Традиции русского гостеприимства. Исследование традиций русского гостеприимства


Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех славянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…

Н.М.Карамзин

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить «еще хоть чуть-чуть». Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались вдали друг от друга, и редкий гость, переступавший порог дома, был всегда в радость. С тех пор гостеприимство в России неизменно стоит на первом месте, а память о славных народных застольях, царских, дворянских и купеческих гастрономических пиршествах жива и поныне.

Что представляет собой понятие гостеприимство?

Оказывать гостеприимство - значит нести ответственность за благополучие гостя в течение всего времени, пока он находиться под вашим кровом.

А. Брийя-Саварэн

На мой взгляд, самое развернутое определение «гостеприимства» дается в библейском словаре. Согласно ему,

Гостеприимство - это готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.

Это щедрость души человека.

Это сочетание благородства, щедрости и уважения к людям.

Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин - одинок.

В других словарях даются менее развернутые, но похожие по смыслу определения. Например, в словаре В.И. Даля дается такая трактовка:

Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей; безвозмездный прием и угощение странников.

Исследование традиций гостеприимства русского народа.

Великий князь Владимир Мономах в своих знаменитых "Поучениях" говорил, что русские всегда с уважением относятся к чужаку-иноземцу, так как он много путешествовал и много видел. А если он будет хорошо принят в гостях, то хорошая репутация о хозяине дома, а по нему и всей страны, распространится далеко за ее пределы.

И действительно, гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. Когда гостя провожали, то желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». В те времена эти слова означали, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была такая же гладкая, как скатерть.

Русская трапеза. Крестьяне за столом. XIX век

В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки на столе стояли ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны.

Традиционное русское чаепитие. XIX в. Б. Кустодиев - Московский трактир, 1916г

Так, в XVII в. встреча гостей и сама трапеза представляли собой целую церемонию:

К собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс. Гости отвечали ей земным поклоном. За тем следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.

Гости по очереди подходили к хозяйке и целовали её. После снова кланялись ей, принимая из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом рассаживаться и приступать к трапезе. Церемониальный стол стоял в "красном углу", возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых тогда считалось более почётным, чем на приставных, т.к. считалось, что гость находится под покровительством святых.

Кроме подношения во время трапезы гостям хлеба с солью, хозяин церемонии, в знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей, мог сам положить какого-нибудь кушанье с опричной тарелки. Она специально ставившейся с ним рядом. При помощи своего слуги, хозяин посылал почётному гостю особое блюдо. Передавая это своеобразное послание, слуга, как правило, говорил: «Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье».

Не только особым блюдом или местом, занятым за столом, можно было показать значимость гостя для хозяина дома. Например, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих.

Царский пир. XVI в.


С появлением в XVII в. трактиров, а позже, и ресторанов, традиции гостеприимства перекочевали и в них. Согласно Волковой В.И., к гостю относились с почтением и благоговением. Встречали с поклоном. Заботились о нем. Старались угодить малейшей прихоти гостя. Обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, предпочтения. На протяжении всего пребывания в ресторане, гость чувствовал себя необходимым, важным.

Как происходила встреча гостя, его облуживание и прощание с ним, я покажу на примере отрывка из книги Иванова Е.П. «Деревенские ярмарки, базары и кабаки»:

Здесь тяжелую дубовую дверь открывал швейцар, который с почтением раскланивался. На его лице было написано, что именно вас он и ожидал увидеть. Он передавал вас другим услужающим, которые вели вас в гардероб. Там занимались вашим разоблачением так ловко и бережно, что вы не замечали, как оказались без пальто - его принял один человек, без шляпы - ее взял другой, третий занялся тростью и галошами (если время было осеннее). Далее вас встречал на пороге зала величественный метрдотель. С видом серьезнейшим он сопровождал вас по залу.

Где вам будет удобно? Поближе к сцене, или вам будет мешать шум? Наконец место выбрали. Сели.

Словно из-под земли выросли два официанта. Они не смеют вступать в разговоры, а только ожидают распоряжений метрдотеля, а тот воркующим голосом, употребляя французские названия вин и закусок, выясняет, что вы будете есть или пить. Наконец, неслышно для вас он дает распоряжения официантам, которые мгновенно вновь появляются с дополнительной сервировкой и закуской. Метрдотель оставляет вас, чтобы через минуту вернуться и проверить, все ли в порядке. Два официанта стоят поодаль, неотступно следят за каждым вашим движением. Вы потянулись за солью, официант уже здесь с солонкой. Вы вынули портсигар, он около с зажженной спичкой. По знаку метрдотеля одни блюда сменяются другими. Нас всегда поражала ловкость официантов и память метрдотеля, который не смел забыть или перепутать, что вы заказали. При уходе все с вами почтительно раскланивались, так же бережно одевали, провожали до дверей.

Отражение традиций гостеприимства русского народа в современной деятельности предприятий индустрии гостеприимства.

Шло время. Гостиницы и рестораны развивались, а традиции гостеприимства стали неотрывной частью их деятельности. Стандарты сервиса вобрали в себя различные черты этих традиций.

Сегодня мы можем повсюду встретить отражение тех или иных традиций в приеме гостей. Так, например:

Встречу гостей на пороге дома, можно сравнить со встречей важных гостей в ресторанах или гостиницах, когда сам директор заведения приветствует прибывших.

Встреча гостей: Палас Отель Селигер.

А вот в чистом виде традицию подавать гостю хлеб-соль и стопку водки в современных условиях можно наблюдать разве что во время культурных фестивалей и стилизованных элементов официальных мероприятий, при встрече иностранных делегаций в аэропорту, обычай почтительного отношения к гостю в доме сохранился у русских буквально на уровне исторической памяти.

Угощение гостей чаркой водки или особым опричным блюдом можно сравнить с «комплиментом» в ресторане, т.е. бесплатным напитком или блюдом за счет заведения, которое предлагается всем гостям.

Как уже упоминалось выше, считалось большой честью, если во время пира царь снимет со своего плеча шубу и подарит кому-либо из присутствующих. Так вот, на сегодняшний день, если гость в свой день рождения приедет в гостиницу, или новобрачные поселятся в отеле, то в номере их будет ждать бутылка шампанского. Или же в ресторане могут подарить бутылку дорогого коллекционного вина.

Раньше считалось почетным сидеть на приставных лавках, или же ближе к хозяину и хозяйке дома. Сегодня почетные гости ресторанов или клубов могут сидеть в отдельных кабинках.

Предугадывание желаний гостя, как пример с солью и спичками, упомянутый выше, на сегодняшний день, считается первоклассным сервисом, который можно наблюдать в ресторанах первого класса. А в отелях это выражается тем, что сотрудники гостиницы стараются угодить малейшей прихоти гостя, и во время следующего его визита, все пожелания будут учтены.

В России существует множество традиций гостеприимства. Одни традиции сегодня успешно применяются в индустрии гостеприимства, другие же, как обычай у жителей Чукотки отдавать гостю на ночь свою жену, сохранились только в летописях и народном творчестве.

Таким образом, применение народных традиций гостеприимства очень важно для успешного развития отрасли ресторанного и гостиничного бизнеса не только в нашей, но и в любой другой стране. Заботой о госте и созданием правильной атмосферы вокруг него, можно мотивировать посетителя покидать ресторан (гостиницу) в хорошем настроении и возвращаться в него снова и снова.

Я не знаю точно, как и когда они познакомились, какая спираль, какой вираж судьбы свел в одной из ленинградских, подернутых краснодеревым петербургским маревом, гостиных мою маму и поэта, чьи стихи на голос я помнил с детства. Знаю только, что это Фаина Раневская познакомила Татьяну Вечеслову с Анной Ахматовой.

Вскоре после знакомства Анна Ахматова пригласила Вечеслову в гости. У нее собирались друзья. Состав собравшихся мать, вспоминая, не уточняла, но круг можно себе представить: он и тогда был не широк. Вечеслова волновалась, поскольку хозяйка давно уже была легендой, а то время имело свойство резонатора легенд. Вот у нее и случился, как это назвали бы актеры, зажим номер восемь. На столе стояли замечательные хрустальные александровские бокалы. По нынешним ценам они для труженика культуры просто неподъемны, но и тогда стоили каких-то денег, хотя ценны были не этим… Если представить себе, кто наливал в эти бокалы шипящее Клико, играющее ореолом ароматных, щекочущих подставленную ладонь брызг, взлетающих над тонким их краем, чьи ловкие пальцы опасно поигрывали ими в паузе между акмеистическими таинствами… Если только представить - голова идет кругом.

И вот в объятиях зажима Татьяна Вечеслова, пригубив шампанского, легким движением ставит бокал на стол - и он, будь нелегок, выждав секунду, слетает со своей хрустальной ноги с мелодичным звоном. Милое оживление за столом, и предположения вроде «Друзья, кажется, бить посуду еще не время!» - несколько смягчили неожиданный вандализм. Но смущение и неловкость ситуации только усиливают зажим: «Анна Андреевна, миленькая, да я же (берет в руку бокал) , да я же просто взяла и поставила, вот!». Ставит. Бокал, выждав секунду, слетает со своей ноги с легким мелодичным звоном.

За столом наступает тишина. «Да нет, ну как?! - матушка в нокдауне. - Я же просто…» «Милая, не нужно,» - осторожно пробует остановить течение фатума Фаина Георгиевна. «Да нет! - повышает голос на судьбу мать. - Я просто взяла (берет, тишина становится липкой) и поставила…» Секунда - третий бокал слетает с ноги с легким мелодичным звоном. Как писал Марк Твен, опустим занавес милосердия над концом этой сцены…

Но какое все же поколение! Их упорство, уверенность в правоте, их привязанность к красоте и - подспудная - к разрушению… Ахматова никогда не поминала Вечесловой этих бокалов. Но помнила.

***

Как-то зимой - в день рождения матери, когда в доме собиралось по сорок, пятьдесят человек гостей, - ее пришла поздравить Анна Андреевна вместе с Фаиной Георгиевной, оказавшейся в ту пору в Ленинграде. «Смотрите, что Вам Аннушка принесла,» - подтолкнула почему-то смущающуюся Ахматову Раневская. «Поздравляю вас! Вот…» - Анна Андреевна достала из сумки сверток. Там оказалась замечательная статуэтка работы Данько. Необыкновенно изысканная фигурка сантиметров двадцати стояла на круглом белом постаменте в длинной дымчатой тунике. На подчеркнуто прямые плечи была наброшена шаль цвета терракоты. Голова - чуть опущенная и повернутая в три четверти - моментально узнавалась по знаменитому профилю и челке. «Только голова у нее отбита, - сказала Анна Андреевна, и стало понятно ее смущение. - Но я сама приклеила, пока держится.» Мать вспоминала, что сказано это было крайне серьезно.

Сейчас статуэтка находится в Фонтанном доме - музее Ахматовой в Петербурге. Музею ее отдала мать. Завершив круг, домашний Лар вернулся к своему алтарю. Хочется верить, навсегда.

А в тот вечер, в прихожей Раневская сказала: «Знаете, я вчера перечитывала Ронсара, это восхитительно…» И стала читать по-французски, опустив веки, чуть раскачиваясь под строфу. Но вдруг, неожиданно прервавшись и широко раскрыв глаза, спросила: «Ну как? Обосраться можно, верно?!»

***

После войны в Ленинграде власть устроила очередное аутодафе. На этот раз потребовались души Зощенко и Ахматовой. Их тексты были запрещены, их книги уничтожались. Незадолго до этого мать перед отъездом в санаторий зашла к Анне Андреевне. На столе лежала книга, протянув которую гостье, Ахматова сказала: «Ну вот, вышла, наконец, долгожданная.» Ее книг не печатали давно. Все ждали, уставали ждать и опять ждали вместе с поэтом. Мать бережно взяла книгу и спросила, не подумав: «Анна Андреевна, я еду в санаторий лечиться, можно мне взять ее с собой?» Ахматова даже растерялась: «Родная, поймите, это сигнальный экземпляр! Я с ним как следует и побыть-то не успела…» - «Анна Андревночка, ну пожалуйста, пожалуйста! В санатории так скучно, врачи… я же там помру от тоски!» Ахматова вздохнула, улыбнулась и сказала: «Вы болеете, значит, вам нужнее.» Села к столу, подписала книгу и отдала ее. Спустя несколько дней весь тираж был уничтожен. Не осталось ни одного экземпляра. Кроме этого, собственными руками автора отданного, - потому, наверное, и выжившего.

***

В один из вечеров мать танцевала в Дон Кихоте. Кто видел этот балет, помнит, что роль Китри в классическом репертуаре - одна из самых победительно женских. На спектакле была Ахматова; она сидела в директорской ложе, справа от сцены, вплотную к ней. Вечеслова вспоминала, что весь спектакль видела пристально следящие за ней глаза. Позже, в ночь, раздался звонок: «Я написала о вас стихи!» Последовавший разговор с требованием прочесть немедленно, с просьбой потерпеть, пока стихи улягутся и т. д., был, сам по себе, не важен. Важно было неуклонное приближение персонажа только что рожденного стиха/мифа к прообразу - вот сейчас замкнет, закоротит, две неслиянные реальности сольются. Миф, прорвав плотину действительности, повернет поток жизни в русло истории и воспоминаний.

Надпись на портрете
Т. В-ой
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Написано стихотворение на куске серовато-палевого, довольно грубого картона под наклеенной на него фотографией, на которой снята по пояс обнаженная Вечеслова…

«Я заставила фотографа поставить свет, аппаратуру, а потом приказала вышвырнуться из гримуборной. Он очень сопротивлялся, но я заставила. Лишь потом скинула халатик и встала перед камерой. А на затвор нажала Галя Уланова.»

Этот портрет, под которым Ахматова своей рукой написала и подписала окаянные стихи, у меня украли. Вот так миф отправился в путешествие. Здесь случайностей не бывает.

***

Последний раз мы видели Ахматову в Комарово, куда приехали в будку, как называла Анна Андреевна маленький домик, в котором жила. Пока они разговаривали, я шлялся по окрестностям, поскольку для меня как раз наступило время, в котором девочки интереснее поэзии. Расставаясь, Ахматова и Вечеслова долго стояли у калитки. Уходя, мать все оборачивалась, а Анна Андреевна все смотрела вслед… Комарово, став местом их прощальной встречи, оказалось и местом последнего покоя. Их памятники стоят совсем рядом. Уверен - не случайно.

Радушный прием гостей или так называемое хлебосольство всегда было главной отличительной чертой, характеризующей славянские народы. Русское гостеприимство демонстрировало не только материальную щедрость, но и величие человеческой души. Сочетание великодушия и уважения к людям выступали гарантом того, что хлебосольный человек никогда не познает одиночества, а его дом никогда не будет пустым.

Русские традиции гостеприимства

Основные и самые известные традиции гостеприимства касались, прежде всего, приема гостей, трапезы, подачи блюд к столу. Радушных хозяин готов был не только отдать лучший кусок гостю, но и разделить с ним последнее, что у него было. Принять, накормить, спать уложить, да еще и напоследок дать что-то в дорогу – такое проявление гостеприимства было вполне естественными для русского человека.

Хлеб да соль

В каждом доме были рады любому гостю. Его встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Традиционно дорогих гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Выпечкой каравая, зачастую, занималась хозяйка дома, она же и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль издавна считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли своеобразного оберега.

Встречать путников хлебом-солью означало даровать им свои пожелания мира и добра, призвать к ним милость Бога. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.

Красному гостю красное место

После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома, во время свадебного застолья тут располагались молодожены. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.

Изба красна углами, а обед пирогами

По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин собственноручно накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Таким образом, демонстрировалось особое уважение и внимание к гостю.

Порядок подачи разносолов на Руси был следующим: сначала угощались пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.

Напоил, накормил и спать уложил

Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.

В добрый путь – скатертью дорога!

Проводы гостей тоже сопровождались определенными традициями. Перед уходом принято было выпить на посошок и посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси дороги не отличались каким-либо обустройством, и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.

Если вы когда-нибудь услышите фразу: "Принимать гостей – это целое искусство", не торопитесь считать ее банальной. Это действительно искусство.

Чем утолить эмоциональный голод

Гостеприимная хозяйка: пиар самой себе Иногда в гостях как будто отбываешь повинность. Хотя с теми же людьми на нейтральной территории общаешься давно и с удовольствием. Бывает и так, что чувствуешь себя настолько хорошо и комфортно, что уходить не хочется. И ты подсознательно ищешь предлог, чтобы вернуться, забывая у гостеприимных хозяев свои вещи. Неужели дело в энергетике дома? В какой-то мере, да. Нас тянет туда, где приятно находиться.

Получать положительные эмоции – потребность человека, не менее важная, чем есть, пить и дышать. Это как наркотик, который хочется получать снова и снова. Нет ничего удивительного в том, что между умением дарить положительные эмоции и присутствием в нашей жизни любящих родственников, верных друзей, пылких поклонников с серьезными намерениями и надежных деловых партнеров есть прямая связь. От умения принимать гостей зависит – ни много ни мало – ваш личный пиар.

Совершенно ясно, что одним умением вкусно готовить не обойтись. В качестве аперитива – искренняя радость, в качестве гарнира – неподдельное внимание, а на десерт – теплые слова. Помните инструкцию по обращению с гостями перед балом у Воланда, изложенную Коровьевым Маргарите? "Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь и не понравится... я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют..." Примерно так выглядит упрощенная формула. Но разве можно приготовить изысканный десерт "Тирамису", если перед вами будут лежать все необходимые ингредиенты, но не будет главного – рецепта. Итак, восемь "рецептов", которые помогут утолить не только эмоциональный, но и интеллектуальный, и гастрономический голод гостей.

Рецепт первый: количество не переходит в качество

"Скольким гостям можно уделить внимание, чтобы и хозяйские нервы были цели, и гости довольны?" – спросила я знакомого психолога после одной из своих провальных вечеринок. И узнала о существовании некой магической формулы. Кстати, она не только упрощает жизнь хозяйке, но и помогает японским менеджерам создавать свои знаменитые коллективы-семьи. Выглядит она так: 7 +- 2. Именно такое количество людей вы сможете подпитать положительными эмоциями, не напрягаясь. Если больше, придется брать "заместителя" (причем на каждые девять человек – по одному "заму"). Иначе утратите контроль над ситуацией, и праздничная атмосфера окажется под угрозой. Гости начнут объединяться в кланы по интересам, и кто-то обязательно окажется за бортом. Но ведь нам нужно совсем не это! Куда проще договориться с мужем или близкой подругой, что роль тамады – за вами, а сервировка, мытье посуды и прочие "технические" моменты – ее забота. Естественно, когда гости нагрянут к ней, вы станете ее правой рукой по "техчасти" или закупкам.

Рецепт второй: каждому празднику – своя роль

У Оксаны праздник – юбилей свадьбы. Хозяйка чуть не разбилась в лепешку, пытаясь угодить каждому гостю. Все, конечно же, остались довольны. И только муж грустно вздыхал: "Не пойму, почему на нашем юбилее главными действующими лицами были не мы с Ксюшей?" Я сочувственно смотрю на мего, и у меня возникает очередной рецепт.

ДЛЯ ГОСТЕЙ. Понравиться будущей свекрови, склонить на свою сторону человека, способного повлиять на ваш карьерный рост, вызвать симпатию у коллег, подтолкнуть поклонника перейти в ранг законного супруга... Это тот случай, когда хозяйке нужно произвести на гостей неизгладимое впечатление. А потому за ней тщательные подготовительные работы: разузнать предпочтения в еде, привычки, интересы, вкусы.

ДЛЯ ХОЗЯЕВ. В эту категорию попадают день рождения, юбилей, годовщина свадьбы. Основная роль достается хозяевам, а с ней и полное право ставить на стол свои любимые блюда и включать любимую музыку. Тут уже задача гостей выяснить их предпочтения и подготовить сюрпризы. Впрочем, это не означает, что можно игнорировать вкусы приглашенных. Иначе зачем же вы их звали?

Рецепт третий: места нужно знать

Правила этикета писались не одно столетие. И теперь вряд ли кто вспомнит, какой глубокий психологический смысл вкладывался в них. Мой бывший одноклассник, а ныне специалист по НЛП, которого я встретила на помолвке наших общих друзей, обнаружил его в правилах рассаживания гостей и посоветовал им не пренебрегать. "Главных действующих лиц не зря советуют усаживать во главе стола. Это место воспринимается как "руководящее", – начал свой урок гуру технологий влияния. Гости не подозревали, что являются объектами нашего пристального внимания. Пока они беззаботно веселились, я узнала, что:

* на своем празднике хозяева садятся рядом во главе стола, чтобы уделить максимум внимание друг другу. А вот на празднике для гостей – по разные стороны "баррикад", чтобы удерживать всех присутствующих в поле зрения и никого не обойти внимание.

* вечер, на котором решаются деловые вопросы, возглавляют VIP-персоны. Посадите важных гостей спиной к стене, лицом к входной двери. Чувствуя себя в безопасности, они будут пребывать в прекрасном настроении. О вас сложится хорошее впечатление.

* остальные гости рассаживаются в "гендерном" порядке: мужчина, женщина, мужчина, женщина. Если вы, конечно, не хотите обделить дам мужским вниманием.

"Но самое ответственное мероприятие – знакомство с родителями, – продолжал гуру, понизив голос. – От того, где кто сядет, зависит – ни много ни мало – быть или не быть новой ячейке общества. Чтобы разбить "родственные коалиции", напротив свекра нужно разместить тещу, а напротив свекрови – тестя. Жених и невеста садятся по диагонали от родителей. Молодой человек между "мамами", а девушка – между "папами", чтобы равномерно уделить внимание обоим". Глядя на счастливую парочку, я догадалась, кто тут постарался.

Рецепт четвертый: заставить говорить других

Общение само по себе – процесс энергоемкий. На разговоры с каждым гостем тратится примерно столько же душевных сил и интеллекта, сколько на экзамен без подготовки. Конечно, изображать заинтересованность гораздо легче, чем быть искренне вовлеченной в разговор. А притворяться прилежным слушателем, думая о предстоящей генеральной уборке после ухода дорогих гостей, куда проще, чем вникать в смысл сказанного. Но имитация быстро распознается – как дежурная, хотя и вежливая, улыбка официанта.

Чтобы не чувствовать себя в самый разгар празднества выжатым лимоном, книги по этикету советуют выкроить немного времени перед приходом гостей – отдохнуть, набраться сил. А заодно подумать, о чем говорить, а главное – о чем не говорить. Вот уже без малого сто лет остаются в силе три темы-табу: политика, религия, болезни.

В знакомой компании интересные темы всегда найдутся. Если вы пригласили к себе людей не столь близких, не торопитесь сводить беседы к презентации своего интеллекта. Гораздо разумнее дать возможность говорить им. Высший пилотаж для хозяйки – сделать так, чтобы гость как можно больше говорил сам. "Раскрутите" будущую свекровь на откровенность о ней и ее сыне, коллег – о своих талантах и успехах. Польза очевидна – вы не только получите ценную информацию, но и навсегда останетесь в памяти гостя как душевная, внимательная и умная особа.

Рецепт пятый: экзамен на хозяйственность

Игнорировать кулинарный пункт в высшей степени немудро. По крайней мере, результаты "теста на хозяйственность" наверняка будет кому оценить. Например, свекрови. В этом плане застолье гораздо выгоднее фуршета и пикника. "С незапамятных времен в нашу генетическую память впечатано: люди, разделившие друг с другом совместную трапезу, чувствуют себя членами одного племени", – объяснила мне важность угощений правительственный консультант по части гостеприимства.

У каждой хозяйки, вероятно, найдется несколько дежурных блюд и непременно одно авторское. Не беда, если таковое отсутствует. Можно не изобретать велосипед, а воспользоваться рецептами из любой поваренной книги.

При этом важно избежать другой крайности – превращать вечеринку в праздник чревоугодия. "Наесться до отвала" к нашему празднику не относится. Иначе гости впадут в полусонное состояние, и вся вечеринка насмарку. "Где же золотая середина?" – интересуюсь у титулованного "гостеведа" и узнаю о правилах "взаимоотношений" с едой. Итак, для дружеской демократической вечеринки 50 процентов времени отводим чревоугодию, а 50 – развлечениям и разговорам, для фуршета – 5 и 75. Для пафосного приема расстановка сил немного другая: 75 на 25.

Рецепт шестой: хлеба и зрелищ

Девиз древнеримских граждан за две тысячи лет не потерял актуальность. Мы по-прежнему жаждем и того, и другого. Но одно дело устроить совместный просмотр телевизора, и совсем другое – включить гостей в игру. Совершенно ясно, что гораздо "питательнее для эмоций" окажется "другое".

В справедливости своей догадки я убедилась на дне рождения своей знакомой, которая имеет обыкновение придумывать ко всем праздникам сценарии. В этот раз Светлана отмечала свое рождение в немецком стиле. Каждому гостю выдала именные бейджи с приставками "герр" и "фрау", на стол подала колбасно-сосисочные блюда. Согласно сценарию, тосты нужно было произносить тоже по-немецки. Причем незнание языка не освобождало от ответственности. Зато сколько положительных эмоций мы получили, когда один из гостей, финансовый директор солидной фирмы, поправляя очки, с выражением говорил: "Даст ист фантастишь!", "Гитлер – капут!"

Мои родители обожают ходить в гости к очаровательной пожилой чете Николаевых. Возвращаются всегда счастливые, и этого заряда положительных эмоций им хватает ровно на неделю. На мои дотошные расспросы рассказывают, что Николаева каждый раз устраивают тематическое застолье: то десять блюд из спаржи, то пять вкусов экзотики. А Николаев работает на вечеринках диджеем, выбирая из своих коллекционных пластинок музыку в тему. После культурно-дегустационной программы все садятся смотреть фотографии. Но я уверена, что родители чего-то недоговаривают. Иногда мне кажется, что эти Николаевы владеют некими секретными приемами по привлечению гостей. А потому я торжественно обещаю, что обязательно внедрюсь к Николаевым и подсмотрю их техники.

Рецепт седьмой: спасибо, дорогие гости, что пришли

Каждую неделю по пятницам моя старинная приятельница Алена устраивала вечеринки. Поскольку все гости были врачами, посиделки получили название "терапевтические". Им так нравилось коротать вечера у Алены, что всезасиживались до глубокой ночи. Гостеприимная хозяйка и не заметила, как вечер пятницы стал оканчиваться сначала утром в субботу, затем в воскресенье вечером и наконец всеобщими сборами на работу в понедельник. Главная героиня "терапевтических вечеров", еще недавно упивавшаяся своей популярностью, теперь мечтала об одном: выпроводить развеселую компанию. Но как это сделать правильно, чтобы не рассориться с ними, не представляла. И вот однажды она пошла на хитрость: перенесла терапевтические вечеринки на четверг. В надежде, что в пятницу гости дружно засобираются на работу. Но не тут-то было! В пятницу утром участники терапевтических вечеринок лихорадочно отпрашивались с работы под самыми немыслимыми предлогами. И покидали радушный дом, по традиции, в понедельник.

Возможно, Алене и облегчил бы жизнь опыт высокопоставленных особ, которые рассылают пригласительные с четким обозначением временных границ праздника. "Приглашаю на вечеринку, которая состоится в пятницу с 17.00 до 22.00". Теоретически у гостей должны сработать "внутренние часы". Но не факт. Зато беспроигрышный способ окончить вечеринку придумала моя коллега. Со словами "А теперь в честь окончания нашего вечера вас ждет сюрприз" она выводит всех во двор. Шумные залпы фейерверка ставят в вечеринке красивую точку.

Конечно, случай с Аленой – это крайность. Но на самом деле, если гости не хотят уходить, это хороший признак. Можете себя поздравить: вечер удался.

Внештатные ситуации

На одного больше. Превентивные меры. Сколько бы гостей вы ни пригласили, ставьте на один столовый прибор больше. Ведь вполне может случиться, что подруга захочет привести с собой "на смотрины" нового бой-френда.

Большая чистка. Превентивные меры. Зачем тратить время и силы на генеральную уборку перед праздником. Она принесет гораздо больше пользы после ухода гостей. Для создания репутации отличной хозяйки достаточно навести лоск в открытых для обозрения местах.

Трое четверых ждут. Превентивные меры. Подайте аперитив. Заодно проверите примету: как только гости собираются выпить, приходят опоздавшие.

Киндер-сюрпризы. Превентивные меры. Если гости пришли с детьми, выделите для них отдельную комнату (или отгородите уголок детской анимации), подготовьте небольшие подарки, мультики и сладкий стол – чтобы детишки были при деле и не испортили взрослым их праздник.

Незнакомый человек. Превентивные меры. Накануне пригласите его одного. Пусть освоится. Для него уже сама незнакомая компания – стрессовый фактор. По крайней мере во второй раз хоть обстановка будет знакома, что послужит ему психологической поддержкой.

Мистер Бин. Превентивные меры. Вредным персонажем может оказаться не только мужчина, но и женщина с трудным характером. Если приход "Мистера Бина" неминуем, предупредите гостей. Подсадите его к человеку, который не питает к нему негатива.

См. гостеприимство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гостеприимность сущ., кол во синонимов: 5 … Словарь синонимов

Ж. отвлеч. сущ. по прил. гостеприимный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гостеприимность, гостеприимности, гостеприимности, гостеприимностей, гостеприимности, гостеприимностям, гостеприимность, гостеприимности, гостеприимностью, гостеприимностями, гостеприимности, гостеприимностях (Источник: «Полная акцентуированная… … Формы слов

гостеприимность - Syn: см. гостеприимство … Тезаурус русской деловой лексики

гостеприимность - см. гостеприимный; и; ж … Словарь многих выражений

Гостеприимность, радушие, хлебосольство; радушный прием, хлеб соль Словарь русских синонимов. гостеприимство гостеприимность, радушие, радушный приём, хлебосольство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

Приветливость, хлебосольство, гостеприимность, сердечность, радушный прием, гостеприимство, ласковость Словарь русских синонимов. радушие см. гостеприимство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов

Гостеприимность, радушие, радушный прием, гостеприимство Словарь русских синонимов. хлебосольство см. гостеприимство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

ГОСТЕПРИИМНЫЙ, ая, ое; мен, мна. Радушный к гостям. Гостеприимные люди. Гостеприимно (нареч.) встретить. | сущ. гостеприимность, и, жен. и гостеприимство, а, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

Книги

  • , Грачева Светлана, Базоева Виктория. Хороша страна Болгария! Золотые берега черноморских курортов и высококлассные горнолыжные трассы, античная архитектура и вросшие в землю церквушки с красочными фресками, целебные минеральные…
  • Болгария. Соборы Софии, Розовая долина, Солнечный берег, Ракия и Кашкавал , Светлана Грачева, Виктория Базоева. Хороша страна Болгария! Золотые берега черноморских курортов и высококлассные горнолыжные трассы, античная архитектура и вросшие в землю церквушки с красочными фресками, целебные минеральные…