Описание картины поклонение волхвов. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А


Леонардо да Винчи-начало Поклонениe волхвов

Леонардо да Винчи

Поклонениe волхвов

(1481-1482),деревo, масло 243х246,галерея Уффици,Флоренция,Италия.

После смерти второй жены синьор Пьеро да Винчи женился в третий раз. Отношения с новой мачехой (которая, как говорят, даже была моложе своего пасынка) у художника, не сложились. Она, вполне справедливо, полагала, что двадцатишестилетний человек должен сам зарабатывать на жизнь, а не просить помощи у отца.

Леонардо, хоть и считался во Флоренции даровитым живописцем, заказов получал мало. Он их не искал, предпочитая заниматься своими фантастическими проектами, а заказчики его сторонились, потому что за ним прочно закрепилась слава чудака. Отцу такое положение дел, конечно, не нравилось. Он попросил монастырь Сан Донато Скопето, где исполнял должность нотариуса, отдать сыну заказ на большую картину «Поклонение волхвов».

Итак, в 1481г, при содействии отца, нотариуса монастыря, Леонардо получил самый большой и важный, к тому времени, заказ на большую картину для алтаря в Сан Донато Скопето, церкови монастыря Огастина. В то время, он все еще работал над "Св.Иеронимом", но новый заказ был очень важен и пришлось отложить "Св.Иеронимома".

Договор был заключен на два с половиной года, и в 1481-м Леонардо приступил к работе.

В картине в полной мере воплотился придуманный Леонардо язык «говорящей» живописи. Подобная интенсивность жестов, выразительность эмоций через столетия будут воспроизведены в немом кино. И само   «Поклонение волхвов»   весьма кинематографично. Момент приношения даров передан как взрыв в человеческой истории – весь мир начинает двигаться вокруг Божественного Младенца и Его Матери. Тарковский использовал эту картину в   «Жертвоприношении»:  один из героев фильма, глядя на ее репродукцию, говорит, что всегда боялся Леонардо. В стоящем справа юноше Леонардо изобразил себя.

Картина осталась незаконченной. В 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Лоренцо Великолепный, флорентийский банкир, отправил его к миланскому герцогу Лодовико Сфорца, в качестве «посланника муз»: да Винчи должен был представить в Милане изобретенную им лиру, поскольку он был единственным, кто умел на ней играть. Во Флоренцию Леонардо вернется только через 18 лет. Монахи Сан Донато посчитали его поступок бесчестным и пригласили доделать работу другого художника. Но тот решил, что лучше все начать заново. Так что можно считать настоящим чудом то, что эта неоконченная картина Леонардо сохранилась и дошла до наших дней.

Несмотря на незаконченность, главные особенности картины ясны. На ней показан момент, когда второй король предлагает дар ребёнку

На первом плане- Мария с младенцем, за ними скала с двумя деревьями. Три короля, которых в Вифлием привела звезда поклоняются Ребёнку, сидящему на коленях у матери.

Первый король, Каспар(слева,считается, что он самый старый), кланяется низко Матери и Ребенку. второй король, вероятно Балтазар, прильнув к скале, в страхе, протягивает подарок. Человек, опускающийся на колени, с поднятой головой, наиболее вероятно, Мельхиор(самый молодой) из этих трех королей.(считается,что они представляют Азию, Африку и Европу)

Вокруг много других людей, сопровождавших волхвов, полукругом окружающих Марию с ребёнком. На заднем плане-более свободно. Видны руины дворца царя Давида. Два молодых дерева, растущие на развалинах, связаны по смыслу с более старыми около Марии, и могут пониматься, как символы новой эры, время мира и милосердия, которое должно было следовать за рождением Христа.Более высокое из этих двух деревьев в средине цепляется корнями за неприветливую поверхность скалы. Один из этих корней, как бы связывает дерево и голову ребенка Христа и может пониматься, что он - корень и дерево Давида.

Две лошади, на заднем плане, с наездниками в боевой позиции, могут быть ссылкой на другую легенду. Согласно этой легенде, три короля были жестокими врагами, но после их удивительной поездки в Вифлием заключили мир. Резкий контраст, между миром и враждой на переднем и заднем планах картины, показывает противопоставление между временем перед Появлением Бога и временем, которое началось с рождения Христа.
На основании бронзовой фигуры, выполненной Вероккио, моделью которой был его ученик Леонардо, считается что в одиноко стоящем от толпы молодом человеке (справа-внизу) Леонардо изобразил себя. В то время, живописцы часто рисовали себя среди персонажей картины

Евангелие от Матфея (2:1-12) говорит:

1 пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должен родиться Христос?

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который спасет народ Мой, Израиля. Мих.5,2; Иоан.7,42

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9 Они, выслушав царя, пошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великой,

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

, Флоренция

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1481 года

«Поклонение волхвов» (итал. Adorazione dei Magi ) - неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи , хранящаяся в галерее Уффици . Заказанная монахами-августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 году , она так и осталась незавершенной, поскольку через год художник отбыл в Милан , и заказчики, озабоченные тем, что его отсутствие затягивается, обратились к Филиппино Липпи , чьё «Поклонение волхвов» также находится в музее Уффици.

Композиция «Поклонения волхвов» Леонардо необычна и, по всей видимости, почти не имеет аналогов в итальянской живописи. На заднем плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям - языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке; в центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом , окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию паломниками. Свободное место на переднем плане «предназначается» зрителю. Молодой человек справа, предположительно - сам Леонардо в возрасте 29 лет.

Напишите отзыв о статье "Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)"

Литература

  • AA.VV. Galleria degli Uffizi. - Roma, 2003. - (I Grandi Musei del Mondo).
  • Milena Magnano. Leonardo. - Milano: Mondadori Arte, 2007. - (I Geni dell’arte). - ISBN 978-88-370-6432-7.
  • Bruno Santi. Leonardo // I protagonisti dell"arte italiana. - Firenze: Scala Group, 2001. - ISBN 88-8117-091-4.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari. I tempi dell"arte. - Milano: Bompiani. - Т. 2. - ISBN 88-451-7212-0.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Поклонение волхвов

Отрывок, характеризующий Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)

– Ну, да, – спокойно ответил отшельник. – А её зовут Вэя. Только она не придёт второй раз – она никогда не появляется дважды... Так жаль! С ней было так интересно говорить...
– Ой, значит, вы общались?! – окончательно этим убитая, расстроено спросила я.
– Если ты когда-нибудь увидишь её, попроси вернуться ко мне, маленькая...
Я только кивнула, не в состоянии что-либо ответить. Мне хотелось рыдать навзрыд!.. Что вот, получила – и потеряла такую невероятную, неповторимую возможность!.. А теперь уже ничего не поделать и ничего не вернуть... И тут меня вдруг осенило!
– Подождите, а как же кристалл?.. Ведь она дала свой кристалл! Разве она не вернётся?..
– Не знаю, девонька... Я не могу тебе сказать.
– Вот видишь!.. – тут же радостно воскликнула Стелла. – А говоришь – всё знаешь! Зачем же тогда грустить? Я же говорила – здесь очень много непонятного! Вот и думай теперь!..
Она радостно подпрыгивала, но я чувствовала, что у неё в головке назойливо крутиться та же самая, как и у меня, единственная мысль...
– А ты, правда, не знаешь, как нам её найти? А может, ты знаешь, кто это знает?..
Фабий отрицательно покачал головой. Стелла поникла.
– Ну, что – пойдём? – я тихонько её подтолкнула, пытаясь показать, что уже пора.
Мне было одновременно радостно и очень грустно – на коротенькое мгновение я увидела настоящее звёздное существо – и не удержала... и не сумела даже поговорить. А у меня в груди ласково трепетал и покалывал её удивительный фиолетовый кристалл, с которым я совершенно не знала, что делать... и не представляла, как его открыть. Маленькая, удивительная девочка со странными фиолетовыми глазами, подарила нам чудесную мечту и, улыбаясь, ушла, оставив нам частичку своего мира, и веру в то, что там, далеко, за миллионами световых лет, всё-таки есть жизнь, и что может быть когда-то увижу её и я...
– А как ты думаешь, где она? – тихо спросила Стелла.
Видимо, удивительная «звёздная» малышка так же накрепко засела и у неё в сердечке, как и у меня, поселившись там навсегда... И я была почти что уверенна, что Стелла не теряла надежду когда-нибудь её найти.

Поклонение волхвов - картина Леонардо да Винчи.

Среди незавершенных работ великого итальянского художника Высокого Возрождения картина «Поклонение волхвов» не избежала традиционной для творчества Леонардо да Винчи таинственности и загадочности.

История создания

Молодой художник должен был выполнить заказ монахов - августинцев для католического монастыря в Скопето на заданную библейскую тему.

Леонардо приступил к выполнению контракта и начал писать в 1481 году, но оставил полотно не дописанным, переселившись в Милан. Для завершения полотна, монахи передали ее другому художнику и тот дописал его в соответствии с собственным пониманием изображаемого сюжета.

Исследователи картины считают, что он совершенно не церемонился с замыслом Леонардо. Это подтверждают сохранившиеся наброски эскизов. Судя по этим зарисовкам Леонардо задумал совершенно необычную для традиционной итальянской живописи композицию.

На его картине большое количество деталей и персонажей. Задним фоном служат развалины. Можно предположить, что они символизируют языческую веру. Вдалеке всадники на конях и скалы.

Огромное дерево с обнажившимися корнями, которые подбираются к голове будущего Спасителя – это намек, что он из рода царя Давида? В центре композиции сама Мария с новорожденным младенцем. Их окружают фигуры паломников. В благоговейном жесте поклонения склонились пожилые волхвы с дарами.

картина Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

Предполагают, что молодой юноша справа это сам Леонардо. Художники Возрождения частенько прибегали к такому приему, Леонардо он также был не чужд. Все человеческие фигуры выполнены с отличным знанием анатомии, поэтому выглядят не бестелесными созданиями, живущими одной духовной пищей, а людьми из крови и плоти. В этом проявилось новаторство да Винчи – соединить в изображаемом образе внешность и внутренний мир.

Загадки картины Поклонение волхвов

Современные технологии позволили увидеть первоначальное изображение картины, которое во многом кардинально отличается от общеизвестного. Исследователи насчитали на замазанном изображении 66 персонажей. Среди них и традиционные для этого сюжета фигуры животных, которых почему-то нет в окончательном варианте.

Вместо двух фигур всадников изображена целая батальная битва. Вместо позднейших развалин художник вначале нарисовал строящееся здание с большим количеством рабочих. Среди паломников Леонардо изобразил себя дважды - не только молодым, но и в старости. По прошествии более пяти веков великий мистификатор опять задал нашим современникам массу новых загадок.

Леонардо да Винчи Шово Софи

« Поклонение волхвов»

« Поклонение волхвов»

В июле 1481 года монастырь Сан-Донато в Скопето, нотариусом которого служил его отец, заказал Леонардо картину большого формата (246x243 сантиметра), которая должна была служить запрестольным украшением главного алтаря. Сюжет заказанной картины давно привлекал его: поклонение волхвов. Это была классическая тема, над которой размышляли все художники, особенно тосканские. На выполнение заказа Леонардо отвели тридцать месяцев.

Он с увлечением принялся за работу. Его замысел был грандиозен: он задумал ни больше ни меньше как обновление жанра. Прежде всего, Леонардо перевернул перспективу, поместив на заднем плане множество людей с тщательно прорисованными лицами. На переднем плане из сфумато выплывают смутные очертания Богоматери и младенца Иисуса. Более никого – ни отца, ни осла, ни вола… Художник отказался и от прочих атрибутов классического сюжета, таких как ореол вокруг головы младенца и традиционные зашифрованные смыслы. Как и следовало ожидать, публика была шокирована. Новизна трактовки обеспокоила заказчиков и восхитила собратьев по искусству, сразу же возвысив Леонардо до уровня самых великих из них.

Монахи были крайне недовольны. То, что представил им Леонардо, оказалось совсем не тем, что они заказывали. Художник же, успевший уже израсходовать всё, что получил от заказчиков в качестве аванса, запросил у них еще денег для переноса рисунка с картона на панно. Монахи заплатили, только на сей раз натурой, чтобы у Леонардо были средства к существованию до окончания работы, – зерном, вином, дровами… А тот опять всё израсходовал еще прежде, чем приступил к завершающей стадии работы. Монахи были в ярости, и тогда Леонардо бросил работу, в очередной раз отказавшись завершить начатое, после того как почувствовал пренебрежительное отношение к своему картону.

Картон «Поклонение волхвов» не остался в монастыре. Леонардо передал его своим друзьям Бенчи. Он отлично сознавал, каким новаторским произведением является его картина, даже и в форме картона, поэтому считал необходимым сохранить ее. Поскольку монахи отвергли ее, она будет принадлежать ему.

Во всяком случае, Леонардо был убежден в том, что даже если бы завершил работу в установленные сроки, монахи все равно не приняли бы ее: слишком резко контрастировала она с традиционными представлениями о том, как надо интерпретировать этот сюжет из Священной истории, восходящий к средневековым легендам о царях-магах (волхвах), принесенным крестоносцами с Востока. Монахи Сан-Донато в Скопето пятнадцать лет терпеливо ждали появления художника, достойного Леонардо и способного завершить «Поклонение волхвов». Им оказался сын Липпи – Филиппино, лучший ученик Боттичелли.

Трудно сказать, почему Леонардо взял за правило не доводить до конца работу по выполнению полученных заказов. С тех самых пор, как у него появилась собственная мастерская, он не сумел завершить ни одного из своих произведений, выполняемых на заказ, не говоря уже о том, чтобы сдать работу в срок. Больше он ничего не доведет до конца. Хотя его «Святой Иероним» и заставил говорить о себе, он забросил его в углу своей мастерской, не имея ни малейшего желания и терпения завершить работу. Возможно, не случайно сквозит тревога в словах, которые он любил повторять: «Сколько времени уходит впустую!»

Почему Леонардо бросил работу над самым завидным из полученных им заказов? Загадка! Возможно, это как-то связано с тогдашним намерением Лоренцо Великолепного направить лучших художников Флоренции в Рим – расписывать в знак примирения с папой Сикстом IV его новую капеллу. Лоренцо заявлял, что отобрал для исполнения этой миссии лучших, во главе с Боттичелли. Лучших художников как посланников тосканской культуры – но среди этих лучших не было Леонардо! Какие чувства испытал он при этом: ревность, досаду, огорчение? И тогда он принимает решение бежать, исчезнуть, покинуть Тоскану, которая определенно не достойна его, страну, во главе которой стоит Лоренцо, самый безобразный человек, какого Леонардо когда-либо встречал в своей жизни. И по сей день еще с Медичи связано большое недоразумение. Подлинным меценатом был не тот Лоренцо, которого история нарекла Великолепным, но его внучатый племянник, именующийся также Лоренцо Медичи, однако затерявшийся в тени славы Великолепного. Это он поддерживал своими заказами творчество художников эпохи Ренессанса. Лоренцо же Великолепный умел только собирать драгоценные камни и тратить деньги республики на проведение своих праздников. Он не помог никому, ни одному художнику, ни одному скульптору. Ему приписали потрясающую художественную интуицию, в действительности отличавшую его внучатого племянника, поскольку из двух имен Лоренцо Медичи история сумела сохранить лишь одно.

Уезжать или бежать?

Ломбардийский двор при Лодовико Сфорца, который сам себя провозгласил герцогом Миланским, завоевывал репутацию третьего по важности двора Европы. Туда-то и решил отправиться Леонардо.

Тогда он совершил один из самых нелепых поступков в своей жизни, которых, надо признать, было и так немало. Он сочинил нечто вроде того, что в наши дни получило бы название рекламного проспекта или предвыборной программы. На десяти страницах он расхваливал собственные достоинства в качестве архитектора, военного инженера и, как тогда говорили, технолога и уверял герцога Миланского в том, что, приняв его, Леонардо, к себе на службу, он никогда больше не проиграет ни одной войны.

Отправлялся ли он в качестве представителя Флоренции и того нового стиля жизни, который внедрялся в тосканской столице? Или же просто бежал как пария, отверженный, постоянно преследуемый неудачами? Споры по этому поводу до сих пор ведутся среди биографов Леонардо да Винчи, однако его вышеупомянутое странное письмо позволяет склоняться к версии о бегстве. В свои тридцать лет он рекламирует себя как «многообещающего таланта». Тогда же он записал для себя слова Данте: «Двигаться по пути к славе – не на перине нежиться. Кто проживет свою жизнь без славы, тот оставит после себя на земле след, подобный струйке дыма в воздухе, пене на воде…»

Некоторые придерживаются мнения, что тот же Лоренцо, который отказался отправить Леонардо в Рим к папе в качестве своего представителя, лично направил его в Милан, дабы польстить грубым, как он полагал, вкусам внука кондотьера, захватившего власть в Ломбардии. В это трудно поверить, особенно после прочтения пресловутой «программы» Леонардо, из которой явствует, что он готов был принять от герцога любую должность…

Воспользовавшись отъездом Бернардо Ручеллаи, назначенного послом Флоренции в Милане, Леонардо отправился в качестве его спутника, прихватив с собой свои пожитки и домашних животных, а также двоих сотоварищей, давних приятелей, отличных компаньонов в горе и радости.

Первый из них, Томмазо ди Джованни Мазини, предпочитавший прозвище Зороастро, представлял собой своего рода гротескного близнеца Леонардо. Неглупый от природы, балагур и насмешник, он придумал себе предков княжеского рода. В душе своей считая себя византийцем, о чем свидетельствовало и его прозвище, этот изобретатель и шут, алхимик и торговец скобяными изделиями, гениальный кузнец и никудышный астролог, маг и шарлатан, он был известен как металлург, умевший обращаться с металлами, как никто другой.

Вторым товарищем Леонардо был красавчик Аталанто, человек-оркестр, музыкант, певец, танцор, роскошный Аталанто ди Мильоретти. Их дружба с Леонардо и совместная работа будут продолжаться более тридцати лет. Все трое были друзьями с детства, давними учениками Верроккьо.

К счастью, двое приятелей Леонардо познакомились с посланием, которое предполагалось вручить Лодовико Моро, герцогу Миланскому. Поскольку в нем не было ни слова о профессии живописца, главной для Леонардо и единственной, которой он учился (и в области которой он, дважды начиная всё сначала, добивался признания), Зороастро и Аталанто заставили его включить в перечень своих талантов также ремесло живописца и скульптора.

Отдавал ли себе отчет Леонардо да Винчи в том, что, направляясь в Милан, он покидает Флоренцию на долгие, очень долгие годы?

Преисполненный амбициозных замыслов и жизненных сил, он не сомневался, что добьется успеха в Милане, а добившись, сразу же, в ореоле славы, возвратится во Флоренцию – возвратится победителем, получив полное удовлетворение за все прежние неудачи и обиды. И для этого, полагал он, не потребуется слишком много времени.

Охваченный нетерпением, он летит в Милан на крыльях надежды. Там ждут его слава, богатство – настоящая жизнь

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

"Дары волхвов"… или "Декабрьские вечера" Рассказ о "моем Рихтере" был бы предательски неполным, если бы я не включил в книгу специальный сюжет о "Декабрьских вечерах". И не только потому, что по предложению Ирины Александровны Антоновой и Нины Львовны Дорлиак и с одобрения,

Из книги Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини автора Клюйкова Ольга Васильевна

Глава 13. ПОКЛОНЕНИЕ БЕТХОВЕНУ Отдых в Кастеназо был очень недолгим. В конце марта 1822 года Россини с женой уже прибыл в Вену, согласно контракту. Там их ждал Барбайя. И каковы же были его изумление, возмущение, гнев и обида, когда ему представились супруги Россини! Прелестная

Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна

Поклонение В 1922 году Толстой, возглавивший литературное сменовеховство в Берлине, открыл первый номер своего литературного приложения к газете «Накануне» двумя до тех пор не печатавшимися в России стихотворениями Ахматовой: «Земной отрадой сердца не томи» и «Как мог

Из книги Размышления команданте автора Кастро Фидель

Дар волхвов Информационные агентства заранее сообщили, что 6 января Буш завершит свой рождественский отпуск и отправится на Ближний Восток. Он поедет в земли мусульман – людей иной религии и культуры, которым, считая их неверными, европейцы-христиане объявили войну в ХI

Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей Викторович

8. Поклонение Нам необходимо научиться поклоняться Богу, не только во время прославления, но и все время. Вся моя жизнь – это поклонение Богу. Мы должны разделять музыку на две категории: музыка поклонения и вся остальная музыка. И музыка поклонения никогда не должна


«Нет такого человека, который не любил бы тайн». Таким высказыванием Дэн Браун предваряет свою краткую информацию о незаконченном шедевре Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов». В романе «Код да Винчи» Браун пересказывает историю о том, как флорентийский искусствовед‑диагност (его можно также назвать современным археологом от искусства) Маурицио Серазини обнаружил, что под верхним слоем краски на картине Леонардо скрыт совсем другой живописный сюжет. Руководство флорентийской галереи Уффици, не зная, как отнестись к этому открытию, убрало картину в запасники. Устами своих героев Браун сообщает об этом на страницах романа, ссылаясь на некую публикацию в «Нью‑Йорк таймс мэгазин» под названием «Тайная операция Леонардо».

В статье рассказывается о находке, полученной в результате исследований Маурицио Серазини - реального лица, действительно проживающего во Флоренции, человека, который на самом деле является диагностом‑искусствоведом.

Серазини прославился применением медицинской методики для обнаружения секретов старых мастеров‑живописцев. Он сделал ряд заключений по картинам Боттичелли, Караваджо и Рафаэля, а также других великих художников прошлого. Галерея Уффици, в которой хранится «Поклонение волхвов», поручила Серазини обследовать картину и таким образом положить конец бушующим в мире искусства спорам: нужно или нет отправлять ее на реставрацию, как недавно случилось с «Тайной вечерей» Леонардо? Многие искусствоведы уверены, что картина находится в неподходящем для реставрации состоянии, другие - главным образом директор Уффици - утверждают, что картина долгое время хранилась крайне небрежно и сильно пострадала от этого и более всего нуждается в улучшении условий хранения или по крайней мере в хорошей очистке.

Серазини пришел к важным и противоречивым заключениям в отношении «Поклонения волхвов», заключениям, которым еще предстоит получить должную оценку и одобрение представителей мира искусства. Как говорит сам Серазини: «Краски того изображения, которое мы видим на „Поклонении волхвов“, были нанесены не Леонардо, а другим художником. Одному Богу известно, кто это сделал, но явно не Леонардо». Серазини считает, что неуклюже нанесенные слои краски коричневого и оранжевого оттенков - результат работы некоего художника, приложившего руку к картине несколько позже. Он также утверждает, что многие элементы картины совершенно лишены присущего Леонардо изящества, особенно в прорисовке человеческих тел. Помимо этого, Серазини обнаружил свидетельства того, что под слоями краски и вековой пыли скрывается совершенно другой сюжет.

Так что автор «Кода да Винчи» прав в отношении того, что говорится на страницах его романа о «Поклонении волхвов». Более того, Дэн Браун, видимо, намекает на то, что руководство галереи Уффици убрало картину из зала после публичного заявления Серазини о сделанном им открытии. Но дело вовсе не в этом. Картина была убрана в запасники в то время, когда Серазини проводил ее сканирование и когда руководство художественной галереи приняло решение осуществить данное обследование. В Уффици, в зале №15, посвященном творчеству Леонардо, вывесили табличку, извещающую посетителей о том, что картина на реставрации - так всегда поступают в подобных ситуациях.

Открытия Серазини привели в замешательство как руководство галереи, так и представителей мира искусства, считающих, что Леонардо закончил картину сам. Идея о том, что существует некий тайный мотив, скрытый за истинным смыслом «Поклонения волхвов», неведомый широкой публике, скорее всего имеет далеко идущие последствия.

Тем не менее совершенно ясно, что работа Серазини выявила то, что раньше было скрыто под внешним слоем краски. То, что находится под слоем краски и лака, было изучено в инфракрасных лучах. Новоявленный сюжет отличается от старого, привычного. Похоже, Леонардо хотел изобразить мир, восстановленный из руин, являющийся отражением чувств великого художника эпохи Возрождения, Первоначальная версия картины изображает здание и лестницы. Другой ее элемент представляет собой несколько столкнувшихся в беге лошадей и наводит на мысль о набросках Леонардо да Винчи, сделанных к его легендарной картине «Битва при Ангиари».

В настоящее время Серазини занимается поисками знаменитой «Битвы при Ангиари», которая, как считается, была написана на стене Зала Пятисот флорентийского палаццо Веккьо. Он убежден, что картина вполне могла сохраниться до наших дней и ее удастся обнаружить на одной из стен этого дворца.

Заказ на «Поклонение волхвов» Леонардо получил в 1481 году. Картина имела большие размеры - 96 на 97 дюймов и написана на десяти склеенных вместе деревянных досках. Она считается гениальным творением великого мастера, и до сенсационного заявления Серазини к картине относились с огромным почтением, поскольку она удивительным образом сочетает технику работы красками и карандашного наброска. На ней изображена сцена - ныне поблекшая - встречи трех царей с младенцем Иисусом и его матерью Марией,

В картине имеется несколько любопытных и, возможно, даже символических элементов, оставшихся незамеченными автором «Кода да Винчи». На заднем фоне, за фигурами людей, видно рожковое дерево. Как отмечают Клайв Принс и Линн Пикнетт в своей книге «Открытие тамплиеров», рожковое дерево обычно ассоциируется с Иоанном Крестителем - главным персонажем картин Леонардо да Винчи. Вокруг него на заднем плане в почтительных позах располагаются фигуры людей. Один из них вытянул указательный палец в жесте, типичном для Иоанна Крестителя (по утверждению К. Принса и Л. Пикнетт). Второй человек, стоящий возле Марии и младенца Иисуса, также поднял палец в том жесте, который Леонардо неоднократно изображал на своих живописных полотнах. Жест Иоанна по‑прежнему остается самым загадочным элементом картин Леонардо.

См. также: Леонардо да Винчи.