Чего достигает л н толстой композиционным. План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н


Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», - рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: "… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная". Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, "который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Тема «Контрастное построение рассказ как способ выражения его идеи (по произведению Толстого «После бала»)

Цель: рассмотреть особенности композиции; познакомиться с понятием контраста, как художественным приемом, на котором строится рассказ; формировать навык исследовательской работы с текстом, выразительное чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся

Оборудование:

Иллюстрации картин В. Кандинского «Чёрная дыра», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация, карточки оценки эмоционального состояния, раздаточный материал.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. «Погружение в тему»

В начале урока мне хотелось бы задать вам необычный вопрос: что влияет на душевное состояние человека?

Прослушайте фрагмент музыкального произведения, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (карточки цвета)

Какова цель нашего эксперимента?

Мы живём в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства и эмоции. И не случайно многие из вас выбрали не чёрно-белый вариант, а другие цвета: желтый, синий, красный. В жизни человека бывают случаи, когда он испытывает противоречивые чувства. Сегодня на уроке мы будем рассматривать литературное произведение, в котором главному герою тоже приходится испытывать разные чувства, делать свой выбор.) на доске РАДОСТЬ - ГРУСТЬ

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством гениального русского писателя Л.Н.Толстого. В своих произведениях он раскрыл все самые хорошие, светлые стороны жизни человека и самые плохие, такие, за которые людям стыдно. Мы вспомнили события 40-х и 90-х годов 19 века. К ним обращается Л.Н.Толстой в рассказе «После бала»

Именно над этим небольшим по объёму, но удивительным по глубине переживаний и эмоциональности рассказом мы начнем работать сегодня на уроке.

3. Работа над темой урока

Запись в тетрадь – число, классная работа, тема урока

Работа над темой урока (выяснить… что такое построение произведения – композиция, идея произведения….. познакомиться с понятием контраста, как с художественным приемом, на котором строится рассказ)

4. История создания рассказа (реализация домашнего задания)

Расскажите, что вы знаете об истории создания этого рассказа?

5.Выявление первоначальных впечатлений о прочитанном.

Дома вы прочитали рассказ «После бала»

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

На какие части можно условно разделить рассказ?

(вступление, бал, после бала, заключение) – схема на доске или слайд

Заключение

После бала

Вступление

Вступление в рассказе.

От чьего лица ведется повествование в рассказе?

Почему именно Иван Васильевич рассказывает обо всем?

В каких еще произведениях используется такой прием? («Ася» Тургенев, «Капитанская дочка» Пушкин, «Мцыри» Лермонтов)

Как называется такой прием композиции? Какой смысл придает он художественному произведению? (самоанализ и самораскрытие, герой комментирует и оценивает свои поступки) запись на доске ЮНОСТЬ – ЗРЕЛОСТЬ

Возвращаемся к схеме. Рассказ Ивана Васильевича поделили на 2 части.

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина)

6. Анализ первой части рассказа (по ходу урока заполняют таблицу, заготовки каждому в начале урока)

О чем вспоминает в своем рассказе Иван Васильевич? (проверим с помощью викторины или фронтальный опрос)

Назовите эпизод и героев, увиденных вами в этой сцене?

Где и когда проходил бал? (рассказ о Масленице, Прощеном Воскресенье, Чистом понедельнике – что знаете об этих праздниках?)

Что за танец «проходит» с Варенькой герой? (вальс)

Какую яркую деталь в одежде Вареньки вспоминает герой и через 50 лет? (розовый пояс)

На экране отрывок из текста.

Вставьте в местах пропуска эпитеты, с помощью которых рассказчик рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, отца Вареньки.

Бал был чудесный : зала прекрасная , музыканты знаменитые , буфет великолепный .

Губернский предводитель – добродушный старичок.

Жена его – тоже добродушная.

Варенька – в белом платье , в белых перчатках, в белых башмачках. У неё – сияющее, разрумянившееся ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. (какие цвета использует, вывешиваю на доску)

Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании? (зачитать из текста)

О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца? (обратить внимание на такую деталь как «замшевая перчатка» полковника)

Пользуясь опорными словами, которые вы видите на экране, составьте связный ответ на вопрос «Что чувствовал герой рассказа на балу и почему?»

Иван Васильевич не только любовался , но и с восторженным умилением смотрел на Вареньку, умиляясь даже мягким отцовским сапогам. Герой был доволен, счастлив, добр , потому что влюблён, молод, красив, беспечен . Ему казалось, что все любуются Варенькой. Иван Васильевич танцевал легко, не чувствуя тела , как будто неземное существо, способное на одно добро. Он признавался собеседникам, что любовь к Вареньке освободила всю его скрытую способность к любви . Герой обнимал в то время весь мир своей любовью . На балу Иван Васильевич был бесконечно счастлив.

На балу герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой, наполнен ощущением счастья, молодости, красоты. И вот бал окончен. Иван Васильевич не может уснуть, он снова на улице.

7. Анализ второй части рассказа.

Найдите в тексе слова, помогающие понять, что настроение вдруг меняется. (зачитывают)

В какой момент это происходит?

Что теперь слышит герой? (звуки флейты и барабана, другую, жестокую, неприятную, визгливую мелодию, свист палок и их шлепки по спине солдата)

Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (стыдно, больно, тоскливо до тошноты) ОБРАЩАЮ ВНИМАНИ НА ДОСКУ, ГДЕ ТОЖЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ)

В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция.

В литературоведении такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд) Запишите термин, запомните определение.

На доске: контраст - выразительный художественный приём, основанный на резком противопоставлении понятий, образов, картин, композиционных элементов на разных уровнях идейно-художественного содержания произведения.

Я думаю, вы уже обратили, внимание. Что весь рассказ Л.Н.Толстого построен на контрасте: мы видим, что происходит с героем на балу и после бала.

Но все ли противопоставления в рассказе мы рассмотрели? (не все: чувства Ивана Васильевича, полковник и татарин)

Какие средства языка, используемые в тексте, помогают понять состояние героя? (Повторы, прямая речь, неопределённые местоимения).

Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (Стыдно, больно, тоскливо до тошноты»).

Каким увидел Иван Васильевич полковника в этой сцене? (Всё тот же: срумяным лицом, белыми усами и бакенбардами).

А наказываемого татарина? (заполняем таблицу)

Полковник.

Наказываемый.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне,

то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья,

толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры… тянули его

назад.

8. Итог урока

- Для чего здесь используется прием контраста? (Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о том, что есть другой, страшный мир, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во 2 части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности ). (Он позволяет выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности. Автор подчеркивает контраст в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах и в описаниях.)

Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни? (в начале урока слушали музыку, рассматривали картины)

Можно ли понять добро, не зная зла?

Обратимся к словам Волонда из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?»

Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла?

- Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче). Поговорим об идейном смысле произведения.

9. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Мои впечатления от рассказа»

Опорные слова.

Вначале я решил, что…; затем, вчитываясь в рассказ, я понял…; мне поначалу показалось…; но вдруг обнаружилось…; я, как и Иван Васильевич, испытывал симпатию к полковнику Б, даже умилялся им, но, приглядевшись к нему с помощью автора, резко изменил своё отношение: я понял, что…; первоначальное чувство сменилось…; Ивана Васильевича же, напротив, мне было…; в нём я открыл, наконец…

На балу

После бала

Бал (звуки, краски)

Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках

в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…

Кадрили, вальсы, польки…

Мазурочный мотив…

Нежно, плавно…

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Спина…что-то пёстрое, красное

Жёсткая, нехорошая музыка

Полковник

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

то опрокидываясь назад

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Иван

Васильевич

Счастье моё всё росло

Доволен, счастлив, блажен, добр

Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. изучили жизненные источники рассказа «После бала», проанализировали особенности жанра и композиции рассказа, познакомились с контрастом произведения, как художественным приемом.

Но уже сейчас можно сказать, что значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство.

А эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Звуки, краски

Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках

в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…

Кадрили, вальсы, польки…

Мазурочный мотив…

Нежно, плавно…

Звуки, краски

Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)

Спина…что-то пёстрое, красное

Били барабаны, свистела флейта

Жёсткая, нехорошая музыка

Неприятную, визгливую мелодию

Полковник

красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой

Полковник

Высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подражающей походкой.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Наказываемый

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его

что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…

то опрокидываясь назад

Сморщенное от страдания лицо.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Иван Васильевич

Счастье моё всё росло

Доволен, счастлив, блажен, до

Иван Васильевич

Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Цель урока:

  • показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
  • работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
  • раскрыть гуманистический пафос рассказа "После бала".

Оборудование: мультимедиа, компьютер, экран, иллюстрации к рассказу "После бала", музыка, презентация.

Словарная работа: композиция, контраст, антитеза

Контраст - франц. contraste - резко выраженная противоположность.

Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Представим поздний вечер. Лев Николаевич за работой... Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строго судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с мыслью о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания - "прогнания сквозь строй". Но рассказ "После бала" выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность. Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает - это цель нашего урока.

2. Беседа с учащимися.

Что такое композиция произведения?

(Композиция - это построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.)

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (От лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего своё прошлое.)

Что это был за человек? (Уважаем всеми, рассказывал он очень искренно и правдиво, видно, что он обладает богатым жизненным опытом.)

Кто ещё участвует в разговоре? (Молодой человек.)

В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция? (Кольцевая.)

3. Слово учителя.

Иван Васильевич рассказывает о событии, которое сыграло решающую роль в его судьбе. Это событие произошло в один день, а точнее ночью, и включает два эпизода.

Какие это эпизоды?

(Эпизоды бала у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)

Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.)

И такая резкая противоположность называется контрастом. (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить.

Учитель: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: напомните их.

1. Обратите внимание на то, какие танцы танцевали в XIX веке. Давайте перенесемся на некоторое время на бал и послушаем, как звучала музыка мазурки и вальса.

(Чтение бала у губернского предводителя со слов "взял руку дочери..." до слов "подвел ее ко мне...").

Слайд. Иллюстрация, музыкальное сопровождение. Выразительное чтение отрывка (читает Коршунова Лиза)

2. Наказание солдата со слов "я стал смотреть..." заканчивая словами "это было тело человека".

Слайд. Рисунок. Выразительное чтение эпизода (читает Ерёменко Саша)

4. Исследования учащихся.

Мы проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказание солдата по плану: Слайд.

I вариант смотрит, какими эпитетами обрисован праздник у предводителя:

бал чудесный,

зала прекрасная,

буфет великолепный,

музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька - в белом платье, в белых перчатках. У нее - "сияющее... лицо, ласковые, милые глаза..."

Отец Вареньки - красивый...

Иван Васильевич - доволен, счастлив...

II вариант смотрит, какими эпитетами обрисована вторая часть, после бала:

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют, и перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания:

Улица: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке

Солдаты в черных мундирах

Музыка: неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же - с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Иван Васильевич- стало неловко и неприятно, была на сердце тоска

Индивидуально: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого (внешнее описание, лицо, походка, как двигался) Слайд.

С какой целью Л. Толстой использует в рассказе контраст?

(Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.)

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России. Позиция автора четка и однозначна: внушить читателю ненависть к угнетению человека, к унижению его достоинства.

5. Итоги урока.

Учитель: Вот и наступили последние минуты урока. Что мы рассматривали на уроке? Какие исследования провели?

(Учащиеся: Мы проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.)

Учитель: Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти и уничтожить все зло в людях...

Пусть сегодня горит свеча для того, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

6. Самооценка учащихся работы на уроке (заполнение листа самооценки)

7. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику.

Контраст как основа

композиции рассказа


История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.


Л.Н.Толстой

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая2

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)


История создания рассказа

Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?


в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях


Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • В чём наблюдается контраст?
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,


Экзекуция:

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


ПОЛКОВНИК “Высокий военный в шинели и фуражке”. “Шел твердой, подрагивающей походкой”. “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… “Сморщенное от страдания лицо”. “ Спотыкающийся, корчащийся человек “. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.


Танцы (глаголы) – полковник

Описание наказания (глаголы)

Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл

Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул


Полковник на балу

Полковник на плацу

Красивый, статный , высокий , свежий.

С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами,

радостной улыбкой,

с широкой грудью,

сильными плечами,

длинными стройными ногами,

сложен был прекрасно

Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;

грозно и злобно нахмурившись,

высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой,

румяное лицо и белые усы и бакенбарды .

Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура.

Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?


Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления

Перчатка

33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».

Искренен на балу?

С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ?

И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Контраст усиливается.

  • А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается?
  • Умаляет ли это его вину?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


Вывод

В чём вы видите критическую силу рассказа?

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"


Композиция – способ выражения идеи.

  • В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов»
  • Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.


Хорош

Плох

Ему было стыдно, он испытал ужас

Унижение человеческого достоинства

Не вступился Но почему?

Стыд за своё умиление,

«Что же вы думаете, что я тогда решил…»

за свою любовь,

Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять

за то, что был человеком, не знающим зла



Иван Васильевич

1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.


Вывод

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.


Вывод

Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».


Значение рассказа «После бала»

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Сочинение

1. Противопоставление образов главных героев
2. Цветовая палитра произведения.
3. Музыкальная картина окружающего мира.
4. Контрастный портрет полковника.

Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли бы сделаться.
А. Бергсон

Наша жизнь наполнена случайностями и непредсказуемыми событиями. Бывают моменты, что их не сразу можно различить в общем потоке жизни. Поэтому, чтобы не только выявить для себя, но и показать всему миру, необходимо описать данные явления. Для этого можно использовать прием контраста. Составленная таким образом картина позволяет не только писателю, но и нам понять подоплеку той или иной ситуации. С другой стороны, такой подход к фактам дает возможность представить их в более объективном освещении. В таком случае даются две противоположные характеристики одной и той же ситуации, оставляя за нами право на решение данного вопроса.

Однако и подборе различных деталей описания автор произведения может подсказывать нам тот путь, который предпочитает именно он. Рассмотрим наши предположения на примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала». В нем представлен случай, который кардинально изменил жизнь молодого человека. При этом его решение повлияло на судьбу других людей. А значимую роль в таком выборе сыграли именно контрастные картины, еще больше обострившие сложившуюся ситуацию.

Уже на уровне композиции нам представлены два противоположных полюса: бал и сцена наказания. Первый поражает своей роскошью и красотой, второй - жестокостью и бессмысленностью. В таком противопоставлении показано, что другого в жизни просто быть не может. Невозможно найти какой-то средний вариант. Однако только двум героям - Ивану Васильевичу и полковнику суждено пройти через оба сюжетных пространства. Они словно два таких же противоположных мира, так как представляют собой разный подход в решении одной и той же проблемы. Полковник считает, что татарин заслуживает такое ужасное наказание. Поэтому он прогоняет его через строй. Иван Васильевич, наоборот, не понимает, зачем проявлять такую жестокость, тем более наказываемый молит солдат «помилосердствовать». Различаются эти герои и потому, что один действует (полковник), а другой бездействует. Но а этом смысле не совсем верно говорить о контрастности образов. С их помощью автор показывает разный подход к одной и той же проблеме.

В рассказе Толстой использует более выразительные факты, которые и составляют контрастную картину повествования. Она создается на разных уровнях: цветовом и звуковом.

Один из них уже не касается главных «противников» подхода к жизни: Ивана Васильевича и полковника. Цветовая гамма характеризует других персонажей: Вареньку и татарина. Девушка в своем цветовом ореоле предстает прекрасной и непорочной красавицей. Образ Вареньки описывается через белые и розовые оттенки. Причем первый цвет нагнетается: он повторяется в одном предложении несколько раз. «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Кажется, что с помощью этого оттенка автор хочет показать саму душу и сущность девушки, но никак не может отразить их - настолько они прекрасны. Розовый же цвет лишь подчеркивает нежность и свежесть Вареньки.

Для описания татарина только с помощью одной цветовой гаммы создается образ того ужаса, который запечатлелся в памяти Ивана Васильевича. Для этого автор все характеристики контраста также помещает в одно предложение, тем самым уси -лиеая впечатление от увиденного, «...я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». При виде такой сцены Ивану Васильевичу стало стыдно, он не знал, куда деться от впечатления такого жестокого наказания. Вскоре он нашел в себе силы оторваться от этого ужасного зрелища и уйти домой.

И в этот момент возникает другой уровень контрастности - звуковой. Иван Васильевич ничего не видел, но с ним оставались страшные звуки такого бесчеловечного происшествия. «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: "Братцы, помилосердуйте", то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? Будешь?"» И снова писатель собирает весь звуковой ряд в одно предложение. Они создают жесткую, лишенную всякого благозвучия тираду звуков, переходя от низких тональностей (дробь) дс высоких, можно сказать, надрывных (флейта). При этом даже в одном предложении писатель создает последовательную цепочку из разных элементов. Сначала слышна музыка, потом мольба татарина, которая замыкается грозным голосом полковника. Такое обрамление также показывает нам, что любые крики о помощи не будут услышаны. Контрастной к этой жестокой картине становятся прекрасные звуки бала. Они буквально пару часов назад опьяняли главного героя. «Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было: все с Варенькой». И герой их продолжает слышать в тот момент, когда уходит с бала: настолько они милы и восхитительны. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки», несмотря на то что это был единственный танец, на который Иван Васильевич не пригласил Вареньку. В этот момент он смотрел на девушку со стороны. Поэтому звучащая в душе мелодия напоминала ему о том прекрасном образе на балу.

Самым важным достижением писателя становится то, что контрастное сочетание ему удается показать не только с помощью различных элементов. но и в пределах одной личности - полковника. На балу военный прекрасен, несмотря на некоторые недостатки в одежде, которые оправдываются его большим вниманием к дочери. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми... подвитыми усами». Во время наказания перед нами предстает словно совершенно другой человек. Полковник «...втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». В таком контрастном сопоставлении нам показана не только внешность, но и поведение военного человека. Он меняется на глазах. И после такой картины, совмещенной с другими сюжетами и событиями, Иван Васильевич старается больше не видеться с Варенькой. «И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека». Значительную роль в таком решении сыграла и контрастная картина, созданная Толстым в данном произведении.

Контрастным перед нами предстает и то чувство, которое испытывал главный герой. После бала он был влюблен и окрылен возникшими чувствами к Вареньке: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Однако после сцены наказания Иван Васильевич - подавлен и унижен. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Каждое из событий оставило неизгладимый след в душе Ивана Васильевича. Но последнее впечатление настолько затмило все, что главный герой видел и чувствовал ранее. Именно оно и повлияло на его дальнейшие поступки и решения.

Следовательно, использование приема контраста позволяет не только показывать событие с двух сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия главных героев. Кажется, что автор не вмешивается в повествование, и все постепенно идет своим чередом. Но на самом деле все совершенно не так. Отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор, и какой позиции стоит придерживаться при рассмотрении той или иной проблемы. Толстой умело использовал такой прием, чтобы в небольшом по объему рассказе показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)