - 50 годов) с которыми я работал: оградки специально варились в цехах заводов, где работал, например погибший; в столярных мастерских колхозов, а часто и вовсе крались со старых захоронений дворян. Ограды делали из старых кроватей, железок, балок и т.д. Для чего это делалось - никакого объяснения ни один респондент никогда не давал. Просто хотелось "чтобы раньше у дворян и как красивее".

Парадоксальным кажется лишь один момент, который также ставит под сомнение тезис об "огораживании пространства" - с каждым десятилетием, судя по визуальным источникам, ограды росли в своих размерах - причем эта тенденция заметна еще в 19 веке. То есть, огораживание, как процесс, происходило постепенно - с каждым годом ограды все больше и больше. И почему европейская традиция оградок остановилась на декоративном уровне, а у нас приобрела масштабы гипертрофии - вот тут уже есть над чем подумать.

Напоследок - оградка на кладбище в Норвегии, 1906 год.