Как аккомпанировать себе на гитаре. Аккомпанемент игры на гитаре


Сайтов с гитарными минусовками много. Мы же представляем то, чего нет у других - гитарные минусовки русских песен.

«Минусовка», говоря на простом языке - это музыкальный трек, в котором отсутствует один из инструментов или вокал. Отсюда и название: минус один инструмент/партия. Чаще всего мы привыкли использовать этот термин именно по отношению музыки, в которой отсутствует вокальная партия исполнителя вовсе, либо остается только сопровождающий его бэк-вокал. Но существуют также и минусовки инструментальные, в том числе и гитарные. Это значит, что в треке при помощи специальных программ убирается партия гитары.

Поиск минусовок так же доступен через песенник . Страница с минусовкой содержит, по мере возможности, табы и ноты для удобства исполнения.

Гитарные минусовки создаются не только с целью обучения или тренировки, но и для реальных выступлений и даже концертов. Полностью живое выступление, например, в ресторане часто достаточно сложно в плане подключения, настройки, расположения инструментов. Это влияет на конечную стоимость для ресторана и публики. А вот исполнения под фонограмму где "живьем" звучит не только вокал, но и гитара - намного проще и дешевле. При этом сохраняется та "магия" живого выступления.

Но всё же основной ролью минусовок backing tracks являются тренировки. К примеру, если нужно отрепетировать одну и ту же часть произведения в домашних условиях, либо у гитариста просто нет аккомпанирующих ему музыкантов. Зачастую «минус» используется музыкантами для игры под композиции любимых исполнителей. В таком случае можно сыграть как оригинальную гитарную партию, так и потренироваться в искусстве импровизации.

Минусовки одной и той же песни могут отличаться друг от друга, как по качеству звучания, так и по длине звуковой дорожки. В последнем случае зачастую это происходит из-за того, что в оригинале присутствует слишком сложная для исполнения обычным гитаристом техника или соло-партия, либо большое количество повторов, которое понадобилось сократить.

На сегодняшний день в интернете можно найти огромное количество минусовок для гитары на любой вкус. К сожалению, качество многих из них оставляет желать лучшего. Почему же так происходит? Все потому что для создания минусовки используются разные методы. Условно их можно разделить на такие категории:

  • Оригинальная. Создается такая минусовка на звукозаписывающей студии и, зачастую, самими авторами композии. Дальнейшее использование такого трека: концерт, репетиция, реже дальнейшая продажа.
  • Аранжировка. Такой вид минусовки может отличаться от оригинального звучания, так как записывается на студии профессиональными музыкантами, которые просто переигрывают песню, максимально приблизившись к оригиналу.

Найти в интернете оригинал или аранжировку не всегда является возможным, поэтому существуют и упрощенные виды минусовок.

  • Нарезка. Если качество и структура исходного трека позволяют, то можно нарезать и заново «склеить» композицию. При этом куски, в которых присутствует гитарная партия, вырезаются совсем, либо заменяются специально написанными и похожими по звучанию.
  • Забивка. При нехватке нарезанных материалов, недостающие части дописываются в секвенсоре.
  • Задавка - такой тип обработки, в котором партия гитары или любого другого инструмента заглушается при помощи специальных программ. Качество продукта при этом может значительно пострадать. В таком случае комбинируют несколько типов создания минусовки, просто дописывая треки сверху.

Начинающие гитаристы, услышав новую песню, нередко задаются вопросом: каким перебором играется аккомпанемент? Или каким лучше перебором сыграть композицию, если речь идёт об аранжировке для одной гитары?

Однозначно ответить на эти вопросы нельзя. В большей степени выбор будет зависеть от художественного вкуса и индивидуального стиля исполнителя. Вариантов этого способа звукоизвлечения великое множество.

Гитарист должен регулярно пополнять свой музыкальный арсенал различными видами переборов. Чем их больше у исполнителя, тем лучше, тем красивей и оригинальней будут звучать аккорды песни. Кроме этого значительно расширяются средства выразительности для более тонкой передачи настроения и эмоций слушателю.

Так, например, великий итальянский гитарист М.Джулиани в своё время разработал 120 переборов. Они представлены в виде отдельных упражнений и разбиты на 10 отдельных групп. Эти достижения великого мастера, несомненно, заслуживают похвалы и представляются плодотворной почвой для взращивания своих идей.

Немного теории перед занятием

Что же такое перебор с точки зрения музыкальной теории? Это арпеджио – поочерёдное извлечение звуков аккорда: от самой низкой ноты, к самой высокой (восходящее) и наоборот (нисходящее). Звуки аккорда могут варьироваться в своей очерёдности.

В рамках этой статьи будут рассматриваться самые распространённые и простые в исполнении виды арпеджио, применяемые в гитарном аккомпанементе.

В упражнениях возле каждой ноты арпеджио стоит обозначение, указывающее каким пальцем правой руки необходимо извлечь ноту. Со всей схемой можно ознакомиться на рисунке с рукой.

Чтобы быстро запомнить соответствие латинских букв к каждому пальцу, нужно их условно соединить в одно слово pimac и как бы побуквенно проговаривать, мысленно перебирая пальцы, начиная от большого.

В некоторых упражнениях встречаются аккорды со сложными буквенно-цифровыми обозначениями – не обращайте внимания, если они будут сложны для восприятия, к этой теме можно будет вернуться позже, сейчас главная задача – освоение видов перебора. Все аккорды просты в исполнении и не представляют особой сложности.

Виды переборов на гитаре (арпеджио)

Простой перебор из 3-х звуков.

В этом виде арпеджио задействовано всего лишь три струны. Предварительно нужно проанализировать какую ноту, каким пальцем играть. Нужно строго придерживаться аппликатуры правой руки. Сначала перебор отрабатывается на открытых струнах, это позволяет больше сконцентрироваться на оттачивании техники. Почувствовав уверенность, можно уже проигрывать этим перебором аккордовые последовательности.

Не забываем про репризы – повтор 1и 2 тактов, 3и 4, 5 и 6. В гитарных сетках указана аппликатура правой руки.

Простой перебор из 4-х звуков.

Играется очень просто – басовая струна, и поочередное перебирание струн, начиная с третей до первой и обратно. Этот вид арпеджио, несмотря на всю тривиальность, может довольно эффектно звучать. Ярким примером является аккомпанемент во втором куплете красивейшей блюзовой баллады Гарри Мура – still got the blues. Посмотрите видео с этой музыкой:

Освоившись на открытых струнах, можно приступать к проигрыванию аккордов:

Два небольших упражнения в до мажоре и ля миноре

Перебор на отдалённых струнах

Освоение этого вида арпеджио может поначалу показаться неимоверно сложным. Хотя при детальном рассмотрении ничего в нём сверхсложного нет. Первые четыре звука этого перебора не что иное, как перебор рассмотренный в первом упражнении, затем идёт звукоизвлечение на первой струне, и снова 3,2 и опять 3 струна. Играть это арпеджио, нужно начиная с очень медленного темпа, контролируя очередность извлечения звуков соответствующими пальцами.

Перебор с одновременным защипыванием 3-х струн в темпе вальса

Пальцы i,m,a, как бы предварительно закладываются за струны, в таком соответствии i -3 ,m -2, a -1 (но звук пока не извлекается). Затем удар по басовой струне и одновременное защипывание тремя пальцами. Ритмично на счёт – раз, два, три – раз, два, три – и т.д.

Обратите внимание, как попеременно в каждом такте меняется басовая струна, имитируя партию баса:

Перебор с одновременным защипыванием 2-х струн в темпе 2/4

Этот вид арпеджио очень часто используется в классических романсах. Одновременно защипывается 2 и 1 струна. Как видите, часто виды переборов и их выбор зависят именно от того, к какому жанру относится та или иная песня. Кое-что про жанры можно почитать здесь – “ “. А вот вариант этого перебора в ля миноре:

С увеличением исполнительского опыта, чёткие грани в понятии “вид перебора” стираются, каждый аккорд в песне могут подчёркивать разные штрихи. Арпеджио может растягиваться на несколько тактов и ритмически преобразовываться, выражая характер темы.

Упражнения по отработке арпеджио не нужно играть механически и бессмысленно. В медленном темпе, равномерно выдерживая размер – сначала на открытых струнах и затем с аккордами. Последовательности в упражнениях это всего лишь примеры, арпеджио можно играть произвольно, понравившейся гармонии.

Если вы хотите пройти полный курс по игре на гитаре, то вам сюда:

Красивых переборов и оригинального звучания!

Приветствую вас дорогие друзья:=) Продолжаем осваивать блюз игру на гитаре. Сегодня я не буду грузить вас теорией, её и так было дохренище в предыдущих выпусках. Сегодня будем заниматься исключительно практикой. В сегодняшней статье вы начнете осваивать , и будете уже потихоньку начинать, играть блюз на гитаре:=)

Это уже четвертый выпуск, надеюсь предыдущие выпуски были для вас полезны:

В предыдущей статье вы изучили основные блюз аккорды, сегодня будем применять их на практике. Начинать будем с простого блюзового аккомпанемента и постепенно будем его усложнять.

Итак, давайте знакомиться с первым вариантом аккомпанемента. Как вы помните, основными аккордами блюзового аккомпанемента являются: Т – тоника, S – субдоминанта, D – доминанта. Рассмотрим все на примере тональности A7.

Тоникой будет являться аккорд A7 группы Е(ми); субдоминантой, аккорд D7 группы А(ля); доминантой, аккорд Е7 группы А(ля).

Такой аккомпанемент чаще всего применяется гитаристами для создания так называемой ритмической подкладки, на фоне которой исполняются мощные риффы и соло партии.

Второй вариант аккомпанемента, который мы рассмотрим, будет уже немного сложнее. Для того чтобы расширить позиции, мы будем применять смежные аккорды других групп.

Так например для аккордов группы Е(ми) смежная будет группа G(соль):

Для аккордов группы А(ля) смежная будет группа С(до):

Как мы видим все аккорды групп укладываются на грифе гитары со 2-го по 9-й лад. Давайте назовем этот участок первой игровой зоной. Ниже на рисунке, точками я показал расположение тоник основных аккордов в этой игровой зоне:

В нашем случае тональность А и этими тониками будут ноты: А – тонический аккорд, D –субдоминантовый аккорд, Е – доминантовый аккорд. При изменении тональности, тоники аккордов смещаются вправо или влево по грифу, и вместе с ними смещается вся игровая зона.

Чтобы разнообразить звучание, вместо простых септаккордов можно использовать те самые аккорды с надстройками и альтерациями.

Данные аккорды можно комбинировать между собой в различных вариантах.

Вот табулатурная схема аккордов, которые я проигрывал в видеоуроке:

Для создания более сложного и разнообразного аккомпанемента вы можете участить смены аккордов. У вас получиться вот такой вариант аккомпанемента:

Вот табулатурная схема аккордов:

Обратите внимание, что в качестве доминантового аккорда здесь встречается аккорд E7#9 . Это так называемый «Хендриксовский» аккорд. Не знаете кто такой Джими Хендрикс, гугл вам в помощь, дорогие друзья:=)

Теперь давайте добавим к известным нам аккордом аккорды, которые располагаются на пол тона ниже. Это так называемые полутоновые «подъезды»:=) Помимо этого еще немного изменим саму ритмику проигрывания, и мы получим вот такой вариант аккомпанемента:

Вот табулатурная схема проигрывания аккордов:

Как видно из схемы, в 5-м такте аккорд D9 проигрывался выше по грифу, таким образом мы попали во вторую игровую зону.

Вот такой вариант аккомпанемента можно сыграть во второй игровой зоне:

Вот табулатурная схема:

Ну и напоследок давайте совместим первую и вторую игровую зоны и мы получим вот такой вот вариант аккомпанемента:

Вот так вот это играется:

Ребята, на сегодня всё. Я показал вам основные варианты блюзового аккомпанемента, однако это не означает, что больше никаких вариантов не существует. Пробуйте комбинировать между собой различные блюз аккорды, делайте смены аккордов более частыми, одним словом не бойтесь экспериментировать и находить что-то новое.

Нажимайте на кнопки соц. сетей, ставьте лайки, делайте репосты и реттвиты. Оставляете свои комментарии, задавайте вопросы.

Дорогие друзья, до встречи в следующих статьях и выпусках рассылки:=)

Начнем с того, что начинающие гитаристы, которые читают этот урок уже знакомы с аккордами в открытой позиции.

Из них нам потребуются аккорды Ля (А), Ре (D), Ми (Е). Здесь мы будем использовать стандартную двенадцати тактовую последовательность (блюзовый квадрат).

Но играть мы будем не аккордами, а риффами. Такой типа аккомпанемента используется не только в блюзе, но и в рок-н-ролле.

Аккорд Ля (А)

Аккорд Ре (D)

Аккорд Ми (Е)

Для того чтобы сделать из аккорда Ля (А) рифф нужно заглушить первую, вторую и третью струну. Для этого мы зажимаем первым пальцем на втором ладу четвертую струну. Дальше мы кладем первый палец как барре на третью, вторую и первую струну, но не зажимаем а глушим. В итоге после удар медиатором по этим струнам возникает глухой звук, больше похожий на звук перкуссии. Аналогично делаются риффы из аккордов Ре (D) и Ми (Е). Таким же образом от каждого аккорда мы получаем квинты.

Для того, чтобы разнообразить риффы, зажатую струну на втором ладу первым пальцем чередуют нотой на четвертом ладу третьим пальцем. Этот рок-н-рольный рифф в начале можно проиграть с ударом медиатора сверху на сильную долю. В дальнейшем добавляем удар медиатора снизу на слабую долю. Некоторые гитаристы слабую долю играют ударом медиатора сверху. Здесь все зависит от личных предпочтений и концепции самого блюза. Где то лучше играть ударяя по струнам сверху, а где то снизу. Этот рифф и есть классический блюзовый аккомпанемент.

Теперь зная как играется классический блюзовый рифф, сыграем все двенадцать тактов блюзового квадрата с использованием этого риффа.

Для того, чтобы разнообразить эту последовательность блюзовые гитаристы добавляют различные басовые и мелодические ходы, дабл-стопы, аккорды, переходы. Ниже один из простых примеров перехода, который можно использовать переходя от риффа Ля (А) к Ре (D), или использовать в качестве концовки тернэраунда.

Рассматриваемая ситуация выглядит так: начинающий гитарист более или менее легко может исполнить простейший “дворовый” аккомпанемент, а клавишник, обладающий навыком игры и некоторыми знаниями теории музыки, испытывает с этим определенные трудности. Если дело не в знаниях и умении игры, то тогда в чём? В инструменте. Для получения красивого сочетания звуков они должны располагаться друг относительно друга определенным образом. При игре на синтезаторе исполнитель сам задаёт расположение звуков аккорда путём нажатия на клавиши. Клавишник может руководствоваться своими знаниями, опытом, слухом или воспользоваться справочником аккордов. Например, аккорд С включает в себя ноты до , ми и соль . Гитарист же пользуется табулатурами, на которых показано то, какие струны и на каких ладах нужно зажать для исполнения того или иного аккорда. Например, в самом простом случае для получения ми-минорного аккорда (Em) нужно зажать только две струны. Остальные четыре струны будут звучать гармонично с этими двумя! Это возможно благодаря устройству звукоряда гитары и настройке гитары. Восхитительно, не правда ли? Для получения аналогичного аккорда клавишнику придется нажать 6 клавиш! Каких? Скоро узнаем.

Специфика игры аккомпанемента на гитаре такова, что начинающий гитарист воспринимает гармонию как нечто само собой разумеющееся и не думает о ней вообще. Ему показали Am -> Dm -> E и для получения гармоничного аккомпанемента достаточно правильно зажимать аккорды. Клавишник тоже знает гармонический оборот Am -> Dm -> E, но для получения красивого аккомпанемента ему нужно не просто играть аккорды, а играть их согласно правилам гармонии. Чувствуете разницу?

Гитара “направляет” гитариста по пути гармонии и за счёт ограничений. Посмотрите на звукоряд шестиструнной гитары (рис.1).

Рис. 1. Звукоряд шестиструнной гитары (с сайта akgitara.ru)

Первым ограничителем является количество струн. Гитара позволяет сыграть аккорд, который состоит максимум из 6 звуков. На синтезаторе один исполнитель может взять двумя руками аккорд, состоящий из десяти звуков. На практике чаще используются аккорды из 7-8 звуков.

Второе ограничение связано с ограничением звукоряда. Самый низкий звук на гитаре - ми большой октавы. По этой причине ля -тональности для гитаристов и бас-гитаристов играют особенную роль среди всех остальных тональностей. Объясняется это просто: доминанта является кульминацией в гармоническом обороте, а в ля -тональностях доминантой будут аккорды E с самым низко звучащим основным звуком, что хорошо подходит для получения “мощной” кульминации. Клавишники могут возрадоваться тому, что благодаря функции изменения строя синтезатора подобного ограничения у них нет, и они могут ”заряжать” сабвуфер звуками и на две октавы ниже!

Ещё одно ограничение связано со структурой гитарного звукоряда. В гитаре используется двумерная структура (струны - строки, лады - столбцы), а на синтезаторе одномерная (клавиши в ряд). Разница в том, что структура гитарного звукоряда не позволяет осуществить произвольную выборку звуков, что возможно сделать на синтезаторе. Например, на синтезаторе без проблем можно сыграть аккорд Fsus2 (фа-соль-до ) от любой ноты фа на клавиатуре. На гитаре звук фа - 6 струна первый лад, соль - 6 струна третий лад, до - 5 струна третий лад. Невозможно на одной струне одновременно сыграть два звука фа и соль . Значит, от одной ноты на синтезаторе можно сыграть намного больше аккордов, чем на гитаре. К преимуществу двумерной гитарной структуры относится компактность, с чем связан важный психологический момент. Гитарист видит компактный массив из 6 струн и 3-5 ладов, а клавишник - пару десятков клавиш в ряд. Распределить четыре пальца левой руки и три пальца правой на гитаре проще, нежели уследить за двумя руками на клавиатуре синтезатора.

Указанные выше ограничения заметно сокращают количество возможных вариантов игры на гитаре. Гитару можно представить как лес со множеством тропинок, а синтезатор как чистое поле - играй куда хочешь!

На рис. 2. показана клавиатура пятиоктавного синтезатора, звуковые диапазоны гитары и певческих голосов.

Рис. 2. Диапазон звуков гитары.

Звуковой диапазон гитары охватывает все мужские и женские певческие голоса (за исключением редкого баса-профундо). Гитара поёт - это действительно так, а наиболее ярко её аккомпанирующие возможности проявляются в среднем певческом диапазоне, в котором может петь практически каждый. Среди всех типов аккомпанемента выделяется аккомпанемент “бас и аккорд”. Его можно рассматривать в качестве основы для изучения остальных. С него и начнем. В каком диапазоне играется бас, а в каком аккорд? Давайте сначала попробуем понять это самостоятельно, а потом сверим с тем, как это имеет место быть при игре на гитаре. Бас - самый низкий звук в аккомпанементе. Значит, основной тон аккорда не должен находиться ниже баса. Это возможно, если аккорд берется справа от него. Выделяем для баса одну октаву, чтобы в качестве него можно было сыграть любой из 12 звуков октавы. Тогда область аккордов попадает в диапазон альта. Брать аккорды выше альта на гитаре достаточно сложно (особенно на классической гитаре), да и в большинстве случаев это не требуется. Примем ограничение верхнего тона аккорда на уровне нот фа второй октавы. Теперь можно ответить на поставленные вопросы: если вы считаете, что левая рука играет в диапазоне гитары, то область баса будет от ноты ми большой октавы до ноты ре-диез малой октавы (черная линия на рис. 2). Если вы так не считаете, то область баса будет от ноты ре-диез малой октавы и влево до упора. Аккорды в обоих случаях играются в диапазоне альта. На практике все несколько сложнее, но показанное разделение областей является неплохой отправной точкой для тех, кто теряется при виде большого количества клавиш на синтезаторе и затрудняется с игрой аккомпанемента. Начинающие гитаристы выбирают простые аппликатуры и играют базовые аккорды Am, Dm, E, C, F, G на первых трех ладах.Аккомпанемент “бас и аккорд на трёх первых струнах”. На рис. 3 показаны табулатуры базовых аккордов и их нотная запись. Под басовыми нотами указ номер струны, на которой она играется.

Рис. 3. Базовые аккорды на гитаре.

На всех клавиатурных схемах клавиатура начинается от ноты до большой октавы (крайняя левая клавиша на пятиоктавных синтезторах).

Рис. 4. Базовые аккорды на клавиатуре.

Аккорд G дан в двух вариантах. Гитарист играет первый вариант, а клавишнику лучше и удобнее использовать второй (на этом остановимся позже). Потренируйтесь в игре показанного на рис. 4 аккомпанемента. Левая рука играет бас, а правая аккорд. При игре аккорда бас продолжает звучать. Пример 1. Гитарный аккомпанемент “бас и аккорд” двумя руками. Теперь попробуйте сыграть аккомпанемент одной левой рукой. Для получения плавных переходов потребуется сустейн-педаль, использование которой обладает спецификой. Сустейн-педаль действует на всю область клавиатуры и гитарные тембры при её работе начинают звучать с призвуком гавайской гитары. Было бы неплохо, если бы сустейн-педаль могла работать в только в определённом диапазоне.Из-за больших скачков между басом и аккордом играть на синтезаторе показанный аккомпанемент непросто. Умение играть аккомпанемент одной рукой позволит вам в дальнейшем одновременно с ним играть мелодию правой рукой. Пример 2. Гитарный аккомпанемент “бас и аккорд” одной рукой. Проанализируем показанное на рис. 3 и 4.Бас Бас меняется от аккорда к аккорду. Это неудивительно, так как вид аккорда задаёт именно он. В рассматриваемом случае для извлечения басовых звуков используются три нижние струны гитары.Аккорды Аккорды расположены в диапазоне альта. Многие поют в этом диапазоне и, следовательно, рассматриваемые аккорды отлично подходят для аккомпанемента. При игре любой последовательности голоса аккордов сменяются плавно и не перекрещиваются - терцовые тоны (синего цвета) не берутся ниже основных или выше квинтовых тонов аккорда. Плавное голосоведение и отсутствие перекрещивания - основные правила музыкальной гармонии.Плавное голосоведение обеспечивается за счёт того, что все аккорды, за исключением Am, берутся в обращениях! Остановимся на этом моменте подробнее. Если попросить начинающего клавишника сыграть гармонический оборот Am -> Dm -> E, то с большой степенью вероятности он сыграет его с использованием аккордов в основном виде, потому что так проще. Начинающий гитарист тоже не прочь сыграть проще, но у него получится так: Am - аккорд в основном виде, Dm - квартсекстаккорд, E - секстаккорд. Вот причина, по которой один и тот же аккомпанемент у гитаристов часто звучит намного лучше, чем у клавишников. Гармонический оборот один и тот же, а гитарист и клавишник играют его по-разному! Ничего удивительного в этом нет. Буквенная система обозначения аккордов - это упрощенная запись точной нотной записи. Базовые аккорды, взятые в основном виде, показаны на рис. 5.

Рис. 5. Базовые аккорды в основном виде на синтезаторе.

Даже без знания нот можно увидеть, что аккорды берутся по одному шаблону.

Рис. 6. Базовые аккорды в основном виде на клавиатуре.

Нетрудно заметить, что плавное голосоведение происходит только в некоторых случаях, например, при переходе F -> G. В других случаях появляется одиночное или двойное перекрещивание голосов. Например, при переходе Am -> С верхний голос (соль в аккорде С) берётся ниже нижнего голоса (ля в аккорде Am) в предыдущем аккорде! В результате получаем рваный, скучный и негармоничный переход.

Гитарист со слабой техникой игры понимает, что он играет плохо, но звучит же! Это вызывает у него интерес к продолжению занятий. Клавишник со слабой техникой игры понимает, что он играет плохо, да ещё и звучит никак. Стоит ли в таком случае продолжать занятия? Уникальность гитары состоит в том, что она помогает начинающему гитаристу ощутить быстрый успех , что крайне важно при самообучении. Выучил три аккорда и уже можно петь под гитару популярные песни! А на синтезаторе сначала надо разобраться с аккомпанементом. Но ощущение быстрого успеха может вызвать и обратную реакцию. Проходят годы, а он всё топчет траву у подножия горы вместо того, чтобы подниматься выше.

Из рис. 4 видно, что аккорды находятся в узком расположении. Расстояние по частоте между соседними звуками в звукоряде увеличивается от низкого регистра к высокому. По этой причине аккорды в тесном расположении гармонично звучат в среднем регистре . Чем дальше в низкий регистр будет смещен аккорд в тесном расположении, тем хуже будет его читаемость по тонам и тем больше гула будет в его звучании из-за сближения частот между его тонами. Гитарист спокоен по этому поводу, а клавишник должен учитывать и этот момент.

Бас и аккорд

Бас во всех рассматриваемых гитарных позициях расположен через один или несколько аккордовых звуков (красные кружки на рис. 7), что придаёт гармонии основательность и сильный звуковой контраст между басом и аккордами E, F, G, средний между басом и аккордом Am, умеренный между басом и аккордами С и D. Слабого контраста, когда бас и основной тон аккорда находятся на соседних аккордовых звуках, ни в одной позиции нет.

Рис. 7. Расположение баса относительно аккорда.

Выбрав ту или иную гармоническую последовательность можно услышать изменение контраста в звучании между басом и аккордом на гитаре.

Перейдем от теории к практике и сыграем аккомпанемент с мелодией.

Пример 3. Аккомпанемиент с мелодией.

Для получения разнообразного аккомпанемента типа “бас и аккорд” его следует рассматривать не просто как чередование одного басового тона и одного относящегося к нему аккорда, а как взаимодействие басовой линии (несколько звуков) и аккордовой вариации (несколько аккордов), исполненных в выбранном ритме. На гитаре можно сыграть простую басовую линию и простую аккордовую вариацию.

В самом простом случае используется движение баса на аккордовые или неаккордовые звуки с использованием соседних струн:

  • при игре аккордов E, F, G возможен переход только на струну ниже.
  • при игре аккорда С возможны переходы в обе стороны, но для перехода С -> G нужно ещё суметь зажать свободным пальцем струну на соль , а переход С -> E используется в качестве проходящего. С учетом сказанного после С чаще переходят на струну ниже.
  • После игры аккорда Am можно перейти в обе стороны.
  • При игре Dm возможен переход только на струну выше.

При смене басового тона возможна ситуация, когда один и тот же звук повторяется два раза, например, при игре Am -> E ход баса может быть ля -> ми , ми -> соль-диез . Здесь два раза подряд играется ми , что звучит не лучшим образом. Для исключения повтора можно использовать:

  • неаккордовый звук, например: ля -> фа , ми -> соль диез, где фа - неаккордовый звук
  • заменить повторяющийся на другой аккордовый звук, например: ля - > ми , соль-диез -> си , где ми заменен на соль-диез

Пример 4. Использование неаккордового звука.

Пример 5. Замена на другой аккордовый звук.

Для получения аккомпанемента в нужном стиле используем ритмическую фигурацию.

Пример 6. Ритмическая фигурация в басовой линии.

Также можно использовать ритмическую фигурацию в аккордовой вариации.

Пример 7. Ритмическая фигурация в аккордовой вариации.

Мы разобрали простые варианты аккомпанемента ”бас и аккорд” не только для того, чтобы увидеть, как он исполняется на гитаре, но и для того, чтобы на его основе придумать и исполнить более сложные варианты, одним из которых является аккомпанемент ”басовая линия и аккорд”, который можно использовать для развития навыка игры левой рукой.

Пример 8. Аккомпанемент “басовая линия и аккорд”.

На основе рассмотренного аккомпанемента ”бас и аккорд” играются короткие переборы с использованием трех верхних струн. При игре перебором струны не глушатся и для его игры на синтезаторе одной рукой также требуется сустейн-педаль.

Короткий перебор на трех верхних струнах

Одним из простых гитарных переборов является перебор “четверка” (четыре звука в последовательности)

Пример 9. Перебор "четверка".

Пример 10. Вариация на тему песни "В горнице моей светло".

Основная сложность исполнения на синтезаторе перебора на трех струнах заключается в большом расстоянии между басом и остальными звуками. Нужно не только четко на бас нажимать сустейн-педаль, но и успеть взять следующий после баса звук без разрыва. Другая трудность - необходимость коррекции партии мелодии, чтобы она часто и сильно не залезала в область аккомпанемента, некоторые звуки которого берутся достаточно высоко.

Ещё один популярный перебор -"“шестерка".

Пример 11. Перебор "шестерка".

Пример 12. Вариация на тему песни "House Of The Rising Sun".

Более сложен в исполнении перебор "восьмерка".

Пример 13. Перебор "восьмерка".

Пример 14. Импровизация с использованием перебора "восьмерка".

В переборе "2+2" первая пара играется как обычно, а вторая пара с верхнего тона

Пример 15. Перебор "2+2".

Длинный гитарный перебор

При игре длинного гитарного перебора часто используются все струны. На рисунке показано распределение тонов базовых аккордов на клавиатуре.

Рис. 8. Гитарные аккорды

Аккорды E, F и G играются с использованием шести, Am и С с использованием пяти, а Dm с использованием четырех струн.

Обращают на себя внимание аккорды G и C , которые можно взять на третьем ладу без приема баре или с ним. Начинающие гитаристы избегают позиций с баре и выбирают первые варианты исполнения этих аккордов, которые звучат легче и не столь насыщено. В одних случаях это будет звучать неплохо, а в других может получиться провал в звучании, например, при переходе F->G в ярком по смыслу припеве. Клавишникам лучше выбирать вторые варианты исполнения данных аккордов.

Из рисунка видно, что бас везде располагается через аккордовый звук, а остальные тоны аккорда расположены тесно (рядом друг с другом. Смотрим вторые варианты аккордов G и C).

Посмотрите на аккорд E. Он состоит из 6 звуков, которые являются звуками натурального звукоряда (поэтому и звучат гармонично). Нижние три звука образуют любимый рок-гитаристами квинт-аккорд, а верхний - трезвучие в тесном расположении. Вот оно что! Теперь мы можем без труда играть шеститоновые гитарные аккорды: строим от баса квинт-аккорд и присоединяем к нему трезвучие по аккордовым звукам.

Начинающий гитарист независимо от вида аккомпанемента и количества используемых струн ставит все пальцы согласно табулатуре. При игре аккорда F на первом ладу при игре боем используется шесть струн, а при игре “бас и аккорд на трёх верхних струнах” четыре. В обоих случаях гитарист зажимает все струны, несмотря на то, что во втором случае 4 и 5 струны не используются. Зачем ставить пальцы на струны, которые не используется? Так проще и удобнее для начинающих. С опытом, естественно, гитарист оптимизирует свою игру и использует свободные пальцы для усложнения аккордов, игры мелодических вставок и др., что обогащает аккомпанемент.

Из рис. 8 видно, что за исключением аккорда Dm в остальных случаях используется 5 или 6 струн, что позволяет сыграть длинный перебор “восьмерка”, в котором большим пальцем правой руки гитарист играет на двух нижних струнах, а остальными тремя на трёх верхних струнах. Давайте схитрим, и сыграем аккомпанемент на аккорд Dm на октаву ниже.

Пример 16. Длинный перебор "восьмерка".

При игре аккордов E, F, G получается перебор на 2 октавы, при игре Am и C перебор на полторы октавы. Это любопытно, так как клавишник для простоты сыграл бы такую фигурацию на одинаковую длину для всех аккордов.

Не обязательно играть гитарный перебор в точности. Для передачи характера композиции можно воспользоваться имитацией.

Пример 17. Упражнение на тему песни "О Solo mia!".

Если вы хотите продолжить знакомство с гитарным аккомпанементом, то рекомендую обзавестись программой Guitar pro, благодаря которой можно одновременно видеть гитарную табулатуру аккорда, его нотную запись и расположение на клавиатуре. А на следующем занятии мы подробно рассмотрим аккомпанемент типа "гармоническая поддержка". Кстати, этот аккомпанемент является одним из основных при игре на аккордеоне и при желании вы можете подсмотреть то, как его исполняют аккордеонисты.