Арт Деко (Art Deco) в искусстве. Дизайн в стиле арт-деко Основные черты стиля


Арт Деко, Ар Нуво, Модерн - черты стиля, примеры - картины, витражи, интерьеры

В этой статье мы рассмотрим стиль интерьера ар деко , ар нуво , модерн . Элементы стиля - живопись, архитектуру, элементы внутреннего пространства - мебель, шторы, люстры, картины и др.

Здание Венского сецессиона

Стиль модерн [ ар нуво, «тиффани » (по имени Луиса Комфорта Тиффани) в США, «ар-нуво » и «fin de siecle » во Франции, «югендстиль » в Германии, «стиль Сецессион » в Австрии, «модерн стайл » в Англии, «стиль либерти » в Италии, «модернизмо » в Испании, «Nieuwe Kunst » в Голландии, "еловый стиль " (Style sapin ) в Швейцарии.) получил распространение в 1918-1939 годах во Франции, отчасти в других европейских странах и США. В архитектурных формах и живописи преобладают извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин. В формах - подчеркнутая асимметрия. Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения. В основе стиля - тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны. Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стан Азии.

Всегда хорошо в таких интерьерах, равно, как и в интерьерах Арт Деко, смотрятся копии Майкла Паркеса , Густава Климта , Тамары Лемпицки, Альфонса Мухи , Врубеля , Билибина или Васнецова , а также работы современных художников пишущих в этом стиле, а так же американская графика определённой тематики. Многие художники этого стиля (или периода) были очарованы восточной живописью - на картинах того же Густава Климта мы часто видим персонажей в китайских или японских одеждах. Поэтому в таких интерьерах не лишними будет и китайская или японская живопись . Приведём несколько произведений, на наш взгляд, подходящих к интерьерам в таких стилях.

Арт Деко (ар-деко) - популярное течение в международном декоративном искусстве 1925-1939 годов. Этот стиль исторически следует сразу за модерном. Он затронул такие сферы искусства как архитектура, дизайн интерьера, промышленный дизайн, индустрия моды, живопись, графика, кинематограф. Это движение в определенной степени сочетало в себе множество различных стилей и течений начала XX века, включая неоклассицизм, конструктивизм, кубизм, модернизм, баухаус, модерн и футуризм. Но в большей степени это модерн с примесью неоклассицизма. Отличительные черты - строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа или кожа акулы или зебры, редкие породы дерева, серебро). В Германии и СССР ар-деко превращается из модерна в «новый ампир».

Пик популярности течения выпал на «бурные двадцатые», но и в 1930-е оно было достаточно сильно в США. В отличие от других направлений, зарождение которых уходит корнями в политику или философию, арт-деко нес исключительно декоративный смысл. В свое время стиль воспринимался как реакция на Universal Exposition (Юниверсал Экспозишн) 1900-го года. После известной выставки несколько французских художников создали официально зарегистрированную организацию La Société des artistes décorateurs (Общество архитекторов-декораторов). Среди ее основателей были Hector Guimard (Гектор Гимар).

Париж в 30-ые годы 19 века оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн - самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Отчасти вдохновлённые «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х - 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art Deco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

© «WM-PAINTING»

Ар-нуво (французское произношение: ​, англизировано до /ˈɑːrt nuːˈvoʊ/) - это международный стиль искусства, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, особенно декоративного искусства, которое было наиболее популярно в период между 1890 и 1910 годом. Стиль, представляющий собой реакцию на академическое искусство 19-го века, был вдохновлен природными формами и структурами, в частности изогнутыми линиями растений и цветов.

На английском языке используется французское название «ар-нуво» (новое искусство). Этот стиль связан, но не идентичен стилям, возникшим во многих странах Европы примерно в то же время: в Австрии, он известен как «сецессионстиль» после «венского сецессиона»; в Испании как «модернизмо» ; в Каталонии как «модернизме» ; в Чехии как «сецесе» ; в Дании как «скёнвирке» или «югендстиль» ; в Германии как «югендстиль» , «ар-нуво» или «реформстиль» ; в Венгрии как «сецессзио» ; в Италии как «арт-нуво» , «стиле либерти» или «стиле флореале» ; в Норвегии как «югендстиль» ; в Польше как «сецесья» ; в Словакии как «сецеса» ; в России как «модерн» ; а в Швеции как «югенд» .

Ар-нуво - это общий художественный стиль. Он охватывает широкий спектр изобразительного и декоративного искусства, включая архитектуру, живопись, графику, дизайн интерьера, ювелирные изделия, мебель, текстиль, керамику, стекло и металлические изделия.

К 1910 году ар-нуво уже вышел из моды. В качестве доминирующего архитектурного и декоративного стиля Европы его сначала сменил ар-деко, а затем модернизм.

Происхождение

Новое художественное движение уходит корнями в Британию, в цветочные дизайны Уильяма Морриса и в движение Искусств и ремёсел, основанное учениками Морриса. Ранние образцы этого стиля включают Красный дом Морриса (1859) и Комнату павлинов Джеймса Эббота Макнила Уистлера. На новое движение также оказали сильное влияние художники- прерафаэлиты, включая, Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс , и особенно это касается британских художников-графиков 1880-х годов, среди которых Селвин Имеджи, Хейвуд Самнер, Уолтер Крейн, Альфред Гилберт, и в первую очередь Обри Бердсли.

Во Франции стиль сочетал несколько разных тенденций. В архитектуре на него повлиял архитектурный теоретик и историк Эжен Виолет-ле-Дюк, заклятый враг исторического архитектурного стиля боз-ар. В своей книге «Entretiens sur l"architecture» 1872 года он писал: «Используйте средства и знания, данные нам нашим временем, без промежуточных традиций, которые сегодня не жизнеспособны, и таким образом мы сможем открыть новую архитектуру. Каждой функции свой материал; каждому материалу своя форма и орнамент». Эта книга повлияла на поколение архитекторов, в том числе на Луи Салливана, Виктора Орту, Гектора Гимара и Антони Гауди.

Французские живописцы Морис Денис , Пьер Боннар и Эдуард Вюйар сыграли важную роль в объединении изобразительного искусства живописи с декоративным. «Я полагаю, что, прежде всего, живопись должна украшать», - написал Денис в 1891 году. «Выбор сюжетов или сцен - ничто. Именно за счёт соотношения тонов, окрашенной поверхности и гармонии линий я могу достигнуть души и пробудить эмоции». Все эти художники создавали как традиционную, так и декоративную живопись на ширмах, стекле и других материалах.

Ещё одним важным влиянием на новый стиль стал японизм: волна интереса к японской ксилографии, особенно работам Хиросиге, Хокусай и Утагавы Кунисады, которые были импортированы в Европу, начиная с 1870-х годов. Предприимчивый Зигфрид Бинг основал в 1888 году ежемесячный журнал «Le Japon artistique» и опубликовал тридцать шесть номеров, прежде чем закрылся в 1891 году. Он повлиял как на коллекционеров, так и художников, включая Густава Климта. Стилизованные черты японских принтов появились в графике, фарфоре, ювелирных изделиях и мебели ар-нуво.

Новые технологии в полиграфии и издательской деятельности позволили ар-нуво быстро достичь мировой аудитории. Художественные журналы, иллюстрированные фотографиями и цветными литографиями, сыграли важную роль в популяризации нового стиля. The Studio в Англии, Arts et idèes и Art et décoration во Франции, Jugend в Германии позволили стилю быстро распространиться по всем уголкам Европы. Обри Бердсли в Англии и Эжен Грассет, Анри де Тулуз-Лотрек и Феликс Валлоттон получили международное признание в качестве иллюстраторов.

Благодаря плакатам Жюля Шере для танцовщицы Лои Фуллер в 1893 году и Альфонса Мухи для актрисы Сары Бернхардт в 1895 году, плакат стал не просто рекламой, а художественной формой. Тулуз-Лотрек и другие художники получили статус международной знаменитости.

Форма и характер

Хотя ар-нуво приобретал чётко локализованные тенденции по мере увеличения географического распространения, некоторые общие характеристики указывают на его форму. Описание, опубликованное в журнале Pan стенной гобелен «Цикламен» (1894) Германа Обриста, описав его как «неожиданные сильные кривые, образованные ударом хлыста», который стал известен в начале распространения ар-нуво. Впоследствии не только сама работа стала более известной как «Хлыст», но и сам термин «хлыст» часто применяется к характерным кривым, используемым художниками в стиле ар-нуво. Такие декоративные «хлыстовые» мотивы, образованные динамическими, волнообразными и плавными линиями в синкопированном ритме и асимметричной форме, встречаются во всей архитектуре, живописи, скульптуре и другим формам дизайна ар-нуво.

Истоки ар-нуво находятся в борьбе художника Уильяма Морриса с громоздкими композициями и тенденциях возрождения 19-го века и его теориях, которые помогли создать движение Искусств и ремёсел. Тем не менее, обложка Артура Маккёрдо для «Городских церквей Рена» (1883) с её ритмическими цветочными узорами часто считается первой реализацией ар-нуво. Примерно в то же время плоская перспектива и яркие цвета японской ксилографии, особенно Кацушики Хокусай , оказали сильное влияние на формулу стиля ар-нуво. Японизм, популярный в Европе в 1880-х и 1890-х годах, оказал существенное влияние на многих художников своими органическими формами и обращением к миру природы. Помимо того, что вдохновленные Японией искусство и дизайн переняли такие художники, как Эмиль Галле и Джеймс Эбботт Макнейл Уистлер, их также поддержали бизнесмены Зигфрид Бин и Артур Ласенби Либерти в своих магазинах в Париже и Лондоне соответственно.

В архитектуре широко распространены гиперболы и параболы в окнах, арках и дверях, а декоративные обломы превращаются в растительные формы. Как и большинство стилей дизайна, ар-нуво стремился гармонизировать свои формы. Текст над входом в парижское метро использует особенности остальной части металлической конструкции.

Архитектура и дизайн интерьера в стиле ар-нуво избегает эклектичных возрождающихся стилей 19 века. Хотя дизайнеры ар-нуво выбрали и «модернизировали» некоторые более абстрактные элементы стиля рококо, такие как текстуры пламени и раковины, они также выступали за использование крайне стилизованных органических форм в качестве источника вдохновения, расширяя «естественное» разнообразие до использования морских водорослей, трав и насекомых. Другим влиянием были мягко-смешанные формы кнорпельверка 17-го века, лучше всего представленного в голландском серебре.

Отношения с современными стилями и движениями

Как стиль искусства, ар-нуво имеет сходство с прерафаэлитами и символизмом, а художники, такие как Обри Бердсли, Альфонс Муха , Эдвард Бёрн-Джонс , Густав Климт и Ян Тороп, можно отнести к более чем одному из этих стилей. Тем не менее, в отличие от символической живописи, стиль ар-нуво имеет отличительный внешний вид; и, в противоположность движению Искусств и ремёсел, ориентированному на ремесленников, художники ар-нуво легко использовали новые материалы, обработанные поверхности и абстракцию ради чистого дизайна.

Ар-нуво не отказался от использования машин, как сделало движение Искусств и ремёсел. Для скульптуры, основными используемыми материалами были стекло и кованое железо, что привело к скульптурным особенностям даже в архитектуре. Керамика также была задействована в создании серий скульптур таких художников, как Огюст Роден.

Архитектура ар-нуво использовала множество технологических новшеств конца 19-го века, особенно открытое железо и большие, нестандартные детали из стекла. Однако к началу Первой мировой войны стилизованный характер дизайна ар-нуво, который был дорогим для производства, вышел из употребления в пользу более упорядоченного, прямолинейного модернизма, который был дешевле и более подходил простой индустриальной эстетике, которой стал ар-деко.

Тенденции стиля ар-нуво также проникли в местные стили. Например, в Дании такой тенденцией был один из аспектов скёнвирке («эстетическая работа»), который сам по себе более тесно связан со стилем Искусств и ремёсел. Кроме того, художники заимствовали многие цветочные и органические мотивы из ар-нуво в стиль Młoda Polska («Молодая Польша») в Польше. Тем не менее, Młoda Polska также включал в себя другие художественные стили и охватывал более широкое направление в искусстве, литературе и стиле жизни.

Арт-деко – направление эклектического искусства, сформированное во Франции в начале 20-х годов 20 века. Доминировал в дизайне одежды, архитектуре, прикладном искусстве, интерьере. В 30-40-х годах арт-деко стал популярен во всем мире.

История

Направление появилось в начале 20 века – в период 1907 – 1915 годов. В это время фиксируются первые работы, отмеченные характерными чертами стиля. Некоторые исследователи отмечают, что работы этого времени являются первыми попытками художников создать полотна в эклектическом стиле.

Термин появился после Международной выставки в Париже в 1925 году. На выставке были представлены предметы роскоши. Цель экспозиции – показать ведущее место Парижа в мире моды и стиля. До 1928 года направление было достоянием только Европы, в начале 30-х годов появилась американская версия арт-деко, которая имела свои особенности.

История готического стиля в живописи

Характеристика

Арт-деко – искусство, которое отражает современные технологии, характеризуется плавными линиями, созданием изображений из геометрических фигур, использованием ярких, кричащих цветов в интерьере и изобразительном искусстве. Направление возникло, как реакция против жесткой экономии, введенной в годы Первой мировой войны. Произведения были наполнены роскошью, яркостью, излишествами, использовались дорогостоящие материалы в интерьере и других видах творчества (серебро, хрусталь, слоновая кость, нефрит). После Великой депрессии направление развивалось, но стало концентрироваться на производстве менее дорогостоящих изделий с ориентацией на массовое производство. Использовался хром, пластмасса, металл и другие промышленные материалы для среднего класса. Арт-деко всегда ассоциировался с гламуром, яркостью, но ему присуща функциональность и практичность.

С конца 40-годов арт-деко стал восприниматься, как слишком пестрый, вычурный для военного времени и жесткой экономии, поэтому постепенно вышел из моды. Всплеск интереса к арт-деко произошел в 1960-е годы – он совпадает с движением поп-арт. Еще один этап развития – 80-е годы, когда возрос интерес к графическому дизайну. Направление вошло в моду в дизайне, одежде.

Особенности гиперреализма как стиля в живописи

Характеризуется с устойчивым интересом к эстетике 20-х годов 20 века, воспринимается исключительно в связи с модой и трендами этого периода. Особенность стиля – представители не были объединены в единое сообщество, группу или школу живописи. Арт-деко – эклектическое направление, в котором было смешано большое количество культурных влияний.

Идеи

Ключевые идеи и принципы работы художники переняли у модернистов и неоклассиков.

  • Неоклассические идеалы красоты со свойственной им строгостью были присущи работам мастеров нового направления.
  • Использование ярких, интенсивных оттенков, по мнению исследователей, вытекает из творчества парижских фовистов.
  • Некоторые идеи заимствованы из искусства ацтеков и египетской культуры, классической античности.
  • В отличие от живописи модерна, арт-деко не имел философской основы – это было сугубо декоративное направление.
  • Этнические орнаментальные композиции в картинах художников, в интерьере;
  • «Русские сезоны» или Русский балет С.Дягилева.

Сюрреализм как стиль в живописи

Развитие стиля в сложных экономических и политических условиях, в период активного развития науки и технологий отразилось на тематике картин. Работы художников служат декоративным целям, радуют глаз, поднимают настроение. Живописцы не делают попытки оказывать психологическое влияние или передать свои философские взгляды через картины. Цель арт-деко – соединить лучшие черты стилей, создав нечто новое и прекрасное.

Основные черты стиля


Минимализм как стиль в живописи

Используя новые материалы, которые были использованы в комбинации, арт-деко представил научный прогресс, рост технологий. Роскошный облик картины в стиле арт-деко прекрасно впишутся в интерьер богатой квартиры, круизного лайнера, современного кинотеатра. Стиль пережил несколько кризисов, благодаря практичности, простоте, яркости и индивидуальности.

Художники

Термин арт-деко редко применяется к живописи или скульптуре, доминирует в архитектуре и дизайне, но в межвоенный период ряд художников представляет свои работы, выполненные по всем стандартам стиля: Тамара Горская или Тамара де Лемпицка, картина «Музыкант» (1929), «Автопортрет в зеленом Бугатти» (1925), французский художник, создатель плакатов Адольф Жан-Мари Мурон, известный как Кассандр, был одним из лучших художников-графиков, выиграл Гран-при на конкурсе плакатов в Париже.

Арт-деко (от франц. «art decо») — стилевое направление искусства Америки и стран Западной Европы ХХ века. Арт-деко характеризуется сочетанием монументальной утяжеленной формы; сочетанием некоторых элементов стилей кубизма, модерна и экспрессионизма; использованием выразительных форм «технического дизайна». Своё название получил от Международной выставке в Париже, посвященной декоративному искусству и промышленности. Именно она стала толчком для развития и распространения этого стиля.

Арт-деко стал самым загадочным стилем ХХ века, покоряя всех своей яркостью и экзотичностью.

Этот стиль покорил весь мир и до сих пор остался источником вдохновения дизайнеров. Наверняка поэтому Армани сделал в лучших традициях арт-деко свою последнюю Casa-коллецию.

На сегодняшний день термин «арт -деко » всемирно признанный синоним эффективности, хотя по началу использовался для определения декоративного искусства. Мари Лорансен – одна из наиболее ярких представителей этого стиля, работавшая в этой манере. Этот термин обозначает стиль, который сочетает симметричность, классицизм и прямолинейность. Это продукт различных источников, с одной стороны, кубизм и Арт Нуво, а с другой – древнее искусство Востока, Африки, Египта и американских континентов.

Арт-деко как художественное направление образовался в 1906 – 1912 годах и расцвел в десятилетии между 1925 и 1935 гг. Арт-деко начался как изящное новшество, а затем эволюционировал в поразительную бескомпромиссность и простоту жизни. Представители многих течений современного декоративного и изобразительного искусства пробовали найти способ выразить скорость и напор, благодаря которым поезда, автомобили, аэропланы изменяли существующий мир. Старались найти формы и цветовые гаммы, с которыми были бы проще тех, которые применяли раньше.

Для того, чтобы приобрести популярность в Голливуде, стилю Арт Деко понадобилось лишь несколько лет. Тут он обрел имя «стиль звезд» и превратился во всемирный признанный символ эффектности из обычного французское явления. Термин «Арт-деко » обозначал стиль, который сочетает в себе симметричность, классичность, прямолинейность, более удобен для определения декоративного творчества во время двух мировых войн.

Арт-деко — стиль звезд

Художники арт-деко

Первое своё признание Арт-деко получил в Европе, но его влияние быстро охватило и Соединенные Штаты Америки. Именно там увлечение голливудской киноиндустрией поспособствовало его огромной популярности. Грета Гарбо из фильма компании «МГМ» в костюме Маты выглядела как статуэтка Арт-деко из бронзы, а Декорации и костюмы к фильму «Клеопатра» студии «Парамаунт» вызвали прямую ассоциацию с орнаментом нового небоскреба Нью-Йорка.

Муниципальные здания, школы, магазины, дворцы и павильоны Всемирных ярмарок строились в стиле, который сочетал в себе одновременно обтекаемость, неоклассицизм, игривость, грациозность и монументальность.

По все стране кинотеатры были украшены роскошными фасадами, изысканными интерьерами, яркими неоновыми вывесками в стиле Арт-деко. Одновременно неповторимый и доступный облик города сформировали: башня Эмпайр Стейт-билдинг, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный шпиль Крайслер-билдинг.

10 месяцев ago Enottt Комментарии к записи Изобразительное искусство Ар деко. Региональные особенности (Франция, США) отключены

Просмотры: 2 776

Ар-деко (декоративное искусство) - влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930-1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты - строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

  • Формы: обтекаемые, при этом чёткие и графичные. Силуэты имеют более ступенчатые формы, главным остаётся грациозность и некоторая игривость.
  • Линии: энергичные, чёткие, геометричные.
  • Элементы: множество орнаментов в форме завитков, спиралей, волн, зигзагов.
  • Цвета: контрастные. Переплетение мягких и пастельных с кричащими и сочными.
  • Материалы: дорогие, экзотические, насыщенные. Дерево, кожа, бронза, мрамор, керамика, стекло.
  • Окна: прямоугольные, с использованием большого пространства из стекла. Реже арочные или с витражом.
  • Двери: окружённые пилястрами, фронтонами.

В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

История

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства

Мероприятие, обозначившее зенит стиля и назвавшее его, было Международной выставкой современного декоративного и промышленного искусства, которая проходила в Париже с апреля по октябрь в 1925 году. Официально она была организована правительством Франции и охватывала в Париже площадь 55 акров, идущий от Гран-Пале на правом берегу до Инвалидов на левом берегу и вдоль берегов Сены. Большой Пале, самый большой зал в городе, был наполнен экспонатами декоративного искусства из стран-участниц. Было представлено 15 000 экспонентов из двадцати разных стран, включая Англию, Италию, Испанию, Польшу, Чехословакию, Бельгию, Японию и новый Советский Союз; Германия не была приглашена из-за напряженности после войны, а Соединенные Штаты, не понимая цель выставки, отказались от участия. За семь месяцев выставку посетили шестнадцать миллионов человек. По правилам выставки требовалось, чтобы вся работа была современной; исторические стили не допускались. Основной целью выставки было продвижение французских производителей роскошной мебели, фарфора, стекла, металлических изделий, текстиля и других декоративных изделий. Для дальнейшего продвижения продуктов все основные парижские универмаги и крупные дизайнеры имели свои собственные павильоны. Экспозиция имела второстепенную цель в продвижении продуктов из французских колоний в Африке и Азии, включая слоновую кость и экзотические леса.

Hôtel du Riche Collectionneur был популярным аттракционом на выставке; на нем были представлены новые дизайнерские проекты Emile-Jacques Ruhlmann, а также ткани Art Deco, ковры и живопись Jean Dupas. Дизайн интерьера основывался на тех же принципах симметрии и геометрических форм, которые отличали его от стиля модерн и ярких цветов, изысканного мастерства редких и дорогих материалов, которые отличали его от строгих функциональных возможностей модернистского стиля. В то время как большая часть павильонов была богато украшена и наполнена роскошной мебелью ручной работы, два павильона — Советский Союз и павильон дю Нуво Эсприт, построенный журналом этого имени под руководством Ле Корбюзье, были построены в строгом стиле, простые белые стены и без украшения; они были одними из самых ранних примеров модернистской архитектуры

Выставка Декоративного искусства, продемонстрировав победу конструктивизма, попутно дала жизнь движению Ар деко, ставшему экзотическим смешением кубизма и стиля модерн, иначе говоря, линейной стилизации и изысканным орнаментом. Мода на тюрбаны и деяния, стилизованные под «Египет» и «Китай», причудливо перемешалась с ритмами геометрической планиметрии.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 - это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne - американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х - 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Появление Art Deco было тесно связано с ростом статуса декоративных художников, которые до конца XIX века считались просто ремесленниками. Термин «декоративные декорации» был изобретен в 1875 году, для дизайнеров мебели, текстиля и других украшений. В 1901 году было создано Содружество художников-декораторов (Общество декоративных художников) или САД, а декоративным художникам были предоставлены такие же авторские права, как художникам и скульпторам. Подобное движение развивалось в Италии. В 1902 году в Турине состоялась первая международная выставка, посвященная исключительно декоративному искусству Esposizione international d’Arte.

В Париже было основано несколько новых журналов, посвященных декоративному искусству, в том числе «Искусство и декорация», а также L’Art décoratif moderne. Секции декоративного искусства были представлены в ежегодных салонах Sociéte des artistes français, а затем в Salon d’automne. Французский национализм также сыграл свою роль в возрождении декоративного искусства: французские дизайнеры почувствовали себя ущемленными в связи с ростом экспорта дешевой немецкой мебели. В 1911 году САД предложил провести в 1912 году крупную новую международную экспозицию декоративно-прикладного искусства. Никаких копий старых стилей не разрешалось; только современные работы. Экспозиция была отложена до 1914 года, а затем, из-за войны, до 1925 года, когда она дала свое название всему семейству стилей, известных как Deco.

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников:

  • «Венский сецессион» раннего периода (Венские мастерские); функциональный индустриальный дизайн.
  • Примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки.
  • Древнегреческое искусство (период архаика) - наименее натуралистичное из всех.
  • «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже - эскизы костюмов и декораций работы Леона Бакста.
  • Гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма.
  • Колористическая палитра фовизма.
  • Строгие формы неоклассицизма: Буле и Карла Шинкеля.
  • Век джаза.
  • Растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая чёрно-белая гамма клавиш рояля, мотив Солнца.
  • Гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни - флэпперов.
  • Технологические достижения «века машин» - такие как радио и небоскрёбы.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается, что эта роскошь - психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Франция

Иллюстрация Жоржа Барбьера из платья Пакуина (1914). Стилизованные цветочные узоры и яркие цвета были особенностью раннего арт-деко

Парижские универмаги и дизайнеры моды сыграли важную роль в подъеме Art Déco. Учрежденные фирмы, в том числе производитель сумок Louis Vuitton, фирма серебра Christofle, дизайнер стекла Рене Лалик и ювелиры Louis Cartier и Boucheron, которые начали разрабатывать продукты в более современных стилях. Начиная с 1900 года универмаги нанимают декораторов для работы в своих дизайн-студиях. Украшение 1912 Salon d’Automne было поручено универмагу Printemps. В том же году Printemps создал собственный семинар под названием «Primavera». К 1920 году Примавера заняла более трехсот художников. Стили варьировались от обновленных версий Louis XIV, Louis XVI и особенно мебели Louis Philippe, сделанных Louis Süe и мастерской Primavera до более современных форм из мастерской универмага Au Louvre. Другие дизайнеры, в том числе Эмиль Жак Рульманн и Пол Фолио, отказались использовать массовое производство и настаивали на том, чтобы каждая деталь была сделана индивидуально вручную. В стиле раннего арт-деко были представлены роскошные и экзотические материалы, такие как эбеновое дерево, слоновая кость и шелк, очень яркие цвета и стилизованные мотивы, особенно корзины и букеты цветов всех цветов, придающие модернистский вид.

Яркие цвета арт-деко пришли из многих источников, в том числе из экзотических постановок Леона Бакста для «Русских балетов», которые вызвали сенсацию в Париже незадолго до Первой мировой войны. Некоторые из цветов были вдохновлены более ранним движением Фовизма во главе с Анри Матиссом; другие — Орфистами, такими как Соня Делоне; другие — движением, известным как наби, и в работе художника-символиста Одилона Редона, который проектировал каминные экраны и другие декоративные предметы. Яркие цвета были особенностью работы модельера Поля Пуаре, чья работа повлияла как на дизайн, так и на дизайн интерьера в стиле ар-деко.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн - самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

В 1925 году в Ар-деко сосуществовали две разные конкурирующие школы: традиционалисты, которые основали Общество декоративных художников; в том числе дизайнер мебели Эмиль-Жак Рульманн, Джин Дунард, скульптор Антуан Бурдель и дизайнер Поль Пуаре; они сочетали современные формы с традиционным мастерством и дорогими материалами. С другой стороны, модернисты, которые все чаще отвергали прошлое и хотели стиля, основанного на достижениях в новых технологиях, простоте, недостатке отделки, недорогих материалах и массовом производстве.

В 1929 году модернисты основали собственную организацию «Французский союз современных художников» . В ее состав вошли архитекторы Пьер Чаро, Фрэнсис Журден, Роберт Маллет-Стивенс, Корбюзье, а в Советском Союзе — Константин Мельников; ирландский дизайнер Эйлин Грей и французский дизайнер Соня Делоне, ювелиры Жан Фуке и Жан Пуйфоркат. Они яростно атаковали традиционный стиль арт-деко, который, по их словам, был создан только для состоятельных людей, и настаивал на том, что хорошо построенные здания должны быть доступны для всех, и эта форма должна функционировать. Красота объекта или здания заключалась в том, идеально ли он подходит для выполнения своей функции. Современные промышленные методы означали, что мебель и здания могут быть изготовлены серийно, а не сделаны вручную.

Живопись

Т. Лемпицка. Автопортрет, Тамара в зеленом Бугатти (1929)

На экспозиции 1925 года не было выделено ни одного раздела. Живопись в стиле ар-деко была по определению декоративной, призванной украсить комнату или произведение архитектуры, поэтому мало художников работали исключительно в этом стиле, но два художника тесно связаны с Art Deco. Жан Дюпас нарисовал фрески Art Deco для павильона Bordeaux на выставке декоративного искусства 1925 года в Париже, а также нарисовал картину над камином на выставке Maison de la Collectioneur на выставке 1925 года, на которой была представлена ​​Рульманн и другие видные дизайнеры в стиле ар-деко. Его картины также были в декоре французского океанского лайнера «Нормандия». Его работа была чисто декоративной, спроектированной как фон или аккомпанемент к другим элементам декора. Другой художник, тесно связанный со стилем, — Тамара де Лемпицка. Родившись в Польше в аристократической семье, она эмигрировала в Париж после русской революции. Там она стала ученицей художника Мориса Дениса из движения под названием «Наби» и кубиста Андре Лхоте и заимствовала множество стилей из их стилей. Она рисовала почти исключительно портреты в реалистичном, динамичном и красочном стиле ар-деко.

Графика

Стиль Ар-деко появился на ранних этапах графического искусства, в годы незадолго до Первой мировой


войны. Он появился в Париже в плакатах и ​​костюмах Леона Бакста для балета Русских и в каталогах модельеров Пола Пуаре. Иллюстрации Жоржа Барбье и Жоржа Лепепа и изображения в журнале моды La Gazette du bon ton прекрасно отразили элегантность и чувственность стиля. В 1920-е годы внешний вид изменился; подчеркнутые моды были более случайными, спортивными и смелыми, а женщины-модели обычно курили сигареты. В Германии самым известным художником плакатов этого периода был Людвиг Хольвайн, который создал красочные и драматические плакаты для музыкальных фестивалей, пива и, в конце своей карьеры, для нацистской партии.

Во время модерна плакаты обычно рекламировали театральные товары или кабаре. В 1920-х годах плакаты путешествий, сделанные для пароходных линий и авиакомпаний, стали чрезвычайно популярными. Стиль заметно изменился в 1920-х годах, сосредоточив внимание на рекламе продукта. Изображения стали более простыми, точными, более линейными, более динамичными и часто помещались на один цветной фон. Во Франции были дизайнеры Art Deco Чарльз Лупо ​​и Пол Колен, которые прославились своими плакатами американской певицы и танцовщицы Джозефин Бейкер, Жан Карлу разработал плакаты для фильмов Чарли Чаплина, мыла и театров; в конце 1930-х годов он эмигрировал в Соединенные Штаты, где во время мировой войны он разрабатывал плакаты для поощрения военного производства. Дизайнер Чарльз Гесмар стал знаменитым автором плакатов для певицы Mistinguett и для Air France. Среди самых известных французских дизайнеров

Америка. Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline - «линия обтекания» - термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

Этот архитектурный стиль ищет гладкие формы, поддерживает длинные горизонтальные линии, которые часто контрастируют с вертикальными изогнутыми поверхностями, и охотно вводит элементы, заимствованные из морской индустрии (перила и иллюминаторы). Его пик был достигнут около 1937 года.

Этот стиль был первым, который включил электрический свет в архитектурную структуру.

Настенная живопись


В Соединенных Штатах не было особого стиля ар-деко, хотя картины часто использовались в качестве украшения, особенно в правительственных зданиях и офисных зданиях. В 1932 году был создан проект «Общественные работы в искусстве», который позволил работать художникам без работы, потому что в стране — Великая депрессия. Через год проект заказал более пятнадцати тысяч произведений искусства. Известные американские художники были привлечены Федеральным художественным проектом, чтобы нарисовать украсить стены в правительственных зданиях, больницах, аэропортах, школах и университетах. Некоторые из самых известных художников Америки, в том числе Грант Вуд, Реджинальд Марш, Грузия О’Киф и Максин Альбро приняли участие в программе. Известный мексиканский художник Диего Ривера также принимал участие в программе, украшая стены. Картины были в разных стилях, включая регионализм, социальный реализм и американскую живопись.

Несколько изображений были также созданы для небоскребов Арт-Деко, в частности Рокфеллер-центра в


Нью-Йорке. В фойе были заказаны два изображения, авторы которых — Джон Стюарт Карри и Диего Ривера. Владельцы здания, семья Рокфеллеров, обнаружили, что Ривера, коммунист, поместил образ Ленина в толпу на картине и уничтожили его. Картина была заменена произведением другого испанского художника, Хосе Марии Серт.

Графика

Стиль Ар-деко появился на ранних этапах графического искусства, в годы незадолго до Первой мировой войны. Он появился в Париже в плакатах и ​​костюмах Леона Бакста для балета Русских и в каталогах модельеров Пола Пуаре. Иллюстрации Жоржа Барбье и Жоржа Лепепа и образы в журнале моды La Gazette du bon ton отлично отражают элегантность и чувственность стиля. В 1920-е годы внешний вид изменился; подчеркнутые моды были более случайными, спортивными и смелыми, а женщины-модели обычно курили сигареты. Американские журналы моды, такие как Vogue, Vanity Fair и Harper’s Bazaar быстро подхватили новый стиль и популяризировали его в Соединенных Штатах. Это также повлияло на работу американских книжных иллюстраторов, таких как Рокуэлл Кент.


Плакат -предупреждение против пересечения улицы против света (1937)

В 1930-х годах в Соединенных Штатах во время Великой депрессии появился новый жанр плакатов. Художественный проект Федерального агентства нанял американских художников для создания плакатов по развитию туризма и культурных мероприятий.

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Певью: Часть «Калифорнии», Максин Альбро, интерьер Коит-Тауэр в Сан-Франциско (1934)

Вконтакте