Аркадий и базаров друзья или попутчики. Базаров и Аркадий


Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное - ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он - лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова - интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

Что сближает и что разобщает этих героев романа "Отцы и дети"?

Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.

Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «...зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще... Ситниковы нам необходимы. Мне... нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.

Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».

Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.

В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью...». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.

Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.

В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».

Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.

Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».

Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.

Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.

Рецензии

На школьных уроках я Базарова не понимала. Теперь, имея некоторый жизненный опыт, могу сказать: Базаров строит свою жизнь, но сути своей личности сам до конца не понимает. Он не таков, каким себя видит. Отсюда все его противоречия.

С уважением, Галина

ЗЫ. Обожаю Тургенева! И не согласна с Д.Быковым: Тургенев не забытый автор.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - это произве­дение о современниках автора, поскольку время действия в романе и время его издания практически совпадают. Ничего не приукрашивая, Тургенев сумел показать основ­ные проблемы общественной жизни второй половины XIX века, в том числе и извечный конфликт поколений - «от­цов» и «детей». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров - представите­ли нового, молодого поколения. С самых первых страниц мы понимаем, насколько Аркадий дорожит дружбой со своим «добрым приятелем», который действительно является не­заурядной личностью, обладающей четко выраженными принципами и убеждениями. Добрый, чувствительный, достаточно мягкий и «пус­той» Аркадий Кирсанов сразу же понимает необыкновен­ность своего нового знакомого и, практически не разду­мывая, принимает чужие мысли, мнения, установки. Поэтому мы и видим в дальнейшем конфликт, который развивается в душе молодого Кирсанова между его реаль­ными взглядами, опытом - и всем тем, что он так быстро решил «принять». Именно поэтому Аркадия за­девают и даже иногда оскорбляют выпады Базарова против Кирсановых-старших, их образа жизни, воспитания, прин­ципов, но молодой человек не только не противоречит своему авторитетному другу, но и пытается найти в его словах зерно истины. С самого начала видно, что эта дружба - неравная. Да и можно ли назвать дружбой отношения, которые ценны лишь для одного? Очарованный внутренней силой, энерги­ей, необычным мировоззрением Базарова, Аркадий готов простить другу его невежливость и бестактность, но сам нередко попадает в ситуации, когда становится объектом насмешек по совершенно неожиданному поводу. Впечат­лительный, мечтательный Кирсанов умеет чувствовать пре­красное, он часто восхищается произведениями искусства, не оставляет его равнодушным непередаваемая красота природы. Но его восторг, искренние глубокие чувства так часто натыкаются на ядовитую усмешку друга, считающе­го, что искусство - это чепуха, «романтизм», «художество», а «природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник». И здесь проявляется слабость Аркадия - не в том, что не умеет переубедить Базарова, а в том, что ощу­щает чувство вины, смущение за свою искренность, откро­венность, мысли. Не всегда понимая и принимая поступки Базарова, Аркадий готов соглашаться с ним практически во всем, но он ясно ощущает, что его приятель не слишком дорожит их дружбой, не видит в нем самоценной, инте­ресной личности. Поэтому, когда Аркадий вступает в спор с отцом и дядей по поводу несогласия в убеждени­ях, он говорит не только от имени себя лично, но и от имени друга: «мы не признаем авторитетов», «мы долж­ны исполнять эти требования, мы не имеет права преда­ваться удовлетворению личного эгоизма». Это «мы» гово­рит о неуверенности Аркадия, он постоянно обращается за поддержкой. Да и речь его становится слишком напыщенной, «красивой». Слишком разные эти два молодых человека, и мы по­нимаем, что на самом деле у каждого из них - своя доро­га. И все-таки Базарову нужен был зачем-то Аркадий, за­чем-то он держал его около себя! Откровением прозвучал для Аркадия отзыв Базарова о Ситникове - его бывшем «ученике», пародии на убежденного человека, крикливой и бестолковой: «Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В это мгновение Аркадию ясно открылась не только «вся бездонная пропасть базаровского самолюбия», но и бездна, разделяющая его и Евгения: «Эге, ге!... Мы, стало быть, с тобой боги? то есть - ты бог, а олух уж не я ли?» В конце романа дороги друзей расходятся, поскольку для Базарова были ценными в жизни лишь его убеждения, и он всегда шел на решительный разрыв с теми, кто сочув­ствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни его силой духа и воли, ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог стать лишь ненадежным попутчиком. Находя в Аркадии не только бесхарактер­ность и слабость, но и черты враждебного ему дворянского мира, Базаров при прощании сказал ему: «...мы прощаем­ся навсегда, и ты сам это чувствуешь... В тебе нет ни дерзости, ни злости... Ты славный малый; но ты все-таки мяконький, либеральный барич...» Роман Тургенева «Отцы и дети», заставил меня заду­маться о многом: какой должна быть человеческая друж­ба, как вести себя, если не согласен с товарищами, до какой степени стоит принимать убеждения и авторитеты друга? Тургенев не давал ответов, он ставил нужные вопросы, и дело читателей - понять их, решить, задуматься о своей жизни.

Роман «Отцы и дети», написанный И. С. Тургеневым во второй половине 19 века, никогда не утратит своей актуальности.

Это доказывает уже название, ведь противоречия, возникающие между разными поколениями - вполне обычное явление в любые времена. А когда к возрастным различиям добавляются социальные, конфликт приобретает еще более острый характер и становится явлением общественно значимым.

Главные герои произведения И. Тургенева - разночинец Базаров и потомственные аристократы Кирсановы. Каждый из них отличается особым воспитанием, образом жизни, отношением к миру, а также убежден, что именно он может служить если не идеалом, то образцом современного человека. Сравнительная и Павла Кирсанова (это главные антиподы в романе) позволяет читателям, живущим спустя полтора столетия, сформировать свое представление об основных общественных силах и особенностях развития России середине 19 века.

Знакомство с главным героем

Завязкой действия становится приезд в деревню, на каникулы, молодого дворянина Аркадия. Встречающий сына отец с некоторым удивлением разглядывает его товарища - очень уж не похож он на Кирсановых. Евгений Базаров (друг и духовный учитель Аркаши) - сын простого лекаря. Одет просто - в длинный балахон с кистями. Сразу бросались в глаза его большие красные руки и длинные волосы. Да и поведение было особенное - несколько развязное, грубоватое. Такова была данная Николаем Петровичем при первой встрече характеристика.

Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в тот момент связывали общие интересы, но по мере развития отношений всех героев молодые люди будут все больше отдаляться друг от друга. Одна из причин - конфликт между молодым разночинцем-демократом и уже пожилым, но сохранившим изысканность и врожденный аристократизм, Павлом Петровичем.

Начало противостояния

Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.

Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.

Происхождение, образование и общественная деятельность

Внешность - это первое, что бросается в глаза при знакомстве с двумя совершенно противоположными героями. Чем больше накаляются их отношения, тем явнее становится видна абсолютная разница между ними.

Базаров - сын обедневшей дворянки и обычного лекаря. Всего в жизни добивался собственным трудом, не желая хоть в какой-то мере зависеть от родителей. Это человек сильного ума и характера, решивший посвятить жизнь медицине и науке. Ни во что не верил и гордо провозглашал себя нигилистом.

Павел Петрович, дворянин в нескольких поколениях, был воспитан совсем в другой обстановке. Хорошее образование, офицерская служба и всеобщая любовь - вот то, что составляло основу его жизни. Однако страстное увлечение княгиней Р. и довольно быстрое разочарование (она его бросила) стали причиной его преждевременного старения и отчуждения от света. Он потерял вкус к жизни, затем поселился в имении брата и с тех пор вел замкнутую, бесполезную жизнь.

Таким образом, характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает понять, насколько не похожими были эти люди изначально.

Идеологические противоречия

Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству - лучшая характеристика персонажей.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга - это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

Отношение к аристократии

Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.

Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства - монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.

Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.

Нигилисты - кто они?

На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.

Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.

Аристократ и нигилист - два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

Оценка роли искусства в жизни человека

Высказывают герои в яростных спорах и отношение к культуре, тем более что для Павла Петровича это была попытка одержать верх над «все отрицающим» Базаровым. Здесь они предстают как полные антиподы. Первый - романтик, чья жизнь прошла на балах и в развлечениях. Неслучайно, он выступает в защиту поэзии, музыки, любви (хотя в то же время автор показывает пустоту его рассуждений). Второй воспитан трудом, поэтому все это для него - глупость, отвлекающая от настоящего дела (в этом Тургенев осуждает своего героя, доказывая несостоятельность подобных взглядов любовью Базарова к Одинцовой).

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова - выводы

Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались - это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.

Образ Аркадия Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети», скорее, можно отнести к уходящему прошлому, чем к новому поколению. Он ученик Базарова, но его «нигилизм» более упрощенной формы.

Как автор показывает в романе образ Аркадия Кирсанова

Аркадий – это, своего рода, промежуточное звено между старым и новым. Его жизненная позиция сформировалась под влиянием двух факторов: эпоха и возраст. Его увлечения идеями нигилизма поверхностны. Он не такой, просто, желание свободы, независимость от веками сложившихся традиций кажутся ему привлекательными ценностями. Это очень характерно для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. И в то же время, все эти нигилистические взгляды прекрасно сочетаются в его душе с другими свойствами, очень далекими от нигилизма.

По своей натуре Аркадий Кирсанов очень добрый человек. По дороге в имение на него нахлынула лавина чувств, при виде знакомого с детства пейзажа, грязных оборванных мужиков, разрушившиеся деревенские дома. Он полон желания исправить все это, но как воплотить желания в действительность, герой не представляет. Он видит в людях только хорошее, не испытывает ни к кому ненависти, жалеет родителей Евгения. Для убежденного нигилиста – это признак слабости.

Что могло связывать Кирсанова Аркадия и Базарова

В образе Аркадия Базаров нашел человека, который им восхищался, впитывал все его убеждения и поступки. Видя такую податливость, Базаров принимается перевоспитывать друга, делать его своим последователем. Но, довольно быстро, Евгений понимает, что это неосуществимо и Аркадий Кирсанов, внешность которого мягкая и неуверенная, перевоспитанию не поддается. Устои и принципы перетягивают его на свою сторону.

С первых страниц романа читатель видит, как Аркадий подчиняется своему другу. Влияние Базарова очень велико и характеристика Аркадия Кирсанова в первых главах полностью это подтверждает.

Но пожив среди привычной обстановки и родных людей, молодой человек начинает понимать, что находится под влиянием сильной личности и живет не совсем так, как ему хочется. Постепенно, он становится самостоятельным и отдаляется от Базарова.

Его восторженные суждения о нигилизме оказались для него чуждыми. В течение всего романа Аркадий копирует своего друга, старается быть на него похожим. Однако, выдержать до конца свою роль, он не сумел.

Иначе говоря, Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети» никогда не был нигилистом. Да и сам Базаров ему, наверняка, не сильно нравился. Просто увлекающийся молодой человек не совсем ясно понимал свою цель в жизни, а Базаров воспользовался его мягкостью и внушил идеи, которые были ему совсем чужды.

Тест по произведению