Интересные традиции чукчей. Образ жизни и система обеспечения


Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, и ламуты называют народность, проживающую на крайнем север-востоке России. Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами.

С русскими чукчи столкнулись впервые еще в XVII столетии. В 1644 г. казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к .

С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края. В 1770 г. после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.

В 1775 г. на речке Ангарке была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (в 250 верстах от Нижне-Колымска, на берегу Малого Анюя). Сюда привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха (бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов), которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских на юго-востоке. Постепенно она увеличивалась, что сопровождалось выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской, туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской и других. В 1897 численность Чукчей составляла примерно 11 тысяч человек. В 1930 году образовался Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ. Согласно данным переписи 2002 года численность чукчей составляла 16 человек.

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство. Олени дают чукчам почти всё необходимое им: мясо для приготовления пищи, шкуры для одежды и жилища, а также используются в качестве тяговых животных.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. Сначала для охоты использовалось традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, но в XIXвеке чукчи стали чаще использовать огнестрельное оружие. До настоящего времени сохранилась лишь охота на птиц с помощью «бола». Рыболовство развито лишь у некоторых чукчей. Женщины и дети занимаются также сбором съедобных растений.

Традиционные чукотские блюда в основном готовятся из оленины и рыбы.

Основное жилище чукчи — разборный цилиндро-конический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых и моржовых — у приморских чукчей. Свод опирается на три шеста, расположенные в центре. Отапливалось жилище каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских Чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.

Тип чукчи смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов и якутов, и чаще, чем у последних; встречаются индивиды с густой на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком.

Среди женщин чаще встречается тип , с широкими скулами, расплывшимся носом и вывороченными ноздрями. Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей.

Зимняя одежда чукчей - обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчи во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Большая часть украшений чукчей - подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками) - имеют религиозное значение, но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек.

Оригинальный узор на одеждах приморских чукчей- эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

По своим верованиям чукчи - анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения).

Фольклор и мифология чукчей очень богаты и имеют много общего с таковыми американских народов и палеоазиатов. Язык чукчи очень богат как словами, так и формами; в нем довольно строго проведена гармония звуков. Фонетика очень трудна для европейского уха.

Главные психические черты чукчей - чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе; наряду с этим чукчи гостеприимны, обычно добродушны и охотно приходят на помощь своим соседям, даже русским, во время голодовок. Чукчи, особенно приморские, прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода. Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар). Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.

sabeltiger 14-01-2010 10:29

Быт и выживание чукчей.
Живут они стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Несмотря на необходимость перекочевок, жилище их довольно громоздко и удобоперевозимо только благодаря обилию оленей (обоз стойбища доходит до 100 саней). Жилище чукчей представляет большой шатер неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придается камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище - посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой ее обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага. Зимняя одежда чукчей - обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пеленок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испражнения, которые ежедневно выбираются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка.

Большая часть украшений чукчей - подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками и т. п.) - имеют религиозное значение; но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек и т. п. Вышивки у оленных чукчей очень грубы. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака - тотема. Самый любимый рисунок, по словам г-на Богораза, ряд небольших дырочек, обметанных по краям (английское шитье). Часто узор состоит из черных и белых квадратиков гладкой оленьей шкуры, вырезанных и сшитых вместе. Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских - эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей. Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т. д.), но и до сих пор в быту чукчей много остатков недавней первобытной культуры: костяные лопаты, мотыги, сверла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и т. д., сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скребла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Первобытными сохранились их легкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей). Пища чукчей - преимущественно мясная, в вареном и сыром виде (мозг, почка, печень, глаза, сухожилья). Охотно употребляют и дикие коренья, стебли, листья, которые варят вместе с кровью и жиром. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло - полупереварившийся мох, извлеченный из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлебка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса еще очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи. Очень пристрастны чукчи к табаку, водке и мухоморам. Род чукчей - агнатный, объединяемый общностью огня, единокровностью по мужской линии, общим тотемным знаком, родовой местью и религиозными обрядами. Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный, часто полигамический (2-3 жены); среди определенного круга родственников и побратимов допускается, по соглашению, взаимное пользование женами; обычен также левират. Калыма не существует. Целомудрие для девушки не играет роли. По своим верованиям чукчи - анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний - рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир, родоначальнику чукчей и т. д.) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения и т. д.). Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов. Последние, почувствовав свое призвание, переживают предварительный период своего рода невольного искуса, впадают в глубокую задумчивость, бродят без пищи или спят по целым суткам, пока не получат настоящего вдохновения. Некоторые умирают от этого кризиса; некоторые получают внушение о перемене своего пола, то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращенные принимают одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходят замуж, женятся и т. д. Покойников либо сжигают, либо обертывают пластами сырого оленьего мяса и покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени. Предварительно покойника обряжают, кормят и гадают над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивают себя сами или, по их просьбе, убиваются близкими родственниками.
С приходом Советской власти, чукчи, за исключением кочующих оленеводов, переехали в современные дома европейского типа. В населённых пунктах появились школы, больницы, культурные учреждения. Создана письменность для языка. Уровень грамотности чукчей (умение писать, читать) не отличается от среднего по стране.
В религиозном отношении большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви, однако, среди кочующих встречаются остатки традиционных верований (шаманизма).
Чуко́тская резна́я кость - вид народного искусства, издавна распространенный у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида; пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.
Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Древнеберингоморская культура характеризуется анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В следующий, пунукский период, длившийся, примерно, до начала второго тысячелетия, скульптура приобретает геометризованный характер, криволинейный орнамент сменяется строгим прямолинейным. В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в пегтымельских петроглифах и ритуальных рисунках на дереве.
В конце XIX - начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта. Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
В 1930-е годы промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежневе. В 1931 году в Уэлене создается стационарная косторезная мастерская. Первым ее руководителем стал Вуквутагин (1898-1968), один из ведущих мастеров промысла. В 1932 году Чукотским Интегралсоюзом создано пять косторезных артелей в селениях Чаплино, Сиреники, Наукане, Дежневе и Уэлене.
Созданные в 1920 - 1930 годах фигуры моржей, нерп, белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960-1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы.

Бахадур_Сингх 14-01-2010 12:31

Откуда материал?

Меня про чукчей вот это задело, "зажигательно" ребята жили пост #36 ну и там коллеги ссылки давали на книгу.

sabeltiger 14-01-2010 13:09

quote: Откуда материал?

просто по поисковику набрал и нашёл, ссылку удалил к сожалению..

Воркутинец 14-01-2010 13:17

ОНЕМЕН (Сан Толич) подтвердит, а чуть позже с места событий ВСЕ КАК ЕСТЬ на сегодняшний день расскажет.

Ustas1978 16-01-2010 23:06

ап, чтоб не потерять!)))
ждём "с места событий"!

Papa Karla 17-01-2010 01:56

Образ жизни и быт чукчей, эвенов, якутов 20-30-х годов ХХ века очень хорошо описан в книге С.В.Обручева "В неизведанные края". http://podorozhnik.nn.ru/literatura/ObrucVNK.zip

kiowa 17-01-2010 16:33


Происхождение материала:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чукотская_резьба

Офф-топ. Ну хоть поглядеть на Тебя нынешнего на аватарке...

avkie 17-01-2010 19:29

эээ быва там в командировках...
наверное, к сожалению сейчас все не совсем так.
северные народы (якуты, эвенки) теряют свою культуру.
старики умирают, а молодежь - очень многие перебирается в города. утрачивается умение делать чумы (теперь их делают из полиэтиленовой пленки, картонных коробок и рубероида, некоторые перешли на брезентовые палатки армейского образца с железной печкой)
эти народы чаще влачат жалкое существование в нищите.
как они выживают - понятия не имею

Претендент 17-01-2010 22:21

Выживают потому, что это выживание у них в крови, как не банально прозвучит. Они просто умеют выживать. Но ровно до тех пор, пока их не сонулась цивилизация.

Капасёв 19-01-2010 23:54

Вовсе даже и не выживают. Бригадного тракториста в артель на заработки на бульдозер хрен загонишь. Пару примеров только знаю, но после отработки сезона вернулись в лоно оленеводства.
Кстати, у нас начали тушёнку из оленины выпускать
toKiowa Я так не выгляжу, эта борода специально для снимка отращивалась зимой на сопке и впоследствии была сбрита.

Yuripupolos 20-01-2010 15:13

О, тушняк из оленины...
А в Новосибирске никто такой не встречал?

sabeltiger 20-01-2010 15:28

живёт чукча с семьёй в чуме, очаг по центру, в крыше отверстие, на улице мороз под -50. И спят там и выживают как то.. Больниц нет, телефонов тоже.

Претендент 20-01-2010 18:17

Да им не нужны больницы и телефоны. Они сами себе доктора. Все без нас знают, как выживать, что от болезней принимать... У них своя цивилизация. Что нам хорошо - чучче смерть. И наоборот.

Капасёв 20-01-2010 20:27

Отродясь чукчи в чумах не жили, в ярангах было и ещё есть, но сейчас больше в меховых палатках или комбинации палатки с ярангой.
Телефон штука нужная в смысле музыку послушать, но для связи-то радиостанция

Werewolf_Zarin 21-01-2010 17:54

А как же от буль буль аглы.....
а чукча в чуме ждет расцвета расцвет настанет тока летом
далее припев

avkie 21-01-2010 22:05

quote: Originally posted by Капасёв:

Отродясь чукчи в чумах не жили, в ярангах было и ещё есть

верно говорите, но я на момент написания своего сообщение напрочь забыл это слово, в голове вертится, вспомнить не могу
вот спасибо, напомнили. чукчанский чум - это яранга.

Udavilov 21-01-2010 22:35

раньше чукчи мало жили. лет 30-40.

Претендент 21-01-2010 23:19

а сейчас, что, больше стали?..-)

Papa Karla 22-01-2010 01:27

quote: А как же от буль буль аглы.....
Не Бюль-Бюль Оглы, а Кола Бельды.

Капасёв 23-01-2010 20:25

quote: Originally posted by Претендент:
а сейчас, что, больше стали?..-)

Мало-мало больше, однако.
И лучше.
Например, один из призов (не главный) на гонках ноутбук

Капасёв 23-01-2010 20:32

А вы может прокормить столько собак красной рыбой?

Претендент 23-01-2010 21:54

и что чукчка с ноутбуком делать будет? Очень мне интересно.

Капасёв 25-01-2010 12:44

Тоже, что и все. Слава Абрамовичу, компьютерные классы есть в каждом селе.
В бригадах генераторы имеются.

onemen 25-01-2010 17:04

Только увидел темку, посвободнее буду, повешу фотографий.

Капасёв 25-01-2010 23:29

"Выжившие в Энурмино" фотоэтюд
(плохо одетые это москвичи)

Претендент 25-01-2010 23:46

Как ноутбук помогает чукче выживать? Если уж на то пошло?...

Капасёв 26-01-2010 02:12

То есть как это "как"? Досуга же немерено!
Спасибо за тему. Скачаю и буду в бригадах сливать за вяленое мясо.
К концу лета по связи первый вопрос будет:"Ну что, выжили?"
Прищлите плиз фотачку чукотского гастарбайтера из столицы!

Претендент 26-01-2010 12:49

krysoboj 26-01-2010 21:16

кажется в русском музее в петербурге упоминается что в 16-19 веках чукчи были вроде чингисханов сибирского разлива- 3 года добирался чукча до китая или до руси, покупал стальной доспех, обратно столько же -и в таком виде каменновекового робокопа порабощал все местные племена. вовсе не анекдотический туповатый хитрован

Капасёв 27-01-2010 12:11

А в Энурмино старейшины решили, что пить - веселие Руси
Фото "Нутэпельмен -бедные, покосившиеся развалюхи, несчастные люди, голодные псы..."

Капасёв 27-01-2010 12:16

Вообще-то анекдоты возникли когда подписали соглашение о безвизовых поездках для коренных жителей. Возможно, непосредственно в тогдашней километровой очереди у Ам. посольства

Воркутинец 27-01-2010 09:38

Еще фото ждем от Онемена и Капасева.
Сан Толич, ты свои бригады начинай немного приучать к порядку-собаку вон из яранги, постель утром вытряхивать и складывать в углу...)))
Для наглядности, вот-Европейская яранга(Север Коми).Им покажешь.)))

Бахадур_Сингх 27-01-2010 22:14

На 4-м снимке впечатлило стадо оленей, интересно это сколько там голов в кадре.

onemen 27-01-2010 22:19

quote: интересно это сколько там голов в кадре.

Честно говоря не помню, но что то около 5-7 тысяч вроде было в бригаде.

Бахадур_Сингх 27-01-2010 22:32

quote: Originally posted by onemen:

Чтобы такую ораву оленей прокормить, наверное нужно каждый день кочевать, они же за день весь ягель в округе сжуют.

onemen 27-01-2010 22:38

Нет, кочуют раз в 1-1.5 месяца. Много зависит от места, от времени года, да и много ещё от чего.

Воркутинец 28-01-2010 12:40

quote: Честно говоря не помню, но что то около 5-7 тысяч вроде было в бригаде.

Но на этой фоте где-то около 1500-1700 будет.

Капасёв 28-01-2010 04:22
"Специальный сосуд" называется "ачульхен". Классический с ручкой долбится из дерева, получается что-то вроде большого ковша. В него справляется нужда большая и маленькая с вечера, опорожняется утром.
Южак кончится, сфотографирую

onemen 28-01-2010 09:53

quote: Специальный сосуд" называется "ачульхен".

Абсолютно точно, спасибо.

quote:

Олени выходили из долины несколькими кусками.

Yuripupolos 28-01-2010 19:28

Южак - это вьюга? О_о

zhurnalist 29-01-2010 22:22


Чукчи и без нас 1000 лет жили и еще столькоже проживут, если не сопьются конечно

onemen 30-01-2010 16:12

quote: А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?

Эт Вы кого спрашиваете?

Воркутинец 30-01-2010 20:42

quote: А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?

Совсем непонятен Ваш вопрос. Да и таких низких температур в России впомине не было, разве только на нашей станции Восток-но это в Антарктиде...

Lat.(izvinite) strelok 30-01-2010 22:55

quote: Originally posted by Воркутинец:

Да и таких низких температур в России впомине не было


Давно было- по телевизору баили что в Оймяконе было -72 как-то раз... Брешут?

Бахадур_Сингх 30-01-2010 23:14

quote: Originally posted by zhurnalist:
А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?
Чукчи и без нас 1000 лет жили и еще столькоже проживут, если не сопьются конечно
А вам?
Если уж заговорили про минус 70, то это к Чукотке не имеет никакого отношения, полюс холода Северного полушария расположен в Якутии.

om_babai 01-02-2010 13:59

quote: Но на этой фоте где-то около 1500-1700 будет.

Не могу открыть фото нормально, но из того что вижу, я бы дал больше. Раза в два как минимум... Полторы тытычи, это был средни размер бригадок в нашем совхозе перед развалом. Плотной кучей они займут площадь... ну где-то 100х50, даже меньше.

quote: А вам слабо перезимовать при -70 да еще с ветром?
Чукчи и без нас 1000 лет жили и еще столькоже проживут, если не сопьются конечно

Вы уж простите. Слабо.
Я просто в нашем полушарии нигде не найду таких условий. Вы уж определитесь - или ветер, или минус семьдесят.
Кстати - давно уже спились.

onemen 02-02-2010 19:47

quote: Кстати - давно уже спились.

Не совсем так, есть поколение начала 90 -х которые в те мутные времена не попали в интернаты, вот на них и надеются.

dukat 03-02-2010 10:38

Я не был на Чукотке, но Ямал и Гыдан облазил весь. Довелось работать в экспедициях по буровой разведки. Повидал,что сделала цивилизация с девственной природой. Заброшенные буровые с грудами ржавеющего металла, колеи от ведеходов, которые превращаются со временем в глубокие руьи. потоиу что снят верхний слой мха и грута, а под ним вечная мерзлота. И процесс этот уже необратим. Ханты уже научились брагу варить. Очень любили(не знаю как сейчас)одеколон. Как они мне говорили-вкусно пахнет. Молодеж уже отслужила в армии и тоже повидала.... Работают в основном старики, да школьники, которых каждый год отлавливали на вертолетах для обучении в интэрнатах. А родители их прячут. Жил с ними и в чуме(не долго правда)и носил их обувь(ичиги).Очень хорошая вещь. Легкие,теплые и очень удобные. Прада к чуму привыкнуть надо. Со свежего воздуха заходишь.... ух!!!Запах прелых шкур. пота,рыбы. Глаза начинают слезится. А потом вроде и ни чего!!!Пища очень скудная. Мясо оленя, рыба,гусиные яйца весной...... и все. Зубы теряют очень рано. Сказывается нехватка витаминов. За мукой, патронами и другой провизией ездят на фактории, где их обдирают как липок. Народ очень добрый и приветливый. Всегда помогут. напоят,накормят и дадут ночлег, но нетерпят вранья и обмана. Да и наивный!!Как-то пришли в одно стойбеще. Глядим а над чумом деревянный крест. Старшего Петей звали. Петь,говорим, а чо у тебя за крест. Он нам говорит"Вы однака геологи ни чего не понимаете.... это ж антэнна!!!Мы чуть не померли со смеху. И что.... ты телевизор по вечерам смотришь. ?Нет,говорит телевзор сломался. А антэнна, чисто деревянная. А в обще им цивилизация не нужна. Правильно,было сказанно. Мы своим вмешательством только навредим. А какая там охота и рыбалка. Чистейшая вода и воздух. Климат правда очень суровый и жизнь у них не легкая. Сколько лет прошло, а тянет туда. Такой нетронутой человеком природы, вряд ли уже увижу. Работал я там с 85 по 90 год.

Капасёв 04-02-2010 23:53

Не то Дукат на Чукотке: порвёшь в августе гусками тундру переезжая с Рывеема на Якан так, что сам на себя донос в ЗелёныйПис написать хочешь, а на другой год думаешь, что заблудился. Только на глине в ручье сохранились отпечатки ГТТ.
российским лидером по компьютеризации населения стала Чукотка, где компьютерами пользуются в 88 семьях из ста."
См. http://www.itartass-sib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16341-301.html

dukat 05-02-2010 08:29

Не бывал я на чукотке, а на Мар-Сале у обской губы все в таких рубцах, что плакать хочется. В те времена, когда я там был про компьютэры еще в Москве только мечтали. Так,что спорить не берусь..... дано я не был в тех краях и думаю, мало что изменилось.

krysoboj 11-02-2010 23:43

ув. онемен, а почему лёд без снега? я из мурманска- такой красоты не видел.

onemen 12-02-2010 12:10

quote: почему лёд без снега?

Сильный ветер, под весну особенно, опять жа пурги.

Воркутинец 12-02-2010 09:39

Фото со льдом обалденное! А велосипед кому привезли в яранге?)))

om_babai 12-02-2010 14:34

quote: велосипед кому

Либо у семьи до сих пор нет своего угла в посёлке (что, может быть и к лучшему...), либо понимают, что скоммунизжено всё будет, до их приезда...

Понравилась верхняя фотка и где на льду (удачный свет бы там, и с фантазией подойти... уух )

АТС... Мой знакомый на своём таком доходит от нас зимой до Билибино, через пос. Омолон. В первом варианте он его разрезАл пополам и вварил ещё кусок лодки, стало 7 катков по борту. Ну и дизель понятное дело не родной. Несколько лет проходил... А на этот год у него новинка - 8 катков!!! Контейнер 20-ти футовик на платформу ставится. Чукотка выпадет в осадок когда увидит (если доедет )

Нарты ездовые.. У нас они звались "карятками". Один в один.

Палатки на две жерди по бокам. В нашей лесной зоне всегда хватало одной. Пристройка - тамбур перед входом называлась "дюкан", что-то типа летней кухни. У чукчей посерьёзней, из шкур...

onemen 12-02-2010 14:59

quote: Понравилась верхняя фотка и где на льду (удачный свет бы там, и с фантазией подойти... уух)

Дим, так ведь времени не очень, в основном в голове-следы, да обрезание следов, а это так,"баловство".Опять жа холодно, да поддувает.
Фоток ещё добавлю, в начале недели, сейчас на телефоне.

zhurnalist 27-03-2010 13:49

И вправду снежная заря!
Суровый край, и красота суровая.

kotowsk 27-03-2010 18:33

если говорить о выживании, то модель выживания у чукчей была самая жёсткая. выживание рода за счёт отдельных личностей.
а что касается военного дела чукчей, то есть про это книжка
http://mirknig.com/2007/10/29/voennoe_delo_chukchejj_seredina_xvii__nachalo_xx_v.html
или с депозитфайла
http://depositfiles.com/ru/files/2173269
с ними даже суворов воевал.

У каждой народности, живущей вдали от цивилизации, есть традиции и обычаи, которые непосвященным людям кажутся как минимум странными. Сейчас, в эпоху глобализации, своеобразие малых народов стремительно размывается, но некоторые многовековые устои все-таки сохраняются. Например, у чукчей весьма экстравагантная система брачно-семейных отношений.

Чукчи - коренной народ Крайнего Севера - живут по законам левирата. Это брачный обычай, который не позволяет семьям, потерявшим кормильца, остаться без поддержки и средств к существованию. На брата или другого близкого родственника умершего мужчины возлагается обязанность жениться на вдове и усыновить ее детей.


Очевидно, действием левирата объясняется популярность традиции группового брака. Женатые мужчины договариваются объединить семьи, чтобы оказывать друг другу трудовую и материальную поддержку. Разумеется, бедные чукчи стремятся заключить такой союз с богатыми друзьями и соседями.


Этнограф Владимир Богораз писал: «Вступая в групповой брак, мужчины спят, не спрашиваясь, вперемешку с чужими женами. Обмен женами чукчи обычно ограничивают лишь одним или двумя друзьями, нередки, однако, примеры, когда такого рода близкие отношения поддерживаются со многими».


Дети, родившиеся в семьях, состоящих в отношениях группового брака, считаются родными братьями и сестрами. И опекают их все члены большой семьи. Так что групповой брак - настоящее спасение для бездетных пар: бесплодному мужчине всегда поможет завести детей его друг. А рождение малыша для чукчей - всегда очень радостное событие, независимо от того, кто его биологический отец.

Мы все привыкли считать представителей этого народа наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера. Дескать, всю свою историю чукчи пасли стада оленей в условиях вечной мерзлоты, охотились на моржей, а в качестве развлечения дружно били в бубны. Анекдотичный образ простака, который все время произносит слово «однако», настолько далек от реальности, что это действительно шокирует. Между тем, в истории чукчей немало неожиданных поворотов, а их быт и нравы до сих пор вызывают споры у этнографов. Чем же представители этого народа так отличаются от других обитателей тундры?

Называют себя настоящими людьми

Чукчи – единственный народ, мифология которого откровенно оправдывает национализм. Дело в том, что их этноним произошел от слова «чаучу», которое на языке аборигенов севера обозначает владельца большого числа оленей (богача). Данное слово услышали от них русские колонизаторы. Но это не самоназвание народа.

«Луораветланы» – так чукчи именуют себя, что переводится как «настоящие люди». Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность чукчей составляет всего 15 тысяч 908 человек. И хотя этот народ никогда не был многочисленным, умелые и грозные воины в непростых условиях сумели завоевать огромные территории от реки Индигирки на западе до Берингова моря на востоке. Их земли по площади сопоставимы с территорией Казахстана.

Раскрашивают лица кровью

Чукчи делятся на две группы. Одни занимаются оленеводством (кочевники-скотоводы), другие охотятся на морского зверя, по большей части, добывают моржей, поскольку живут на берегу Северного Ледовитого океана. Но это основные занятия. Оленеводы тоже занимаются промыслом, они добывают песцов и других пушных животных тундры.

После удачной охоты чукчи раскрашивают свои лица кровью убитого зверя, при этом изображая знак своего родового тотема. Затем эти люди совершают ритуальное жертвоприношение духам.

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Грабили коряков

Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам. Так, они часто нападали на коряков, отбирая их оленей. Известно, что с 1725 по 1773 годы захватчики присвоили около 240 тысяч (!) голов чужого скота. Собственно, чукчи занялись оленеводством после того как ограбили соседей, многим из которых пришлось добывать себе пропитание охотой.

Подкравшись к поселению коряков в ночи, захватчики протыкали копьями их яранги, стремясь сразу же убить всех хозяев стада, пока они не проснулись.

Татуировки в честь убитых врагов

Чукчи покрывали свои тела татуировками, посвященными убитым врагам. После победы воин наносил на тыльную сторону запястья правой руки столько точек, сколько противников он отправил на тот свет. На счету некоторых опытных бойцов было столько поверженных врагов, что точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.

Предпочитали смерть плену

Чукотские женщины всегда носили при себе ножи. Острые лезвия были нужны им не только в быту, но и на случай самоубийства. Поскольку пленные люди автоматически становились рабами, чукчи предпочитали смерть такой жизни. Узнав о победе врага (например, явившихся отомстить коряков), матери сначала убивали своих детей, а потом и самих себя. Как правило, они бросались грудью на ножи или копья.

Проигравшие воины, лежащие на поле брани, просили своих противников о смерти. Причем, делали это равнодушным тоном. Единственным пожеланием было – не мешкать.

Выиграли войну с Россией

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Смазывали стрелы ядом

Чукчи прекрасно владели своими луками. Они смазывали наконечники стрел ядом, даже легкое ранение обрекало жертву на медленную мучительную и неминуемую смерть.

Бубны обтягивали человеческой кожей

Чукчи сражались под звуки бубнов, обтянутых не оленьей (как положено по обычаю), а человеческой кожей. Такая музыка нагоняла ужас на врагов. Об этом говорили русские солдаты и офицеры, воевавшие с аборигенами севера. Колонизаторы объясняли свое поражение в войне особой жестокостью представителей этого народа.

Воины умели летать

Чукчи во время рукопашных схваток перелетали через поле битвы, приземляясь в тылу врага. Как они совершали прыжки на 20-40 метров и после этого могли сражаться? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Вероятно, умелые воины использовали особые приспособления вроде батутов. Данный прием часто позволял одерживать победы, ведь противники так и не поняли, как ему противостоять.

Владели рабами

Чукчи владели рабами вплоть до 40-х годов ХХ века. Женщин и мужчин из бедных семей часто продавали за долги. Они выполняли грязную и тяжелую работу, как и захваченные в плен эскимосы, коряки, эвенки, якуты.

Обменивались женами

Чукчи вступали в так называемые групповые браки. В них входили несколько обычных моногамных семей. Мужчины могли обмениваться женами. Такая форма социальных отношений была дополнительной гарантией выживания в тяжелых условиях вечной мерзлоты. Если кто-то из участников подобного союза погибал на охоте, то о его вдове и детях было, кому позаботиться.

Народ юмористов

Чукчи могли прожить, найти кров и еду, если обладали способностью смешить людей. Народные юмористы переезжали из стойбища в стойбище, веселя всех своими шутками. Их уважали и высоко ценили за талант.

Изобрели памперсы

Чукчи первыми изобрели прообраз современных подгузников. Они использовали слой мха с оленьей шерстью как впитывающий материал. Новорожденного одевали в подобие комбинезона, меняя импровизированный подгузник несколько раз в день. Жизнь в условиях сурового севера заставляла людей быть изобретательными.

Меняли пол по приказу духов

Чукотские шаманы могли сменить пол по указанию духов. Мужчина начинал носить женскую одежду и вести себя соответственно, иногда он буквально выходил замуж. А вот шаманка, напротив, перенимала стиль поведения сильного пола. Такого перевоплощения, по верованиям чукчей, от своих служителей иногда требовали духи.

Старики умирали добровольно

Чукотские старики, не желая быть обузой для своих детей, часто соглашались на добровольную смерть. Известный писатель-этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.) в своей книге «Чукчи» отметил, что причиной возникновения такого обычая стало вовсе не плохое отношение к пожилым людям, а тяжелые условия жизни и недостаток пищи.

Часто добровольную смерть выбирали тяжелобольные чукчи. Как правило, таких людей убивали через удушение ближайшие родственники.

Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни.

Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет.

Стойбище

Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория"

Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник. Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом (береста, шкуры и т.п.). Устройство яранги значительно сложнее.

Натягивание покрышки (рэтэма) на каркас яранги

Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке. Вначале ставят три длинных шеста (как и при строительстве чума). Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи. После установки каркаса натягивают покрышку (рэтэм) из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги.

"Усиление" яранги, чтобы не сдуло покрышку

Зимние покрышки однозначно шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Яранга в амгуэмской тундре



Третья бригада МУСХП "Чаунское"



Яранга в Янракыннотской тундре

Внешне яранга готова. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги. В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра.

Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь. Это полог - жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят. Отапливается полог при помощи жирника или керосинки. За счёт того, что шкуры подворачивают вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Так как открывать полог ночью нельзя, то нужду, в специальную ёмкость справляют тут же, в пологе. Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Полог снаружи

Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой

Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется.

Разведение костра

Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья (за исключением пойменных рощ) в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. длины. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении.

Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать.



Заготовка дров

Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды. С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период, в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка (генератор), которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться?

Послеобеденное время

Вечерний досуг

В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом.

"Закрома" яранги