Картины природы в произведении бедная лиза. Значение пейзажа в повести Н.М


Тема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
1. Природа и человеческие чувства. 2. «Ужасная громада домов». 3. Чувственная основа городского образа.

Естественная природа и город входят в сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза». Можно сказать, что эти два образа противопоставляются уже тем, что автор использует разные эпитеты в их описании. Естественная природа наполнена красотой, натуральностью, жизненностью: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада». Совсем другие краски мы встречаем при представлении города: «...видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей».

В самых первых строках произведения Карамзин дает возможность соединиться этим двум образам. Они не сливаются в гармоничном единстве, но вполне естественно соседствуют. «...Великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»

В произведение присутствует естественное начало, которое целиком прослеживается в описании природы. Она словно оживает под пером автора и наполняется каким-то особым одухотворением.

Иногда природа появляется в переломные жизненные моменты героев повести. Например, когда надлежало погибнуть Лизиной непорочности, «...блеснула молния и грянул гром». Иногда природа оказывается неразрывно связала с человеком. Особенно это проявляется в образе Лизы. Девушка грустила, что Эраста нет рядом в одно прекрасное утро. И «слезы» появляются не у девушки, а у травы. «Лиза... села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».

Очень верно замечает исследователь О. Б. Лебедева, что именно тема Лизы в повести связана с жизнью прекрасной естественной природы. Она повсюду сопровождает главную героиню. И в мгновения радости, и в моменты печали. Также природа по отношению к образу главной героини играет роль предсказательницы. Но девушка по-разному реагирует на природные предзнаменования. «...Восходящее светило дня пробудило все творения, рощи, кусточки ожили». Природа, словно по мановению волшебной палочки, просыпается и оживает. Лиза видит все это великолепие, но не радуется, хотя оно предвещает встречу с возлюбленным. В другом эпизоде мрак вечера не только питал желания, но предвещал и трагедийную судьбу девушки. И тогда «никакой луч не мог осветить заблуждения».

Близость именно образа главной героини к природе подчеркивается и в ее портретном описании. Когда Эраст посетил дом матери Лизы, в ее глазах блеснула радость, «щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер». Иногда кажется, что Лиза будто соткана из природных нитей. Они, переплетаясь в этом образе, создают свой особый, неповторимый узор, который нравится не только повествователю, но и нам, читателям. Но нити эти не только прекрасные, но и очень хрупкие. Чтобы разрушить это великолепие достаточно только до него дотронуться. И оно растает в воздухе как утренний туман, оставаясь на траве лишь капельками слез. Возможно, что именно поэтому в водной стихии, «скончала жизнь свою прекрасная душой и телом Лиза».

А разбить этот прекрасный сосуд смог только Эраст, который был влюблен в девушку. С его образом О. Б. Лебедева связывает «ужасную громаду домов», «алчную Москву», сияющую «златом куполов». Как и природа, город сначала входит в повествование с помощью образа автора, который, несмотря на «ужасные» эпитеты, все-таки любуется им и его окрестностями. И, как говорилось выше, город и природа, хоть и контрастируют, но не «враждуют» между собой. Это прослеживается в образе Эраста, городского жителя. «...Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и природным сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». В последних словах звучит явное противопоставление природного и городского как в описании об­лика главных героев, так и в описании обстановки. Естественная природа дает силу, доброту, искренность. А город, наоборот, забирает эти природные качества, оставляя взамен слабость, легкомысленность, ветреность.

Мир города живет по своим законам, в основу которых положены товарно-денежные отношения. Нельзя, конечно, отрицать, что в этом жизненном пространстве они играют порой решающую роль. Однако именно они губят юную и природную душу Лизы. Она не смогла понять, как в десять империалов можно оценить безграничное одухотворенное естественное чувство - любовь. Деньги играют решающую роль и для самого Эраста. Легкомысленность и ветреность, воспитанные городом, ведут по жизни молодого человека. Ведь он и на войне вместо борьбы с неприятелем ведет игру в карты с приятелями, в результате чего проигрывает «почти все свое имение». Мир города строит любовные отношения только на «выгодных» условиях для обеих сторон, как это получается у Эраста. Влюбленная вдова заполучила своего возлюбленного, «нищий» Эраст - содержание и деньги на расходы.

Городская тематика встречается в произведении не только в образе главного героя. Вместе с ней входит и другое содержание. Автор в начале повести говорит о том, что ему приятнее место, «на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря». Монастырская атмосфера навевает воспоминания об истории нашего отечества. Именно стены монастыря и города, являются надежными хранителями памяти о прошедших былых временах. И город таким образом под пером автора оживает, одухотворяется. «...Несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях». Оказывается и в городском образе есть чувственная составляющая, что характерна для природных образов.

Городской мир живет по своим законам и только так он может жить и развиваться дальше. Эту обстановку не осуждает автор повести, но он показывает губительное воздействие ее на обыкновенного человека и уничтожающее на природного. И в то же время именно городские стены оказываются способными сохранить на многие века память прошедших столетий. Вот таким многогранным становится мир города в повести «Бедная Лиза». Природный же мир более красочен, но менее разнообразен. Он вмещает в себя все самое прекрасное и одухотворенное на земле. Он словно кладезь, который хранит драгоценные сокровища. Все, что соприкасается с этим миром, оживает, а не каменеет.

    Лиза (бедная Лиза) - главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить...

    Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви...

  1. Новое!

    Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного на­правления - сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого - начале девят­надцатого века. Оно получило свое...

  2. В конце 18 века в литературе зарождается направление сентиментализм, для которого главное – внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. «Бедная Лиза» - повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина и брошенной...

В конце 18 века большой интерес в русской литературе вызвали произведения Н. М. Карамзина. Его герои впервые заговорили на простом языке, а на первом плане оказались их мысли и чувства. Новым стало то, что автор открыто выражал свое отношение к происходящему и давал ему оценку. Особой была и роль пейзажа. В повести «Бедная Лиза» он помогает передать ощущения героев, понять мотивы их поступков.

Начало произведения

Окрестности «алчной» Москвы и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бесконечными полями и несколькими небольшими деревеньками - такие контрастные картины предстают в экспозиции повести. Они абсолютно реальны, знакомы каждому жителю столицы, что изначально придает повести достоверность.

Панораму дополняют сияющие на солнце башни и купола Симонова и Данилова монастырей, символизирующих связь истории с простым народом, свято хранящим ее. А еще с начинается знакомство с главной героиней.

Такая пейзажная зарисовка культивирует идиллию деревенской жизни и задает тон всему повествованию. Судьба бедной крестьянки Лизы сложится трагически: воспитанная рядом с природой простая крестьянская девушка станет жертвой все пожирающего города. А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями.

Особенности сентиментализма

Такой подход к написанию произведений не являлся чем-то уникальным: это отличительная особенность сентиментализма. Историко-культурное направление с таким названием в 18 веке получило распространение сначала в Западной Европе, а затем и в русской литературе. Его основные черты:

  • преобладание культа чувства, что не допускалось в классицизме;
  • гармония внутреннего мира героя с внешней средой - живописным деревенским пейзажем (это место, где он родился и живет);
  • вместо возвышенного и торжественного - трогательное и чувственное, связанное с переживаниями персонажей;
  • главный герой наделяется богатыми душевными качествами.

Карамзин стал тем писателем в русской литературе, который довел идеи сентиментализма до совершенства и в полной мере реализовал все его принципы. Это подтверждает характеристика повести «Бедная Лиза», занимавшей особое место среди его произведений.

Образ главной героини

Сюжет на первый взгляд кажется довольно простым. В центре повествования оказывается трагическая любовь бедной крестьянки (то, чего не было раньше!) к молодому дворянину.

Их случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно. В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко. Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный ее обманул. Все действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя героини.

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

Падение Лизы

Но наступает момент, когда на смену чистым, непорочным отношениям приходит физическая близость. Как страшный грех воспринимает все произошедшее воспитанная на христианских заповедях бедная Лиза. Карамзин вновь подчеркивает ее смятение и страх изменениями, происходящими в природе. После произошедшего над головами героев разверзлось небо, и началась гроза. Черные облака закрыли небо, из них полился дождь, словно сама природа оплакивала «преступление» девушки.

Ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, появившаяся на небе в момент прощания героев. Она напоминает о сцене первого признания в любви, когда все казалось ярким, сияющим, полным жизни. Контрастные пейзажные зарисовки на разных этапах жизни героини помогают понять трансформацию ее внутреннего состояния во время обретения и потери самого дорогого сердцу человека. Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в Из незначительной до той поры детали, играющей роль украшения, пейзаж превратился в способ передачи героев.

Финальные сцены повести

Любовь Лизы и Эраста продлилась недолго. Разорившийся и остро нуждавшийся в деньгах дворянин вскоре женился на богатой вдове, что стало для девушки самым страшным ударом. Она не смогла пережить измену и покончила с собой. Героиня обрела покой на том самом месте, где проходили самые страстные свидания - под дубом у пруда. И рядом с Симоновым монастырем, появляющимся в начале повествования. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» в данном случае сводится к приданию произведению композиционной и логической завершенности.

Заканчивается повесть рассказом о судьбе Эраста, так и не ставшего счастливым и часто навещавшего могилу бывшей возлюбленной.

Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги

При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием - это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.

Сочинение по произведению на тему: Роль пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу... по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок... На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни...»

Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы... везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство.

Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись... всего чаще под тению столетних дубов... – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе... Между тем блеснула молния и грянул гром...» Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу... по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок... На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни...» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного. Ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы... везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе не испытанное ею чувство. Несмотря на то что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом. Они любят друг друга, и ее ощущения тут же меняются: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись... всего чаще под тению столетних дубов... - дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе... Между тем блеснула молния и грянул гром...» Эта картина не только раскрывает душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда. Она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью. Она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажные зарисовки просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» - более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», - пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.