Какие черты российской ментальности сформировались. Немцу: «Это приказ»





Русский человек верит в свою мистическую удачу. Многие вещи (а порой и самые невероятные изобретения) получаются именно потому, что кто-то верил в чудо и пошел на недопустимый при более рациональном подходе риск. Чисто русское понятие «авось», то есть «а вдруг получится?!» – очень ярко иллюстрирует подобное мнение. Хладнокровное планирование и подсчеты – не для русской нации, ее толкают вперед гениальные озарения и нестандартное мышление. Вместе с тем, ценится и трудолюбие – но не прилежание в ожидании выгоды, а искренняя любовь к своему делу.

Русские – люди «общего», преобладающего над частным. Им очень важно, как они выглядят со стороны, что у них все не хуже (но и не лучше!), чем у других. Выскочкам приходится непросто, ведь их инстинктивно стремятся «задавить» не только из-за их успешности, но и из-за простого отличия от других. И наоборот: к сирым и убогим русский народ всегда был жалостлив, и нищим неизменно подают милостыню. А русское гостеприимство уже стало притчей во языцех: ведь даже если гость не слишком желанный, к его приходу обязательно накроют богатый стол. Что уж говорить о гостях желанных?

Россия всегда была страной, расположенной между Востоком и Западом. Русский человек неоднократно задавался вопросом, является он человеком Запада или все-таки более стихийного Востока. Философы решали этот вопрос по-своему. Многие из них даже стали говорить об уникальном положении страны, у которой свой неповторимый путь. Менталитет русских сложно сравнить с менталитетами соседних стран как западных, так и восточных. Конечно, в нем можно найти что-то общее от каждой из держав, однако, есть в русской душе что-то, что не поддается простой классификации.

Менталитет формировался веками. Влияние на него оказали и страны, и новая религия (православное христианство). Причем русский человек - преимущественно именно православный, потому что он отражает догмы своей веры. Особенности русского менталитета можно найти не только в образе мышления, но и в самом укладе жизни. Западный мир предельно прост, там существует троичное деление мироздания: мир божественный, мир демонический и мир людей. Поэтому люди, живущие на Западе, стремятся что-то сделать в этом мире. У русского человека мироздание двоично: или божественное, или демоническое. Этот мир считается царством темным, отданным князю тьмы. Каждый день люди видят несправедливость и несовершенство.

Менталитет русских всегда стремился к максимализму. И это стремление выливается либо в создание идеального мира здесь и сейчас (революции), либо в полное самоустранение и аскетизм. Русский человек преимущественно аполитичен. он остро ощущает неудовлетворение властями. Справедливость по-русски означает равенство и братство. А раз идеалы неосуществимы, то мир находится во власти злых сил. Вместо того, чтобы что-то делать (как это принято во всех капиталистических странах), русский лучше ударится в аскетизм.

Менталитет русских, сформированный православной религией, не подготовлен к тому, чтобы идти по пути рыночной экономики. Лишь единицы смогли принять тот факт, что самоустранение не приведет ни к чему хорошему. Россия - изобильная страна. И, вместе с тем, русские продолжают жить хуже, чем европейские парадокс, над которым из года в год ломают голову специалисты. Большое влияние на менталитет русских оказало соседство тюркских сами по себе были миролюбивым народом, гостеприимным и кротким. Смешение славян с тюрками породило тенденцию к меланхолии, депрессии, жестокости и загулам. Именно так и родился противоречивый темперамент русских, в котором соседствуют крайности. Самая восточная черта в менталитете русского народа проявляется в его коллективизме и отношении к власти.

Власть для русского священна, она дана свыше. Властям нужно подчиняться. Однако, как только родится в душе бунт, русский человек готов разрушить все. С давних времен история донесла до наших дней случаи бунтов и восстаний. Стоит русскому человеку увидеть в образе царя князя тьмы, и начинается священная революция. Впрочем, сильные государи всегда могли усмирить своих подданных. Коллективизм русских проявляется не столько в мирное время, сколько в период войн и бедствий. Здесь можно обнаружить не только поразительную взаимовыручку среди людей, но также стойкость. Известны случаи, когда жители русских городов держали оборону до последнего без всякого контроля со стороны военных чинов. Это поразительный факт, который показывает не только высокие устои коллективизма, но также патриотизм и гражданственность. Кстати, национализм русским не присущ в том виде, в каком он проявлялся в ряде западных стран. Гражданственность этого народа имеет совершенно другое основание.

135 лет назад родился французский психолог и нейропсихиатр Анри Валлон, который, опираясь на труды знаменитого швейцарского психолога Карла Юнга, ввел понятие менталитета.

«Россия — это Америка наоборот...»

В целом многие российские психологи считают, что менталитет есть у каждой нации, и выражается он в моделях восприятия и поведения, которые влияют на политическую и экономическую жизнь страны. Причем, базируется национальный характер на историческом опыте. К примеру, одно и то же событие русские и американцы могут видеть под разным углом, как раз из-за своей ментальности. У каждого народа будет своя правда, а переубедить друг друга составит большого труда. Всё потому, что ценности имеют надличностный характер. К примеру, англоязычный литературовед Ван Вик Брукс, изучая русскую литературу, сказал: «Америка — это просто Россия наоборот...»

Такие, как все

Изучают менталитет нации и для того, чтобы понять, с кем придется иметь дело, или даже вести войну. К примеру, немцы всегда остро интересовались русским народом. Первое детальное описание России сделал немецкий этнограф Иоганн Готлиб Георги еще в 1776 году. Труд так и назывался «Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий».

«…Нет на земле такого государства, каким является Российская Держава, которая вмещала в себя столь великое множество различных народов, - писал Иоганн Георги. - Это руссы, с их племенами, яко лопари, семояды, юкагиры, чукчи, якуты, (далее на целой странице идет перечисление народностей). …А также переселенцы, яко индийцы, немцы, персияне, армяне, грузинцы,… и новые славяне - сословие казаков».

В целом, этнограф Иоганн Георги отметил, что руссам не в диковинку видеть чужестранцев. Всё это, безусловно, сказалось на менталитете русских. Уже в наши дни психиатр Игорь Васильевич Реверчук, исследуя значение этнического самосознания в клинической динамике различных пограничных психических расстройств, обнаружил, что 96,2% славян, проживающих в России, относятся к своей нации как «равной среди прочих», при этом 93% - демонстрируют доброжелательное отношение к другим этносам.

Дети своей земли

Доктор философских наук Валерий Кириллович Трофимов, специализирующий на русском менталитете, отметил, что в прошлом «Россия - страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы были неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл — 4-5 месяцев — заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай». Именно поэтому нашим людям свойственно работать аврально, когда это критически важно, а всё остальное время - реагировать на обстоятельства.
Русский историк Василий Осипович Ключевский в свое время тоже выделил эту характерную черту русских. «Нигде в Европе мы не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии», - отметил он. По мнению профессора философии Арсения Владимировича Гулыги, «бросаться из крайности в крайность — типично русская черта: от бунта к покорности, от пассивности к героизму, от расчетливости к расточительности».

Мечтательность

Большинство наших предков редко покидали родное село. Всё потому, что Борис Годунов законом 1592 году закрепостил крестьян. В этом был уверен русский историк В. Н. Татищев. Вся это несправедливость, помноженная на бедную жизнь, привела к коллективным фантазиям и мечтам о всеобщей справедливости, благе, красоте и добре. «Русские люди вообще имели привычку жить мечтами о будущем, - убежден профессор Владимир Николаевич Дуденков. - Им казалось, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь. Весь смысл жизни — в этом будущем, а сегодняшний день для жизни не в счет».

Менталитет русского чиновника

Известно, что в 1727 году мелким чиновникам перестали платить казенное жалованье в обмен на акциденции. Позднее это правило отменили, но привычка государевых слуг жить за счет «кормления» осталась, и фактически не преследовалась. В итоге в первой половине 19 века взяточничество стало нормой. Например, «решить дело» в Сенате стоило 50 тысяч рублей. Для сравнения - далеко небедный уездный судья имел оклад в 300 рублей. Побывавший в Петербурге 1858 году Теофиль Готье, известный литератор из Франции написал: «Считается, что людям определенного уровня ходить пешком не к лицу, не пристало. Русский чиновник без кареты, что араб без лошади».

Оказывается, это часть нашей истории тоже может иметь отношение к менталитету, правда, определенной группы русских людей. Так, в словаре «Социальная психология» под редакцией М.Ю. Кондратьева термин «менталитет» прописали, как «специфику психической жизни людей (группы лиц), детерминированную экономическими и политическими обстоятельствами и имеющую надсознательный характер».

Выносливость и терпение

Американские эксперты по менталитету убеждены, что на общенациональные черты характера влияет, в том числе и генетика, в которой запрограммированы модели поведения наших предков. Например, если генеалогическое древо представлено убежденными монархистами, то человек подсознательно будет испытывать симпатии к этой форме правления или к её представителям. Возможно, в этом кроется нейтральное, и даже лояльное отношение русских людей к политическим лидерам, которые долгие годы правят страной.

Имеет это отношение и к такой ментальной черте нашего народа, как терпение. В частности историк Н.И. Костомаров отметил, что «русский народ приводил в изумление иностранцев своею терпеливостью, твердостью, равнодушием ко всяким лишениям удобств жизни, тяжелым для европейца... С детства приучались русские переносить голод и стужу. Детей отнимали от грудей после двух месяцев и кормили грубою пищей; ребятишки бегали в одних рубашках без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы».

Многие российские и зарубежные специалисты по менталитету считают, что терпение является нашим ответом на внешние и внутренние вызовы, основой русского человека.

Знаменитые иностранцы о русских

Зарубежные политики и журналисты любят порассуждать о менталитете русских. Чаще всего наших соотечественников называют пьяницами. Так, французский журналист Бенуа Райский написал, что «грубияны-русские известны своим пристрастием к водке». А на портале englishrussia 14 октября 2011 года была опубликована статья «50 Facts About Russia In The Eyes Of Foreigners», она набрала огромное количество просмотров. В ней, в частности, говорится «Непьющий русский — выходящий из ряда вон факт. Скорее всего, у него со спиртным связана какая-то трагедия».

Впрочем, есть и другие мнения о русских. Например, Отто фон Бисмарк считал русских сплоченной нацией. Он утверждал: «даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…». Однако история ничему не учит даже прагматичных немцев. Франц Гальдер, начальник штаба вермахта (1938—1942 гг) был вынужден констатировать в 1941 году: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник».

Мнение эксперта

Современная социальная психология не подтверждает тезиса о неизменности менталитета, - отмечает заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский. - Меняются условия, в которых живут люди, социальные отношения - и вместе с ними меняется менталитет. - Вряд ли следует считать, что люди не поменяли менталитет со Средних веков. Вот это - точно иллюзия. Скажем, в Средние века в массовом сознании напрочь отсутствовало желание стать знаменитым. А разве в нынешнем обществе это так? Поэтому я бы поостерегся утверждать, что черты современного русского менталитета сложились в петровские или допетровские времена.

В России отношение к менталитету как к чему-то неизменному зачастую приводит к одному чисто практическому следствию: мы не пытаемся что-то реально сделать, чтобы стать другими. А это - неправильно.

Можно, конечно, говорить, что проблема в менталитете. Но дело, скорее, в том, что в российском обществе просто не созданы условия для реализации гражданских инициатив.

Или возьмем проблему коррупции - она в России действительно широко представлена. Считается, что это тоже особенность нашего менталитета. Но я считаю, надо дать людям возможность менять свои социальные практики. И тогда, вполне возможно, менталитет тоже будет меняться.

Должен заметить, что в историческом масштабе менталитет способен меняться довольно быстро - за два-три десятилетия. Об этом, в частности, говорят примеры Южной Кореи или Сингапура - государств, которые кардинально изменились на протяжении жизни одного поколения.

Или возьмите пример чисто российский. Реформы Александра II затронули, в частности, судебную власть. В результате, в России появилось довольно много адвокатов, работающие суды присяжных. Эти присяжные были рядовыми гражданами, они, уверяю вас, прекрасно понимали, какие решения нужны власти - но зачастую принимали вердикты прямо противоположные. В итоге, в Российской империи появилось совершенно другое отношение к суду - как к справедливому институту, в котором можно реально отстоять свои права. До Александра II такого отношения к судебной власти и близко не было.

Думаю, у людей, конечно, есть национальные и этнические особенности. Но все же не стоит отрицать, что очень многое определяется социальными отношениями и социальной средой, в которой мы живем. Если бы мы были готовы менять среду - менялся бы и менталитет. Приведу еще пример.

У нас принято считать, что в России испокон веков не соблюдают законы, и с этим ничего не поделать. Но я не раз беседовал с немцами и американцами, которые приезжали в Москву жить и работать. Так вот, после недолгого пребывания в российской столице, почти все они начинали нарушать правила движения при вождении автомобиля, и давать взятки гаишникам. Одна дама, американка, на мой вопрос, почему она так делает, ответила, что в Америке ей бы в голову не пришло давать взятку полицейскому, но в Москве «по-другому нельзя».

Как видите, менталитет в голове конкретного американца меняется элементарно - едва он адаптируется к российской среде. Но этот же пример говорит о другом. В Америке и той же Германии поголовно «жить по закону» стали сравнительно недавно - лет сто назад. Мы можем пройти тот же путь, причем намного быстрее…

«Россия страна с самыми доброжелательными людьми!» Так часто говорят про нас с вами. Но давайте-ка выйдем на улицу и оглянемся по сторонам Что-то не похоже, правда?

Русские действительно необычная нация. Кажется, только у нас абсолютное равнодушие может соседствовать с благородной отзывчивостью, а щедрость и гостеприимство с каменными лицами а-ля «чего уставился?»

Психологи во всем мире уже не первое десятилетие ломают голову, чего же это мы, русские, такие странные. Сразу вспоминают крепостнический гнет, самодержавную царскую власть, голод и прочие страдания, которых, по их мнению, в той же Европе отродясь не было. Ну, вы в курсе, там ведь вообще все по определению испокон веков хорошо и красиво. Так думаем мы, таким стараются поддерживать свой имидж сами европейцы.

Американский психолог Николас Брайт писал: «Русские многое пережили в ходе своей истории. Но, благодаря идее коллективного сопереживания, они смогли не только сохранить единство национального духа, но и преумножить его, создать абсолютный эгрегор искренности, которая нередко граничит с абсурдом». Звучит неплохо, хотя немного настораживает, правда? Давайте-ка вспомним основные черты русского менталитета.

Нас запросто можно назвать грубыми. Да, чего там так оно и есть. Нам ничего не стоит пререкаться и спорить с начальством, даже не задумываясь о последствиях. Мы с удовольствием отправим куда подальше человека, который случайно наступил нам на ногу. В нашем языковом арсенале всегда найдутся саркастические рифмы к любому слову, а цветистость и разнообразие русского нелитературного просто поражает. Для нас в порядке вещей услышать хамство в ответ на самую невинную просьбу. У нас не слишком принято смотреть друг другу в глаза, просто так улыбаться или говорить в магазине «здравствуйте/спасибо».

В то же время русские, как говорят ученые, живут «принципом соборности». Проще говоря, мы всегда вместе и держимся друг за друга. Нам, казалось бы, совершенно наплевать на чужое мнение. Но при этом мы все праздники справляем, собираясь по 20 человек, и по любому поводу, будь то День сантехника или Пасха, обзваниваем всех родственников. Мы всегда в курсе личной жизни соседки с пятого этажа, продавщицы из магазина за углом, дворника и вообще кого угодно. Иностранцы никак не могут понять нашей привычки устраивать многочасовые кухонные разговоры или выкладывать свою историю до пятого колена случайному попутчику в автобусе.

Какие же мы на самом деле в этом национальном дуализме? Искренние. Мы попросту не скрываем никаких чувств и эмоций. Если мы веселимся, то на полную катушку, если злимся, то так, что земля дрожит и вся округа слышит. Мы не стесняемся лениться и обвинять во всех проблемах государство, Бога и магнитные бури. Как дети, мы не готовы брать на себя ответственность и что-то решать. Вместо этого мы твердо уверены, что у соседского ребенка игрушки лучше. Мы настолько искренние, что не хотим поддерживать рекламный патриотизм и верить социальной рекламе. Мы годами рассуждаем о том, как плохо жить в России, но встанем горой за свою Родину, если хоть какой-то иностранец плохо о ней отзовется. Кстати, об иностранцах.

Задумавшись о парадоксах русской доброжелательности, мне захотелось напрямую спросить у жителей других стран какими они нас видят – посмотреть на Россию глазами иностранцев? Как ни странно, не такими уж мрачными и суровыми, как может показаться. К примеру, мой знакомый сорокалетний английский рокер сказал, что мы забавные и умеем классно шутить и веселиться. А вот несколько американцев утверждали, что русские очень умные, гораздо умнее, чем многие другие нации. Путешественники, жаждущие узнать об особенностях русского менталитета и познать загадочную русскую душу, все как один говорят, что в России ты один не останешься: тебе не только покажут дорогу, но и проводят, поболтают, позовут в гости, соберут целую компанию и закатят пир в твою честь.

Однажды мне довелось познакомиться с французом, который автостопом добирался до самого Владивостока, останавливаясь ненадолго в крупных городах так уж ему хотелось посмотреть на нашу страну изнутри. На банальный вопрос: «И как оно?», он ответил: «Оказалось, что все, что о вас пишут в интернете неправда! А жаль, я так хотел увидеть медведей и эти шапки Если серьезно, то когда я приезжал в очередной город, у меня не было никакого плана или готового маршрута, что делать и куда идти. Люди, готовые меня приютить и показать место, где они живут, находились сами собой. Побывав в десятке городов, я понял что ничего не понял. Знаю теперь только одно: Россия классная страна!»

Так что же, получается, не такие уж мы и буки, верно? Да, мы действительно не слишком часто улыбаемся. Это, кстати, некоторые иностранцы тоже отмечают. Всё правильно, так происходит опять же потому, что мы слишком искренние: а чего, собственно говоря, улыбаться, если не хочется? Вот захочется, и обязательно улыбнусь. В то же время, европеец с утречка надевает свою лучшую улыбку и, кажется, сможет сохранить счастливое лицо, даже если с неба упадет комета. Он с детства вызубрил фразы из разряда «спасибо/хорошо/извините». Мы же не носим масок приличия, благожелательной вежливости и учтивости, принятых в «цивилизованных странах». Но разве это значит, что мы не отзывчивые и не доброжелательные?

Как раз благодаря все тем же принципам соборности и бывшего социализма (который, в сущности, был свойственен русскому народу испокон веков) мы обладаем исключительным вниманием к ближнему. Оно не проявляется внешне, потому что русскому человеку свойственна и еще одна черта: мы во всем ищем подвох. Мы настолько честные люди, что сразу начинаем подозревать неладное, если человек рядом ведет себя «не по правде». Слишком много помогает явно чего-то ждет взамен; постоянно улыбается подлизывается или хочет подставить; во всем соглашается лицемер! Вот также и с добром получается мы проявляем его только тогда, когда действительно хочется, и помогаем либо по огромному желанию, либо в силу крайней неизбежности. А иначе в нашем подсознании акт автоматического добра ассоциируется с неживой шаблонностью. Но если кому-то на улице вдруг станет плохо, он не останется один непременно найдутся те, кто поможет.

Когда я училась в начальной школе, то постоянно теряла мелочь на проезд. Совесть (читай «трусость») не позволяла мне ездить в автобусах зайцем, и я открыто просила водителей подвезти меня или совсем бесплатно или за ту копейку, которая у меня осталась. И, знаете, мне ни разу не приходилось идти пешком: в половине случаев на мою просьбу соглашались, или же отыскивался какой-нибудь пассажир, готовый за меня заплатить.

А вот лет в 17 застряла я как-то поздно вечером в центре города. Общественный транспорт уже не ходит, в кармане 30 рублей, телефон по закону жанра разряжен. Пешком идти далеко и страшно, знакомых поблизости нет, ехать не на чем и не на что, попутки ловить боязно что делать- то? Не согласившись с перспективой ночевать на улице, я стала подходить к людям с невинным вопросом: «Не одолжите телефон позвонить?» В трех случаях из трех мне отказали. И тогда я поняла: ну, разумеется, они ведь думают, что я хочу их обокрасть! К нашим людям с таким вопросом подходить нельзя мы ведь даже воруем искренне, честно глядя в глаза. Тогда я выбрала женщину средних лет и честно объяснила ей ситуацию, добавив умоляющего драматизма. Получилось с первого раза она помогла мне вызвать такси. Еще и вместе со мной дождалась машину, чтобы убедиться, что все в порядке.

К чему я это? Да к тому, что мы никогда не оставим человека в беде. Но мы стремимся жить по правде, а потому должны быть уверены, что помощь действительно требуется. Такой уж он менталитет русского народа. Мы не станем просто так раздавать мелочь всем просящим направо и налево, но если убедимся, что благотворительный рублик пойдет по назначению, тогда пожалуйста хоть два. Мы можем быть очень вежливыми, учтивыми и культурными. Если настроение хорошее. А так просто размениваться на правила приличия это не для нас, русский человек слишком живой и настоящий для этого.

Помните слова американского психолога? Наша искренность действительно временами граничит с абсурдностью. Но хоть мы и недовольны вечно всем и вся, зато умеем жить: ругаться, бить посуду, устраивать перебранки в очередях и автобусах, отмечать дни рождения на месяц раньше и справлять свадьбу всем двором. Мы умеем смеяться и радоваться, помогать и делать добро. Русский человек недальновидный: не любит ничего планировать, откладывать деньги, следить за здоровьем, «инвестировать в будущее» мы живем моментом здесь и сейчас. И пока мы так не похожи на весь остальной мир с его культурой поведения, пока мы ведем себя за границей «как варвары» и упорно отстаиваем права ковра на стене и шкафа во всю стену, наш национальный дух, та самая неповторимая русская душа, сохраняется и преумножается. А измерять ее улыбками и учтивостью стоит ли?

Особенности русской души и русского менталитета was last modified: Июнь 11th, 2017 by Ясна

менталитет ментальность русский народ

Характеристика русской культуры с точки зрения её места в дихотомии «Восток - Запад» - достаточно сложная задача, так как, во-первых, она занимает срединное положение в отношении геополитического фактора (который учитывают представители так называемого «географического» или «климатического» детерминизма); во-вторых, изучение российской цивилизации только начинается (оно вообще возможно в отношении уже ставшей национально-культурной целостности, а в России самоидентичность и национальное самосознание формируются достаточно поздно в сравнении с европейскими культурами); в-третьих, русская культура изначально суперполиэтнична по своему составу (в её формировании приняли участие славянский, балтский, финно-угорский с заметным участием германского, тюркского, северокавказского этнических субстратов).

Русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI веках входе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. С самого начала русская культура складывается на основе таким культурных признаков, как:

  • · Самодержавная форма государственной власти («вотчинное государство»);
  • · Коллективная ментальность;
  • · Подчинение общества государству;
  • · Незначительный объём экономической свободы.

Одним из наиболее значительных факторов в становлении русской культуры явилось православие как религиозно-нравственный ориентир духовной культуры. Древнерусское государство представляло собой конфедерацию самостоятельных государств. Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык. Оно «захватило» все слои общества, но не всего человека. Результат этого - весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего большинства», его невежественность в религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения. Поэтому можно говорить об особом типе русского массового православия - формальном, тесно «сплавленном» с языческой мистикой и практикой, что позволяло Н. А. Бердяеву назвать его «православием без христианства».

Срединность по отношению к западному и восточному типам культур - пожалуй, одна из ведущих характеристик русской культуры, поскольку «западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и взаимодополняются. Так, например, христианские ценности Русью заимствуются как ценностная система культуры Запада, но в «восточном» варианте наследуются от Византии, и русская церковь с XV века находилась в зависимости от константинопольского патриарха. Также и в типах социально-политической структуры: Русь «примеряла» на себя и восточную и западную модели, и центры Древней

Если попытаться сформулировать, какие именно черты русской ментальности можно охарактеризовать как явно западные, а какие - как восточные, то можно представить их следующим образом:

Западные черты:

  • · христианские ценности;
  • · городской характер культуры, определяющий всё общество;
  • · военно-демократический генезис государственной власти;
  • · отсутствие синдрома поголовного рабства в отношениях типа «индивид-государство».

Восточные черты:

  • · отсутствие частной собственности в европейском смысле;
  • · господство принципа, при котором власть рождает собственность;
  • · автономность общин по отношению к государству;
  • · эволюционный характер развития.

Что же касается так называемых «путей» русской культуры, то её культурная история имеет совершенно уникальную специфику. Наша история и не такая «вечно длящаяся», направленная скорее на стагнацию, всякое поддержание устойчивости, равновесия и по возможности неизменности, как на Востоке, обращенном в вечность, и, в то же время, не такая постепенно прогрессивная, как на Западе, идущем по пути качественного и экстенсивного развития. Мы будто играем, тасуя в своей истории восточный и западный типы структурирования исторического времени. Русская культура то впадает в некоторую спячку, в которой даже «пропускает» важнейшие моменты европейской истории духа (так мы не пережили Античности, давшей европейской и восточной культурам такую мощную культурную новацию, (которую К. Ясперс назвал «осью» мировой истории) как переход от мифологического типа мышления к рациональному освоению мира, к появлению философии - мы начали формировать свою этнокультурную «самость» сразу в Средневеко вье; Ренессансный тип личности так и не сложился в русской культуре, так как через Возрождение мы тоже «перешагнули», ступив сразу в хорошее и сильное Просвещение), то концентрируется и неведомо откуда черпая силы, включается в какой-нибудь «взрыв», неважно, внешняя ли это война, внутренняя революция или что-то вроде «перестройки» или других реформ. В этом заключается ещё одна специфическая черта русского менталитета - полярность. Поэтому жизнь в обыденном языке - это зебра, поэтому «или пан - или пропал», «кто не с нами, тот против нас», «из грязи - в князи»… То есть русский человек не терпит промежуточных состояний, любит «ходить по лезвию ножа и резать в кровь свою босую душу». Поэтому он прекрасно себя чувствует и адаптируется в кризисных, рубежных, переломных ситуациях на коллективном и даже государственном уровне. Это сказывается на наших способах ведения войн и способности противостоять внешнему врагу. Так и на индивидуальном уровне никто, наверное, как русский человек не умеет так смиряться с жизненными обстоятельствами, с судьбой (или даже судьбиной), а если судьба сама не преподносит никаких вывертов и испытаний, то русский человек ей «помогает», провоцирует. Не случайно во всём мире игру со смертью, когда человек сам «дёргает её за усы», называют «русская рулетка». Это один из гетеростереотипов русского человека во многих инонациональных культурах.

Можно также отметить акцентированную бинарность как характерную черту русской культуры, где совершенно уникальным и парадоксальным образом «уживаются» такие оппозиции, как «коллективизм - личностность»; «активность - пассивность»; «заимствование - самобытность»; «развитие - стабильность»; «деконструкция - конструкция»; «уникализм - универсализм.

Результаты современных этнопсихологических исследований фиксируют столкновение в сознании русских людей противоречивых установок и стереотипов поведения. Так выделяют пять основных поведенческих ориентаций:

  • · на коллективизм (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, доверчивость и т.д.);
  • · на духовные ценности (справедливость, совестливость, мудрость, талантливость и т.д.);
  • · на власть (чинопочитание, сотворение кумиров, управляемость и т.д.);
  • · на лучшее будущее (надежда на «авось», безответственность, беспечность, непрактичность, неуверенность в себе и т.д.);
  • · на быстрое решение жизненных проблем (привычка к авралу, удальство; героизм, высокая трудоспособность и т.д.).

Одной из центральных черт русского менталитета является идеал повиновения и покаяния в христианстве (а не физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного деланья», аналогичной западной христианской заповеди «молись и трудись», которая, по мнению М. Вебера, была одной из существенных предпосылок становления капитализма в Западной Европе после Реформации). Отсюда у русских столь обострённое чувство вины и совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль. Оно с особенным мазохистским вкусом смакуется русской литературой и также является одним из распространённых стереотипов.

Свойственны русской культуре особенный этноцентризм и мессианство, которые являются важной частью российского образа мышления. Это чутко улавливает и выражает язык, иронизируя и гиперболизируя эти свойства нашей ментальности («Россия - родина слонов»; или в одном из современных рекламных роликов: «Это было давным-давно, когда все были ещё евреи, и только римляне были русскими»). Мы также в значительной мере склонны к традиционализму, что оправдывает попытки отнесения русской культуры к Востоку. Это всеохватывающий традиционализм мышления - осознаваемая членами общества сила, которая состоит не в личности и её самоценности, как в культуре Запада, а в толпе, в массе. Отсюда наше стремление к коллективным формам - соборность в православии, «эй, навались, мужики», «всем миром, всем народом», «Вставай, страна, огромная», это авралы, коллективное творчество в любых сферах культурной жизни. Традиционализм выражается в «чинности и урядстве», в обыденной и личной жизни русского человека, в наличии жёстких канонов в литературе и искусстве, а также в особом отношении к времени - в обращённости к прошлому или очень далёкому будущему (А. П. Чехов: «Русский человек любит вспоминать, но не жить»). Одной из сторон нашего традиционализма является монументализм - склонность к грандиозным формам самовыражения и самоутверждения. Не смотря на свою открытость любым межкультурным контактам и заимствованиям русская культура в значительной мере интровертивна. Открытая для внешних воздействий, она к ним не восприимчива в силу выработанного веками культурного иммунитета и «подозрительного» отношения к другим, чуждым культурам. Это хорошо иллюстрируется нашим особым способом проводить реформы. Например, петровская «вестернизация» по целям и форме стала глубочайшей «антивестернизацией» по сути, а «революционер» и западник Пётр I оказался охранителем и традиционалистом.