Самые необычные здания (кубизм). Это нужно знать: чешский кубизм и его главные представители


Для кубизма в живописи были необходимы студии художников Пикассо и Брака, но кубизм в архитектуре - это чисто чешский мировой уникум. Чехия, пожалуй, является единственной страной в мире, где кубизм отразился в конкретных зданиях. Давайте изучать неповторимую игру света и тени!

Поездка к Черной Богоматери

Чешский кубизм, художественный стиль, нашедший применение в искусстве и дизайне Центральной Европы в первой половине ХХ века, представлен в пражской архитектуре. Настоящей жемчужиной является, прежде всего, дом "У Черной Богоматери" на углу улицы Целетна в Праге , построенный в 1911-1912 годах по проекту архитектора Йиржиго Гочара . Здание отличается не только фасадом, но и кубистическим планом, а главное, проникновением кубизма в интерьер. На первом этаже находится кафе "Grand Café Orient" , для которого архитектор Гочар спроектировал серию стильных элементов, например бар, люстры и фонари. В духе кубизма был построен также павильон Гочара на Курорте Богданеч . Еще одной из работ Гочара является рядом с городом и гимназия в городе .

Лампа в стиле кубизм

В строительстве зданий в стиле кубизм в Чехии приняли участие и другие архитекторы. В Праге неподалеку от находится дом в стиле кубизм Diamant, а на набережной Rašínovo nábřeží вы можете пройти вокруг Тройного дома работы Йозефа Чохола. Практически на вершине среднего из зданий вы увидите скульптуру, которая отражает предание о находяшемся неподалеку .
В Праге также стоит единственный фонарный столб в стиле кубизм. Данная лампа была построена по проекту архитектора Эмиля Зайичка и находится на площади Jungmanovo náměstí. В стиле кубизм выполнен как столб, так и сам фонарь.

Кубизмом не закончилось

После Первой мировой войны из кубизма развился новый художественный стиль - рондокубизм . Его типичным примером является здание бывшего банка Чехословацкого легиона на пражской улице На поржичи, где первоначальные строгие геометрические грани, кубы и пирамиды были сглажены и приобрели дугообразные округлые формы в духе традиционного славянского стиля . Рондокубизм также нашел свое место и в индустриальной архитектуре.

Кубистические галереи и музеи

Хотите узнать о кубизме больше? Посетите постоянную экспозицию Национальной галереи , посвященную искусству ХХ и XXI века в пражском Выставочном дворце . Атмосферу начала ХХ века Вы можете почувствовать и в кубистической вилле Бауэра в Либодржице, где находится Музей Йозефа Гочара и галерея кубистического дизайна .

В авангардном искусстве одним из главных художественных течений начала ХХ века является кубизм (от фр. «cube» - куб). Данное направление в искусстве подразумевает использование подчеркнуто геометрических форм для изображения реальных предметов и объектов. Это примитивное искусство, воспринимающие окружающий его мир посредством геометрических форм, и стремящееся «раздробить» его на отдельные стереометрические элементы.

Как новое течение в живописи кубизм возник в 1905-1907 годах и его появление связано с именами таких французских художников как Пабло Пикассо и Жорж Брак, именно они являются основателями кубизма и его наиболее известными представителями. Термин «кубизм» появился на свет после реакции Жоржа Брака на критическую статью художественного критика Луи Вокселя, который назвал серию картин художника «кубическими причудами».

Кубизм в живописи

(Paul Cezanne "La Montagne Sainte Victoire Cezanne" )

Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. Следуя советам Сезанна, а также находясь под впечатлением от искусства изображения африканских масок, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы» (дерзкие, рубленые линии, заостренные углы, практическое отсутствие теней, тон нейтральный, близкий к натуральному).

(Пабло Пикассо "Хлеб и фруктовые блюда на столе" )

Полотна в стиле кубизм отличает их двумерный, плоский вид, они изобилуют большим количеством разнообразных геометрических фигур, различных линий, острых углов, причем цветовая гамма в это же время выполнена в скромных, нейтральных тонах. Художник-кубист не рассматривает объект или предмет с какого-то одного определенного угла, а пытается раздробить его на отдельные элементы, а полученные части уже потом складывает в одно единое целое.

(Пабло Пикассо "Девочка на шаре" )

Выделяют три стадии формирования кубизма как отдельного направления в авангардном искусстве:

  • Сезанновская . Начальная стадия формирования, объекты имеют абстрактную и упрощенную форму. На Пикассо оказывают огромное влияние работы Сезанна, он создает своих «Авиньонских девиц» и встречается с Жоржем Браком;
  • Аналитическая . Постепенно исчезают образы предметов, стираются отличия между формой и пространством, появляются переливистые краски, не имеющие отчетливого расположения, перекрещивающиеся за полупрозрачными плоскостями. Это заметно в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо в 1910 году;
  • Синтетическая . Третья стадия формирования, к кубистам примыкают новые последователи испанский художник Хуан Грис, французский поэт Гийом Апполинер и американская писательница Гертруда Стайн. В картинах Гриса отвергается третье измерение в изобразительном искусстве и делается акцент на фактуру поверхности, с помощью которой конструируется новый предмет.

(Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин", картина в сочетании с импрессионизмом )

Наиболее известными картинами, написанными в стиле кубизма, являются полотна Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин», Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», Жоржа Брака «Мандора», «Дом в Эстаке», Хуана Гриса «Фантомас», Фернана Леже «Дама в голубом», «Строители».

Кубизм в архитектуре

Первые сооружения архитекторов-кубистов были построены в первую очередь не в Париже (там в 1912 году на одной из выставок тоже демонстрировался макет дома, выполненного в данном стиле), а в Праге, столице Чехии, которая стала в начале ХХ века одним из крупнейших центров популяризации кубизма. Здесь можно найти работы таких выдающихся архитекторов-кубистов как Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек, Йосеф Хохол.

(Дома-кубы архитектора Пита Блома )

Наиболее выдающиеся здания в стиле кубизм находятся в Роттердаме (Нидерланды), здесь в 80-х годах по проекту архитектора Пита Блома был построен целый жилой комплекс, состоящий из домиков-кубов, их главная отличительная особенность - все стены (кроме находящихся посередине) расположены под углом. Дома имеют три этажа, первый - комната для приема гостей и кухня, второй - спальня и ванная комната, на третьем (сверху стеклянная крыша) обычно размещаю оранжерею, детскую комнату или кабинет.

Парижская выставка 1925 года и европейское декоративное искусство

4.2 Чешский кубизм

Другое направление, также затрагивавшее темы, позднее использованные в Art Deco - это кубизм, ненадолго расцветший в Чехии. В отличие от кубистической живописи Пикассо и Брака, чешский кубизм - направление в декоративном искусстве и архитектуре. В этом смысле чешские мастера несколько опередили парижских дизайнеров, также использовавших идеи кубизма в предметах и зданиях.

Перед Первой мировой войной Прага все еще оставалась частью Австро-Венгерской империи, и поэтому именно «Венские мастерские» послужили образцом для дизайнеров Йозефа Гочара и Властислава Хофмана, обратившихся к кубизму. В 1912 году были основаны «Пражские художественные мастерские» с участием Павла Янака. Вся чешская мебель кубизма, сохранившаяся до нашего времени была изготовлена в этих мастерских, а с учетом новаторских зданий, возведенных в Праге, чешский кубизм представляет собой важный эпизод в развитии европейского декоративного искусства. Чешские кубисты осознавали себя представителями самостоятельного художественного направления, и свои проекты обосновывали теоретически. В этих манифестах можно проследить, как взаимодействуют между собой темы современности и декоративизма. Властислав Хофман написал в 1913 году: «В наше время простой натурализм уже не может увлечь новый мир чувств, сегодня нам нужна освобожденная форма. В противоположность растительным формам сецессиона, сегодняшний мир чувств находит свое выражение в облике машины, в четком пуризме ее формы». Эти слова предвосхищают взгляды Ле Корбюзье.

Вместе с тем такую торжественную декларацию современности следует рассматривать в определенном контексте. В противоположность машинной эстетики пионеров модернизма межвоенных годов, внешний вид механизмов в 1913 году не исключал идеи декора. И хотя чешские кубисты не слишком много внимания уделяли внешнему декорированию зданий, мебели и изделий из керамики, формы предметов были декоративны сами по себе - диковинные очертания и зазубренные края едва ли не исключали их функционального назначения. Существует мнение, что чешские кубисты столь охотно склонились к прикладному искусству потому, что требования практического строительства были неоднозначны. В 1909 году Павел Янак так сформулировал взгляд на современный декор:

«Чтобы строить хорошо, нужно сначала осознать, в чем состоит элементарная утилитарность здания, а затем перейти к дизайну его конструкции. Но архитектура требует большего, архитектура - это искусство. Современная архитектура не сводится к чистой пользе, к материалу и конструкции, но идет дальше, создавая абстрактные формы».

После войны, когда Австро-Венгерская империя распалась, на выставке 1925 года пресса расхваливала павильон недавно образовавшейся Чехословакии, построенный по проекту Гочара. Говорили, что его «ни в коем случае нельзя назвать провинциальным», поскольку он был «безоговорочно современным в полном смысле этого слова». Как и во многих других национальных павильонах, современность чехословацкого павильона была несколько приглушена попыткой выразить идеализированную национальную идентичность. Тем не менее, чешское декоративное искусство следует поставить в один ряд с французским, голландским, австрийским и бельгийским, так как «в старании создать современный стиль, содержащий в себе как можно больше новизны, оно чуть ли не вымело из павильона все традиционные стили».

Кубизм создал важную связь между искусством начала 20-го века и архитектурой. Исторические, теоретические и социально-политические отношения между авангардными практиками в живописи, скульптуре и архитектуре имели значительные последствия во Франции, Германии, Нидерландах и Чехословакии. Хотя существует много точек пересечения между кубизмом и архитектурой, однако провести между ними можно только несколько прямых связей. Чаще всего соединения производятся путём упоминания общих формальных характеристик: огранки формы, пространственной двусмысленности, прозрачности и множественность.

Архитектурный интерес кубизма, сосредоточен на распаде и соединении трехмерных форм, используя простые геометрические формы, наложенные друг на друга без иллюзий классической перспективы. Различные элементы можно добавить, сделать прозрачными или проникающими друг в друга, сохраняя при этом их пространственные отношения. Кубизм стал влиятельным фактором в развитии современной архитектуры с 1912 года (Кубистский дом Раймон Дюшан-Вийона и Андре Маре), развиваясь параллельно с архитекторами Петером Беренсом и Вальтером Гропиусом, благодаря упрощению проектирования зданий, использованию материалов, пригодных для промышленного производства и более широкому использованию стекла.

Ле Корбюзье, Центр Ле Корбюзье (Музей Хайди Вебер) в Цюрихе, квартал Зеефельд (Цюриххорн), фото duncid - KIF_4646_Pano ,

Кубизм в архитектуре стремился к стилю, который бы не нуждался в отсылке к прошлому. Таким образом, то, что стало революцией в живописи и скульптуре, направили на «глубокую переориентацию изменившегося мира». Кубофутуристические идеи Филиппо Томмазо Маринетти повлияли на отношения в авангардной архитектуре. Влиятельное движение «Стиль» использовало эстетические принципы неопластицизма, разработанный Питом Мондрианом под влиянием кубизма в Париже. Благодаря Джино Северини «Стиль» также был связан с кубистическими теориями через труды Альбера Глеза. Однако объединение основных геометрических форм с характерной красотой и легкостью промышленного использования - которое предвосхищал Марсель Дюшан в 1914 году - оставили основателям пуризма Амеде Озанфану и Шарль-Эдуар Жаннере (более известному как Ле Корбюзье), которые совместно выставляли картины в Париже, и в 1918 году опубликовали книгу «После кубизма». Амбиции Ле Корбюзье должны были перенести особенности его собственного стиля из кубизма в архитектуру. Между 1918 и 1922 годами Ле Корбюзье сосредоточил свои усилия на пуристической теории и живописи. В 1922 году он со своим двоюродным братом Жаннере открыли студию в Париже на Рю де Севр 35. Его теоретические исследования вскоре распространились на множество различных архитектурных проектов.

Раймон Дюшан-Вийон, макет La Maison Cubiste (Кубистического дома). Изображение опубликовано в Les Peintres Cubistes Гийомом Аполлинером 17 марта 1913 года.

La Maison Cubiste (Кубистский дом)

В «Осеннем салоне» 1912 года была выставлена архитектурная инсталляция, которая быстро стала известна как Maison Cubiste (Кубистский дом), подписанная Раймон Дюшан-Вийоном и Андре Маре вместе с группой соавторов. Метценже и Глез в манифесте «О кубизме», написанном во время сборки «Maison Cubiste», написали о независимой природе искусства, подчеркнув, что декоративные аспекты не должны управлять духом искусства. Декоративная работа для них была «антитезой изображения». «Истинное изображение» писали Метценже и Глез, «несёт свой raison d"être (смысл) в себе. Его можно перенесен из церкви в гостиную, из музея в рабочий кабинет. По сути независимое, неизбежно завершенное, оно не обязательно сразу же удовлетворит ум: наоборот, оно должно привести его, мало-помалу, к фиктивным глубинам, в которых пребывает свет. Оно не гармонирует с тем или иным ансамблем; оно гармонирует с вещами в целом, с вселенной: это организм... ». «Ансамбли Маре были приняты в качестве обрамления кубистических работ, потому что позволили картинам и скульптурам сохранить свою независимость», пишет Кристофер Грин «создавая игру контрастов, в результате участия не только самих Глеза и Метценже, а и Мари Лоренсиана, братьев Дюшан (Раймонд Дюшан-Вийона разработавшего фасад) и старых друзей Маре, Леже и Роже де ла Френе. La Maison Cubiste был полностью меблированным домом с лестницей, перилами из кованого железа, гостиной - салон Буржуа, где висели картины Марселя Дюшана, Метценже («Женщина с веером»), Глеза, Лоренсина и Леже, и спальней. Он был примером L"art décoratif (декоративного искусства), домом в котором кубистическое искусство отображено в комфорте и стиле современной, буржуазной жизни. Зрители на «Осеннем салоне» проходили через полномасштабную 10-на-3-метровую гипсовую модель первого этажа фасада, спроектированного Дюшан-Вийоном. Эта архитектурная инсталляция была впоследствии выставлена на «Арсенальной выставке» 1913 года в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, и указана в каталоге Нью-Йоркской выставки как Раймон Дюшан-Вийон, номер 609 и под названием «Фасад архитектурный, штукатурный».

фото: Ymblanter, Кубистский дом (Многоквартирное здание) , архитектор Йосеф Хохол, Прага-2, Вышеград, Некланова 98/30,

Оригинальная кубистская архитектура встречается очень редко. Существует только одна страна в мире, где кубизм действительно применялся к архитектуре - а именно Богемия (сегодня Чехия) и особенно в её столице Праге. Чешские архитекторы были первыми и теми единственными в мире, кто когда-либо проектировал оригинальные здания в стиле кубизм. Кубистская архитектура процветала в основном в 1910-1914 годах, но здания в стиле кубизм или под его влиянием также строились после Первой мировой войны. После войны в Праге развился архитектурный стиль, называемый рондокубизм, объединение кубистской архитектуры с круглыми формами.

В своих теоретических правилах архитекторы, работавшие в стиле кубизм, выразили потребность в динамизме, который бы превалировать над сущностью и покоем, содержащиеся в нём, через творческую идею, так чтобы результат вызывал у смотрящего чувство динамизма и выразительной пластичности. Это должно быть достигнуто через формы, полученные из пирамид, кубов и призм, расположение и сопоставление наклонных поверхностей, главным образом треугольных, скульптурных фасадов в выступающих кристалоподобных элементах, похожих на так называемую бриллиантовую огранку, или даже ячейки, которые напоминают позднюю готическую архитектуру. Таким образом, всем поверхностям фасадов предаётся форма, включая даже фронтоны и мансардные окна. Решетки, а также другие архитектурные украшения приобретают трехмерные формы. При этом были созданы новые формы окон и дверей, например гексагональные окна. Чешские архитекторы-кубисты также создавали кубистическую мебель.

Ведущими архитекторами кубизма были: Павел Янак, Йозеф Гочар, Властислав Гофман, Эмиль Краличек и Йосеф Хохол. Они работали в основном в Праге, но также и в других чешских городах. Самым известным кубистским зданием считается Дом «У Чёрной Матери Божьей» в Старом городе Праги, построенный в 1912 году Йозефом Гочаром с единственным кубистическим кафе в мире «Гранд кафе Ориент» (Grand Café Orient). Властислав Гофман построил входные павильоны Дяблицкого кладбища в 1912-1914 годах, Йосеф Хохол спроектировал несколько жилых домов под Вышеградом. Недалеко от Вацлавской площади также сохранились кубистические фонари, разработанные Эмилем Краличеком в 1912 году, который также построил Diamond House в Новом городе Праге приблизительно в 1913 году.

Дом «У Чёрной Матери Божьей» в Праге, построен Йозефом Гочаром в 1912 году, фото: VitVit ,

Вилла Коваржовица в Праге построенная Йосефом Хохолем (Kovařovicova vila, Praha 2-Vyšehrad, Libušina 49/3, Rašínovo nábřeží 49/28), фото: Enfo,

теги: архитектура общественных зданий, кубизм




- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

Родиной кубизма стал Париж, где он возник как направление в изобразительном искусстве в 1907 году с легкой подачи Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Основой этого модернистского направления стало стремление раздробить объекты на условные геометризированные формы. Основоположники кубизма провозгласили куб главной физической формой, а произведения, составленные из кубических фигур, назвали более выразительными и богатыми.

Через несколько лет кубизм добрался до Чехии, а позже стал настоящим феноменом в чешской архитектуре. Чешский кубизм развивался уникальным путем в очень короткий период: с 1911 по 1914 гг. Сила, с которой он повлиял на декоративно-прикладное искусство и архитектуру в Чехии, не имеет аналогов в Европе.

Перед Первой мировой войной Прага была значимым центром авангарда, а чешские художники под влиянием французского творчества начали продвигать новый стиль под универсальным названием «новое искусство». Официальным годом возникновения чешского кубизма считается 1911. Именно тогда была основана Группа художников-кубистов, главным протагонистом которой стал . Костяк Группы составляли скульптор , писатель и художник , художники Винценц Бенеш и , архитекторы и дизайнеры Павел Янак, Йозеф Гочар, Властислав Хофман, и др.

Эмиль Филла, "Художник"

Первая общая выставка чешских кубистов в Общественном доме прошла в 1912 году и вызвала острую критику публики. Вторая выставка Группы осенью того же года стала кульминацией общей активности кубистов. Произведения чешских авторов были представлены вместе с картинами современных французских и немецких художников в необычной архитектонической инсталляции Йозефа Гочара. На следующей пражской выставке показали источники вдохновения кубистов: зарубежное и народное искусство, экзотические и редкие художественные произведения 15-17 вв.

Чешские кубисты несколько раз выставлялись за границей. Главным международным событием было их участие в выставке Союза немецкого творчества Werkbund в Кельне, где был представлен полный интерьер из Пражских художественных мастерских с мебелью Йозефа Гочара и аксессуарами Франтишка Киселы.

Афиша к выставке кубизма в 1912 году, czkubismus.cz

Сами авторы назвали кубистическую мебель «серьезным искусством основательного содержания»: так говорилось в программном манифесте Пражских художественных мастерских, основанных архитекторами Павлом Янаком и Йозефом Гочаром. Кубистическая мебель не пользовалась особой популярностью: ее «заказывали» для себя сами создатели или их друзья по творческим или интеллектуальным кружкам. Комплексное оформление архитектуры и интерьеров в стиле кубизма было лишь исключением.

czkubismus.cz

Вскоре кубисты стали работать с относительно легко поддающейся обработке керамикой и металлическими предметами. Стекло тяжелее принимало изломленные формы. И все же по образцу немецкой компании Wiener Werkstätte с подачи Вацлава Вилема Штеха в 1908 году было основано ателье декоративно-прикладного искусства «Артел» (Artěl), которое поставило своей целью культивировать искусство и хороший вкус в повседневной жизни. Керамика и стекло от «Артела» стали прекрасно продаваться.

czkubismus.cz

Самое яркое проявление кубизма - - заняла в европейском контексте абсолютно уникальное место. Ни в одной стране этот стиль не достиг такого размаха, как в Чехии. Кубистические черты в довольно радикальной форме местная архитектура стала приобретать еще до Первой мировой войны и вне Группы. К самым ярким примерам относят проекты памятника Ф. Л. Риегра или скульптуры Яна Жижки на Виткове. К сожалению, большинство самых смелых работ так и осталось на бумаге.

Больше всего кубистических идей реализовал архитектор Павел Янак. Но практически все из них были жилыми домами за Прагой. Первое пражское кубистической здание - торговый дом У Черной Божьей Матери (1911-12 гг.) - предложил Йозеф Гочар, которому в то время был всего 31 год. Смелую кубистическую реконструкцию провел архитектор Властислав Хофман при ремонте строений Дьявольского кладбища.

Дом У Черной Божьей Матери, Прага

Идейные расхождения между представителями чешского кубизма постепенно углублялись. Распад Группы ускорило наступление Первой мировой войны в 1914 году.

Хотя кубистический период в Чехии был очень коротким, он повлиял на чешское искусство на долгое время. Ортодоксальные кубистические формы со временем перешли в своеобразный синтез кубизма и экспрессионизма - кубоэкспрессионизм, который нашел свое воплощение в графическом дизайне, плакатах и книжных иллюстрациях.

В 1918 году в архитектуре и дизайне Чехии стало развиваться новое направление - рондокубизм, который называют своеобразной визитной карточкой Чехословакии. Идеологически он поддерживал официальное течение декоративного искусства и архитектуры, декларирующего художественную самобытность молодой Чехословакии.

Дворец Адриа, Прага

Рондокубизм нарушал правила классического кубизма использованием криволинейных форм и деталей. Например, если смотреть на главную достопримечательность в стиле рондокубизма - дворец Адриа в Праге (архитекторы Павел Янак и Йозеф Заше, 1924 год), то вы увидите мало чистых квадратных и прямоугольных форм.

Узнать больше об этом интересном направлении в искусстве и архитектуре можно на , которая проходит в кубистическом Доме Черной Божьей Матери. Здесь можно не только увидеть произведения выдающихся чешских кубистов, но и посетить единственное в мире кафе в кубистическом стиле Grand Café Orient (посмотрите на люстры и барную стойку). Это кафе работало 10 лет, а потом было уничтожено из-за потери интереса людей к кубизму. Недавно интерьер кафе восстановили, и каждый снова может перенестись в начало ХХ века.